Бессмертие - награда или наказание? Или ещё что?
c
crataegus
У меня нет причин сознаваться в этом. Поскольку всё это вполне технологично, и следование технологии приводит к подтверждениям. Более того, на эту ситуацию можно смотреть ещё проще. Буддизм - только за то, что подтверждается опытом, полученным в
ясном осознавании. Если у Вас лчино нет такого опыта - нет никаких проблем, не исходите из этого.
Вопрос - откуда известно, что тот опыт, что был кем-то получен, был получен в "ясном осозновании"? Кто вообще знает, что это "ясное осознавание", а не очередное помрачение или аффект? Кто вообще сказал, что существует это "ясное осознавание"?
Всё можно представить вообще очень просто. В нашем сознании есть аффекты и омрачения? Конечно, есть, все мы с ними прекрасно знакомы. Их можно устранять? Да, разумеется, у всех,
надеюсь, есть тот или иной опыт такого рода, когда что-то в себе мы поправляли. То есть эти вещи а) есть и б) устранимы. Из этого прямо следует, что есть и состояние, где любые омрачения, аффекы и прочие добавки отсуствуют.
Из этого совсем даже не следует, что устранимы ВСЕ омрачения. И что есть состояние, в котором отсутствуют "добавки". Возможно, состояние, когда человеку думается, что устранены все омрачения, и есть самое тяжелое омрачение.
ИМХО, буддизм так или иначе опирается на чей-то опыт. На опыт тех, кого принято считать "просветленным". Но это та же вера. И христиане точно так же могут говорить - "У нас есть такой-то святой, он делал то-то и то-то, значит, он шел по верному пути, и мы будем идти таким же". Принципиальной разницы я не вижу.
Ладно... мне этот диспут стал неинтересен по той простой причине, что никто из нас ничего нового тут не скажет. Все уже было сказано до нас, и мы в веках не первые, кто ломает копья о вопросы веры, Просветления, теодицеи и т.п. Что толку повторять то, что уже сто раз до нас перемолото в муку? Это я никому не в обиду, поверьте. Может, лучше к бессмеритю вернемся?
Собственно по сабжу у меня родилась вот какая мысль. Какое бы ни было это бессмертие, точнее, как бы мы его ни мыслили - по-буддийски, по-христиански ли, я думаю, у него есть одна общая черта. Бессмертие должно быть индивидуально (мне так ка-атся), то есть, в нем нет социального фактора. Иными словами, представьте себе себя без социума - получите состояние бессмертия (это грубо, конечно, но все же). Я полагаю, уже этого достаточно, чтоб почувствовать себя ... дискомфортно, мягко говоря. Представьте себе, сколько причин для наших поступков, мыслей и т.п. отпадает, если мы лишаемся социума. И в каком провале оказывается тогда "душа" или "ум"...
c
crataegus
???
Капитан, а забыли, в теме про Иуду я этот вопрос уже поднимала... Вы обисчали вернуться к нему. Вот я и жду )))
U
URALUS
представьте себе себя без социума - получите состояние бессмертия (это грубо, конечно, но все же). Я полагаю, уже этого достаточно, чтоб почувствовать себя ... дискомфортно, мягко говоря. Представьте себе, сколько причин для наших поступков, мыслей и
т.п. отпадает, если мы лишаемся социума. И в каком провале оказывается тогда "душа" или "ум"...
А, это на необитаемом очстрове оказаться? Не только душа пропадает, но и честь, совесть, вежливость, правдивость, угодничество.
А остаются, - сила, хитрость, ловкость, смекалка, умения, храбрость, последовательность, и, конечно, ум, (если вы не имеете в виду ум буддийский).
уже не настаиваю настаиваю на органиченности предсказательной силы Бога
допустим, способность Бога предвидеть не ограничена
возникает 3 версии:
1. Бог МОЖЕТ предвидеть всё, но почему-то в отношении нашего мира решил не напрягаться, а просто понаблюдать
(возможно, потому, что был полностью занят "предвизионным моделированием" других миров)
2. Бог предвидел все основные моменты нашего мира и обнаружил: мир развивается, прогрессирует - интересный мир! нужно воплотить и рассмотреть в деталях!
3. Если Бог предвидел ВСЕ моменты нашего мира, возникают вопросы:
если он уже ВСЁ предвидел, был ли смысл создавать этот мир "реально"?
ни малейшего!
а чем "реальный" мир отличается от "предвидимого"?
да ничем!
получается, наш мир Бог и не создавал - мы лишь "предвизионные модели" в его сознании
(хм, мне это нравится)
Собственно, идея конвергенции религий не новая в истории, этих попыток было и будет много - потому что к ним есть свои причины. Но есть причины и на то, чтобы из этого ничего не вышло.
Эти причины обусловлены :-)
Если честно, идея о возможном скрещении религий веры и религий опыта, на мой взгляд, основывается на неглубоком знании и неглубоком понимании тех и других, в особенности, отсутствии практического опыта.
В ваших постах прослежиается однозначность восприятия религий: религия веры и религия опыта. Не соглашусь. В христианстве также присутствует опыт - отказ от грехов, обряды, отшельничество и др. А в буддизме вера - вера в результаты опыта предшественников.
Во-первых, троица не решает проблем теодицеи.
А я сказал, что решает?
Поэтому, конечно, мало.
А я что, пытаюсь объединить религии? Даже не пытаюсь этого делать. Ведь важно, куда мы придем, а право выбора пути пусть остается за нами ;-)
Буддист стремится к просветлению - т.е. к полному раскрытию всех качеств ума, отсечению всех страданий, заблуждений, омрачений, двойственности. В число этих заблуждений входят в том чисе
представления о возможности самобытия, о существовании в действительности своего "я" и божественного начала, о не-относительности добра и зла, бытия и небытия и т.д. - любых пар противоположностей. Он стремится не от неправильных идей к правильным, а к тому, что рождает все идеи.
Если по русски для всех: буддист стремится к счастью и к единой истине. Хотелось бы выделить последнее предложение, и сказать по христиански: Человек стремиться к Богу, т.к. Бог есть истина. И здесь можно убрать имя Бога, если Вы испытываете нужду привязать его к канону, а я могу убрать слово буддист из первого предложения, т.к. все люди, независимо от вероисповедания, идут к одному.
Ну и самый камень преткновения:
В результате он становится святым, попадает в рай и далее пребывает с Богом (не становясь им, что
принципиально важно).
Вы опять спорите с каноном :-)
Лёня,
Христианский догмат о единственности творения.
Что автоматически означает неполноту.
==================
daz,
Религия опыта означает не то, что только в ней есть опыт, а то, что в ней все цели, включая конечную, достижимы и проверяемы опытом. В связи с чем вера не требуется.
Не вера, а доверие, подлежащее проверке и поддающееся проверке. Вы даже можете обойтись без доверия, если это не помешает вам двигаться.
Все стремятся переживать счастье и избегать страданий.
а что заставляет думать, что он НЕ СОЗДАВАЛ такого мира - не нашего, а другого?
Христианский догмат о единственности творения.
у меня есть версия Его мотива -
любопытство
Что автоматически означает неполноту.
==================
daz,
Не соглашусь. В христианстве также присутствует опыт - отказ от грехов, обряды, отшельничество и др.
Религия опыта означает не то, что только в ней есть опыт, а то, что в ней все цели, включая конечную, достижимы и проверяемы опытом. В связи с чем вера не требуется.
А в буддизме вера - вера в результаты опыта
предшественников.
Не вера, а доверие, подлежащее проверке и поддающееся проверке. Вы даже можете обойтись без доверия, если это не помешает вам двигаться.
все люди, независимо от вероисповедания, идут к одному.
Все стремятся переживать счастье и избегать страданий.
c
crataegus
А остаются, - сила, хитрость, ловкость, смекалка, умения, храбрость, последовательность, и, конечно, ум, (если вы не имеете в виду ум буддийский).
нууу... я бы не стала так радикально... Совесть, ИМХО, не целиком обусловлена социумом. Так же как и правдивость, честность etc. Так же как и хитрость, ловкость, последовательность вовсе не независимы от социума... Тут надо лучше подумать... Может, чего надумаю, напишу еще.
U
а что мешало Богу создать сразу совершенный мир, не требующий столь трудного и кровавого развития?
Наверное просто Бог считает "трудности" и "кровавость" естественными опциями Творения.
U
Непонятна нужда Бога в равитии его творения (бракодел?).
Если Бог играет, то почему ж бракодел?
Когда ребенок играет, строит чего-то [развивает], мы его что, бракоделом обзываем?
Когда ребенок играет,
Ничего себе сравнение! То, что делает ребёнок равнозначно "божественному творению"?!?!
Сrataegus
Поскольку речь идёт о вашем опыте, то вы и решаете. Кто ещё это может сделать? Ведь нам большую часть времени нашей жизни как-то удаётся приходить к заключению, что мы нормальны и действуем в трезвом уме и ясной памяти, не так ли? Это раз.
Помрачения и ясность распознаются, как и всё остальное, по плодам. По результатам. Становитесь ли вы свободнее, счастливее, радостнее? Или происходящее губит вас, делает несчастным, заставляет страдать?
Если его нет, ни одному опыту, ни одному выводу нельзя доверять. Включая все без исключения религиозные заповеди.
Я намеренно пропустил один шаг в рассуждении. Что ж, возвращаемся к нему. В этом случае Вам придётся доказать, что существует хотя бы одно неустранимое омрачение, и объяснить, почему. Показать, что, мол, такова его природа, что оно никак не может быть устранено.
Правда, это будет говорить о его естественности.
См. выше. Если это не добавка, это базовое чистое состояние.
Понятно, что не видите - Вам хотелось бы везде видеть веру. Но это ошибка. Буддизм веры не требует и в вере не нуждается - в силу того, на чём основывается. Никто не заставляет Вас верить в чей-то опыт, если Вы его не пережили и, более того, если у Вас возник ясный и надёжный опыт, опровергающий чужой опыт.
Я уже рассказывал Вам о словах Будды по поводу того, кто должен быть авторитетом человеку.
Отшельники не становятся бессмертными только из-за отшельничества.
Верно. Сила привычек.
Все ли из них полезны?
Это верно. Ему приходится прекращать постоянно потреблять идущий извне поток и впервые обратить внимание на самого себя. Не всегда это знакомство оказывается приятным.
Вопрос - откуда известно, что тот опыт, что был кем-то получен, был получен в "ясном осозновании"? Кто вообще знает, что это "ясное осознавание", а не очередное помрачение или аффект?
Поскольку речь идёт о вашем опыте, то вы и решаете. Кто ещё это может сделать? Ведь нам большую часть времени нашей жизни как-то удаётся приходить к заключению, что мы нормальны и действуем в трезвом уме и ясной памяти, не так ли? Это раз.
Помрачения и ясность распознаются, как и всё остальное, по плодам. По результатам. Становитесь ли вы свободнее, счастливее, радостнее? Или происходящее губит вас, делает несчастным, заставляет страдать?
Кто вообще сказал, что существует это "ясное осознавание"?
Если его нет, ни одному опыту, ни одному выводу нельзя доверять. Включая все без исключения религиозные заповеди.
Из этого совсем даже не следует, что устранимы ВСЕ омрачения.
Я намеренно пропустил один шаг в рассуждении. Что ж, возвращаемся к нему. В этом случае Вам придётся доказать, что существует хотя бы одно неустранимое омрачение, и объяснить, почему. Показать, что, мол, такова его природа, что оно никак не может быть устранено.
Правда, это будет говорить о его естественности.
И что есть состояние, в котором отсутствуют "добавки".
См. выше. Если это не добавка, это базовое чистое состояние.
ИМХО, буддизм так или иначе опирается на чей-то опыт.
На опыт тех, кого принято считать "просветленным". Но это та же вера. И христиане точно так же могут говорить - "У нас есть такой-то святой, он делал то-то и то-то, значит, он шел по верному пути, и мы будем идти таким же". Принципиальной разницы я не вижу.
Понятно, что не видите - Вам хотелось бы везде видеть веру. Но это ошибка. Буддизм веры не требует и в вере не нуждается - в силу того, на чём основывается. Никто не заставляет Вас верить в чей-то опыт, если Вы его не пережили и, более того, если у Вас возник ясный и надёжный опыт, опровергающий чужой опыт.
Я уже рассказывал Вам о словах Будды по поводу того, кто должен быть авторитетом человеку.
Иными словами, представьте себе себя без социума - получите состояние бессмертия
Отшельники не становятся бессмертными только из-за отшельничества.
Я полагаю, уже этого достаточно, чтоб почувствовать себя ... дискомфортно, мягко говоря.
Верно. Сила привычек.
Представьте себе, сколько причин
для наших поступков, мыслей и т.п. отпадает, если мы лишаемся социума.
Все ли из них полезны?
И в каком провале оказывается тогда "душа" или "ум"...
Это верно. Ему приходится прекращать постоянно потреблять идущий извне поток и впервые обратить внимание на самого себя. Не всегда это знакомство оказывается приятным.
Капитан, а забыли, в теме про Иуду я этот вопрос уже поднимала... Вы обисчали вернуться к нему. Вот я и жду
Спрашивайте.
U
(хм... пока мне нравится! :^)
и воспринимать зло есть смысл - для того, чтобы с ним бороться
нет смысла страдать от него
Мне лично нравится. Но только изменил бы оборот "с ним бороться" на "от него избавляться[освобождаться]".
Наверное просто Бог считает "трудности" и "кровавость" естественными опциями Творения.
Аморален.
Если Бог играет, то почему ж бракодел?
Отчего всемогущий творец наших тел
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны - зачем умираем?
Если несовершенны - то кто бракодел?
(с) Омар Ха-Эм Спупендайк.
Когда ребенок играет, строит чего-то
[развивает], мы его что, бракоделом обзываем?
Ага, котёнку лапку отрывает, попугайчику голову скручивает. А чо? Играет ведь.
Ясно то, что для меня не ясна смысловая разница "веры" и "доверия"
Думаю, что на самом деле неплохо ясна.
U
Если по русски для всех: буддист стремится к счастью и к единой истине.
Не совсем. В той цели, к которой стремится буддист НЕТ счастливого буддиста. Вообще нет КОГО-л.
U
Ничего себе сравнение! То, что делает ребёнок равнозначно "божественному творению"?!?!
По этому поводу читаем пункт инструкции про "станьте как дети" :-)
U
Отшельники не становятся бессмертными только из-за отшельничества.
Корректнее было бы имхо так сказать:
физическое тело отшельника с т.з. социума не становится бессмертным. Потому как, возможно, отшельник в таком режиме перешел к иному САМОвосприятию. Т.е. отшельник стал уже не тот, что был раньше "не-отшельник".
Ага, котёнку лапку отрывает, попугайчику голову скручивает. А чо? Играет ведь
Капитан, я не очень просекаю. Это дидактический прием или Вас эти вопросы действительно плющат? :-)
От пользователя: L_e_o
Наверное просто Бог считает "трудности" и "кровавость" естественными опциями Творения.
Аморален.
Не Аморален, но аморален (с т.з. бытийной ограниченной морали). Я это уже комментировал. :-)
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны - зачем умираем?
Если несовершенны - то кто бракодел?
Да.. типичная бытийно-интеллигентская жвачка ума.. :-)
[Сообщение изменено пользователем 20.02.2006 11:38]
Что автоматически означает неполноту.
пока останавливаюсь на этом:
1) зла и несовершенства в представлении Бога (и праведников) нет, поэтому Он всеблаг,а мир совершенен
2) мы не обладаем свободой действовать вопреки Богу, но мы обладаем свободой восприятия (в том числе чего-то как Зла или несовершенства)
3) говорить, что Бог ответственен за ошибки нашего восприятия - это снимать эту ответственность с себя (и лишать себя единственной свободы)
Вас эти вопросы действительно плющат?
Нет, меня действительно плющат другие вопросы.
==============
1) зла и несовершенства в представлении Бога (и
праведников) нет, поэтому Он всеблаг,а мир совершенен
Что означает, что наши представления не совпадают.
2) мы не обладаем свободой действовать вопреки Богу, но мы обладаем свободой восприятия (в том числе чего-то как Зла
или несовершенства)
А поскольку всё, что у нас есть, - это наше восприятие, дополнительные сущности типа Бога, нам не нужны.
3) говорить, что Бог ответственен за ошибки нашего восприятия - это снимать эту ответственность с
себя (и лишать себя единственной свободы)
И опять же, Бог не нужен для исправления ошибок нашего восприятия. Все эти проблемы целиком находятся внутри поля восприятия, ничего лишнего тут не нужно, оно только отвлекает и влечёт самообман.
c
crataegus
Ведь нам большую часть времени нашей жизни как-то удаётся приходить к заключению, что мы нормальны и действуем в трезвом уме и ясной памяти, не так ли?
Я бы с этим поспорила, но не хочу. Норма - это весьма условное понятие
Помрачения и ясность распознаются, как и всё остальное, по плодам. По результатам. Становитесь ли вы свободнее, счастливее, радостнее? Или происходящее губит вас, делает несчастным, заставляет страдать?
Тоже не факт. Мне иногда снятся красивые сны. Они делают меня счастливее. Значит, они происходят в "ясном осознавании"?
Если его нет, ни одному опыту, ни одному выводу нельзя доверять.
Вот именно. Но буддисты все же доверяют.
В этом случае Вам придётся доказать, что существует хотя бы одно неустранимое омрачение, и объяснить, почему. Показать, что, мол, такова его природа, что оно никак не может быть устранено.
Это из серии "А докажите, что Бога нет".
Понятно, что не видите - Вам хотелось бы везде видеть веру. Но это ошибка. Буддизм веры не требует и в вере не нуждается - в силу того, на чём основывается. Никто не заставляет Вас верить в чей-то опыт, если Вы его не пережили и, более
того, если у Вас возник ясный и надёжный опыт, опровергающий чужой опыт.
Мне не то чтобы "хотелось бы везде видеть веру", но я вижу, что буддизм так или иначе опирается если не на веру, то на доверие чужому опыту. Заставлять, конечно, никто не заставляет, но Вы вот в Нирвану ВЕРИТЕ, или Вы там побывали? Опыт есть?
:-)
Отшельники не становятся бессмертными только из-за отшельничества.
Елки, ну зачем так буквально понимать?
Не всегда
это знакомство оказывается приятным.
Хех, а говорите, ада нет :-)
Спрашивайте.
Уже. Повторю - в Нирване побывали? Прошлые рождения помните?
U
На всякий случай притча про плачущего буддиста.
Сидит буддист плачет.
Его спрашивают, типа, чего плачешь-то?
Он отвечает:"Ребенок умер..."
"Но ты ж буддист! Для тебя ведь весь мир - иллюзия????"
"Да, иллюзия... И смерть ребенка - величайшая из иллюзий..."
Сидит буддист плачет.
Его спрашивают, типа, чего плачешь-то?
Он отвечает:"Ребенок умер..."
"Но ты ж буддист! Для тебя ведь весь мир - иллюзия????"
"Да, иллюзия... И смерть ребенка - величайшая из иллюзий..."
Сrataegus
Но Вам лично для эффективного функционирования этой меры условности вполне хватает, не так ли? Вы ведь не бегаете каждый день проверяться к психиатру, не так ли? Я тоже.
Если это имеет устойчивый эффект, почему нет?
Потому что они не исходят из того, что ясного осознавания нет.
Лехко.
Но в данном месте речь не о Боге, мы этому много времени уделили.
Я просто предлагаю Вам обосновать Ваше утверждение.
Уже есть разница, не так ли? Идём дальше. Чужому опыту - в той мере, в которой его можно повторить и проверить. Именно поэтому речь идёт о высокой технологичности буддизма. О воспроизводимости опыта.
Собственного ещё нет, поэтому есть доверие чужому опыту, которое, в том числе, основывается ещё и на вполне логичных обоснованиях, в которых нет нужды чему-либо верить.
Где это я такое говорил??
Кое-что есть, но хочу сразу предупредить, что свою практику и её результаты я обсуждать не буду.
Норма - это весьма условное понятие
Но Вам лично для эффективного функционирования этой меры условности вполне хватает, не так ли? Вы ведь не бегаете каждый день проверяться к психиатру, не так ли? Я тоже.
Значит, они происходят в "ясном осознавании"?
Если это имеет устойчивый эффект, почему нет?
Но буддисты все же доверяют.
Потому что они не исходят из того, что ясного осознавания нет.
Это из серии "А докажите, что Бога нет".
Лехко.
Но в данном месте речь не о Боге, мы этому много времени уделили.
Я просто предлагаю Вам обосновать Ваше утверждение.
но я вижу, что буддизм так или иначе опирается если не на веру, то на доверие чужому опыту
Уже есть разница, не так ли? Идём дальше. Чужому опыту - в той мере, в которой его можно повторить и проверить. Именно поэтому речь идёт о высокой технологичности буддизма. О воспроизводимости опыта.
Заставлять, конечно, никто не заставляет, но Вы вот в Нирвану ВЕРИТЕ, или Вы там побывали? Опыт есть?
Собственного ещё нет, поэтому есть доверие чужому опыту, которое, в том числе, основывается ещё и на вполне логичных обоснованиях, в которых нет нужды чему-либо верить.
Хех, а говорите, ада нет
Где это я такое говорил??
Прошлые рождения помните?
Кое-что есть, но хочу сразу предупредить, что свою практику и её результаты я обсуждать не буду.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.