Армагеддон всегда с нами?
G
Greggy
Пара источник-приемник сама по себе и есть аккумулятор информации. Как конденсатор в электронике. Ибо без этой пары информация не существует. Блин, если бы я знал, что Вы изучали физику, я бы проще растолмачил. Для тех, кто изучал: может вы Римме объясните. Пример -- фононы. Они вроде и ведут себя
как частицы, но из кристалла их не выцепить. Поэтому с описательной точки зрения фононы существуют только при условии существования кристалла и нас, наблюдателей. То же самое с информацией. Она не может накапливаться только в пространстве или только в голове. Она собирается, ткскзть, в
пространстве-голове, в этой качественно новой сущности.
Проиграет - и уйдет из этой души навсегда.
Опа... :-(
Потому, что до самой смерти человек еще может что-то изменить в своей душе.
То есть... Бог может туда еще вернуться? Просто из моих усилий??
"Праведник едва спасается".
Кранты тебе, Ктоя, малолетняя иеруса... %(
Бог может лишать надежды? Он ее дает, люди - легко забирают. Осекитесь, ибо из чего Вы исходите... и кому говорите - заблудшей уже душе и пропавшей уже. а не только пропащей.
Или Он отвел свои прекрасные глаза... Обычное дело.
фононы существуют только при условии существования кристалла и нас, наблюдателей
А наблюдателями разве нельзя пренебречь? Про фононы я нифига не врубилась... :-)
G
Greggy
Римма, по поводу нематериальности: поехали Вы, скажем, в Америку. Гуляете так перед Белым домом. Вдруг видите окровавленный труп Буша. Первая мысль: "президента убили". Включаете вечером телевизор -- там та же картинка. В газетах и Интернете Вы читаете: "Буш зарезан". То же самое слышите от соседей.
Информация ОДНА И ТА ЖЕ, а МАТЕРИАЛЬНЫЕ носители РАЗНЫЕ: телек, сам труп, инет, газеты, слова соседей. Если бы информация имела материальную сущность, то ОДИНАКОВЫЕ ее проявления представлялись бы ОДИНАКОВЫМ образом.
G
Greggy
Римма, наблюдателями пренебречь нельзя. Потому что фононы -- НАША модель для упрощения рассмотрения твердого тела. Мы их ВВОДИМ. Так что они существую исключительно для нас.
Римма, по поводу нематериальности: поехали Вы, скажем, в Америку. Гуляете так перед Белым домом. Вдруг видите окровавленный труп Буша. Первая мысль: "президента убили". Включаете вечером телевизор -- там та же картинка. В газетах и Интернете Вы
читаете: "Буш зарезан". То же самое слышите от соседей. Информация ОДНА И ТА ЖЕ, а МАТЕРИАЛЬНЫЕ носители РАЗНЫЕ: телек, сам труп, инет, газеты, слова соседей. Если бы информация имела материальную сущность, то ОДИНАКОВЫЕ ее проявления представлялись бы ОДИНАКОВЫМ образом.
Погрешности схожести, или то самое мое любимое преждевременное прозрение :-)
Одни и те же проявления просто воздуха, который материален донельзя - представляются РАЗНЫМ образом. Берите астматика. Ошибка здесь не в сути информации, которая, как заявляется - одна и та же, субъективное преломление – в носителе, который к информации отношение имеет опосредованное (самой информацией) не непосредственное.
Кроме того… Будем считать, что знание, которое схоже по сути с информацией – нематериально, НО: одинаковые проявления одного и того же знания, представляются разным образом. Какой там основной вопрос философии? :-) Это всё только шумы в инфоканале, вне зависимости от материальности информации или наоборот :о)
s
shimnkin
не верь всему что пишут
Римма, наблюдателями пренебречь нельзя. Потому что фононы -- НАША модель для упрощения рассмотрения твердого тела. Мы их ВВОДИМ. Так что они существую исключительно для нас.
Чтоп мои гуманитарные мозги не сломались… Это похоже на НОЛЬ? Которого нет, который существует исключительно для нас? Если да, давайте от етой печки… Фотоны для меня – тот же ноль :-)
д
дежурный
А вапче... Вслушайтесь, как здОрово: смерть - очень необычное переЖИВание... М-м-м...
Возможно, я имел в виду переживание близости смерти. Или переживание душой смерти тела.
От пользователя: дежурный
Проиграет - и уйдет из этой души навсегда.
Опа...
Так на то она и "последняя". Но я думаю, что особенно ужасаться не стоит: мы знаем о страданиях живого на грани небытия, а о "жизни без источника жизни" что можем сказать? Может, там и хорошо: щелкаешь себе как реле на пульте. Все страдание в переходе.
От пользователя: дежурный
Потому, что до самой смерти человек еще может что-то изменить в своей душе.
То есть... Бог может туда еще вернуться? Просто из моих усилий??
"Из моих усилий" Бог может открыть мне, что Он оттуда никуда не уходил. Что все, что в моей душе страдало, это и есть Он -нерожденный, невыраженный, падающий в мою неизмеримую сердечную путоту. Из чьих же еще?
От пользователя: дежурный
"Праведник едва спасается".
Кранты тебе, Ктоя, малолетняя иеруса... %(
Бог может лишать надежды?
Не бойся Праведники - они ж сильные, им и искушения по их силам богатырским. Правила такие - каждый в полную свою силу работает. А то праздник неинтересный будет. Все-таки Апокалипсис - это еще и светлая книга. А ад, может, в том и состоит, что понимаешь, как мало провел через душу добра, пока была возможность, чем и лишился возможности любить...
Или Он отвел свои прекрасные глаза... Обычное дело.
Незнакомка, или Ваша речь стала несвязной или я утратил способность понимать.
Так… На работе мне уже нифига не скачать… А сейчас глаза слипаются… Милые друзья, всем непременно отвечу! Чичас на дискетку запишу все, что требует ответа, и буду лодырничать изо всех сил в офе… :о) Завтра вечером – выложу весь автономный режим. Притормаживать буду сильно… Но… иначе – никак :-(
G
Greggy
Римма, по поводу воздуха Вы правы. Измените потребителя, носитель информации или и то, и другое, и информация изменится. Субъективное преломление здесь (пример про воздух) не в носителе, а в получателе. Информация в этом случае НЕ одна и та же, поскольку имеем дело с 2-мя разными потребителями:
астматиком и нормальным. А в примере про Буша получатель один (Вы), носители разные. Все дела.
Важно: для заданной пары носитель-потребитель информация определена ОДНОЗНАЧНЫМ образом. То есть не существует 2-х различных точек зрения, которых Вы ОДНОВРЕМЕННО придерживаетесь. Вы, как получатель, можете почерпнуть строго определенную информацию из данной знаковой системы, коими в нашем обсуждении окружающие объекты и являются. Если же не фиксирован потребитель, носитель или оба, то и информация варьируется.
С фононами долго объяснять. Давайте их оставим :-)
[Сообщение изменено пользователем 01.03.2004 21:16]
Важно: для заданной пары носитель-потребитель информация определена ОДНОЗНАЧНЫМ образом. То есть не существует 2-х различных точек зрения, которых Вы ОДНОВРЕМЕННО придерживаетесь. Вы, как получатель, можете почерпнуть строго определенную информацию из данной знаковой системы, коими в нашем обсуждении окружающие объекты и являются. Если же не фиксирован потребитель, носитель или оба, то и информация варьируется.
С фононами долго объяснять. Давайте их оставим :-)
[Сообщение изменено пользователем 01.03.2004 21:16]
I
I Am You
А мысль? Информация в вашем понимании то же, что мысль?
Нет.
Причины всегда обусловлены. Каковы условия? То есть, причины всегда вторичны, что первично
Причины ВСЕГДА первичны.
Не слишком удачный пример, нет? Все «причины» дерева в косточке вполне материальны.
Информация может существовать и без физического мира. Купидонов,эльфов,летающих лошадей и пр. не существует, а информация о них существует. В тоже время, нельзя сказать, что в физическом мире существует что-то, что не имеет соответствия в информационной реальности - каждый объект мира имеет информационный аналог.Поэтому информационная реальность первична, в физическая - вторична,и они не равноправны.Информация не энергия . Энергия же это лишь информация в физическом мире. Информация реализуется в восплощенном мире посредством накачки энергии,вдыханием жизни или через прямое постижение посредством прямого взгляда.
Сама по себе информация существует в иной реальности, не пересекающейся с физической ни в смысле пространства, ни в смысле времени. С материалистической точки зрения, информации вообще нет.Именно поэтому современная наука полностью отрицает СМЫСЛ, и считает его возникновение плодом человеческого субъективного восприятия реальности посредством сознания или ума.
Э... Что совершенно верно, Костя3? Кто или что это за пустотность причин? Хм... Причины не имеют содержания… Почему?
Ну ,что ж, почитайте Дхармакирти, Нагарджуну или хотя бы Цултрима Гьямцо("Последовательные этапы медитации на пустотность").
Всеми предыдущими комментариями я хотела сказать, что «информация» и «причины» - не одно и то же, и здесь даже ДЛЯ ПРЧИН можно выявить временнУю зависимость. Они всегда ПОСЛЕ и
зависимы по отношению к информации, обусловлены ею.
Значит это не причины,а следствия которые вы приняли за причины.Причины в "чистом виде" это всегда информация.
В значительной степени это вопрос договоренности о терминах .
Информация бывает только о чем-то, или не имеет содержания? Если «о чем-то», то может ли возникнуть лишь после возникновения Чего-то? Или является тем самым платоническим шаблоном? Информация о Римме как таковой появилась как минимум после ее
зачатия. Ранее была информация о других субъектах. Если с этим согласиться, то информация должна иметь начало, хотя может и не иметь конца.
Если бы Вы хорошо знали историю Индии, то наверно сильно бы удивились тому факту что Рамаяна (жизнеописание Рамы) была написана до рождения самого Рамы :-)
Информация нематериальна, материальны только ее носители
Здесь нет противоречия.Действительно ВИДЕТЬ и осуществлять прямое считывание информации могут далеко не все и даже их ВИДЕНЬЕ может различаться в деталях в зависимости от чистоты их кармы.
I
I Am You
Только восточные мудрецы по этому поводу от энтузиазма не скачут. Главный предмет их религиозных исканий - как бы достичь нирваны и покинуть эти счастливые круги сансары
Не знаю о какой такой восточной мудрости вы говорите, но это далеко не так.Точнее это касается только Колесниц Шраваков и Пратьекабудд.
Подлинный мудрец всегда обьединяет свое постижение с этим миром и обнаруживая через него полное единство внешнего и внутреннего,только тогда и обретает единый вкус в благом и ужасном .Сансара это и есть Нирвана! Так от чего же тогда стремиться ее покинуть?;-)
G
Greggy
Kostya3, видение информации в данном контексте -- это и есть информация, принимаемая субъектом в данный момент времени. Каждый ее получает индивидуально. Понятно, что кто-то видит больше, кто-то меньше, но, с другой стороны, увидеть ВСЮ информацию об объекте невозможно. Исчерпывающее описание
объекта -- это сам объект, не меньше. Если Вы делите его на части, пытаясь что-то увидеть, Вы ломаете сущность объекта, и он перестает представлять из себя точную копию того, что было до деления. Если Вы идете таким путем, то Вам придется дробить части на еще более мелкие. Информационная нагрузка
при этом возрастает. И так до бесконечности. Можно предположить, что распылив объект на бесконечное (никак не меньше) количество элементов, Вы опишите первоначальный объект. И вернетесь к изначальному состоянию, когда объект был цел и служил универсальным описанием себя. А где начало отсчета (нуль
информации) и как проградуировать шкалу, которую Вы будете использовать для оценки того, кто ВИДИТ больше, кто меньше?
[Сообщение изменено пользователем 01.03.2004 22:46]
[Сообщение изменено пользователем 01.03.2004 22:46]
Ктоя,
> Говорить о том, что информация существует в пространстве – то же, что информация существует. ТЧК. Или покажите мне такое место, которое не было бы пространством.
Вот, Вы начали понимать.
Походящий образ здесь - беременное пространство. Абсолютный потенциал, всё время воплощающийся в формы.
=======
Kostya3,
> Причины ВСЕГДА первичны.
М-н-н-э-э-э... Вы не определили контекст. В определённом контексте - да, первичны. Но это обусловленный контекст.
Это реплика общая. Замечу, что в данном разговоре, для понимания Вашего собеседника, поначалу можно исходить из первичности причин (не забывая, конечно, что сами они тоже являются следствиями других причин).
Т.е. - как обычно - и да, и нет одновременно.
p.s. Я прочёл Ваше письмо только вчера ночью, а ответить смогу только завтра утром. Так получается.
> Говорить о том, что информация существует в пространстве – то же, что информация существует. ТЧК. Или покажите мне такое место, которое не было бы пространством.
Вот, Вы начали понимать.
Походящий образ здесь - беременное пространство. Абсолютный потенциал, всё время воплощающийся в формы.
=======
Kostya3,
> Причины ВСЕГДА первичны.
М-н-н-э-э-э... Вы не определили контекст. В определённом контексте - да, первичны. Но это обусловленный контекст.
Это реплика общая. Замечу, что в данном разговоре, для понимания Вашего собеседника, поначалу можно исходить из первичности причин (не забывая, конечно, что сами они тоже являются следствиями других причин).
Т.е. - как обычно - и да, и нет одновременно.
p.s. Я прочёл Ваше письмо только вчера ночью, а ответить смогу только завтра утром. Так получается.
G
Greggy
Капитан, а по поводу моей белиберды не выскажетесь? Ваше мнение дорогого стОит.
[Сообщение изменено пользователем 01.03.2004 22:47]
[Сообщение изменено пользователем 01.03.2004 22:47]
д
дежурный
Вот, Вы начали понимать.
А я перестал. Для существования информации не нужно пространства. Сказать "информация существует" и "информация существует в пространстве" - разные вещи. ТЧК. Или докажите мне их эквивалентность.
Походящий образ здесь - беременное пространство.
Беременное? И кто отец?
Абсолютный потенциал, всё время воплощающийся в формы.
Что-то вроде Брахмана? Бог, но безличный? Бог, но абсолютно "перпендикулярный" человеку?
U
1234567891111111111111
Вслушайтесь, как здОрово: смерть - очень необычное переЖИВание
- ты помнишь момент, когда тебя включили?
- я помню свой
Можно, конечно, представлять дело так, что "информация существует" тождественно "информация записана на физическом носителе". (Воздержусь от оценки, правильно ли это.)
Если мы считаем так, то... никакой "первичной информации самой по себе" не бывает. По определению.
Если мы пытаемся считать как-то иначе, то... Тогда мы пытаемся представить себе "информацию в пространстве". Нам это, возможно, не удается. А ЧТО ИМЕННО мы хотели бы представить? Нолики-единички на фоне черного звездного неба? А мы умеем представлять себе СУЩЕСТВУЮЩЕЕ НЕЧТО, иное, чем материальные объекты? И в чем тогда дело? Может, воздержаться от явно пртиворечивой попытки?
Вопрос второй - что информация существует лишь постольку, поскольку существует приемник. Опять вопрос большой.
Если мы считаем так, то... никакой "первичной информации самой по себе" не бывает. По определению.
Если мы пытаемся считать как-то иначе, то... Тогда мы пытаемся представить себе "информацию в пространстве". Нам это, возможно, не удается. А ЧТО ИМЕННО мы хотели бы представить? Нолики-единички на фоне черного звездного неба? А мы умеем представлять себе СУЩЕСТВУЮЩЕЕ НЕЧТО, иное, чем материальные объекты? И в чем тогда дело? Может, воздержаться от явно пртиворечивой попытки?
Вопрос второй - что информация существует лишь постольку, поскольку существует приемник. Опять вопрос большой.
U
1234567891111111111111
Тогда мы пытаемся представить себе "информацию в пространстве".
- тогда-то мы выдумываем ноосферу
U
1234567891111111111111
Про пряники.
Не следует думать, что рай праведнику уготован сразу после смерти. Сперва душа его томиться в Чистилище:
ЧИСТИЛИЩЕ. Учение Римско-католической церкви о чистилище состоит в следующем. Когда человек уже после крещения совершает грех и получает прощение или когда он совершает «простительный» грех, остающийся неотпущенным, он, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощенный бременем подобных грехов, попадает в чистилище, т.е. туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что дает им впоследствии возможность попасть на небеса.
Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается богооткровенным словом Писания в 2 Макк 12:43-46. Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осужденным на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Стало быть, души умерших пребывают в таком месте, где молитвы еще могут им помочь «разрешиться от греха».
Веру в чистилище церковь обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его; православные церкви в основном согласны с католическим учением о чистилище.
С началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы» благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.
Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.
Не следует думать, что рай праведнику уготован сразу после смерти. Сперва душа его томиться в Чистилище:
ЧИСТИЛИЩЕ. Учение Римско-католической церкви о чистилище состоит в следующем. Когда человек уже после крещения совершает грех и получает прощение или когда он совершает «простительный» грех, остающийся неотпущенным, он, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощенный бременем подобных грехов, попадает в чистилище, т.е. туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что дает им впоследствии возможность попасть на небеса.
Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается богооткровенным словом Писания в 2 Макк 12:43-46. Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осужденным на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Стало быть, души умерших пребывают в таком месте, где молитвы еще могут им помочь «разрешиться от греха».
Веру в чистилище церковь обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его; православные церкви в основном согласны с католическим учением о чистилище.
С началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы» благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.
Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.
U
1234567891111111111111
так собственно, о чем я, о том, что все мы умрем и только в день Страшного Суда (кругом страх) встанем из могил дабы продолжить бытиё в новом мире вечно придавшись праздности либо корчится в страданиях
U
1234567891111111111111
по ходу набрёл на забаную статью:
http://www.hrono.ru/statii/christ.html
обратите внимание на комментарии к ней
[Сообщение изменено пользователем 02.03.2004 11:47]
http://www.hrono.ru/statii/christ.html
обратите внимание на комментарии к ней
[Сообщение изменено пользователем 02.03.2004 11:47]
U
1234567891111111111111
и еще одна:
Е.А. Бочкарёва
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ СМЕРТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
(СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МЕДИЕВИСТИКА В СВЕТЕ
ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ)
В
последние несколько десятилетий в отечественной исторической науке всё отчётливее проявляется интерес к проблемам со-циокультурной, демографической, антропологиче-ской истории. Существенно расширился объект исторического исследования. Наряду с такими тра-диционными темами отечественной историогра-фии, как изучение рабочего и революционного движения, хозяйства и промышленности, междуна-родных отношений, появились новые дисциплины и темы: политическая и культурная антропология, история повседневности, макро- и микроистория. Немалое место среди них занимают такие темы, как изучение семьи, детства, особенностей гендер-ной структуры, чудесного и воображаемого, cтраха и болезни, времени и пространства. Проблема от-ношения к смерти и понимания потустороннего мира – составная часть более общей проблемы истории ментальностей, социально-психологических установок. Ментальность выража-ет повседневный образ коллективного восприятия, зачастую имея в себе бессознательные и непод-контрольные элементы. Отношение к смерти – од-но из самых устойчивых в истории коллективных представлений, настроений, эмоций, изучение ко-торых позволяет выделить определённые законо-мерности и тенденции в формировании жизненных установок.
В 70 – 80е гг. в европейской историогра-фии произошёл «прорыв» в области исследования восприятия смерти. Темы Страшного Суда и за-гробного воздаяния, картины Плясок смерти, ада, рая, чистилища по-новому стали рассматриваться историками; смерть и отношение к ней стали как важнейшие ментальные составляющие эпохи[1]. Не остались без внимания данные сюжеты и в со-временной отечественной историографии, так, на-пример, в работах А. Я. Гуревича, Ю. Л. Бессмерт-ного, В. П. Даркевича, Ю. Е. Арнаутовой и др..
А. Я. Гуревич подчёркивает значение ис-следования темы смерти для анализа новых науч-ных методик, а также для открытия не затронутых ранее аспектов ментальности, выхода на более широкую социокультурную проблематику; обраща-ет внимание на связь изучения этого вопроса с насущными проблемами современности.[2] В представлениях о смерти, по мнению А. Я. Гуреви-ча, отразились коллективные страхи и одержимо-сти эпохи; средневековые люди «переносили в структуру мира иного идеи о времени и простран-стве, о человеческой личности, о соотношении ду-ха и материи…»[3]. К смерти, как и к другим ком-понентам картины мира (пространство, время, бо-гатство, труд и др.), А. Я. Гуревич применяет тер-мин «категория»[4]. Раскрывая смысл отдельных категорий, историк приближается к пониманию единой социально-культурной системы, «живой, пульсирующей и изменяющейся действительно-сти»[5].
Собственную концепцию А. Я. Гуревич создаёт, анализируя особые жанры средневековой литературы – загробные видения (visiones), нраво-учительные примеры (exempla). Средневековые видения загробного мира выступают у автора как самостоятельные объекты исследования, как спе-цифический феномен средневекового миросозер-цания. Они встречаются в сочинениях Григория I, Хинкмара Рейнского, Григория Турского, Беды Дос-топочтенного и др.[6]. А. Я. Гуревич выделяет по-вторяющиеся мотивы в видениях: мост, соединяю-щий ад и рай и переброшенный над потоком; книги с записями добрых и злых деяний человека; тяжба из-за души между ангелами и нечистой силой; ко-лодец, из которого вырывается адское пламя; пыт-ка чередованием мороза и жары и т.д.[7 ].
Становление взглядов А. Я. Гуревича на восприятие смерти проходило, во многом в поле-мике с историками-медиевистами, среди которых выделяются Ф. Арьес, Ж. Ле Гофф, П. Шоню. А. Я. Гуревич не раз подвергал разумной и вполне обос-нованной критике концепцию Филиппа Арьеса, ак-центируя внимание на односторонности и произ-вольности отбора источников[8], преобладании среди них памятников литературы и изобразитель-ного искусства; на том, что французский историк не учитывал законов литературных жанров, воспри-нимая стилистическое клише за действительный элемент ментальности; на отрицании наличия страха смерти как одного из основополагающих фрагментов средневековой картины мира[9 ].
Серьёзные расхождения между А. Я. Гуре-вичем и Ф. Арьесом лежат в плоскости представ-лений о Страшном Суде. Ф. Арьес считал, что окончательная оценка личности умершего откла-дывалась до Страшного Суда, на котором будет вынесен приговор его душе. Поэтому между вре-менем жизни индивида, между моментом его осуж-дения существует интервал неопределённой дли-тельности[10 ]. А. Я. Гуревич же говорит о сосуще-ствовании большой и малой эсхатологии, так как идеи о немедленном суде над душой умершего и о Страшном Суде были сразу заложены в христиан-ской трактовке. Для первых христиан, живших в ожидании конца света, это противоречие было не-актуальным, аллегорическим и символическим («отделение овец от козлищ»)[11]. Но в начале средневековья стали преобладать представления о том, что суд, который должен состояться в конце времён, вместе с тем, вершится в момент смерти индивида, и адские муки начинаются немедленно, а не после Страшного Суда[12] Существенным не-достатком концепции Ф. Арьеса, по мнению А. Я. Гуревича, является преимущественное внимание к высшим слоям средневекового общества и не-обоснованная экстраполяция представлений знати на всё общество, включая народную культуру[13].
Немалое влияние для концепции А. Я. Гу-ревича имеет спор с Жаком Ле Гоффом по поводу возникновения чистилища. По Ж. Ле Гоффу, пере-ход от бинарной картины потустороннего мира к троичной совершается на рубеже XII – XIII вв. (с 1170 по 1220 гг.), когда схоласты пришли к заклю-чению о том, что у души умершего, если это не ду-ша тяжкого грешника, есть шансы на спасение, пройдя очищение огнём в чистилище. Появление таких представлений было вызвано ростом рацио-нальности средневековых городов, распростране-нием троичной системы (oratores – bellatores – la-bouratores), отображением которой стала схема «рай – чистилище – ад»[14].
А. Я. Гуревич не согласен, что «триада» - это более высшая система по сравнению с бинар-ной оппозицией; он утверждает, что троичное де-ление было присуще ещё архаическому обществу и носит сакральный характер, а в средневековую культуру пришло через латинских авторов, которые делили общество на «лучших», «средних» и «низ-ших». Мнения Ж. Ле Гоффа и А. Я. Гуревича схо-дятся в том, что идея чистилища существовала с начала средневековья (евангельские сюжеты, со-чинения Оригена, Климента Александрийского, Августина Блаженного, Григория Великого, Беды Достопочтенного) – чистилища, не названного по имени и не имеющего строго определённого локу-са, существующего для очищения от грехов, кото-рые можно искупить после смерти[15].
Другой подход в изучении восприятия смерти предложил Ю. Л. Бессмертный, поставив-ший задачу связать исследование смертности, продолжительности жизни с восприятием смерти, и причин смертности с активностью самосохрани-тельного (витального) поведения. Демографиче-ский анализ у автора становится способом ком-плексного изучения объективной и субъективной сторон исторической действительности. В работе «Жизнь и смерть в средние века» Ю. Л. Бессмерт-ный утверждает, что в истории, равно как и в чело-веке, происходит постоянная борьба двух ключе-вых феноменов – жизни и смерти, которая опреде-ляет менталитет и поведение людей[16].
Ю. Л. Бессмертный выделяет несколько периодов в развитии борьбы жизни и смерти, с преобладанием какого-то одного из этих начал: IX – X вв. (каролингская эпоха) – время большой смерт-ности, низкой продолжительности жизни [17]; XII – XIII вв. – период смирения перед смертью и болез-нью; появления новых литературных жанров – «стихов о смерти», в которых провозглашались две концепции смерти – традиционная церковная, со-гласно которой земная жизнь – это только приго-товление к телесной смерти и душевному спасе-нию, и светская, делающая акцент на земные ра-дости[18]. В это время создаётся идея чистилища, формируется зрительный образ смерти, активизи-руются самосохранительные настроения, возрас-тает независимость индивида, увеличивается чис-ло пожилых, немного возрастает продолжитель-ность жизни[19].
Большое значение, по Ю. Л. Бессмертно-му, в изменении восприятия смерти сыграли XIV – XV вв. – пора массовых эпидемий, демографиче-ского спада, длительной психологической напря-жённости, которые наложились на процесс разло-жения средневекового строя, внутреннего кризиса общества. Это вызвало рост пессимизма, отчаяния, трагического осмысления неотвратимости смерти и проявилось в самобичевании флагеллантов, «пля-сках смерти», пышных похоронных процессиях[20]. Но, несмотря на это, постепенно происходит даль-нейшая активизация самосохранительного поведе-ния, рост заботы о здоровье, в частности, о здоро-вье старых людей [21].
В современной отечественной историо-графии существует немало работ, посвящённых различным аспектам проблемы восприятия смерти. Так, Ю. Е. Арнаутова, исследуя феномен колдовст-ва и болезней, насылаемых с помощью колдовст-ва, приходит к выводу о тесной связи отношения к смерти с магическими действиями над мёртвыми, проводимыми, чтобы вылечить болезнь, или, на-оборот, «наговорить» её на человека[22]. В. П. Даркевич, Ю. П. Крылова отмечают особую смехо-вую составляющую народного восприятия смерти, которая была тесно связана со средневековыми карнавальными процессиями[23]. Л. Н. Чернова, А. Г. Румянцев сквозь призму исследования завеща-ний XIV – XV вв. показывают демографическую ситуацию в Англии, изменение восприятия смерти английской элитой[24].
Весьма любопытную попытку предприняла О. А. Новикова, попытавшаяся выделить на приме-ре памятников испанской поэзии основные «общие места», характерные для средневекового видения смерти. К таковым автор отнесла мотивы смире-ния, ничтожности человека и земных благ перед смертью; неожиданности, внезапности прихода смерти; возможности тесного общения с потусто-ронним миром; изображения отталкивающей сто-роны смерти (так называемого macabre) и др.[25].
Ц. Г. Нессельштраус занялся изучением более узкой проблемы – «Плясок смерти» в запад-ноевропейском искусстве. Анализируя образы смерти в литературе, изобразительной традиции, автор приходит к выводу о том, что «Пляски смер-ти» и «ars moriendi» - это тема искусства не сред-невекового периода, а переходной эпохи к новому времени, и отражают они, в первую очередь, «раз-ломы» во времени, пространстве, социальных структурах и ментальности, сложившиеся при дли-тельном и постепенном переходе к новому време-ни[26].
Необходимо упомянуть о собственно исто-риографическом изучении проблемы смерти, пред-принятом в современной отечественной историче-ской науке. Это работа М. М. Федотовой, в которой представлены основные направления «истории смерти» в западной историографии [27], и более фундаментальное исследование Т. И. Зайцевой по французской историографии, в частности, по рабо-там Ф. Арьеса и М. Вовелля [28].
Таким образом, изучение восприятия смерти в отечественной исторической науке явля-ется одним из наиболее перспективных, на наш взгляд, направлений развития исследований. Дан-ная тема является весьма обширной по охвату – это и демографическая составляющая, и психоло-гическая, и изобразительная, к тому же она служит ключом к пониманию ментальности средневекового общества (не в статичном облике, а в динамичном, сложном по структуре и функциям).
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992; Делюмо Ж. Ужасы на Западе. – М., 1994; M. Vo-velle. La Mort en Occident: De 1300 `a nos jours. P., 1983.
2. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной ис-ториографии.//Одиссей. Человек в истории. – М., 1996. – С. 115.
3. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981. – С. 176.
4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.// В кн.: Гуревич А. Избранные труды. Т. 2. Средневековый мир. – М. – СПб., 1999. – С. 17.
5. Там же. С. 22.
6. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – С. 191 – 196.
7. Там же. С.203- 4.
8. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной ис-ториографии. – С. 120.
9. Гуревич А. Я. Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии.// Предисл. в кн.: Арьес Ф. Указ. соч. – С. 8.
10. Арьес Ф. Указ. соч. – С. 114 – 117.
11. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной ис-ториографии. – С. 122.
12. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – С. 30, 241.
13. Гуревич А. Я. Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии. – С. 25.
14. Ле Гофф Ж. Время чистилища.// В кн. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. - М., 2001. – С. 114, 118 –119.
15. Там же. С. 115, Гуревич А. Я. Категории средневеко-вой культуры. – С. 246.
16. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. – М., 1991. – С.13.
17. Там же. С. 51 – 52.
18. Там же. С. 108.
19. Там же. С. 109 – 113.
20. Там же. С. 174 – 186.
21. Там же. С. 184 – 185.
22. Арнаутова Ю. Е. Колдовство и колдовские болезни в средние века.//Вопросы истории. – 1994. – №11. – С. 161.
23. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. – М., 1988. – С. 105; Крылова Ю. П. Игры и развлечения горожан.// Город в средневековой цивилизации За-падной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. – М., 2000. – С. 320.
24. Румянцев А. Г. Завещания как источник по истории английской социальной элиты начала XV вв.// Про-блемы истории и культуры средневекового общества. – СПб., 2000. – С.96; Чернова Л. Н. О самосознании купеческой элиты Лондона XIV – XV вв.// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. – С. 312.
25. Новикова О. А. К вопросу о восприятии смерти в средние века и Возрождение.// Культура средних ве-ков и Нового времени. – М., 1987.- С. 152.
26. Нессельштраус Ц. Г. «Пляски смерти» в западноевро-пейском искусстве XV в. как тема рубежа средневеко-вья и Возрождения.// Культура Возрождения и сред-невековья. – М., 1993. – С. 142.
27. Федотова М. М. Образ смерти в западноевропейской культуре.// Человек. – 1991. - №5. – С. 3 – 27.
28. Зайцева Т. И. Проблема смерти в современной фран-цузской историографии. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. ист. наук. – Томск, 1995.
Е.А. Бочкарёва
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ СМЕРТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
(СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МЕДИЕВИСТИКА В СВЕТЕ
ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ)
В
последние несколько десятилетий в отечественной исторической науке всё отчётливее проявляется интерес к проблемам со-циокультурной, демографической, антропологиче-ской истории. Существенно расширился объект исторического исследования. Наряду с такими тра-диционными темами отечественной историогра-фии, как изучение рабочего и революционного движения, хозяйства и промышленности, междуна-родных отношений, появились новые дисциплины и темы: политическая и культурная антропология, история повседневности, макро- и микроистория. Немалое место среди них занимают такие темы, как изучение семьи, детства, особенностей гендер-ной структуры, чудесного и воображаемого, cтраха и болезни, времени и пространства. Проблема от-ношения к смерти и понимания потустороннего мира – составная часть более общей проблемы истории ментальностей, социально-психологических установок. Ментальность выража-ет повседневный образ коллективного восприятия, зачастую имея в себе бессознательные и непод-контрольные элементы. Отношение к смерти – од-но из самых устойчивых в истории коллективных представлений, настроений, эмоций, изучение ко-торых позволяет выделить определённые законо-мерности и тенденции в формировании жизненных установок.
В 70 – 80е гг. в европейской историогра-фии произошёл «прорыв» в области исследования восприятия смерти. Темы Страшного Суда и за-гробного воздаяния, картины Плясок смерти, ада, рая, чистилища по-новому стали рассматриваться историками; смерть и отношение к ней стали как важнейшие ментальные составляющие эпохи[1]. Не остались без внимания данные сюжеты и в со-временной отечественной историографии, так, на-пример, в работах А. Я. Гуревича, Ю. Л. Бессмерт-ного, В. П. Даркевича, Ю. Е. Арнаутовой и др..
А. Я. Гуревич подчёркивает значение ис-следования темы смерти для анализа новых науч-ных методик, а также для открытия не затронутых ранее аспектов ментальности, выхода на более широкую социокультурную проблематику; обраща-ет внимание на связь изучения этого вопроса с насущными проблемами современности.[2] В представлениях о смерти, по мнению А. Я. Гуреви-ча, отразились коллективные страхи и одержимо-сти эпохи; средневековые люди «переносили в структуру мира иного идеи о времени и простран-стве, о человеческой личности, о соотношении ду-ха и материи…»[3]. К смерти, как и к другим ком-понентам картины мира (пространство, время, бо-гатство, труд и др.), А. Я. Гуревич применяет тер-мин «категория»[4]. Раскрывая смысл отдельных категорий, историк приближается к пониманию единой социально-культурной системы, «живой, пульсирующей и изменяющейся действительно-сти»[5].
Собственную концепцию А. Я. Гуревич создаёт, анализируя особые жанры средневековой литературы – загробные видения (visiones), нраво-учительные примеры (exempla). Средневековые видения загробного мира выступают у автора как самостоятельные объекты исследования, как спе-цифический феномен средневекового миросозер-цания. Они встречаются в сочинениях Григория I, Хинкмара Рейнского, Григория Турского, Беды Дос-топочтенного и др.[6]. А. Я. Гуревич выделяет по-вторяющиеся мотивы в видениях: мост, соединяю-щий ад и рай и переброшенный над потоком; книги с записями добрых и злых деяний человека; тяжба из-за души между ангелами и нечистой силой; ко-лодец, из которого вырывается адское пламя; пыт-ка чередованием мороза и жары и т.д.[7 ].
Становление взглядов А. Я. Гуревича на восприятие смерти проходило, во многом в поле-мике с историками-медиевистами, среди которых выделяются Ф. Арьес, Ж. Ле Гофф, П. Шоню. А. Я. Гуревич не раз подвергал разумной и вполне обос-нованной критике концепцию Филиппа Арьеса, ак-центируя внимание на односторонности и произ-вольности отбора источников[8], преобладании среди них памятников литературы и изобразитель-ного искусства; на том, что французский историк не учитывал законов литературных жанров, воспри-нимая стилистическое клише за действительный элемент ментальности; на отрицании наличия страха смерти как одного из основополагающих фрагментов средневековой картины мира[9 ].
Серьёзные расхождения между А. Я. Гуре-вичем и Ф. Арьесом лежат в плоскости представ-лений о Страшном Суде. Ф. Арьес считал, что окончательная оценка личности умершего откла-дывалась до Страшного Суда, на котором будет вынесен приговор его душе. Поэтому между вре-менем жизни индивида, между моментом его осуж-дения существует интервал неопределённой дли-тельности[10 ]. А. Я. Гуревич же говорит о сосуще-ствовании большой и малой эсхатологии, так как идеи о немедленном суде над душой умершего и о Страшном Суде были сразу заложены в христиан-ской трактовке. Для первых христиан, живших в ожидании конца света, это противоречие было не-актуальным, аллегорическим и символическим («отделение овец от козлищ»)[11]. Но в начале средневековья стали преобладать представления о том, что суд, который должен состояться в конце времён, вместе с тем, вершится в момент смерти индивида, и адские муки начинаются немедленно, а не после Страшного Суда[12] Существенным не-достатком концепции Ф. Арьеса, по мнению А. Я. Гуревича, является преимущественное внимание к высшим слоям средневекового общества и не-обоснованная экстраполяция представлений знати на всё общество, включая народную культуру[13].
Немалое влияние для концепции А. Я. Гу-ревича имеет спор с Жаком Ле Гоффом по поводу возникновения чистилища. По Ж. Ле Гоффу, пере-ход от бинарной картины потустороннего мира к троичной совершается на рубеже XII – XIII вв. (с 1170 по 1220 гг.), когда схоласты пришли к заклю-чению о том, что у души умершего, если это не ду-ша тяжкого грешника, есть шансы на спасение, пройдя очищение огнём в чистилище. Появление таких представлений было вызвано ростом рацио-нальности средневековых городов, распростране-нием троичной системы (oratores – bellatores – la-bouratores), отображением которой стала схема «рай – чистилище – ад»[14].
А. Я. Гуревич не согласен, что «триада» - это более высшая система по сравнению с бинар-ной оппозицией; он утверждает, что троичное де-ление было присуще ещё архаическому обществу и носит сакральный характер, а в средневековую культуру пришло через латинских авторов, которые делили общество на «лучших», «средних» и «низ-ших». Мнения Ж. Ле Гоффа и А. Я. Гуревича схо-дятся в том, что идея чистилища существовала с начала средневековья (евангельские сюжеты, со-чинения Оригена, Климента Александрийского, Августина Блаженного, Григория Великого, Беды Достопочтенного) – чистилища, не названного по имени и не имеющего строго определённого локу-са, существующего для очищения от грехов, кото-рые можно искупить после смерти[15].
Другой подход в изучении восприятия смерти предложил Ю. Л. Бессмертный, поставив-ший задачу связать исследование смертности, продолжительности жизни с восприятием смерти, и причин смертности с активностью самосохрани-тельного (витального) поведения. Демографиче-ский анализ у автора становится способом ком-плексного изучения объективной и субъективной сторон исторической действительности. В работе «Жизнь и смерть в средние века» Ю. Л. Бессмерт-ный утверждает, что в истории, равно как и в чело-веке, происходит постоянная борьба двух ключе-вых феноменов – жизни и смерти, которая опреде-ляет менталитет и поведение людей[16].
Ю. Л. Бессмертный выделяет несколько периодов в развитии борьбы жизни и смерти, с преобладанием какого-то одного из этих начал: IX – X вв. (каролингская эпоха) – время большой смерт-ности, низкой продолжительности жизни [17]; XII – XIII вв. – период смирения перед смертью и болез-нью; появления новых литературных жанров – «стихов о смерти», в которых провозглашались две концепции смерти – традиционная церковная, со-гласно которой земная жизнь – это только приго-товление к телесной смерти и душевному спасе-нию, и светская, делающая акцент на земные ра-дости[18]. В это время создаётся идея чистилища, формируется зрительный образ смерти, активизи-руются самосохранительные настроения, возрас-тает независимость индивида, увеличивается чис-ло пожилых, немного возрастает продолжитель-ность жизни[19].
Большое значение, по Ю. Л. Бессмертно-му, в изменении восприятия смерти сыграли XIV – XV вв. – пора массовых эпидемий, демографиче-ского спада, длительной психологической напря-жённости, которые наложились на процесс разло-жения средневекового строя, внутреннего кризиса общества. Это вызвало рост пессимизма, отчаяния, трагического осмысления неотвратимости смерти и проявилось в самобичевании флагеллантов, «пля-сках смерти», пышных похоронных процессиях[20]. Но, несмотря на это, постепенно происходит даль-нейшая активизация самосохранительного поведе-ния, рост заботы о здоровье, в частности, о здоро-вье старых людей [21].
В современной отечественной историо-графии существует немало работ, посвящённых различным аспектам проблемы восприятия смерти. Так, Ю. Е. Арнаутова, исследуя феномен колдовст-ва и болезней, насылаемых с помощью колдовст-ва, приходит к выводу о тесной связи отношения к смерти с магическими действиями над мёртвыми, проводимыми, чтобы вылечить болезнь, или, на-оборот, «наговорить» её на человека[22]. В. П. Даркевич, Ю. П. Крылова отмечают особую смехо-вую составляющую народного восприятия смерти, которая была тесно связана со средневековыми карнавальными процессиями[23]. Л. Н. Чернова, А. Г. Румянцев сквозь призму исследования завеща-ний XIV – XV вв. показывают демографическую ситуацию в Англии, изменение восприятия смерти английской элитой[24].
Весьма любопытную попытку предприняла О. А. Новикова, попытавшаяся выделить на приме-ре памятников испанской поэзии основные «общие места», характерные для средневекового видения смерти. К таковым автор отнесла мотивы смире-ния, ничтожности человека и земных благ перед смертью; неожиданности, внезапности прихода смерти; возможности тесного общения с потусто-ронним миром; изображения отталкивающей сто-роны смерти (так называемого macabre) и др.[25].
Ц. Г. Нессельштраус занялся изучением более узкой проблемы – «Плясок смерти» в запад-ноевропейском искусстве. Анализируя образы смерти в литературе, изобразительной традиции, автор приходит к выводу о том, что «Пляски смер-ти» и «ars moriendi» - это тема искусства не сред-невекового периода, а переходной эпохи к новому времени, и отражают они, в первую очередь, «раз-ломы» во времени, пространстве, социальных структурах и ментальности, сложившиеся при дли-тельном и постепенном переходе к новому време-ни[26].
Необходимо упомянуть о собственно исто-риографическом изучении проблемы смерти, пред-принятом в современной отечественной историче-ской науке. Это работа М. М. Федотовой, в которой представлены основные направления «истории смерти» в западной историографии [27], и более фундаментальное исследование Т. И. Зайцевой по французской историографии, в частности, по рабо-там Ф. Арьеса и М. Вовелля [28].
Таким образом, изучение восприятия смерти в отечественной исторической науке явля-ется одним из наиболее перспективных, на наш взгляд, направлений развития исследований. Дан-ная тема является весьма обширной по охвату – это и демографическая составляющая, и психоло-гическая, и изобразительная, к тому же она служит ключом к пониманию ментальности средневекового общества (не в статичном облике, а в динамичном, сложном по структуре и функциям).
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992; Делюмо Ж. Ужасы на Западе. – М., 1994; M. Vo-velle. La Mort en Occident: De 1300 `a nos jours. P., 1983.
2. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной ис-ториографии.//Одиссей. Человек в истории. – М., 1996. – С. 115.
3. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981. – С. 176.
4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.// В кн.: Гуревич А. Избранные труды. Т. 2. Средневековый мир. – М. – СПб., 1999. – С. 17.
5. Там же. С. 22.
6. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – С. 191 – 196.
7. Там же. С.203- 4.
8. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной ис-ториографии. – С. 120.
9. Гуревич А. Я. Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии.// Предисл. в кн.: Арьес Ф. Указ. соч. – С. 8.
10. Арьес Ф. Указ. соч. – С. 114 – 117.
11. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной ис-ториографии. – С. 122.
12. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – С. 30, 241.
13. Гуревич А. Я. Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии. – С. 25.
14. Ле Гофф Ж. Время чистилища.// В кн. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. - М., 2001. – С. 114, 118 –119.
15. Там же. С. 115, Гуревич А. Я. Категории средневеко-вой культуры. – С. 246.
16. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. – М., 1991. – С.13.
17. Там же. С. 51 – 52.
18. Там же. С. 108.
19. Там же. С. 109 – 113.
20. Там же. С. 174 – 186.
21. Там же. С. 184 – 185.
22. Арнаутова Ю. Е. Колдовство и колдовские болезни в средние века.//Вопросы истории. – 1994. – №11. – С. 161.
23. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. – М., 1988. – С. 105; Крылова Ю. П. Игры и развлечения горожан.// Город в средневековой цивилизации За-падной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. – М., 2000. – С. 320.
24. Румянцев А. Г. Завещания как источник по истории английской социальной элиты начала XV вв.// Про-блемы истории и культуры средневекового общества. – СПб., 2000. – С.96; Чернова Л. Н. О самосознании купеческой элиты Лондона XIV – XV вв.// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. – С. 312.
25. Новикова О. А. К вопросу о восприятии смерти в средние века и Возрождение.// Культура средних ве-ков и Нового времени. – М., 1987.- С. 152.
26. Нессельштраус Ц. Г. «Пляски смерти» в западноевро-пейском искусстве XV в. как тема рубежа средневеко-вья и Возрождения.// Культура Возрождения и сред-невековья. – М., 1993. – С. 142.
27. Федотова М. М. Образ смерти в западноевропейской культуре.// Человек. – 1991. - №5. – С. 3 – 27.
28. Зайцева Т. И. Проблема смерти в современной фран-цузской историографии. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. ист. наук. – Томск, 1995.
Единичка, но это же шило!
Кто прочтёт?
====
Greggy,
Только не покрывайте меня бронзой.
Комментирую:
> с другой стороны, увидеть ВСЮ информацию об объекте невозможно.
Смотря кому и как.
> Исчерпывающее описание объекта -- это сам объект, не меньше.
Абсолютно верно.
> Если Вы делите его на части, пытаясь что-то увидеть, Вы ломаете сущность объекта, и он перестает представлять из себя точную копию того, что было до деления.
Фактически, мы имеем дело с новым объектом. То же самое происходит при анализе образов.
> Можно предположить, что распылив объект на бесконечное (никак не меньше) количество элементов, Вы опишите первоначальный объект. И вернетесь к изначальному состоянию, когда объект был цел и служил универсальным описанием себя.
Я бы сказал, что это просто служит указанием на то, что все объекты по природе своей пусты - и не обладают самостью, действительностью существования.
> А где начало отсчета (нуль информации) и как проградуировать шкалу, которую Вы будете использовать для оценки того, кто ВИДИТ больше, кто меньше?
Иными словами, на чьих очках пыли больше.
=====
дежурный,
> А я перестал. Для существования информации не нужно пространства. Сказать "информация существует" и "информация существует в пространстве" - разные вещи.
Есть ещё способ сказать. Пространство есть информация. Или наоборот.
> Или докажите мне их эквивалентность.
Можем попробовать с помощью описания свойств того и другого - и увидим, что они идентичны.
> Беременное? И кто отец?
Нет-нет. Двуполость тут ни при чём.
> Что-то вроде Брахмана? Бог, но безличный? Бог, но абсолютно "перпендикулярный" человеку?
Так тянет к Богу?
А если не использовать это? Дело в том, что в слове Бог уже содержится определённая неподходящая семантика, например, любой бог всегда личностен.
Кто прочтёт?
====
Greggy,
Только не покрывайте меня бронзой.
Комментирую:
> с другой стороны, увидеть ВСЮ информацию об объекте невозможно.
Смотря кому и как.
> Исчерпывающее описание объекта -- это сам объект, не меньше.
Абсолютно верно.
> Если Вы делите его на части, пытаясь что-то увидеть, Вы ломаете сущность объекта, и он перестает представлять из себя точную копию того, что было до деления.
Фактически, мы имеем дело с новым объектом. То же самое происходит при анализе образов.
> Можно предположить, что распылив объект на бесконечное (никак не меньше) количество элементов, Вы опишите первоначальный объект. И вернетесь к изначальному состоянию, когда объект был цел и служил универсальным описанием себя.
Я бы сказал, что это просто служит указанием на то, что все объекты по природе своей пусты - и не обладают самостью, действительностью существования.
> А где начало отсчета (нуль информации) и как проградуировать шкалу, которую Вы будете использовать для оценки того, кто ВИДИТ больше, кто меньше?
Иными словами, на чьих очках пыли больше.
=====
дежурный,
> А я перестал. Для существования информации не нужно пространства. Сказать "информация существует" и "информация существует в пространстве" - разные вещи.
Есть ещё способ сказать. Пространство есть информация. Или наоборот.
> Или докажите мне их эквивалентность.
Можем попробовать с помощью описания свойств того и другого - и увидим, что они идентичны.
> Беременное? И кто отец?
Нет-нет. Двуполость тут ни при чём.
> Что-то вроде Брахмана? Бог, но безличный? Бог, но абсолютно "перпендикулярный" человеку?
Так тянет к Богу?
А если не использовать это? Дело в том, что в слове Бог уже содержится определённая неподходящая семантика, например, любой бог всегда личностен.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.