Гумилев и теория этногенеза.
С
Стерлин
...- культура и дух этноса, которые так безжалостно игнорировались в формационной теории, здесь приобретают характер движущих сил, что лично мне кажется вполне адекватных подходом.
Попытка применить системный подход к анализу развития (упадка) цивилизаций не удалась, imho))).
Противопоставление формационного и цивилизационного подходов (курица-яйцо). По моему истина посередине, если она здесь, а не вне (над)рассматриваемых концепций :-)
Вхождение в чужой суперэтнос всегда предполагает отказ от своей собственной этнической доминанты и замену ее на господствующую систему ценностей нового суперэтноса.
Интересно, а как все эти идеи уживаются с современными идеями глобализма?
Насколько реально сейчас (инет, аэро-авто-перемещения) говорить об этносе, как закрытой и доминантной общности?
Интересно, а наши "бизнесс-туристы" сохраняют этническую принадлежность-пассионарность (а может быть даже влияют-передают) или процесс ассимиляции прямо пропорционален успешности в другой стране?
Корректно ли говорить, что идеи Гумилева были идеологически и политически своевременны для его времени?
Хорошая тема. Спасибо автору и его оппонентам.
;-)
В
Вигдис
под ред.Б.В.Личмана
История России?Дык там совсем чуток,для ознакомления.Или я путаю?
c
crataegus
По моему истина посередине
по-моему, важен предмет исследования.
И, ещё раз говорю, не стоит зацикливаться на одной методологии.
История России?Дык там совсем
чуток,для ознакомления
ага, он для вузов, но не для истфаков.
С
Стерлин
по-моему, важен предмет исследования.
а соответствует ли заявленный предмет исследования выводам?
впрочем автор уже далеко; осталась только красивая теория.
н
...ныне овцевод Герман Стерлиг...
И царей-то не было...
хех )))))))
Какие простые.
Вырвали одно слово из контекста.
Много ума для этого не надо.
Как был махровый феодализм и царизм 1000 лет назад
c
crataegus
то есть, махровый феодализм сейчас, что ли? ну это Вы погорячились.
Узких мест много, я бы сказала, что многовато.
а соответствует ли заявленный предмет исследования выводам?
Узких мест много, я бы сказала, что многовато.
Г
Грешник
Попытка применить системный подход к анализу развития (упадка) цивилизаций не удалась, imho
Вот ни черта не понимаю в истории цивилизаций, в этногенезе, но после этой фразы, читать Вас уже не хочется...:-)
[Сообщение изменено пользователем 17.09.2007 21:23]
К
Курт
Приведу в этой теме теорию Ясперса об осевом времени.
"Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.
С точки зрения Ясперса, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур." (с)
"Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.
С точки зрения Ясперса, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур." (с)
н
...ныне овцевод Герман Стерлиг...
то есть, махровый феодализм сейчас, что ли?
Идеология современного феодализма - идеология губернаторства.
Центральная власть слаба, чтобы контролировать страну и оставила себе всего лишь одну функцию - сбора налогов и откатов(взяток).
Всем остальным просто не хотят заниматься из экономических соображений.
Царя московского мало кто слушает. Недавно царь проездом через через Дальний Восток признался (и не раз и не первый год) в том, что его указы практически не выполняются, или очень декоративно, но не больше чем 30% от им подписанных.
Вот так то crataegus!
c
crataegus
Идеология современного феодализма - идеология губернаторства.
бррр
С
Стерлин
но после этой фразы, читать Вас уже не хочется.
по мне уже Гумилева изучают
:-d
Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, ...
а причину Ясперс не приводил? или факторы хотябы...
С
Социофоб
Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию.
Помнится где-то у Гумилева я читал критику концепции Ясперса. Дескать, голимый европоцентризм. К примеру, зороастризм, в котором впервые появилась идея линейного времени в противовес цикличному (мифологическому), появился задолго до "осевого времени".
С
Социофоб
Насколько реально сейчас (инет, аэро-авто-перемещения) говорить об этносе, как закрытой и доминантной общности?
Интересно, а наши "бизнесс-туристы" сохраняют этническую принадлежность-пассионарность (а может быть даже влияют-передают) или процесс ассимиляции прямо пропорционален успешности в другой стране?
Корректно ли говорить, что идеи Гумилева были идеологически и политически своевременны для его времени?
Мне тоже этот вопрос интересен.
Насчет "передачи пассионарности". Пассионарности по Гумилеву передается на генном уровне. Если пассионарии зачинают/рожают детей на "чужбине", то да, они передают пассионарность. Вообще по Гумилеву одним из факторов взрывного роста пассионарности является полигамия, когда пассионарный мужчина (предположительно пользующийся большим успехом у женщин либо в силу своих достоинств, либо по праву завоевателя) осеменяет нескольких женщин, а малопассионарные остаются без потомства. Однако впоследствии уровень пассионарности может так же быстро снижаться в силу того, что пассионарии долго не живут, ведь их идеал - жертвенность.
В
Вигдис
бррр
Сейчас Герман начнет рассказывать о вассально-ленных отношениях, аллодах и феодах...
Гумилёва ставят в один ряд с "цивилизационщиками" (Шпенглер
Гумилев круче.Убежденнее.:-)
Л
Ливси
Мне вот Маркс ближе, хоть и не в тему, уж извиняйте
К
Курт
а причину Ясперс не приводил?
Не, вроде, не приводит. И я бы на его месте не стал бы, это же чистой воды фантастика начнётся.
Поворотным пунктом в его "истории" считается появление философов.
"Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они не отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. ...
В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью..." (с) и ещё много подобной лирики от Ясперса.
К
Курт
Помнится где-то у Гумилева я читал критику концепции Ясперса.
А Ясперс критиковал Шпенглера, чьим последователем, я думаю, можно считать Гумилёва. Скорее всего их последователи до сих пор так и критикуют друг друга :-)
К
Курт
Гумилев круче.Убежденнее.
Я Шпенглера не осилил, очень тяжёлым языком писал он "Закат Европы".
В
Вигдис
Я Шпенглера не осилил
Просто не в настроение пришлось.Не могу сказать,что тяжело шло,да и объем не велик
очень тяжёлым языком
Если каяться,то до сих пор не осилен Сапковский,Вами косвенно порекомендованый:-(
К
Курт
Если каяться,то до сих пор не осилен Сапковский,Вами косвенно порекомендованый
Сагу о Ведьмаке, значит, не осилили )))
Я сейчас вообще никакую фэнтези не читаю, не идёт, скучно.
В
Вигдис
Сагу о Ведьмаке, значит, не осилили )))
Да уж. Гумилев вместе со Шпенглером курят по сравнению с белокурым Геральтом.
никакую фэнтези не читаю, не идёт, скучно.
А Ясперс и Гумилев,это весело?Хотя,если говорить про Гумилева,то он читается легко.
К
Курт
А Ясперс и Гумилев,это весело?Хотя,если говорить про Гумилева,то он читается легко.
Гумилёва я не читал. А от Ясперса лет 10 назад был в восторге, сейчас открыл книгу, не понимаю чему я так радовался. Вроде бы сплошная лирика, а не научная работа, не в пример Тойнби, тот был серъёзнее :-)
В
Вигдис
серъёзнее
Ежели серьезней - то это
Маркс
А лирики и у Гумилева предостаточно.Особенно "Древняя Русь и Великая степь",мне ее подарили,когда я на истфак поступила.Была очарована.
[Сообщение изменено пользователем 17.09.2007 23:20]
c
crataegus
Герман начнет рассказывать о вассально-ленных отношениях, аллодах и феодах...
очень я усомнилась
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.