О любви к себе и эгоизме
Т
Так
Глава из книги Фромма "Искусство любить":
"Любовь к себе (1)
Хотя никто не возражает против применения понятия любви к различным объектам, широко распространено мнение, что, в то время как любить других – добродетель, любить себя – грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что «эгоизм». Эта точка зрения имеет в западном мышлении глубокие корни. Кальвин считает любовь к себе «чумой» (2). Фрейд описывает любовь к себе с точки зрения психиатрии, и тем не менее смысл его суждения тот же, что и у Кальвина. Для него любовь к себе – это то же,. что нарциссизм, либидо, направленное на самого себя. Нарциссизм – это самая ранняя стадия человеческого развития, и человек, вернувшийся к этой стадий, позже не способен любить; крайняя степень этого явления – уже душевная болезнь. Фрейд считает, что любовь – проявление либидо; либидо, направленное на других, есть любовь; либидо, направленное на себя, есть себялюбие, Таким образом, любовь и себялюбие – взаимоисключающие понятия в том смысле, что чем сильнее одно, тем слабее другое. Если любить себя – плохо, значит, не быть эгоистом хорошо.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Подтверждается ли психологическими наблюдениям тезис о фундаментальном противоречии между любовью к себе и любовью к другим? Есть ли любовь к себе то же самое явление, что и эгоизм, или это противоположные явления? Далее, действительно ли эгоизм современного человека представляет собой заботу о самом себе как о личности со всеми возможностями ее интеллекта, эмоций и ощущений? Не стал ли этот человек придатком своей социально-экономической роли? Тождествен ли его эгоизм с любовью к себе или, напротив, обусловлен как раз ее отсутствием?
Прежде чем приступить к обсуждению психологического аспекта эгоизма и любви к себе, следует подчеркнуть, что представление, согласно которому понятия «любовь к другим» и «любовь к себе» исключают друг друга, несостоятельно. Если любить своего ближнего как человека – добродетель, то и любить себя самого тоже должно быть добродетелью, а не пороком, поскольку я тоже человек. Невозможно такое понятие человека, которое не включало бы мёня самого. Всякая доктрина, требующая такого исключения, оказывается внутренне противоречивой. В библейском изречении «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» подразумевается, что уважение к своей собственной цельности и неповторимости, любовь и понимание себя самого неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Любовь к самому себе неразрывно связана с любовью ко всякому другому существу.
Мы подошли теперь к основным психологическим предпосылкам, определяющим наши выводы. В общих чертах эти предпосылки сводятся к следующему: не только другие, но и мы сами являемся «объектом» наших чувств и установок; наши отношения к другим и к самим себе не только не противоречат друг другу, но по самой сути своей связаны. Для рассматриваемой проблемы это означает, что любовь к другим и любовь к себе отнюдь не исключают друг друга. Напротив, любовь к самим себе обнаруживается у всех тех, кто способен любить других. Любовь в принципе неделима, поскольку это касается связи между «объектами» любви и личностью любящего. Истинная любовь есть проявление плодотворного начала; она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание. Это не «аффект», в том смысле, что человек подвергается воздействию со стороны кого-то другого (3),– это активное желание развития и счастья для любимого человека, стремление, основанное на имеющейся у человека способности любить.
В любви к конкретному человеку реализуется и сосредотачивается сила любви, способность любить. Главное, утверждающее начало, содержащееся в любви, направлено на любимого человека как на воплощение качеств, заложенных в человеческой природе. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому. То своего рода «разделение труда», как называет это Вильям Джеймс, когда человек любит членов своей семьи, но не испытывает никаких чувств к «посторонним», – признак принципиальной неспособности любить. Любовь к людям – не абстракция, не отвлеченное чувство, которое, как часто думают, следует за любовью к конкретному человеку, но предпосылка последней, хотя в процессе эволюции она развилась из любви к конкретным индивидуумам.
Отсюда следует, что мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение своей собственной жизни, своего счастья, развития, свободы основано на способности любить, то есть на заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид способен на плодотворную любовь, он любит также и себя; если он способен любить только других, он не способен любить вообще.
Если допустить, что любовь к себе и любовь к другим в принципе взаимосвязаны, как тогда объяснить эгоизм, который, без сомнения, исключает всякую подлинную заинтересованность в других? Эгоист интересуется только собой, хочет, чтобы все было только для него, испытывает наслаждение, только получая, но не отдавая. Он воспринимает внешний мир только с точки зрения того, что он может из него извлечь, его не интересуют потребности других, он не уважает их достоинство и целостность. Он ничего не замечает, кроме себя; он судит обо всех и обо всем с точки зрения полезности для себя; он в принципе не способен любить. Разве это не доказательство того, что заинтересованность в других и заинтересованность в себе неизбежно исключают друг друга? Это было бы так, если бы эгоизм был равнозначен любви к себе. Но это допущение в корне неверно; в интересующих нас вопросах оно привело ко многим ошибочным выводам. Эгоизм и любовь к себе отнюдь не равнозначны; более того – они противоположны. Эгоист любит себя скорее слишком мало, чём слишком много; в действительности он себя ненавидит. Этот недостаток заинтересованности в себе самом и заботы о себе, который есть лишь одно из проявлений неплодотворности личности, опустошает и фрустрирует его. Он неизбежно несчастен и лихорадочно стремится урвать от жизни те блага, доступ к которым сам себе закрывает. Кажется, что он заботится о себе слишком много, но на самом деле он всего лишь делает неудачные попытки восполнить недостаток заботы о своем подлинном «Я». Фрейд считает, что эгоист склонен к нарциссизму; он как бы отобрал у других свою любовь и направил ее всю на свою собственную личность. Верно, что эгоист не способен любить других, но он не способен также любить и себя.
Разобраться в сущности эгоизма будет легче, если сравнить его с чрезмерным беспокойством за других, проявляющимся, скажем, у не в меру заботливой матери. На сознательном уровне она твердо уверена, что чрезвычайно заинтересована в своем ребенке, на самом же деле она испытывает к объекту своей озабоченности глубоко подавленную враждебность. Она озабочена сверх меры не потому, что слишком любит ребенка, а потому, что не любит его вовсе и вынуждена это компенсировать.
Эта теория природы эгоизма подтверждается опытом психоаналитической работы с невротическим «альтруизмом», представляющим собой симптом невроза, нередко наблюдающийся у людей, которые страдают не от этого симптома, а от других, связанных с ним, таких, как депрессия, усталость, неработоспособность, неудача в любви и т. д. Мало того, что «альтруизм» не ощущается как симптом, часто он является компенсирующей чертой характера, которой такие люди гордятся. Такой «альтруист» «ничего не хочет для себя», он «живет только для других», он гордится тем, что не придает значения своей особе. И он бывает озадачен, обнаружив что, несмотря на свой альтруизм, он несчастен и что он несостоятелен в отношениях с самыми близкими людьми. Анализ показывает, что его альтруизм является не чем-то отдельным от его симптомов, а одним из них; и часто, в сущности, самым важным; что его способность любить и радоваться чему бы то ни было парализована; что он преисполнен враждебности к жизни и что за фасадом альтруизма скрывается неуловимая, но от этого не менее сильная сконцентрированность вокруг самого себя. Такого человека можно вылечить лишь при условии, что и его альтруизм будет рассматриваться как симптом наряду с другими, и тогда можно помочь ему избавиться от неплодотворности, которая лежит в основе как его альтруизма, так и других его несчастий.
Природа альтруизма проявляется особенно ясно в его воздействии на других; чаще всего встречающаяся в нашей культуре форма воздействия – это воздействие «альтруистической» матери на детей. Она думает, что благодаря ее альтруизму дети как раз и узнают, что значит быть любимыми, и сами, в свою очередь, научатся любить. Но воздействие, которое оказывает ее альтруизм, отнюдь не отвечает ее ожиданиям. Ее дети не похожи на счастливцев, убежденных, что их любят; они беспокойны, находятся в постоянном напряжении, боятся неодобрения матери и тревожатся, как бы не обмануть ее ожиданий. Обычно на детей действует скрытая враждебность матери к жизни, которую они скорее чувствуют, нежели осознают; и постепенно они сами проникаются духом этой враждебности. В конечном счете влияние «альтруистичной» матери не слишком отличается от влияния эгоистичной; в действительности оно часто даже хуже, потому что альтруизм матери не дозволяет детям относиться к ней критически. Они вынуждены стараться не разочаровать ее; под маской добродетели их учат ненавидеть жизнь. Если им удастся наблюдать влияние матери, которая по-настоящему любит себя, то мы увидим, что нет более верного способа дать детям почувствовать, что такое любовь, радость и счастье, чем любовь такой матери.
Нельзя лучше обобщить эти рассуждения о любви к себе, чем обратившись к словам Мейстера Экхарта: «Если ты любишь себя, ты любишь всякого другого так же, как себя. Пока ты любишь другого меньше, чем себя, тебе не удастся любить себя по-настоящему; но если ты любишь всех равно, и себя тоже, то ты будешь любить их как одного, и этот один есть и Бог, и человек. Итак, велик и праведен тот, кто, любя себя, любит также и всех других»
-----------------------------------------------
(1) Пауль Тиллих в рецензии на мою книгу «Здоровое общество» (Pastoral Psychology. 1955, сент.) предложил заменить термин «любовь к себе» (self-love) как двусмысленный, на «естественное самоутверждение» (self-affirmation) или «парадоксальное самоприятие» (paradoxical self-acceptance). Признавая определенные преимущества этого предложения, я все же не могу с ним согласиться. В термине «любовь к себе» элемент противоречивости любви к себе виден яснее. Здесь выражено, что любовь – одна и та же установка по отношению ко всем объектам, включая меня самого. Не следует также забывать, что термин «любовь к себе» в том смысле, в котором он здесь употребляется, имеет свою историю. В Библии говорится о «любви к себе», когда предписывается возлюбить ближнего, как самого себя. В этом же смысле говорит о любви Мейстер Экхарт.
(2) John Calvin’s Institution of the Christian Religion (Кальвин Жан. Наставление в христианской вере), translated by John Allen. Presbyterian Board of Christian Education. Philadelphia, 1928. Vol. 4. Ch. 7. Р. 622.
(3) Англ. affect означает и «аффект» и «воздействие»."
По-моему, достаточно чёткий взгляд. Интересно сравнить его с собственными взглядами... :-)
Вот только здесь недостаточно размышлений по поводу собственно феномена альтруизма.
В общем, о ярлыках. ИМХО "чистых альтруистов" (на 100%), конечно, почти не бывает, но можно оценить, насколько человек во взаимоотношениях с другими чувствует удовольствие, отдавая свое время, энергию, способности, внимание (в той или иной форме). Если это ему больше нравится (независимо от более глубинной мотивации), чем получать, то он уже - альтруист. Если же наоборот, ему больше нравится получать - эгоист.
Есть считающие иначе? :-)
"Любовь к себе (1)
Хотя никто не возражает против применения понятия любви к различным объектам, широко распространено мнение, что, в то время как любить других – добродетель, любить себя – грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что «эгоизм». Эта точка зрения имеет в западном мышлении глубокие корни. Кальвин считает любовь к себе «чумой» (2). Фрейд описывает любовь к себе с точки зрения психиатрии, и тем не менее смысл его суждения тот же, что и у Кальвина. Для него любовь к себе – это то же,. что нарциссизм, либидо, направленное на самого себя. Нарциссизм – это самая ранняя стадия человеческого развития, и человек, вернувшийся к этой стадий, позже не способен любить; крайняя степень этого явления – уже душевная болезнь. Фрейд считает, что любовь – проявление либидо; либидо, направленное на других, есть любовь; либидо, направленное на себя, есть себялюбие, Таким образом, любовь и себялюбие – взаимоисключающие понятия в том смысле, что чем сильнее одно, тем слабее другое. Если любить себя – плохо, значит, не быть эгоистом хорошо.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Подтверждается ли психологическими наблюдениям тезис о фундаментальном противоречии между любовью к себе и любовью к другим? Есть ли любовь к себе то же самое явление, что и эгоизм, или это противоположные явления? Далее, действительно ли эгоизм современного человека представляет собой заботу о самом себе как о личности со всеми возможностями ее интеллекта, эмоций и ощущений? Не стал ли этот человек придатком своей социально-экономической роли? Тождествен ли его эгоизм с любовью к себе или, напротив, обусловлен как раз ее отсутствием?
Прежде чем приступить к обсуждению психологического аспекта эгоизма и любви к себе, следует подчеркнуть, что представление, согласно которому понятия «любовь к другим» и «любовь к себе» исключают друг друга, несостоятельно. Если любить своего ближнего как человека – добродетель, то и любить себя самого тоже должно быть добродетелью, а не пороком, поскольку я тоже человек. Невозможно такое понятие человека, которое не включало бы мёня самого. Всякая доктрина, требующая такого исключения, оказывается внутренне противоречивой. В библейском изречении «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» подразумевается, что уважение к своей собственной цельности и неповторимости, любовь и понимание себя самого неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Любовь к самому себе неразрывно связана с любовью ко всякому другому существу.
Мы подошли теперь к основным психологическим предпосылкам, определяющим наши выводы. В общих чертах эти предпосылки сводятся к следующему: не только другие, но и мы сами являемся «объектом» наших чувств и установок; наши отношения к другим и к самим себе не только не противоречат друг другу, но по самой сути своей связаны. Для рассматриваемой проблемы это означает, что любовь к другим и любовь к себе отнюдь не исключают друг друга. Напротив, любовь к самим себе обнаруживается у всех тех, кто способен любить других. Любовь в принципе неделима, поскольку это касается связи между «объектами» любви и личностью любящего. Истинная любовь есть проявление плодотворного начала; она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание. Это не «аффект», в том смысле, что человек подвергается воздействию со стороны кого-то другого (3),– это активное желание развития и счастья для любимого человека, стремление, основанное на имеющейся у человека способности любить.
В любви к конкретному человеку реализуется и сосредотачивается сила любви, способность любить. Главное, утверждающее начало, содержащееся в любви, направлено на любимого человека как на воплощение качеств, заложенных в человеческой природе. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому. То своего рода «разделение труда», как называет это Вильям Джеймс, когда человек любит членов своей семьи, но не испытывает никаких чувств к «посторонним», – признак принципиальной неспособности любить. Любовь к людям – не абстракция, не отвлеченное чувство, которое, как часто думают, следует за любовью к конкретному человеку, но предпосылка последней, хотя в процессе эволюции она развилась из любви к конкретным индивидуумам.
Отсюда следует, что мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение своей собственной жизни, своего счастья, развития, свободы основано на способности любить, то есть на заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид способен на плодотворную любовь, он любит также и себя; если он способен любить только других, он не способен любить вообще.
Если допустить, что любовь к себе и любовь к другим в принципе взаимосвязаны, как тогда объяснить эгоизм, который, без сомнения, исключает всякую подлинную заинтересованность в других? Эгоист интересуется только собой, хочет, чтобы все было только для него, испытывает наслаждение, только получая, но не отдавая. Он воспринимает внешний мир только с точки зрения того, что он может из него извлечь, его не интересуют потребности других, он не уважает их достоинство и целостность. Он ничего не замечает, кроме себя; он судит обо всех и обо всем с точки зрения полезности для себя; он в принципе не способен любить. Разве это не доказательство того, что заинтересованность в других и заинтересованность в себе неизбежно исключают друг друга? Это было бы так, если бы эгоизм был равнозначен любви к себе. Но это допущение в корне неверно; в интересующих нас вопросах оно привело ко многим ошибочным выводам. Эгоизм и любовь к себе отнюдь не равнозначны; более того – они противоположны. Эгоист любит себя скорее слишком мало, чём слишком много; в действительности он себя ненавидит. Этот недостаток заинтересованности в себе самом и заботы о себе, который есть лишь одно из проявлений неплодотворности личности, опустошает и фрустрирует его. Он неизбежно несчастен и лихорадочно стремится урвать от жизни те блага, доступ к которым сам себе закрывает. Кажется, что он заботится о себе слишком много, но на самом деле он всего лишь делает неудачные попытки восполнить недостаток заботы о своем подлинном «Я». Фрейд считает, что эгоист склонен к нарциссизму; он как бы отобрал у других свою любовь и направил ее всю на свою собственную личность. Верно, что эгоист не способен любить других, но он не способен также любить и себя.
Разобраться в сущности эгоизма будет легче, если сравнить его с чрезмерным беспокойством за других, проявляющимся, скажем, у не в меру заботливой матери. На сознательном уровне она твердо уверена, что чрезвычайно заинтересована в своем ребенке, на самом же деле она испытывает к объекту своей озабоченности глубоко подавленную враждебность. Она озабочена сверх меры не потому, что слишком любит ребенка, а потому, что не любит его вовсе и вынуждена это компенсировать.
Эта теория природы эгоизма подтверждается опытом психоаналитической работы с невротическим «альтруизмом», представляющим собой симптом невроза, нередко наблюдающийся у людей, которые страдают не от этого симптома, а от других, связанных с ним, таких, как депрессия, усталость, неработоспособность, неудача в любви и т. д. Мало того, что «альтруизм» не ощущается как симптом, часто он является компенсирующей чертой характера, которой такие люди гордятся. Такой «альтруист» «ничего не хочет для себя», он «живет только для других», он гордится тем, что не придает значения своей особе. И он бывает озадачен, обнаружив что, несмотря на свой альтруизм, он несчастен и что он несостоятелен в отношениях с самыми близкими людьми. Анализ показывает, что его альтруизм является не чем-то отдельным от его симптомов, а одним из них; и часто, в сущности, самым важным; что его способность любить и радоваться чему бы то ни было парализована; что он преисполнен враждебности к жизни и что за фасадом альтруизма скрывается неуловимая, но от этого не менее сильная сконцентрированность вокруг самого себя. Такого человека можно вылечить лишь при условии, что и его альтруизм будет рассматриваться как симптом наряду с другими, и тогда можно помочь ему избавиться от неплодотворности, которая лежит в основе как его альтруизма, так и других его несчастий.
Природа альтруизма проявляется особенно ясно в его воздействии на других; чаще всего встречающаяся в нашей культуре форма воздействия – это воздействие «альтруистической» матери на детей. Она думает, что благодаря ее альтруизму дети как раз и узнают, что значит быть любимыми, и сами, в свою очередь, научатся любить. Но воздействие, которое оказывает ее альтруизм, отнюдь не отвечает ее ожиданиям. Ее дети не похожи на счастливцев, убежденных, что их любят; они беспокойны, находятся в постоянном напряжении, боятся неодобрения матери и тревожатся, как бы не обмануть ее ожиданий. Обычно на детей действует скрытая враждебность матери к жизни, которую они скорее чувствуют, нежели осознают; и постепенно они сами проникаются духом этой враждебности. В конечном счете влияние «альтруистичной» матери не слишком отличается от влияния эгоистичной; в действительности оно часто даже хуже, потому что альтруизм матери не дозволяет детям относиться к ней критически. Они вынуждены стараться не разочаровать ее; под маской добродетели их учат ненавидеть жизнь. Если им удастся наблюдать влияние матери, которая по-настоящему любит себя, то мы увидим, что нет более верного способа дать детям почувствовать, что такое любовь, радость и счастье, чем любовь такой матери.
Нельзя лучше обобщить эти рассуждения о любви к себе, чем обратившись к словам Мейстера Экхарта: «Если ты любишь себя, ты любишь всякого другого так же, как себя. Пока ты любишь другого меньше, чем себя, тебе не удастся любить себя по-настоящему; но если ты любишь всех равно, и себя тоже, то ты будешь любить их как одного, и этот один есть и Бог, и человек. Итак, велик и праведен тот, кто, любя себя, любит также и всех других»
-----------------------------------------------
(1) Пауль Тиллих в рецензии на мою книгу «Здоровое общество» (Pastoral Psychology. 1955, сент.) предложил заменить термин «любовь к себе» (self-love) как двусмысленный, на «естественное самоутверждение» (self-affirmation) или «парадоксальное самоприятие» (paradoxical self-acceptance). Признавая определенные преимущества этого предложения, я все же не могу с ним согласиться. В термине «любовь к себе» элемент противоречивости любви к себе виден яснее. Здесь выражено, что любовь – одна и та же установка по отношению ко всем объектам, включая меня самого. Не следует также забывать, что термин «любовь к себе» в том смысле, в котором он здесь употребляется, имеет свою историю. В Библии говорится о «любви к себе», когда предписывается возлюбить ближнего, как самого себя. В этом же смысле говорит о любви Мейстер Экхарт.
(2) John Calvin’s Institution of the Christian Religion (Кальвин Жан. Наставление в христианской вере), translated by John Allen. Presbyterian Board of Christian Education. Philadelphia, 1928. Vol. 4. Ch. 7. Р. 622.
(3) Англ. affect означает и «аффект» и «воздействие»."
По-моему, достаточно чёткий взгляд. Интересно сравнить его с собственными взглядами... :-)
Вот только здесь недостаточно размышлений по поводу собственно феномена альтруизма.
В общем, о ярлыках. ИМХО "чистых альтруистов" (на 100%), конечно, почти не бывает, но можно оценить, насколько человек во взаимоотношениях с другими чувствует удовольствие, отдавая свое время, энергию, способности, внимание (в той или иной форме). Если это ему больше нравится (независимо от более глубинной мотивации), чем получать, то он уже - альтруист. Если же наоборот, ему больше нравится получать - эгоист.
Есть считающие иначе? :-)
B
Brina
Да Да...суть бы только.....
Мне не прочитать, такое количество...
Мне не прочитать, такое количество...
I
Inzo
Кто осилил стока буков, расскажите в кратце, о чем речь?
Есть считающие иначе?
так. если пользоватся строго терминами - эгоизм - это просто любовь к себе. как ты уже сам описал, без любовит к себе невозможна любовь к другим так то. То что описано в этом абзаце -
Эгоист интересуется только собой, хочет, чтобы все было только для него, испытывает наслаждение,
только получая, но не отдавая. Он воспринимает внешний мир только с точки зрения того, что он может из него извлечь, его не интересуют потребности других, он не уважает их достоинство и целостность. Он ничего не замечает, кроме себя; он судит обо всех и обо всем с точки зрения полезности для себя;
он в принципе не способен любить. Разве это не доказательство того, что заинтересованность в других и заинтересованность в себе неизбежно исключают друг друга?
называется эгоцентризмом так то. То есть восприятие мира через призму отношения мира к эго.
Эгоцентризм так то даже не плохо для окружающих, ибо окружающие скорее всего забьют на эгоцентрика, эгоцентризм - плохо для носителя этого свойства. Альтруисты как правило больны все тем же эгоцентризмом...
А егоизм - енто гуд.
Кто осилил стока буков, расскажите в кратце, о чем речь?
в кратце. Фрейд сказал, чо эгоизм исключает любовь к другим, что де плохо енто. а другие считають, что егоизм - хорошо. Плюс - путаница в терминах - под эгоизмам эгоцентризм подразумеваеца. А альтруизм назван неврозом.
Т
Так
если пользоватся строго терминами - эгоизм - это просто любовь к себе.
Как раз в статье ОСНОВНАЯ мысль - обратная; что эгоист НЕ СПОСОБЕН любить.
"Строго" термин эгоизм в переводе на русский обыденный - "ячество". :-)
в кратце. Фрейд сказал, чо эгоизм исключает любовь к другим, что де плохо енто. а другие считають, что егоизм - хорошо. Плюс - путаница в терминах - под эгоизмам эгоцентризм подразумеваеца. А альтруизм назван неврозом.
Неверно. Нигде в статье нет утверждения и даже намека на то, что "эгоизм - это хорошо".
А вот "эгоцентризмом" почему-то именно ты называешь то, что там называется "эгоизмом". Почему ты используешь собственную интерпретацию терминов, а не пользуешься пониманием "корифеев психотерапии" - вопрос другой... :-)
Опять же по "строгому" смыслу "эгоцентрик" - тот, у которого его "Я" - в центре мира. Ничего более, но и ничего менее. При возникновении корыстной мотивации эгоцентрик становится эгоистом. Совсем младенец (однозначно эгоцентрик) еще не является эгоистом; у него попросту еще нет ни системы суждений, на основе которых он обосновывает удовлетворение своих потребностей, ни вообще отделения "Я" от мира. И лишь когда происходит это различение, тогда сразу же и начинает формироваться эгоизм, как преимущественная заинтересованность в удовлетворении собственных потребностей обладания.
То есть эти термины пересекаются, но не тождественны.
Так, я продолжаю настаивать на том, что эгоизм - это любовь к себе - и только, эгоцентризм - восприятие мира через призму отношения к эго.
Т
Так
я продолжаю настаивать на том, что эгоизм - это любовь к себе - и только, эгоцентризм - восприятие мира через призму отношения к эго.
А где аргументы к этому "настоянию"? :-) Вон Фромм обосновал свое мнение. Ты сумеешь это сделать?..
Т
Так
мне лень и рука болит.
...У меня, похоже, развивается интуиция. На 80% именно такой ответ и предполагал. :-)
C
CrazyJack
Есть у меня один знакомый. А у него есть жена и ребенок, которых он содержит. Зарабатывает парень очень хорошо и вроде все у него нормально, но вот беда – в последнее время "перегорел" он. Устал от всего. Все достало и есть у него только одна мечта – взять накопленное и отправиться
путешествовать по миру месяцев на шесть. Пока он не был женат, он так уже однажды сделал. Теперь ему снова это необходимо. Как воздух. Такой человек. Жена, конечно, против этого, хотя совсем без денег он ее не оставит.
Как вы считаете – это эгоизм с его стороны или со стороны жены, которая не позволяет человеку осуществить свою мечту?
Как вы считаете – это эгоизм с его стороны или со стороны жены, которая не позволяет человеку осуществить свою мечту?
Т
Так
Как вы считаете – это эгоизм с его стороны или со стороны жены, которая не позволяет человеку осуществить свою мечту?
Почему "или"? "И"! То есть - с обоих сторон.
О
ОТтепель
Такой огромный, нудный, зауряднный (обычный в своей занаучености, противный как пыль книжная) пост, а главное - притязания на его обсуждение это что? - любовь к себе или эгоизм?
Жена, конечно, против этого
а почему конечно? по моему самая нормальная реакция - собрать чимаданы - этаж такое шастье - мужыка 6 месяцев нету!
C
CrazyJack
Жена, конечно, против этого
- этаж такое шастье - мужыка 6 месяцев нету!
Вот-вот - счастья своего она не понимает! ))))
А как же жены подводников - они ведь тоже в море на полгода уходят?
О
ОТтепель
а почему конечно?
потому что априори бабы дуры, эгоистки, курицы набитые ниче не понимают и не принимают во внимание чужие проблемы, твари меркантильные!!!
потому что априори бабы дуры, эгоистки, курицы набитые ниче не понимают и не принимают во внимание чужие проблемы, твари меркантильные!!!
ааааааааааа... точна, я забыла.
C
CrazyJack
потому что априори бабы дуры, эгоистки, курицы набитые ниче не понимают и не принимают во внимание чужие проблемы, твари меркантильные!!!
Чистосердечное признание облегчает вину! ))))))))
О
ОТтепель
Чистосердечное признание облегчает вину! ))))))))
в чем вина-то? если априори, т.е. по определению? я же не виновата что я девочка а не мальчик... :-p
I
Inzo
потому что априори бабы дуры, эгоистки, курицы набитые ниче не понимают и не принимают во внимание чужие проблемы, твари меркантильные!!!
Аминь! :-d
ЗЫ. ДРСУ
ч
человечек :hi:
че там на верху много буковок понаписали,мне читать лень
ибо я амеба ползучая (уже неделю и похоже это на долго) и люблю только себя,
ааа еще люблю когда меня любят.
пусть я буду хоть кто,но меня ведь и правда любят.
ибо я амеба ползучая (уже неделю и похоже это на долго) и люблю только себя,
ааа еще люблю когда меня любят.
пусть я буду хоть кто,но меня ведь и правда любят.
Т
Так
а главное - притязания на его обсуждение это что? - любовь к себе или эгоизм?
ИМХО ни то, ни другое.
Мне бы это нафиг не нужно было, будь я эгоистом. Скорее, я бы создал тему о каких-нибудь своих проблемах либо, наоборот, о своих успехах.
А я создал тему из желания помочь людям разобраться в своих заблуждениях. :-)
О
ОТтепель
А я создал тему из желания помочь людям разобраться в своих заблуждениях
а они просили/нуждаются? :-)
т.е. вопреки желаним (отсутствию желаний) просьбам (отсутствию просьб) потребностям (отсутсвию потребностей) вы стремитесь помочь людям (с вашей т.з. помочь не более того), т.е. преследуете собственную цель помочь, т.е. самореализуетесь в этой помощи -т.е. проявляете эгоизм, потому как помощь эта мало кому кроме вас нужна...
[Сообщение изменено пользователем 21.11.2005 17:05]
ч
человечек :hi:
ну и отпустила бы мужа,он сам вернется раньше времени,ибо любит жену и скучать начнет.Так и овцы целы и волки сыты.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.