Катастрофа. Боинг. Пермь
Одной из причин крушения пассажирского самолета Boeing-737 в Перми в сентябре 2008 года стало неадекватное поведение командира экипажа самолета Родиона Медведева, допустившего ряд ошибок в ходе выполнения посадки лайнера в ручном режиме. Об этом в понедельник утром пишет газета "Коммерсант" со
ссылкой на источники в технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), завершившей расследование обстоятельств авиакатастрофы.
По сведениям газеты, большинство экспертов, проанализировав переговоры Родиона Медведева с диспетчером и вторым пилотом, пришли к выводу, что в момент посадки командир находился в "болезненном" состоянии. На записях, в частности, слышно, как Медведев замедленно реагирует на слова собеседников, растягивая слова во время разговора. Кроме того, заключили эксперты, когда было принято решение о переходе в ручной режим управления самолетом, командир экипажа вместо того, чтобы самому выполнить посадку лайнера, передал управление второму пилоту Рустему Аллабердину, что также свидетельствует о странном поведении Медведева. В сложившихся обстоятельствах, подчеркивают эксперты комиссии, именно Медведев, как более опытный и старший по званию, должен был сразу же взять управление на себя.
Кроме того, в ходе расследования выяснилось, что повлиять на развитие событий мог и диспетчер пермского аэропорта Эрик Бикбов, запретивший пилотам посадку и отправивший лайнер на повторный заход. Такое решение диспетчера, считают в комиссии, было необоснованным, так как изменение условий посадки может быть произведено лишь в экстренных ситуациях, в то время как ничего подобного, уверены участники расследования, при посадке разбившегося лайнера не было.
Поведение диспетчера, в свою очередь, объясняется тем, что тот хотел дать приоритет пассажирскому "Аэробусу" компании Lufthansa, пилот которого попросил диспетчера предоставить свободную полосу ему, утверждают члены комиссии. Такое решение, отмечают специалисты, противоречит правилам авиации, согласно которым пилот находящегося в воздухе судна имеет право первым занять свободную полосу, в то время как ожидающие на земле самолеты должны дождаться своей очереди.
В общем, естественно, виноваты пилоты. Как всегда. В этот раз еще и диспетчер тоже.
Именно из-за такого решения диспетчера Бикбова, напоминает "Коммерсант", экипажу "Боинга" пришлось переходить в ручной режим управления самолетом, к чему, как выяснилось в ходе расследования, пилоты были не готовы. Причиной неправильных действий экипажа во время ручной посадки, заключают эксперты, мог послужить тот факт, что приборы на Boeing-737 отличаются от устанавливаемых на тех самолетах, на которых до этого летали пилоты экипажа разбившегося лайнера, из-за чего Медведев и Аллабердин оказались дезориентированы во время выполнения маневра.
Также в ходе расследования был выявлен технический дефект разбившегося "Боинга": на турбинах лайнера присутствовал разнотяг, а именно - правый двигатель был мощнее левого. Из-за этого дефекта лайнер при снижении резко повело влево, и пилоты, пытаясь выправить самолет, приняли неправильное решение, в результате чего "Боинг" сорвался в штопор и упал.
Напомним, авиалайнер Boeing-737, принадлежавший авиакомпании "Аэрофлот-Норд", упал в Перми 14 сентября 2008 года. В результате катастрофы все 88 человек, находившиеся на борту, погибли. Официальное объявление результатов расследования, отмечает "Коммерсант", будет сделано, как только технический отчет утвердит государственная комиссия.
По сведениям газеты, большинство экспертов, проанализировав переговоры Родиона Медведева с диспетчером и вторым пилотом, пришли к выводу, что в момент посадки командир находился в "болезненном" состоянии. На записях, в частности, слышно, как Медведев замедленно реагирует на слова собеседников, растягивая слова во время разговора. Кроме того, заключили эксперты, когда было принято решение о переходе в ручной режим управления самолетом, командир экипажа вместо того, чтобы самому выполнить посадку лайнера, передал управление второму пилоту Рустему Аллабердину, что также свидетельствует о странном поведении Медведева. В сложившихся обстоятельствах, подчеркивают эксперты комиссии, именно Медведев, как более опытный и старший по званию, должен был сразу же взять управление на себя.
Кроме того, в ходе расследования выяснилось, что повлиять на развитие событий мог и диспетчер пермского аэропорта Эрик Бикбов, запретивший пилотам посадку и отправивший лайнер на повторный заход. Такое решение диспетчера, считают в комиссии, было необоснованным, так как изменение условий посадки может быть произведено лишь в экстренных ситуациях, в то время как ничего подобного, уверены участники расследования, при посадке разбившегося лайнера не было.
Поведение диспетчера, в свою очередь, объясняется тем, что тот хотел дать приоритет пассажирскому "Аэробусу" компании Lufthansa, пилот которого попросил диспетчера предоставить свободную полосу ему, утверждают члены комиссии. Такое решение, отмечают специалисты, противоречит правилам авиации, согласно которым пилот находящегося в воздухе судна имеет право первым занять свободную полосу, в то время как ожидающие на земле самолеты должны дождаться своей очереди.
В общем, естественно, виноваты пилоты. Как всегда. В этот раз еще и диспетчер тоже.
Именно из-за такого решения диспетчера Бикбова, напоминает "Коммерсант", экипажу "Боинга" пришлось переходить в ручной режим управления самолетом, к чему, как выяснилось в ходе расследования, пилоты были не готовы. Причиной неправильных действий экипажа во время ручной посадки, заключают эксперты, мог послужить тот факт, что приборы на Boeing-737 отличаются от устанавливаемых на тех самолетах, на которых до этого летали пилоты экипажа разбившегося лайнера, из-за чего Медведев и Аллабердин оказались дезориентированы во время выполнения маневра.
Также в ходе расследования был выявлен технический дефект разбившегося "Боинга": на турбинах лайнера присутствовал разнотяг, а именно - правый двигатель был мощнее левого. Из-за этого дефекта лайнер при снижении резко повело влево, и пилоты, пытаясь выправить самолет, приняли неправильное решение, в результате чего "Боинг" сорвался в штопор и упал.
Напомним, авиалайнер Boeing-737, принадлежавший авиакомпании "Аэрофлот-Норд", упал в Перми 14 сентября 2008 года. В результате катастрофы все 88 человек, находившиеся на борту, погибли. Официальное объявление результатов расследования, отмечает "Коммерсант", будет сделано, как только технический отчет утвердит государственная комиссия.
D
DENSO DENSO
на погибших всегда все валят
а на кого еще валить
D
DENSO DENSO
Угробили самолет и всех пассажиров, чего их теперь, героями признавать?
Причем, МАК результаты расследования у себя еще не выложил.
Очевидно, скажут, что был разнотяг, пилот вместо того, чтобы выполнять разворот в сторону более сильнотянущего двигателя сделал наоборот (самолет самопроизвольно поворачивает в сторону двигателя со слабой тягой), так показалось проще. Тяги не добавил к тому же на развороте, допустил сваливание на крыло и срыв самолета в штопор, а из-за ночного времени дезориентация была усугублена "непонятным" для русских пилотов авиагоризонтом и вывести самолет из штопора не успели.
С такой-то высоты.
Долго же решались обнародовать.
Очевидно, скажут, что был разнотяг, пилот вместо того, чтобы выполнять разворот в сторону более сильнотянущего двигателя сделал наоборот (самолет самопроизвольно поворачивает в сторону двигателя со слабой тягой), так показалось проще. Тяги не добавил к тому же на развороте, допустил сваливание на крыло и срыв самолета в штопор, а из-за ночного времени дезориентация была усугублена "непонятным" для русских пилотов авиагоризонтом и вывести самолет из штопора не успели.
С такой-то высоты.
Долго же решались обнародовать.
К
КRК
Угробили самолет
ну это же официальная версия.
b
bfml
на погибших всегда все валят
Признали ж техническую неисправность, косвенно обвинили диспетчера - вроде все по-честному.
Л
Лидул Фентут™
еще про алкоголь в мышечных тканях пишут.
да нет, они смешали в кучу мягкое с теплым, уцепились за несколько факторов и намекнули недвусмысленно, что ЧФ. Естественно, не данный авиаперевозчик, авиапроизводитель и наша государственная
система. Признали ж техническую неисправность
Но если чо - пальцем то не указали, прална?
M
MediaSound™
а как же хлопок и вспышка в воздухе? (по словам очевидцев)??
так сразу же исключили это, взрыв, терракт и т.п. пришли к выводу, что двигатели работали до столкновения с землей, свет - это посадочные огни
а как же хлопок и вспышка в воздухе? (по словам очевидцев)?
S
SergereAKa
Комиссия, расследовавшая причины катастрофы самолета Boeing в Перми в сентябре прошлого года, обнаружила, что в мышечных тканях командира экипажа Родиона Медведева был алкоголь, сообщает газета "Коммерсантъ".
По словам экспертов, проведенная экспертиза не позволяет говорить, был ли пилот действительно нетрезв, или обнаруженные следы алкоголя стали следствием приема спиртосодержащих лекарств. Выяснить это уже не удастся никогда, однако в комиссии считают, что таким образом можно объяснить некоторые странности в действиях экипажа. В частности, речь идет о замедленном реагировании командира экипажа на слова собеседников, а также о его отказе взять на себя ответственность при возникновении внештатной ситуации. "Ты же сам видишь, что я не могу", - сказал Р.Медведев, отказываясь от ручного управления самолетом.
Впрочем, хотя действия пилотов и считаются главной причиной трагедии, также в комиссии отмечают неправильные действия диспетчера пермского аэропорта, который не вполне обоснованно дал команду Boeing зайти на второй круг.
Отмечаются также и конструктивные особенности американского самолета, которые, по всей видимости, были не очень хорошо известны экипажу. Дело в том, что Р.Медведев хоть и имел опыт управления Boeing, однако в роли командира на этой машине налетал всего 452 часа. В свою очередь его напарник Рустем Аллабердин, который вступил в спор с Р.Медведевым по ходу посадки, налетал на Boeing 220 часов.
Самолет Boeing-737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", следовавший рейсом N821 Москва - Пермь, потерпел крушение в 03:10 мск 14 сентября 2008г. На борту самолета находились 88 человек, все они погибли. По факту крушения авиалайнера было возбуждено уголовное дело.
По словам экспертов, проведенная экспертиза не позволяет говорить, был ли пилот действительно нетрезв, или обнаруженные следы алкоголя стали следствием приема спиртосодержащих лекарств. Выяснить это уже не удастся никогда, однако в комиссии считают, что таким образом можно объяснить некоторые странности в действиях экипажа. В частности, речь идет о замедленном реагировании командира экипажа на слова собеседников, а также о его отказе взять на себя ответственность при возникновении внештатной ситуации. "Ты же сам видишь, что я не могу", - сказал Р.Медведев, отказываясь от ручного управления самолетом.
Впрочем, хотя действия пилотов и считаются главной причиной трагедии, также в комиссии отмечают неправильные действия диспетчера пермского аэропорта, который не вполне обоснованно дал команду Boeing зайти на второй круг.
Отмечаются также и конструктивные особенности американского самолета, которые, по всей видимости, были не очень хорошо известны экипажу. Дело в том, что Р.Медведев хоть и имел опыт управления Boeing, однако в роли командира на этой машине налетал всего 452 часа. В свою очередь его напарник Рустем Аллабердин, который вступил в спор с Р.Медведевым по ходу посадки, налетал на Boeing 220 часов.
Самолет Boeing-737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", следовавший рейсом N821 Москва - Пермь, потерпел крушение в 03:10 мск 14 сентября 2008г. На борту самолета находились 88 человек, все они погибли. По факту крушения авиалайнера было возбуждено уголовное дело.
З
Злобный УПЫРЬ™
Нельзя верить МАК. Они всегда прикрывают свою толстую ( Ж ), поэтому виноваты пилоты. Всегда.
H
Hummer40
А во время взлёта неужели не ясно, что тяга двигателей асиметрична?
дык на автомате скорее всего и взлетали и летели, выключили когда диспетчер их на новый заход отправил
Л
Лидул Фентут™
По словам экспертов, проведенная экспертиза не позволяет говорить, был ли пилот действительно нетрезв, или обнаруженные следы алкоголя стали следствием приема спиртосодержащих лекарств.
алкоголь очень долго содержится в организме, он мог употреблять и за неделю до полета...
З
Задний дух
1. Авиагоризонт. С него и начались в 1947 году законы Мэрфи.
2. Авиадиспетчер. Аля-улю, гони гусей.
3. Разнотяг. 300 лет тому назад Пётр I порол жуликоватых поставщиков.
http://lenta.ru/news/2009/02/02/perm/_Printed.htm
4. Липа. Поддельные лётные документы.
5. Недоучки. 300 лет тому назад Пётр I порол школяров, и нянек их.
6. Не в сознании. Терра-флюг. Некогда болеть.
http://lenta.ru/news/2008/10/30/false/_Printed.htm...
Ну, всё как всегда.
Перманетно.
2. Авиадиспетчер. Аля-улю, гони гусей.
3. Разнотяг. 300 лет тому назад Пётр I порол жуликоватых поставщиков.
http://lenta.ru/news/2009/02/02/perm/_Printed.htm
4. Липа. Поддельные лётные документы.
5. Недоучки. 300 лет тому назад Пётр I порол школяров, и нянек их.
6. Не в сознании. Терра-флюг. Некогда болеть.
http://lenta.ru/news/2008/10/30/false/_Printed.htm...
Ну, всё как всегда.
Перманетно.
/Коммерсантъ
Техническая комиссия завершила расследование катастрофы Boeing 737-500 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", разбившегося в сентябре 2008 года при заходе на посадку в аэропорту Перми Большое Савино. В ней погибли все 88 человек, находившиеся на борту. Эксперты считают, что падению лайнера способствовали неправильные действия диспетчера, особенности конструкции и техническая неисправность машины, но главной причиной трагедии называются ошибки экипажа и болезненное состояние его командира Родиона Медведева. В тканях погибшего командира эксперты нашли алкоголь.
Посадку уступили взлету
На прошлой неделе председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина объявила о завершении работы технической комиссии по расследованию катастрофы в Перми. Называть причину трагедии она не стала. Ее заместитель Олег Ермолов сказал "Ъ", что его ведомство не будет комментировать результаты расследования до тех пор, пока технический отчет не утвердит госкомиссия. Однако, опросив некоторых участников расследования, "Ъ" в целом выяснил, к каким выводам пришли эксперты.
Напомним, что, вылетев из аэропорта Шереметьево-1 в 1.12 по московскому времени 14 сентября прошлого года, пассажирский Boeing благополучно долетел до Перми и в 5.30 утра местного времени запросил посадку. Снижение проходило в сложных метеоусловиях, тем не менее руководитель полетов Большого Савина Эрик Бикбов запретил посадку, отправив пилотов на повторный заход.
Как рассказал сам диспетчер Бикбов, командир экипажа Boeing Родион Медведев спросил у него, нельзя ли ему сесть с первого захода. "Пилот как будто спешил почему-то,— вспоминал господин Бикбов.— Спросив, все ли у него в порядке, и получив утвердительный ответ, я приказал ему выполнять повторный заход и "повел" его снова по схеме, как положено".
Эта команда, давшая, как считают члены техкомиссии, "первый импульс на пути к катастрофе", была "необоснованной". Дело в том, что господин Бикбов не только приказал экипажу совершить повторный заход, но и поменял ему посадочный курс, сломав, таким образом, уже заложенную в бортовой компьютер Boeing схему посадки в автоматическом режиме.
По мнению специалистов, диспетчер, конечно, имел право изменить Boeing условия посадки, но лишь в экстренной ситуации. Пермский же диспетчер задержал садящийся лайнер, как считают эксперты, исключительно по "международно-политическим соображениям". Дело в том, что одновременно с посадкой Boeing из Большого Савина должен был вылетать пассажирский Airbus компании Lufthansa и немецкий пилот якобы попросил диспетчера сначала предоставить полосу ему. Немец объяснил это тем, что его самолет загружен под завязку и ему было бы удобнее взлететь против ветра. Идя на уступки "иностранцу", диспетчер, как считают участники расследования, и решил попридержать в воздухе российский экипаж. Его поступок специалисты расценивают как нарушение неписаных правил в авиации, согласно которым пилот, находящийся в воздухе, имеет приоритет перед своими коллегами, ожидающими на земле. Тем более что задержаться Airbus на земле пришлось бы всего на семь минут.
"Для выполнения диспетчерской команды пилотам Boeing нужно было фактически задать автоматике машины новую посадочную программу,— объяснил "Ъ" один из участников расследования,— то есть вбить в память бортового компьютера географические координаты четырех новых контрольно-посадочных точек, а это 24 восьмизначных цифры. Делать это они за неимением времени не стали и "пошли в рукопашную" — стали сажать машину, перейдя на ручное управление и ориентируясь только на расположенные в кабине приборы".
Разнотяг
После отключения автоматики пилотам пришлось вручную выставлять в том числе и режим работы двигателей, перемещая так называемые рычаги управления двигателями, или РУДы. Эти рычаги, расположенные между креслами пилотов, стоят обычно рядом друг с другом, и летчик двигает их вместе одной рукой, полагая, что тяга турбин одинаковая и ее увеличение или уменьшение тоже будет происходить пропорционально его движению. Однако, когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин взялся за РУДы, свел их вместе и переместил вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево.
Эксперты объясняют это тем, что на турбинах Boeing изначально присутствовал разнотяг — правый двигатель развивал большую мощность и толкал машину сильнее, чем левый. В полете этот дефект компенсировался так называемым автоматом тяги: прямолинейное движение лайнеру задавал компьютер, перемещающий РУДы и регулирующий тягу двигателей по своей программе. В качестве вещдока в комиссию, кстати, была предоставлена любительская фотография, сделанная в кабине летящего на эшелоне Boeing "Аэрофлот-Норда": на ней видно, что РУДы машины в прямолинейном полете стоят не вместе, а раздвинуты автоматикой для компенсации разнотяга.
Увод машины влево, как говорят специалисты, не стал бы критичным для опытного летчика маневром, его вполне можно было компенсировать, перемещая РУДы по отдельности. Однако, пилоты "Аэрофлот-Норда" не поняли, в какой именно крен они попали: один из них, как следует из распечатки переговоров, утверждал, что лайнер уходит вправо, в то время как другой энергично доказывал, что самолет сваливается влево. Победил в этом споре тот (относительно принадлежности голосов мнения экспертов расходятся), кто был неправ: добавив по общему согласованию левый крен, пилоты сорвали Boeing в неуправляемый штопор, после чего он и рухнул на землю.
Особенности горизонтов
Эксперты полагают, что дезориентации пилотов в пространстве способствовала непривычная для них индикация приборов Boeing. Дело в том, что на "самолетах-иномарках" устанавливается принципиально другой тип авиагоризонта — прибора, показывающего пилотам наклон фюзеляжа самолета относительно горизонта и его боковой крен. В российских приборах этого типа подвижный самолетик-галочка качается относительно неподвижной линии-горизонта, в то время как на иностранных моделях вращается как раз горизонт, имитируя реальный вид в лобовое стекло. О том, какая из индикаций удобнее, ученые спорят много лет, соглашаясь, что "чужая" индикация, особенно при энергичных маневрах самолета, может ввести летчика в заблуждение.
Дополнительные трудности, очевидно, создали российским летчикам и так называемые директорные стрелки авиагоризонта Boeing. Дело в том, что на авиагоризонте самолетов этого типа расположены не один, а два "самолетика", имитирующие свою собственную машину и условного ведущего — лидера. Положение лидера выставляет опять же компьютер, а пилоту нужно всего лишь совмещать "себя" с ним, манипулируя штурвалом.
Эксперты считают, что летчики "Аэрофлот-Норда", конечно, знали об особенностях авиагоризонтов Boeing, но эта индикация была для них непривычной. В простых полетах на автопилоте показания иностранного прибора были для них понятны, когда условия неожиданно осложнились, отсутствие квалификации сразу дало о себе знать. Напомним, что командир экипажа Родион Медведев налетал на Boeing 737 1165 часов, после того как окончил в 2006 году курсы по подготовке пилотов на самолете этого типа в Денвере (США). При этом в роли командира экипажа он провел в воздухе 452 часа. Его напарник Рустем Аллабердин и вовсе летал на Boeing 737 всего 220 часов.
В пилоте нашли алкоголь
Объяснить "неадекватные", как охарактеризовал их пермский диспетчер Бикбов, действия пилотов при посадке, очевидно, можно не только отсутствием опыта, но и еще одним обстоятельством: в мышечных тканях погибшего командира экипажа судмедэксперты обнаружили алкоголь. Выводы патологоанатомов, как говорят участники расследования, стали предметом серьезных споров в комиссии. Многие эксперты, не согласившиеся с "алкогольной" версией, приводили в качестве аргумента тот факт, что господин Медведев, как и остальные члены экипажа, прошли предполетный медицинский контроль: их давление и пульс были в норме, от летчиков не пахло спиртным.
""Защитники" экипажа настаивали на том, что найти частицы этилового спирта можно в теле любого, даже непьющего человека, поэтому судмедэкспертам пришлось провести еще одну экспертизу,— рассказал "Ъ" один из участников расследования.— Взяв образец мышечной ткани погибшего в той же катастрофе ребенка, они продемонстрировали своим оппонентам, что алкоголь в ней полностью отсутствует".
Следует отметить, что выводы экспертов, как утверждают они сами, не свидетельствуют о том, что летчик был пьян. Дело в том, что для оценки состояния человека важен не сам факт наличия алкоголя, а содержание этилового спирта на единицу массы тела. "Определить концентрацию алкоголя в промилле в теле Медведева и, соответственно, степень его опьянения не удалось,— отмечают специалисты.— Сделать это можно было, выделив из останков кровь или мочу. Нам же пришлось работать только с биомассой, идентифицированной генетическим способом".
Возможно, алкоголь сохранился в тканях погибшего летчика как остаточное явление после давних приемов спиртного или стал следствием употребления спиртосодержащих лекарств. Тем не менее большинство экспертов пришли к выводу о том, что свою последнюю посадку Родион Медведев совершал, будучи в некоем "болезненном" состоянии. Об этом свидетельствовали, в частности, его переговоры с диспетчером и вторым пилотом. Командир, например, замедленно реагировал на сообщения собеседников, растягивал слова, что, впрочем, можно было объяснить и его природной особенностью — заиканием, которое, по мнению коллег, "никак не влияло на профессиональные навыки".
Однако в переговорах экипажа был еще один момент, который "защитникам" летчиков объяснить оказалось сложно. Непосредственно перед тем, как отключить автоматику и приступить к посадке по приборам, пилоты начали энергично спорить, кому из них вести машину к земле. Казалось бы, в подобной ситуации взять на себя ответственность должен был более опытный и старший по должности Родион Медведев, но он оставил за собой лишь роль консультанта. "Ты же сам видишь, что я не могу",— сказал командир, передавая штурвал своему напарнику.
В авиакомпании "Аэрофлот-Норд" ("Аэрофлот", напомним, объявил о прекращении сотрудничества со своей дочерней компанией сразу после катастрофы) отказались комментировать выводы технической комиссии, сославшись на то, что еще не получили их. Председатель МАК Татьяна Анодина между тем сообщила, что акт работы технической комиссии подписали все ее участники. "Причина катастрофы установлена однозначно. Особых мнений и разногласий между членами комиссии не было",— сказала она. По словам госпожи Анодиной, акт технической комиссии уже передан для утверждения в госкомиссию по расследованию катастрофы. Этот же акт положит в основу своих выводов и следственный комитет при прокуратуре РФ, расследующий дело по 263-й статье УК (нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним).
Сергей Ъ-Дюпин
Техническая комиссия завершила расследование катастрофы Boeing 737-500 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", разбившегося в сентябре 2008 года при заходе на посадку в аэропорту Перми Большое Савино. В ней погибли все 88 человек, находившиеся на борту. Эксперты считают, что падению лайнера способствовали неправильные действия диспетчера, особенности конструкции и техническая неисправность машины, но главной причиной трагедии называются ошибки экипажа и болезненное состояние его командира Родиона Медведева. В тканях погибшего командира эксперты нашли алкоголь.
Посадку уступили взлету
На прошлой неделе председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина объявила о завершении работы технической комиссии по расследованию катастрофы в Перми. Называть причину трагедии она не стала. Ее заместитель Олег Ермолов сказал "Ъ", что его ведомство не будет комментировать результаты расследования до тех пор, пока технический отчет не утвердит госкомиссия. Однако, опросив некоторых участников расследования, "Ъ" в целом выяснил, к каким выводам пришли эксперты.
Напомним, что, вылетев из аэропорта Шереметьево-1 в 1.12 по московскому времени 14 сентября прошлого года, пассажирский Boeing благополучно долетел до Перми и в 5.30 утра местного времени запросил посадку. Снижение проходило в сложных метеоусловиях, тем не менее руководитель полетов Большого Савина Эрик Бикбов запретил посадку, отправив пилотов на повторный заход.
Как рассказал сам диспетчер Бикбов, командир экипажа Boeing Родион Медведев спросил у него, нельзя ли ему сесть с первого захода. "Пилот как будто спешил почему-то,— вспоминал господин Бикбов.— Спросив, все ли у него в порядке, и получив утвердительный ответ, я приказал ему выполнять повторный заход и "повел" его снова по схеме, как положено".
Эта команда, давшая, как считают члены техкомиссии, "первый импульс на пути к катастрофе", была "необоснованной". Дело в том, что господин Бикбов не только приказал экипажу совершить повторный заход, но и поменял ему посадочный курс, сломав, таким образом, уже заложенную в бортовой компьютер Boeing схему посадки в автоматическом режиме.
По мнению специалистов, диспетчер, конечно, имел право изменить Boeing условия посадки, но лишь в экстренной ситуации. Пермский же диспетчер задержал садящийся лайнер, как считают эксперты, исключительно по "международно-политическим соображениям". Дело в том, что одновременно с посадкой Boeing из Большого Савина должен был вылетать пассажирский Airbus компании Lufthansa и немецкий пилот якобы попросил диспетчера сначала предоставить полосу ему. Немец объяснил это тем, что его самолет загружен под завязку и ему было бы удобнее взлететь против ветра. Идя на уступки "иностранцу", диспетчер, как считают участники расследования, и решил попридержать в воздухе российский экипаж. Его поступок специалисты расценивают как нарушение неписаных правил в авиации, согласно которым пилот, находящийся в воздухе, имеет приоритет перед своими коллегами, ожидающими на земле. Тем более что задержаться Airbus на земле пришлось бы всего на семь минут.
"Для выполнения диспетчерской команды пилотам Boeing нужно было фактически задать автоматике машины новую посадочную программу,— объяснил "Ъ" один из участников расследования,— то есть вбить в память бортового компьютера географические координаты четырех новых контрольно-посадочных точек, а это 24 восьмизначных цифры. Делать это они за неимением времени не стали и "пошли в рукопашную" — стали сажать машину, перейдя на ручное управление и ориентируясь только на расположенные в кабине приборы".
Разнотяг
После отключения автоматики пилотам пришлось вручную выставлять в том числе и режим работы двигателей, перемещая так называемые рычаги управления двигателями, или РУДы. Эти рычаги, расположенные между креслами пилотов, стоят обычно рядом друг с другом, и летчик двигает их вместе одной рукой, полагая, что тяга турбин одинаковая и ее увеличение или уменьшение тоже будет происходить пропорционально его движению. Однако, когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин взялся за РУДы, свел их вместе и переместил вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево.
Эксперты объясняют это тем, что на турбинах Boeing изначально присутствовал разнотяг — правый двигатель развивал большую мощность и толкал машину сильнее, чем левый. В полете этот дефект компенсировался так называемым автоматом тяги: прямолинейное движение лайнеру задавал компьютер, перемещающий РУДы и регулирующий тягу двигателей по своей программе. В качестве вещдока в комиссию, кстати, была предоставлена любительская фотография, сделанная в кабине летящего на эшелоне Boeing "Аэрофлот-Норда": на ней видно, что РУДы машины в прямолинейном полете стоят не вместе, а раздвинуты автоматикой для компенсации разнотяга.
Увод машины влево, как говорят специалисты, не стал бы критичным для опытного летчика маневром, его вполне можно было компенсировать, перемещая РУДы по отдельности. Однако, пилоты "Аэрофлот-Норда" не поняли, в какой именно крен они попали: один из них, как следует из распечатки переговоров, утверждал, что лайнер уходит вправо, в то время как другой энергично доказывал, что самолет сваливается влево. Победил в этом споре тот (относительно принадлежности голосов мнения экспертов расходятся), кто был неправ: добавив по общему согласованию левый крен, пилоты сорвали Boeing в неуправляемый штопор, после чего он и рухнул на землю.
Особенности горизонтов
Эксперты полагают, что дезориентации пилотов в пространстве способствовала непривычная для них индикация приборов Boeing. Дело в том, что на "самолетах-иномарках" устанавливается принципиально другой тип авиагоризонта — прибора, показывающего пилотам наклон фюзеляжа самолета относительно горизонта и его боковой крен. В российских приборах этого типа подвижный самолетик-галочка качается относительно неподвижной линии-горизонта, в то время как на иностранных моделях вращается как раз горизонт, имитируя реальный вид в лобовое стекло. О том, какая из индикаций удобнее, ученые спорят много лет, соглашаясь, что "чужая" индикация, особенно при энергичных маневрах самолета, может ввести летчика в заблуждение.
Дополнительные трудности, очевидно, создали российским летчикам и так называемые директорные стрелки авиагоризонта Boeing. Дело в том, что на авиагоризонте самолетов этого типа расположены не один, а два "самолетика", имитирующие свою собственную машину и условного ведущего — лидера. Положение лидера выставляет опять же компьютер, а пилоту нужно всего лишь совмещать "себя" с ним, манипулируя штурвалом.
Эксперты считают, что летчики "Аэрофлот-Норда", конечно, знали об особенностях авиагоризонтов Boeing, но эта индикация была для них непривычной. В простых полетах на автопилоте показания иностранного прибора были для них понятны, когда условия неожиданно осложнились, отсутствие квалификации сразу дало о себе знать. Напомним, что командир экипажа Родион Медведев налетал на Boeing 737 1165 часов, после того как окончил в 2006 году курсы по подготовке пилотов на самолете этого типа в Денвере (США). При этом в роли командира экипажа он провел в воздухе 452 часа. Его напарник Рустем Аллабердин и вовсе летал на Boeing 737 всего 220 часов.
В пилоте нашли алкоголь
Объяснить "неадекватные", как охарактеризовал их пермский диспетчер Бикбов, действия пилотов при посадке, очевидно, можно не только отсутствием опыта, но и еще одним обстоятельством: в мышечных тканях погибшего командира экипажа судмедэксперты обнаружили алкоголь. Выводы патологоанатомов, как говорят участники расследования, стали предметом серьезных споров в комиссии. Многие эксперты, не согласившиеся с "алкогольной" версией, приводили в качестве аргумента тот факт, что господин Медведев, как и остальные члены экипажа, прошли предполетный медицинский контроль: их давление и пульс были в норме, от летчиков не пахло спиртным.
""Защитники" экипажа настаивали на том, что найти частицы этилового спирта можно в теле любого, даже непьющего человека, поэтому судмедэкспертам пришлось провести еще одну экспертизу,— рассказал "Ъ" один из участников расследования.— Взяв образец мышечной ткани погибшего в той же катастрофе ребенка, они продемонстрировали своим оппонентам, что алкоголь в ней полностью отсутствует".
Следует отметить, что выводы экспертов, как утверждают они сами, не свидетельствуют о том, что летчик был пьян. Дело в том, что для оценки состояния человека важен не сам факт наличия алкоголя, а содержание этилового спирта на единицу массы тела. "Определить концентрацию алкоголя в промилле в теле Медведева и, соответственно, степень его опьянения не удалось,— отмечают специалисты.— Сделать это можно было, выделив из останков кровь или мочу. Нам же пришлось работать только с биомассой, идентифицированной генетическим способом".
Возможно, алкоголь сохранился в тканях погибшего летчика как остаточное явление после давних приемов спиртного или стал следствием употребления спиртосодержащих лекарств. Тем не менее большинство экспертов пришли к выводу о том, что свою последнюю посадку Родион Медведев совершал, будучи в некоем "болезненном" состоянии. Об этом свидетельствовали, в частности, его переговоры с диспетчером и вторым пилотом. Командир, например, замедленно реагировал на сообщения собеседников, растягивал слова, что, впрочем, можно было объяснить и его природной особенностью — заиканием, которое, по мнению коллег, "никак не влияло на профессиональные навыки".
Однако в переговорах экипажа был еще один момент, который "защитникам" летчиков объяснить оказалось сложно. Непосредственно перед тем, как отключить автоматику и приступить к посадке по приборам, пилоты начали энергично спорить, кому из них вести машину к земле. Казалось бы, в подобной ситуации взять на себя ответственность должен был более опытный и старший по должности Родион Медведев, но он оставил за собой лишь роль консультанта. "Ты же сам видишь, что я не могу",— сказал командир, передавая штурвал своему напарнику.
В авиакомпании "Аэрофлот-Норд" ("Аэрофлот", напомним, объявил о прекращении сотрудничества со своей дочерней компанией сразу после катастрофы) отказались комментировать выводы технической комиссии, сославшись на то, что еще не получили их. Председатель МАК Татьяна Анодина между тем сообщила, что акт работы технической комиссии подписали все ее участники. "Причина катастрофы установлена однозначно. Особых мнений и разногласий между членами комиссии не было",— сказала она. По словам госпожи Анодиной, акт технической комиссии уже передан для утверждения в госкомиссию по расследованию катастрофы. Этот же акт положит в основу своих выводов и следственный комитет при прокуратуре РФ, расследующий дело по 263-й статье УК (нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним).
Сергей Ъ-Дюпин
S
SergereAKa
алкоголь очень долго содержится в организме, он мог употреблять и за неделю до полета...
главное повод найти... вот его и нашли.
тут проходила версия, что самолет был захвачен и направлялся на НПЗ, и что его сбили.
D
DoctorADS
а в аварии вертолета с ВИПами на Алтае кто в итоге виноват?
козлы или бараны? или одновременно?... хотя кто из них кто непонятно
но жертвы есть с обеих сторон
[Сообщение изменено пользователем 02.02.2009 14:04]
козлы или бараны? или одновременно?... хотя кто из них кто непонятно
но жертвы есть с обеих сторон
[Сообщение изменено пользователем 02.02.2009 14:04]
D
DENSO DENSO
Нельзя верить МАК. Они всегда прикрывают свою толстую ( Ж ), поэтому виноваты пилоты. Всегда.
Ну, в сваливание то самолет загнали именно пилоты, а не МАК
D
DENSO DENSO
дык на автомате скорее всего и взлетали и летели, выключили когда диспетчер их на новый заход отправил
Надо дождаться все же официального отчета. Сначала вроде говорили что автомат тяги изначально у него не работал. Может сейчас признали, что в полете отказал.
З
Злобный УПЫРЬ™
Ну, в сваливание то самолет загнали именно пилоты, а не МАК
Но об этом нам рассказал МАК.
и
икстри
Ну, всё как всегда
стихи?
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.