Формировать общественное мнение....
«Внутренняя культура» – она от «внутренней работы» происходит, а не потому, что нам какой-то жизненный идеал понравился и мы стали его с энтузиазмом пропагандировать – «Пролетарий всех стран, объединяйся!» И то, что мы усваиваем под давлением авторитета, словно «Отче наш», не очень хорошо понимая, о
чем конкретно идет речь в соответствующей инструкции, – это тоже не внутренняя культура. А есть ли у нас в обществе умение, навык совершать эту самую – внутреннюю работу? Боюсь, что нет. И вот поэтому, когда нам предоставили свободу (инстанции, производившие нравственные ценности в прежнем обществе,
приказали долго жить, а новые – не сформировались), выяснилось, что наше пресловутое «хорошее воспитание» вовсе не так прекрасно, как нам казалось раньше. В свободном обществе главный нравственный посыл исходит из безусловного уважения к личности и правам другого человека. Но мы пока ценность
человека понимаем себе как-то очень абстрактно. Человек как личность, как субъект права – это пока для нас «неведомый зверь». Уверен, что, если мы сейчас выйдем на улицу и спросим людей, какие у них есть права, мы просто шокируем всех этим соцопросом.
Знаешь, я однажды спорил с кем-то – существует ли разница в том, как тебе уступают место? Делают ли это, потому что сочувствуют и стараются помочь, или просто боятся выглядеть неприлично в глазах окружающих, хотят казаться хорошими, чтобы не испытывать чувство вины перед тем, кому, как считается, необходимо уступить место… В общем, что в основе – внутреннее, личное побуждение оказать помощь, или что-то вроде сложного рефлекса: увидел человека с палкой – освобождай немедля ему место. Как раз в тот период я сам тогда передвигался с трудом, ходил с тростью, и отношение к этому вопросу, что называется, прочувствовал на себе. Так вот, по моему глубокому убеждению, принимать помощь следует только тогда, когда тебе действительно хотят помочь. Если же тебе делают одолжение, то лучше отойти в сторону, чтобы человек не напрягался от твоего присутствия.
Знаешь, я однажды спорил с кем-то – существует ли разница в том, как тебе уступают место? Делают ли это, потому что сочувствуют и стараются помочь, или просто боятся выглядеть неприлично в глазах окружающих, хотят казаться хорошими, чтобы не испытывать чувство вины перед тем, кому, как считается, необходимо уступить место… В общем, что в основе – внутреннее, личное побуждение оказать помощь, или что-то вроде сложного рефлекса: увидел человека с палкой – освобождай немедля ему место. Как раз в тот период я сам тогда передвигался с трудом, ходил с тростью, и отношение к этому вопросу, что называется, прочувствовал на себе. Так вот, по моему глубокому убеждению, принимать помощь следует только тогда, когда тебе действительно хотят помочь. Если же тебе делают одолжение, то лучше отойти в сторону, чтобы человек не напрягался от твоего присутствия.
Л
Ли(и)сса
Доктор - демагог.
И разговор сейчас о подобных ситуациях в целом: я убеждена, что дурно воспитанные люди ведут себя таким образом, потому что уверены в своей безнаказанности. По большому счету, так ли важно, почему человек ведет себя прилично – потому, что иного поведения сам себе никогда не позволит, или потому, что
знает: ему не разрешат переступить черту?
– Вот этот текст про «безнаказанность», конечно, меня особенно умиляет. А что предлагается делать? Бить этих «жлобов» палками за то, что они бабушке место в общественном транспорте не уступили? Под страхом штрафов требовать от них «культуры общественного быта»? Шекия, я повторяю – порядок таким образом навести можно, а добиться внутренней культуры – нельзя. Вот меня больше последнее волнует, а не порядок как таковой, хотя тоже хотелось бы, конечно. Но пока я наблюдаю только агрессивное требование: «Эй, жлобы! А ну-ка окультурились! Не то мы вам тут сейчас устроим!» Я понимаю, конечно, что это все в порыве происходит и «за правое дело», но вообще-то пример не лучший… Чистое, я бы даже сказал, жлобство.
У нас в головах сидит странная идея, что если некий нравственный стандарт нам нравится, то он и есть правильный. Это наивная идея, должен я сказать. Детский сад, старшая дошкольная группа. Не знаю, заметишь ли ты парадокс в таком высказывании: «Вы не должны требовать от других людей, чтобы они во всем вас поддерживали». Вообще, красивое правило, и хочется немедленно взять его на вооружение. Но оно ошибочно: оно требует от нас, чтобы мы отказались от требований. Абсурд и противоречие! Нельзя требовать отказа от требований, но мы не видим этого парадокса, не замечаем его. И вот примерно то же самое происходит и с нашей, с позволения сказать, «внутренней культурой» – люди с потрясающим бескультурьем требуют от других соблюдения неких культурных правил! Парадокс.
– Вот этот текст про «безнаказанность», конечно, меня особенно умиляет. А что предлагается делать? Бить этих «жлобов» палками за то, что они бабушке место в общественном транспорте не уступили? Под страхом штрафов требовать от них «культуры общественного быта»? Шекия, я повторяю – порядок таким образом навести можно, а добиться внутренней культуры – нельзя. Вот меня больше последнее волнует, а не порядок как таковой, хотя тоже хотелось бы, конечно. Но пока я наблюдаю только агрессивное требование: «Эй, жлобы! А ну-ка окультурились! Не то мы вам тут сейчас устроим!» Я понимаю, конечно, что это все в порыве происходит и «за правое дело», но вообще-то пример не лучший… Чистое, я бы даже сказал, жлобство.
У нас в головах сидит странная идея, что если некий нравственный стандарт нам нравится, то он и есть правильный. Это наивная идея, должен я сказать. Детский сад, старшая дошкольная группа. Не знаю, заметишь ли ты парадокс в таком высказывании: «Вы не должны требовать от других людей, чтобы они во всем вас поддерживали». Вообще, красивое правило, и хочется немедленно взять его на вооружение. Но оно ошибочно: оно требует от нас, чтобы мы отказались от требований. Абсурд и противоречие! Нельзя требовать отказа от требований, но мы не видим этого парадокса, не замечаем его. И вот примерно то же самое происходит и с нашей, с позволения сказать, «внутренней культурой» – люди с потрясающим бескультурьем требуют от других соблюдения неких культурных правил! Парадокс.
Нормально? Если тебя так волнует состояние пожилой женщины – встань, уступи ей место и вообще – не оглядывайся по сторонам. А требовать от других людей, даже если они моложе тебя, определенного, выгодного тебе поведения, неприлично. Неужели это не очевидно? Знаешь, в свое время я не один раз
оказывался в такой ситуации: сижу в трамвае, читаю книгу, народу много. Входит какая-нибудь «шибко культурная» женщина и начинает меня поливать помоями, как из брандспойта – вот, мол, сидит урод моральный и так далее. Трендит, не затыкается. Моя остановка подходит, я достаю из-под сиденья палку и,
ковыляя, направляюсь к двери. Немая сцена.
Конечно, можно справиться с семечками, с окурками, с хулиганством; но только если вы это делаете через принуждение, вы получаете морального урода, а не человека с нравственным чувством. Я лично не хочу жить в обществе, в котором знать не знают про нравственное чувство, зато кругом так чисто, что плюнуть хочется. Диктатура – это не метод нравственного воспитания. В этом парадокс – культура не может быть навязана, нравственность не может возникнуть в приказном порядке. И то, и другое должно само взрасти. Подкрепляйте, одобряйте, поддерживайте, но оно должно расти изнутри.
Вот, допустим, появляется некая власть, которая производит определенные нравственные ценности. Львиная доля людей их принимает, но нравственная ценность – это как олимпийский факел – надо передавать и поджигать. То есть, эти люди становятся не просто носителями указанных ценностей, они еще и дружно проводят их в жизнь, передают друг другу и нападают на каждого, кто эти ценности не разделяет, – на плюющих семечки, на не уступающих место в транспорте…
Конечно, можно справиться с семечками, с окурками, с хулиганством; но только если вы это делаете через принуждение, вы получаете морального урода, а не человека с нравственным чувством. Я лично не хочу жить в обществе, в котором знать не знают про нравственное чувство, зато кругом так чисто, что плюнуть хочется. Диктатура – это не метод нравственного воспитания. В этом парадокс – культура не может быть навязана, нравственность не может возникнуть в приказном порядке. И то, и другое должно само взрасти. Подкрепляйте, одобряйте, поддерживайте, но оно должно расти изнутри.
Вот, допустим, появляется некая власть, которая производит определенные нравственные ценности. Львиная доля людей их принимает, но нравственная ценность – это как олимпийский факел – надо передавать и поджигать. То есть, эти люди становятся не просто носителями указанных ценностей, они еще и дружно проводят их в жизнь, передают друг другу и нападают на каждого, кто эти ценности не разделяет, – на плюющих семечки, на не уступающих место в транспорте…
Доктор - демагог.
нет. курпатов - воспитанный человек без психопатологий. как всяческий практикующий психотерапевт, сам проходит регулярно освидетельствование и является здоровым психически. что уже редкость. и как во-первых - культурный, во-вторых - воспитанный, в третьих - здоровый человек - прекрасно понимает, что когда человек рвется делать замечания другим людям, не являясь при этом носителем культуры - то человек просто напросто становится хамом трамвайным обыкновенным.
А
Ален@.
когда человек рвется делать замечания другим людям, не являясь при этом носителем культуры - то человек просто напросто становится хамом трамвайным обыкновенным.
Получить 100% носителей - нереально. Потому я согласна была бы с такой постановкой вопроса: носители - это обязательно + , все же, определенные правила, ограничивающие вседозволенность остальных.
Л
Ли(и)сса
что когда человек рвется делать замечания другим людям, не являясь при этом носителем культуры
А почему именно такой? А что культурные люди замечаний делать априори не могут?
Л
Ли(и)сса
Еще раз.
Доктор - демагог.
Н
НадеждаYou
Я про Лиису.
аа
А по теме - я бы не рискнула (и не рискую) делать замечания детям именно такого возраста
аналогично
Л
Ли(и)сса
Так вот, по моему глубокому убеждению, принимать помощь следует только тогда, когда тебе действительно хотят помочь. Если же тебе делают одолжение, то лучше отойти в сторону, чтобы человек не напрягался от твоего присутствия.
А по мне, так пусть что угодно думают, лишь бы место бабуле уступили. Тем паче, я ( как наблюдатель или как та бабуля) никогда точно не узнаю по какому из предложенных умозаключений это место уступили.
Место уступили, просто говоришь " спасибо" и принимаешь место.
Потому я согласна была бы с такой постановкой вопроса: носители - это обязательно + , все же, определенные правила, ограничивающие вседозволенность остальных.
в германии. в автобусе сидят два красавца, соревнуются, кто громче, пардон, пернет, при этом еще и комментируют, у кого из пассажиров как лицо кривится.в автобусе все невозмутимо молчат. автобус останавливает полицейский, мило козыряет, представляется, сообщает красавцам, что он сожалеет, но их действия нарушают общественный порядок и они должны выйти из автобуса. При этом, высаживая, полицейский всем тоном показывает, что он их уважает, и искренне сожалеет, что их действия нарушили общественный порядок (не они плохие, а действия), и ничего личного - служба.
полиции стуканул водитель автобуса. автобус поехал дальше.
я хочу, чтобы у нас было когда нить так же.
а не так, как в такой ситуации будет у нас - с воплями истеричных теток, хамством молодчиков, истерикой водилы в стиле "никто никуда с засранцами не едет" и возможно - с мордобоем и кто нить кого нить пырнет...
по мне, так пусть что угодно думают, лишь бы место бабуле уступили
встань и уступи. уже стоишь? ну и стой.
молча.
один раз я ехала в трамвае в утренний час. по Уралмашу. трамвай забит, и в вагон вваливается бабушка. из тех, у кого ножки болят, но блин клюкой семерых спецназовцев раскидает.
бабуля вошла, оглядела и начала "уступите бабушке место". водитель остановил трамвай, открыл двери, два мужика под белы ручки вынесли бабку из вагона со словами "пииик, пииик, бабка, тут Уралмаш с ночной смены едет"
А
Ален@.
Так тут ты говоришь, как раз, о роли власти и общества.
Ну и детей так же ругают: не ты плохой, а просто поступок некрасивый, и я вынуждена отреагировать на это.
Ну и детей так же ругают: не ты плохой, а просто поступок некрасивый, и я вынуждена отреагировать на это.
дык к чему про Уралмаш... лисса, все люди равны. и бабка, и мужык из горячего цеха с ночной возвращающийся, и та фифа с ногтями, у которой варикоз и стоять смерти подобно. все одинаково заплатили за проезд. и ТРЕБОВАТЬ, чтобы кто то уступил место тому, кто в этом больше нуждается ПО ТВОЕМУ мнению -
есть нарушение базовых свобод и прав. то есть - хамство. простое, неприкрытое.
Л
Ли(и)сса
Айша, можете не приводить примеры, я уже знаю как бы вы себя повели.
Л
Ли(и)сса
Ну и детей так же ругают: не ты плохой, а просто поступок некрасивый, и я вынуждена отреагировать на это.
Вот и я также всегда считала. Только далеко не мало родителей, да и бабушек-дедушек говорят: ты плохой!
Л
Ли(и)сса
Так тут ты говоришь, как раз, о роли власти и общества.
+
один раз я ехала в трамвае в утренний час. по Уралмашу. трамвай забит, и в вагон вваливается бабушка. из тех, у кого ножки болят, но блин клюкой семерых спецназовцев раскидает.
Если мне реально очень плохо, я так и скажу "Извините, я плохо себя чувствую, попросите вон мужчин..." Но это редко. Обычно считаю, что если просят то надо. Мне ж не видно со стороны. Не бог весть какая жертва, попу поднять. А если я из вредности не подниму попу, а бабка помрет на месте от инфаркта, то как потом жить? :-)
[Сообщение изменено пользователем 27.01.2014 15:58]
Если мне реально очень плохо, я так и скажу "Извините, я плохо себя чувствую, попросите вон мужчин..." Но это редко. Обычно считаю, что если просят то надо. Мне ж не видно со стороны. Не бог весть какая жертва, попу поднять. А если я из вредности не
подниму попу, а бабка помрет на месте от инфаркта, то как потом жить?
скажи, ты будешь просить в требовательной форме, чтобы кто то уступил бабке место? особенно, если сама сидишь?
вопрос то у лиссы не о том, уступать ли место бабушке, а о том, делать ли другим замечания за то, что они не уступают.
знаешь, мне трудно в ответ на хамловский призыв уступить бабке место не уступить. даже когда мне плохо. поэтому меня беременную бабки гоняли по пустому троллейбусу "уступи бабушке именно это место, мне тут удобнее"... далеко ходить не надо. в четверг. я с тремя сумками и скрипкой, еле стоя на ногах захожу в троллейбус. мест свободных - до фига. скидываю сумки-скрипку на одно из двойных сидений, сажусь на второе (повторюсь, мест - до фига), начинаю доставать деньги за проезд. вваливается бабка с мелким ребенком и ребенком подростком. сгоняют меня с места "мне с детьми тут удобнее". я перебираюсь на точно такое же двойное сиденье, сквозь зубы матерясь. две тетки начинают митинг в мою сторону - типа могла бы и сама догадаться, что надо уступить с дитями и тыпы (напомню - я пербралась на точно такое же место). бабка с дитями выходит на следующей остановке.
понимаешь - это - хамство. простое, неприкрытое хамство. "мне надо". и есть ряд людей, которые считают, что борьба за их правду - эт хорошо. а на деле - хамство. простое, неприкрытое хамство.
и лисса своими вопросами "можно ли делать замечания" отстаивает свое право на хамство. на то, чтобы докопаца до девки, которая курит в стороне, в транспорте до сидящих, на улице до подростков.
остается только поинтересоваться - делает замечания лисса только тем, кто ее максимум отматерить может, или пьяным мужикам, которые и в лицо дать ей могут - тоже делает?
Короче, самая важная вещь - ЧСВ. Дама, подавшая выброшенную из машины бутылку, почесала свое ЧСВ, и опустила чужое. Теперь они совершенно точно будут бросать еще больше бутылок. Думайте сами решайте сами, что вам важнее, ЧСВ или результат. Если результат, то чешем чужое по Карнеги, а свое не
трогаем. Если нет, то честно отдаем себе отчет в том, что именно мы сейчас сделали и зачем. :-)
Другой способ - прсто злобная система штрафов.
[Сообщение изменено пользователем 27.01.2014 16:21]
Другой способ - прсто злобная система штрафов.
[Сообщение изменено пользователем 27.01.2014 16:21]
А если я из вредности не подниму попу, а бабка помрет на месте от инфаркта, то как потом жить?
а если мне плохо, а лисса тут со своими замечаниями, и я уступлю место и помру от аритмии своей - она как будет жить?
скажи, ты будешь просить в требовательной форме, чтобы кто то уступил бабке место? особенно, если сама сидишь?
Возможно. По обстановке. И если не больна, то встану по чужой просьбе.
Вишь ли, это опять вопрос ЧСВ: а почему я должна, да я вообще оплатила, да кто она вообще такая. Нет ЧСВ - нет проблемы. Попросили - встал. Тебя ж не жизнь просят отдать и не зарплату.
Не бывает у всего автобуса аритмии разом. А ЧСВ - запосто.
[Сообщение изменено пользователем 27.01.2014 16:25]
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.