История и политика
k
kotbegemot77
русский кузнец Людота Коваль
"коваль" в переводе с украинского означает "кузнец", а сам меч, как пишут в инете, был найден на Полтавщине. Это к вопросу о том "откуда есть пошла земля русская"
Ж
Жук-бомбардир
"коваль" в переводе с украинского означает "кузнец", а сам меч, как пишут в инете, был найден на Полтавщине. Это к вопросу о том "откуда есть пошла земля русская"
Это правда, это факт. И что Вы этим хотите сказать?
З
Затворник
Грамотность в киевской руси была выше чем в норвегии. Беспорно
Ж
Жук-бомбардир
Грамотность в киевской руси была выше чем в норвегии. Беспорно
Микрооффтопик: К сожалению, сейчас она не на высоте. Какой корень в выделенном слове?
Согласен с Вами по сути. И это тоже касается вопроса о том, откуда пошла русская земля и могли ли скандинавы принести государство, культуры и грамотность на нашу землю.
З
Затворник
Какой корень в выделенном слове?
Чертов китайский планшет
откуда пошла русская земля
Вот здесь наверное и заложена основная мина в истории. Ни в русской философии ни в грамматике нет описания подобного явления. Ну не ходит земля. Вспомним -кто к нам придет..., куда я с родной сторонки..., здесь деды и прадеды..., потом и кровью политая. Нечто языческое здесь в полной мере присутствует. Уважение к родной земле. В хритианстве вроде подобного нет. По идее можно было наверное всей землей ходить или всем миром, но тогда сие крестовым походом зовется. Либо великим переселением
k
kotbegemot77
Это правда, это факт. И что Вы этим хотите сказать?
Это привет тем друзьям, которые здесь на форуме доказывали, что украинский язык придумали в австрийском генштабе.
В
хритианстве вроде подобного нет.
Да, это идет еще с языческих времен. Например, в украинском языке до сих пор есть выражение "врiзати дуба" (умереть), т.к. раньше покойников хоронили не в земле, а в деревьях.
А вообще в России история используется только лишь как подпорка существующей власти и как только "генеральная линия партии" меняется, то историю сразу переписывают. Даже за последние 100 лет таких переписываний было выше крыши.
[Сообщение изменено пользователем 15.01.2015 00:16]
д
димбасс
"врiзати дуба"
У нас просто дать дуба
Ж
Жук-бомбардир
Да, это идет еще с языческих времен. Например, в украинском языке до сих пор есть выражение "врiзати дуба" (умереть), т.к. раньше покойников хоронили не в земле, а в деревьях.
Как именно? Что такое "дуб"?
k
kotbegemot77
Как именно? Что такое "дуб"?
Сжигали труп, а останки прятали, например, в дупле дуба. Дуб - это дерево из семейства буковых.
k
kotbegemot77
Забавно, что еще в 40-х годах прошлого века в советском фильме была показана технология "зеленых человечков/ополченцев". Сюжет фильма: парень из Омска едет воевать в Испанию в качестве танкиста, а когда его берут в плен, он зачем-то притворяется французом.
Ж
Жук-бомбардир
Сжигали труп, а останки прятали, например, в дупле дуба. Дуб - это дерево из семейства буковых.
Есть и другие версии. Почему я и задал вопрос. Собственно, Вашу версию Вы озвучили, позволю себе дополнить.
Дать дуба - умереть, скончаться. С Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока» , то есть умереть) .
Дать дуба - груб. прост. умереть. Есть разные версии возникновения этого выражения.
1) Оборот возник на русской почве и связан с глаголом задубеть - "остыть, потерять чувствительность, сделаться твердым".
2) Выражение возникло на юге России. Можно предполагать, что под дубом хоронили умерших, а может быть, образ оборота и иной. Любопытно то, что дерево - символ долголетия - стало использоваться для обозначения смерти.
3) Выражение связано с языческими обрядами, его первоначальная форма: дать дубу, т. е. принести жертву божеству; известно, что дуб был священным деревом бога грома Перуна.
4) Дуб - дерево с дуплом, дыркой. Любое дерево с дуплом. А также пещера, яма, могила.
k
kotbegemot77
Есть и другие версии
Спорить не буду, т.к. языческие обряды - это дело темное.
Выражение возникло на юге России
Вопрос к вам, как к знатоку истории - почему ваша страна называется греческим словом? Москва ведь вроде никогда не была греческой колонией? Свой ответ на этот вопрос я уже высказывал на форуме.
Ж
Жук-бомбардир
Вопрос к вам, как к знатоку истории - почему ваша страна называется греческим словом? Москва ведь вроде никогда не была греческой колонией? Свой ответ на этот вопрос я уже высказывал на форуме.
Если не трудно, поясните мысль, каким именно словом, поскольку вопрос не понял, простите.
м
мобимен
Москве уцелело после пожара 1812 года? Пожалуй, на основании этой статистики и Вашей логики можно смело утверждать, что до этой даты москали были на 99,9% неграмотными?
гм...
"Наименьшее влияние на население оказывали отечественные книги. По оценкам исследователей, общее число активных читателей России на 1820 г. составляло всего 50 тыс. человек или менее 0,1% от населения Империи[23]. Число изданий было крайне мало[24"
Ж
Жук-бомбардир
По оценкам исследователей, общее число активных читателей России на 1820 г. составляло всего 50 тыс. человек или менее 0,1% от населения Империи
Не сходится.
В российской армии 1812 года был 1% грамотных солдат (офицеры не в счет).
К концу 50-х гг. XIX в. примерно два процента сельского населения (включая крепостных крестьян) Тульской губернии были грамотны. Среди городского населения количество грамотных составляло более 20 %, т. е. умел читать и писать каждый пятый горожанин. А это совсем не мало для середины прошлого века
http://info.senatorvtule.ru/info/index.php?option=...
м
мобимен
(офицеры не в счет).
можно ссылку?
К концу 50-х гг. XIX в. примерно два процента сельского населения (включая
крепостных крестьян) Тульской губернии были грамотны.
с 1812г до 1859 прошло почти ПЯТЬДЕСЯТ лет - так что ссылка не релевантна.
Ж
Жук-бомбардир
(офицеры не в счет).
можно ссылку?
http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Borodino_... - Целорунго лучший специалист по составу армии 1812 года.
Формулярные списки дают возможность выяснить образовательный уровень русских солдат эпохи Отечественной войны 1812 года.
В шестой графе формулярного списка офицера, унтер - офицера и даже рядового проставляли названия предметов, каким данный военнослужащий обучался, или делалась запись, что он только читать и писать умеет или был неграмотен.
Из группировки показателей, относящихся к образовательному уровню унтер - офицеров – участников Бородинского сражения, выяснилось, что более половины унтер - офицеров (61,0%) были неграмотны.
Но вместе с тем элементарной грамотностью владели 36,9% унтер - офицеров. По сравнению с рекрутами, у которых доля элементарно грамотных, по нашим данным, составляла лишь долю процента, а у рядовых солдат около 1%, показатель образовательного уровня унтер - офицеров выглядит вполне впечатляюще ( см. табл. 4).
Причем около 2% унтер - офицеров имели записи в формулярах о знании нескольких предметов общеобразовательного курса, включая иностранные языки. Это солдаты из категории « вольновступивших » и из студентов. Тот факт, что образовательный уровень унтер - офицеров был значительно выше, чем у рекрутов и рядовых солдат, можно объяснить наличием у значительной части унтер - офицеров стимула к получению знаний, когда они еще находились в рядовых чинах.
Этим стимулом был карьерный рост, получение унтер - офицерских нашивок, а затем и обер - офицерских эполет, которые по закону получить неграмотному унтер - офицеру было не возможно.
Солдаты, стремившиеся выучиться читать и писать, обучались зачастую нередко грамоте у своих же сослуживцев, как тогда говорили, « учились на медные деньги », реже – в полковых школах, вместе с солдатскими детьми, которых по закону необходимо было учить грамоте и какому - либо ремеслу, необходимому в армии.
с 1812г до 1859 прошло почти ПЯТЬДЕСЯТ лет - так что ссылка не релевантна.
Вы хотите сказать, что с 0,1% грамотных за пятьдесят лет произошел скачок до 20%? ;-)
Солдаты в массе набирались из крестьян - и то был 1% грамотных, что в десять раз больше указанного значения. Среди горожан грамотных было намного больше. А 1% от 50 миллионов населения это 500 тысяч грамотных (хотя бы умеющих писать и читать), а не 50.
Более или менее достоверную информацию о
войне 1812 г. предоставляли печатные материалы. Пользование ими предполагает умение читать, а уровень грамотности в России 1812 г. был ничтожным. Наиболее подробное и самое близкое к изучаемому периоду исследование грамотности в России состоялось в 1844 г., опросу подверглись 735 874 чел.
из всех опрошенных грамотных и малограмотных оказалось всего 3,6%.
При Александре I очень много говорили о «просвещении», однако все достижения в этой среде были исключительно на словах: общее число учащихся светских учебных заведений России увеличилось с 46 тыс. (1808 г.) до 69 тыс. (1824 г.), цифры настолько ничтожные, что о них едва ли стоит упоминать[20]! Для сравнения – в 12-миллионной Пруссии в 1819 г. только в начальных светских школах обучалось более 1,5 млн человек (уже тогда почти все население школьного возраста получало образование), в 1830 г. это число превысило 2,2 млн человек
из всех опрошенных грамотных и малограмотных оказалось всего 3,6%.
При Александре I очень много говорили о «просвещении», однако все достижения в этой среде были исключительно на словах: общее число учащихся светских учебных заведений России увеличилось с 46 тыс. (1808 г.) до 69 тыс. (1824 г.), цифры настолько ничтожные, что о них едва ли стоит упоминать[20]! Для сравнения – в 12-миллионной Пруссии в 1819 г. только в начальных светских школах обучалось более 1,5 млн человек (уже тогда почти все население школьного возраста получало образование), в 1830 г. это число превысило 2,2 млн человек
Положение с образованием в России в начале 19 века было поганым. Но не настолько поганым, как Вы написали, мобимен. 46 тысяч учащихся в 1808 году означает не менее 400-500 тысяч грамотных по России того времени - уже упомянутый 1% населения.
Автор, правда, считает, что выше, не 1, а 3-4%:
В России начала XIX в. в городах проживало до 2,8 млн человек, основное население городов составляли мещане, купцы и дворовые, как видно из таблицы, уровень их образования был примерно одинаков, в среднем около
30% из них умели читать, это составляло до 750 тыс. человек на всю империю. Средний уровень грамотности среди крестьян не превышал 3%, или около 1 млн человек. Итак, число грамотных в городах в 1812 г. почти равнялось количеству грамотных по всей остальной России.
То есть по
ссылке, которую Вы не привели, но которую я нашел поиском http://www.museum.ru/1812/Library/Agronov1/index.h... автор считает, что в России начала XIX века было 1 млн + 750 тысяч = 1750 тысяч грамотных.А вот число активных читателей, по-нашему, людям с высшим образованием, вероятно действительно было невелико.
[Сообщение изменено пользователем 17.01.2015 11:05]
Х
ХАрёк
Ну не ходит земля. Вспомним -кто к нам придет..., куда я с родной сторонки..., здесь деды и прадеды..., потом и кровью политая.
kotbegemot просто использовал неправильное выражение.
Правильное: откуда пРОИЗошла земля русская.
Ж
Жук-бомбардир
Правильное: откуда пРОИЗошла земля русская.
С этих слов начинается «Повесть временных лет» – древнейшая русская летопись, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в первой половине XII века. Первая фраза этого важнейшего источника сведений по древнерусской истории начинается так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля».
З
Затворник
А разница то. Земля не может быть откуда то. Её перенос невозможен в принципе. Земля была, есть и будет на одном и том же месте. Вот происхождение некоего пришлого народа наверное вполне себе да. Ну или предположить , что языческие традиции неким образом могли осуществлять при помощи определенных обрядов -перенос земли. Типа пошептали, родную землю из котомки рассыпали, жилище построили, ветку воткнули, с местной финкой близко познакомились, всё. Наша земля. Автор только сих слов нмв далеко не христианин, не в традиции как бы
м
мобимен
А вот число активных читателей, по-нашему, людям с высшим образованием, вероятно действительно было невелико.
я про это и говорю - вы посмотрите мою цитату из вашего поста - и наконец прочитав 3 раза её - поймете что я хотел сказать - может быть...
Ж
Жук-бомбардир
я про это и говорю - вы посмотрите мою цитату из вашего поста - и наконец прочитав 3 раза её - поймете что я хотел сказать - может быть...
Хорошо, попробуем в контексте:
Цитата:
От пользователя: Жук-бомбардир
Сколько книг в Москве уцелело после пожара 1812 года? Пожалуй, на основании этой статистики и Вашей логики можно смело утверждать, что до этой даты москали были на 99,9% неграмотными?
гм...
"Наименьшее влияние на население оказывали отечественные книги. По оценкам исследователей, общее число активных читателей России на 1820 г. составляло всего 50 тыс. человек или менее 0,1% от населения Империи[23]. Число изданий было крайне мало
Я писал о грамотности и неграмотности. Вы же в этом контексте привели число активных читателей, выдернув цитату из большой хорошей статьи.
Это все равно, что относить к шахматистам только гроссмейстеров и мастеров, игнорируя всех, кто вообще умеет играть.
Так кто у нас занимается передергиванием информации и манипуляцией?
S
SSWWLL
Потому как то тоже не верится, что сие слово гороухша аж с 10-го веку означает современную горчицу.
Либо предположить, что славяне с древних веков занимались выращиванием горчсемян для той или иной империи, называя их при этом горькими, т.е. несъедобными, непригодными в пищу, и где типа кулинарный процесс был как бы еще в совершенно зачаточном состоянии
Слово «горчица» от слова «горький» (точнее: от краткой формы этого прилагательного). Это же элементарно. Образовано от такого же корня, как в глаголе «гореть». Зачем в таких случаях нужна созвучность с оригиналом?
З
Затворник
Пардон. Сразу не догадался, что в русском языке процесс образования существительных прост как нигде. Его образуют из прилагательного!
д
димбасс
В российской армии 1812 года был 1% грамотных солдат (офицеры не в счет).
Да ладно 19 век, у меня дед с бабкой так и остались неграмотными, хотя дед работал на горячем прокате. А другая бабушка, будучи студенткой принимала в начале 30 годов участик в компании по ликвидации безграмотности.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.