Культ личности (no politic)
Например, Вы же станете спорить, что Раскольников понял несостоятельность своей идеи? Это есть общее, что автор хотел выразить однозначно.
Но для этого не надо проходить его в школе. Это понятно без всяких наставлений с первого прочтения ;-)
Однако, роман куда больше нескольки страниц официальных описаний его смыслов.
п
поручик Ржащий
Правильного и неправильного и неправилного понимания не бывает
Бывает, к примеру в математике. Так стоит ли обобщать?
Индус верно заметил, есть общее и есть отличия. Это как в науке, есть доказанные теории и есть гипотезы. В последних школы могут расходится, пока не нечто не будет доказано или опровергнуто на практике.
Только зачем какое-то понимание в себе подавливать?
Подавлять не нада, нада разбираться. Ежли не хочешь жить в самообмане.
З
Закон природы
Однако, роман куда больше нескольки страниц официальных описаний его смыслов.
Честно говоря, не понял, к чему Вы это?
Я не говорил об "официальных описаниях". Я говорил об установках.
Бывает, к примеру в математике.
Несравнимые вещи, по-моему. Математика и худ. литература.
b
bfml
Бывает, к примеру в математике. Так стоит ли обобщать?
Тут была страшная фраза, которая жутко неправильная фраза, местные Боги доказали мне ее неверность.
[Сообщение изменено пользователем 18.04.2006 10:55]
Я не говорил об "официальных описаниях". Я говорил об установках.
Я сам не понял. Как-то в контексте прошло. Больше, наверно, это для bfml :-)
А внешние установки тоже могут навести на "правильное понимание". Это как некие условности для сознания. В точных науках эти условности прописываются явно в виде аксиом, законов, теорем, основопологающих гипотез и т.п.
b
bfml
[Сообщение изменено пользователем 18.04.2006 10:52]
п
поручик Ржащий
Согласен, но добавлю. Надо разбираться и с официальным толкованием, если не хочешь жить в обмане.
Дык тоже согласен. :-)
Для того и существует общение и обмен аргументами.
Несравнимые вещи, по-моему. Математика и худ. литература.
Я так понимаю речь не о нравица-ненравица, тут конечно на вкус и цвет...
а о смысловом, логическом содержании, которое в литературе тоже присутствует.
З
Закон природы
"толкование" или "понимание", о котором тут идет речь
Совершенно верно. Речь об этом.
И об Установках Сверху.
b
bfml
И об Установках Сверху.
Кто Вам мешает пренебречь установками или на их основе сложить свое <тут было слово толкование> проблемы?
[Сообщение изменено пользователем 18.04.2006 10:54]
п
поручик Ржащий
Понятие "понимание" и "толкование" не существует в точных науках
Может быть это вашей трактовки этих понятий не существует? :-)
Хорошо, а скажем в физике существуют?
Мое возражение было лишь против обобщения и абсолютизации в вашей фразе:
"Правильного и неправильного и неправилного понимания не бывает"
З
Закон природы
на их основе
Дык нахрена нужны такие установки незрелому мозгу, с которыми ему потом бороться придеться? Если он поймет, что с ними надо бороться. А то будет "Пушкин - великий русский поэт".
Моя бабушка, человек не очень образованный, уверена, что прелесть поэзии Пушкина и Есенина в том, что они "березки" красиво описывали.
b
bfml
[Сообщение изменено пользователем 18.04.2006 10:53]
З
Закон природы
Проще говоря, я могу сказать, что герой хороший, Вы - что плохой, и оба мы будем правы.
Речь не о том, хороший или плохой. Такое отношение как раз и навязывается сверху, а я сам как читатель, уже определяю, укладывается ли мое понимание в заданную схему. Это лишает меня права иметь собственное мнение, за которое Вы так ратуете.
Но есть и другая сторона медали: то, что Вы аксиомой называете, то есть предзнание, без которого смысл произвеления культуры будет ТОЧНО неправильно понят.
b
bfml
Речь не о том, хороший или плохой. Такое отношение как раз и навязывается сверху, а я сам как читатель, уже определяю, укладывается ли мое понимание в заданную схему. Это лишает меня права иметь собственное мнение, за которое Вы так
ратуете.
Так, вроде я поняла в чем проблема:-)
Вам учитель навязывал свое мнение? А мне - нет. Вот, видимо, в чем фокус. Мне объясняли не книгу, не ее смысл, мне рассказывали сопутствующие книге факты (биографию автора, исторические предпосылки, мнение критиков и тп. - именно те предзнания, которые помогают получить полное представление о произведении), а потом выслушивали и обсуждали мое мнение. При этом принимать или нет во внимание описанные факты - это было мое и только мое дело.
п
поручик Ржащий
Мы, в данном случае, говорим о том, что литературное произведение может быть понято по-разному. Проще говоря, я могу сказать, что герой хороший, Вы - что плохой, и оба мы будем правы. Точные науки такого разночтения не допускают(с точностью до
аксиом). Если мы договорились, что аксиомы Эвклидовой геометрии истины, то ни о каком толковании, понимании и тд. в отношении доказанных на их основе теорем речи быть не может, ибо они истинны. Если мы говорим о скоростях ниже скорости света, то спор об истинности законов сохранения также не имеет
смысла. Если я не права, расскажите, что Вы имеете ввиду.
Люопытно, а вот эта ваша фразы:
"Правильного и неправильного и неправилного понимания не бывает"
"Понятие "понимание" и "толкование" не существует в точных науках",
они вроде бы, как утверждения, к математике не относятся.
Они из себя представляют аксимы или "правильное понимание-толкование?" :-)
Если бы к Евклидовым аксиомам относились как к истине, то и геометрии Лобачесвкого-Римана не возникло.
Речь по сути об абсолютном и относительном. Я ни в коей мере не утверждаю, что существуют некие абсолютные природные истины, но вот из ваших фраз создается впечатление, что относительность вы понимаете довльно странно. Типа если нет абсолютно верного и одназначного ответа, то все ответы равноправны. Весьма распространенная ошибка среди тех, кто "в душе остается абсолютистом". Под это дело можно считать одинаково правомерными суждения трехлетнего ребенка и профессионала, с соответствующими последствиями.
b
bfml
[Сообщение изменено пользователем 18.04.2006 10:53]
п
поручик Ржащий
На уровне аксиом речь идет не о "толковании" и "понимании", т.е. объяснении чего-н.(для других или для самого себя), изложении точки зрения на что-н., но о выборе отправной точки для того самого толкования и понимания(т.е. говоря математическим
языком, поиска решения). Выбирая набор аксиом мы просто выбираем уровень, на котором хотим заниматься решением задачи. Мы еще ничего не "толкуем" и не "понимаем".
Дело в том, что этот выбор тоже на чем-то должен основываться.
Еще одно заблуждение - полагать, что та же геометрия начинается с аксиом. Вызванная видимо тем, что так ее проходят в школе. Исторически же геометрия возникла из практики, землемерного дела и строительства. Многими теоремами пользовались еще до полной формализации и формулировки пяти постулатов.
Но вы так и не ответили на мой вопрос, к чему же нужно отнести высказанные вами утверждения и являются ли они правильним пониманием-толкованием? :-)
b
bfml
[Сообщение изменено пользователем 18.04.2006 10:53]
U
URALUS
через экранизацию, как оказалось, классика на-раз популяризируется. даже через спорную
Экранизация, да. помогает.
Не согласная я. Именно с 14 лет человек может
читать любую литературу
Да и с 5 лет человек может читать хоть что, - речь лишь о НЕнавязывании серьезной литературы. Придет время и человеек сам возьмет том в руки.
В школе именно так и учат. И Св. писанию, и
Такая продвинутая школа? Или я так отстал? А взаимоотношению полов тоже учат? А экономическим государственным и философскимпротиворечиям разных эпох?
Большинству 14-летних не только серьезную классику читать скучно, но и обычные комиксы в руки они брать не хотят, - все заменила движущаяся картинка.
"Скучно", - первый признак недопонимания признанного автора.
c
crataegus
Мне объясняли не книгу, не ее смысл, мне рассказывали сопутствующие книге факты
Повезло ж Вам.
Я до сих пор не уверена, что когда-нибудь смогу прочитать Печорина, не ориентируясь при этом на шаблонные трактовки его образа и судьбы.
Мозги заштампованы намертво.
Большинство детей "понимает" русскую классику так, как написано в учебниках по литературе. Что нельзя, конечно, назвать пониманием, и даже сглатыванием пережеванного назвать нельзя. Увы.
b
bfml
Повезло ж Вам.
Видимо.
Большинство детей "понимает" русскую классику так, как написано в учебниках по литературе
Вот цвет этого учебника я точно не помню. Мы его не открывали почти никогда:-)
Такая продвинутая школа?
Не школа - хороший учитель.
U
URALUS
Не школа - хороший учитель.
Повезло. Мне как-то ни одно имя не приходит в голову. кого бы я назвал в качестве своего школьного учителя (не считая родителей )
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.