Долгая дорога к "Солярису"

27.03.2006, Варшава 19:19:56 В Кракове в возрасте 85 лет скончался всемирно известный писатель-фантаст Станислав Лем. О его смерти в кардиологической клинике Ягеллонского университета проинформировал помощник писателя, сообщает польское информагентство PAP. С.Лем родился в 1921г. во Львове. Он дебютировал в 1946г. повестью "Человек с Марса" (Człowiek z Marsa), затем в 1951г. была напечатана его научно-фантастическая книга - "Астронавты" (Astronauci). Широкий резонанс в мире получили такие произведения С.Лема, как роман "Возвращение со звезд" (Powrót z gwiazd), "Солярис" (Solaris), экранизированный российским режиссером Андреем Тарковским, а также "Кибериада" (Cyberiada). Помимо художественных произведений научно-фантастического жанра С.Лем, лауреат многих национальных и зарубежных премий, в том числе Государственной премии ПНР, известен своими публицистическими и философскими работами.
0
Земляк...

Земля пухом.
0
cere$$
Это уходит эпоха.Незримо,не бросаясь в глаза яркой попсовой шелухой,рассыпаются по страницам газет траурные листья дерева формировавшего некогда поколения романтиков.Жаль,что тут скажешь.
0
Я с "Соляриса" заболел фантастикой. И радуюсь, что эта болезнь - хроническая...
0
Мой самый любимый автор... :-(
(рассказ "Испытание"...
навигатор Пиркс, Ийон Тихий - близкие мне персонажи)
0
Да, большое имя. "Таких нет ..."
0
Натуся
Прав cere$$... увы, уходит потихоньку поколение писавших классную фантастику :-( Жаль очень.
0
Даже не столько фантастику. "Мегабитовая бомба" - это далеко не про бластеры. Лем имел много планов и работал до последнего дня.
0
Шерлок
От пользователя Натуся
увы, уходит потихоньку поколение писавших классную фантастику


Недавно умер Роберт Шекли, теперь Станислав Лем...
Кто остался из великих фантастов? Только Борис Стругацкий и Рэй Брэдбери... Ведь он жив?

[Сообщение изменено пользователем 28.03.2006 02:33]
0
URALUS
Борис Стругацкий.
0
Шерлок
От пользователя URALUS
Борис Стругацкий.


Только-только успел подредактировать свой пост... Вспомнил о Борисе Натановиче
0
EvAngeLilly
Лем был эпохой.. это не просто фантастика.. Фантастика не заключается в бластерах и звездолетах... она в человеческих отношениях иных условий... погибают цивилизации, но человек остается неизменным: страдает, любит, совершает подвиги, воюет с машинами, а машины с ним..
Прощай, Лем...
Интересно, а что наши дети будут вспоминать? "Матрицу" или "Обитель зла"?
0
Billy Mc.Caw
[Сообщение удалено пользователем 28.03.2006 07:23]
0
Смерч
От пользователя cere$$
Это уходит эпоха.Незримо,не бросаясь в глаза яркой попсовой шелухой,рассыпаются по страницам газет траурные листья дерева формировавшего некогда поколения романтиков.Жаль,что тут скажешь.


Жаль не то слово. Хотя насчет "романтиков" это уж кто как его воспринимал. Вспомнился свой старенький рассказик, может и не очень к месту, но приведу... в память о нем.

"Я хочу быть... "

Для детей среднего и старшего возраста,
но и взрослым не воспрещается.


Больше всего на свете Коля ненавидел часы.
Даже младшего брата Вовку он ненавидел только иногда, когда тот его слишком доставал, как, например, сейчас. Надо ж было додуматься привязать на ниточку мамины бигуди и резвиться с кошкой прямо перед его, Колиным носом, именно тогда, когда он наконец-то добрался до своего любимого Лема и хотел немного почитать.
А часы... когда ни будь он осуществит свою детскую мечту и сбросит этот желтый ненавистный будильник с девятого этажа. Конечно, он был уже почти взрослый, и прекрасно понимал, что время от этого не остановится, но мысль эта давно и крепко засела в его голове. Если бы не мама... но, когда он будет совсем взрослым и начнет работать, с первой же зарплаты он купит другие часы, а этот будильник с великим наслаждением сбросит.

Он ненавидел эти черные, с завитушками на концах, стрелки, когда утром так хотелось еще поспать, но они неумолимо доказывали, что надо вставать и тащиться в школу. Когда вечером, на самом интересном месте в книге, они бездушно командовали маминым голосом, что пора спать. Вот и вчера пришлось остановиться на самом интересном месте в "Рассказах о пилоте Пирксе", когда космические корабли новой конструкции вдруг стали исчезать неизвестно куда с боевого дежурства .

Бигуди, цепляясь за ковер и смешно дергаясь на ниточке, медленно ползла вдоль дивана. Роскошная белая кошка Сима, казалось, всем своим гордым видом показывая, что ей на нее глубоко плевать, вылизывала свою пушистую шерсть. Но вот она присела, поддаваясь неодолимому инстинкту, красивое тело ее напряглось, а передние лапы вцепились в ковер, слегка переступая и готовясь к прыжку.
Книжка, описав в воздухе дугу с глухим звуком опустилась на лохматую Вовкину голову, которая, издав нечто среднее между писком и рыком, отдернулась и секундами позже скрылась в дверном проеме. Коля прекрасно знал, что не такой Вовка подарок, чтобы из вредности минут через десять не появиться здесь снова и продолжить свое занятие ( самой излюбленной его вредностью было совать Коле под нос желтый будильник). Но хоть эти десять минут можно было спокойно почитать.

Пиркс был уже в полете как раз на таком новом комическом корабле и знал о трагической участи своих предшественников. Но пока все системы корабля работали нормально, и причин волноваться не было. На экране монитора чернело ночное небо, усыпанное вереницами звезд, Монитор был новой конструкции и значительно больших размеров, так что Пиркс наслаждался качеством изображения вместе с Колей, устремляя свой взгляд в глубины вселенной.
Вселенная. Коля часто думал, что же это такое, откуда, какую тайну хранят эти миллионы мелких светящихся точек. Что значит его маленькая жизнь, по сравнению с их загадочным вечным светом. Вечным... было в этом какое-то непоколебимое величье. Оно и манило к себе и пугало одновременно. Иногда он думал, что и часы он ненавидит за их постоянство и неумолимость. Ничто не может остановить ход времени. Наблюдая как секундная стрелка прыгая отсчитывает его мгновения, жутко было осознавать, что каждое из них бывает один только раз и никогда, никогда уже не вернется. Было в этом какое-то противоречие с жизнью, в которой все постоянно меняется и повторяется и этим, наверное, она и прекрасна.
Коля взглянул на часы, стрелки с завитушками показывали, что читать ему осталось двадцать минут.

А однажды, из-за этих самых стрелок, в кои-то веки вдруг отставших на целых 15 минут, он опоздал на свиданье со Светкой! Радостей в Колиной жизни было не так уж много - книги, хоккей, компьютер и пожалуй все, а невзгоды подстерегали на каждим шагу. И, хотя он старался относиться к ним спокойно, (у него даже была в школе кличка - философ), если бы не Светка, он бы сейчас, наверное, не смог объяснить, зачем он вообще терпит эту жизнь.
Светка была темноволосым, голубоглазым чудом природы. Конечно не из-за волос и цвета глаз, и даже не потому, что была умницей и отличницей, она была... загадкой. Коля никогда не мог угадать, что ожидать от нее в следующий момент, и в то же время все у нее получалось естественно и красиво. Это Колино счастье началось с осени, когда она пришла к ним в класс, и продолжалось уже полгода.
Не так давно, после Нового года, она вдруг пригласила его к себе на день рожденья. Коля сразу решил, что уж теперь-то он ее поцелует, а что будет потом... Он и раньше несколько раз собирался это сделать, но почему-то именно в эти моменты она вдруг принимала скучный вид и ускользала, ссылаясь на разные причины. Но в этот раз все должно быть по-другому.

Весь день рожденья, пока все вокруг веселились, Коля был сам не свой. В голове его одна сцена сменяла другую, воображение прорисовывало все детали, как же это будет и что будет потом. Светка была как всегда очаровательна и веселилась вместе с другими. Несколько робких попыток, поймав момент уединиться с ней, не дали результатов. Мысли путались и разговора не получалось. А незадолго до конца она, подойдя к Коле, вдруг спросила:
- "ты случайно не заболел? Может быть тебе лучше пойти домой и прилечь отдохнуть? ".
Все надежды и расчеты в бедной Колиной голове посыпались как карточный домик. Он неуверенно мотнул головой и медленно стал одеваться. Место роя мыслей и образов заняла одна, предельно выпуклая мысль: "Какой же я дурак". По дороге домой к ней добавилась еще одна "Счастье бывает, только собственных мечтах и больше нигде".

Но на следующий день, она сама вдруг позвонила ему и предложила встретиться как обычно на углу, чтобы немножко проветрить мозги. Иногда они гуляли с ней и болтали о самых неожиданных вещах.
А произошло все недавно и, опять же, совершенно неожиданно. Как раз тогда, когда он опоздал на 15 минут. Она разозлилась, и Коля ее вполне понимал. Но банальная ссылка на часы показалась ему неубедительной, и он на ходу стал изобретать историю, как к нему неожиданно завалил друг, которому просто необходимо было срочно помочь.
Гуляли они не долго, но в самом конце, когда он уже собирался уходить, и случилось чудо. Она вдруг резко приблизилась к нему и неуклюже чмокнула в щеку...
Правда потом ничего и не было. Коля просто растерялся от неожиданности, а она почти мгновенно исчезла.

Однако, разгоревшимся с новой силой надеждам Коли, вскоре вновь пришлось несколько угаснуть. Вот и сейчас у него в кармане лежали билеты на вечерний сеанс, но она сказала, что позвонит около семи, и тогда точно скажет, сможет ли пойти.
Тем не менее, Светка уже прочно поселилась в его голове, он часто мысленно разговаривал с ней, а когда путешествовал вместе со своими книжными героями, она всегда была рядом. Неудивительно, поэтому, что она первая заметила на мониторе маленькую точку, выделявшуюся на фоне звездного неба, и ткнула Колю локтем, - "Смотри, а вдруг это космический корабль?".
Пилот Пиркс тоже заметил точку, и его посетила та же мысль. Встреча с кораблем из другой, неведомой, цивилизации была давней мечтой любого пилота патрульного корабля. Пиркс склонился к пульту управления и взял курс на точку, резко увеличив скорость.
Точка стала расти в размерах, приобретая форму круглого объекта, но на все варианты сигналов, посылаемых в ее сторону Пирксом, не отвечала.

Белое пушистое тело Симы взметнулось в красивом прыжке, и острые когти вцепились в ползущую по ковру бигуди. Коля увлекся и не заметил, как Вовка вернулся и снова занялся своим гнусным делом.
"Цыть!" - в Вовку полетел снятый с ноги мягкий тапочек.
"Какая все же дура эта Сима, если не может отличить бигуди от мышки" - подумалось Коле. Мысли на некоторое время переключились, на любимую кошку.
Вот интересно, что происходит в ее голове, умеет ли она вообще думать? Иногда ему казалось, что она все делает настолько осмысленно, что как будто думает, а иногда...
Наверное, это что-то типа старой конструкции. Вот, например, есть старые черно-белые телики, и есть современные, цветные со всеми наворотами и пультом. Так и кошки, произошли, наверное, раньше и мозги у них устаревшей конструкции. Хотя и есть что-то общее, может быть даже доставшееся нам от них, но сильно усовершенствованное.

Между тем объект перестал приближаться, хотя Пиркс и дал полный форсаж двигателям. Похоже, он мог перемещаться с не меньшей скоростью, и решил не входить в контакт. Приркс сбросил тягу, и круглый непонятный объект на мониторе стал уменьшаться, удаляясь.
"Жаль..." - выдавил Пиркс, и эхом ему отозвались Коля со Светкой. Но, хотя Пиркс повернул уже обратно, исчезать с экрана объект не собирался. Наоборот, как будто приблизился.
"Может быть он просто испугался первый раз" - одновременно подумали все трое. Пиркс снова развернул корабль и на полной скорости направился к нему. Чужой корабль стал снова приближаться, но в какой-то момент опять остановился, не желая сокращать расстояние.
Всех троих охватил уже азарт, да и мечта - первыми войти в контакт с другой цивилизацией, была слишком заманчива. Но все повторилось в точности так же, как и предыдущий раз. Когда их корабль мчался навстречу, объект вначале приближался увеличиваясь в размерах, но потом снова уходил от них в звездное пространство. Они снова и снова повторяли попытки. Увлекшись погоней, Пиркс даже не обратил внимание на стрелку, показывающую остаток горючего. А когда мельком брошенный взгляд заметил ее трепыхание, с ужасом понял, что его едва ли хватит, чтобы вернуться к Земле.
Но ведь неземной корабль был, казалось, совсем рядом… затрачено столько сил!
Только огромным усилием воли Пиркс прекратил погоню и, поставив двигатели на экономичный режим, направил корабль к Земле.
Объект безмолвно следовал за ними.
Чудом совершив посадку, Все трое бледные вышли из корабля... а на мониторе продолжала светится круглая точка.
К вечеру инженеры дали заключение - в конструкции монитора была допущена ошибка, и при определенной перегрузке в экран попадал пузырек воздуха, который то увеличивался, расплющиваясь при положительной перегрузке, то уменьшался в размерах при отрицательной, но вид его вполне можно было принять за чужой космический корабль.

Что-то странное происходило в голове Коли. Какая-то неясная мысль проникая в разные закоулки сознания и собирая сведения, росла как ком, пыталась вырваться наружу.

К телефону первым, как всегда подскочил Вовка. Хитро и язвительно улыбнувшись, он протянул трубку Коле - "Светка..".
"Ты знаешь, я сегодня не смогу, уроков много, да и голова что-то болит" - пропел ее звонкий голос. Коля молчал лишь секунду, а затем, неожиданно сам для себя сказал извиняющимся тоном:
- " Ну и хорошо, а то Вера мне недавно звонила, сказала, что безумно хотела бы посмотреть этот фильм, так что учись и лечи голову, билеты не пропадут".
Коля положил трубку. Господи, что это он сморозил, какая Вера?
Но мысль уже стала приобретать вполне осмысленные формы, Он сел в кресло и стал ждать. Сейчас должно было что-то произойти.
Сима, в очередной раз вцепившись в бигуди и убедившись, что ничего интересного она на самом деле не представляет, запрыгнула на диван и занялась своим туалетом.
Шли минуты, в душе у Коли творилось что-то невообразимое и он, хотя и ждал этого, не сразу сообразил что происходит, когда прозвенел звонок, и изумленный Вовка, повторяя - "это же Светка", вложил ему в руку трубку.
- "Да"...
- "Коль, я уже почти все сделала, и голова прошла. Зайдешь, минут через 20? Я буду готова".
Ни слова не говоря, он медленно повесил трубку. Вовкины глаза округлились, но в полный шок его привели слова, которые были произнесены чужим, совсем не Колиным голосом.
- "Знаешь... я хочу быть часами. "
0
daz
Снимаю шляпу
0
Комкон
От пользователя Командор
Я с "Соляриса" заболел фантастикой. И радуюсь, что эта болезнь - хроническая...

мне первое из Лема попалось Магелланово облако..., до сих пор лежит издание в БПиНФ - рамка, и Астронавты - первое издание на русском - издано в Чите...
От пользователя Смерч
Жаль не то слово. Хотя насчет "романтиков" это уж кто как его воспринимал. Вспомнился свой старенький рассказик, может и не очень к месту, но приведу... в память о нем.

прости, но совсем не к месту...
0
Автор: Lady Winter™©® (winter cherry) (отправить письмо) (о пользователе)
Дата: 28 Мар 2006 03:45

Лем был эпохой.. это не просто фантастика.. Фантастика не заключается в бластерах и звездолетах... она в человеческих отношениях иных условий... погибают цивилизации, но человек остается неизменным: страдает, любит, совершает подвиги, воюет с машинами, а машины с ним..
-------------------------------------------------------------------------------
Очень точно. Когда мне говорят, что "Ночной дозор" - это фантастика, становится грустно... Настоящая фантастика - это разговор о людях...
0
Очень жаль. С годами я становился все привередливее к качеству фантастики. В конце концов в этом жанре у меня остался один любимый писатель: Лем.
Для тех, кто ценит его книги:
"Сумма технологии" - книга о будущем человеческой цивилизации (не фантастика).
http://www.lib.ru/LEM/summa.txt
Почитайте.
Многое уже сбылось, остальное - не за горами.
0
cere$$
От пользователя Комкон
прости, но совсем не к месту...

Ну почему?Смерч привел явное доказательство влияния социальной фантастики на формирование личности. Думаю,что похожие тексты,сохранись они,могло б выложитьсюда большинство из нас.

[Сообщение изменено пользователем 28.03.2006 10:56]
0
Комкон
От пользователя cere$$
Смерч привел явное доказательство влияния социальной фантастики на формирование личности. Думаю,что похожие тексты,сохранись они,могло б выложитьсюда большинство из нас.

видите ли, Лем и я это не Я и Лем... "и я подражая Лему ил под его впечатлением написал" ... можно упомянуть, но не стоит приводить...тем более полностью...

Лем, Стругацкие, Ефремов, Азимов, Шекли, Саймак... это Гиганты, своеобразные гении... (хотя думаю меня кто-нибудь тут же потправит по Ефремову...), но это мое мнение...
0
EvAngeLilly
От пользователя Командор
"Ночной дозор" - это фантастика

нет, это сыр Хохланд :-)
0
Смерч
От пользователя cere$$
Смерч привел явное доказательство влияния социальной фантастики на формирование личности


Вы все верно поняли. Если обобщить, мы все как-то социально влияем друг на друга высказанными умными мыслями.
Впрочем, не только умными, и это жаль. :-)
0
От пользователя Комкон
Лем, Стругацкие, Ефремов, Азимов, Шекли, Саймак... это Гиганты, своеобразные гении... (хотя думаю меня кто-нибудь тут же потправит по Ефремову...), но это мое мнение...

Насчет Ефремова - этто обязательно поправим. :-) Вы б еще Еремея Парнова вспомнили...

А насчет нынешнего упадка... дак все же время кричат об упадке. В конце позапрошлого века страдали, что, типа, все классики перемерли, осталось только что всяких там, Чехонте читать... и во времена Гомера, наверно, какие-нибудь древние греки говорили "упадок, блиннн, литературы... рынок наводнен поделками всяких гомеров и эсхилов с эзопами... куды котимсся, братья-древние греки?..."
0
cere$$
От пользователя Андрэ_Бретон
Андрэ_Бретон

Согласен.Тот же Лукьяненко спел что то свое в общем хоре попсы.И был услышан.(я не о Дозорах,конечно)
0
Комкон
От пользователя Андрэ_Бретон
Насчет Ефремова - этто обязательно поправим.

каждому свое -только не надо плиз Парнова и Ефремова рядом упоминать... Ефремов не только Туманность Андромеды написал, но и Час Быка... а вспомните "На краю Ойкумены"...
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.