"Дедушка на облаке" - разберемся?
проблемы и не было, я так, ерничал :-) в том посте Эскамильо пытался ограничить рамки темы, направить ее в русло. По-моему, исходя из приведенного Вами правила, это должно относиться ко всем - он же автор темы
и я не силен в протестантизме. По моим представлениям, протестантизм в чистом первоначальном виде следовал Новому завету в буквальном смысле, не допуская интерпретаций. Позже интерпретации появились, а с ними и другие религиозные течения, в том числе и такое
и я не силен в протестантизме. По моим представлениям, протестантизм в чистом первоначальном виде следовал Новому завету в буквальном смысле, не допуская интерпретаций. Позже интерпретации появились, а с ними и другие религиозные течения, в том числе и такое
2Коровьевъ
> Вопрос об отличении галлюцинаций от действительности -
> действительно, сложен.
> Есть мнение, что "изнутри" он не решается
Тогда вывод - вопрос о существовании Бога может прояснить только Он? Логично? > эскамильо:
В смысле, утверждение абсолютно верное - с моей точки зрения, - но верное не как "абсолютно логичный" вывод из наших предыдущих рассуждений.
Во всяком случае, в данной теме рассуждения этого уровня будут офтопиком, поскольку способность Бога к [произвольному] "прояснению чего-либо" уже подразумевает наличие такого божественного атрибута, как воля. А это - как раз личностная черта, оспариваемая в этой теме.
Такой импликации нет. Если "хочешь видеть" реальность, то одного желания мало. Не хочешь видеть - не увидишь. Обратное неверно: если не видишь - то либо не хочешь, либо, действительно, реальный объект отсутствует. Когда видишь "все, что только хочешь" - это как раз и будет галлюцинация.
Если у нас есть желание обсудить, что такое "реальность", давайте сделаем это в другой теме :-)
> Вопрос об отличении галлюцинаций от действительности -
> действительно, сложен.
> Есть мнение, что "изнутри" он не решается
Тогда вывод - вопрос о существовании Бога может прояснить только Он? Логично?
Абсолютно
В смысле, утверждение абсолютно верное - с моей точки зрения, - но верное не как "абсолютно логичный" вывод из наших предыдущих рассуждений.
Во всяком случае, в данной теме рассуждения этого уровня будут офтопиком, поскольку способность Бога к [произвольному] "прояснению чего-либо" уже подразумевает наличие такого божественного атрибута, как воля. А это - как раз личностная черта, оспариваемая в этой теме.
Удобная лазейка! Не видишь - да ты и не хотел, значит! Так-то очень многие видят только то, что хотят, и что не хотят - не видят (пословица про соринку и бревно в глазу)
Такой импликации нет. Если "хочешь видеть" реальность, то одного желания мало. Не хочешь видеть - не увидишь. Обратное неверно: если не видишь - то либо не хочешь, либо, действительно, реальный объект отсутствует. Когда видишь "все, что только хочешь" - это как раз и будет галлюцинация.
Если у нас есть желание обсудить, что такое "реальность", давайте сделаем это в другой теме :-)
Капитан, ну уж прямо и "заброшен". У Вас же отпуск. И у меня небольшой, но неприятный кризис на службе. Но несколько слов перед Вашим отпуском я по-любому собирался сказать, чтобы эта тема всплыла глотнуть кислорода :-)
Когда говорят о Боге как о личности, очевидно, имеют в виду не все атрибуты личности. Иначе было бы слишком просто. "Удостоверения личности" нет? - До свиданья. И все дураки.
Ситуация - сложнее и интереснее. По сути, нам нужны те черты личности, которые оправдывают фразы типа "роль личности в истории". Эти черты личности предъявлены в Ветхом Завете. Я имею в виду "свободную волю".
Очевидно, что уже для Бога ветхого завета, не подходит первое из приведенных Вами, Капитан, определений "личности". А второе - вполне ничего.
В Новом Завете предъявлены новые черты. Возможность любить, быть любимым, возможность не только творить, но и рождать. Возможность быть по-детски названным "папочка". Так звучит в оригинале то слово, которое переведено как "Отче". Это тоже свойства личности.
В общем-то, этого было бы и довольно. Впрочем, и "гнев", и "ярость" - это, возможно, близко к свойствам личности. В гневе я слышу огонь, а в ярости - яркость. Солнце - Ярило. Огонь, свет.
Но я думаю, что эти свойства - в чрезмерном, выше человеческого восприятия проявлении - не необходимы, а именно следствие ухода с пути. Обратная связь в системе. Удаляться от Бога - мучительно. Если бы мы нашли Бога без гнева и ярости - мы были бы удовлетворены. Может быть, это - возможно?
Когда говорят о Боге как о личности, очевидно, имеют в виду не все атрибуты личности. Иначе было бы слишком просто. "Удостоверения личности" нет? - До свиданья. И все дураки.
Ситуация - сложнее и интереснее. По сути, нам нужны те черты личности, которые оправдывают фразы типа "роль личности в истории". Эти черты личности предъявлены в Ветхом Завете. Я имею в виду "свободную волю".
Очевидно, что уже для Бога ветхого завета, не подходит первое из приведенных Вами, Капитан, определений "личности". А второе - вполне ничего.
В Новом Завете предъявлены новые черты. Возможность любить, быть любимым, возможность не только творить, но и рождать. Возможность быть по-детски названным "папочка". Так звучит в оригинале то слово, которое переведено как "Отче". Это тоже свойства личности.
В общем-то, этого было бы и довольно. Впрочем, и "гнев", и "ярость" - это, возможно, близко к свойствам личности. В гневе я слышу огонь, а в ярости - яркость. Солнце - Ярило. Огонь, свет.
Но я думаю, что эти свойства - в чрезмерном, выше человеческого восприятия проявлении - не необходимы, а именно следствие ухода с пути. Обратная связь в системе. Удаляться от Бога - мучительно. Если бы мы нашли Бога без гнева и ярости - мы были бы удовлетворены. Может быть, это - возможно?
Эскамильо, это была маленькая лёгкая вредная провокация, не сердитесь. Я полагаю, что если разговор начат и он важен сторонам, он будет проведён и закончен, а когда - не так важно. Возможно, и в следующей жизни.
По Вашему последнему посту. Не обратили внимания? снова сбиваемся на ТАКИЕ или НЕ ТАКИЕ черты личности. Выбираем, какие и как рассматривать. А я хотел предложить к рассмотрению личность как таковую, вне зависимости от тех или иных частных присущих ей черт. Оставив лишь главную - ограниченность.
Но то, что Вы пишете, всё равно интересно. Особенно про гнев и ярость.
По Вашему последнему посту. Не обратили внимания? снова сбиваемся на ТАКИЕ или НЕ ТАКИЕ черты личности. Выбираем, какие и как рассматривать. А я хотел предложить к рассмотрению личность как таковую, вне зависимости от тех или иных частных присущих ей черт. Оставив лишь главную - ограниченность.
Но то, что Вы пишете, всё равно интересно. Особенно про гнев и ярость.
Оставив лишь главную - ограниченность
Разве это главная черта личности? Как же она опущена в приведенном Вами выше "философском определении" Соловьева?
Личность (философ.) — внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания.
Как это опущена???? Эскамильо, Вы же ... это... тонкий филолог и семантик...
Читаем внимательно: единичного существа в его самостоятельности... своеобразным характером... самосознания. Тут практически каждое слово подчёркивает автономность, единичность и отделённость внутренней цельности от внешнего. Соловьёв всё-таки умница.
И что, по-Вашему, главная черта личности? Известные мне определения ВСЕ говорят об отдельности и отделённости личности - это и есть её неотъемлемое свойство, а остальное переменно.
Читаем внимательно: единичного существа в его самостоятельности... своеобразным характером... самосознания. Тут практически каждое слово подчёркивает автономность, единичность и отделённость внутренней цельности от внешнего. Соловьёв всё-таки умница.
И что, по-Вашему, главная черта личности? Известные мне определения ВСЕ говорят об отдельности и отделённости личности - это и есть её неотъемлемое свойство, а остальное переменно.
Что из перечисленного Соловьевым "ограничивает" личность?
единичного существо
самостоятельность
обладание разумом
волей
своеобразным характером
единство самосознания
Я полагаю, первое?
Если да, то тут мы и попробуем провести разницу между существом в мире, существом сотворенным и существом над миром, существом несотворенным.
По-моему, все черты личности из этого определения подходят Богу.
Он просит передать Вам его признательность :-)
единичного существо
самостоятельность
обладание разумом
волей
своеобразным характером
единство самосознания
Я полагаю, первое?
Если да, то тут мы и попробуем провести разницу между существом в мире, существом сотворенным и существом над миром, существом несотворенным.
По-моему, все черты личности из этого определения подходят Богу.
Соловьёв всё-таки умница
Он просит передать Вам его признательность :-)
"По мелочам"
А корректно говорить - её там и не было. В этом учении преодолевается и эта человеческая иллюзия. По поводу "идея Бога убрана из буддизма". Казалось бы, неаккуратное слово - а как смысл заиграл!
Убирается, преодолевается - ну извините, не по-вашему назвал :-)
поправляюсь
"Идея Бога последовательно преодолена в буддизме..."
далее по тексту.
И смысл "играет" и Капитан доволен
А корректно говорить - её там и не было. В этом учении преодолевается и эта человеческая иллюзия.
Убирается, преодолевается - ну извините, не по-вашему назвал :-)
поправляюсь
"Идея Бога последовательно преодолена в буддизме..."
далее по тексту.
И смысл "играет" и Капитан доволен
Согласно источникам, Будда недвусмысленно признавал существование богов: "Боги существуют, это факт, который я признаю, во всем мире в этом все единодушны". Богов следовало почитать ублажать, всеми возможными средствами располагать к себе. В пантеон древнего буддизма входили боги прежних религий Индии...
http://www.iservice.ru/buddhism/origin.php?id=4
Статья "Буддийский пантеон"
> единичного существо
> самостоятельность
Для начала эти два. Единичность подразумевает не единственность, не уникальность, а перечислимость и отдельность. "По-моему, так" ( (с) Винни-Пух).
Упоминание самостоятельности подразумевает, что может быть и несамостоятельность - т.е. это относительная характеристика. А относительность - она относительно чего-то. Т.е. есть что-то ещё. А сказанная вкупе с единичностью она как раз и обозначает семантически отдельность. Проверьте на других - отдельна ли, отделена ли личность от чего другого?
> существом над миром, существом несотворенным.
Вот здесь давайте внимательнее. Итак, Бог отдЕлен он мира?
> По-моему, все черты личности из этого определения подходят Богу.
Ещё интересный момент, кстати. Поскольку Соловьёв определял не Бога, получается, что это определение в равной степени подходит Богу и человеческой личности, верно?
И, развивая мысль дальше?....
> Он просит передать Вам его признательность
О, я рад.
> самостоятельность
Для начала эти два. Единичность подразумевает не единственность, не уникальность, а перечислимость и отдельность. "По-моему, так" ( (с) Винни-Пух).
Упоминание самостоятельности подразумевает, что может быть и несамостоятельность - т.е. это относительная характеристика. А относительность - она относительно чего-то. Т.е. есть что-то ещё. А сказанная вкупе с единичностью она как раз и обозначает семантически отдельность. Проверьте на других - отдельна ли, отделена ли личность от чего другого?
> существом над миром, существом несотворенным.
Вот здесь давайте внимательнее. Итак, Бог отдЕлен он мира?
> По-моему, все черты личности из этого определения подходят Богу.
Ещё интересный момент, кстати. Поскольку Соловьёв определял не Бога, получается, что это определение в равной степени подходит Богу и человеческой личности, верно?
И, развивая мысль дальше?....
> Он просит передать Вам его признательность
О, я рад.
Эскамильо, совершенно верно, в буддизме чувствующие существа могут существовать в одном из шести миров: трёх низших - существ ада, голодных духов и животных, и трёх высших - людей, полубогов и богов. Т.е. в буддизме есть боги, которым, однако, никто не молится.
Будда не рекомендует рождаться долго живущим богом. Они расходуют накопленную благоприятную карму, но не создают новой и у них нет шанса в таком рождении к Просветлению. Поэтому умирая, они перерождаются ниже, они это знают, и в этом состоит их страдание. Оно сильнее нашего.
Вот, если позволите, цитата из "Буддийского словаря":
"Боги
Так называют обитателей наименее болезненного из Шести Состояний Сферы Желания и двух других сфер.(см. Три Сферы). Жизни богов, долгие и отмеченные чувственными и эстетическими видами блаженства, заканчиваются большим несчастьем предвиденья более низкого перерождения в будущем".
Поэтому это: "Богов следовало почитать ублажать, всеми возможными средствами располагать к себе. В пантеон древнего буддизма входили боги прежних религий Индии..." на уровне чеховского "Письма учёному соседу", к сожалению.
Буддизм, повторюсь, не политеизм, там у богов другие значения. Хотя имена знакомые - да, можно встретить. Кстати, и Иисус почитается как Будда Медицины и великий Бодхисаттва. В факте жизни Иисуса буддисты не сомневаются.
Т.е. буддизм никоим образом не
политеизм. Состояние бога или рождение в мире богов - это следствие определённой кармы и определённое состояние ума. Возможно, они развиты настолько, что в состоянии создавать миры, по крайней мере, планеты, звёзды и системы, но это не делает их предметом поклонения буддиста. Будда не рекомендует рождаться долго живущим богом. Они расходуют накопленную благоприятную карму, но не создают новой и у них нет шанса в таком рождении к Просветлению. Поэтому умирая, они перерождаются ниже, они это знают, и в этом состоит их страдание. Оно сильнее нашего.
Вот, если позволите, цитата из "Буддийского словаря":
"Боги
Так называют обитателей наименее болезненного из Шести Состояний Сферы Желания и двух других сфер.(см. Три Сферы). Жизни богов, долгие и отмеченные чувственными и эстетическими видами блаженства, заканчиваются большим несчастьем предвиденья более низкого перерождения в будущем".
Поэтому это: "Богов следовало почитать ублажать, всеми возможными средствами располагать к себе. В пантеон древнего буддизма входили боги прежних религий Индии..." на уровне чеховского "Письма учёному соседу", к сожалению.
Буддизм, повторюсь, не политеизм, там у богов другие значения. Хотя имена знакомые - да, можно встретить. Кстати, и Иисус почитается как Будда Медицины и великий Бодхисаттва. В факте жизни Иисуса буддисты не сомневаются.
Вот здесь давайте внимательнее. Итак, Бог отдЕлен он мира?
Вот "тренировочная метафора". Программист написал компьютерную игру, виртуальные персонажи которой - вполне самостоятельны. Программист ввел правила - законы мира, и сохранил за собой полный контроль над "миром", кроме контроля над волей существ со свободной волей. Это один из законов мира. Но добровольное обращение к программисту - возможно в любой ситуации, в любой точке "мира". Когда это обращение адекватно его замыслу - он отзывается. Не очень предсказуемо, но очень убедительно.
Наш программист - по определению, личность. Даже человек.
Какой смысл Вы вкладываете в вопрос "отделен ли он от мира"?
Какой ответ на Ваш вопрос был бы правильным в этой ситуации?
Может, как-то уточните, что Вы хотите узнать?
m
mator
Бог - это то, чем не возможно управлять..., но управлять стремятся все))
Гм. Эскамильо, могу уверить, как начавший программировать ещё 18 лет назад
Маленький обзор ситуации.
У нас сейчас два трэда в дискуссии идут и ещё один пока заморожен - насчёт самого творения и возникновения. Из идущих - один про ограниченность личности и правомерность наделения Бога качествами личности и вот возник ещё второй - насчёт взаимоотношений Бога и его творения.
По первому трэду хочу напомнить вопросы и обратить внимание на то, что мы всё-таки в этой части дискуссии выясняем:
- ограниченна ли личность?
- или может ли быть Бог личностью?
Мне кажется, обсуждения по дефинициям пытаются отвечать на первый вопрос вместо второго, хотя первый бесспорен.
Теперь по второму.
Смысл в вопрос я вкладываю простой. Вот христианская модель, библейская. Вот Бог и вот его творение - мир. И они - не одно и то же. Бог взаимодействует с миром как с отдельным объектом, не собой. Ставит там цели, достигает их и т.п.
, что эта метафора здесь не вполне удачна.Маленький обзор ситуации.
У нас сейчас два трэда в дискуссии идут и ещё один пока заморожен - насчёт самого творения и возникновения. Из идущих - один про ограниченность личности и правомерность наделения Бога качествами личности и вот возник ещё второй - насчёт взаимоотношений Бога и его творения.
По первому трэду хочу напомнить вопросы и обратить внимание на то, что мы всё-таки в этой части дискуссии выясняем:
- ограниченна ли личность?
- или может ли быть Бог личностью?
Мне кажется, обсуждения по дефинициям пытаются отвечать на первый вопрос вместо второго, хотя первый бесспорен.
Теперь по второму.
Смысл в вопрос я вкладываю простой. Вот христианская модель, библейская. Вот Бог и вот его творение - мир. И они - не одно и то же. Бог взаимодействует с миром как с отдельным объектом, не собой. Ставит там цели, достигает их и т.п.
m
mator
1. Если ограничена, то не личность.
2. Бог может все)
Без одного не было бы другого)
2. Бог может все)
Без одного не было бы другого)
Гм... Да с Вами нужно ухо востро. На пятки наступаете :-(
Если, скажем, я прямо сейчас уйду на покой, а Вы будете продолжать программировать, то через каких нибудь десять лет Ваш стаж будет больше моего. Таак, за работу! ;-)
ОК. вот мои тезисы:
1. Ограниченность - не определяющий фактор понятия "личность" в том смысле, в котором мы применяем его к Богу
2. Бог свободен, [следователь-]но - имеет возможность Себя ограничить.
3. Пока у человека есть свобода выбора - Бог не может ему диктовать. Когда у человека нет никакой свободы выбора - хоть помотать головой - он уже не человек. Человек непобедим даже Богом - вспомните богоборчество Исаака. На равных.
4. У Бога есть, по крайней мере, одна цель: он хочет, чтобы все люди (те, что со свободой) спаслись. Достигли Его.
Ну что, перерыв?
Капитан, метафора о программисте была доводом в пользу того, что Ваш вопрос "отделен ли Бог от мира" может оказаться некорректным. Правильный термин - "трансцендентен".
И программирование здесь ни причем. Отделен ли Пушкин от Онегина? - Трансцендентен. Как субъект объекту.
И программирование здесь ни причем. Отделен ли Пушкин от Онегина? - Трансцендентен. Как субъект объекту.
mator, непонятно:
> 1. Если ограничена, то не личность.
========
Эскамильо,
> 1. Ограниченность - не определяющий фактор понятия "личность" в том смысле, в котором мы применяем его к Богу
Ок. Выясняется, что понятие "личность" к Богу надо применять иначе, чем к, скажем, человеку. Тогда вопрос - в чём иначе? Убрав из него ограниченность? Но тогда понятие "личность" просто перестаёт быть таковым, а становится чем-то иным. Между тем, христианский Бог - именно личность, что христианами не отрицается, а, наоборот, утверждается. И было бы странно, если отрицалось, поскольку в Писании он ведёт себя как личность - чего-то хочет, к чему-то стремится, что-то оценивает и как-то с этим взаимодействует. Всё это возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО при том условии, что есть объекты взаимодействия. Или субъект и объект, если угодно. Различные. Отличные друг от друга.
Нелогично.
> 2. Бог свободен, [следователь-]но - имеет возможность Себя ограничить.
Перестав быть Богом? Или создав то, что Богом не является (поскольку у нас появляется ограниченность - т.е. граница между Богом и чем-то иным).
Нелогично опять же.
> 3. Пока у человека есть свобода выбора - Бог не может ему диктовать.
Но непрерывно это делает. И поэтому в христианстве нет однозначного ответа в такой ситуации, как:
> Когда у человека нет никакой свободы выбора - хоть помотать головой - он уже не человек.
- поскольку, с одной стороны, "Бог даровал человеку свободу выбора", а с другой, "на всё воля Божья".
> Человек непобедим даже Богом - вспомните богоборчество Исаака. На равных.
Итак, у нас есть Бог и есть не-Бог (Исаак). Оба ограничены и отдельны друг от друга, верно?
> 4. У Бога есть, по крайней мере, одна цель: он хочет, чтобы все люди (те, что со свободой) спаслись. Достигли Его.
Иначе говоря, они сейчас не там, где он, верно?
> Ну что, перерыв?
Как Вам будет удобно. "Рукописи не горят".
Я в четверг-пятницу ещё могу сюда заглядывать, а потом уеду. Если Вам не позволяет время, не беда, я пойму и дождусь.
> что Ваш вопрос "отделен ли Бог от мира" может оказаться некорректным. Правильный термин - "трансцендентен".
Получается, что о Боге может быть задан некорректный вопрос? Тогда он не всеобъемлющ.
Дело в том, что здесь трансцендентность - это та же отделённость. Согласно словарному определению. За пределами. Верно? Кроме того, по этим же определениям имеет место логическая закольцовка. Что такое трансцендентный? Запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Например, идея Бога. Хорошо, Бог. А каков он? Он трансцендентен.
Продолжим, как сможете. И это только один трэд - о личности. А есть ещё два. И мы ещё не рассматривали этические аспекты.
> 1. Если ограничена, то не личность.
========
Эскамильо,
> 1. Ограниченность - не определяющий фактор понятия "личность" в том смысле, в котором мы применяем его к Богу
Ок. Выясняется, что понятие "личность" к Богу надо применять иначе, чем к, скажем, человеку. Тогда вопрос - в чём иначе? Убрав из него ограниченность? Но тогда понятие "личность" просто перестаёт быть таковым, а становится чем-то иным. Между тем, христианский Бог - именно личность, что христианами не отрицается, а, наоборот, утверждается. И было бы странно, если отрицалось, поскольку в Писании он ведёт себя как личность - чего-то хочет, к чему-то стремится, что-то оценивает и как-то с этим взаимодействует. Всё это возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО при том условии, что есть объекты взаимодействия. Или субъект и объект, если угодно. Различные. Отличные друг от друга.
Нелогично.
> 2. Бог свободен, [следователь-]но - имеет возможность Себя ограничить.
Перестав быть Богом? Или создав то, что Богом не является (поскольку у нас появляется ограниченность - т.е. граница между Богом и чем-то иным).
Нелогично опять же.
> 3. Пока у человека есть свобода выбора - Бог не может ему диктовать.
Но непрерывно это делает. И поэтому в христианстве нет однозначного ответа в такой ситуации, как:
> Когда у человека нет никакой свободы выбора - хоть помотать головой - он уже не человек.
- поскольку, с одной стороны, "Бог даровал человеку свободу выбора", а с другой, "на всё воля Божья".
> Человек непобедим даже Богом - вспомните богоборчество Исаака. На равных.
Итак, у нас есть Бог и есть не-Бог (Исаак). Оба ограничены и отдельны друг от друга, верно?
> 4. У Бога есть, по крайней мере, одна цель: он хочет, чтобы все люди (те, что со свободой) спаслись. Достигли Его.
Иначе говоря, они сейчас не там, где он, верно?
> Ну что, перерыв?
Как Вам будет удобно. "Рукописи не горят".
Я в четверг-пятницу ещё могу сюда заглядывать, а потом уеду. Если Вам не позволяет время, не беда, я пойму и дождусь.
> что Ваш вопрос "отделен ли Бог от мира" может оказаться некорректным. Правильный термин - "трансцендентен".
Получается, что о Боге может быть задан некорректный вопрос? Тогда он не всеобъемлющ.
Дело в том, что здесь трансцендентность - это та же отделённость. Согласно словарному определению. За пределами. Верно? Кроме того, по этим же определениям имеет место логическая закольцовка. Что такое трансцендентный? Запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Например, идея Бога. Хорошо, Бог. А каков он? Он трансцендентен.
Продолжим, как сможете. И это только один трэд - о личности. А есть ещё два. И мы ещё не рассматривали этические аспекты.
Кстати, Эскамильо, раз уж Вы увлечены этимологией.
Личность, лицо, лик - имеют ещё одно значение. В украинском: облiк - это учёт, перелiчити - это пересчитать, да и наличность говорит о счётности.
Личность, лицо, лик - имеют ещё одно значение. В украинском: облiк - это учёт, перелiчити - это пересчитать, да и наличность говорит о счётности.
Капитан,
В мои намерения не входит разобраться в этой теме досконально. Это было бы верхом самонадеянности. В мои намерения также не входит и загонять Вас в какой-либо угол. Все, чем я хочу в этой теме ограничиться, это всего лишь продемонстрировать, что полагая Бога личностью, мы не извлекаем немедленно фатальных логических противоречий. Хотя, возможно, некоторые устоявшиеся представления нам приходится пересматривать.
Неужели я ошибся во всех до одного своих тезисах - Вам не понравился ни один. Если это так, то это не радует.
Между тем, в первом тезисе я вовсе не противопоставил личности Бога и личность человека по категории "ограниченность". Я не сказал, что ограниченность - определяющая характеристика человеческой личности. Я просто вынес человека на время за скобки.
Таким образом, Ваш первый аргумент не является контраргументом. Вы просто расширяете дискуссию. Но хоть этот мяч и летит мимо ворот, поймаю его Вам.
Любые наши суждения о Боге поневоле метафоричны, приблизительны, и неизбежно страдают от антропоморфизма. В этом мы должны отдавать себе отчет. Поэтому мы априори понимаем, что и "личность" Бога чем-то отличается от личности человека.
Но не лезть же из-за этого в бутылку - разве не нам не интересно исследовать, что же такое личность, даже личность человека?
Философское определение, данное Соловьевым, в конце концов, тоже всего лишь версия для нашей верификации. Он Соловьев, а Вы Капитан, а я Эскамильо. Все мы люди. И я, говоря, что Бог - Личность, говорю нечто, чего Вы не понимаете. Целиком или частично.
Что же до меня, то, кажется, я понял, что вы имеете в виду, говоря об ограниченности. Для меня ограниченный - еще из математики - имеющий конечную достижимую границу. Таким образом, та же парабола, например, неограничена. А эллипс - ограничен. Вы же, кажется, имеете в виду именно всеобъемлемость. По-Вашему, парабола ограничена. Так?
Тогда, пожалуй, соглашусь с Вами. "Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы". Если Вы это называете это ограниченностью, то она присутствует.
О чем угодно может быть задан "некорректный вопрос". Это не свойство предмета, о котором вопрошают, это свойство человеческого ума, свойство отображения этого предмета в уме.
пока все :-)
В мои намерения не входит разобраться в этой теме досконально. Это было бы верхом самонадеянности. В мои намерения также не входит и загонять Вас в какой-либо угол. Все, чем я хочу в этой теме ограничиться, это всего лишь продемонстрировать, что полагая Бога личностью, мы не извлекаем немедленно фатальных логических противоречий. Хотя, возможно, некоторые устоявшиеся представления нам приходится пересматривать.
Неужели я ошибся во всех до одного своих тезисах - Вам не понравился ни один. Если это так, то это не радует.
Между тем, в первом тезисе я вовсе не противопоставил личности Бога и личность человека по категории "ограниченность". Я не сказал, что ограниченность - определяющая характеристика человеческой личности. Я просто вынес человека на время за скобки.
Таким образом, Ваш первый аргумент не является контраргументом. Вы просто расширяете дискуссию. Но хоть этот мяч и летит мимо ворот, поймаю его Вам.
Любые наши суждения о Боге поневоле метафоричны, приблизительны, и неизбежно страдают от антропоморфизма. В этом мы должны отдавать себе отчет. Поэтому мы априори понимаем, что и "личность" Бога чем-то отличается от личности человека.
Но не лезть же из-за этого в бутылку - разве не нам не интересно исследовать, что же такое личность, даже личность человека?
Философское определение, данное Соловьевым, в конце концов, тоже всего лишь версия для нашей верификации. Он Соловьев, а Вы Капитан, а я Эскамильо. Все мы люди. И я, говоря, что Бог - Личность, говорю нечто, чего Вы не понимаете. Целиком или частично.
Что же до меня, то, кажется, я понял, что вы имеете в виду, говоря об ограниченности. Для меня ограниченный - еще из математики - имеющий конечную достижимую границу. Таким образом, та же парабола, например, неограничена. А эллипс - ограничен. Вы же, кажется, имеете в виду именно всеобъемлемость. По-Вашему, парабола ограничена. Так?
Тогда, пожалуй, соглашусь с Вами. "Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы". Если Вы это называете это ограниченностью, то она присутствует.
О чем угодно может быть задан "некорректный вопрос". Это не свойство предмета, о котором вопрошают, это свойство человеческого ума, свойство отображения этого предмета в уме.
пока все :-)
Эскамильо,
> Все, чем я хочу в этой теме ограничиться, это всего лишь продемонстрировать, что полагая Бога личностью, мы не извлекаем немедленно фатальных логических противоречий.
Совершенно верно, а я намерен продемонстрировать обратное - что, исходя из имеющихся знаний о мире и способности логически рассуждать, мы идею Бога в христианском понимании соответствующей действительности признать никак не можем. Это, разумеется, не значит, что Вы тут же разуверитесь. Христианский Бог - продукт веры, и в этом (только в этом) качестве эта идея вполне может существовать. Христианство - религия веры, и в этом смысле к ней - ни вопросов, ни претензий.
> Хотя, возможно, некоторые устоявшиеся представления нам приходится пересматривать.
Означает ли это, что идея Бога настолько свежа и революционна , что заставляет пересматривать устоявшиеся за какое-то предшествовавшее время представления?
> Неужели я ошибся во всех до одного своих тезисах - Вам не понравился ни один. Если это так, то это не радует.
Дык мы же не на уровне "нравится - не нравится" разговариваем. Выдвигаем тезисы и логически исследуем их. Не выстоявшие - исключаем. Мне кажется так.
> Любые наши суждения о Боге поневоле метафоричны, приблизительны, и неизбежно страдают от антропоморфизма.
Они и не могут быть иными, потому что неизвестно об идее Бога у животных, растений или бестелесных сущностей. А то, что известно, - известно опять же от человека.
> Поэтому мы априори понимаем, что и "личность" Бога чем-то отличается от личности человека.
В данном случае логически недоказанное "априори" выглядит как "верю, что это так".
Вот посмотрите, что мы имеем. Есть два начальных тезиса:
1. Бог - абсолютен (неограничен).
2. Бог - личность.
Я утверждаю, что они противоречат друг другу и делают друг друга невозможными, а Вы - наоборот. Как мы это исследуем? У нас тут три пути примирить эти два тезиса:
1. Доказать, что понятие "личность" не включает в себя обязательную ограниченность.
2. Доказать, что Бог - такая личность, которая не ограничена, т.е личность, которая не такая как личность в обычном понимании.
3. Доказать, что Бог, будучи личностью, ограничен.
Может, я что-то упустил, но по-моему, три пути. Что на них происходит?
1. Этого доказать мы не можем, поскольку все известные нам классические определения этого понятия обязательно включают указание на её ограниченность. Ограниченность в том смысле, о котором я говорил выше и уточняю в этом посте. К сему моменту мы это уже прояснили. Личность есть нечто ограниченное, поэтому на этом пути тупик.
2. Мы можем допустить такую идею, но в силу выясненного на первого пути получается, что это просто не понятие "личность", а нечто иное. Другое понятие. Поэтому понятие "личность" здесь просто-напросто выпадает из рассмотрения. При том, что христианский Бог (не только ветхозаветный, но и новозаветный) в соответствии с тем, как он описан, ведёт себя именно как личность - в чём это проявляется, мы уже перечисляли выше. Поэтому и на этом пути тупик.
3. На этом пути - тупик по определению. Согласно тем же христианским описаниям, Бог абсолютен (если не брать этические аспекты, которые у нас пока за скобками).
Таким образом, логически доказать, что Бог может быть одновременно личностью и быть абсолютным - невозможно. Точно так же невозможно доказать (правда, я это коротко описал, но мы ещё не рассматривали это столь же подробно), что абсолютный Бог может быть отделен от своего творения.
Именно поэтому христианский Бог-Творец-Личность - невозможен.
Однако, во всё это вполне можно верить.
> разве не нам не интересно исследовать, что же такое личность, даже личность человека?
В данной теме - лишь в рамках решения задачи темы.
> Философское определение, данное Соловьевым, в конце концов, тоже всего лишь версия для нашей верификации. Он Соловьев, а Вы Капитан, а я Эскамильо. Все мы люди.
Это верно, и это хорошо.
> И я, говоря, что Бог - Личность, говорю нечто, чего Вы не понимаете. Целиком или частично.
По всей видимости, да. Но это как раз и вскрывает характер проблемы. Логический тезис Вы можете передать мне, а я Вам, и он будет воспринят и понят более-менее адекватно. А вот веру передать невозможно, к неё можно прийти только внутренне. И если Вы не можете объяснить мне, почему Бог в вашем понимании - личность, получается, что это просто предмет Вашей веры. А с верой я, конечно, спорить не буду.
> Для меня ограниченный - еще из математики - имеющий конечную достижимую границу.
Нет, тут два слова лишних, они Вас и сбивают несколько. Ограниченный - это имеющий границу. И только. Т.е. когда есть это и не-это.
> Таким образом, та же парабола, например, неограничена. А эллипс - ограничен. Вы же, кажется, имеете в виду именно всеобъемлемость. По-Вашему, парабола ограничена. Так?
Совершенно верно, ограничена. Только в силу того, что есть (например, в геометрическом пространстве) то, что является параболой, и то, что ей не является. Достижимость тут ни при чём.
> О чем угодно может быть задан "некорректный вопрос". Это не свойство предмета, о котором вопрошают, это свойство человеческого ума, свойство отображения этого предмета в уме.
Золотые слова. Вот в этом и заключается соль этой дискуссии - про идею Бога. И осталось только понять отсутствие различия между предметом, "объективно существующем независимо от наблюдателя", и предметом, "отображающемся в уме".
p.s. Засим откланиваюсь до июля. Было очень приятно.
> Все, чем я хочу в этой теме ограничиться, это всего лишь продемонстрировать, что полагая Бога личностью, мы не извлекаем немедленно фатальных логических противоречий.
Совершенно верно, а я намерен продемонстрировать обратное - что, исходя из имеющихся знаний о мире и способности логически рассуждать, мы идею Бога в христианском понимании соответствующей действительности признать никак не можем. Это, разумеется, не значит, что Вы тут же разуверитесь. Христианский Бог - продукт веры, и в этом (только в этом) качестве эта идея вполне может существовать. Христианство - религия веры, и в этом смысле к ней - ни вопросов, ни претензий.
> Хотя, возможно, некоторые устоявшиеся представления нам приходится пересматривать.
Означает ли это, что идея Бога настолько свежа и революционна , что заставляет пересматривать устоявшиеся за какое-то предшествовавшее время представления?
> Неужели я ошибся во всех до одного своих тезисах - Вам не понравился ни один. Если это так, то это не радует.
Дык мы же не на уровне "нравится - не нравится" разговариваем. Выдвигаем тезисы и логически исследуем их. Не выстоявшие - исключаем. Мне кажется так.
> Любые наши суждения о Боге поневоле метафоричны, приблизительны, и неизбежно страдают от антропоморфизма.
Они и не могут быть иными, потому что неизвестно об идее Бога у животных, растений или бестелесных сущностей. А то, что известно, - известно опять же от человека.
> Поэтому мы априори понимаем, что и "личность" Бога чем-то отличается от личности человека.
В данном случае логически недоказанное "априори" выглядит как "верю, что это так".
Вот посмотрите, что мы имеем. Есть два начальных тезиса:
1. Бог - абсолютен (неограничен).
2. Бог - личность.
Я утверждаю, что они противоречат друг другу и делают друг друга невозможными, а Вы - наоборот. Как мы это исследуем? У нас тут три пути примирить эти два тезиса:
1. Доказать, что понятие "личность" не включает в себя обязательную ограниченность.
2. Доказать, что Бог - такая личность, которая не ограничена, т.е личность, которая не такая как личность в обычном понимании.
3. Доказать, что Бог, будучи личностью, ограничен.
Может, я что-то упустил, но по-моему, три пути. Что на них происходит?
1. Этого доказать мы не можем, поскольку все известные нам классические определения этого понятия обязательно включают указание на её ограниченность. Ограниченность в том смысле, о котором я говорил выше и уточняю в этом посте. К сему моменту мы это уже прояснили. Личность есть нечто ограниченное, поэтому на этом пути тупик.
2. Мы можем допустить такую идею, но в силу выясненного на первого пути получается, что это просто не понятие "личность", а нечто иное. Другое понятие. Поэтому понятие "личность" здесь просто-напросто выпадает из рассмотрения. При том, что христианский Бог (не только ветхозаветный, но и новозаветный) в соответствии с тем, как он описан, ведёт себя именно как личность - в чём это проявляется, мы уже перечисляли выше. Поэтому и на этом пути тупик.
3. На этом пути - тупик по определению. Согласно тем же христианским описаниям, Бог абсолютен (если не брать этические аспекты, которые у нас пока за скобками).
Таким образом, логически доказать, что Бог может быть одновременно личностью и быть абсолютным - невозможно. Точно так же невозможно доказать (правда, я это коротко описал, но мы ещё не рассматривали это столь же подробно), что абсолютный Бог может быть отделен от своего творения.
Именно поэтому христианский Бог-Творец-Личность - невозможен.
Однако, во всё это вполне можно верить.
> разве не нам не интересно исследовать, что же такое личность, даже личность человека?
В данной теме - лишь в рамках решения задачи темы.
> Философское определение, данное Соловьевым, в конце концов, тоже всего лишь версия для нашей верификации. Он Соловьев, а Вы Капитан, а я Эскамильо. Все мы люди.
Это верно, и это хорошо.
> И я, говоря, что Бог - Личность, говорю нечто, чего Вы не понимаете. Целиком или частично.
По всей видимости, да. Но это как раз и вскрывает характер проблемы. Логический тезис Вы можете передать мне, а я Вам, и он будет воспринят и понят более-менее адекватно. А вот веру передать невозможно, к неё можно прийти только внутренне. И если Вы не можете объяснить мне, почему Бог в вашем понимании - личность, получается, что это просто предмет Вашей веры. А с верой я, конечно, спорить не буду.
> Для меня ограниченный - еще из математики - имеющий конечную достижимую границу.
Нет, тут два слова лишних, они Вас и сбивают несколько. Ограниченный - это имеющий границу. И только. Т.е. когда есть это и не-это.
> Таким образом, та же парабола, например, неограничена. А эллипс - ограничен. Вы же, кажется, имеете в виду именно всеобъемлемость. По-Вашему, парабола ограничена. Так?
Совершенно верно, ограничена. Только в силу того, что есть (например, в геометрическом пространстве) то, что является параболой, и то, что ей не является. Достижимость тут ни при чём.
> О чем угодно может быть задан "некорректный вопрос". Это не свойство предмета, о котором вопрошают, это свойство человеческого ума, свойство отображения этого предмета в уме.
Золотые слова. Вот в этом и заключается соль этой дискуссии - про идею Бога. И осталось только понять отсутствие различия между предметом, "объективно существующем независимо от наблюдателя", и предметом, "отображающемся в уме".
p.s. Засим откланиваюсь до июля. Было очень приятно.
Капитан, где-то Вы мне говорили, что важный разговор обязательно будет продолжен - "не обязательно в этой жизни".
Вот: новая реинкарнация заброшенной темы :-)
Я тут обнаружил, что мы с Вами, давая различные определения понятию личности, находились в плену анахронизмов. Я тут выяснил, что сам термин "личность" (по-гречески, естественно), оказывается, был придуман христианскими богословами именно для этого предмета.
http://www.nadegda.de/russian/dortmund/Sv_Troiza_r...
...Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия "сущности" и "ипостаси". Василий Великий определил различие между "сущностью" и, "ипостасью" как между общим и частным...
...возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - "личность"...
...Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу...
...Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу...
Давайте, называя Бога Личностью, иметь в виду именно это.
(расширил цитату)
[Сообщение изменено пользователем 14.02.2006 15:39]
Вот: новая реинкарнация заброшенной темы :-)
Я тут обнаружил, что мы с Вами, давая различные определения понятию личности, находились в плену анахронизмов. Я тут выяснил, что сам термин "личность" (по-гречески, естественно), оказывается, был придуман христианскими богословами именно для этого предмета.
http://www.nadegda.de/russian/dortmund/Sv_Troiza_r...
...Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия "сущности" и "ипостаси". Василий Великий определил различие между "сущностью" и, "ипостасью" как между общим и частным...
...возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - "личность"...
...Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу...
...Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу...
Давайте, называя Бога Личностью, иметь в виду именно это.
(расширил цитату)
[Сообщение изменено пользователем 14.02.2006 15:39]
что важный разговор обязательно будет продолжен - "не обязательно в этой жизни".
Это верно. Если есть причины, то, когда возникают условия, они обязательно реализуются в следствия.
Но я, кажется, это Ктое говорил.
новая реинкарнация заброшенной темы
Перерождение.
Правда, боюсь, со временем у меня будет всё сложнее.
Давайте, называя Бога Личностью, иметь в
виду именно это.
Я имел в виду, что Бог действует, проявляя личностные качества, - требует, желает, наказывает, поощряет. Проявляет свою субъектную реакцию по отношению к чему-то происходящему.
Помните сравнение Торчинова? Там разве есть что-то ошибочное в описании христианских догматов?
Помните сравнение Торчинова?
Торчинова нашел. Буддист такой, вроде. А "сравнение" его не имел удовольствия читать. В этой жизни.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.