"Дедушка на облаке" - разберемся?
В
Вanzay
Ну йопт... С утра читал... Вашу бы энергию да в мирное русло...
Перечитал тему. Нашёл пророчество о её продолжении.
Но, честно говоря, не усматриваю в ней потенциала к продолжению. Всё вроде высказали. Противоречия не разрешены, проблемы не сняты. Разговор был хороший и познавательный, это правда.
Есть, конечно, неразвитая ветка про творение нечта из ничего, но и там, мне кажется, быстро уткнёмся в веру.
Если хотите - давайте попробуем в маленькой (надеюсь!) темке.
Но, честно говоря, не усматриваю в ней потенциала к продолжению. Всё вроде высказали. Противоречия не разрешены, проблемы не сняты. Разговор был хороший и познавательный, это правда.
Есть, конечно, неразвитая ветка про творение нечта из ничего, но и там, мне кажется, быстро уткнёмся в веру.
Если хотите - давайте попробуем в маленькой (надеюсь!) темке.
Буддист такой, вроде.
Это выдающийся российский религиовед и в частности буддолог (но не только). Профессор. Ныне покойный. В области религиоведения весьма признан.
А
"сравнение" его не имел удовольствия читать. В этой жизни.
Давайте дам. Это сравнительное описание основных различий христианства и буддизма.
Вот это сравнение:
==============
Базовые отличия христианства и буддизма (под христианством подразумеваются православие, католицизм, базовые направления протестантизма -- лютеранство и основные течения кальвинизма; модернистские и маргинальные течения игнорируются; под буддизмом -- Тхеравада и Махаяна, маргинальные течения вроде пудгалавады не учитываются). Я также не учитывал позицию светских философов-христиан, поскольку их мнения неавторитены для Церкви и не имеют отношения ни к Писанию, ни к Преданию.
1. В буддизме мир есть продукт кармы живых существ. Никакого Бога-Творца нет. Он цикличен и создается энергией действий живых существ. Он пуст и бессущностен, его базовая характеристика -- тотальная неудовлетворительность. Цель буддизма -- освобождение от сансары, выход из круговорота смертей-рождений. С обретением освобождения (нирваны) прекращается индивидуальное переживание мира. Возможно, что когда-нибудь все существа будут освобождены и сансара (мир рождений-смертей) вообще перестанет существовать (ряд школ этого не признает). Миров, подобных нашему -- бесчисленное множество. В буддизме ад -- временное состояние (скорее, чистилище).
В христианстве мир создан всеблагим Богом-Творцом из ничего. Он уникален и единственен. Он хорош и совершенен. Его недостатки -- результат коррозии, извращения в результате грехопадения человека. Они будут исправлены и человек в конце концов обретет полноту духовного и телесного блаженства в обновленном мире (Царство Божие) в единении с Творцом. Но грешники будут осуждены на вечные муки в аду (думающие, что все спасутся, осуждены вместе с Оригеном на Пятом Вселенском соборе). Кальвинисты верят, что Бог заранее определил, кто спасется, а кто -- нет.
2. В буддизме отрицается существование вечной индивидульной субстанциальной души, которая может вечно существовать вне тела. Вера в такую бессмертную душу рассматривается как базовое заблуждение, из которого вытекают все аффекты, клеши, базовыми из которых являются невежество, гнев и страстное влечение. Их корень -- вера в "я" и "мое".
Буддизм не проводит резкой грани между человеком и другими существами (например, животными). Человек -- лишь одно из существ; в других жизнях карма может привести человека к рождению животным и т.д.
Христианство признает бессмертие души и сущностность личности. Личность -- божественная идея каждого уникального человеческого существа. Животные не обладают бессмертной душой и созданы для пользы человека -- венца творения и царя твари.
3. Буддизм (Махаяна) утверждает, что все существа обладают природой Будды, которая должна быть реализована.
Христианство проводит резкую грань между Творцом и творением. Бог вечен, все остальное -- тварно и получает свое бытие от Бога. Вера, что человек наделен природой Бога -- ересь. Человек -- тварь, Бог создатель этой твари. Человек может лишь по благодати достичь обожения через причастность божественному действованию (православный исихазм).
4. Буддизм отрицает у мира существование какой-либо таинственной трансцендентной причины. Все существует по вполне имманентному закону причинно-зависимого существования (пратитья-самутпада).
Христианство утверждает, что причина мира -- трансцендентный Бог. Он управляет миром, осуществляя свой Промысел. Даже волос не может упасть с головы человека без воли божьей.
5. Буддизм ничего не запрещает императивно. Он лишь указывает на последствия тех или иных поступков, которые делятся по этим последствиям на благие, неблагие и нейтральные.
В христианстве Бог дает человеку нормативные принципы морали -- заповеди. Отсюда отсутствующее в буддизме понятие греха -- чувство вины перед Богом за нарушение его повелений.
Список можно продожить, но думаю, что и сказанного достаточно.
Вместе с тем я допускаю, что буддизм Махаяны мог оказать определенное влияние на формирование христианской догматики, причем положения буддизма передавались по принципу "испорченного телефона". Например, бодхисаттвы в Махаяне именуются "сынами Будды" (Христос -- Сын Божий); догмат Троицы -- учение о Трех Телах Будды и т.д. Но эти влияния не являются принципиальными факторами.
(с) Е.А.Торчинов
===============
==============
Базовые отличия христианства и буддизма (под христианством подразумеваются православие, католицизм, базовые направления протестантизма -- лютеранство и основные течения кальвинизма; модернистские и маргинальные течения игнорируются; под буддизмом -- Тхеравада и Махаяна, маргинальные течения вроде пудгалавады не учитываются). Я также не учитывал позицию светских философов-христиан, поскольку их мнения неавторитены для Церкви и не имеют отношения ни к Писанию, ни к Преданию.
1. В буддизме мир есть продукт кармы живых существ. Никакого Бога-Творца нет. Он цикличен и создается энергией действий живых существ. Он пуст и бессущностен, его базовая характеристика -- тотальная неудовлетворительность. Цель буддизма -- освобождение от сансары, выход из круговорота смертей-рождений. С обретением освобождения (нирваны) прекращается индивидуальное переживание мира. Возможно, что когда-нибудь все существа будут освобождены и сансара (мир рождений-смертей) вообще перестанет существовать (ряд школ этого не признает). Миров, подобных нашему -- бесчисленное множество. В буддизме ад -- временное состояние (скорее, чистилище).
В христианстве мир создан всеблагим Богом-Творцом из ничего. Он уникален и единственен. Он хорош и совершенен. Его недостатки -- результат коррозии, извращения в результате грехопадения человека. Они будут исправлены и человек в конце концов обретет полноту духовного и телесного блаженства в обновленном мире (Царство Божие) в единении с Творцом. Но грешники будут осуждены на вечные муки в аду (думающие, что все спасутся, осуждены вместе с Оригеном на Пятом Вселенском соборе). Кальвинисты верят, что Бог заранее определил, кто спасется, а кто -- нет.
2. В буддизме отрицается существование вечной индивидульной субстанциальной души, которая может вечно существовать вне тела. Вера в такую бессмертную душу рассматривается как базовое заблуждение, из которого вытекают все аффекты, клеши, базовыми из которых являются невежество, гнев и страстное влечение. Их корень -- вера в "я" и "мое".
Буддизм не проводит резкой грани между человеком и другими существами (например, животными). Человек -- лишь одно из существ; в других жизнях карма может привести человека к рождению животным и т.д.
Христианство признает бессмертие души и сущностность личности. Личность -- божественная идея каждого уникального человеческого существа. Животные не обладают бессмертной душой и созданы для пользы человека -- венца творения и царя твари.
3. Буддизм (Махаяна) утверждает, что все существа обладают природой Будды, которая должна быть реализована.
Христианство проводит резкую грань между Творцом и творением. Бог вечен, все остальное -- тварно и получает свое бытие от Бога. Вера, что человек наделен природой Бога -- ересь. Человек -- тварь, Бог создатель этой твари. Человек может лишь по благодати достичь обожения через причастность божественному действованию (православный исихазм).
4. Буддизм отрицает у мира существование какой-либо таинственной трансцендентной причины. Все существует по вполне имманентному закону причинно-зависимого существования (пратитья-самутпада).
Христианство утверждает, что причина мира -- трансцендентный Бог. Он управляет миром, осуществляя свой Промысел. Даже волос не может упасть с головы человека без воли божьей.
5. Буддизм ничего не запрещает императивно. Он лишь указывает на последствия тех или иных поступков, которые делятся по этим последствиям на благие, неблагие и нейтральные.
В христианстве Бог дает человеку нормативные принципы морали -- заповеди. Отсюда отсутствующее в буддизме понятие греха -- чувство вины перед Богом за нарушение его повелений.
Список можно продожить, но думаю, что и сказанного достаточно.
Вместе с тем я допускаю, что буддизм Махаяны мог оказать определенное влияние на формирование христианской догматики, причем положения буддизма передавались по принципу "испорченного телефона". Например, бодхисаттвы в Махаяне именуются "сынами Будды" (Христос -- Сын Божий); догмат Троицы -- учение о Трех Телах Будды и т.д. Но эти влияния не являются принципиальными факторами.
(с) Е.А.Торчинов
===============
c
crataegus
Замечательная, умная тема.
Читала.
Получила много удовольствия. Спасибо всем участникам!
Не раз ведь приходилось слышать, что "Бог в тебе" или "найди в себе Бога", даже из уст христианских священнослужителей. Отсюда и вывод, что в человеке все-таки есть Всевышний. Найти его присутствие в физической оболочке посредством официальной науки не удалось (врочем как и душу). Остается думать,
что душа и есть та часть Бога или в ней есть Бог. Но вследствие греховности (заблуждений) она не знает о том, обусловленная ограничениями. После смерти, действительно, ее ждет воссоединение с Богом или обретение другой оболочки.
Считаю, что не стоит так категорично:
Ведь Вы и сами знаете, что на многочисленных Вселенских соборах обозначились такие выводы. Но они не имеют ничего общего с первоначальным христианством. Более того, и даже реинкарнацию из религии исключили в первые годы ее формирования, хотя Христос упоминал о ней.
PS букву исправил
[Сообщение изменено пользователем 14.02.2006 17:34]
Считаю, что не стоит так категорично:
Вера, что человек наделен природой Бога -- ересь. Человек -- тварь, Бог создатель этой твари. Человек может лишь по благодати достичь обожения через причастность божественному действованию (православный исихазм).
Ведь Вы и сами знаете, что на многочисленных Вселенских соборах обозначились такие выводы. Но они не имеют ничего общего с первоначальным христианством. Более того, и даже реинкарнацию из религии исключили в первые годы ее формирования, хотя Христос упоминал о ней.
PS букву исправил
[Сообщение изменено пользователем 14.02.2006 17:34]
c
cere$$
неразвитая ветка про творение нечта из ничего
Что-то Вы в двух темах с одним вопросом.
Что значит, не стоит? Это цитата религиоведа.
Я, кстати, спросил Эскамильо о том, насколько это мнение соответствует христианским догматам.
Видите ли, о первоначальном христианстве мы можем судить только по апокрифам, а они не признаются современным христианством в качестве канона, т.е. в каноническое учение не входят.
Мы о чём - об "изначальном учении Христа" или о каноническом христианстве? Боюсь, в первом случае нам придётся блуждать в гипотезах и версиях.
Вы можете найти в каноне эти упоминания?
Вообще, я совершенно не спорю с тем, что в раннем христианстве это всё вполне могло быть. Тем более, что я (в качестве версии) полагаю наличие в христианстве восточных корней - как индуистских, так и буддийских. История Вселенских Соборов свидетельствует об обсуждении этой темы и исключении её из канона, но, тем не менее, у нас нет оснований доказательно говорить о том, что эта идея присуща именно учению Христа, произнесена именно им, а не появилась в раннем христианстве позже.
Довольно зыбкая область. И я, признаться, не вижу, как это повлияет на обсуждаемый вопрос. В принципе, христианство, на мой взгляд, индуистское учение о реинкарнации вполне может принять без особенного ущерба и риска возникновения внутренних противоречий, в отличие от буддийской т.з. на этот счёт.
Считаю, что не стоит так категорично:
Что значит, не стоит? Это цитата религиоведа.
Я, кстати, спросил Эскамильо о том, насколько это мнение соответствует христианским догматам.
Но они не имеют ничего общего с первоначальным христианством.
Видите ли, о первоначальном христианстве мы можем судить только по апокрифам, а они не признаются современным христианством в качестве канона, т.е. в каноническое учение не входят.
Мы о чём - об "изначальном учении Христа" или о каноническом христианстве? Боюсь, в первом случае нам придётся блуждать в гипотезах и версиях.
Более того, и даже реинкарнацию из
религии исключили в первые годы ее формирования, хотя Христос упоминал о ней.
Вы можете найти в каноне эти упоминания?
Вообще, я совершенно не спорю с тем, что в раннем христианстве это всё вполне могло быть. Тем более, что я (в качестве версии) полагаю наличие в христианстве восточных корней - как индуистских, так и буддийских. История Вселенских Соборов свидетельствует об обсуждении этой темы и исключении её из канона, но, тем не менее, у нас нет оснований доказательно говорить о том, что эта идея присуща именно учению Христа, произнесена именно им, а не появилась в раннем христианстве позже.
Довольно зыбкая область. И я, признаться, не вижу, как это повлияет на обсуждаемый вопрос. В принципе, христианство, на мой взгляд, индуистское учение о реинкарнации вполне может принять без особенного ущерба и риска возникновения внутренних противоречий, в отличие от буддийской т.з. на этот счёт.
Что значит, не стоит? Это цитата религиоведа.
Пусть религиоведа, но он о каком христианстве?
Мы о чём - об "изначальном учении Христа" или о каноническом
христианстве? Боюсь, в первом случае нам придётся блуждать в гипотезах и версиях.
Предпочитаю копать в глубь, а не принимать на веру толкователей. Они такие же люди как и мы.
История Вселенских Соборов
свидетельствует об обсуждении этой темы и исключении её из канона, но, тем не менее, у нас нет оснований доказательно говорить о том, что эта идея присуща именно учению Христа
Довольно зыбкая область.
согласен.
Но если мы уходим от просто веры и начинаем обсуждать более глубокую сущность учений, то нельзя это игнорировать, иначе Ваши вопросы теряют смысл. Если же Ваша задача заставить отказаться от слепой веры, то метод действует. Но это не ко мне.
И я, признаться, не вижу, как это повлияет на обсуждаемый вопрос.
Тоже не вижу, прокомментировать захотелось :-)
но он о каком христианстве?
Там же написано.
Если же Ваша задача заставить отказаться от слепой веры
Нет у меня задачи заставлять.
В факте жизни Иисуса буддисты не сомневаются.
Капитан, а то, что с ним произошло как описано у буддистов?
Элли, в текстах учения Будды этого нет, поскольку это произошло на 600 лет позже. Есть просто слова и тексты учителей, лам по этому поводу.
Забавно, что Будда Шакьямуни в списке христианских святых фигурирует - под именем индийского царевича Иосафа.
Забавно, что Будда Шакьямуни в списке христианских святых фигурирует - под именем индийского царевича Иосафа.
О
Ольга.
Бесспорно, все во что-то верят... я например в электричество верю
Правда?!:-p А чё в него верить? Его можно видеть, потрогать, включить, выключить...
В тарелку, что ли, поверить, из которой я ем?:-p
О
Ольга.
Верят, по моему, в то, что комфортнее, это во-первых (на подсознательном уровне, я не говорю о сознании), и во-вторых, стадное чувство - верят в то, во что верит большинство вокруг
А поверили бы, если неизлечимо больной человек вдруг выздоровел и живёт?:-) Медики руками разводят, ничего не понимают. "Быть такого не может", - говорят. А человек живёт и много лет ужё живёт:-)
Этот человек сделал только одно: призвал Христа в своё сердце, и на физическом уровне почувствовал, как струится в нём новая жизнь.
Что скажете? Вот почему этот человек выздоровел? И таких случаев много.
Хочу послушать Вас:-)
О
Ольга.
Дата: 19 Мая 2004 17:16
Удобная лазейка! Не видишь - да ты и не хотел, значит! Так-то очень многие видят только то, что хотят, и что не хотят - не видят (пословица про соринку и бревно в глазу
Кстати, это не пословица, а цитата из Библии. Это, во-первых. Во-вторых, если только смотреть на бутылочку с лекарством и не принимать её, то лекарство, находящееся там, вряд ли тебе поможет. Не так ли?:-)
Человек триедин, как и Бог: тело, душа, дух. Дух наш (Свято место пусто не бывает - тоже библейская цитата, не народная) наполняется либо Божественным духом, либо дьявольским - третьего не дано. Если мы по нашему желанию (наполнение зависит только от нашего выбора) наполняемся Богом, то в нас будет Бог и наоборот. Бог вместе с сатаной в одном месте не живут.
Так что, никакой лазейки нет.:-)
Очень многие люди не понимают, почему им Бог не помогают, а когда начинаешь ближе общаться с этими людьми, отчётливо видишь их проблему - их вера - поверхностная, то есть, её нет.
Притча:
Один мужчина, сорвавшись со скалы, успел зацепиться за деревцо.
Зная, что долго он так не продержиться и помочь ему некому, он вспомнил, что, вроде бы, есть Бог (кто-то когда-то ему говорил об этом) и он призвал:
-Боже, если ты есть, помоги! И я навсегда уверую в тебя.
-Лжёшь, - раздался голос Бога. - Поверишь на пять минут, а потом опять пойдёшь блуждать своими дорогами и забудешь.
-О, нет, Господи, поверь, я не буду больше отходить от Тебя. Только спаси! Я чувствую, что дерево сейчас вылетит с корнем.
-Хорошо, - сказал Господь. - Отпусти это дерево.
-Ты что, с ума сошёл? - закричал человек. - Я же расшибусь!
Намёк притчи ясен? Люди идут к Богу, но люди не доверяют Ему. Даже в момент страшной опасности.
[Сообщение изменено пользователем 14.02.2006 20:02]
О
Ольга.
Но, честно говоря, не усматриваю в ней потенциала к продолжению. Всё вроде высказали. Противоречия не разрешены, проблемы не сняты. Разговор был хороший и познавательный, это правда.
А дальше всех поведёт Господь:-)
Только если что-то случится с атеистом, он будет искать причины в том, что кто-то виноват, что так сложилось, что его в форточку продуло...
Буддист пойдёт спасать себя сам без Спасителя.
А верующий отдаст неразрешимую ситуацию Богу и получит решение, что ему делать дальше.
:-)
Забавно, что Будда Шакьямуни в списке христианских святых фигурирует - под именем индийского царевича Иосафа
В каких списках? Каких христиан?
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.