Это правда? (о правде)
Правда всегда одна, Так говорил фараон. Он был о-о-очень умен!..
Много в поле тропинок, только правда одна..
Тезис. Правда (синоним: истина - а синоним ли?) есть некие знания о предмете, являющиеся.. хм, тяжело с философскими категориями.. верным, правильным, адекватным описанием оного. Да? Вся правда на данный момент недоступна, но прогресс познания нас к ней приближает. Неотвратимо.
Полюс второй: исчерпывающее описание предмета может быть только самим этим предметом. Никакой иной "правды о чем-то" быть не может. Всяческие результаты процесса познания есть в лучшем случае модели, работающие более или менее адекватно в довольно узких условиях, с кучей оговорок. Говоря что-либо, невозможно сказать правду или сказать неправду (!). Мы выдаем некое сообщение, имеющее смысл в нашей картине мира. Если очень повезет, в картине мира получателя информации оно будет иметь близкий смысл. Или - не близкий, но такой, который является для нас желательным. И подвигнет получателя к некоторым выгодным для нас действиям. Картина грустная и циничная, но, кажется, она ближе к правде (см.)
Штирлиц знал, что запоминается последнее. ПРАВДА основана 5 мая 1912 года В.И.Лениным.
Много в поле тропинок, только правда одна..
Тезис. Правда (синоним: истина - а синоним ли?) есть некие знания о предмете, являющиеся.. хм, тяжело с философскими категориями.. верным, правильным, адекватным описанием оного. Да? Вся правда на данный момент недоступна, но прогресс познания нас к ней приближает. Неотвратимо.
Полюс второй: исчерпывающее описание предмета может быть только самим этим предметом. Никакой иной "правды о чем-то" быть не может. Всяческие результаты процесса познания есть в лучшем случае модели, работающие более или менее адекватно в довольно узких условиях, с кучей оговорок. Говоря что-либо, невозможно сказать правду или сказать неправду (!). Мы выдаем некое сообщение, имеющее смысл в нашей картине мира. Если очень повезет, в картине мира получателя информации оно будет иметь близкий смысл. Или - не близкий, но такой, который является для нас желательным. И подвигнет получателя к некоторым выгодным для нас действиям. Картина грустная и циничная, но, кажется, она ближе к правде (см.)
Штирлиц знал, что запоминается последнее. ПРАВДА основана 5 мая 1912 года В.И.Лениным.
J
JD
это утверждение :-)
а где вопрос?
а где вопрос?
>это утверждение
а где вопрос?
Ну ладно, так и быть. Вопрос: Вышеизложенное - правда?
а где вопрос?
Ну ладно, так и быть. Вопрос: Вышеизложенное - правда?
J
JD
Вышеизложенное - правда?
неа
исходя из вышеизложенного :-)
А
Алейда После-Вас
Истина - это не чьи-то знания, а то, что соответствует действительности. Следовательно, она не может не существовать, и она всегда одна.
J
JD
дык речь идет об истине или о правде?
А
Алейда После-Вас
Автор считает их синонимами
J
JD
истина - а синоним ли?)
автор сомневается
впрочем прозвучали магические слова:
в картине мира
щас придет Капитан и все .... :-)
А
Алейда После-Вас
Я, вообще, считаю, что не синонимы. Правда - это, так сказать, обиходный аналог истины, обладающий некоторой относительностью и, может быть, даже множественностью.
...Давно хотела конкретно обсудить эту тему
...Давно хотела конкретно обсудить эту тему
J
JD
правда - есть субъективная проекция истины, преломленая через.
:-d
:-d
А
Алейда После-Вас
правда - есть субъективная проекция истины, преломленая через.
(поражается точности определения)
Алейда:
>Истина - это не чьи-то знания, а то, что соответствует действительности.
Т.е. истина действительности не принадлежит, а лишь соответствует?
>Следовательно, она не может не существовать, и она всегда одна
Не будет ли глубокоуважаемый джи.. хм.. не будет ли благородная донна столь любезна указать, как оба этих тезиса следуют из?
А действительность тоже соответствует истине? И она тоже (коль скоро существует истина) существует, и притом ровно одна? Кажется, я начинаю понимать :-)
>Истина - это не чьи-то знания, а то, что соответствует действительности.
Т.е. истина действительности не принадлежит, а лишь соответствует?
>Следовательно, она не может не существовать, и она всегда одна
Не будет ли глубокоуважаемый джи.. хм.. не будет ли благородная донна столь любезна указать, как оба этих тезиса следуют из?
А действительность тоже соответствует истине? И она тоже (коль скоро существует истина) существует, и притом ровно одна? Кажется, я начинаю понимать :-)
J
JD
а за донну ответишь... ррррр....
А
Алейда После-Вас
К действительности принадлежит вообще всё, что сушествует на свете и о чём мы может говорить. Любое утверждение, истина или ложь, принадлежит действительности, если оно высказано. Но истинным является не то утверждение, которое просто существует само по себе, а которое по своему содержанию
соответствует явлениям реальности.
Поскольку каждое явление реальности обладает только одним набором качеств и при том обязательно обладает им, то можно составить суждение, отражающее этот набор, и при том только одно.
Истина - это не само словесное выражение, но других её.. ээ... "объективаций" я придумать не могу.
Вот такие дела.
Поскольку каждое явление реальности обладает только одним набором качеств и при том обязательно обладает им, то можно составить суждение, отражающее этот набор, и при том только одно.
Истина - это не само словесное выражение, но других её.. ээ... "объективаций" я придумать не могу.
Вот такие дела.
А
Алейда После-Вас
донна
сеньорита, пор фавор
>Истина - это не чьи-то знания, а то, что соответствует действительности
>К действительности принадлежит вообще всё, что сушествует на свете и о чём мы может говорить. Любое утверждение, истина или ложь, принадлежит действительности, если оно высказано
Так.. счас сосредоточусь..
Ложные утверждения принадлежат действительности, но никакому объекту-"оригиналу" не соответствуют. Но уже истинное утверждение о ложном утверждении - принадлежит и соответствует. И так далее, рекурсивно.
>Поскольку каждое явление реальности обладает только одним набором качеств и при том обязательно обладает им, то можно составить суждение, отражающее этот набор, и при том только одно
А качество (явления) - это некое утверждение, истинное относительно него. Или же утверждение опять-таки не тождественно, но "соответствует" некоему качеству.
Был такой Бахманъяр, ученик Абу Али ибн Сины. Он все сокрушался, что нельзя дать определеня первичным понятиям. "Голова - это нечто, относящееся к тому, что обладает головой."
Возьмем, напрмер, слоненка (с) Мартышка. Действительности принадлежат утверждения, что у него 4 ноги, что у него 7 ног, и т.д. (Принадлежат, поскольку высказаны. А не были бы высказаны? Пока я не подумал, что у слоненка 2.718281828... ног, это утверждение существовало?) Но верным, на взгляд обывательский, является только утверждение о 4 ногах. А существует ли оно ВНЕ наших представлений о системе счисления, о том, что такое нога и т.п.?
Существует ли "набор качеств" объекта до и вне введенного нами понятийного аппарата? Меня терзают смутные сомнения...
А ведь если нет..
>К действительности принадлежит вообще всё, что сушествует на свете и о чём мы может говорить. Любое утверждение, истина или ложь, принадлежит действительности, если оно высказано
Так.. счас сосредоточусь..
Ложные утверждения принадлежат действительности, но никакому объекту-"оригиналу" не соответствуют. Но уже истинное утверждение о ложном утверждении - принадлежит и соответствует. И так далее, рекурсивно.
>Поскольку каждое явление реальности обладает только одним набором качеств и при том обязательно обладает им, то можно составить суждение, отражающее этот набор, и при том только одно
А качество (явления) - это некое утверждение, истинное относительно него. Или же утверждение опять-таки не тождественно, но "соответствует" некоему качеству.
Был такой Бахманъяр, ученик Абу Али ибн Сины. Он все сокрушался, что нельзя дать определеня первичным понятиям. "Голова - это нечто, относящееся к тому, что обладает головой."
Возьмем, напрмер, слоненка (с) Мартышка. Действительности принадлежат утверждения, что у него 4 ноги, что у него 7 ног, и т.д. (Принадлежат, поскольку высказаны. А не были бы высказаны? Пока я не подумал, что у слоненка 2.718281828... ног, это утверждение существовало?) Но верным, на взгляд обывательский, является только утверждение о 4 ногах. А существует ли оно ВНЕ наших представлений о системе счисления, о том, что такое нога и т.п.?
Существует ли "набор качеств" объекта до и вне введенного нами понятийного аппарата? Меня терзают смутные сомнения...
А ведь если нет..
А
Алейда После-Вас
Существует!
>>Существует ли "набор качеств" объекта до и вне введенного нами понятийного аппарата? Меня терзают смутные сомнения...
А ведь если нет..
>Существует!
Т.е. сущствует в мире, к примеру, камень. И существует (и существовала до появления вопроса) некая истина о камне. Полностью его отражающая, но не тождественная ему как таковому. Описание. Нет, не описание, ибо описание может быть лишь на некотором языке, а язык нам не задан.
Не говорю, что не согласен. Хочу уяснить, кто и как это представляет
Пожалуй, в индуизме есть нечто подобное...
А ведь если нет..
>Существует!
Т.е. сущствует в мире, к примеру, камень. И существует (и существовала до появления вопроса) некая истина о камне. Полностью его отражающая, но не тождественная ему как таковому. Описание. Нет, не описание, ибо описание может быть лишь на некотором языке, а язык нам не задан.
Не говорю, что не согласен. Хочу уяснить, кто и как это представляет
Пожалуй, в индуизме есть нечто подобное...
В
Вanzay
- В чем правда, брат...
- а в чем дело, брат...
- а в чем дело, брат...
B
Badman
Истина и правда-абсолютно разные вещи. Вы все напрасно спорите, господа! Вы сами себе почти доказали, что правда-не одна. Цитата: "У каждого СВОЯ правда". И вот попробуйте доказать обратное, не доказав при этом вышеприведенную цитату!
В
Вanzay
Нету правды, братцы!!!! Нету в жизни щатся!!!!
Это из песни.
Это из песни.
Вопрос, пожалуй, самый интересный... Кто и как может на него ответить? Ведь если призадуматься, все умозаключения об истинности или правдивости, или о чем угодно, производятся всего лишь серенькими клеточками внутри черепной коробки какого-либо отдельно взятого субъекта... А это всего-навсего
какая-то живая ткань и электрические импульсы внутри нее. Способны ли эти клетки осознать мир таковым, какой он есть? Вот люблю я кошек. И у них тоже есть мозг, в котором есть (не спорьте с этим!) своя, абсолютно правильная картина мира. А вот видят они только оттенки серого... Если мой кот скажет
мне, что все вокруг черно-белое, то это будет самая настоящая правда. А сильно ли моя картина мира, да и ваша, "правильнее" его картины мира? Вот мы не ощущаем электро-магнитные колебания, но знаем, что они есть. А чего мы еще не знаем, того нет? Или как? А можем ли мы узнать что-либо своим
примитивным устройством "мозг"? Ха! И можем ли мы судить об истинности даже своих умозаключений? А что получится, если два примитивных мозга, или больше, ищут истину, или хотя бы правду? Вот сидят два таких кота и рассуждают об истине... а мы над ними смеемся... сидят Платон с Сократом и
рассуждают... и над ними кто-то смеется.
Чо? Бред? Кто сказал?
Чо? Бред? Кто сказал?
К
Курт
Истина - это не само словесное выражение, но других её.. ээ... "объективаций" я придумать не могу.
Фотография предмета - это ведь почти истинное описание предмета, и слов не нужно :-)
>Фотография предмета - это ведь почти истинное описание предмета, и слов не нужно
Прям даже и не знаю..
Прям даже и не знаю..
А в чём проблема-то?
Хочу ещё скромно заметить, что часть ваших затруднений, похоже связана вот с чем:
АП совершенно прав, утверждая, что полным, исчерпывающим (т.е. истинным) описанием объекта является сам объект. Т.е. вся Вселенная сама себе правда.
НО! Чтобы описать полно и исчерпывающе любой объект, придётся описать ВСЕ его взаимодействия с чем бы то ни было, в пространстве и во времени. Опускать за незначимостью и мелкомасштабностью тут ничего нельзя, иначе мы опять получим модель.
А описывая все взаимодействия, мы будем вынуждены описать и все остальные объекты взаимодействия. Иначе говоря, чтобы исчерпывающе описать травинку, нужно описать всю Вселенную.
Кстати говоря, это является ещё одним указанием на неразрывную связь всего во Вселенной и намёком на то, что ОТДЕЛЬНОСТЬ отдельных объектов - в общем-то, плод нашего ума, а не то, что существует в действительности.
Кроме того, сии методы можно применить и к нам самим. Дабы не заблуждаться насчёт собственной отдельности и отделённости от остального.
Хочу ещё скромно заметить, что часть ваших затруднений, похоже связана вот с чем:
АП совершенно прав, утверждая, что полным, исчерпывающим (т.е. истинным) описанием объекта является сам объект. Т.е. вся Вселенная сама себе правда.
НО! Чтобы описать полно и исчерпывающе любой объект, придётся описать ВСЕ его взаимодействия с чем бы то ни было, в пространстве и во времени. Опускать за незначимостью и мелкомасштабностью тут ничего нельзя, иначе мы опять получим модель.
А описывая все взаимодействия, мы будем вынуждены описать и все остальные объекты взаимодействия. Иначе говоря, чтобы исчерпывающе описать травинку, нужно описать всю Вселенную.
Кстати говоря, это является ещё одним указанием на неразрывную связь всего во Вселенной и намёком на то, что ОТДЕЛЬНОСТЬ отдельных объектов - в общем-то, плод нашего ума, а не то, что существует в действительности.
Кроме того, сии методы можно применить и к нам самим. Дабы не заблуждаться насчёт собственной отдельности и отделённости от остального.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.