Высшая школа. Есть ли будущее?

О научно-технических специальностях.
Тезисно.
Что тревожит. /возможно в гуманитарных – иначе. Как?/
1.Уход старой профессуры
2.Среднего звена нет вообще…даже сейчас. А если есть – это те, кто не смогли уехать или достойно устроиться…
3.Уровень зпл. преподавателей.
4.Цели аспирантов – переждать армию, уехать за границу.
5.Уровень материально-технического оснащения высшей школы ниже всяческих уровней.
6.Коррупция. / “А учит кто?!”/
7.Невозможность предсказать, во что выльется бесплатное обучение (поборы за поступление, зачеты-экзамены растут...).

Где детей учить будем, уважаемые, лет эдак через 7-10?

Всей Россией - в Москву, в Москву?……
0
Crimson
2 Omella

В общем, ситуация везде такова. В гуманиратных тоже, но в технических вузах, конечно все гораздо более запушено.
А у гуманитариев свой бич - платное образование, какое оно есть на данный момент, приводит нас к тому, что выпускники выходят "нулевые".
То же относятся в целом к аспирантам. Есть, конечно,исключения, но мне они не известны. Может быть -пока.
но тех, что знаю, реально отсиживаются 3 года, чтобыв армиюне идти. И примеров очень много.
А по поводу МСК. Так я не думаю, что у нас все плохо, а в столице все хорошо. Это - тенденция. Конечно, там пока получше, но студни везде в общем одинаковы.
0
Моисей
Совсем недавно разговор на подобную тему имел мемто быть у нас с другом. Он был, честно говоря более категоричен, чем я: система образования прогнила насквозь, и если высшее - умирает, то виной тому - проблемы среднего. И еще. Я, гуманитарий, учась в универе, с каждым годом все больше и больше клял свою профессию и завидовал естественникам, а закончив ВУЗ перестал даже завидовать. О чем можно говорить, если(больной вопрос), учась на пятом курсе, я имел педстаж - 3года, а мне в универе не ставили оценку за педпрактику из-за того, что я не сдал какую-то бумаженцию. И это только Мой пример...
0
Гордон пастаянна спрашивает в сваей авторской праграмме, о будущем вузов, как правило однозначного ответа все стараюца избежать, начинают ныть, что головы уежают за бугор, молодёжи нужны бапки, ну и канешна зароботок у преподов такой что смешно... у нас в инстике висел некий график выдачи зарплаты препадам, и кафицыенты.... кароче там было по состоянию на 2001 год препод получает чёта в раёне 2000р. а те кто работает много лет тем канешно выше зарплата!! выше то выше, но она составляла чёта в раёне 3-3.5т.р...
кароче это издевательство, чисто внутренние побуждения их заставляют работать за гроши, но опять же это такие преподы каторые закаленные совком, а они не вечные... как вымрут так и хана... ну если канешна не станут таки платить достойно...
А вот учится у меня знакомая в камерческой шараге, так там все просто, не можешь сдать отвали бабла и гуляй, тут оговорюсь эта схема работает и в гос.вузах, но тут все в официальном порядке))...
0
Грешник
Самая большая проблема высшего образования- это кадры. Воспитание кадров может идти на 90% только через аспирантуру. Аспирантами должен руководить прежде всего ученый, т.е. как правило профессор, имеющий научную школу, научное направление. Профессор, который имеет школу, сейчас не бедствует. Почему? Да потому что, ему и его сотрудникам дает жить наука, т.е. хоздоговора с предприятиями, гранты и прочее. Такой профессор живет сам (10..15 тысяч рублей к окладу в месяц) и дает жить своим ученикам. Поэтому такие кафедры (специальности) живут очень неплохо. Пример. Кафедра турбины и двигатели УГТУ-УПИ. Некоторые кафедры физтеха, стройфака. Про экономфак вообще отдельный разговор. Но самое главное, процесс подготовки кадров на таких кафедрах был непрерывным всегда.
Таким образом, для того чтобы вуз жил нужна наука, востребуемая производством и государством. Это условие необходимое. А зарплата преподавателя, ее хоть на сколько повышай, толку не будет, если... см. выше.
0
Тоже самое только что хотела написать.
В нашей организации работают свежеиспеченные выпускники УГТУ-УПИ, и из них целенаправленно готовят и преподавателей, и работников по хоздоговорам. Кто готовит? Да те же преподаватели УГТУ-УПИ, которые, кроме преподавания в вузе , занимаются и прочей деятельностью. И никто у нас не бедствует и научно не деградирует, чего и вам желаю....
0
eom
> Таким образом, для того чтобы вуз жил нужна наука, востребуемая производством и государством.

Именно.
Но... где сейчас производство? и государство?...
Заказчики-спонсоры финансируют области ближе к прикладным (примеры Грешника и Зоси).
А фундаментальные исследования теряем?...

Общие тенденции... как-то не очень обнадеживают...
0
Аспид
Да, ситуация уже безобразная. И пока ухудшается.
Насчет востребованности производством и гос-вом - ерунда, конечно. Производство-то само в известном месте. Вместе с государством.
Те же США делают ставку на фундаментальную науку - и выигрывают (а у них она, в основном, вузовская). Отсюда и "утечка".
Так что это до поры, до времени. Кичиться тут абсолютно нечем.

Да, нормальный препод не живет на офиц. зарплату. Но от этого преподавание становится далеким от нормального (и то, что при этом у препода практического опыта вагон, дела не меняет).
0
Щитень
Omella,
А фундаментальные исследования теряем?...

Теряем. Фундаментальные науки - забота исключительно государства.

Такой профессор живет сам (10..15 тысяч рублей к окладу в месяц)

...на склоне лет против 15 тысяч баксов у буржуев, конечно заманчиво... Я вот наблюл ради интереса... Одаренные люди - мои сверстники - все как один подались в бизнес / за бугор / на худой конец в инженеры. В аспиранты пошли откровенно бездарные / косяки от армии, благо проблем с поступлением в аспирантуру сейчас нет ни малейших. Про гуманитариев вообще не говорю - полнейшая профанация науки.

А насчет финансирования прикладных наук - насколько я знаю, только нефтегазовая промышленность может позволить себе роскошь содержать собственную науку.
0
Щитень
На этом фоне появляются академии и увеличивается (значительно!) количество защищаемых диссертаций. К примеру имеются Академия театральных искусств или Академия сверхкартины Вячеслава Чеботаря. Многие известные артисты театра и кино, имеющие три класса образования, являются профессорами Академии театральных искусств. В научной среде ходит слух, что имеется спецподразделение ВАК для рассмотрения скажем так VIP-диссертаций (больших денежных дядек, которым заниматься научной работой некогда, а понту хочется)

А расценки примерно такие:

Текст кандидатской диссертации:
готовая тема $300-600
тема на заказ $1000-3000

Кандидатская степень "под ключ";
юридических наук $8000-20000
экономических наук $4000-6000
социологических наук $3000-5000
психологических наук $3000-5000
исторических наук $2000-3000
педагогических наук $1500-2500

http://www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messed...

правда сведения несколько устаревшие
0
Щитень
Среди коллег-аспирантов примерно две треии косят, одна треть - на голом энтузиазме
0
Аспид
Всё, ВАК уже опять ужесточился. С нонешнего года.
А степени былых "альтернативных" ВАКов официально степенями не признаются.
0
Щитень
Аспид,
Всё, ВАК уже опять ужесточился. С нонешнего года.

Любопытно. А можно подробнее? Или ссылку на источник… Спасибо.
0
Ну если станет совсем плохо в высшем образовании страны, пойду преподавать я...
0
Алейда После-Вас
А если и это не поможет - то я.
0
Грешник
Вы, господа, все смешали в кучу. Аспиранты, косящие от армии, фундаментальная наука, зарплата у нас и в США, диссертации за деньги. Дерьмо это, а не наука, если диссер может написать любой любому по заказу. Видали мы ваших кн, особенно от истории и философии. Не наука, а проститутки. Хотел бы я посмотреть, как вы будете защищать диссертацию по медицине или металлургии, написанную на заказ. Бррред полный.
Государство и производство давно уже находятся не в том месте, о котором вы говорите. Вы, господа, самоуверенные дилетанты. Ну и все остальное из той же оперы.
0
Алейда После-Вас
Видали мы ваших кн, особенно от истории и философии. Не наука, а проститутки.

:mad:
0
eom
Грешник
> Вы, господа, все смешали в кучу. Аспиранты, косящие от армии, фундаментальная наука, зарплата у нас и в США, диссертации за деньги.

Все в куче в итоге и дает представление о том, что некогда звалось наукой…

>Дерьмо это, а не наука, если диссер может написать любой любому по заказу.

Ну, зачем же так категорично? Заказ заказу рознь…
Вы знаете, что в Стокгольмском техническом университете, например, за финансированием некоторых научных исследований в механике стоит "Вольво" и c нетерпением ждет результатов, бия копытом…
На защиту докторантов (аспирантов) приезжают оппонировать представители фирм, прямо или косвенно связанных с тематикой научной работы. Вот где тесное единение науки и производства…
Результаты с пылу с жару сразу идут в дело… в технологию…

Но, это, понятно, не про нас... Мы всегда идем своими особыми, заповедными тропами... прямиком в болото...

> Государство и производство давно уже находятся не в том месте, о котором вы говорите.

Кто виноват, разобрались…
Остался вечный вопрос - ЧТО ДЕЛАТЬ?!!
И чего ждать… и есть ли чего ждать…
Может безвозвратное "банановое" будущее - уже не за горами…

[Сообщение изменено пользователем 22.07.2003 14:35]
0
Crimson
2 Omella

Браво! Давно наблюдаю за вашими острыми логичными диалогами :-)
Мне нравится :-)
Только для чего так долго было дискутировать, если результат был понятен - ну на 95% примерно - заранее известен.
Где наука. Где технологии. И где государство. И где - высшее образование.
Про среднее пока умолчим. ;-) - отдельная темы ИМХО.

Так вот. Что тут делать? Кто знаеть?
Здесь ведь нужен комплексный подход.
Недостаточно просто сказать: например, дураки у руля государства, надо все делать не так. И устроить новую реформу? ЗАЧЕМ?
Хорошо, пусть не реформу. ЧТо-то другое.
Неужели за, скажем, 1 год можно переделать, перестроить все то, что накопилось годами?
Нищие ученые и профессура, которой ничего не надо, потому что она читает лекции где только может, чтобы заработать все те же 10-15 тыс руб, и потому в этой гонке ей плевать на качество?
Ученые, которые, сидя на своем мизерном окладе, кто-то из энтузиазма, а то-то вязываясь в а вантюры из-за левых денег, вроде как (???) двигает науку.
Ну а где кто видит такое явление как ГОСУДАРСТВО? Тогда сходите на ФГУП ВЕКТОР.
О чем мы тут говорим?
Ну да, все ГОРАЗДО хуже, чем может показаться.
И все плохо по сравнению с тем, как хотелось бы.
НО кто может предложить реальный выход?
Его в данный момент просто нет.
ИМХО.
Какие мы - такое и все вокруг.

(С) Если вам показалось, что я выразился слишком ясно,
вы, должно быть, неверно меня поняли ;-)
0
Грешник
Вы, сэр, видимо такой же дилетант. Как и мы.
0
Щитень
0
Crimson
2 Грешник

А вы думали, что в этой теме сидят одни специалисты? Или до моего появления беседа была более конценптуальной и компетентной? ;-) Извините, не заметил :-)
И если мы все страдаем дилетантизмом - а это так и есть, хотя бы потому, что я пока не видел ни одного, кто бы профессионально занимался разрешением проблем высшей школы и науки - то и высказываемся тут просто для того, чтобы обменяться мнениями. Или я не прав? Поправте ;-)

2 Undefined
Весьма интересная ссылочка. Я не думаю, что в Украине положение сильно отличается от нашего. Но взгляд на поблему, бесспорно, для меня лично, интересен


И еще меня интересует: мы здесь просто высказываемся или есть цель - найти панацею?
0
eom
Crimson
> Мне нравится
Благодарю :-)

> Только для чего так долго было дискутировать, если результат был понятен - ну на 95% примерно - заранее известен.

Да, действительно, пора перестать дергаться...
Нужно искать выход локально... для конкретного человека и индивидуальной проблемы, поставив крест на будущем России..
0
Грешник
Высшая школа сама решит свои проблемы, благо государство предоставило вузам достаточно широкие полномочия, сделав обязательным исполнение государственного стандарта образования и дало широкий список специальностей и специализаций. Хватит сил - выживут, не хватит - умрут естественной смертью, как ненужные. Тем более, что есть весьма приятная тенденция-спрос на образование растет. (Только не надо про армию, больше или примерно половина состава абитуриентов- девушки).
0
Петя Баночкин
На мой взгляд вопрос поставлен неверно...
Сама по себе высшая школа не имеет будущего...
Будет развиватся промышленность - будет спрос на специалистов....спрос рождает предложение....проблемма будущего высшей школы решена......
Или же какое будущее у высшей школы в государстве Мумбо-Юмбо....они живут на бананах и ничего им больше ненадо...
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.