Причины революций в России
B
Bugorok
"Какие основания имеет история быть столь суровой по отношению к России, чтобы посылать ей революцию за революцией в этом столетии?
В качестве первой причины можно указать на хроническое экономическое отставание России от передовых в этом отношении стран, которое периодически сокращается (но никогда не преодолевается полностью) за счет волевых рывков правителей и растрат материальных и духовных ресурсов народа. Большевистская революция в России была призвана довести до конца индустриализацию страны, которая началась еще при Петре I. Превращение страны из аграрной в промышленную возможно либо путем введения экономических стимулов, либо посредством всеобщего принуждения к труду. Сталин в новых условиях следовал примеру Петра I, создавая тяжелую промышленность на костях закрепощенных им крестьян, к тому же он использовал рабский труд заключенных и массовый энтузиазм первых лет советской власти. Поскольку на этом этапе развития экономики требовались прежде всего дисциплинированные и исполнительные работники, такая индустриализация принесла свои плоды, невзирая на жертвы, которых никто не считал. Советский Союз построил оборонную промышленность, создал ядерное оружие и начал покорение космоса. Однако с началом научно-технической революции понадобились работники нового типа — свободомыслящие, способные на творческие поиски и самостоятельные решения. Внеэкономическими, антирыночными методами таких работников не создашь, и трудиться не заставишь. Консервативное советское руководство не смогло решить эту задачу.
Демократическая революция должна была создать в стране рыночную экономику и обеспечить переход к постиндустриальному обществу. При этом демократы начали выполнение своей миссии с того же, что в свое время сделали и большевики, — с разрушения промышленности.
Вторая причина, приводящая к революциям в России, состоит в неспособности правящей элиты создать оптимальную форму национально-государственного устройства, которая устроила бы как русский народ, так и другие народы России. Наивно думать, что царская Россия была тюрьмой народов, а Советский Союз — братской семьей республик свободных. Историческое единство народов России обеспечивалось прежде всего военно-политическими методами, а экономические и культурные связи имели важный, но все же вторичный характер. Поэтому и в 1917-м, и в 1991 году в результате ослабления государственной власти в стране прошел «парад суверенитетов». Найти новую форму (и формулу) единения в рамках общего государства — такова была задача и Октябрьской, и Августовской революций.
Важной причиной всех без исключения революций является духовный кризис общества, связанный с утратой общих жизненных ориентиров, единых идейных основ, нравственных связей между людьми. В 1917 году мало кого вдохновляла монархическая идея, в 1991 году почти никто не верил в коммунизм. Большевики взяли власть во многом потому, что иерархи православной церкви отлучили себя от простого народа, пошли в услужение дому Романовых. Демократы одержали победу благодаря тому, что вожди КПСС жили абсолютно иначе, чем миллионы советских людей, цинично совмещая пролетарскую идеологию с буржуазным образом жизни.
Но непосредственной причиной революции, как правило, оказывается нарастающий хаос, порожденный неспособностью верхов общества управлять по-старому. Не большевики сотворили революцию в Октябре, не демократы устроили революцию в Августе. Истинными «виновниками» были бессилие властей и «беспредел» в обществе, когда реальной альтернативой всеобщему распаду представляется приход новых правителей. У революции нет Архитектора, но есть инженеры, мастера и чернорабочие, которых часто замуровывают в основании строящегося Храма, чтобы он стоял века."
В качестве первой причины можно указать на хроническое экономическое отставание России от передовых в этом отношении стран, которое периодически сокращается (но никогда не преодолевается полностью) за счет волевых рывков правителей и растрат материальных и духовных ресурсов народа. Большевистская революция в России была призвана довести до конца индустриализацию страны, которая началась еще при Петре I. Превращение страны из аграрной в промышленную возможно либо путем введения экономических стимулов, либо посредством всеобщего принуждения к труду. Сталин в новых условиях следовал примеру Петра I, создавая тяжелую промышленность на костях закрепощенных им крестьян, к тому же он использовал рабский труд заключенных и массовый энтузиазм первых лет советской власти. Поскольку на этом этапе развития экономики требовались прежде всего дисциплинированные и исполнительные работники, такая индустриализация принесла свои плоды, невзирая на жертвы, которых никто не считал. Советский Союз построил оборонную промышленность, создал ядерное оружие и начал покорение космоса. Однако с началом научно-технической революции понадобились работники нового типа — свободомыслящие, способные на творческие поиски и самостоятельные решения. Внеэкономическими, антирыночными методами таких работников не создашь, и трудиться не заставишь. Консервативное советское руководство не смогло решить эту задачу.
Демократическая революция должна была создать в стране рыночную экономику и обеспечить переход к постиндустриальному обществу. При этом демократы начали выполнение своей миссии с того же, что в свое время сделали и большевики, — с разрушения промышленности.
Вторая причина, приводящая к революциям в России, состоит в неспособности правящей элиты создать оптимальную форму национально-государственного устройства, которая устроила бы как русский народ, так и другие народы России. Наивно думать, что царская Россия была тюрьмой народов, а Советский Союз — братской семьей республик свободных. Историческое единство народов России обеспечивалось прежде всего военно-политическими методами, а экономические и культурные связи имели важный, но все же вторичный характер. Поэтому и в 1917-м, и в 1991 году в результате ослабления государственной власти в стране прошел «парад суверенитетов». Найти новую форму (и формулу) единения в рамках общего государства — такова была задача и Октябрьской, и Августовской революций.
Важной причиной всех без исключения революций является духовный кризис общества, связанный с утратой общих жизненных ориентиров, единых идейных основ, нравственных связей между людьми. В 1917 году мало кого вдохновляла монархическая идея, в 1991 году почти никто не верил в коммунизм. Большевики взяли власть во многом потому, что иерархи православной церкви отлучили себя от простого народа, пошли в услужение дому Романовых. Демократы одержали победу благодаря тому, что вожди КПСС жили абсолютно иначе, чем миллионы советских людей, цинично совмещая пролетарскую идеологию с буржуазным образом жизни.
Но непосредственной причиной революции, как правило, оказывается нарастающий хаос, порожденный неспособностью верхов общества управлять по-старому. Не большевики сотворили революцию в Октябре, не демократы устроили революцию в Августе. Истинными «виновниками» были бессилие властей и «беспредел» в обществе, когда реальной альтернативой всеобщему распаду представляется приход новых правителей. У революции нет Архитектора, но есть инженеры, мастера и чернорабочие, которых часто замуровывают в основании строящегося Храма, чтобы он стоял века."
п
проверка слуха
основная причина: ДА ЗАЕ...ЛИ ВЫ ВСЕ!!!!
М
Мавзолей путина
чтобы он стоял века.
хороший финал, учитывая последние тренды форума.
К
Комкон
строящегося Храма
не Храм это, а Вавилонская башня...
все причины - в национальном вопросе...
B
Bugorok
ДА ЗАЕ...ЛИ ВЫ ВСЕ!!!!
Это верно, но почему-то именно в России так получается, что бытие и сознание не соответствуют друг другу...
С чего все началось?
Виноват ли Петр I, или географическое положение России?
Б
Безрюмки-Встужева
Виноват ли Петр I, или географическое положение России?
ну сейчас уже БАБ
но почему-то именно в России так получается, что бытие и сознание не соответствуют друг другу...
духовность высокая, а бытие фиговое
и разрывает психику диссонансом
богатеть надо, духовно может хватит уже, материально двигаться
сытый да жирный на баррикады не полезет, наверно
только уровень поребления ему не снижать, забастует, и пассионарии набежать могут на это дело
К
Комкон
...российские акционеры нефтяной компании ТНК-ВР Михаил Фридман, Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник ...
З
Закон природы
хороший финал, учитывая последние тренды форума.
B
Bugorok
Михаил Фридман, Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник
Вот от кого все революции.
К
Комкон
Bugorok
Индуса просьбе не бить... все претензии - ко мне...
c
crataegus
это из какого учебника строки?
так всё гладенько, лапидарненько
К
Комкон
консьюмеризм
я ж и говорю -
бить - не надо,
надо словом убеждать (с)ВВ
Консьюмеризм — Википедия
Консьюмеризм ( англ. Consumerism от consumer — потребитель) — движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы
правда говорят, что Консьюмеризм убивает демократию, но рассейскую этим не убъешь...
c
crataegus
Слишком упрощено и выхолощено, да и однобоко.
ну я и говорю - как из учебника для старших классов
B
Bugorok
лишком упрощено и выхолощено, да и однобоко.
Что мешает зайти с другого бока?
Что мешает зайти с другого бока?
Лень и нехватка времени.
Да и собственно дилемма "западничество (с коей позиции написан тот текст) vs. русофильство" меня не сильно занимает.
Б
Безрюмки-Встужева
Можно подумать, консьюмеризм ведёт к решению всех проблем
всех - нет
одни решает, другие создает
но в российских революциях этот мотив голода и убогости выбора колбасы был если не главным, то активно используемым для масс
c
crataegus
в российских революциях этот мотив голода и убогости выбора колбасы
в 1917 не было вопроса о колбасе. С 1915 года продразверстка и хлеб по карточкам.
Я думаю, что если бы не первая мировая, как-нибудь выцарапались бы без революций.
B
Bugorok
дилемма "западничество (с коей позиции написан тот текст) vs. русофильство" меня не сильно занимает.
Что в нем западнического?
Как раз славянофилы отрицали реформы Петра Первого.
c
crataegus
Что в нем западнического?
В качестве первой причины можно указать на хроническое экономическое отставание России от передовых в этом отношении стран
(и какие ж это "передовые страны"? правильно)
Б
Безрюмки-Встужева
в 1917 не было вопроса о колбасе
сразу про две написано
c
crataegus
сразу про две написано
B
Bugorok
какие ж это "передовые страны"?
Европейские.
c
crataegus
Европейские.
ну вот и западничество
все ж вокруг этого "отставания" вертится
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.