Гумилев и теория этногенеза.
С
Социофоб
Интересно мнение историков, как по специальности, так и по образованию, и по увлечению и т.д. На мой взгляд, интересная теория, вроде бы, логично интерпретируются какие-то ключевые моменты в истории, например, развал Римской империи на основе анализа "возраста" этноса. Но мне не хватает знаний по
истории, чтобы адекватно оценить эту теорию.
н
...ныне овцевод Герман Стерлиг...
Гумилев и теория этногенеза.
Странная личность. Странные теории. Хотя кое-что может...быть интересным для науки.
К
Курт
Социофоб, вы бы дали эту теорию в виде краткого тезиса, а то довольно много таких теорий. Интересно, чем отличается теория Гумилёва от прочих.
Интересно, чем отличается теория Гумилёва от прочих.
Чем отличается - не вопрос. Вот чем конкретным понравилась/не понравилась треду - вот вопрос.
c
crataegus
Я не стану говорить "за всю Одессу", потому что из контекста этого выпала давненько и специально не интересовалась, как именно сейчас историки к ней относятся (хех, да ведь и историки-то все разные, чай, не при диамате живём).
Скажу, что знаю, с чем непосредственно сталкивалась.
Многие признают, что теория, безусловно, имеет место быть как вполне состоявшаяся теория. Гумилёва ставят в один ряд с "цивилизационщиками" (Шпенглер, Тойнби, Данилевский).
Особую ценность цивилизационный подход приобрёл на фоне кризиса исторического материализма, имевшем место быть в 90-е (но, как говорится, важен диалог методологий, поэтому истмат живёт и процветает и сегодня, впрочем, отчего ему не процветать).
В некоторые новые учебники по истории для вузов теория Гумилева включена и позционируется как альтернативная методология.
Что касается соответствия фактам, то здесь могу сказать так: какие-то вещи, он, безусловно, "подтягивает" под свою методологию (чего там, все этим грешат). Но в целом вполне логично выстраивает цепь событий, и вполне логично всё это в теорию ложится.
Слабое место теории - это то, что никто никогда не видел этого самого пассионарного толчка, а также той энергии, которая его стимулирует. Но так ли это важно?
В данном случае речь так или иначе идет о том, что человечьи общности (этносы) живут по принципу цикличности, претерпевая определенные фазы в своем развитии. А системоорганизующим элементом для цивилизации являются не производительные силы, как, например, в истмате, а культура.
Вот так примерно.
Скажу, что знаю, с чем непосредственно сталкивалась.
Многие признают, что теория, безусловно, имеет место быть как вполне состоявшаяся теория. Гумилёва ставят в один ряд с "цивилизационщиками" (Шпенглер, Тойнби, Данилевский).
Особую ценность цивилизационный подход приобрёл на фоне кризиса исторического материализма, имевшем место быть в 90-е (но, как говорится, важен диалог методологий, поэтому истмат живёт и процветает и сегодня, впрочем, отчего ему не процветать).
В некоторые новые учебники по истории для вузов теория Гумилева включена и позционируется как альтернативная методология.
Что касается соответствия фактам, то здесь могу сказать так: какие-то вещи, он, безусловно, "подтягивает" под свою методологию (чего там, все этим грешат). Но в целом вполне логично выстраивает цепь событий, и вполне логично всё это в теорию ложится.
Слабое место теории - это то, что никто никогда не видел этого самого пассионарного толчка, а также той энергии, которая его стимулирует. Но так ли это важно?
В данном случае речь так или иначе идет о том, что человечьи общности (этносы) живут по принципу цикличности, претерпевая определенные фазы в своем развитии. А системоорганизующим элементом для цивилизации являются не производительные силы, как, например, в истмате, а культура.
Вот так примерно.
Слабое место теории - это то, что никто никогда не видел этого самого пассионарного толчка, а также той энергии, которая его стимулирует.
Коллективное стремление к. Энергия сознания, короче.
Отчего развалился СовСоюз? Если совсем просто - то все хотели жить а) лучше и б) не так, как раньше. И хотя каждый в это вкладывал своё, самого стремления оказалось достаточно.
В данном случае речь так или иначе идет о том, что человечьи общности (этносы) живут по
принципу цикличности, претерпевая определенные фазы в своем развитии.
Канэчна.
А системоорганизующим элементом для цивилизации являются не производительные силы, как, например, в истмате, а культура.
Пожалуй, не только культура, но и интерес. Коллективное стремление к.
c
crataegus
Коллективное стремление к. Энергия сознания, короче.
нет, Гумилев завязывает на геосферу, на космические, по-моему, даже.
Канэчна.
это вам канэчна, а марксистку не канэчна, у маркиста - "пятичленка" - первобытное, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм.
не только культура, но и интерес. Коллективное стремление к.
культура как выражение и воплощение того, что Гумилёв называет "комплиментарностью"
С
Социофоб
Социофоб, вы бы дали эту теорию в виде краткого тезиса, а то довольно много таких теорий. Интересно, чем отличается теория Гумилёва от прочих.
Прочих-то теорий я особо не знаю. Некоторые аналогии можно провести со Шпенглером. Суть теории Гумилева, как я ее понял, заключается в том, что существует определенная динамика развития этноса, связанная с уровнем пассионарного напряжения в обществе. Под каким-то воздействием из космоса (предположительно) на территории планеты, подвергшейся "воздействию", начинается рост пассионарности, который выражается в том, что увеличивается число людей, которые ставят альтруистические, общественные интересы выше личных, стремятся к подвигу и т.п. Выделяется четыре стадии развития этноса: первые две стадии - рост пассионарности, вторые две - спад. Во время роста пассионарности этнос стремится к расширению ареала своего существования, завоеваниям. В этой фазе у воинов столь высок боевой дух, что сотня воинов может одолеть тысячу воинов этноса, находящегося на спаде пассионарности и т.п. В начале спада пассионарности наступает "золотой век" этноса - расцвет искусств, материальное благополучие и прочие прелести жизни. А в конце развития этнос впадает в состояние гомеостаза - единение с окружающей средой, гармоничность, если, конечно, более пассионарные соседи не уничтожат или не поработят "хиреющий" этнос до этого времени.
Еще Гумилев в своих работах старательно опровергает, как он выражается, миф о культурном превосходстве оседлых народов над кочевыми. Пишет о том, что не только на Западе, но и в Китае, Россия ассоциируется с кочевнической державой - "поскреби русского, найдешь монгола". И будто бы для европейца по духу гораздо ближе араб, которого они уважают как противника, а не русский, которого они считают варваром. Противопоставляет Великую степь и "оседлые" цивилизации (Европа + Ближний Восток = Средиземноморье, Китай). Говорит, что кочевники очень редко нападали на оседлых, чаще бывало наоборот. Кочевники же, типа, воевали между собой. Приплетает еще библейскую легенду о земледельце Каине и скотоводе Авеле. Но интересно пишет!
c
crataegus
...примерно так, ага
c
crataegus
В начале спада пассионарности наступает "золотой век" этноса - расцвет искусств, материальное благополучие и прочие прелести жизни.
Россия как бы вступает в этот этап, что не могет не радовать )))
Россия как бы вступает в этот этап, что не могет не радовать )))
Скоро сгорит в ядерном огне? Эхэхэх...
н
...ныне овцевод Герман Стерлиг...
Прочих-то теорий я особо не знаю. Некоторые аналогии можно провести со Шпенглером. Суть теории Гумилева, как я ее понял, заключается в том, что существует определенная динамика развития этноса, связанная с уровнем пассионарного напряжения в обществе.
В универе преподают?
Забавно.
У Гумилёва эта теория вывернута "шкуркой" внутрь, как если бы это сделать с человеком и попытаться, чтобы он при этом ещё продолжал жить и нормально функционировать.
Чем только студентам не засоряют сознание, а главное, что и профессора в этих теориях плохо понимают - только схемы. Одни только схемы.
c
crataegus
Скоро сгорит в ядерном огне?
не сгорит, а из пепла воспрянет. ПОра великих потрясений кончилась. Нас ждёт "золотая осень" цивилизации. Потом,к ак водится, нагрянут варвары.
Чем только студентам не засоряют сознание, а главное, что и профессора в этих теориях плохо понимают - только схемы. Одни только схемы.
Да, плохие в Вашем ПТУ были преподаватели, плохие...
не сгорит, а из пепла воспрянет.
Лишь бы кока-кола после этого не стоила 5 юаней...
С
Социофоб
В универе преподают?
Не знаю, как на истфаке, а на психфаке - нет, не преподают. Сам наткнулся, не помню уж как.
У Гумилёва эта теория вывернута "шкуркой" внутрь, как если
бы это сделать с человеком и попытаться, чтобы он при этом ещё продолжал жить и нормально функционировать.
Поясните, плиз.
c
crataegus
Поясните, плиз.
чтой-то тоже не поняла
c
crataegus
...если говорить очень грубо и усредненно, то, по сути, формационная теория - это материалисты (история как развитие производительных сил), а цивилизационная - это идеалисты (развитие культур и менталитета).
Причем для первых характерно линейное восприятие истории (непрерывное развитие "от" и "до"), вторые же часто настаивают на дискретности развития (каждая цивилизация есть один законченный и цельный цикл).
Причем для первых характерно линейное восприятие истории (непрерывное развитие "от" и "до"), вторые же часто настаивают на дискретности развития (каждая цивилизация есть один законченный и цельный цикл).
Гумилев завязывает на геосферу, на космические, по-моему, даже.
Ога. Ум постоянно ищет себя вовне и находит немало следов.
Напоминает поиск с фонариком источника света.
у маркиста - "пятичленка" - первобытное, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм.
Им проще.
c
crataegus
Напоминает поиск с фонариком источника света
...это уже не цивилизационная теория.
Как, Илья, у буддистов история видится? Кво вадис, так сказать, или к чему движемся? Есть какие-то конструкции на этот счёт?
Как, Илья, у буддистов история видится? Кво вадис, так сказать, или к чему движемся? Есть какие-то конструкции на этот счёт?
Интерференция циклов.
В рамках этих циклов может наблюдаться и прогресс, и регресс. И конгресс с немцами.
В целом же - Вселенная возникает, пребывает и разрушается. А потом заново. В этом отношении никакого прогресса нет. Равно как и регресса.
Т.е. самсара бесконечно (и безначально) ходит по кругу. Можно лишь выскочить.
Если коротко, то так.
н
...ныне овцевод Герман Стерлиг...
Поясните, плиз.
А чего там пояснять?
История человечества насчитывает десятки тысяч лет.
Более или менее точно известно( для того, чтобы строить какие либо схемы) за последние две - три сотни лет и то с великими натяжками.
Теория Гумилёва с его схемами подогнана под европейскую цивилизацию. Грубо подогнана.
Для китайце, или индусов подобные пассионарные жонглирования - это вообще не подходят.
Какая может быть пассионарность у монголов в период их великих завоевательных походов(500 - 700 лет) и куда она пропала вместе с завоевателями.
И так далее - одни натяжки для христианской, европейской цивильности.
И вообще похоже он приспособил психически неадекватных людей, которые жили в разные времена в свои схемы рассматривающие их в качестве основных причин развития Европейской цивилизации.
"Нам вождя не доставало,
Настоящих буйных мало,
Вот и нету вожаков..."
Н
Новая весна
Настоящих буйных мало,
Вот и нету вожаков..."
А мне вот наоборот нравится данная теория именно этими пассионариями - всегда найдутся такие личности, ищущие приключений на собственные.... :-) и это классно!)))))
c
crataegus
всегда найдутся такие личности, ищущие приключений на собственные
неа, не всегда
только когда этнос на подъёме
потом им на смену придут люди с потребительской психологией, которые дальше носа не смотрят.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.