Мёртвые железные дороги Свердловской области
Интересно, у нас есть ли в области или на Урале давно заброшенные железки или узкоколейки с подвижным составом?
Что-то типа:
http://www.roadplanet.ru/home/reports/797/
http://af1461.livejournal.com/131049.html
Что-то типа:
http://www.roadplanet.ru/home/reports/797/
http://af1461.livejournal.com/131049.html
I
IAGSoft
ПС, как правило, быстро сдаётся в металлолом.
http://narrow.parovoz.com/newgallery/index.php?&LN...
http://parovoz.com/newgallery/index.php?CATEG=30&R...
http://narrow.parovoz.com/newgallery/index.php?&LN...
http://parovoz.com/newgallery/index.php?CATEG=30&R...
Конечно особенно классно когда подвижной состав остался.
Из комментариев к этой фотографии я понял, что состав стоит чуть севернее Серова возле станции Источник.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
На юг и на север этой станции отходят две тупиковые ветви, одна в Серов, другая к д. Еловка.
Так где же он стоит?
(станции Пост2км и Парк Грэс не нашёл)
[Сообщение изменено пользователем 08.01.2012 16:27]
Из комментариев к этой фотографии я понял, что состав стоит чуть севернее Серова возле станции Источник.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
На юг и на север этой станции отходят две тупиковые ветви, одна в Серов, другая к д. Еловка.
Так где же он стоит?
(станции Пост2км и Парк Грэс не нашёл)
[Сообщение изменено пользователем 08.01.2012 16:27]
Так где же он стоит?
По старому дорожному атласу, а так же личным изысканиям зарисовал полуразобранный участок линии Источник ? Углежжение в Викимапии. Снимок с брошенным составом (ниже) сделан с железнодорожного путепровода на восток: http://wikimapia.org/#lat=59.6527613&lon=60.634017... . Современное путевое развитие загадочного участка, очевидно, выглядит примерно так: http://wikimapia.org/#lat=59.6318312&lon=60.654487... . За достоверность не ручаюсь ? здесь требуются уточнения местных. Что касается утраченных объектов Пост 2 км и Парк ГРЭС, вносить пока не стал, но чисто логически предполагаю, что Пост 2 км находился на смыкании линий: http://wikimapia.org/#lat=59.6430244&lon=60.650625... , а Парк ГРЭС (видимо, станции Углежжение) ? где-то здесь: http://wikimapia.org/#lat=59.6251915&lon=60.701351... . Брошенный же состав (если, конечно, он ещё там) простирается от железнодорожного путепровода почти до бывшего ж .д . переезда: http://wikimapia.org/#lat=59.6440221&lon=60.642557... .
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Конечно особенно классно когда подвижной состав остался
Судя по артефактам электрификации, предположил, что линия Источник ? Парк ГРЭС ранее использовалась для поставки угля с Волчанского разреза прямиком на ГРЭС. Забросили её, скорее всего, после того, как разрез стал стремительно истощаться, а Серовская ГРЭС перешла на экибастузский уголь, а так же частично на газ.
Сложно сказать, как и когда хопперы, крытые вагоны и платформы попали на этот путь, но полагаю, случилось это во время экономического кризиса середины 90-ых. Вагоны могли загнать на хранение через предполагаемый Пост 2 км (со сменой направления) со станции Серов-Сортировочный.
д
дядя Костя
Заброшенная узкоколейка с подвижным составом:
http://konkop.narod.ru/bike/uzkokol/uzkokol.htm
[Сообщение изменено пользователем 09.01.2012 15:57]
http://konkop.narod.ru/bike/uzkokol/uzkokol.htm
[Сообщение изменено пользователем 09.01.2012 15:57]
Л
Ликс1
Интересно, у нас есть ли в области или на Урале давно заброшенные железки или узкоколейки с подвижным составом?
Ок. 10 лет как, был в п. Бурмантово, за Ивделем - ЖД заброшена, платформы и цистерны - опрокинуты. Тогда, ещё не был готов фиксировать подобное!
А вообще, чтобы собрать мёртвые железные дороги Свердловской области в некий единый перечень, необходима система. Во-первых, я бы сразу разделил узкоколейные и ширококолейные железные дороги. По первым лучше обратиться к материалам Сергея Болашенко (сам слабо ориентируюсь в узкоколейках). А вот
вторые можно было бы разделить по семи направлениям от областного центра (по часовой стрелке): Егоршинское, Тюменское, Курганское, Уфалейское, Казанское, Пермское, Серовское.
Кто готов всерьёз заняться? Кому, на самом деле, всё это интересно? (Судя по ?активности? в данной теме, никому )
Кто готов всерьёз заняться? Кому, на самом деле, всё это интересно? (Судя по ?активности? в данной теме, никому )
I
IAGSoft
вторые можно было бы разделить по семи направлениям от областного центра (по часовой стрелке): Егоршинское, Тюменское, Курганское, Уфалейское, Казанское, Пермское, Серовское.
Это всё частности.
К какому из четырёх направлений (Тюменское, Курганское, Казанское или Пермское) приписывать РАМ?
Снятый путь Подволошная - Заводская - это Пермское?
А его продолжение Дегтярск - Крылатовское - это уже Казанское?
(Направление на Красное - это Егоршинское или Серовское (если учесть, что когда-то оно соединялось с обоими)? ;-) )
Чтобы хорошо изучать старые ветки - надо в архивах сидеть и плотно работать. Есть у кого время на это? У меня нет.
[Сообщение изменено пользователем 12.01.2012 16:00]
К какому из четырёх направлений (Тюменское, Курганское, Казанское или Пермское) приписывать РАМ?
Тут всё просто: т. к. ст. Седельниково является пунктом смены локомотивов и локомотивных бригад, она автоматически определяется, как центральная точка (подобная Екатеринбургу). А потому: РАМ восточнее Седельниково ? это курганское направление, а РАМ западнее Седельниково ? казанское направление.
А его продолжение Дегтярск - Крылатовское - это уже Казанское?
Учитывая, что это некогда ведомственная линия СУМЗа, а СУМЗ всё же относится к Ревде, я бы обе ветки прикрепил к казанскому направлению.
Направление на
Красное - это Егоршинское или Серовское
По логике (основываясь на сегодняшних реалиях) это именно серовское направление.
Кстати, кроме РАМа и Уралмашевской ветки, существует масса пограничных (соединительных) участков, где определить точное направление затруднительно. Однако я бы не стал из-за этого строить какую-то глобальную проблему. Ведь суть темы не в точном определении направлений, а в облегчении систематизации недействующих линий.
Чтобы хорошо изучать старые ветки - надо в
архивах сидеть и плотно работать.
Это программа максимум. Для начала же можно было бы просто составить список таких веток.
[Сообщение изменено пользователем 12.01.2012 16:22]
I
IAGSoft
Подволошная - Заводская
Дегтярск - Крылатовская
Асбест - Малорефтинская
Север - Калиновка
ст.Изумруд - посёлок Малышева
Уткинский Завод - посёлок Староуткинск
Дидинский туннель
"Петля" (Путёвка)
"Западный путь" Ревда - СУМЗ (на котором недавно мост сшибли)
"Казарма Красная" - промзона Берёзовского ( http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=21063... )
Разъезд ?1 - Багаряк
Это всё, что называется "из крупного". А если вспоминать более короткие подъездные пути и соединения...
[Сообщение изменено пользователем 12.01.2012 17:21]
Дегтярск - Крылатовская
Асбест - Малорефтинская
Север - Калиновка
ст.Изумруд - посёлок Малышева
Уткинский Завод - посёлок Староуткинск
Дидинский туннель
"Петля" (Путёвка)
"Западный путь" Ревда - СУМЗ (на котором недавно мост сшибли)
"Казарма Красная" - промзона Берёзовского ( http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=21063... )
Разъезд ?1 - Багаряк
Это всё, что называется "из крупного". А если вспоминать более короткие подъездные пути и соединения...
[Сообщение изменено пользователем 12.01.2012 17:21]
А если вспоминать более короткие подъездные пути и соединения...
Подробнее:
Свердловский узел (условно) (с запада на восток):
1. Соединительная линия между Кунгурским и Тагильским постами: http://wikimapia.org/#lat=56.8898429&lon=60.443258... . Возможно, проект так и не был реализован.
2. Подъездной путь от Товарного двора (ст. Товарная) к Электростанции (полуостров Конный): http://www.1723.ru/read/map/map1931.htm . Примерно в начале 1930-ых годов западная часть пути отдана под трамвайное движение, а предположительно в 1960-ых (после строительства прямого подъездного пути к ВИЗу от ст. Свердловск-Сортировочный) ликвидирован участок от ст. Свердловск-Товарный к Верх-Исетскому заводу.
3. Подъездной путь от ст. Электростанция к Московскому тракту: http://www.1723.ru/read/map/1947.htm . Предположительно, просуществовал лишь с конца 1940-ых до начала 1950-ых гг.
4. Подъездной путь от Верх-Исетского завода к Цеху холодного проката (ЦХП): http://www.1723.ru/read/map/1947.htm . Прекратил функционировать в середине 1990-ых.
5. Подъездной путь от ст. Товарная к р. Мельковка (вдоль нынешней ул. Челюскинцев): http://www.1723.ru/read/map/map1931.htm . Предположительно, эксплуатировался в 1930-е годы.
6. Чётный путь перегона Свердловск-Пассажирский ? Шарташ (вдоль нынешней ул. Восточной ? от ст. Свердловск-Пассажирский до ул. Шевченко): http://www.1723.ru/read/map/map1931.htm . Ликвидирован в середине 1940-ых.
7. Подъездной путь от ст. Шарташ (ранее Екатеринбург-III) к цехам бывшего Екатерининского железоделательного завода ?Монетка? (по ул. Малышева): http://www.1723.ru/read/map/1947.htm . Демонтирован в конце 1950-ых, начале 1960-ых гг.
8. Подъездной путь от ст. Шарташ к Втузгородку: http://www.1723.ru/read/map/1947.htm , http://wikimapia.org/#lat=56.8366257&lon=60.661354... . Часть линии демонтирована в 1950-ых, 1960-ых, часть ? в 1990-ых, 2000-ых.
9. Подъездной путь от ст. Шарташ к промзоне близ Северного грузового обхода: http://wikimapia.org/#lat=56.831038&lon=60.6633711... . Разорван по ул. Комсомольской в середине 2000-ых.
10. Горочный путь сортировочного парка станции Шарташ: http://wikimapia.org/#lat=56.8253321&lon=60.664873... . Не функционирует с начала 1990-ых гг., демонтирован в конце 2000-ых.
11. Хозяйственные пути станции Шарташ: http://wikimapia.org/#lat=56.8263653&lon=60.662169... . Не функционируют с начала 1990-ых гг., демонтированы в конце 2000-ых.
12. Подъездной путь от ст. Шарташ к УОМЗ: http://wikimapia.org/#lat=56.8235943&lon=60.651569... . Демонтирован примерно в начале 2000-ых.
13. Третий нечётный грузовой путь перегона Путёвка ? Шарташ: http://wikimapia.org/#lat=56.8240023&lon=60.669642... . Электрифицирован. Законсервирован в середине 1990-ых.
14. Развязочная петля Блок-пост 4/9 км (ныне о. п. Лесотехническая) ? ст. Путёвка: http://wikimapia.org/#lat=56.8191086&lon=60.686373... .
Если обнаружатся какие-либо неточности, прошу поправить.
Продолжение следует...
I
IAGSoft
Судя по следам на местности - именно не реализован. Т.е.это не "мёртвая дорога", а "жертва аборта". :-( Возможно, проект так и не был реализован.
Именно от Екатеринбург-III, а не Екатеринбург-II? 7. Подъездной путь от ст. Шарташ
(ранее Екатеринбург-III)
Можно поподробнее? Это тот п/п, который сейчас заканчивается на
территории Уральского завода металлоконструкций? 9. Подъездной путь от ст. Шарташ к промзоне близ Северного грузового обхода:
14. Развязочная петля Блок-пост 4/9 км (ныне о. п. Лесотехническая) ? ст. Путёвка
Было :-)
"Петля"
(Путёвка)
Только кмк б/п 4/9 был где-то здесь
http://wikimapia.org/#lat=56.8072341&lon=60.654509...
а не у оп Лесотехническая
Судя по следам на местности - именно не реализован. Т.е.это не "мёртвая дорога", а "жертва аборта".
Надо у Кнута уточнить ? он вроде в курсе.
Именно от
Екатеринбург-III, а не Екатеринбург-II?
Как я понял, Екатеринбург-II ранее был чем-то вроде пассажирского парка, а Екатеринбург-III - чем-то вроде товарного двора (позднее - сортировочный парк станции Шарташ).
Можно
поподробнее? Это тот п/п, который сейчас заканчивается на территории Уральского завода металлоконструкций?
Это я как раз у Вас хотел уточнить. Знаю, что с конца 2000-ых один путь из двух на переезде не функционирует, однако автомобилям до сих пор приходится по нему кувыркаться.
Только кмк б/п 4/9 был где-то здесь
В Викимапии Блок-пост 4/9 км указан неверно. Ибо поздней осенью 1988-го года произвёл, возможно, самый первый свой одиночный длительный ж. д. поход по уфалейскому ходу - от стадиона Лестеха до моста через р. Исеть, и обратно (по мосту тогда пройти не отважился, т. к. было уже темно). А посему хорошо помню, что от ж. д. переезда (на Сибирском тракте) в сторону Уктуса шла двухпутка примерно метров 300-500, после чего происходило смыкание (вроде был ещё тупик). Так же хорошо помню коричневый деревянный одноэтажный барак со светящимся окошком, находившийся с восточной стороны непосредственно у стрелки смыкания путей. Именно он и был станционным зданием, как я тогда понял. Проходя мимо, ещё пожелал, чтобы никто из этого барака не вышел, и не шуганул одиноко блуждающего по путям подростка. :-)
I
IAGSoft
Знаю, что с конца 2000-ых один путь из двух на переезде не функционирует, однако автомобилям до сих пор приходится по нему кувыркаться.
Понял.
Этот путь очень быстро кончался за переездом на территории базы.
Уже не надо кувыркаться, заасфальтировали.
шла двухпутка примерно метров 300-500, после чего происходило смыкание (вроде был ещё тупик).
Возможно. Моя реконструкция основана на следах на местности - там довольдо далего идёт насыпь на два пути. И чуть южнее ещё недавно были развалины будочки, а-ля стрелочный пост.
Далее:
Егоршинское направление:
1. Подъездной путь от станции Березит к безымянному разъезду (условно Разъезд-1): http://wikimapia.org/#lat=56.9006601&lon=60.753579... . Демонтирован в конце 1990-ых.
2. Соединительный участок линии Аппаратная ? промзона Берёзовского с путепроводом близ ст. Заводская: http://wikimapia.org/#lat=56.9041987&lon=60.751175... . Демонтирован в конце 1990-ых.
3. Подъездной путь от безымянного разъезда (условно Разъезд-1) к Изоплитовскому гранитному карьеру: http://wikimapia.org/#lat=56.8679764&lon=60.742893... . Не функционирует примерно с начала 2000-ых.
4. Подъездной путь от безымянного разъезда (условно Разъезд-2) к заводу ?Берит?: http://wikimapia.org/#lat=56.8678825&lon=60.766367... . Не функционирует примерно с начала 2000-ых.
Егоршинское направление:
1. Подъездной путь от станции Березит к безымянному разъезду (условно Разъезд-1): http://wikimapia.org/#lat=56.9006601&lon=60.753579... . Демонтирован в конце 1990-ых.
2. Соединительный участок линии Аппаратная ? промзона Берёзовского с путепроводом близ ст. Заводская: http://wikimapia.org/#lat=56.9041987&lon=60.751175... . Демонтирован в конце 1990-ых.
3. Подъездной путь от безымянного разъезда (условно Разъезд-1) к Изоплитовскому гранитному карьеру: http://wikimapia.org/#lat=56.8679764&lon=60.742893... . Не функционирует примерно с начала 2000-ых.
4. Подъездной путь от безымянного разъезда (условно Разъезд-2) к заводу ?Берит?: http://wikimapia.org/#lat=56.8678825&lon=60.766367... . Не функционирует примерно с начала 2000-ых.
Узкоколейка Медный-Электростация (Большой Конный полуостров),уже упомянутая здесь-Участок от Большеконного до Широкой Речки эксплуатировался изредка ещё в 1967-68 гг.
От Широкой Речки до Медного на пассажирском поезде я ездил в 1976году-и вроде как ещё пару лет после она действовала.В 1980 видел в районе Медного уже разрушенный заправочный пункт на УЖД. Где-то в этот промежуток она и сгинула окончательно..
...Исправил,ошибка была.Сорри.
[Сообщение изменено пользователем 13.01.2012 14:37]
От Широкой Речки до Медного на пассажирском поезде я ездил в 1976году-и вроде как ещё пару лет после она действовала.В 1980 видел в районе Медного уже разрушенный заправочный пункт на УЖД. Где-то в этот промежуток она и сгинула окончательно..
...Исправил,ошибка была.Сорри.
[Сообщение изменено пользователем 13.01.2012 14:37]
Уже не надо кувыркаться, заасфальтировали.
Я-то как раз понял так, что ближний к ?Калине? путь шёл ранее к промышленному дублёру Северного обхода: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=24265... , а дальний ? к неким базам, и затем снова пересекал Комсомольскую по пути к Втузгородку. Какой же всё-таки путь сняли и закатали: южный или северный? Если южный, то как сейчас осуществляются манёвры к промзоне, параллельной Северному обходу?
И чуть южнее ещё недавно были развалины будочки, а-ля стрелочный пост.
Можете обозначить эту точку на карте?
Узкоколейка Медный-Электростация (Малый Конный полуостров),уже упомянутая здесь-Участокот Малоконного до Широкой Речки эксплуатировался изредка ещё в 1967-68 гг. От Широкой Речки до Медного на пассажирском поезде я ездил в 1976году-и вроде как ещё
пару лет после она действовала.В 1980 видел в районе Медного уже разрушенный заправочный пункт на УЖД. Где-то в этот промежуток она и сгинула окончательно...
Спасибо за ценную информацию!
Узкоколейка Медный-Электростация
Кстати, нашёл часть этой узкоколейки на километровке 1991-го года, и даже в дорожном атласе 2003-го. Так же о её продолжении от Широкой Речки к Электростанции свидетельствует грунтовая дорога ? скорее всего, она попросту продублировала маршрут железки. Интересно, пробовал ли кто-нибудь зарисовать маршрут всей линии на гугл-снимке?
Вот ещё информация из энциклопедии:
Торфовозная. Длина 11 км.
Широкореченское т/пр. До середины 1960-х годов было ответвление на Большой Конный полуостров к работавшей в то время на торфе электростанции им. Куйбышева. Потом электростанцию закрыли, и надобность в подъездном пути отпала, хотя разобран он был только в конце 1960-х гг.
В справочнике ?Улицы Свердловска? 1969 года указано, как добраться до Медного по УЖД: автобусом 9 до остановки "Второй участок", далее по узкоколейной железной дороге.
В середине 1980-х гг. добыча торфа на Широкореченском торфопредприятии полностью прекратилась. В то время еще можно было видеть в районе Медного разработанные торфяные поля и стоящие торфяные машины. Вывоза торфа по узкоколейке уже практически не было. Пути были в очень скверном состоянии, а пассажиры в посёлок Медный уже ездили на 185 автобусе. Этот автобусный маршрут, открытый в середине 1980-х гг., начинался почти в центре Свердловска у техникума связи и проходил через рабочий посёлок Широкая речка, где начиналась узкоколейка. Таким образом, надобность в узкоколейке отпала, и летом 1983 г. пассажирское сообщение было отменено.
УЖД разобрана в начале 1990-х гг. Остались насыпи.
Подвижной состав: Мотовозы ТУ2М-071 и 074, вагоны ?Пафаваг?, грузовые вагоны для перевозки торфа.
Широкореченское торфопредприятие
Ещё наскрёб по сусекам:
Широкореченское торфопредприятие положило в 1930-х годах начало поселку Широкая Речка, когда на Большеконном полуострове в 1927 году была запущена первая в Свердловске электростанция им. Куйбышева и для работы этого гиганта потребовался торф. Торфа на Широкой - на несколько столетий хватит: вот и построили здесь Широкореченское торфопредприятие, и поселение основали для рабочих и их семей, и даже проложили узкоколейную железную дорогу для быстрой доставки топлива на станцию.
В середине 1980-х гг. добыча торфа на Широкореченском торфопредприятии полностью прекратилась. В то время еще можно было видеть в районе п. Медного (Медный участок) разработанные торфяные поля и стоящие торфяные машины.
http://urban3p.ru/object3996
Широкореченское торфопредприятие находилось в посёлке Широкая Речка, примыкающем к юго-западной окраине города Екатеринбурга (в 1924-1991 годах Свердловск).
Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, имеющая длительную историю. Конфигурация линий подвергалась значительным изменениям.
Первый участок узкоколейной железной дороги был построен в 1920-х годах. Он предназначался для доставки топливного торфа на электростанцию имени В. Куйбышева, находившуюся на берегу Верх-Исетского пруда, в посёлке Большой Конный (в настоящее время известен как Зелёный Остров, входит в состав города Екатеринбурга, является конечным пунктом однопутной трамвайной линии).
Протяжённость линии от электростанции до Широкореченского торфомассива составляла приблизительно 8 километров. Линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению север-юг.
Приблизительно в 1965 году электростанция в Большом Конном была закрыта. После этого линия на Большой Конный была разобрана. Торф стал доставляться в основном на торфобрикетный завод, построенный в Широкой Речке. На торфопредприятии к тому времени появился второй посёлок ? Медный, был освоен Медный торфомассив.
Вплоть до начала 1980-х годов существовало регулярное пассажирское движение по маршруту Широкая Речка ? Медный. Посёлок Медный в то время не имел автобусного сообщения, попасть туда можно было только пассажирским поездом. Пассажирское движение было отменено после открытия автобусного маршрута Свердловск ? Медный.
К Широкореченскому торфопредприятию относился также Палкинский торфомассив и посёлок Палкинский торфяник. Сведений о наличии на Палкинском торфомассиве узкоколейной железной дороги нет.
Среди известного подвижного состава узкоколейной железной дороги ? тепловозы ТУ2М, пассажирские вагоны Pafawag.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в начале 1990-х годов.
В сентябре 2002 года автор побывал в посёлке Широкая Речка. Описание поездки, включавшей посещение Широкой Речки, находится здесь: http://n05.narod.ru/poezdka2002ural.html.
На тот момент в посёлке Широкая Речка сохранялись отдельные полуразрушенные объекты торфопредприятия. Рельсов и подвижного состава найти не удалось.
http://sbchf.narod.ru/15/chirokayaretchka.html
Какой же всё-таки путь сняли и закатали: южный или северный? Если южный, то как сейчас осуществляются манёвры к промзоне, параллельной Северному обходу?
Внимательно посмотрел гугл-снимок, и понял, чо к чему: оказывается, Комсомольскую у ?Калины? пересекали не два пути, а три. Закатали, видимо, самый южный (обособленный). Осталось выяснить, осуществляются ли какие-нить манёвры по самому северному подъездному пути.
I
IAGSoft
1. Подъездной путь от станции Березит к безымянному разъезду (условно Разъезд-1)
Именно от ст. Березит? Мост через Пышму был двухпутный?
Изоплитовскому гранитному карьеру:
Подъездной путь от безымянного разъезда (условно Разъезд-2) к заводу ?Берит?:
[Сообщение изменено пользователем 13.01.2012 19:30]
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.