Ирина Вепрева, заведующая кафедрой риторики и стилистики русского языка
П
Почтальон банан
Что им говорят, то они и делают. Своего мнения они не имеют.
они просто теперь профильного своего предмета не знают
а то, что дебилизация населения - приказ свыше, известно
Видать другое - что Исаевича Вы не читали. Но - высказываетесь.
я много чего не читал
М
Мr Orange
Должны иметь - они ведь учителя. Если просрать эту профессию, то надеяться в России будет вообще не на что. Печально это.
Ну, зарплату для начала надо поднять. Хотя бы до 50 000 в месяц.
М
Мr Orange
а то, что дебилизация населения - приказ свыше, известно
Не думаю. Просто наверху тоже полно дебилов. Вот они и руководят, как умеют. А они никак не умеют.
П
Почтальон банан
Ну, зарплату для начала надо поднять. Хотя бы до 50 000 в месяц.
у них знаний НЕТ
вы думаете, что молоденькие девочки-модели в школах, которые преподают химию или математику после поднятия з/п резко за учебники сядут??
хотя, з/п поднимать надо, но не дирикам и завучам и не училкам-малолеткам
[Сообщение изменено пользователем 06.06.2013 11:12]
Не думаю. Просто наверху тоже полно дебилов. Вот они и руководят, как умеют. А они никак не умеют.
Ошибаетесь. Сломать существовавшую в СССР СИСТЕМУ образования и МЕТОДОЛОГИЮ обучения можно только сознательно (я бы сказал с прямым умыслом). Лозунг: "Коммуникабельность важнее грамотности" пришёл сверху, от министерства с тупым названием Минобрнауки. Сейчас учителя говорят: "Мы не обязаны научить, но обязаны показать где взять знания". На уровне ВУЗа - это ещё кое-как возможно, а на уровне начальной школы - это просто преступление.
М
Мr Orange
хотя, з/п поднимать надо, но не дирикам и завучам и не училкам-малолеткам
Да непросто всё в школе, я знаю. Она больна. Как обычно, только комплекс мер может тут помочь. И з/п - в их числе.
М
Мr Orange
Ошибаетесь.
Школа начала разваливаться где-то в начале 60-х. Сейчас лишь плоды пожинаем.
Школа начала разваливаться где-то в начале 60-х. Сейчас лишь плоды пожинаем.
В 60-70-80-е и даже 90-е система образование и методология преподавания оставалась неизменной. А вот с середины 2000-х методология стала меняться: от введения ЕГЭ до замены понятия "неправильно" на действия "а у кого в классе другое мнение?". Но самое страшное - это то, что сломана система подачи знания. В старой школе предмет давался систематизировано - от простого к сложному, в современной школе сознательно устранена система подачи знания. Учебник для первоклашек (1-2 четверть до Букваря) задание: Кто умеет читать прочтите, что написано под рисунком, кто не умеет читать расскажите, что нарисовано на рисунке. Это системой обучения назвать нельзя.
М
Мr Orange
В 60-70-80-е и даже 90-е система образование и методология преподавания оставалась неизменной.
Это всё вторично. Главное в школе дисциплина. В 60-х началась постепенная либерализация школы. Школа, как и армия, основывается на единоначалии и авторитете. Малолетних дебилов распускать никак было нельзя.
банальности какие-то говорит , а еще с высшим образованием
Вот такие банальности нужны бы почаще говорить. Может на 133 раз до кого-то дойдет из подрастающего поколения. Уже хорошо
Л
Ли Сицын
безграмотности школоты.
Да-да, заводи шарманку!
А в росте преступности - виноват УК РФ!
Л
Ли Сицын
Что им говорят, то они и делают. Своего мнения они не имеют.
А вот это истинная правда.
Пэтому нормальный человек с независимым мышлением в школе работать не может.
М
Мr Orange
Пэтому нормальный человек с независимым мышлением в школе работать не может.
Не совсем с Вами согласен. Зачем учителю физики, математики или русского языка независимое мышление? Такие люди и должны быть догматиками.
П
Почтальон банан
Пэтому нормальный человек с независимым мышлением в школе работать не может.
нигде в системе)
М
Мr Orange
нигде в системе)
Ему остаётся только лодырничать и жаловаться на жизнь. И на Путина.
o
okanaya
до замены понятия "неправильно" на действия "а у кого в классе другое мнение?"
вот! в этом и есть корень зла. и не только в образовании.
начался этот понос с Горбачёва: помните про плюрализм и мЫшленье? вот это оно самое.
когда началась либерализация, она почему-то коснулась не только частной лавочки, когда просто до фени, кто что думает, но и научной сферы. что привело к полному идиотизму: уже нет понятия научного и ненаучного. мракобесие рассматривается как "альтернативная наука". какая, к х*ям, "наука"? а вот такая! плюралистично либерастнутая. и это зло распространилось, в том числе, и на общество: если раньше человек был просто тупой (или жирный, например), то теперь он - "альтернативно одарённый" или "нестандартный". теперь каждый дебил "имеет своё мнение". и наивно полагает, что оно ничуть не менее важно, чем мнение академика из РАН. из этого постулата (плюрализма) развелось столько плесени, что не перечесть всё.
[Сообщение изменено пользователем 06.06.2013 14:21]
М
Мr Orange
вот! в этом и есть корень зла. и не только в образовании.
Ну почему же? И незыблемые авторитеты нужны, но и расшатыватели устоев - тоже.
z
zlai tetka
Интернет не при чем. В интернете то же много познавательного и интересного. Например, можно посмотреть картинную галерею в Лувре. Другое дело, что низкая подготовка педагогов, которые не доносят знаний до школьника. Выпускник, заканчивает школу и не знает как правильно сказать : "повернуть на улицу"
или "завернуть на улицу"..
"Ехать в автобусе" или "ехать на автобусе".
"Ехать в автобусе" или "ехать на автобусе".
И незыблемые авторитеты нужны, но и расшатыватели устоев - тоже.
Если их поровну, то можно обеспечить нормальное развитие (в том числе и науки). А вот когда кругом одни расшатыватели, да плюс к ним уже совсем махровые мракобесы - тут с развитием начинаются проблемы, точнее происходит разваливание, а не развитие.
M
Madmax1975
дык я ужо.
Ну тогда все плохо.
на одной флэшке вся их классика помещается без особого напряга. но всё равно никому не всралась она, ибо морально устарела
Морально? Устарела? А-а-а, держите меня семеро!
в настройке сетевых свойст
Ага, еще в "Контру" его школяр уделает одной левой
о Пушкине
Сравните с кем-нибудь из его современников. Пусть и с ятями.
M
Madmax1975
Школа, как и армия, основывается на единоначалии и авторитете.
Самый верный способ проиграть войну - воевать по шаблону. Откуда возьмутся расшатыватели устоев, если всех с младых ногтей приучать ходить строем?
П
Почтальон банан
"Ехать в автобусе" или "ехать на автобусе".
с
с Урала
Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду. ? Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет ? костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.
? Д-даю уроки, ? запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. ? Н-на дому. Вас интересует литература?
? Интересует, ? кивнул собеседник. ? Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия. ?Задаром!? ? едва не вырвалось у Андрея Петровича.
? Оплата почасовая, ? заставил себя выговорить он. ? По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
? Я, собственно? ? собеседник замялся.
? Первое занятие бесплатно, ? поспешно добавил Андрей Петрович. ? Если вам не понравится, то?
? Давайте завтра, ? решительно сказал Максим. ? В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
? Устроит, ? обрадовался Андрей Петрович. ? Записывайте адрес.
? Говорите, я запомню.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
? Вы слишком узкий специалист, ? сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями.
? Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники ? вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век? Как вы полагаете? Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел.
Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд.
Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации.
Когда ушла жена, бросил и их. Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи.
А затем?
Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом ? затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский ? две недели. Бунин ? полторы. В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг ? самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак?
Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль. ?Если этот парень, Максим, ? беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, ? если он? Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду?.
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно.
Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
? Проходите, ? засуетился Андрей Петрович. ? Присаживайтесь. Вот, собственно? С чего бы вы хотели начать? Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
? С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
? Да-да, естественно, ? закивал Андрей Петрович. ? Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
? Нигде? ? спросил Максим тихо.
? Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия ? в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты? ? Андрей Петрович махнул рукой. ? Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
? Да, продолжайте, пожалуйста.
? В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал ? стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем ? люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше ? за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
? Мне нелегко об этом говорить, ? сказал он наконец. ? Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете? Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
? Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
? У вас есть дети?
? Да, ? Максим замялся. ? Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
? Да, ? сказал Андрей Петрович твёрдо. ? Научу.
Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился. ? Пастернак, ? сказал он торжественно. ? Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела?
? Вы придёте завтра, Максим? ? стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
? Непременно. Только вот? Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, ? Максим обвёл глазами помещение, ? могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
? Конечно, Максим, ? сказал он. ? Спасибо. Жду вас завтра.
? Литература ? это не только о чём написано, ? говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. ? Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.
Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
? Пушкин, ? говорил Андрей Петрович и начинал декламировать. ?Таврида?, ?Анчар?, ?Евгений Онегин?. Лермонтов ?Мцыри?. Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий? Максим слушал.
? Не устали? ? спрашивал Андрей Петрович.
? Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.
День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий. Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн. Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый. Классика, беллетристика, фантастика, детектив.
Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.
Однажды, в среду, Максим не пришёл.
Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз.
К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону. ? Номер отключён от обслуживания, ? поведал механический голос.
Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?
Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
? А, Петрович! ? приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. ? Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
? В каком смысле стыжусь? ? оторопел Андрей Петрович.
? Ну, что этого, твоего, ? Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. ? Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
? Вы о чём? ? у Андрея Петровича похолодело внутри. ? С какой публикой?
? Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
? С кем с ними-то? ? взмолился Андрей Петрович. ? О чём вы вообще говорите?
? Ты что ж, в самом деле не знаешь? ? всполошился Нефёдов. ? Новости посмотри, об этом повсюду трубят.
Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей.
Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
?Уличён хозяевами, ? с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, ? в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения? По факту утилизирован?. Общественность обеспокоена проявлением? Выпускающая фирма готова понести? Специально созданный комитет постановил??.
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил. Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.
Звонок в дверь застал его на полпути к плите.
Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
? Вы даёте уроки литературы? ? глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
? Что? ? Андрей Петрович опешил. ? Вы кто?
? Я Павлик, ? сделал шаг вперёд мальчик. ? Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
? От? От кого?!
? От Макса, ? упрямо повторил мальчик. ? Он велел передать. Перед тем, как он? как его?
? Мело, мело по всей земле во все пределы! ? звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку. ?
Ты шутишь? ? тихо, едва слышно выговорил он.
? Свеча горела на столе, свеча горела, ? твёрдо произнёс мальчик. ? Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
? Боже мой, ? сказал он. ? Входите. Входите, дети.
Майк Гелприн, Нью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет ? костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.
? Д-даю уроки, ? запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. ? Н-на дому. Вас интересует литература?
? Интересует, ? кивнул собеседник. ? Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия. ?Задаром!? ? едва не вырвалось у Андрея Петровича.
? Оплата почасовая, ? заставил себя выговорить он. ? По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
? Я, собственно? ? собеседник замялся.
? Первое занятие бесплатно, ? поспешно добавил Андрей Петрович. ? Если вам не понравится, то?
? Давайте завтра, ? решительно сказал Максим. ? В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
? Устроит, ? обрадовался Андрей Петрович. ? Записывайте адрес.
? Говорите, я запомню.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
? Вы слишком узкий специалист, ? сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями.
? Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники ? вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век? Как вы полагаете? Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел.
Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд.
Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации.
Когда ушла жена, бросил и их. Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи.
А затем?
Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом ? затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский ? две недели. Бунин ? полторы. В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг ? самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак?
Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль. ?Если этот парень, Максим, ? беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, ? если он? Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду?.
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно.
Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
? Проходите, ? засуетился Андрей Петрович. ? Присаживайтесь. Вот, собственно? С чего бы вы хотели начать? Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
? С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
? Да-да, естественно, ? закивал Андрей Петрович. ? Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
? Нигде? ? спросил Максим тихо.
? Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия ? в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты? ? Андрей Петрович махнул рукой. ? Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
? Да, продолжайте, пожалуйста.
? В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал ? стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем ? люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше ? за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
? Мне нелегко об этом говорить, ? сказал он наконец. ? Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете? Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
? Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
? У вас есть дети?
? Да, ? Максим замялся. ? Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
? Да, ? сказал Андрей Петрович твёрдо. ? Научу.
Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился. ? Пастернак, ? сказал он торжественно. ? Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела?
? Вы придёте завтра, Максим? ? стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
? Непременно. Только вот? Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, ? Максим обвёл глазами помещение, ? могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
? Конечно, Максим, ? сказал он. ? Спасибо. Жду вас завтра.
? Литература ? это не только о чём написано, ? говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. ? Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.
Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
? Пушкин, ? говорил Андрей Петрович и начинал декламировать. ?Таврида?, ?Анчар?, ?Евгений Онегин?. Лермонтов ?Мцыри?. Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий? Максим слушал.
? Не устали? ? спрашивал Андрей Петрович.
? Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.
День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий. Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн. Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый. Классика, беллетристика, фантастика, детектив.
Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.
Однажды, в среду, Максим не пришёл.
Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз.
К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону. ? Номер отключён от обслуживания, ? поведал механический голос.
Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?
Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
? А, Петрович! ? приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. ? Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
? В каком смысле стыжусь? ? оторопел Андрей Петрович.
? Ну, что этого, твоего, ? Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. ? Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
? Вы о чём? ? у Андрея Петровича похолодело внутри. ? С какой публикой?
? Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
? С кем с ними-то? ? взмолился Андрей Петрович. ? О чём вы вообще говорите?
? Ты что ж, в самом деле не знаешь? ? всполошился Нефёдов. ? Новости посмотри, об этом повсюду трубят.
Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей.
Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
?Уличён хозяевами, ? с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, ? в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения? По факту утилизирован?. Общественность обеспокоена проявлением? Выпускающая фирма готова понести? Специально созданный комитет постановил??.
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил. Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.
Звонок в дверь застал его на полпути к плите.
Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
? Вы даёте уроки литературы? ? глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
? Что? ? Андрей Петрович опешил. ? Вы кто?
? Я Павлик, ? сделал шаг вперёд мальчик. ? Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
? От? От кого?!
? От Макса, ? упрямо повторил мальчик. ? Он велел передать. Перед тем, как он? как его?
? Мело, мело по всей земле во все пределы! ? звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку. ?
Ты шутишь? ? тихо, едва слышно выговорил он.
? Свеча горела на столе, свеча горела, ? твёрдо произнёс мальчик. ? Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
? Боже мой, ? сказал он. ? Входите. Входите, дети.
Майк Гелприн, Нью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011
o
okanaya
Морально? Устарела? А-а-а, держите меня семеро!
вы ещё скажите, что дебилы, описанные в классической литературе, с их вычурным и манерным поведением, актуальны и по сей день!
меня ещё в школе убивала удивительная, просто потрясающая и безграничная тупость героев худлита. это психически больные люди, на самом деле. всяческие безуховы и каренины - это психопаты! реально, конечно, таких людей никогда не существовало. это плод фантазий авторов, которые, кстати, как правило, не работали, чтобы кормить себя, а жили себе припеваючи за счёт других и пописывали на досуге свои писульки. хорошо сидеть в кресле, в натопленной комнате и смотреть в окно на "золотую осень". а если надо идти собирать урожай, ковыряться в грязи - это уже не так интересно. так как господа с белыми задницами пописывали свои мемуарчики вдали от тягот и забот простых смертных, то реалистичности в классической литературе крайне мало. а уж актуальности - и подавно. реальность - это грязь, банальность и обыденность. и ничего там нет такого, что было бы интересно читать, никакого пафоса и героизма, никакой светлой любви, одна сплошная чернуха и нудная рутина, из которой состоит 90% всей жизни любого человека. мотать козявки на кулак и всхлипывать про всяких там виртуальных изаур - не удел разумного человека.
актуальная информация всегда современна. потому что всё постоянно меняется.
а зло худлита в том, что глупцы воображают, что там описаны реальные люди. и начинают подражать им и вести себя, как идиоты. частным случаем особо вредоносного худлита является т.н. "духовная" литература. вот там рассадник паранойи особого калибра. и сколько зла принесла миру эта вот дурацкая литература, написанная от скуки какими-то бездельниками!
[Сообщение изменено пользователем 06.06.2013 14:35]
T
TT-kot
При всем уважении в ученой даме: статья - сборник банальностей. Конечно нужно читать и повышать грамОтность. Это было актуально и 50 лет назад и 150.
Но нехотят люди четать книги. Просто лень и некогда. А если и читают - то это в электричках и метро, например, как в Москве.
А если в Дегтярске - то не читают.
В общем не современное мнение.
Мну вот считает, что человека надо учить грамотности В ШКОЛЕ. То есть заставлять быть грамотным. А когда он вырос - всё, досвидос.
Никакие эссе не помогут.
Но нехотят люди четать книги. Просто лень и некогда. А если и читают - то это в электричках и метро, например, как в Москве.
А если в Дегтярске - то не читают.
В общем не современное мнение.
Мну вот считает, что человека надо учить грамотности В ШКОЛЕ. То есть заставлять быть грамотным. А когда он вырос - всё, досвидос.
Никакие эссе не помогут.
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.