Автомобилизация - как геополитика

Берегись автомобиля
Что такого произвели, чтобы купить машин на 150 млрд. долларов?
11 октября 2006, 15:28
Фото: GettyImages
Текст: Сергей Кара-Мурза


Распечатать •
В закладки •
Постоянная ссылка •

Чем рыночная реформа подкупила молодежь России, так это тем, что открыла шлюзы для автомобилизации. Число личных автомобилей выросло в 2,7 раза, а в Москве в 3,2 раза. Как к этому относиться? Говорить трудно. Но надо на минуту выпрыгнуть из своей шкуры и взглянуть на повальную автомобилизацию как на явление социальное. Тогда видно, что для России это – историческая ловушка.

Философ Сергей Кара-Мурза выступает с нетрадиционным взглядом на автомобилизацию России в газете «Наше время» .


Автомобиль разделил людей


«Хочется сильной России, но в то же время продать все, что можно, за рубеж и накупить там шмоток и тачек» Известно, что на Западе автомобиль имел прежде всего идеологическое значение. Он стал главным каналом внедрения в массовое сознание ценностей буржуазного общества – стал фетишем, идолом общества потребления. Специалисты особо отмечают исключительную роль автомобиля в атомизации общества, изоляции индивидов друг от друга. По этому пути пошли и наши либеральные идеологи.


Сам по себе рынок не решает такие вопросы, тут нужна политика. В ходе реформы кардинальным образом изменилась политика ценообразования.


Хлеб к концу 2004 г. подорожал относительно среднего автомобиля (ВАЗ-2105) примерно в 45 раз, а проезд на метро – в 30 раз. Высокими ценами на продукты первой необходимости половина населения «запирается» в бедности, все время сталкивается вниз – и не может купить дешевый автомобиль. А те, кто перелез через порог, недорого получают автомобиль как символ своей принадлежности к цивилизации. Народ делится на два класса.


Владельцев автомобиля субсидируют за счет всего общества, так что те, кому это благо не по карману, несут чистые потери. За их счет оплачивается существенная часть стоимости и бензина, и дорог. Так везде.

Автомобиль стал для нашей молодежи наркотиком опаснее героина. Многие уже не мыслят жизнь без него. Как мы сели на эту иглу? Нам внедрили чужую систему потребностей. Элита сразу проявила злобное отношение к непритязательности советского человека – ведь Маркс говорил о буржуазной революции: «Радикальная революция может быть только революцией радикальных потребностей».


Конечно, потребности расширяются, и это всегда создает противоречия. В здоровом обществе их разрешение задается ритмом развития хозяйства и культуры. Но, как писал Маркс, «потребности производятся точно так же, как и продукты». И потребности стали теперь производить в России по образцу западного общества потребления.


К чему это привело? К расщеплению сознания. Люди не могут понять, чего они хотят. Их запросы включают в себя взаимоисключающие вещи. Хочется сильной России, но в то же время продать все, что можно, за рубеж и накупить там шмоток и тачек. Хочется справедливости – но так, чтобы у самого была иномарка, хотя бы сосед и рылся в помойке.


Это – не какая-то особенная проблема России, хотя нигде она не создавалась с помощью такой мощной технологии. Начиная с середины ХХ века, потребности стали интенсивно экспортироваться Западом в незападные страны. Это и было главным средством их подчинения. Разные страны по-разному закрывались от этого экспорта, сохраняя баланс между структурой потребностей и реально доступными ресурсами. При ослаблении этих защит происходит, по выражению Маркса, «ускользание национальной почвы» из-под производства потребностей, и они начинают полностью формироваться в центрах мирового капитализма. По замечанию Маркса, такие общества, утратившие свой культурный железный занавес, можно «сравнить с идолопоклонником, чахнущим от болезней христианства» – западных источников дохода нет, западного образа жизни создать невозможно, а потребности западные.


Наша защита была обрушена в годы перестройки. Монолит народа рассыпался на кучу песка, зыбучий конгломерат мельчайших человеческих образований – семей, кланов, шаек.


Россию загоняют в тупик Запада


Автомобилизация – тупик Запада. Россия в него не лезла, делала упор на общественный транспорт – и слава богу

Не секрет, что в нашей рыночной стране выполняются далеко не все законы. Но даже при свободе, которую дал нам Ельцин, худо-бедно, но выполнялся закон сохранения материи и энергии (хотя немало материи все же пропало в каких-то черных дырах). Что же в свете этого закона означала для России автомобилизация?


Хозяйство России реформой было почти разрушено. Что делает хозяин в таком положении?


Вкладывает все доступные средства в производство, прежде всего в сельское – оживить бесплатные ресурсы, землю и солнечную энергию. Тут не до «Тойоты», все деньги – на плуг, трактор, грузовик. Что же мы видим?


Прямо противоположное. Вот «Федеральная адресная инвестиционная программа» (1999 г.) гласит: «В рамках Бюджета развития в машиностроении намечается привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реализации важнейших проектов в автомобильной промышленности, например: проекты сборочного производства автомобилей «Фиат», легковых автомобилей моделей «Ассоль», «Орион», «Кондор», легковых автомобилей «Форд»...и т.д.».


Итак, курс на строительство автомобильных заводов по лицензиям. Туда – металл, горючее, рабочие руки. Даже не на автобусы, которые рассыпаются на глазах, а на автомобили. Но ведь это абсурд, господа-товарищи! Тракторов нет, зато «Ассоль» будет. Бегущая по волнам!


«Кондор»! Да в Россию уже настоящие кондоры слетаются, на пир стервятников. Начался лавинообразный переход жилищного фонда в аварийное состояние.


Автомобилизация – тупик Запада. Россия в него не лезла, делала упор на общественный транспорт – и слава богу. Даже богатейшие страны не могут содержать одновременно две транспортные системы – на базе автомобилей и общественного транспорта. Но они хотя бы могут содержать массу автомобилей и строить для них дороги – а мы же этого не сможем! В 1991 г. в РФ ввели в эксплуатацию 42,7 тыс. км автодорог с твердым покрытием, а в 2005 г. – 2 тысячи км. На Можайском шоссе приходится по часу стоять на переезде – нет денег прокопать под путями проезд или хотя бы расширить переезд до двух полос.


Откуда взялись средства на автомобили? Купили за «свои» деньги? Это фикция, что такого произвели, чтобы купить машин на 150 млрд. долларов? Деньги вот откуда: с 1991 г. прекратилось обновление материальной базы сельского хозяйства. Инвестиции в его основной капитал уменьшились по сравнению с 1990 г. в 35 раз, сейчас они в 25 раз ниже, чем в 1984 г. Приобретение сельхозтехники за первые четыре года реформ сократилось на 90%. В Западной Европе нормой является такая нагрузка пашни на трактор: в Англии – 13 га, в Германии – 8, в Италии – 6. А в РФ в 2004 г. – 169 га. Вглядитесь в эти цифры и прикиньте, что ждет нас в будущем – ведь тракторная промышленность ликвидирована.


Теперь о топливе. РФ обещает снабжать нефтью и Европу, и Азию. Остаток – в баки наших «Тойот». В 2004 г. в РФ добыто 443 млн. т, нефти, а на экспорт ушло 340 млн. т, или 77% добычи. Сравним с 1985 г. Тогда в РСФСР было добыто 542 млн. т нефти, а вывезено 185 млн. т – для внутреннего потребления осталось 357 млн. т, или по 2,5 т на душу населения. В 2004 г. на душу населения в РФ осталось 103 млн. т нефти, или 0,71 т на душу населения. Почти в четыре раза меньше! О каком росте производства может идти речь при массовой автомобилизации и таком скудном рационе энергии?

И заметьте – рост числа автомобилей сопровождается снижением доступа к транспортным услугам той части населения, что автомобилей не имеет. Если в 1990 г. житель РСФСР в среднем проехал в общественном транспорте 5270 км, то в 2004 г. только 3270.
Поскольку владельцы автомашин не перестали пользоваться поездами и самолетами, это показывает, что «безлошадные» стали очень сильно привязаны к месту – произошло резкое разделение народа и по этому важному признаку. Перемещение в пространстве – важная потребность современного человека, и эта возможность во многом определяет качество жизни.

На фоне всего происходящего автомобиль – мелочь. Но какая красноречивая… (с)
источнег
http://www.vz.ru/top2/
0
superJohn
От пользователя ArizONa

Серёжа, скажи честно, ты это построчно прочитал, прежде, чем запостить, м?:-)
0
ArizONa
конечно
я всегда читаю то что постю
а что ?
0
От пользователя ArizONa
а что ?

там сравненивают теплое с мягким и из коров вычитают компьютеры
образно :cool:

Апофегиоз:
" Автомобилизаия - тупик запада.........
........Вглядитесь в эти цифры и прикиньте, что ждет нас в будущем – ведь тракторная промышленность ликвидирована. "
:-D


[Сообщение изменено пользователем 12.10.2006 00:49]
0
ArizONa
От пользователя Kaй
там сравненивают теплое с мягким и из коров вычитают компьютеры
образно

потому я сюды и запостил :-)
0
Billy2
ни асилил
0
vudu
Сергей Кара-Мурза


Текст не читал, но аффтар знакомый :-) Мониторю каменты ;-)
0
Оксана Зар
От пользователя Billy2
ни асилил

+1
0
От пользователя ArizONa
потому я сюды и запостил

ааа
сорри тогда :cool:
0
superJohn
От пользователя Kaй
сорри тогда

Мда:-d
0
От пользователя superJohn
Мда

:smoke: :cool:
0
Copyr-T
От пользователя Kaй
там сравненивают теплое с мягким и из коров вычитают компьютеры


без смеха, тест на шизу:

В комнате 4 кошки и 5 карандашей на столе. Сколько всего?
0
ArizONa
От пользователя Copyr-T
Сколько всего?

каво
кошек ?
столов?
карандошэй ? 6))
0
От пользователя Copyr-T
В комнате 4 кошки и 5 карандашей на столе. Сколько всего?

10 :cool:
0
Оксана Зар
Камменты еще хуже чем текст походу? С чего 10-то? :-)
0
ArizONa
От пользователя Оксана Зар
С чего 10-то?

ууу
4 кожки + 5 корандошэй + 1 стол всиво 10
чо нипанятнава ?
0
От пользователя ArizONa
6


Так и запишем, Иванова - **анутая
?
:-D

p.s. это из анека про осьминогов , если чо :cool:

[Сообщение изменено пользователем 12.10.2006 01:04]
0
superJohn
Предлагаю текст удалить, бо мешает флудить нормально:-d
0
От пользователя superJohn
Предлагаю текст удалить

да нет, оставь
торкает хорошо с него :cool:
0
vudu
Интересно, у автора текста какой автомобиль? :-)
0
Оксана Зар
От пользователя ArizONa
4 кожки + 5 корандошэй + 1 стол всиво 10
чо нипанятнава ?


Блин, круто! А я то все думаю всего кого?
0
Copyr-T
От пользователя ArizONa
каво
кошек ?
столов?
карандошэй ? 6))

Вас не примет бесплатная медицина.
вопросов много задаёте.



зы а остальные - клиника :-d
0
От пользователя vudu
Интересно, у автора текста какой автомобиль?

ТРАКТОР у него! Ездит в голове!

Ответы и расшифровки на тест будут ваще или где? :cool:
0
Колумб.
Сергей, креатив - подозрительный.

От пользователя ArizONa
Владельцев автомобиля субсидируют за счет всего общества, так что те, кому это благо не по карману, несут чистые потери. За их счет оплачивается существенная часть стоимости и бензина, и дорог. Так везде.

это вообще непонятно, ведь потребители бензина оплачивают акцизы, которые составляют половину цены топлива.

От пользователя ArizONa
Даже богатейшие страны не могут содержать одновременно две транспортные системы – на базе автомобилей и общественного транспорта

чепуха

В любом случае, автомобильная отрасль развивает экономику.
Мысль могу развить, если ккто не согласен.

Ну а импорт - это зло, в любом случае, не только импорт автомобилей
0
Стерлин
Из вего прочитанного для себя понял что надо развивать сеть общественного транспорта.
Если так, то +500.
Когда у меня будет выбор: ехать по графику и по отдельной полосе в комфортном автобусе, трамвае, метро или стоять в пробке но в личном авто - выберу автобус одназначно!
С 90-х принцип каждый сам за себя, который проявляется и в увеличении личных авто.
Потому предлагаю озабоиться в первую очередь развитием общественной транспортной инфраструктуры, а уж потом увеличением развязок, полос.......
экож меня понесло с утра..... :-)
0
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.