состояние и производство машиностроения
21:51, 04.12.2006
«Эксперт Урал» №41(258) / 6 ноября 2006
http://www.expert.ru/printissues/ural/2006/41/mash...
Модернизация вечного двигателя
Павел Кобер
Способы выживания уральского машиностроения — кооперация с промышленными холдингами, иностранными производителями, а также традиционные военные заказы изза рубежа
Сначала 90х годов российское машиностроение пребывало в глубокой депрессии. В 2002 — 2003 годах толчок к развитию придали крупные компании нефтегазовой промышленности и металлургии: рост цен на их продукцию позволил начать на предприятиях масштабные программы модернизации оборудования.
Машиностроительные компании, вошедшие в ТОП400, росли вдвое медленнее, чем по промышленности в среднем: темп не превысил 14%. Труднее всех приходится тем, кто не связан с производством металлургического и нефтесервисного оборудования, а также с выполнением зарубежных военных заказов. Потому отдельные успехи, к примеру, производителей автомобилей и бытовой техники заслуживают неменьшего внимания.
Нефть и металл — это двигатели
Готовность сырьевиков инвестировать в модернизацию оборудования привлекла в машиностроение УралоЗападносибирского региона холдинги федерального масштаба: они скупают предприятия отрасли. Эту тенденция принес 2005й. В этом году она усилилась.
В августе прошлого года холдинг «Металлоинвест», управляющий Михайловским ГОКом и «Уральской сталью», приобрел 100% акций машиностроительного концерна «Ормето-ЮУМЗ» (Орск, Оренбургская область). Основные мощности концерна находятся в 16 км от «Уральской стали»: меткомбинат использует их для ремонта оборудования. Идут переговоры «Металлоинвеста» с Объединенными машиностроительными заводами (группа «Уралмаш — Ижора»). Цель — проработка проекта создания на паритетных началах компании, способной занять лидирующие позиции в выпуске металлургического оборудования на рынке СНГ. Ожидается, что в ее состав войдут «Ормето-ЮУМЗ» и актив ОМЗ — производство метоборудования Уралмашзавода (Екатеринбург).
В этом году в УралоЗападносибирском регионе усилила позиции группа «Интегра» (создана в 2004 году, один из ведущих игроков России и СНГ на рынке нефтесервиса и производства нефтесервисного оборудования): в августе она купила 100% акций Тюменского судостроительного завода. Как сообщил нам Виталий Ткачев, президент ЗАО «УралмашВНИИБТ» (управляет всеми машиностроительными активами «Интегры»), завод будет переориентирован на выпуск мобильных буровых установок. Для этого его сделают подразделением предприятия «Уралмаш — Буровое оборудование» (расположенного в Екатеринбурге на производственных площадях Уралмашзавода и купленного «Интегрой» в сентябре 2005 года). В планах «Интегры» приобретение еще нескольких машиностроительных предприятий, специализирующихся на выпуске нефтяного и газового оборудования. Трубная металлургическая компания в октябре тоже купила предприятие этого сегмента — Орский машиностроительный завод (75% акций).
Как выехать на танках…
Крупнейшие уральские оборонные предприятия благодаря зарубежным контрактам Рособоронэкспорта смогли в этом году существенно расширить производство продукции спецназначения. ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) в рамках реализации подписанного в январе контракта отправит в Алжир в течение четырех лет 185 танков Т90С. Кроме того, соглашение предусматривает поставку ремонтных мастерских, тренажеров и боеприпасов. Ожидается также подписание контракта на модернизацию в Алжире 250 танков Т72. Оба алжирских заказа оцениваются в сумму чуть менее 1 млрд долларов. Руководство Уралвагонзавода прогнозирует значительное увеличение доли производства спецтехники в общем объеме выпуска на ближайшие несколько лет. Это связано с готовящимся подписанием еще ряда зарубежных военных контрактов. В частности, в конце этого — начале следующего года ожидается заключение договора с Индией на очередную закупку большой партии танков Т90С.
До конца текущего года ОАО «Ижевский машиностроительный завод» (Ижмаш) должен полностью реализовать контракт, заключенный весной 2005 года, на поставку в Венесуэлу 100 тыс. автоматов Калашникова АК103 (последняя модификация). В июле 2006 года Рособоронэкспорт подписал с Венесуэлой новое соглашение. По нему Россия передала лицензию на производство «калашниковых» (срок ее действия не разглашается), а также обязалась построить там два завода: первый будет производить автоматы (по оценке независимых специалистов, около 25 тысяч в год), второй — патроны к ним. Как сообщил «Э-У» директор департамента информации и связей с общественностью Ижмаша Александр Бадица, предприятие, безусловно, будет участвовать в реализации нового контракта: речь идет о поставке производственного оборудования и обучении специалистов.
…и на корейских авто
Растущая конкуренция со стороны ведущих мировых производителей на внутреннем рынке России поставила отдельные уральские предприятия на путь международной кооперации.
На ОАО «ИжАвто» (Ижевск, входит в группу компаний СОК) продолжается начатая в 2004 году переориентация на выпуск автомобилей модельного ряда корейской компании Kia Motors — Kia Spectra и Kia Rio. Выход на проектную мощность в 40 тыс. авто ежегодно намечен на конец 2007го. Общий объем инвестиций, необходимых для реализации корейского проекта, — около 100 млн долларов.
Международную кооперацию в качестве инструмента решения проблемы конкурентоспособности избрали и уральские станкостроители. Например, Стерлитамакский станкостроительный завод (Башкортостан) усилил позиции даже по сравнению с советским периодом. «Продукт, который там создают, впитал в себя определенные традиции советского станкостроения. В то же время стал он интернациональным, поскольку завод ищет лучших мировых поставщиков комплектующих: по системам ЧПУ, приводам и прочему. Если российские станкостроительные заводы смогут определиться в маркетинговой стратегии, у них есть шансы на то, чтобы успешно работать и развиваться», — считает генеральный директор Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ» (Екатеринбург; один из основных видов деятельности — поставка «под ключ» станков ведущих мировых и отечественных производителей) Александр Баландин.
Участие иностранных компаний в уральском машиностроении также отмечается в сфере производства бытовой техники. Так, к концу 2006 года на базе Орского механического завода ожидается создание совместного предприятия с итальянской финансово-промышленной группой Merloni Prodgetti: оно займется производством холодильников, электрических и газовых плит.
Общие тенденции машиностроения на перспективу таковы: в 2007 году следует ожидать продолжения слияний и поглощений машиностроительных предприятий, специализирующихся на выпуске металлургического и нефтесервисного оборудования, а также переориентации на выпуск этой продукции ряда убыточных производств. Следующей группой машиностроительных предприятий, способной заинтересовать крупные финансово-промышленные группы, могут стать производители дорожно-строительной техники. Растущий объем работ в этом сегменте подстегнет спрос к отечественному оборудованию: при использовании выгодных кредитных и лизинговых схем оно вполне конкурентоспособно по соотношению цена — качество. Предприятия ОПК, работающие на реализацию зарубежных контрактов, останутся самыми успешными в отрасли. Во многих сегментах машиностроения, за исключением «оборонки», будет углубляться международная кооперация.
http://www.expert.ru/printissues/ural/2006/41/mash...
Модернизация вечного двигателя
Павел Кобер
Способы выживания уральского машиностроения — кооперация с промышленными холдингами, иностранными производителями, а также традиционные военные заказы изза рубежа
Сначала 90х годов российское машиностроение пребывало в глубокой депрессии. В 2002 — 2003 годах толчок к развитию придали крупные компании нефтегазовой промышленности и металлургии: рост цен на их продукцию позволил начать на предприятиях масштабные программы модернизации оборудования.
Машиностроительные компании, вошедшие в ТОП400, росли вдвое медленнее, чем по промышленности в среднем: темп не превысил 14%. Труднее всех приходится тем, кто не связан с производством металлургического и нефтесервисного оборудования, а также с выполнением зарубежных военных заказов. Потому отдельные успехи, к примеру, производителей автомобилей и бытовой техники заслуживают неменьшего внимания.
Нефть и металл — это двигатели
Готовность сырьевиков инвестировать в модернизацию оборудования привлекла в машиностроение УралоЗападносибирского региона холдинги федерального масштаба: они скупают предприятия отрасли. Эту тенденция принес 2005й. В этом году она усилилась.
В августе прошлого года холдинг «Металлоинвест», управляющий Михайловским ГОКом и «Уральской сталью», приобрел 100% акций машиностроительного концерна «Ормето-ЮУМЗ» (Орск, Оренбургская область). Основные мощности концерна находятся в 16 км от «Уральской стали»: меткомбинат использует их для ремонта оборудования. Идут переговоры «Металлоинвеста» с Объединенными машиностроительными заводами (группа «Уралмаш — Ижора»). Цель — проработка проекта создания на паритетных началах компании, способной занять лидирующие позиции в выпуске металлургического оборудования на рынке СНГ. Ожидается, что в ее состав войдут «Ормето-ЮУМЗ» и актив ОМЗ — производство метоборудования Уралмашзавода (Екатеринбург).
В этом году в УралоЗападносибирском регионе усилила позиции группа «Интегра» (создана в 2004 году, один из ведущих игроков России и СНГ на рынке нефтесервиса и производства нефтесервисного оборудования): в августе она купила 100% акций Тюменского судостроительного завода. Как сообщил нам Виталий Ткачев, президент ЗАО «УралмашВНИИБТ» (управляет всеми машиностроительными активами «Интегры»), завод будет переориентирован на выпуск мобильных буровых установок. Для этого его сделают подразделением предприятия «Уралмаш — Буровое оборудование» (расположенного в Екатеринбурге на производственных площадях Уралмашзавода и купленного «Интегрой» в сентябре 2005 года). В планах «Интегры» приобретение еще нескольких машиностроительных предприятий, специализирующихся на выпуске нефтяного и газового оборудования. Трубная металлургическая компания в октябре тоже купила предприятие этого сегмента — Орский машиностроительный завод (75% акций).
Как выехать на танках…
Крупнейшие уральские оборонные предприятия благодаря зарубежным контрактам Рособоронэкспорта смогли в этом году существенно расширить производство продукции спецназначения. ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) в рамках реализации подписанного в январе контракта отправит в Алжир в течение четырех лет 185 танков Т90С. Кроме того, соглашение предусматривает поставку ремонтных мастерских, тренажеров и боеприпасов. Ожидается также подписание контракта на модернизацию в Алжире 250 танков Т72. Оба алжирских заказа оцениваются в сумму чуть менее 1 млрд долларов. Руководство Уралвагонзавода прогнозирует значительное увеличение доли производства спецтехники в общем объеме выпуска на ближайшие несколько лет. Это связано с готовящимся подписанием еще ряда зарубежных военных контрактов. В частности, в конце этого — начале следующего года ожидается заключение договора с Индией на очередную закупку большой партии танков Т90С.
До конца текущего года ОАО «Ижевский машиностроительный завод» (Ижмаш) должен полностью реализовать контракт, заключенный весной 2005 года, на поставку в Венесуэлу 100 тыс. автоматов Калашникова АК103 (последняя модификация). В июле 2006 года Рособоронэкспорт подписал с Венесуэлой новое соглашение. По нему Россия передала лицензию на производство «калашниковых» (срок ее действия не разглашается), а также обязалась построить там два завода: первый будет производить автоматы (по оценке независимых специалистов, около 25 тысяч в год), второй — патроны к ним. Как сообщил «Э-У» директор департамента информации и связей с общественностью Ижмаша Александр Бадица, предприятие, безусловно, будет участвовать в реализации нового контракта: речь идет о поставке производственного оборудования и обучении специалистов.
…и на корейских авто
Растущая конкуренция со стороны ведущих мировых производителей на внутреннем рынке России поставила отдельные уральские предприятия на путь международной кооперации.
На ОАО «ИжАвто» (Ижевск, входит в группу компаний СОК) продолжается начатая в 2004 году переориентация на выпуск автомобилей модельного ряда корейской компании Kia Motors — Kia Spectra и Kia Rio. Выход на проектную мощность в 40 тыс. авто ежегодно намечен на конец 2007го. Общий объем инвестиций, необходимых для реализации корейского проекта, — около 100 млн долларов.
Международную кооперацию в качестве инструмента решения проблемы конкурентоспособности избрали и уральские станкостроители. Например, Стерлитамакский станкостроительный завод (Башкортостан) усилил позиции даже по сравнению с советским периодом. «Продукт, который там создают, впитал в себя определенные традиции советского станкостроения. В то же время стал он интернациональным, поскольку завод ищет лучших мировых поставщиков комплектующих: по системам ЧПУ, приводам и прочему. Если российские станкостроительные заводы смогут определиться в маркетинговой стратегии, у них есть шансы на то, чтобы успешно работать и развиваться», — считает генеральный директор Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ» (Екатеринбург; один из основных видов деятельности — поставка «под ключ» станков ведущих мировых и отечественных производителей) Александр Баландин.
Участие иностранных компаний в уральском машиностроении также отмечается в сфере производства бытовой техники. Так, к концу 2006 года на базе Орского механического завода ожидается создание совместного предприятия с итальянской финансово-промышленной группой Merloni Prodgetti: оно займется производством холодильников, электрических и газовых плит.
Общие тенденции машиностроения на перспективу таковы: в 2007 году следует ожидать продолжения слияний и поглощений машиностроительных предприятий, специализирующихся на выпуске металлургического и нефтесервисного оборудования, а также переориентации на выпуск этой продукции ряда убыточных производств. Следующей группой машиностроительных предприятий, способной заинтересовать крупные финансово-промышленные группы, могут стать производители дорожно-строительной техники. Растущий объем работ в этом сегменте подстегнет спрос к отечественному оборудованию: при использовании выгодных кредитных и лизинговых схем оно вполне конкурентоспособно по соотношению цена — качество. Предприятия ОПК, работающие на реализацию зарубежных контрактов, останутся самыми успешными в отрасли. Во многих сегментах машиностроения, за исключением «оборонки», будет углубляться международная кооперация.
p
psved
12:45, 06.12.2006
Большое спасибо за серию материалов посвященных машиностроению. Жду новых подборок, которые помогут мне, и наверняка другим тоже в нахождении своего места в возраждении промышленности России. Зная продуманные планы правительства и руководства предприятий, видя в них компетентных реализаторов
проектов, многие из населения , имея свободные средства, с удовольствием направили бы на это.
Жду новых подборок, которые помогут мне, и наверняка другим тоже в нахождении своего места в возраждении промышленности России. Зная продуманные планы правительства и руководства предприятий, видя в них компетентных реализаторов проектов, многие из
населения , имея свободные средства, с удовольствием направили бы на это.
скажите, пожалуйста, вы где такую траву берете?
19:34, 06.12.2006
скажите, пожалуйста, вы где такую траву берете?
:-d
А если сказать по правде, то в России до сих пор нет настоящей промышленной политики. Вместо нее в главном экономическом
ведомстве России, МЭРТе, занимаются, как мне кажется, переговорами с промышленными лоббистами на предмет целесообразности выделения им бюджетных средств на финансирование проектов, которые эти лоббисты предлагают. В главном экономическом ведомстве, мягко говоря, не хватает людей, знающих
промышленность и вопросы по ее развитию иначе, как макроэкономическими методами.
И этим всё сказано.
Узкоглазые верно заметили.
R
Radar
23:18, 08.12.2006
Мы не можем строить машины,как и многое другое(посмотрите на часы у себя на руке или обувь на ногах)
Или на трамвай "Спектр" который ходит по 18 маршруту.
Нельзя развивать то ,что не развивается,и вкладывать туда никто ничего не будет.
Или на трамвай "Спектр" который ходит по 18 маршруту.
Нельзя развивать то ,что не развивается,и вкладывать туда никто ничего не будет.
Не согласен.
Приезжал в гости лет пять назад американец, всем родственникам увез российские часы в подарок, механические. До сих пор, по его словам, все довольны.
Трамвай "спектр" - вполне приличный трамвай. Еще бы площадки низкие ему - вообще был бы супер. И количество - мало их, народ на остановках мерзнет... Но это уже - вопрос заказов. К тому же - экономичен, электроэнергию вырабатывает при торможении... Стоит намного ниже чешского, кстати.
А троллейбусы - наши все. Автобусы - половина (Икарусы, кстати, давно в России делаются, одно время на их базе даже троллейбусы ваяли).
Обувь подбирал себе зимнюю - взял производства г.Кимры, среди импорта ничего удобного и подходящего не нашлось, несмотря на активные поиски. А эти сапожки и удобные, и хорошо выглядят. И качество на высоте. Летние тоже взял наши, не помню производителя, а до этого ходил тоже в наших - питерских, которые прожили почти 4 года и 2 отпуска в Европе, кстати. Сейчас используются в гараже по причине потери внешнего вида (но не функциональности и удобства). Найдите мне такой "саламандер" !!!
Был недавно на выставке оборудования для телевидения и радио. Конечно, по студийному оборудованию мы в одном известном месте, хотя, кое-что производится, но сыровато, и софт плоховатый (мозги уехали, софт пишут студенты, в перерыве между лекциями...) но передатчики наши на высоте, некоторые модели поставляются в Европу, все производимые модели готовы к цифровому вещанию. По переходу на цифру - заводы, выпускающие телевизоры, готовы начать выпуск DVB-T телевизоров товарными партиями через 2 месяца, после получения заказа, и то, из-за недостатка микросхем-декодеров и времени для их получения от буржуйских производителей... Наши их пока не могут делать по патентным соображениям, к сожалению... То, что подавляющее большинство телевизоров нижнего и среднего ценового диапазона, включая LCD-модели, делается в России, думаю, ни для кого не секрет. Хотя, на 70-80% из импортной комплектухи... По комплектухе мы в том же известном месте....
А политики экономической - нет, верно подмечено.
10:39, 09.12.2006
Обувь подбирал себе зимнюю - взял производства г.Кимры, среди импорта ничего удобного и подходящего не нашлось, несмотря на активные поиски. А эти сапожки и удобные, и хорошо выглядят. И качество на высоте.
Автобусы - половина (Икарусы, кстати, давно в России делаются
Икарусы - это же венгерское производство.
Где это в России они делаются?
"Отверточная" сборка?
Полный цикл - очень сомнительно.
И количество - мало их, народ на остановках мерзнет...
Обхожусь велосипедом.
Импортным.
;-)
К тому же - экономичен, электроэнергию вырабатывает при торможении... Стоит намного ниже чешского, кстати.
У любого трамвая и тройлебуса двигатель при торможении работает в режиме генератора.
Автобусы - половина (Икарусы, кстати, давно в России делаются, одно время на их базе даже троллейбусы ваяли).
Ужас. Интересно, удовлетворяют ли они стандарту ЕВРО 2???
R
Radar
01:14, 10.12.2006
У любого трамвая и тройлебуса двигатель при торможении работает в режиме генератора.
Да, но вырабатываемая энергия у подавляющего большинства городского электротранспорта рассеивается на тормозном сопротивлении (греет воздух, проще говоря).
Икарусы - это же венгерское производство.
Где это в России они делаются?
"Отверточная" сборка?
Полный цикл - очень сомнительно.
Где это в России они делаются?
"Отверточная" сборка?
Полный цикл - очень сомнительно.
В подмосковье где-то. Насчет полного цика - вроде импотрируется только движок с КПП и мост ведущий.
Ужас. Интересно, удовлетворяют ли они стандарту ЕВРО 2???
Немецкие дизеля идут, соответствуют.
C
ChBRR
02:02, 11.12.2006
Да, но вырабатываемая энергия у подавляющего большинства городского электротранспорта рассеивается на тормозном сопротивлении
+1
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.