состояние и производство машиностроения

00:09, 22.09.2006
НАЧАЛИ ЗА УПОКОЙ - ЗАКОНЧИЛИ ЗА ЗДРАВИЕ
это утешает или даже радует :-)
0
00:17, 22.09.2006
От пользователя s@vin0v
это утешает или даже радует :-)

Ага! :-) Все равно, победа будет за НАМИ!
0
От пользователя 1661
Коллеги не надо трансов я работаю на машиностроительном заводе мы растем по 50% в год
Любой бизнес - бизнес заниматься надо

Я из Пумори Инжиниринг - мы тоже "растём нипадеццки".

Оборудование? Активно модернизируемся.

Японцы, индийцы, англичане, итальянцы - частые гости предприятия.

Не надо паники, загляните сюда: www.pumori.ru

[Сообщение изменено пользователем 22.09.2006 04:06]
0
Бревнов
12:18, 22.09.2006
От пользователя Puzz_на_колёсиках
Я из Пумори Инжиниринг - мы тоже "растём нипадеццки".

Пумори-хорошая компания.Удачи вам и процветания.
Просто хотелось чтобы "расли нипадецки" такие компании,как Уралхиммаш,Уралмаш,Уралтрансмаш,Уралэлектротяжмаш и т.д.
0
EF
11:48, 23.09.2006
2Бревнов
Такие гиганты так расти несмогут, слишком большие заводы и вложения на модернизацию и переделку системы управления, без госудаства тут не обойтись а ему помоему глубоко плевать что там делается.

Я вижу будущие за отностиельно небольшими производственными предприятиями с высокотехнологичным оборудованием и гибким подходом к рынку. Такие гиганты как уралмашзавод к сожалению себя уже изжили

Народ ни у кого что ли в производстве цветных сплавов нету что ли? Мне надо то чуть чуть (обрезки) а готов платить по рыночным ценам
0
11:57, 23.09.2006
В японии раз в 5 лет меняется все оборудование. У нас - раз в сто.
Все. Свершилось. России - сырьевой придаток. Факт.

Грустно
0
От пользователя kosmodrom
В японии раз в 5 лет меняется все оборудование.

Потому что налоговая система такая...

Чем старее оборудование, тем выше налог.
(или я ошибаюсь)

Но то, что они активно распродают б/у оборудование (3-х, 5-ти, 7-и летнее) в менее развитые страны - несомненный факт.
И автомобили тоже.


От пользователя EF
Я вижу будущие за отностиельно небольшими производственными предприятиями с высокотехнологичным оборудованием и гибким подходом к рынку.

+1


От пользователя Бревнов
Пумори-хорошая компания.

Адекватное руководство.
А не застойный "красный директорат", как на Уралтрансмаше. :puke:
(работал я там одно время... )
0
От пользователя alej-andro
народ помогите найти метериалы вот для этого!

Состояние производства
и развития в области
машиностроения в России
на сегодняшний день


Google не пробовали использовать?

Okuma и C.B.Ferrari поставили "Пумори-СИЗ" оборудование на 1 млн евро
16/08/2006 09:58:39


ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 августа. /Корр.ИТАР-ТАСС/. Японская корпорация Okuma и итальянская C.B.Ferrari установили станки и оборудование на сумму свыше 1млн евро на Уральской машиностроительной корпорации /УМК/ "Пумори-СИЗ". Оборудование предназначено для реализации проектов расширения производства вспомогательного инструмента, а также лопаток для паровых, газовых и авиационных турбин. После этих поставок собственный парк современных обрабатывающих центров японского и итальянского производства на УМК возрастет до 18 единиц.

Как сообщил ПРАЙМ-ТАСС генеральный директор "Пумори-Инжиниринг Инвест" Владимир Ревзин, установлен 5-осевой токарный центр с ЧПУ фирмы C.B.Ferrari модели А-185, два круглошлифовальных станка GA-26 и внутришлифовальный GI-20 фирмы Okuma. К середине сентября, уточнил В.Ревзин, в Екатеринбург будут доставлены также 5-осевой обрабатывающий центр Okuma модели MU-400 с ЧПУ и два 4-осевых вертикальных обрабатывающих центра MB-66 с ЧПУ и двумя синхронно работающими поворотными столами - это оборудование было отгружено УМК в июне.

Предварительные договоренности о сделках были заключены полтора года назад, контракты были подписаны в феврале. Общая сумма сделки превышает 1,25 млн евро.

Это вторая очередь проекта перевооружения собственного производства УМК. В рамках первой очереди на УМК было поставлено 6 токарных, 3 обрабатывающих и 2 шлифовальных центров с ЧПУ /все - Okuma/. Оборудование предназначалось для реализации проекта перевооружения производства зажимного инструмента.

В компании отметили, что нынешний проект, в частности, позволит удвоить объем впуска турбинных лопаток к 2007 г. "Необходимость осуществления такого проекта обусловлена возрастающим спросом на турбинные лопатки, производимые ООО "Пумори-Энергия", - уточнил ПРАЙМ-ТАСС директор входящей в УМК компании "Пумори-Энергия" Марк Ямпольский. В числе заказчиков этой продукции - крупные отечественные и зарубежные предприятия энергетического машиностроения и сервисные компании. "При сохранении положительной динамики спроса на данный вид продукции к 2009 г на предприятии "Пумори-Энергия" может быть реализован проект дальнейшего расширения производства", подчеркнул М.Ямпольский.

УМК "Пумори-СИЗ" - официальный представитель в России японской станкостроительной компании Okuma, итальянской C.B.Ferrari, германской Stama, чешской Vanad, также тесно сотрудничает со станкостроительными фирмами Германии, США и Финляндии.






***************************************************************

Два "мини-завода" корпорации OKUMA появятся на "Уралмашзаводе" в сентябре
25/08/2005 15:48:47


ЕКАТЕРИНБУРГ, 25 августа. /Корр.ИТАР-ТАСС Екатерина Евченко/. ОАО "Уралмаш" закупил два многокоординатных обрабатывающих центра с ЧПУ марки LB-300 и MB-56 японской станкостроительной корпорации OKUMA. Как заявил сегодня в региональном информационном центре "ТАСС-Урал" вице-президент компании OKUMA-Europe GmbH Каору Аояма, станки будут установлены на "Уралмаше" в сентябре. "Мы договорились с руководством завода, что если оборудование компании выдержит все испытания, "Уралмаш" проведет техперевооружение заводского станочного парка именно этой техникой", - сказал Аояма. Кроме того, сообщил вице-президент, заключен контракт на поставку в 2006 г станков на 2 млн евро на одно из предприятий Свердловской области. В интервью с корр.ИТАР-ТАСС вице-президент не уточнил название предприятия, сославшись на коммерческую тайну. Коммерческой тайной стало также название другого свердловского предприятия, заключившего контракт на покупку двух обрабатывающих центров MB-56 корпорации OKUMA, стоимость сделки - несколько сотен тысяч евро. По словам гендиректора компании "Пумори-Инжиниринг-Инвест" Владимира Ревзина, сейчас в стадии исполнения находяться 10 контрактов OKUMA с российскими предприятиями.

"Наши станки дороже, чем у конкурентов, но они имеют одну особенность, - они сохраняют заявленную точность в течение десятилетий, - заметил Аояма. -Кроме того, компания несет полную ответственность за любую техническую неисправность, так как все электронные компоненты и "механика" производит непосредственно OKUMA, и нам не на кого кивать в случае неисправности".

Как отметил президент компании "Пумори-СИЗ" Илья Колка, самый старый в России станок этой корпорации работает на Алтайском тракторном заводе. "Станку уже 25 лет, и он не ломается и держит высочайшую точность, как в первый день". Также, по его словам, по 15-20 лет работают станки на Украине, в Белоруссии /на БелАЗе/, на АвтоВАЗе, а также на екатеринбургской "Пневмостроймашине".

Сделки стали итогом визита К.Аоямы и менеджера OKUMA-Europe GmbH Йоханна Раймера в Свердловскую и Пермскую области. Уральская машиностроительная корпорация "Пумори-СИЗ" является официальным представителем OKUMA в России с 1998 года. За пять лет на предприятиях России было запущено в эксплуатацию и обслуживается свыше 130 многокоординатных обрабатывающих центров с ЧПУ этой японской корпорации.





Фотография из Фотогалереи на E1.ru

Станки OKUMA




Фотография из Фотогалереи на E1.ru

Фото 2005 года
Слева: президент компании "Пумори-СИЗ" Илья Колка
Справа: вице-президент компании OKUMA-Europe GmbH Каору Аояма



[Сообщение изменено пользователем 24.09.2006 05:12]
0
От пользователя Алхимик
Все равно, победа будет за НАМИ!


Громкое заявление.
Нет.
Победа будет за Китаем.
Если только еще не состоялась.

"Мастерская всего мира".
0
Serjio
14:59, 11.10.2006
В СССР в 80-х гг 40% машиностроительного парка работало на поддержание всего машиностроительного парка. Было чему разрушаться и перестраиваться.

Цитата от EF:
"Я вижу будущие за отностиельно небольшими производственными предприятиями с высокотехнологичным оборудованием и гибким подходом к рынку. Такие гиганты как уралмашзавод к сожалению себя уже изжили"

++++++

Если правящая секта позволит, то будущее может быть и за большими гибкими частными производственными корпорациями.
0
EF
18:00, 11.10.2006
Я изхожу из сегодняшних реалей и если сесть подумать то ситуация будет ухутьшаться до критической, потом будет видно, но китай недремлет
0
max0007
17:57, 17.10.2006
хехех....
в чем главное отдичие китайцев .. ?
- в том что они придумывать не умеют .. отсутсвует образное мышление как класс..
в том и наше преимущество..
то что они пиздят .. все что плохо лежит и потом точат направо и налево что называется флаг в руки...
смысл всегда что то делать - придумывать на перед ..
тогда и ккитайцы похеру..
а насчет ГПЗ6 ... так капчуки на другое и не замахиваются.. все попилить и в тюрягу ..
теперь их подшипники супер гавно .. даже еще гавнистее чем были .. вибронагрузок недержат вообще .. их бы куданибудь засовывать где ни пыли ни выбраций и скорости по меньше .. еще лучше на склад
, а так они продаются только при наличии хорошего отката.. и начинается бесконечная беготня к продавцам
0
От пользователя max0007
теперь их подшипники супер гавно .. даже еще гавнистее чем были .. вибронагрузок недержат вообще .. их бы куданибудь засовывать где ни пыли ни выбраций и скорости по меньше .. еще лучше на склад

Китайские насыпные подшипники и то куда качественнее...
От пользователя Serjio
Если правящая секта позволит, то будущее может быть и за большими гибкими частными производственными корпорациями.

+1

Но мы не доживём.
;-)
От пользователя max0007

в чем главное отличие китайцев .. ?

Они - везде.
Их товары - везде.
Их цены - всегда низкие.

Если оглянуться по сторонам, то количество их "джипов" на наших улицах всё возрастает.
Согласен, что качество этих машин - пока оставляет желать лучшего.
Но их главное преимущество - они РАЗВИВАЮТСЯ.
Притом, быстро.
0
daswidos
12:09, 08.11.2006
накуйа нам машиностроение, мы сразу прешагнём к SPA-цивилизации!
0
Kkent
15:06, 20.11.2006
От пользователя Алхимик
Зло берет! Гори оно все синим огнем! Пусть сдохнут начальники-старперы, подмявшие под себя остатки машиностроения.

+1
одна надежда на ВТО, которое полностью разорит "национальную элиту" ...
народ и так давно уже в жопе ... дак хоть "элита" будет там же ...
0
Kkent
15:11, 20.11.2006
От пользователя Алхимик
Я за то, чтобы наши постсовковые заводы пускать под нож. Все равно они рано и ли поздно сами загнутся. Начальство там старого поколения. Оно совковое до безобразия. Оно ничегоне хочет делать. Ему бы только оклад получсатьрегулярно.

+1
а директорату в аренду сдавать территории ... .больше ума ни на что не хватает... "элита" ...
0
Kkent
15:13, 20.11.2006
От пользователя Puzz_на_колёсиках
Автор: Пуз_на_колёсиках (Limited Edition) (отправить письмо) (о пользователе)
Дата: 24 Сен 2006 05:02
Цитата:
От пользователя: kosmodrom
В японии раз в 5 лет меняется все оборудование.
Потому что налоговая система такая...
Чем старее оборудование, тем выше налог.

возможно и не ошщибаешься. но главное - в японии ЗАКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА.
0
1661
14:51, 22.11.2006
Очень интересно. что это значит? ЗАКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА ЯПОНИИ

[Сообщение изменено пользователем 22.11.2006 14:52]
0
psved
17:23, 22.11.2006
Не знаю, как в Японии закрыта экономика, но в России металлообработка завалена напрочь. Бывая на тендорной площадке сайта www.promnavigator.ru вижу малое количество открытых тендоров. Выставленные предложения мало кто хочет и может сделать
0
От пользователя Kkent
но главное - в японии ЗАКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА.

Хм... а что, членство во ВТО не влияет на состояние её экономики?
0
2006-09-11 09:30
Данные по объемам заказов в секторе машиностроения Японии за июль.
Токио, 11-е сентября – Основной объем заказов от частного сектора в машиностроении Японии упал с учетом сезонных колебаний на 16.7 процентов в июле с июня, сообщил Секретариат кабинета министров, что меньше уровня, ожидаемого рынком. Согласованные прогнозы показывали ожидания падения заказов на 5.5 процентов за месяц, показал опрос 23-х фирм и институтов, проведенный Nihon Keizai Shimbun. Все 23 опрошенных предсказывали падение заказов. В годовом исчислении основной объем заказов упал на 1.2 процента в отчетном периоде. В июле основной объем заказов в машиностроении, он исключает волатильность заказов на электрические утилиты и заказы по судам, упал на 15.8 процентов с июня и показал годовое падение на 6.2 процентов. Этот индикатор рассматривается как опережающий индикатор для корпоративных расходов.
Заказы со стороны гос. сектора упали на 1.9 процента по сравнению с предыдущим месяцем и выросли на 8.7 процентов относительно аналогичного периода прошлого года.
Заказы, размещенные не производителями, упали на 15.8 процентов за месяц в июле и показали падение на 6.2 процентов по сравнению с прошлогодним уровнем отчетного периода.


http://www.dealingcity.ru/ru/news/news.htm?newsid=...
0
Японское машиностроение возвращается на родину
Редактор "Взгляд из Японии"


Kenwood Yamagata переводит часть своего производства аудиотехники из Китая и Малайзии обратно в Японию. Компания умудряется обеспечить 2-кратное превышение производительности в Японии над заводом в Китае при 7-кратном превышении заработной платы.

Более 10 лет говорили о «опустошении» японской перерабатывающей промышленности, в частности машиностроительной и электромашиностроительной. Многие японские машиностроительные компании дислоцировали свое производство в страны Юго-восточной Азии и в Китай в погоне за дешевыми рабочими силами. Однако, в последнее время, немало японских корпораций возвращаются домой, несмотря на значительную разницу в уровне заработной платы между Японией и странами Азии, прежде всего Китаем.

Президент компании «Kenwood Yamagata» Харуо Кавахара 3 года назад дал обещание сделать доверенный ему завод более рентабельным, чем аналогичный завод в странах Азии.
В 2003 году компания перевела из Малайзии цех по производству MD-плееров в Японию, а в январе этого года вывела из своего завода в Шанхае цех по выпуску классных аудиотехники тоже в Японию.
Газета «Nikkei Business Daily» рассказывает, как ей это удается.
Согласно материалам газеты, секретом успеха является отказ от традиционной схемы сборки с поточными линиями. В цехах Kenwood Yamagata вместо поточной линии предусмотрена так называемая «единоличная мастерская», в которой каждый оператор выполняет все операции по монтажу продукции. В случае изготовления аудиотехники серии “К”, каждый оператор выполняет 172 последовательные операции в своей “мастерской” доводя продукцию до полной готовности к отгрузке.

Средняя зарплата оператора на заводе, расположенном в г. Ямагата, на севере Японии, в 7 раз выше зарплаты оператора, работающего на заводе в г. Шанхай. Выходит, если производительность у японского оператора выше в 7 раз, то достигается одинаковая рентабельность. А на заводе в г. Ямагата этот показатель выше шанхайской в 14 раз! Один японский оператор работает за 14 шанхайских операторов.

Как это стало возможно? Во-первых, на заводе Kenwood Yamagata обеспечивается накопление технологий на уровне операторов. Этому способствует весьма низкая текучесть сотрудников – около 2% в год. Технология передается с одного поколения операторов к другому. Во-вторых, завод сохранил технологию по высокоплотной компоновке деталей, освоенную при изготовлении мобильных телефонных аппаратов. Компания вышла из этого бизнеса в 2002 году, но кадров оставили. В-третьих, оригинальная 5-разрядная система технической квалификации операторов. Ежегодно на компании проводятся экзамены. В зависимости от разряда операторам выплачивается надбавка. Операторы-мастера гордо носят серебряные значки в груди.

Что касается MD-плееров, то после перевода производства из Малайзии обратно в Японию сбыт сразу выскочил на 25%. При этом количество браков уменьшилось в 3 раза. Потребители оценили «сделано в Японии».

Система «единоличной мастерской» дает дополнительную выгоду. Она способна оперативно ориентироваться на изменения рынка. При переходе на новую модель не требуются переналадка и переоснастка сборочной линии. Для этого достаточно поставлять в мастерские нужные наборы комплектующих и деталей. Оператор, способный на единоличный монтаж аудиотехники серии «K», может легко справляться с другими моделями. Руководство завода уверено, что операторы также быстро освоят изготовление цифровых портативных плееров.

Президент Kenwood Yamagata Харуо Кавахара подчеркивает необходимость «отказаться от иллюзии, изготовлять технику в странах Азии якобы дешевле, чем в Японии». Надо сказать, при 14-кратном превосходстве по производительности, призыв Кавахары вполне обоснован.

01.03.2006
0
Мнение редакции опиньон-сайта Токийского фонда... о России:

..."Ушедший год был годом противоречивым. Цены на нефть оставались на исторической высоте, что приносило обильные нефтедоллары экспортерам. В России эти деньги были использованы для потребительского бума, прежде всего на легковые автомобили, а также для решения ряда социальные проблем. Западная экономика наконец вырвалась от депрессии и пошла на подъем. В Японии появились признаки преодоления застоя продолжительностью почти 10 лет, а промышленники приготовились к новому качественному витку в развитии высоких постиндустриальных технологий, которых в нефтебогатой России, наоборот, следа не видать. Период дешевых денег в США заканчивается, и тяжесть финансово-платежных дефицитов требует неотлагательного решения."...


... "Очень хочется, чтобы президент Путин отзовет свои слова об энергетике. На заседании СБ в декабре он сказал, видимо погорячившись, «Энергетика является, сегодня, во всяком случае, важнейшей движущей силой мирового экономического прогресса». Раньше он правильно понимал, что главной движущей силой современной экономики являются высокотехнологические, высокоинтеллектуальные отрасли индустрии. Заявление, что «От того, какое место мы займем в глобальном энергетическом контексте, прямо зависит благополучие России» звучит слишком пессимистично. Неужели он считает, что кроме нефти и газа России не на что полагаться? "....


Председатель редакционно-попечительского совета:
Тадамаса Фукиура (Tadamasa Fukiura)
Управляющий директор Токийского фонда

Члены редакционно-попечительского совета:
Масамори Сасэ (Masamori Sase)
Директор НИИ мировых исследований университета Такусёку

Хироси Кимура (Hiroshi Kimura)
Профессор НИИ мировых исследований университета Такусёку

Сигэки Хакамада (Shigeki Hakamada)
Профессор факультета международной политики и экономики университета Аояма Гакуин


http://www.tkfd.or.jp/russia/feature/speech/index....
0
Ошибки японских самолетостроителей – уроки для России


Проект по разработке регионального самолета MJ является последней попыткой Японии стать самостоятельным производителем авиатехники.


- Редакция "Взгляд из Японии"


Япония, которая славилась до окончания войны как авиационная держава, выпустившая лучшие военные самолеты, сошла с международного рейса в этой отрасли после войны. В течение 7 лет американцы запрещали ей заниматься изготовлением самолетов. За 60 лет после войны Япония выпустила всего только 1 модель пассажирского самолета на серийное производство – YS-11. Сейчас, спустя 40 лет после этого, японская авиапромышленность, совместно с японским правительством, принимает решение о создании для коммерческого производства современный гражданский самолет – региональный транспортер MitsubishiJet (MJ). Если удастся ей в этом, она вернется на мировой самолетный рынок в качестве самостоятельного производителя лайнеров, а если не удастся, то навсегда останется субпоставщиками Boeing. Шанс на успех небольшой, считает ежемесячный экономический журнал WEDGE (издательский дом WEDGE, г. Токио). Проблемы вокруг проекта MJ обсуждаются в статье, помещенной в декабрьском (2006 г.) номере журнала под заголовком «Останется ли японская авиапромышленность вечной жратвой американцев? – проблемы создания самолета под флагом восходящего солнца».

По данным WEDGE, MitsubishiJet (MJ) проектируется как региональный пассажирский лайнер класса 70-90 пассажирских мест. Его будут разрабатывать компорации Мицубиси Хэви Индустриз и Фудзи Хэви Индустриз совместно с Ассоциацией по разработке авиатехники Японии. Общая стоимость разработки составляет около 120 млрд японских иен (приблизительно 1 млрд долл. США). Японское правительство согласно взять на бюджетные поддержки одну треть этой суммы.

С технической точки зрения японская авиационная промышленность не испытывает никакой сложности в проекте создания конкурентоспособного самолета. В Японии имеются все необходимые технологий и компонентные базы, от композитных материалов до авионики. Проблемы возникнут при переходе на серийное коммерческое производство. Международный рынок самолетов этого класса заполнен двумя монополистами – канадской Bombardier Aerospace и бразильской Embraer. При появлении на рынке MJ конкуренция станет ожесточенной, если даже не брать в расчет российский RRJ. В этом классе, в отличие от средних и крупных лайнеров, рентабельность без того низка. Чтобы выйти победителем в этом классе, необходимо будет продолжить бизнес, не взирая на нарастающие убытки - утверждает WEDGE. Правительство Японии финансировало бы проект и в стадии коммерческого производства самолета, но опасается претензий со стороны ВТО. Это обстоятельство работает в качестве деморализующего фактора для японских промышленников при принятии окончательного решении о проекте.

Япония очень хочет завоевать себе нищу на мировом рынке авиатехники. Как известно, авиационная промышленность является очень важной отраслью для развития целого комплекса машиностроительной промышленности страны. Она, как и автомобилестроительная промышленность, представляется собой крупную, многогранную структуру, охватывающую широкую гамму отраслей и подотраслей промышленности. Ее можно назвать ядром современной обрабатывающей промышленности с огромным потенциалом развития.

Тогда, почему Япония, являющаяся одной из самых развитых промышленных держав мира, оказалась на обочине мировой авиационной промышленности в течение последних десятилетий? WEDGE однозначно отвечает – из-за давления США. В отношении Японии американцы допустили серьезные ошибки в автопроме. Известны почти постоянные отступления американских автогигантов перед японцами. В области самолетостроения они не намерены повторять ошибку. Тем более что эта отрасль непосредственно связана с оборонным комплексом.

В течение двух поколений истребителей, Японии пришлось отказаться от мечты о создании самолета собственной конструкции при наличии научно-технического потенциала для достижения цели. Ее заставили согласиться на производство по лицензиям сначала F-15, а потом F-16 с модификацией (он же F-2 в японском обозначении). Ссылаясь на своих источников, WEDGE утверждает, что у США есть сильное намерение “не допускать японцев в самолетостроение, военное или гражданское”. Япония в капкане. П канадцам и бразильцам дозволено заниматься региональными самолетами при строгом условии не перешагнуть грань в 100 мест, за которой уже начинается сфера средних лайнеров.

В то же время, Boeing давно использует японских машиностроителей в качестве субподрядчиков. Они незаменимы для Boeing из-за высокого качества. У самолета B-787, например, в общем объеме работ на долю японских компаний приходится около 35%. При этом японские корпорации никак не могут ни получать солидную прибыль генподрядчика, ни приобретать и накапливать опыт работы с рынком. Будучи прикреплены к позиции субподрядчиков, они продолжают эксплуатироваться корпорацией Boeing по принципу “не давать батракам ни жить, ни умереть”, пишет WEDGE. Японцам это тем обиднее, что Boeing все больше опирается на техническое превосходство своих подрядчиков. К такой плачевной ситуации привели два фактора: излишняя приверженность японской дипломатии к США и недостаточное применение мер промышленной политики к отрасли. Теперь Япония предпримет практически последнюю, и очень сложную попытку исправить ошибки прошлого.

В настоящее время Россия старается наверстать упущенное за последние 15 лет в авиапромышленности. Российскому авиапрому легче чем японцам в том, что пока не потерян внутренний рынок авиатехники. Ему сложнее тем, что усугубилось техническое отставание, в частности компонентной базы, а также тем, что у предприятий этой отрасли серьезный недостаток собственных финансовых ресурсов в отличие от японских коллег. В Японии самолетами занимаются не специализированные компании, а многопрофильные корпорации тяжелого машиностроения. (Мицубиси Хэви Индустриз, например, занимается судостроением, энергетическим машиностроением, в том числе атомной энергетикой, станкостроением, химическим и экологическим оборудованием и т. п. Такая многопрофильность обеспечивает корпорации довольно мощные финансовые ресурсы). В этом смысле правительственные поддержки несравнимо важнее для российского авиапрома чем в Японии. В настоящее время мы наблюдаем у правительства России словесные поддержки и организационные перестройки отрасли в виде создания холдинга, но реальное дело еще впереди. А тем временем, Россия завершает многострадальные переговоры по вступлению в ВТО и она от этого, как нам кажется, чуть ли не в восторге. Однако, ВТО - не лучший друг в деле развития промышленности при поддержках государства.

27.11.2006 UP
0
В продолжение темы о промышленной политике в России....
- по случаю завершения российского года в Китае


Чему Россия может научиться у Китая?


- Редакция "Взгляд из Японии"


Недавно в Китае была большая делегация РФ во главе с премьером Фрадковым для участия на российской промышленной выставке, которая завершала год России в Китае. Мероприятие, кажется, прошло вполне удачно, были подписаны много документов о сотрудничестве в областях от энергетики до космоса. Между тем, мое внимание привлекли два момента. Первое – сообщение о том, что российский премьер серьезно озабочен снижением доли машиностроительных товаров в структуре российского экспорта в Китай. Второе – статья Александра Лукина из МГИМО, в котором автор отмечает традиционное высокомерное отношение русских к китайцам, основанное, по мнению автора, на незнании современного Китая.

Если второй взгляд отражает действительность, то первое недовольство должно было быть направлено прежде всего самому себе и своим подчиненным и коллегам по власти.

Согласно докладу Всемирного банка и Высшей школы экономики “Конкурентоспособность предприятий и оценка инвестклимата в России”, по мировым меркам Россия тратит на НИОКР немало. Число исследователей на 1000 человек населения в Бразилии, Индии и Китае меньше чем Россия как минимум в пять раз. Траты на НИОКР в отношении к ВВП в России больше, чем в Бразилии и Индии. Но разработки в России не находят должного применения. По объему экспорта такой наукоемкой продукции, как электротехническое оборудование, Россию обогнали не только Польша, но и Бразилия с Индией. К тому же 64% российского экспорта этого оборудования приходится на СНГ.

Относительное отставание российского машиностроения – давно отмечаемый самими русскими факт, который никак не преодолевается в течение 14 лет после реформ 1992 года. Для сравнения, настоящий промышленный рост Китая, вызывающий сегодня такое удивление, такое восхищение у некоторых, и серьезную озабоченность у других, начался всего лишь 13 лет назад, в 1993 году.

Наш сайт опубликовал в прошлом пару статей экономического аналитика Кэи Амамура с критикой в адрес политики российского правительства, якобы нацеленной на развитие национальной автомобильной промышленности. Неэффективность была налицо, и правительству России пришлось быстро корректироваться, расширив льготы на изготовителей комплектующих. Это шаг вперед, конечно, но шаг недостаточный и опять опоздавший.

Тем временем, японская большая экономическая газета «Нихон кэидзаи симбун» сообщила в середине ноября сенсационную новость: китайская автомобильная компания Quirui Qiche (английское название – Chery) заключила с итальянской корпорацией ФИАТ контракт о поставке со следующего года по 100,000 штук автомобильных двигателей в год. Поставляемые двигатели двух модификаций – один с объемом цилиндров в 1600 кубов, другой в 1800 кубов – являются, внимание, собственными разработками китайской корпорации.

Quirui Qiche – некрупный производитель в области легковых автомобилей. На его долю приходится всего около 5% (189,000 машин в 2005 г.) от общего выпуска легковых машин в стране. Но компания развивается внушительными темпами. Японские эксперты по китайской автопромышленности прогнозируют, что с 2007 года Quirui Qiche начнет поставлять на североамериканский рынок до 250,000 автомобилей в год. На этот счет, сообщается, Quirui Qiche уже имеет контракт с американскими дилерами. (Правда, критики компании отмечает ее несовсем чистую репутацию по вопросам интеллектуальной собственности, но для нашей темы это не принципиально).

В то время как в России практически поощряется локализация металлических, пластмассовых, некоторых стеклянных деталей для легковых автомобилей, китайцы без шумных дискуссий о целесообразности промышленности политики, прагматическими шагами идут на экспорт ответственных комплектующих на Запад. Так, по информации той же газеты «Нихон кэидзаи симбун», еще совсем недавно китайские национальные автомобилестроителей не могли обойтись без иностранной помощи при разработке двигателей. В их машинах ставили в основном двигатели иностранных разработок. Однако отмечает газета, не прошло несколько лет, и китайцы уже начали разрабатывать двигатели собственными силами. Не только Quirui Qiche, но еще и несколько компаний. А иностранные автомобильные гиганты покупают китайские комплектующие, теперь уже не только несложные интерьерные детали, но и ответственные комплектующие как двигатели и автотрансмиссии. Все это произошло в Китае в то время, пока в правительстве России занимались идеологической борьбой над вопросом о необходимости и неэффективности промышленной политики. Дискутирующие кузнечики и работающие муравьи!

А если сказать по правде, то в России до сих пор нет настоящей промышленной политики. Вместо нее в главном экономическом ведомстве России, МЭРТе, занимаются, как мне кажется, переговорами с промышленными лоббистами на предмет целесообразности выделения им бюджетных средств на финансирование проектов, которые эти лоббисты предлагают. В главном экономическом ведомстве, мягко говоря, не хватает людей, знающих промышленность и вопросы по ее развитию иначе, как макроэкономическими методами. Промышленные чиновники сосредоточены в «промышленных ведомствах» таких как Минпромэнерго. И эти люди выступают не как экономические чиновники, а как сторонниками промышленных лобби. Так не делают промышленную политику. Промышленная политика есть государственная политика. Ее должны разрабатывать не сами промышленники, которые по своей натуре склонены к консервативным идеям и принципу – как бы побольше средств отнять у государства. Ее должны разрабатывать правительственные экономико-промышленные чиновники со знанием проблем конкретной отрасли и с позиции государственной промышленной и экономической стратегии.

Мне понятно опасение МЭРТ – если отдаешь палец промышленному лобби, у тебя руку откусят. Опасение основано в двух вещах: в корне «либеральная» идеология экономистов ведомства и их незнании реальных проблем промышленности. Откуда и их оборонительная, боязливая позиция. А не надо отвергать всякие проекты, предлагаемые промышленниками, надо самому предлагать проекты и пробиваться с ними. Это и есть государственная политика. Если МЭРТу это не в силах, то можно было бы создать на базе Минпромэнерго настоящее ведомство по промышленной политике, освободить их от роли помощника лоббистов.

Между тем, мне не понятна позиция высшей власти России. Уже несколько лет одни господа в правительстве грозно требуют проведение промышленной политики, а другие господа идеологически против нее. Оттого, мне кажется, неэффективность даже той вялой квази-промышленной-политки, которая принимается на заседаниях в Белом Доме. В кабинете, видимо, нет единства взглядов по одному из самых серьезных направлений экономической политики, каковым является политика по развитию машиностроения. При этом министры поочередно посещают высшие кабинеты (а может и дачи) Кремля и ищут там поддержки своим взглядам. А совещательность принятия решений о важнейших экономических мероприятиях превращается в простую формальность для прессы.

И так, премьер-министру РФ еще не раз придется сетовать на плохую товарную структуру, пока китайцы вполне прагматически идут вперед.

14.11.2006 UP
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.