РПЦ требует от Лужкова запретить концерт Мадонны!
Ю
Юрий <i>
Вроде этой:
Какая же это идея, мнение, не более..
список таки будет?
Зачем ?
Ну вы вообще стали такой бред нести!!!!! Вы вообще вменяемы?
Типично.
см. http://www.atheism.ru/library/Rogov_1.phtml
Хамство не мешает Вашей вере?
Или наоборот Вера не очень мешает хамству?
A
AlexTheNord
Типично.
Типично - это для вас выхватывать слова из контекста Вы не согласны что приписывать мне мысли незнакомых мне людей - это бред? Сново поднять вопрос о вменяемости?
Дата: 07 Сен 2006 15:46
Ну вот и все пожалуй.
С Вами.
Дальше нет смысла и возможности для монументальных затрат времени на пустоту.....
J
_Jam_
дык... как я и предполагал - оный предмет в обязательном порядке вводят власти депрессивных нищих регионов... дабы получить доп_возможность (мнимую кстати) держать в узде нищее население...
Неужели вы думаете что местные власти так дальновидны. Властям (нынешним чиновникам-назначенцам-приспособленцам) - на народ положить.
Это просто холопское желание лизать зад федеральному центру по любому поводу - нынче это модно.
A
AlexTheNord
BACK TO USSR ????
Вы этого хотите? Ну и желания у вас....
A
AlexTheNord
Дальше нет смысла и возможности для монументальных затрат времени на пустоту.....
Потдерживаю!
Гораздо было бы интереснее пообщаться с авторами ваших идей, а не с вами. Копи-паст изучили на отлично!
[Сообщение изменено пользователем 07.09.2006 16:11]
Ю
Юрий <i>
Дальше нет смысла и возможности для монументальных затрат времени на пустоту.....
Этого смысла не было и в самом начале, неужели Вы так наивны, что думаете своими цитатами кого-то в чем-то убедить.
Вы вот лучше скажите, почему Ваши последователи - атеисты на Ваинера такую каку устроили, почему, Ваши последователи етс..., страну разворовали .... в общем понятно ;-). :-)
Вы вот лучше скажите, почему Ваши последователи - атеисты на Ваинера такую каку устроили,
Откуда у вас сведения о их атеизме? Это во-первых.
Во-вторых, ответ на этот вопрос народ уже нашел в соседней теме.
В-третьих,
Встречный вопрос (не требующий ответа, впрочем):
лучше скажите, почему Ваш соратник в свое время Никон в епархии таку каку устроил?
Или поведайте о последнем трёхдневном заседание Синода, которое уже окрестили кадровым, привело к тому, что появилось сразу 7 новых епископов. (Причём не прошла ни одна кандидатура владыки Гундяева).
И наблюдатели уже назвали этот Синод "звездопадом". Стоило бы добавить, что звездопад этот почти сплошь "голубой". Среди новых епископов лишь один не придерживается нетрадиционной сексуальной ориентации.....
в общем понятно ;-) :-)
Если не ленгвист вас можно привлечь по административному кодексу, а равно как и по УК за клевету с возмещение морального ущерба... Отвечать за клевету будете?
Если лЕнгвист, то нельзя привлечь.
А уж если не ЛЕнгвист, то, знай - держись!
Представляю я себе этот иск....
В районный суд
г. Екатеринбурга.
ИСК
О защите чести, достоинства
и деловой репутации.
ИСТЕЦ:
AlexTheNord
ОТВЕТЧИК:
Вредный Айшуц (страх божий)
Ю
Юрий <i>
в общем понятно
Мне то понятно, но это Вы "икру мечете".
лишь один не придерживается нетрадиционной сексуальной ориентации.....
Ну, Вам то уж об этом говорить как-то неловко.
Ваше высказывание имеют вполне определённое юридические последствия, надеюсь Вы это то же понимаете, когда публикуете клевету.
J
_Jam_
Вы вот лучше скажите, почему Ваши последователи - атеисты на Ваинера такую каку устроили, почему, Ваши последователи етс..., страну разворовали .... в общем понятно
А у меня встречный вопрос.
А почему православные (которых у нас в стране вроде-как большинство и соответственно в толпе они должны были по теории вероятности присутствовать) не присекли сей акт так порицаемый церковью ?
Imho. репортажи по тв где ВВП обнимается с толстобрюхими позолочеными попАми зрелище не менее отвратительное чем совокупляющиеся геи.
Ю
Юрий <i>
_Jam_
Ну нельзя же так тупить господа.
И тут началась "интересная" игра: кто кого закидает какашками.
Ясно, что победит тот, в ком больше накопилось...
Ясно, что победит тот, в ком больше накопилось...
Imho. репортажи по тв где ВВП обнимается с толстобрюхими позолочеными попАми зрелище не менее отвратительное чем совокупляющиеся геи.
http://www.idiot.ru/images/pics002.jpg
K
Konstantin_I
Господа,
скажите РПЦ по поводу гомиков пресс-релиз не выпустила? Мне вот интересно, на порицании гомиков по идеи они получают больше поддержки прихожан, а на отрицании Мадонны - больше тактического пиара.
скажите РПЦ по поводу гомиков пресс-релиз не выпустила? Мне вот интересно, на порицании гомиков по идеи они получают больше поддержки прихожан, а на отрицании Мадонны - больше тактического пиара.
А я вам напомню такое слово, как сионизм... И сегодня в России оно куда более актуально тиражируемого вами мифа о нашем "фашизме"...
неужто сегодня сионисты в России банды погромщиков создают?... :-)
M
Master66
В общем доказывать что-либо неграмотному человеку - пустая трата времени
Нет проблем- давайте изучать ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение "библия". Никак ен документальное! Изучать речевые обороты типа "не суди да не судим будешь", "не мир но меч" и т.п.
Нафига учить каких-то церковников и их биографии??? Они что типа члены ЦК КПССС?
Вы вот лучше скажите, почему Ваши последователи - атеисты на Ваинера такую каку устроили, почему, Ваши последователи етс..., страну разворовали .... в общем понятно
А у меня встречный вопрос.
А почему православные (которых у нас в стране вроде-как большинство и соответственно в толпе они должны были по теории вероятности присутствовать) не присекли сей акт так порицаемый церковью ?
Imho. репортажи по тв где ВВП обнимается с толстобрюхими позолочеными попАми зрелище не менее отвратительное чем совокупляющиеся геи.
Атлично!!! : )))
То что вы процитировали про желание/нежелание - это про изучение истории России. Вы не согласны что жители России должны знать историю своей страны?
Какое отноешние к истории страны имеет Художественная книга библия?! Дафайте в рамках исории учить ПОСТУПКИ неких работников церкви. Впрочем их и так учат, нафига больше то?
Дак я и говорю что это бред! Т.к. передовые ученые - верующие люди. Еще раз повторю - современной картиной возникновения вселенной вы обязаны христианину-иезуиту.
Ну и что, ну была религия полезной- во времена рабовладения- а сейчас врелна иотделена от государства. Чего хотите этим высказыванием доказать?
О черте оседлости неблагородного (по Бородиной)неправославного населения?
О налоговых льготах?
О церковной цензуре?
О православной медицине?
О запретете Дарвинизма?
Об отмене законов физики?
Опять какой-то бред... Одно уже то что создатель теории Большого взрыва - член ордена иезуитов, должно как-то охлаждать такие маразматические высказывания
не бред- а продолжение идей верующих, доведение их до абсурда. Вы согласны что они абсурдны?
И почему чьи то древние заслуги обеляют нынешних религиозных инструкторов?! Критический взгляд на мир- это хорошо, а безропотное принимание на веру всякой обманной фигни- плохо!
Власть, всегда "насилует" свой народ, формруя его мирровозрение в нужном для себя ключе, в том числе и через образование. Так что особо ретивые конечно могут демонстрации устраивать или антихриста к власти приводить, только если народная масса проникнится доверием и любовью к Церкви, то она сформирует и соответствующих властных представителей, которые проведут нужные для Церкви законы
Это взгляд изнутри.
А снаружи видно, что Церковь и Вера всегда использовались властью в качестве вазелина при "насиловании" народа. Собственно, для этого они и придуманы.
И это раньше в школе учили- про опиум для народа и про инструмент для властей. Капиталистических властей : )))
И ваще то что бывало когда-то не означает что этому надо радоваться и сейчас! Общество развивается- а церковь тормозит развитие. Забавный повод- вас типа раньше насиловали- так и сейчас типа терпите да еще и проникайтесь любовью, ваще!
кстати... давно хотел полюбопытствовать нонешним толкованием истории крушения монархии... ну т.е. как нонче енто все в официальных учебниках описано?...
а то тут недавно случайно услышал от одного пионЭра приблизительно такую версию: Ленин с жЫдами-комиссарами обманул русский народ и заставил его убить царя и всех дворян.... потом оный народ много лет стонал под игом ентих комиссаров... а щас надо вернуть монархию и все привилегии дворянства...
ну и далее в ентом же духе...
интересно енто где такой вариант истории преподают?... :-)
а то тут недавно случайно услышал от одного пионЭра приблизительно такую версию: Ленин с жЫдами-комиссарами обманул русский народ и заставил его убить царя и всех дворян.... потом оный народ много лет стонал под игом ентих комиссаров... а щас надо вернуть монархию и все привилегии дворянства...
ну и далее в ентом же духе...
интересно енто где такой вариант истории преподают?... :-)
Но мой дух возмущается при виде таких ЖИДОВ, как вы - злобненьких, недалеких, но очень властолюбивых, надменных....
Во-первых, моя национальность - Русский!
Так, что, пардон - пальцем в небо.
Во-вторых, ваше сообщение содержит признаки разжигания межнациональной розни.
Содержание федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности» Вам известно?
На первый раз я предупреждаю Вас о недопустимости подоных высказываний.
И, разумеется, тасвлю в известность модератора форума.
Народная масса... Любой краевед, историк - по городам может живописать, как русские люди защищали своих священников, свои храмы, колокола... И как...... большевистские комиссары из национальных меньшинств, вооруженные до зубов,
уничтожали храм за храмом...
К черту живописания!
Займемся ФАКТАМИ.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
НЕНАВИСТЬ НАРОДА К СВЯЩЕННИКАМ
Экспонат 1
Иван Концевич. СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТАГО В ПУТЯХ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Надо отметить еще одно печального характера явление этого времени (ХУ1-ХУП вв.) - это изменившееся отношение к отшельникам. Теперь мир не идет за ними, а восстает против них. Все более и более разрастаются монастырские владения, и крестьяне, страшась своего порабощения, считают отшельников личными врагами и часто убивают их. Два преп. Адриана: Андрусовский (1549 г.) и Пошехонский (1550 г.) убиты с целью грабежа.
Преп. Агапит Маркушевский(1578 г.) убит крестьянами и тело брошено в реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит.
Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами. Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628 г.). Преп. Нил Столбенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг него леса. Случайно спасся преп. Арсений Комельский, ученик которого был принят за него и убит. Преп. Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец, преп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою обитель с горы в болото.
Не один раз стены крепости Далматова монастыря были молчаливыми свидетелями крестьянских восстаний. Так, в 1762-1764 гг. произошло восстание далматовских монастырских крестьян, позднее названное историками "дубинщиной". 21 марта 1762 г. появился указ Петра III "О монастырских штатах". Этот указ вносил какое-то облегчение в жизнь монастырских крестьян. Вместо прежних, многочисленных натуральных повинностей, они должны были уплачивать монастырям лишь денежный оброк по 1 рублю в год с души.
Однако недолго крестьяне пользовались этой льготой. Вступившая на престол Екатерина II вскоре отменила указ "О монастырских штатах" и издала новый- о возвращении бывших монастырских крестьян и земель во владение монастырей.
Началось массовое выступление крестьян против возврата их в монастырь. В мае 1763 года выступление крестьян переросло в вооруженное восстание. Это восстание было одним из самых крупных выступлений крестьян Зауралья. Представители крестьян сходились в "мирской избе", держали совет. Руководил восстанием всеми уважаемый крестьянин Лаврентий Широков из деревни Широково.
В каждой деревне Далматовской вотчины были свои вожаки из числа крестьянских выборных сотников и десятников. Они поддерживали связь с мирской избой и главными ее руководителями: Лаврентием Широковым, Козьмой Мерзляковым, Денисом Жернаковым.
Крестьяне вооружились дубинами, косами, пилами, кистенями. В течение двух лет они держали в осаде монастырь.
1750 Восстание крестьян Богородице-Алексеевского монастыря против притеснения игумена Исайи. Восстание возглавил крестьянин Г. Пырсиков. Результатом восстания было снятие Исайи с должности. В 1761 вспыхнуло новое восстание крестьян того же монастыря. Крестьяне были усмирены и их вождь Г. Пырсиков арестован.
"Крестьяне Архангельского собора с. Завидова Клинского у. царю Петру Алексеевичу... Бьют челом бедные и беспомощные и до конца разоренные сироты твои, Клинского уезду Архангельские вотчины села Завидова крестьяне староста Климко Матвеев да выборные Афонка Ларионов, Климко Андреев, Митка Ефтифеев, Куска Епифанов, Панка Кондратев и все крестьяне. В прошлых, государь, годах владели нами, сиротами, твоими, того ж Архангельского собору власти и протопопы вообще, и всякие оброки мы, сироты твои, платили на вообще ж. А ныне, государь, мы, сироты твои, разделены в мелкие поделы. И по тому, государь, разделу священники [и дь]яконы накладывают на нас, сирот твоих, многие лишние оброки и столовые запасы. И для своих всяких прихотей они, священники и дьяконы, к нам всяких прихотей, сиротам твоим, приезжают и людей своих непрестанно присылают. И таких своих накладных оброков и столовых запасов на нас, сиротах твоих, правят смертным платежом не против прежнего. А прежде, государь, сего мы, сироты твои, таких накладных оброков и столовых запасов никому не плачивали. И мы, сироты твои, от такого их накладного оброку и столового запасу и всяких нападков и от безвременного и смертного правежу разорились вконец без остатку. И таких их накладных оброков нам, сиротам твоим, платить невмочь" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 85).
"Крестьяне Архангельского собора с. Ильинского Кашинского у. царю Петру Алексеевичу о снятии с них прибавочного оброку… А как, государь, мы ж, сироты твои, отданы в Архангельский собор, и бывший протопоп Федор с братией наложил на нас в прибавку деньгами восемьдесят один рубль тринадцать алтын две деньги, да для косьбы указали брать с нас и ныне берут в подмосковную вотчину десять человек работников. А как в прошлом в 204-м году протопресвитер Петр Васильевич с священниками разделили нас, сирот, меж себя по поделям, и они, священники, ключарь с братией наложили вновь же прибавочный оброк: бараны, сыры, яйца, грузди, рыжики, грибы, ягоды, брусника, клюква. И ради тех столовых запасов приезжают они, священники, к нам сами и присылают людей своих и из тех припасов бьют нас на правеже смертным боем, и для своих приездов велят готовить про себя обеды, и берут с нас подводы. И оттого мы, бедные, разорились вконец" (Там же. - С. 86).
Решение: "Велено… села Ильинского старосте и выборным крестьянам по росписи за их противность и непослушание учинить наказание: бить вместо кнута батоги нещадно". "Такая же участь постигла земледельцев Завидовской вол., Клинского у." (Там же. - С. 237).
"Преосвященному Варсунофию, митрополиту Сарскому и Поддонскому, бьют челом сироты великих государей дворцового села Богданова Вяземского уезду церкви Троицы живоначальной староста церковный Ивашко Лаврентьев. Жалоба, государь, мне той же церкви на попа Максима Федорова. В нынешнем, государь, во 193-м году марта в 12 день зазвал к себе он, поп Максим, меня, сироту, в дом и учел у меня церковных денег просить. И я, сирота, тех денег ему не дал, потому что миром давать мне не велели. И он, поп Максим, меня, сироту, бил за то и увечил и голову мне проломил до крови. И многих нашу братю бьет… Да он же поп Максим чинит не против твоего святительского указу: от венчанья берет с первоженцов по рублю да по пуду меду" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 210-211).
Для сравнения, монах Вассиан Патрикеев так обличал монашество: "Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братий наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братий наших бичами или прогоняем их с женами и детьми". "Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах; о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками" (Слово ответно // Цит. по Костомаров Н. И. Русская история: В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1991. - С. 227-228).
В итоге, Вассиан был заточен в Волоцкий монастырь, монахи которого, по сообщению Курбского, "умориша его вскоре".
"Суеверный народный обычай при встрече со священниками, почитаемой дурным знаком, указывающий на некоторые предосторожности, вроде бросания щепок на след и другие приемы, народился во времена глубокой древности… Толковники объясняли нам, что во времена язычества на Руси священник, как представитель новой веры, проповедник христианства и креститель, мог быть грозным для тех, которые еще коснели в идолопоклонстве. Когда встречный снимал перед ним шапку, складывал руки так, что правая рука приходилась на ладонь левой, и подходил под благословение, значит, прав человек: получи благословение и ступай своей дорогой. В противном случае скажи: кто ты, и во что веруешь, и умеешь ли крест класть на лоб; если же ничему такому не навык и не научился, ступай ко властям гражданским. Эта власть "отдаст за приставы" и пособит духовному клиру приобщить к стаду верных новую овцу более надежными и внушительными средствами, чем устная убеждающая проповедь" (Крылатыя слова по толкованию С.Максимова. - С-Пб., 1899)
Тарновский С. Религиозные преступления в России // Вестник права. - 1899. - № 4. - С. 1 - 27
Автор исключает из числа рассматриваемых им преступлений святотатство (т. е. кражи в церквях), лжеприсягу и разрытие могил - как не имеющие религиозной специфики. Остаются:
1. богохульствование, порицание веры, нарушение порядка в церквях;
2. отвлечение и отступление от веры, ереси и расколы;
3. скопчество.
Оговаривается, что нарушение порядка в церквях дает не более 3-4 подсудимых за год. Всего, среднее количество подсудимых за год
1885-1889 1890-1894
1. богохульствование,
порицание веры, 277 452
нарушение порядка
в церквях
2. отвлечение и
отступление от веры, 165 450
ереси и расколы
3.cкопчество 37 22
Во избежание недоразумений напоминаю, что это среднее количество за ГОД, то есть, чтобы получить общее количество, следует умножить на пять.
В 9 судебных округах с 1884 по 1894 год число религиозных преступлений увеличилось на 153 %, а число обычных преступлений выросло на 14 %. "Религиозные преступления в России растут, растут несравненно быстрее, чем обычные преступления", - таков вывод автора.
За 30-50 гг. 18 в. есть данные об открытых восстаниях по 7 губерниям. Они следующие: помещичьи крестьяне - 37 восстаний, монастырские - 57, т. е. в полтора раза больше (притом, что церковных крестьян в России, напротив, было в два раза меньше, чем помещичьих) (Вслед подвигам Петровым. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 402).
В 1756 г. взбунтовались крестьяне Николо-Угрешского монастыря. Прежде всего, крестьяне подали на монастырского игумена Иллариона челобитную:
1. "всегда содержит в тяжких и непрестанных работах… и в святую пасху и в другие воскресные, праздничные и торжественные дни… приставленные к тем работам монахи и слуги по приказу его, игумена, бьют нас, нижайших, беспощадно. И от таковых всегдашних и беспрестанных работ и своей крестьянской исправлять нам некогда"; 2. "берет с нас, имянованных, как старост, так и крестьян, всякие немалые денежные взятки [перечисляются восемь видов незаконных денежных поборов]… и ежели кто при взыскивании вышеписанных излишних поборов станет объявлять в платеже невозможность, тех бъет и немилостиво езжалыми кнутами и держит в цепи"
(Прошение в Синод монастырских крестьян села Копотни с деревнями и сельца Михайлова о притеснениях, причиняемых им игуменом Николо-Угрешского монастыря Иларионом // Вслед подвигам Петровым. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 425-430).
Крестьяне силой освободили арестованных из монастырской тюрьмы, напали на присланную в помощь монахам воинскую команду и осадили монастырь. В конце-концов, игумен Иларион был переведен в другое место, монастырю запретили незаконные поборы, но новый игумен Варлаам сурово преследовал крестьян, жаловавшихся на его предшественника.
С 1756 по 1767 гг. продолжалось восстание в селах Новоспасского монастыря в Шацком уезде (Семевский В. Крестьяне в царствование Екатерины II. Т. 2. - СПб., 1901. - С. 229-231).
Екатерина писала в 1769 году, что в начале царствования ей пришлось усмирять до 150 000 крестьян, кои "отложились от послушания", причем первое место среди бунтовщиков императрица отвела не "самым помещичьим", а "монастырским крестьянам". Статистика подтверждает - более 100 000 восставших крестьян принадлежали духовному ведомству (Вслед подвигам Петровым. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 17).
Волнения в Антониево-Сийском монастыре (И. И. Смирнов. Восстание Болотникова 1606-1607. - М.: Политиздат, 1951. - С. 60 - 61). В 1578 г. царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Для начала монастырские власти "учали с них имати насильством дань и оброк втрое": вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и четыре деньги.
"Да сверх дани и оброку на монастырские труды труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека"
"да сверх того они, крестьяне, зделье делали" - пахали землю и косили сено на монастырь.
Наконец, монахи "поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям", "а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали".
Но далеко не все крестьяне готовы были бежать с собственных земель из-за монашеской жадности. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную: "Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие". У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции.
Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, "а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все". Старец Роман "со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали". Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем.
"В то время, по воле божией, во всей московской земле наступила такая дороговизна и голод, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку… матери ели своих детей… на всех дорогах лежали люди, помершие от голода… Патриарх, глава духовенства, на которого смотрели в Москве, как на вместилище святости, имея большой запас хлеба, объявил, что не хочет продавать зерно, за которое должны будут дать еще больше денег; и у этого человека не было ни жены, ни детей, ни родственников, никого, кому он бы мог оставить свое состояние, и так он был скуп, хотя дрожал от старости и одной ногой стоял в могиле" (Исаак Масса. Краткое известие о Московии в начале 17 века // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 53).
Голландский негоциант Исаак Масса считается объективным и информированным свидетелем (О начале войн и смут в Московии. - С. 469).
Речь идет о патриархе Иове, как уже упоминалось, причисленном к лику святых.
Во времена отмены крепостного права также были любопытные эпизоды. Крестьянам в "освобождении" многое не понравилось (двухгодичное сохранение барщины, отрезки земли в пользу помещика, высокие выкупные платежи). Священники всячески успокаивали крестьян. По указу полоцкого архиепископа, деревенские попы читали прихожанам: "Нам господь Бог повелел повиноваться царю как Божией воле над нами; тогда мы и православные, тогда мы и христиане, тогда и церковь - наша мать и Бог - наш отец. А кто царя не чтит со всею покорностию, т. е. своими глупыми пересудами пересуживает волю царскую, тот Бога не боится, того и церковь извергает".
Аргументы убедили далеко не всех. Характерная выписка из письма помещика.
"Скверно у нас! Крестьяне бунтуют, не хотят отправлять барщину, собираются толпами. Флигель-адъютант с попом… разъезжают по имениям, а им вслед несколько сот мужиков кричат: "Не пойдем, мы вольные, не позволим бить наших!" Губернатор ничего не делает, а флигель-адъютант Нарышкин, как видно, в подобных делах еще не бывал, не знает, что делать с толпой; войска здесь мало, попа мужики обругали пьяницей" (Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. - М.: МГУ, 1994. - С. 267-268). В разных селах крестьяне выражали недовольство по-разному: от выкриков: "Скрывает поп настоящую царскую волю!" и вплоть до того, что толпа прихожан "потрепала маленько отца духовного" (Там же. - С. 288).
О том, что в 1905 г. крестьянские сходы удаляли священников и требовали упразднения церквей тоже не секрет.
Так сход крестьян Ольховской волости Царицынского уезда (по донесению жандармского офицера) выносит решение о закрытии церквей: "Церкви не нужны, их следует обращать на другие полезные учреждения: школы, больницы" (Высший подъём революции 1905-1907 гг.. Ч. 2. - М., 1955. - С. 758).
Во время подавления восстания Разина был повешен князем Долгоруковым поп Савва, насиловавший крестьянок (1670 г., декабря 6. Отписка Долгорукого о показаниях пленных // Материалы по истории СССР. Вып. 3. - М., 1989. - С. 291).
В 18 в. дворянин Болотов вспоминает, как велел высечь плетьми за кражу пономаря, "не уважив нимало духовного звания, которым вздумал он отговариваться" (Болотов А. Жизнь и приключения Андрея )
К началу двадцатого века все ниже падает авторитет у паствы. Так сход крестьян Ольховской волости Царицынского уезда (по донесению жандармского офицера) выносит решение о закрытии церквей и обращении их на более полезные учреждения: школы и больницы. На совещании Всероссийского крестьянского Союза звучит:
"У нас живется все-таки страшно тяжело. Например, в нашем селе много лет идет тяжба с попами. Сколько ни сыплем денег, куда-то проваливаются. Говорят, священники служат посредником между людьми и богом, а на самом деле они служат посредниками между начальниками, полицией и нами и только спешат содрать побольше с крестьян" Протокол делегатского совещания Всероссийского крестьянского союза 6-10 ноября 1905 г. - М., 1906. - С. 30-31
Или другая крестьянская жалоба:
"Не успеешь ворота запереть как они вот опять давай того-сего: свининки, сметанки, куренка, масла, яичек, ржицы, мучицы, конопли - хоть криком-кричи. Собаки не отбрехали, как опять заливаются: попы идут, встречай их таких-сяких" Церковно-общественный вестник. - 1914. - № 31
В 1905 году, священник о Михаил (Левитов) писал в "Церковном вестнике":
"Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его олицетворением жадности, корыстолюбия. Духовенство деморализовалось до потери значительной части не пастырского только, но и человеческого достоинства" Церковный вестник. - 1905. - № 32
О ростовском епископе Пахомии: "то был блаженный епископ избранник божий и истинный был пастырь, а не наимник; се бе агнец, а не волк, не бе бо хитая от чужих домов богатства, не збирая его, ни тем хваляся, но паче обличаше грабителя и мздоимца" (Лавр. Летопись, 1216 год)
Оценка историка (Б. А. Романов "Люди и нравы Древней Руси" - классическое исследование менталитета людей русского средневековья): "Первым делом заявив, что то был пастырь на совесть: не лихоимец, не грабитель, не взяточник, а обличитель всех таковых. Литературный прием, за которым стоит сама жизнь, с ее более, чем вековым опытом: надо было исключить образы, напрашивающиеся само собою, чтобы затем поставить на их место черты, которые иначе могли показаться надуманными, условными, а потому неправдоподобными".
На эту же тему - любопытно отмежевывание митрополита Клима Смолятича от тех церковников, "которые присоединяют дом к дому, села к селам, приобретают изгоев [крестьян, изгнанных из общины], и сябров [крестьян-общинников], борта и пожни, пустоши и пашни. От всего этого я, окаянный Клим, вполне свободен"
(Климент, митрополит Русский, Фоме, пресвитеру // Златоструй: Древняя Русь X-XIII вв. - М., 1990. - С. 181).
Оценка историка: "Климент ставит себе в заслугу полный отказ от всего, в том числе церковного, имущества. Это не вполне обычно для 12 века, когда крупные земельные владения, села, равно как и холопов, имели многие монастыри (в том числе Печерский), церкви, отдельные священнослужители".
"идея нестяжательства в 12 в.... По существу ее сформулировал один Климент" (Там же. - С. 180)
==============================================
НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ.
Вот что пишет Светлана Лурье в отзыва на книгу "Штурм небес" как зеркало русской смуты
(Черная книга («Штурм небес»). Сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей. Составил А.А.Валентинов. С вводной статьей Петра Струве. Париж, 1925. 294 с.)
«Черная книга» А. А. Валентинова, более известная как «Штурм небес», по-хорошему «тенденциозна». Ее цель — рассказать сперва европейскому (первоначально она была опубликована на английском и немецком языках), а затем и русскому читателю о превосходившем всякое разумение попрании религиозной свободы в Советской России. К этой труднодоступной книге, почему-то не попавшей в накрывшую наш книжный рынок в 1990-егоды волну репринтов и переизданий, восходит большая часть ярких свидетельств о беспрецедентных гонениях на церковь. Разумеется, основной материал касается православной церкви, но не только ее — говорится и о преступлениях против католичества, иудаизма, мусульманства. Подробно описываются антирелигиозный террор в годы гражданской войны, судебные процессы над церковными иерархами, методы атеистического воздействия на народ. Составителем собраны устные и документальные свидетельства, обобщены материалы советской прессы (бывшей в то время довольно откровенной в описании революционных «подвигов»). Есть в книге и характерные умолчания — например, практически ничего не сказано о развязанной большевиками кампании по «изъятию мощей». Это произошло потому, что для английских читателей эта тема была непонятна и неинтересна.
«Штурм небес» нужно читать как яркий разоблачительный документ, уникальное собрание свидетельств. Но интересен еще один аспект этого труда. Автор, принадлежащий к кругу известного русского мыслителя и публициста П. Б. Струве, пытается представить народ в качестве пассивной жертвы, развращенной большевиками. Для «народнического» сознания русской интеллигенции начала века такой ход мысли был естественен. Но насколько он справедлив? Представляется, что проблема намного сложнее.
Русское крестьянство того времени не было забитой серой массой. В 1905–1907-м и в1917-м крестьяне громили помещичьи усадьбы и убивали их владельцев. Во время гражданской войны крестьяне в большинстве своем были вооружены. Именно из-за вооруженного сопротивления крестьян провалились попытки «продармии» провести массовое насильственное изъятие хлеба. В начале двадцатых народ, нимало не задумываясь, отвечал на насилие насилием, память о котором сохранялась долгие годы. Еще в 1960-е некоторые бабушки, по рассказам, так воспитывали своих внуков: «Видишь памятник погибшим красноармейцам? А убивал их твой дедушка». Впрочем, использовать красноармейцев против крестьянства большевики после нескольких попыток зареклись: красноармейцы — те же крестьяне и нередко поддерживали своих собратьев.
В случае же расправ с духовенством, описываемых Валентиновым, крестьяне проявляли поразительную безучастность. «Водной из станиц Кубанской области в ночь под Пасху (когда в храме должно было быть битком народу. — С. Л.) был во время богослужения замучен священник Пригоровский: ему выкололи глаза, отрезали уши и нос и размозжили голову… Священника монастыря Марии Магдалины Григория Никольского, приобщавшего молящихся во время литургии, вывели из церкви… и после всяческих издевательств убили выстрелом из револьвера в рот, который заставили его открыть при криках: “мы тебя приобщаем”» (с. 37). Священника Александра Подольского «прежде чем убить, долго водили по станице, глумились и били, а затем зарубили за селом на свалочном месте. Один из прихожан, пришедший его похоронить, был тут же убит пьяными красноармейцами» (с. 43). Один из прихожан! А где же остальные? Ведь в случае массового возмущения народа большевики были бы вынуждены отступить. Известен случай, когда «население и приход настойчиво ходатайствовали об освобождении архиепископа Митрофана из-под ареста. Наконец его повели в здание судебных установлений и здесь объявили постановление военно-революционного суда о признании его ни в чем не виновным. При этом председатель военно-революционного суда объявил, между прочим, Митрофану, что революционная власть убедилась, что народ его любит… Эта любовь народа и боязнь народного гнева заставляли в то время советскую власть воздерживаться от каких-либо репрессивных мер» (с. 34–35).
Однако свидетельства о сопротивлении религиозным гонениям мы находим только применительно к городам, особенно таким крупным пролетарским центрам, как Петроград и Москва. «В пятницу (17 марта) к церкви на Сенной площади подъехал автомобиль с вооруженными красноармейцами и комиссарами для изъятия церковных ценностей. Об этом узнала толпа, бывшая на рынке, и народом было принято решение защищать храм от ограбления. Комиссар упорствовал в своем намерении. Толпа бросилась на него и избила. Это послужило поводом к оцеплению Сенной площади курсантами и конной милицией. Раздались выстрелы вверх, но толпа не расходилась, и коммунистам на этот раз пришлось отказаться от своего намерения ограбить церковь… 28 марта во Владимирском соборе два комиссара, пытавшиеся насильно ворваться в церковь, двери которой были заперты, были убиты на месте разъяренной толпой. Сопровождавшие их красные солдаты разбежались» (с. 56–57).
Это — типичная городская картина. В деревнях все было по-другому. «Население одного из сел Осетии выгнало попа. Церковное имущество разделено между местным населением… В Петроградском округе Донобласти в хуторе Подщенском… под звуки Интернационала колокола сняли. Здесь же постановлено разработать проект устройства из церкви театра… Незаможники села Буялык Одесского уезда организовали торжественное сожжение имевшихся у них икон. Церковь преобразована в Народный дом и библиотеку….» (с. 90–91). Заметим, что обычно церковное имущество делилось между крестьянами. «Черный передел» (всеросийское поровнение земли) с помещичьих усадеб переносится на церковную собственность и имущество духовенства.
Изредка встречаются и совсем жуткие свидетельства бесчеловечного отношения «паствы» к духовенству. «Священник Рябухин упал в яму еще живым, и в течение ночи ему удалось высвободиться из-под тонкого слоя земли. На его стон явился кладбищенский (и, очевидно, в прошлом — церковный.— С.Л.) сторож, который застал отца Рябухина выглядывавшим из ямы и умолявшим вытащить его и дать ему воду… Но сторож забросал живого священника более толстым слоем земли» (с.37–38). Или вот отрывок из письма красноармейца домой в деревню: «Мне тоже, — пишет он, — пришлось застрелить попа одного. А теперь мы еще ловим этих чертей и бьем как собак» (с.35).
Крестьяне были активными участниками антицерковных гонений и… очень верующими людьми. Задонский корреспондент московских «Известий» сообщает о религиозной жизни в своей провинции: «Найти у нас в деревне коммуниста, у которого бы не висела в избе икона — большая редкость» (с.133). Некий коммунист говорит о своем отце: «Старый человек, по два часа стоит на коленях, молится, всех святых перебирает… Для меня легче на фронт идти, чем за это дело (вынос из дому икон. — С.Л.) взяться»(с.133). Между религиозностью и коммунизмом складывается определенный компромисс. «Женится в одной деревне коммунист. В церковь идет полный свадебный кортеж. Впереди красное знамя с надписью: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь”, потом иконы, потом жених с красным бантом во всю грудь. Такая “красная свадьба” не редкость в деревне» (c. 133– 134).
Да и большевистская власть частенько опасается открыто задевать верующих. Официальная пресса призывала бороться с религией с осторожностью, «с величайшим умением». «Стремление власти прикрыться в иных случаях терпимым якобы отношением к церкви и духовенству, чтобы потом добиться своих целей, представляется явлением в области официальных взаимоотношений обычным». Получается, что в начале 20-х вовсе не коммунисты были запевалами в атеистической борьбе. Ими являлись красноармейцы и сельские комсомольцы при молчании и порой одобрении крестьян старшего возраста.
Жестокость в отношении духовенства, разрушения и осквернения церквей менее всего были делом организованной антирелигиозной политики большевистской партии. Мало того — чаще всего они не были следствием разгула красных «комиссаров, инородцев и уголовников», как это представляла себе «белая» общественность. Наиболее последовательным и жестоким антицерковником того времени был… русский крестьянин. Происходившее в деревне в 1917–1921 годах было продолжением традиций крестьянского бунта XVII — начала XX века, когда и в церковь на лошадях въезжали, и в иконы стреляли, и над священниками издевались — водили их голыми по деревне, пока они не замерзали на-смерть (это в годы революции 1905–1907-го). Крестьянам показалось, что священники скрывают от них волю царя, повелевшего, дескать, совершать Черный передел[1], и они обрушили на «попов» весь своей гнев. В1918году духовенство тоже противилось совершению того, что крестьяне приняли за «Черный передел» — реализации «Декрета о земле» и разграблению помещичьих усадеб, а потому «попы» были в это время у крестьянства не в чести. И мужики мстили как могли. Затем бунтарский угар поугас. Со времен начала НЭПа до коллективизации случаи закрытия деревенских церквей были редки. Крестьяне получили землю от большевистской власти и были довольны.
После этого православие в русской деревне падает почти без нажима, поскольку община перестает быть приходом и религиозная основа крестьянской жизни и труда утрачивается.
Наиболее сознательной и прочной опорой религии является… пролетариат, рабочий класс. Рабочие защищают церковные ценности от изъятия в 1921 году, заступаются за патриарха Тихона, своих епископов и священников, противодействуют антирелигиозной пропаганде.
Сами большевики, ослепленные марксистской идеей о «реакционности» крестьянства, потери религиозности в деревне, кажется, не заметили. Им представляется, что «от наплевательского отношения к попу и нехождения в церковь до неверия в Бога — дистанция подлинно огромного размера... Настоящие безбожники — безбожники убежденные— редки. Их наперечет знают крестьяне: один в Тикине, двое в Знаменке».[2] Дистанция, однако, оказалась пренебрежимо мала.
Автор «Штурма небес», подобно своим противникам — коммунистам, тоже верит в глубокую народную религиозность. Он пересказывает такой случай: «Один молодой красноармеец рассказывал про то, как в праздник за столом не перекрестился и задумал вступить с матерью в спор по этому вопросу. Мать покончила религиозный диспут ударом горячей ложки с кашей по его красноармейскому лбу…» «Не бойтесь мамкиной ложки» — взывала коммунистическая газета к комсомольцам. «Мамкина ложка» казалась им грозным оружием. Но для усмирения очередной крестьянской бунташной дури обычно требовалось оружие более серьезное. Не было его у бедной «мамки». А ложкой по лбу в крестьянских семьях всего лишь приучали прилично вести себя за столом. Возможно, и «мамка» хотела всего лишь соблюдения внешних приличий. Ведь через несколько лет и она сама вслед за сыном стала атеисткой в красном платочке…
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Более подробно об алгоритме русского крестьянского бунта см. в моей монографии: Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. C. 178–184 (см. также: http://svlourie.narod.ru/metamorphoses/russ-obsh.h...
[2] Голубых Н. Очерки глухой деревни. М.; Л.: Государственное изд-во, 1926. С. 117.
(Черная книга («Штурм небес»). Сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей. Составил А.А.Валентинов. С вводной статьей Петра Струве. Париж, 1925. 294 с.)
«Черная книга» А. А. Валентинова, более известная как «Штурм небес», по-хорошему «тенденциозна». Ее цель — рассказать сперва европейскому (первоначально она была опубликована на английском и немецком языках), а затем и русскому читателю о превосходившем всякое разумение попрании религиозной свободы в Советской России. К этой труднодоступной книге, почему-то не попавшей в накрывшую наш книжный рынок в 1990-егоды волну репринтов и переизданий, восходит большая часть ярких свидетельств о беспрецедентных гонениях на церковь. Разумеется, основной материал касается православной церкви, но не только ее — говорится и о преступлениях против католичества, иудаизма, мусульманства. Подробно описываются антирелигиозный террор в годы гражданской войны, судебные процессы над церковными иерархами, методы атеистического воздействия на народ. Составителем собраны устные и документальные свидетельства, обобщены материалы советской прессы (бывшей в то время довольно откровенной в описании революционных «подвигов»). Есть в книге и характерные умолчания — например, практически ничего не сказано о развязанной большевиками кампании по «изъятию мощей». Это произошло потому, что для английских читателей эта тема была непонятна и неинтересна.
«Штурм небес» нужно читать как яркий разоблачительный документ, уникальное собрание свидетельств. Но интересен еще один аспект этого труда. Автор, принадлежащий к кругу известного русского мыслителя и публициста П. Б. Струве, пытается представить народ в качестве пассивной жертвы, развращенной большевиками. Для «народнического» сознания русской интеллигенции начала века такой ход мысли был естественен. Но насколько он справедлив? Представляется, что проблема намного сложнее.
Русское крестьянство того времени не было забитой серой массой. В 1905–1907-м и в1917-м крестьяне громили помещичьи усадьбы и убивали их владельцев. Во время гражданской войны крестьяне в большинстве своем были вооружены. Именно из-за вооруженного сопротивления крестьян провалились попытки «продармии» провести массовое насильственное изъятие хлеба. В начале двадцатых народ, нимало не задумываясь, отвечал на насилие насилием, память о котором сохранялась долгие годы. Еще в 1960-е некоторые бабушки, по рассказам, так воспитывали своих внуков: «Видишь памятник погибшим красноармейцам? А убивал их твой дедушка». Впрочем, использовать красноармейцев против крестьянства большевики после нескольких попыток зареклись: красноармейцы — те же крестьяне и нередко поддерживали своих собратьев.
В случае же расправ с духовенством, описываемых Валентиновым, крестьяне проявляли поразительную безучастность. «Водной из станиц Кубанской области в ночь под Пасху (когда в храме должно было быть битком народу. — С. Л.) был во время богослужения замучен священник Пригоровский: ему выкололи глаза, отрезали уши и нос и размозжили голову… Священника монастыря Марии Магдалины Григория Никольского, приобщавшего молящихся во время литургии, вывели из церкви… и после всяческих издевательств убили выстрелом из револьвера в рот, который заставили его открыть при криках: “мы тебя приобщаем”» (с. 37). Священника Александра Подольского «прежде чем убить, долго водили по станице, глумились и били, а затем зарубили за селом на свалочном месте. Один из прихожан, пришедший его похоронить, был тут же убит пьяными красноармейцами» (с. 43). Один из прихожан! А где же остальные? Ведь в случае массового возмущения народа большевики были бы вынуждены отступить. Известен случай, когда «население и приход настойчиво ходатайствовали об освобождении архиепископа Митрофана из-под ареста. Наконец его повели в здание судебных установлений и здесь объявили постановление военно-революционного суда о признании его ни в чем не виновным. При этом председатель военно-революционного суда объявил, между прочим, Митрофану, что революционная власть убедилась, что народ его любит… Эта любовь народа и боязнь народного гнева заставляли в то время советскую власть воздерживаться от каких-либо репрессивных мер» (с. 34–35).
Однако свидетельства о сопротивлении религиозным гонениям мы находим только применительно к городам, особенно таким крупным пролетарским центрам, как Петроград и Москва. «В пятницу (17 марта) к церкви на Сенной площади подъехал автомобиль с вооруженными красноармейцами и комиссарами для изъятия церковных ценностей. Об этом узнала толпа, бывшая на рынке, и народом было принято решение защищать храм от ограбления. Комиссар упорствовал в своем намерении. Толпа бросилась на него и избила. Это послужило поводом к оцеплению Сенной площади курсантами и конной милицией. Раздались выстрелы вверх, но толпа не расходилась, и коммунистам на этот раз пришлось отказаться от своего намерения ограбить церковь… 28 марта во Владимирском соборе два комиссара, пытавшиеся насильно ворваться в церковь, двери которой были заперты, были убиты на месте разъяренной толпой. Сопровождавшие их красные солдаты разбежались» (с. 56–57).
Это — типичная городская картина. В деревнях все было по-другому. «Население одного из сел Осетии выгнало попа. Церковное имущество разделено между местным населением… В Петроградском округе Донобласти в хуторе Подщенском… под звуки Интернационала колокола сняли. Здесь же постановлено разработать проект устройства из церкви театра… Незаможники села Буялык Одесского уезда организовали торжественное сожжение имевшихся у них икон. Церковь преобразована в Народный дом и библиотеку….» (с. 90–91). Заметим, что обычно церковное имущество делилось между крестьянами. «Черный передел» (всеросийское поровнение земли) с помещичьих усадеб переносится на церковную собственность и имущество духовенства.
Изредка встречаются и совсем жуткие свидетельства бесчеловечного отношения «паствы» к духовенству. «Священник Рябухин упал в яму еще живым, и в течение ночи ему удалось высвободиться из-под тонкого слоя земли. На его стон явился кладбищенский (и, очевидно, в прошлом — церковный.— С.Л.) сторож, который застал отца Рябухина выглядывавшим из ямы и умолявшим вытащить его и дать ему воду… Но сторож забросал живого священника более толстым слоем земли» (с.37–38). Или вот отрывок из письма красноармейца домой в деревню: «Мне тоже, — пишет он, — пришлось застрелить попа одного. А теперь мы еще ловим этих чертей и бьем как собак» (с.35).
Крестьяне были активными участниками антицерковных гонений и… очень верующими людьми. Задонский корреспондент московских «Известий» сообщает о религиозной жизни в своей провинции: «Найти у нас в деревне коммуниста, у которого бы не висела в избе икона — большая редкость» (с.133). Некий коммунист говорит о своем отце: «Старый человек, по два часа стоит на коленях, молится, всех святых перебирает… Для меня легче на фронт идти, чем за это дело (вынос из дому икон. — С.Л.) взяться»(с.133). Между религиозностью и коммунизмом складывается определенный компромисс. «Женится в одной деревне коммунист. В церковь идет полный свадебный кортеж. Впереди красное знамя с надписью: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь”, потом иконы, потом жених с красным бантом во всю грудь. Такая “красная свадьба” не редкость в деревне» (c. 133– 134).
Да и большевистская власть частенько опасается открыто задевать верующих. Официальная пресса призывала бороться с религией с осторожностью, «с величайшим умением». «Стремление власти прикрыться в иных случаях терпимым якобы отношением к церкви и духовенству, чтобы потом добиться своих целей, представляется явлением в области официальных взаимоотношений обычным». Получается, что в начале 20-х вовсе не коммунисты были запевалами в атеистической борьбе. Ими являлись красноармейцы и сельские комсомольцы при молчании и порой одобрении крестьян старшего возраста.
Жестокость в отношении духовенства, разрушения и осквернения церквей менее всего были делом организованной антирелигиозной политики большевистской партии. Мало того — чаще всего они не были следствием разгула красных «комиссаров, инородцев и уголовников», как это представляла себе «белая» общественность. Наиболее последовательным и жестоким антицерковником того времени был… русский крестьянин. Происходившее в деревне в 1917–1921 годах было продолжением традиций крестьянского бунта XVII — начала XX века, когда и в церковь на лошадях въезжали, и в иконы стреляли, и над священниками издевались — водили их голыми по деревне, пока они не замерзали на-смерть (это в годы революции 1905–1907-го). Крестьянам показалось, что священники скрывают от них волю царя, повелевшего, дескать, совершать Черный передел[1], и они обрушили на «попов» весь своей гнев. В1918году духовенство тоже противилось совершению того, что крестьяне приняли за «Черный передел» — реализации «Декрета о земле» и разграблению помещичьих усадеб, а потому «попы» были в это время у крестьянства не в чести. И мужики мстили как могли. Затем бунтарский угар поугас. Со времен начала НЭПа до коллективизации случаи закрытия деревенских церквей были редки. Крестьяне получили землю от большевистской власти и были довольны.
После этого православие в русской деревне падает почти без нажима, поскольку община перестает быть приходом и религиозная основа крестьянской жизни и труда утрачивается.
Наиболее сознательной и прочной опорой религии является… пролетариат, рабочий класс. Рабочие защищают церковные ценности от изъятия в 1921 году, заступаются за патриарха Тихона, своих епископов и священников, противодействуют антирелигиозной пропаганде.
Сами большевики, ослепленные марксистской идеей о «реакционности» крестьянства, потери религиозности в деревне, кажется, не заметили. Им представляется, что «от наплевательского отношения к попу и нехождения в церковь до неверия в Бога — дистанция подлинно огромного размера... Настоящие безбожники — безбожники убежденные— редки. Их наперечет знают крестьяне: один в Тикине, двое в Знаменке».[2] Дистанция, однако, оказалась пренебрежимо мала.
Автор «Штурма небес», подобно своим противникам — коммунистам, тоже верит в глубокую народную религиозность. Он пересказывает такой случай: «Один молодой красноармеец рассказывал про то, как в праздник за столом не перекрестился и задумал вступить с матерью в спор по этому вопросу. Мать покончила религиозный диспут ударом горячей ложки с кашей по его красноармейскому лбу…» «Не бойтесь мамкиной ложки» — взывала коммунистическая газета к комсомольцам. «Мамкина ложка» казалась им грозным оружием. Но для усмирения очередной крестьянской бунташной дури обычно требовалось оружие более серьезное. Не было его у бедной «мамки». А ложкой по лбу в крестьянских семьях всего лишь приучали прилично вести себя за столом. Возможно, и «мамка» хотела всего лишь соблюдения внешних приличий. Ведь через несколько лет и она сама вслед за сыном стала атеисткой в красном платочке…
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Более подробно об алгоритме русского крестьянского бунта см. в моей монографии: Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. C. 178–184 (см. также: http://svlourie.narod.ru/metamorphoses/russ-obsh.h...
[2] Голубых Н. Очерки глухой деревни. М.; Л.: Государственное изд-во, 1926. С. 117.
A
AlexTheNord
Нет проблем- давайте изучать ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение "библия".
Давайте! Так же как и "Войну и мир" - давайте! С разбором кто и что чувтсвовал и в связи с какими обстоятельствами. Потдерживаю!
Нафига учить каких-то церковников и их биографии???
Ну я и говорю - не хотите учить историю России - оставайтесь безграмотным. Если вы считаете, что, например, Николай Чудотворец не оказал никакого влияния на мысли русских людей - то вы глубоко заблуждаетесь. Его жизнеописание читали, пока еще вас даже в планах не было, и будут читать, когда от вас ничего не останется, вне зависимости от вашего мнения.
Ну и что, ну была религия полезной- во времена
рабовладения- а сейчас врелна иотделена от государства
Вы что безграмотны? Вы приводите свое высказывание под фразой о современной картине мира, созданной в начале прошлого века! О каком рабовладении идет речь?
Вы
согласны что они абсурдны?
Согласен. Приведенные вопросы абсурдны, т.к. они бредовы и никогда не осуществимы.
Критический взгляд на мир- это хорошо, а безропотное принимание на веру всякой обманной фигни-
плохо!
У вас есть альтернативный взгляд, например, на существоание мира? Если нет - то плохо! Ведь это может быть неправдой - в будущем наврняка они будут уточнены и изменены! Так что ваше мировозрение хуже некуда. Это собственно и следует из ваших высказываний...
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.