Для Сrataegus про страдания
Пока я писал ответ Вам, успели грохнуть тему. Отвечаю в новой, но хотел бы в ней строго следовать теме нашего с Вами разговора, без расплываний. Хочу сворачиваться потихоньку.
Я следую Вашим акцентам. Вы говорите - мы не можем точно знать, страдает или нет, от чего и как именно всякое существо - я с Вами соглашаюсь. Это действительно так. Если Вы из этого делаете вывод - тогда мы вообще не можем знать, страдает или нет другое существо - я с Вами не соглашаюсь. Это не так, я это знаю и, более того, Вы сами это прекрасно знаете.
Да, мысли рыб мы пока не читаем. Но если видим рыбу, плывущую с крючком в жабрах или губе, можем понять, что она страдает? И если имеем возможность - можем оказать ей помощь? Если видим рыбу в своём аквариуме, поджимающую плавники и покрытую сыпью, - можем, открыв справочник, догадаться, что она болеет и страдает, а догадавшись, можем насыпать в воду лекарство? Смотрите, я привёл примеры с рыбами, невзирая на то, что что у них в голове, мы не знаем.
Вы меняете акценты - я меняю реакцию.
Откуда мне знать? Я просто отвечаю то, что думаю, включая поучения, с которыми я согласен.
Назад-вперёд - уже большая условность, давайте это отметим. Форма, которую обретает то или иное сознание, и условия, в которых оно перерождается (и вообще - находится в любой момент времени) в точности соответствует состоянию этого сознания. Здесь нет справедливости или несправедливости, кары или награды. Это просто абсолютно точное соответствие, как в физическом законе, который ни справедлив, ни несправедлив.
Следовательно, мы просто исходим из того, что получаем извне в точности то, что отправляем вовне. Мы не убиваем, если не хотим в будущем быть убитыми. А если хотим, чтобы нас убивали - тогда убиваем. Буддизм ни в коей мере не грозит никакими карами за убийство (вопреки распространённому заблуждению). Он просто честно рассказывает, что сумма квадратов катетов всегда равна квадрату гипотенузы. Ну, Вы меня поняли.
А если не имеем, то вообще шагу не ступить. Заниматься сплошным недеянием. Если страдание нельзя измерить, мы не имеем четких ориентиров, сколько-чего-куда.
Мне кажется бессмысленным пытаться загнать жизнь в какие-то формулы. Она всегда шире. Не формулы обеспечивают точность и эффективность действий, а максимально чистое восприятие, очищенное от личностных аффектов и завес. Для того, чтобы вытащить из тела отравленную стрелу, которая нас ранила, нам не нужно обязательно знать, каково имя лучника и из какой он семьи; высокий ли он, низкий, или среднего роста; цвет лица у него черный, коричневый или золотой; из какой деревни, селения или города он родом; из какого вида лука выстрелили в нас; какая тетива была на нём; какого вида стрела; из чьих перьев оперение на ней и из чего сделан наконечник этой стрелы. Для того, чтобы успешно перейти дорогу перед едущим автомобилем, нам необязательно знать, какой он марки, какова мощность его двигателя, какой залит бензин и как зовут водителя. Для того, чтобы понять, что человек страдает, нам необязательно выяснять всю его подноготную, достаточно одного взгляда. Если мы больше будем знать о его страдании, мы, разумеется, сможем действовать точнее, понимая, что служит причиной его страданиям - его ли собственные заблуждения, которые можно помочь развеять, его ли прошлые действия, которые теперь вернулись (и на это можно обратить его внимание) или ещё что-то.
Таким образом, я совершенно не согласен с тем, что мы не можем действовать, если не знаем всех мельчайших деталей и обстоятельств. Такое утверждение кажется мне схоластическим лукавством.
Напротив, чем полнее соблюдены эти два условия - мотивация и чистое восприятие - тем более эффективными и точными будут наши действия.
Вот опять. Не исходит буддист, в особенности просветлённый, из дилеммы добра-зла, зная об относительности этих понятий. Не аналогичная это вещь бодхичитте.
Если мы условно соотнесём благие в буддийском понимании действия с добром, а неблагие со злом (не забывая, что это условное соотнесение), то я ситуацию, где оба выбора неблагих обычно решаю просто - не делаю выбора. Т.е. на предложение выбрать из двух зол меньшее, отвечаю, что зло можно вообще не выбирать.
Вот Вы уходите от своих же слов. Мы ж вчера договорились, что
мы не всегда знаем "на глазок", страдает существо или нет. Ну не знаем же! Если о физической боли еще можно судить, то о чувственной и ментальной - увольте, я не умею читать в головах у рыб.
Я следую Вашим акцентам. Вы говорите - мы не можем точно знать, страдает или нет, от чего и как именно всякое существо - я с Вами соглашаюсь. Это действительно так. Если Вы из этого делаете вывод - тогда мы вообще не можем знать, страдает или нет другое существо - я с Вами не соглашаюсь. Это не так, я это знаю и, более того, Вы сами это прекрасно знаете.
Да, мысли рыб мы пока не читаем. Но если видим рыбу, плывущую с крючком в жабрах или губе, можем понять, что она страдает? И если имеем возможность - можем оказать ей помощь? Если видим рыбу в своём аквариуме, поджимающую плавники и покрытую сыпью, - можем, открыв справочник, догадаться, что она болеет и страдает, а догадавшись, можем насыпать в воду лекарство? Смотрите, я привёл примеры с рыбами, невзирая на то, что что у них в голове, мы не знаем.
Вы меняете акценты - я меняю реакцию.
Казалось бы так, но тогда к чему эта длинная
дискуссия о мясокомбинатах?
Откуда мне знать? Я просто отвечаю то, что думаю, включая поучения, с которыми я согласен.
И где мера этой минимизации? Где еще можно, а потом оп! и человек накапливает отрицательной кармы
столько, что в следующем перерождении его отбрасывает назад?
Назад-вперёд - уже большая условность, давайте это отметим. Форма, которую обретает то или иное сознание, и условия, в которых оно перерождается (и вообще - находится в любой момент времени) в точности соответствует состоянию этого сознания. Здесь нет справедливости или несправедливости, кары или награды. Это просто абсолютно точное соответствие, как в физическом законе, который ни справедлив, ни несправедлив.
Следовательно, мы просто исходим из того, что получаем извне в точности то, что отправляем вовне. Мы не убиваем, если не хотим в будущем быть убитыми. А если хотим, чтобы нас убивали - тогда убиваем. Буддизм ни в коей мере не грозит никакими карами за убийство (вопреки распространённому заблуждению). Он просто честно рассказывает, что сумма квадратов катетов всегда равна квадрату гипотенузы. Ну, Вы меня поняли.
А если не имеем, то вообще шагу не ступить. Заниматься сплошным недеянием.
Мне кажется бессмысленным пытаться загнать жизнь в какие-то формулы. Она всегда шире. Не формулы обеспечивают точность и эффективность действий, а максимально чистое восприятие, очищенное от личностных аффектов и завес. Для того, чтобы вытащить из тела отравленную стрелу, которая нас ранила, нам не нужно обязательно знать, каково имя лучника и из какой он семьи; высокий ли он, низкий, или среднего роста; цвет лица у него черный, коричневый или золотой; из какой деревни, селения или города он родом; из какого вида лука выстрелили в нас; какая тетива была на нём; какого вида стрела; из чьих перьев оперение на ней и из чего сделан наконечник этой стрелы. Для того, чтобы успешно перейти дорогу перед едущим автомобилем, нам необязательно знать, какой он марки, какова мощность его двигателя, какой залит бензин и как зовут водителя. Для того, чтобы понять, что человек страдает, нам необязательно выяснять всю его подноготную, достаточно одного взгляда. Если мы больше будем знать о его страдании, мы, разумеется, сможем действовать точнее, понимая, что служит причиной его страданиям - его ли собственные заблуждения, которые можно помочь развеять, его ли прошлые действия, которые теперь вернулись (и на это можно обратить его внимание) или ещё что-то.
Таким образом, я совершенно не согласен с тем, что мы не можем действовать, если не знаем всех мельчайших деталей и обстоятельств. Такое утверждение кажется мне схоластическим лукавством.
Это так, но получается опять же, что шагу не ступишь.
Напротив, чем полнее соблюдены эти два условия - мотивация и чистое восприятие - тем более эффективными и точными будут наши действия.
Много двояких ситуаций, где оба выбора - зло.
Вот опять. Не исходит буддист, в особенности просветлённый, из дилеммы добра-зла, зная об относительности этих понятий. Не аналогичная это вещь бодхичитте.
Если мы условно соотнесём благие в буддийском понимании действия с добром, а неблагие со злом (не забывая, что это условное соотнесение), то я ситуацию, где оба выбора неблагих обычно решаю просто - не делаю выбора. Т.е. на предложение выбрать из двух зол меньшее, отвечаю, что зло можно вообще не выбирать.
c
crataegus
Капитан, вот в соседней теме (понимаете какой) - дилемма. Об которую вся схоластика и теоретизация обламывается.
Я примерно про такие случаи.
Я примерно про такие случаи.
Ну да. Как раз хорошая иллюстрация. Поэтому и не надо всё пытаться в формулу загнать. Мы прекрасно распознаём, что есть страдание и в чём его суть, даже не зная, как зовут человека и как он выглядит.
c
crataegus
Мы прекрасно распознаём, что есть страдание и в чём его суть
Когда дело касается нас или других, которые могут выразить себя. Кто не могут выразить - в отношении их как принимать решения? Понимаете, ведь, о чем я?
Отказаться от своих личностых мотиваций - этого иногда не хватает. Когда завязаны интересы более чем двух - как Вы будете выбирать? Как оценивать страдание, которое еще не произошло, но может произойти?
Кто не могут выразить - в отношении их как принимать решения?
Если не могут выразить - откуда мы знаем, что имеет место страдание?
Отказаться от своих личностых мотиваций -
этого иногда не хватает.
Я говорил про два условия, не одно. Конечно, не хватает.
Когда завязаны интересы более чем двух - как Вы будете выбирать?
Никаких волшебных формул, всегда только конкретная ситуация, то, что есть здесь и сейчас. Иногда в пользу одного, иногда в пользу другого, иногда вопреки и одному и другому, а иногда "win-win". Никаких обобщений, мыслим глобально, действуем локально.
Как оценивать страдание, которое еще не
произошло, но может произойти?
Если можем - упреждаем. Или я недопонял вопрос.
c
crataegus
Если не могут выразить - откуда мы знаем, что имеет место страдание?
Действительно, откуда?
Берем корову, умерщвляем ее безболезненно и так, чтоб она не заметила... но Вы скажете - "Ментальное страдание" или "чувственное страдание". Или не скажете?
Иногда в пользу одного, иногда в пользу другого, иногда вопреки и одному и другому, а иногда "win-win".
То есть, в итоге, страдание причинили, карму испортили?
Или я недопонял вопрос.
Недопоняли. Рассуждала в русле ситуации соседней темы (ой, не нравится мне это заглазное обсуждение).
Действительно, откуда?
А если не знаем, что имеет место страдание, почему рассуждаем про страдание?
умерщвляем ее безболезненно и так, чтоб она не заметила...
Это возможно? Я такого не знаю.
Кстати, если бы было возможно освободить смерть от присущих ей страданий, видимо, это действительно было бы большим благом.
То есть, в итоге, страдание причинили, карму
испортили?
Опять не понял.
c
crataegus
Это возможно? Я такого не знаю.
Газ какой-нить. Вводящий в эйфорию, а потом того.
Нам ведь неизвестно, страдает она иным путем, кроме физической боли. Тогда "если не знаем, что имеет место страдание, почему рассуждаем про страдание?" остается справедливым.
Опять не понял.
Ситуация - человек делает выбор, при котором страдание так или иначе причиняется, этого не избежать. Карма же портится в любом случае? Факт причинения страдания был потому что.
Нам ведь неизвестно, страдает она иным путем, кроме физической боли.
А мы откуда уверены, что газ отсекает страдания, связанные со смертью? И что в момент физической смерти физического страдания гарантированно не будет? И что сознание убитого животного не будет страдать, обнаружив смерть тела?
Тогда "если не знаем, что имеет место страдание, почему рассуждаем про страдание?" остается справедливым.
Ну да. Вы не отвечаете на вопрос, а возвращаете его мне?
Ситуация - человек делает выбор, при котором страдание так или иначе причиняется, этого не избежать. Карма же портится в любом случае? Факт причинения страдания был
потому что.
По-разному. Я же рассказывал уже о четырёх условиях. Наиболее тяжкая негативная карма возникает в случае выполнения всех четырёх условий - стремление причинить страдание; действие, основывающееся на этом стремлении; событие страдания - плод действия; и оценка события - удовлетворение.
Я веду ребёнка к стоматологу, и он там действительно страдает, и я воспринимаю и переживаю это, и это несомненно оставляет отпечатки в моём уме, которые сработают при возникновении соответствующих условий. Но я также понимаю, что происходит обмен локальной острой кратковременной боли на избавление от большей боли и большего страдания в будущем, и это тоже оставляет отпечатки в моём уме, и они тоже сработают в соответствующих условиях. Всё это карма. Я могу спасти тонущую в воде бабочку, а могу утопить её, и всё это оставит отпечатки, обусловит мои будущие решения и действия в соответствующих условиях и создаст в результате те обстоятельства, в которых я окажусь. Карма - это не кто-то сидит и отмеряет мне воздаяние по какой-то универсальной формуле.
c
crataegus
И что сознание убитого животного не будет страдать, обнаружив смерть тела?
Вашими же словами
если не знаем, что имеет место страдание, почему рассуждаем про страдание?
...но тем не менее убийство коровы безболезненым способ видится Вам неправильным действием...
...Как по-Вашему - аборт причиняет страдания, если да - то кому, как и в какой степени?
...но тем не менее убийство коровы безболезненым способ видится Вам неправильным действием...
Разумеется. Я же исхожу из буддийской т.з., согласно которой сознание коровы, обнаружив смерть тела, к которой оно не стремилось, будет страдать.
Мне кажется, опять имеет место недопонимание. Я о другом говорил. Вы спрашивали - как быть, если мы НЕ ЗНАЕМ, не видим, что некое существо страдает. Я отвечаю - если у нас НЕТ НИКАКИХ ОСНОВАНИЙ полагать, что имеет место страдание, тогда непонятно, зачем говорить о страдании.
В случае с убийством коровы, по-моему, неверно говорить о том, что у нас нет никаких оснований предполагать, что эта смерть не причинит страданий.
...Как по-Вашему - аборт причиняет страдания, если да - то кому,
как и в какой степени?
Да, причиняет - плоду, матери, отцу, всем связанным, кто переживает, и тем, кто осуществляет аборт. В какой степени - судить трудно. Очень сильно зависит от конкретной ситуации.
c
crataegus
Мне кажется, опять имеет место недопонимание.
Мне тоже. У меня ощущение, что мы где-то соскользнули с какой-то точки.
В случае с убийством коровы, по-моему, неверно говорить
о том, что у нас нет никаких оснований предполагать, что эта смерть не причинит страданий.
точно так же как нет оснований предполагать, что причинит (физ.боль исключаем)
Да, причиняет - плоду, матери, отцу, всем связанным,
кто переживает, и тем, кто осуществляет аборт. В какой степени - судить трудно. Очень сильно зависит от конкретной ситуации.
И какой делать выбор? Как минимизировать страдания? У нас ведь будет много неизвестных, и будет оооочень сложно судить, кто больше пострадает, кто меньше, на ком это действие в будущем (непредсказуемом) скажется больше и т.д.
Слишком много неизвестных, повторяю.
точно так же как нет оснований предполагать, что причинит
Как это "точно так же нет"? Неправда это. У нас есть, как минимум, два основания - мы уже видели смерть других коров и знаем, что они страдали, и мы можем примерить ситуацию к себе и понять, что мы были бы несколько недовольны, если бы нас убили. А поискать - так и больше найдётся.
У нас ведь будет много неизвестных, и будет оооочень сложно судить, кто больше пострадает, кто меньше, на ком это действие в
будущем (непредсказуемом) скажется больше и т.д.
А мы так и живём. Действуем, исходя из того, что знаем, узнаём, если удаётся, то, чего не хватает. Больше знания, меньше неведения, меньше личностной окраски ситуации - вот вектор. Чем больше это удаётся, тем точнее действие.
Сrataegus, невозможно разложить мир на чёрный и белый цвет, он цветной.
Слишком много неизвестных, повторяю.
Слишком для чего?
О
Ольга.
Сегодня, читая 2 гл. книги Исайя, обнаружила:
"О, дом Иакова! Придите и будем ходить в доме Господнем. Но ты отринул народ Твой, до Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, и сынами чужих они в общении... И наполнилась земля его идолами, они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали их персты.... Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день... Ибо грядёт день Господа на всё гордое, высокомерное и на всё превознесённое... В этот день человек бросит кротам своих идолов, которым поклонялся.
Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях: ибо ЧТО оно значит? "(Исайя, 2 гл.)
[Сообщение изменено пользователем 17.03.2006 14:37]
"О, дом Иакова! Придите и будем ходить в доме Господнем. Но ты отринул народ Твой, до Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, и сынами чужих они в общении... И наполнилась земля его идолами, они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали их персты.... Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день... Ибо грядёт день Господа на всё гордое, высокомерное и на всё превознесённое... В этот день человек бросит кротам своих идолов, которым поклонялся.
Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях: ибо ЧТО оно значит? "(Исайя, 2 гл.)
[Сообщение изменено пользователем 17.03.2006 14:37]
Вот ещё раз попробую объяснить, раз недопонимание.
Нет никакой универсальной волшебной формулы, по которой мы могли бы посчитать. Чтобы посчитать точно, надо знать всё, а для этого требуется всеведение. Поскольку у нас его пока нет, мы действуем иначе. Мы понимаем, что ни на какую универсальную формулу мы полагаться не можем, поэтому мы полагаемся на другое -
1) на более полное понимание ситуации, насколько это возможно - поэтому стараемся узнать о происходящем больше, если хотим как-то отреагировать. Но тоже не превращая это в догму и в крайность - пока мы будем узнавать, как звали бабушку больного, он умереть может.
2) на возможно меньшее её искажение - для этого стараемся делать её восприятие как можно более неличностным, отсекать свои предвзятости, заинтересованности, корысти и желания, тем самым освобождая пространство, чтобы узнавать и понимать желания, стремления и потребности других;
3) на стремление принести максимально возможную пользу существам, относясь к ним равностно и сострадательно.
Это не значит ходить на цыпочках, боясь на цветочек наступить и мошку проглотить.
Лучшая схема - "win-win", когда выигрывают все. Не всегда это возможно. Тогда, основываясь на равностности и неличностном восприятии, мы действуем соответственно самой ситуации. Когда-то пресекаем одного и помогаем другому. Когда-то обоих. Когда-то ещё как-то.
Как узнать, правильно оно было или нет? Просто. "По плодам их узнаете их", говоря библейским языком. "Их" - это не только про людей, но и про решения и действия.
Нет никакой универсальной волшебной формулы, по которой мы могли бы посчитать. Чтобы посчитать точно, надо знать всё, а для этого требуется всеведение. Поскольку у нас его пока нет, мы действуем иначе. Мы понимаем, что ни на какую универсальную формулу мы полагаться не можем, поэтому мы полагаемся на другое -
1) на более полное понимание ситуации, насколько это возможно - поэтому стараемся узнать о происходящем больше, если хотим как-то отреагировать. Но тоже не превращая это в догму и в крайность - пока мы будем узнавать, как звали бабушку больного, он умереть может.
2) на возможно меньшее её искажение - для этого стараемся делать её восприятие как можно более неличностным, отсекать свои предвзятости, заинтересованности, корысти и желания, тем самым освобождая пространство, чтобы узнавать и понимать желания, стремления и потребности других;
3) на стремление принести максимально возможную пользу существам, относясь к ним равностно и сострадательно.
Это не значит ходить на цыпочках, боясь на цветочек наступить и мошку проглотить.
Лучшая схема - "win-win", когда выигрывают все. Не всегда это возможно. Тогда, основываясь на равностности и неличностном восприятии, мы действуем соответственно самой ситуации. Когда-то пресекаем одного и помогаем другому. Когда-то обоих. Когда-то ещё как-то.
Как узнать, правильно оно было или нет? Просто. "По плодам их узнаете их", говоря библейским языком. "Их" - это не только про людей, но и про решения и действия.
c
crataegus
У нас есть, как минимум, два основания - мы уже видели смерть других коров и знаем, что они страдали, и мы можем примерить ситуацию к себе и понять, что мы были бы несколько недовольны, если бы нас убили. А поискать - так и больше
найдётся.
Ну так-то да.
Больше знания, меньше неведения, меньше личностной окраски ситуации - вот вектор. Чем больше это удаётся, тем точнее действие.
Вроде бы так, но абсолютно точных действий совершать не удается, стало быть, карма все равно негативная, стало быть, потом можно и не попасть в условия, когда возможен духовный рост (как Вы писали в других темах).
Следовательно, опираясь на понятие "страдание", мы все-таки можем и не достичь полного совершенства.
Слишком для чего?
Для точного действия.
но абсолютно точных действий совершать не удается, стало быть, карма все равно негативная,
Поэтому мы в самсаре - век за веком, эпоху за эпохой. Мы совершаем то, что является проявлением нашего потенциала Будд и вытаскивает нас из самсары, но мы, в силу неведения и порождённых им омрачений, совершаем и то, что приводит нас к большему увязанию в ней.
стало быть, потом можно и не попасть в условия, когда возможен духовный рост
Если мы создадим причины для этого следствия - мы получим это следствие. Некоторые такие прямые зависимости "действие->следствие", по-видимому, наиболее часто или всегда происходящие, описаны в текстах. Например, особенностью пути пратьекабудды является то, что своё последнее человеческое перерождение он получает в условиях, где не может встретиться с Дхармой.
Следовательно, опираясь на понятие "страдание", мы все-таки можем и не достичь полного совершенства.
Не понял, из чего "следовательно". Именно опираясь на него, понимая, что страдание - ткань обусловленного существования, пронизывающая его, мы понимаем наличие страдания, наличие его причины, возможность отсечь эту причину и, наконец, действуя, покинуть этот замкнутый круг страдательного существования.
Для
точного действия.
Похоже, для Вас действия делятся на точные и неточные. Я говорю о стремлении к возможно большей точности и использовании той максимальной степени точности, которая возможна на данный момент в данных условиях.
c
crataegus
Не понял, из чего "следовательно". Именно опираясь на него, понимая, что страдание - ткань обусловленного существования, пронизывающая его, мы понимаем наличие страдания, наличие его причины, возможность отсечь эту причину и, наконец, действуя,
покинуть этот замкнутый круг страдательного существования.
Вы меня недопоняли. Я написала
Следовательно, опираясь на понятие "страдание", мы все-таки можем и не достичь полного совершенства.
Акцент здесь МОЖЕМ И НЕ ДОСТИЧЬ
То есть, можем достичь, а можем и не достичь. То есть, не гарантированно достигаем. То есть, не идеальна наша практика. То есть, сбой может произойти.
Похоже, для Вас действия делятся на точные и неточные.
А вот и нет! Мне как раз-таки казалось, что для Вас они делятся. Но Вы опровергли
Я говорю о стремлении к возможно большей точности и использовании той максимальной степени точности, которая возможна на данный момент в данных условиях.
То есть, можем достичь, а можем и не достичь. То есть, не гарантированно достигаем. То есть, не идеальна наша практика. То есть, сбой может произойти.
Но не по причине того, что "опираясь на понятие страдания". Не это служит причиной возможной неудачи.
Хотя всё равно такого рода неудачи - временные. Все, кто обладает потенциалом Будды, рано или поздно реализуют его.
А вот и нет!
Хорошо.
п.с. Я Вам уже говорил, что мне интересно и приятно с Вами общаться, несмотря на наши религиозные различия?
c
crataegus
Не это служит причиной возможной неудачи.
Что же?
Все, кто обладает потенциалом Будды, рано или поздно реализуют его.
Это как-то фаталистично звучит, не по-буддийски. Это новость для меня какая-то, честно говоря.
Я Вам уже говорил, что мне интересно и приятно с Вами общаться, несмотря на наши религиозные различия?
Ммм... нет, кажется.
Это взаимно (тут положен смайлик)
Скажите мне только (ОФФ), отчего Вы решили, что я впечатлительна (в теме о мясных продуктах)?
Что же?
Как обычно - заблуждения, ошибки,
Это как-то фаталистично звучит, не по-буддийски. Это новость для меня какая-то, честно говоря.
Фаталистично? Оптимистично.
Согласно буддийской т.з. каждое чувствующее существо обладает природой Будды. Грубо говоря, является Буддой, но не осознаёт этого. А в силу своего неведения и омрачений пребывает в том или ином состоянии обусловленного существования (иногда с телом, иногда без). Но это именно потенциал, который может быть реализован, что зависит исключительно от стремлений и действий данного существа.
По поводу того, все ли реализуют его обязательно или не все, иными словами, прекратит своё существование самсара или нет, на самом деле есть частные разногласия между школами, которые не имеют, впрочем, принципиального значения для самой буддийской доктрины. Я полагаю, что все. Полагающий, что не все, тоже может быть буддистом.
Чего нет, так это поучения, что СОВЕРШЕННО ТОЧНО НЕ ВСЕ, что предопределено, что одни спасутся, а другие нет. Что, кстати, имеет место в каноническом христианстве (учение, что спасутся все, осуждено как ересь).
Ммм... нет, кажется.
Тогда говорю - мне интересно и приятно с Вами общаться, несмотря на наши религиозные различия.
отчего Вы решили, что я впечатлительна (в теме о мясных продуктах)?
Мне так почувствовалось, такое впечатление сложилось. Наверное, из деталей общения, которые сейчас и не припомнить.
состоянии обусловленного существования (иногда с телом, иногда без).
"Без" - это как? Можно подробнее?
c
crataegus
такое впечатление сложилось.
Вы впечатлительны?
Я-то не особо. Кажется. У меня такое впечатление.
Тогда говорю - мне интересно и приятно с Вами общаться, несмотря на
наши религиозные различия
Тогда снова говорю -взаимно (смайлик)
Согласно буддийской т.з. каждое чувствующее существо обладает природой Будды.
А, так значит КАЖДОЕ.
А то Вы написали
Все, кто обладает потенциалом Будды
...что я поняла - одни обладают, другие нет.
Вопрос про фатализм снят.
"Без" - это как? Можно подробнее?
Например, голодные духи (преты) или боги сферы не-форм (там, где формы не существуют, только тонкие уровни сознания).
...что я поняла -
одни обладают, другие нет.
Каждое чувствующее существо обладает природой Будды. К ним относятся существа Трилоки - т.е. трёхуровневого феноменального мироздания, куда входит Камалока - мир желаний, Рупалока - мир форм и Арупалока - мир не-форм. Эти существа живут (или, иными словами, их сознание развёртывается) в одной из шести сфер существования, куда входят миры существ ада, голодных духов (претов), животных, людей, полубогов или демонов (асуров) и богов (дэвов). Надеюсь, то, что я употребляю санскритские термины, не делает всё это излишне экзотично звучащим. Надеюсь, мы понимаем, что просто употребляем те слова, которые имеем.
Первые три сферы существования считаются неблагоприятными, вторые три благоприятными (в соответствии с количеством переживаемых там страданий). К примеру, боги практически не испытывают страданий, кроме одного - в конце их невообразимо долгой жизни их благоприятная карма, приведшая к существованию богом, заканчивается и им предстоит возвращение в более низкие сферы существования, что они видят, знают и что доставляет им сильнейшие страдания. Поэтому учение Будды не рекомендует перерождаться долгоживущим богом, поскольку это потеря времени, ты кайфуешь, но круга страданий всё равно не покидаешь.
Каждая из сфер существования обусловлена своим видом ментального загрязнения (аффекта, клеши), наиболее характерного для неё, того, от которого страдают существа этой сферы. Для существ ада это злость, гнев, ненависть, для голодных духов - жадность, жажда, для животных - тупость, для людей - желания и страсти, для полубогов (демонов) - ревность, гордость и зависть, для богов - привязанность к тонким наслаждениям.
Что-то я разошёлся...
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.