Классика с иного ракурса.
Н
Натуся
Навеяно Корсовой темой "Вы мне писали..."
Я повадилась бродить по ЖЖ и порой натыкаюсь там на прЭлестные рассказы хороших людей о жизни, на интересные размышления и дискуссии, на близкие мне и далекие от меня взгляды и суждения... короче, интересно! И вот недавно скопировала себе вот такие размышления:
"Хочу таланту поэтического. Тогда бы я написала Альтернативного Евгения Онегина.
Историю про Ольгу.
Значит, она не читала ночами романов.
А вы знаете, что за романы-то были в те времена? Я знаю. Меня их как раз примерно в Татьянином возрасте заставляли читать в универе, в курсе зарубежки. Если честно, то суровый мрак. 600 страниц писем ни о чем. На 150 странице героиня объясняется в любви герою, назначает свидание в саду, нимало не сомневаясь, что сразу за признанием в любви необходимо потрахаться. Иначе - зачем все и начинать было? Конечно, обставляется это красивыми словами (см. Письмо Татьяны - "но мне порукой Ваша честь"... то бишь вообще-то Татьяна не сомневается, что такое письмо предполагает почти стопроцентно домогательства со стороны адресата).
Так вот, в романе героиня грехопадает (корсеты, оборки, садовая беседка, душа и биде в наличии нет). Потом 400 страниц герой и героиня пишут друг другу унылые письма, что теперь все погибло.
Так вот, эти романы Ольга и не читала. А может, и читала, только не ночами. Ночами она не рукоблудствовала над Ричардсоном в сублимативной горячке, а спала здоровым девичьим сном.
В румянце своем она совсем не виновата. Игра с куклами тоже не преступление. Милый социализированный ребенок. Будущая хорошая жена и мать. По крайней мере, горничным по щекам нахлопать, если они не так пыль вытерли, - сумеет.
А тут эта зануда с уксусным выражением лица. Молодые люди в дом приходят, - нет, чтоб сестрица разговор поддержала. А то сидит, как олигофрен-переросток, дуется. Смотрит в окно, луну глазами ищет.
Потанцевала бы с Онегиным, пообщалась бы, не пришлось бы Ольге его развлекать. И вообще, этого желчного Онегина притащили в дом исключительно для Татьяны. Может, хоть взбодрится, понява. Так она вместо того, чтоб потанцевать с ним всякие там контрдансы, шасть в комнату, свечу запалила и ну строчить ему письма.
И вообще, по-хорошему, пришлось бы ждать, пока эта нервная орясина выйдет замуж - старшая же...
Мало того, жених на дуэли погиб. Если честно, то это большая трагедия в жизни всякой девушки. И почему Ольга, вышедшая замуж за улана после гибели жениха, - бесчувственная сволочь и сделала это потому, что ее душа страдать не умеет? По любви, между прочим, вышла. И в полк уехала. А ведь маменька и ее могла бы в Москве на ярмарке невест пристроить. Так не повезла. Ольге самой пришлось свою судьбу устраивать...
А вот Татьяна - ясен пень, страдает намного больше, и вышла замуж за генерала потому, что душа ее тонкая и страдающая. Конечно, кто за улана - тот чурка бесчувственная, а кто за генерала - тот тонкая душа.
Так вот, Татьяна, вышедшая замуж не по любви, - высокоположительная героиня.
И то - сиди с кислым лицом и пугай родителей тем, что останешься вековухой. За это тебя нарядят, как Ольге и не снилось, и в Москву на балы повезут. Грамотная тактика...
Словом, дай пушкинскоевгениеонегинской Ольге Бог счастья, детишек хороших, и чтоб у мужа по службе было продвижение. Наверное, зять поможет."
(с)
.Я повадилась бродить по ЖЖ и порой натыкаюсь там на прЭлестные рассказы хороших людей о жизни, на интересные размышления и дискуссии, на близкие мне и далекие от меня взгляды и суждения... короче, интересно! И вот недавно скопировала себе вот такие размышления:
"Хочу таланту поэтического. Тогда бы я написала Альтернативного Евгения Онегина.
Историю про Ольгу.
Значит, она не читала ночами романов.
А вы знаете, что за романы-то были в те времена? Я знаю. Меня их как раз примерно в Татьянином возрасте заставляли читать в универе, в курсе зарубежки. Если честно, то суровый мрак. 600 страниц писем ни о чем. На 150 странице героиня объясняется в любви герою, назначает свидание в саду, нимало не сомневаясь, что сразу за признанием в любви необходимо потрахаться. Иначе - зачем все и начинать было? Конечно, обставляется это красивыми словами (см. Письмо Татьяны - "но мне порукой Ваша честь"... то бишь вообще-то Татьяна не сомневается, что такое письмо предполагает почти стопроцентно домогательства со стороны адресата).
Так вот, в романе героиня грехопадает (корсеты, оборки, садовая беседка, душа и биде в наличии нет). Потом 400 страниц герой и героиня пишут друг другу унылые письма, что теперь все погибло.
Так вот, эти романы Ольга и не читала. А может, и читала, только не ночами. Ночами она не рукоблудствовала над Ричардсоном в сублимативной горячке, а спала здоровым девичьим сном.
В румянце своем она совсем не виновата. Игра с куклами тоже не преступление. Милый социализированный ребенок. Будущая хорошая жена и мать. По крайней мере, горничным по щекам нахлопать, если они не так пыль вытерли, - сумеет.
А тут эта зануда с уксусным выражением лица. Молодые люди в дом приходят, - нет, чтоб сестрица разговор поддержала. А то сидит, как олигофрен-переросток, дуется. Смотрит в окно, луну глазами ищет.
Потанцевала бы с Онегиным, пообщалась бы, не пришлось бы Ольге его развлекать. И вообще, этого желчного Онегина притащили в дом исключительно для Татьяны. Может, хоть взбодрится, понява. Так она вместо того, чтоб потанцевать с ним всякие там контрдансы, шасть в комнату, свечу запалила и ну строчить ему письма.
И вообще, по-хорошему, пришлось бы ждать, пока эта нервная орясина выйдет замуж - старшая же...
Мало того, жених на дуэли погиб. Если честно, то это большая трагедия в жизни всякой девушки. И почему Ольга, вышедшая замуж за улана после гибели жениха, - бесчувственная сволочь и сделала это потому, что ее душа страдать не умеет? По любви, между прочим, вышла. И в полк уехала. А ведь маменька и ее могла бы в Москве на ярмарке невест пристроить. Так не повезла. Ольге самой пришлось свою судьбу устраивать...
А вот Татьяна - ясен пень, страдает намного больше, и вышла замуж за генерала потому, что душа ее тонкая и страдающая. Конечно, кто за улана - тот чурка бесчувственная, а кто за генерала - тот тонкая душа.
Так вот, Татьяна, вышедшая замуж не по любви, - высокоположительная героиня.
И то - сиди с кислым лицом и пугай родителей тем, что останешься вековухой. За это тебя нарядят, как Ольге и не снилось, и в Москву на балы повезут. Грамотная тактика...
Словом, дай пушкинскоевгениеонегинской Ольге Бог счастья, детишек хороших, и чтоб у мужа по службе было продвижение. Наверное, зять поможет."
(с)
Б
Барбацуца
Натусь, дай ссылку на это загадочное ЖЖ :-)
Н
Натуся
Ничего в ЖЖ загадочного www.livejournal.com . Там надо выбрать язык (сам сайт на английском вообще-то) и потом уже рыскать по юзерам, коих множество, а также по коммюнити по интересам, коих тоже немеряно.
Ежели тебе надо то, что мне нравится - я тебе отдельно черкну, тока скажи (или в асю скину).
- Ежели тебе надо то, что мне нравится - я тебе отдельно черкну, тока скажи (или в асю скину).
g
garyh™
Годика полтора назад в форуме позволил посмеяться над русской литературой и, честно говоря, цитируемое Натусей еще раз подтверждает меня в уже невчерашнем мнении - если присмотреться и поразмыслить здравым, житейским умом, то большая часть из традиционной для школы русской литературной классики - и
рационально, а отсюда, и этически - просто несостоятельно даже со старинных позиций, и давать подобное с традиционными учительскими охами-ахами детям, по сути, - просто бесконечно олигофренить все новые поколения российских детей, причем - в самый важный период их первичного произрастания, начальной
стадии формирования направления ствола их социализации ( :-) )... А потом удивляемся - че-то Россия примитивна, стадна и бессмысленна, несмотря на увеличение количества заморских компьютеров, программ и сервисов, че-то перлы даже в администрации преза Всея до боли знакомого школьно-литературного
уровня... Тоже, видать, на Пушкине и его Татьяне учился думать, да так с того времени и не переоценил свои этические и рациональные установки... Только для примера, не для оффа:
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-231103-section...
13 июля 09:23 NEWSru.com Замглавы администрации президента раскрыл карты Кремля
О "суверенной демократии"
О взаимоотношениях с соседями
О ЮКОСe
О свободе слова и независимом телевидении
О вертикали власти
О будущем.....
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-231103-section...
13 июля 09:23 NEWSru.com Замглавы администрации президента раскрыл карты Кремля
О "суверенной демократии"
О взаимоотношениях с соседями
О ЮКОСe
О свободе слова и независимом телевидении
О вертикали власти
О будущем.....
g
garyh™
Цитаты от Суркова, чем не высокий и аллогичный штиль великого русского поэта:
"Можно придумать, чтобы политический класс работал вахтовым методом. В Монте-Карло, а потом наездами сюда, чтобы снимать прибыль. Это путь в никуда. Мне кажется, что пока русская правящая элита не перестанет быть оффшорной аристократией, до тех пор у нас ничего хорошего не будет. Естественно, сюда примыкает кадровый вопрос. Если в стране не будет накоплена критическая масса топ-менеджеров, то ничего не получится. Это проблема образования и отсталой политической культуры. На этом рухнул Советский Союз. На этом может рухнуть и Россия. Но если Советский Союз грохнулся величественно, это была катастрофа, достойная кино, то мы сгнием потихоньку и на этом все закончится. "
"Сегодня резко активизировались Финляндия, Эстония и Европейский Союз на тему финно-угорских народов. Оказывается, мы их угнетаем каким-то образом. Они бесправны у нас. Регионы, где эти народы являются титульными, обладают стратегическим запасом нашей нефти. Я не сторонник теории заговоров. Но это очевидно спланированная система мероприятий. На той неделе было постановление Парламентской ассамблеи Совета Европы на тему угнетения "нами с вами" финно-угорских народов (ханты, манси, чувашей, коми и т.д.). "
"Говорят про телевидение, что мы политиков не показываем. Я не представляю себе американское телевидение, на котором с утра до ночи болтает политик, у которого 2% рейтинг. Этого не будет никогда, потому что это нонсенс! Это возможно только у нас. Потому что он нравится одному из режиссеров, потому что он складно говорит, потому что за него платят и т.д. Мне говорят, что у него рейтинги такие, потому что вы его не показываете! Как было у Явлинского 5%, столько у него и осталось, сколько его Гусинский не показывал с утра до ночи. Ничего не изменилось! Полная чушь!
Я уверен, что российские люди в широком смысле слова способны к демократии и способны в ней жить и ее создавать, способны наслаждаться ее плодами. Но, наверно, здесь есть какой-то исторический путь. Но не перепрыгнешь его - шею свернешь. Не искусственно мы это сдерживаем, как многим кажется. Мы просто боимся................ "
"Можно придумать, чтобы политический класс работал вахтовым методом. В Монте-Карло, а потом наездами сюда, чтобы снимать прибыль. Это путь в никуда. Мне кажется, что пока русская правящая элита не перестанет быть оффшорной аристократией, до тех пор у нас ничего хорошего не будет. Естественно, сюда примыкает кадровый вопрос. Если в стране не будет накоплена критическая масса топ-менеджеров, то ничего не получится. Это проблема образования и отсталой политической культуры. На этом рухнул Советский Союз. На этом может рухнуть и Россия. Но если Советский Союз грохнулся величественно, это была катастрофа, достойная кино, то мы сгнием потихоньку и на этом все закончится. "
"Сегодня резко активизировались Финляндия, Эстония и Европейский Союз на тему финно-угорских народов. Оказывается, мы их угнетаем каким-то образом. Они бесправны у нас. Регионы, где эти народы являются титульными, обладают стратегическим запасом нашей нефти. Я не сторонник теории заговоров. Но это очевидно спланированная система мероприятий. На той неделе было постановление Парламентской ассамблеи Совета Европы на тему угнетения "нами с вами" финно-угорских народов (ханты, манси, чувашей, коми и т.д.). "
"Говорят про телевидение, что мы политиков не показываем. Я не представляю себе американское телевидение, на котором с утра до ночи болтает политик, у которого 2% рейтинг. Этого не будет никогда, потому что это нонсенс! Это возможно только у нас. Потому что он нравится одному из режиссеров, потому что он складно говорит, потому что за него платят и т.д. Мне говорят, что у него рейтинги такие, потому что вы его не показываете! Как было у Явлинского 5%, столько у него и осталось, сколько его Гусинский не показывал с утра до ночи. Ничего не изменилось! Полная чушь!
Я уверен, что российские люди в широком смысле слова способны к демократии и способны в ней жить и ее создавать, способны наслаждаться ее плодами. Но, наверно, здесь есть какой-то исторический путь. Но не перепрыгнешь его - шею свернешь. Не искусственно мы это сдерживаем, как многим кажется. Мы просто боимся................ "
Н
Натуся
А вот еще - совершенная противоположность тому, что "проходили в школе"
Кабаниха как луч света в тёмном царстве.
У «Грозы» Островского — при всей её триумфальности — несчастная судьба, судьба гиганта, существующего, вынужденного существовать, в тени карлика — добролюбовского эссе «Луч света в тёмном царстве». Статейка эта — при всей её тягостности — оказалась состряпанной так ловко, что именно по ней как по конспекту многочисленные поколения школьников-гимназистов писали свои сочинения, послушно представляя персонажей «Грозы», этого мистического действа, плоскими и анекдотическими «олицетворениями» реакционности или, наоборот, бессильного протеста против оной. Хотя если прочитать «Грозу» «просто так», абстрагировавшись от навязанной апологетами революционной демократии «идейности», то картина изменится... с точностью до наоборот и главной героиней «Грозы» окажется вовсе не заполошная Катерина, а вызывающая уважение и даже восхищение героическая женщина Марфа Игнатьевна Кабанова, которая невиданным усилием воли одерживает победу над собой и потому, стало быть, получает право судить менее стойких товарок по слабому полу. Впрочем, обо всём по порядку.
Перво-наперво хрестоматийные «изверги» «тёмного царства» — они отнюдь не старики и старухи, которые в силу своего почтенного возраста уже не могут предаваться плотским утехам и потому в злобном бессилье препятствуют тем, кто ещё свеж и молод. Отнюдь! Марфа Игнатьевна Кабанова — женщина в самом соку, поскольку её дочка Варвара едва-едва вышла из подросткового возраста, а сын Тихон — совсем ещё молоденький, недавно оперившийся и оженившийся паренёк. Учитывая, что девиц из купеческой среды выдавали замуж совсем рано, путём простейшего расчёта мы можем установить, что представляемая нам «старой каргой» Кабаниха находится в самом что ни на есть аппетитном возрасте — от тридцати пяти до сорока, да к тому же — в качестве вдовы — является женщиной свободной: хоть замуж выходи, хоть милого друга себе заводи; никто не осудит. Однако она не делает ни того, ни другого. Замуж она, надо полагать, не выходит из самоотверженной любви к сыну, потому что прекрасно понимает: заключи она повторный брак — и у недотёпы-Тихона, и без того не блещущего умом, почти не осталось бы капитала, унаследованного от покойного батюшки, потому что новый супруг Марфы Игнатьевны прибрал бы денежки к рукам и тогда Тихон оказался бы на другой, более низкой ступени общественно-имущественной иерархии.
Итак, вариант второй — друг сердечный. Да, но он же есть! Или, вернее, мог бы им стать, если бы Марфа Игнатьевна не была бы такой «железной леди» и не удерживала бы себя в приличных, то есть чисто платонических, рамках.
Но кто же он? Прямо диву даёшься: треугольник "Катерина–Тихон–Борис" рассмотрен критиками, режиссёрами и школьниками со всевозможных точек зрения, тогда как другая, но куда более значительная и трагическая любовная линия остаётся незамеченной. Что, впрочем, и понятно: пошлость Катерины–Бориса, пошлость адюльтера, криклива и лжепатетична, тогда как настоящее чувство молчаливо, сокровенно.
Ну и кто же он, несостоявшийся герой-любовник? Да это же тот, кто в списке действующих лиц числится под номером первым — Савёл Прокофьич Дикой, полнокровный мужчина и ровесник Марфы Игнатьевны, нашей главной героини: дочки Дикого — почти ровесницы Кабанихиной Варвары.
Между Савёлом Прокофьичем и Марфой Игнатьевной существует явное и весьма глубокое взаимопонимание. Взаимопонимание не столько социально-коммерческое, сколько романтически-сентиментальное: именно к ней как к даме своего сердца ходит не столько опохмеляться, сколько «оттягиваться» грозный для других Савёл Прокофьич; только здесь он и находит покой своей душе.
Но отчего же то удовольствие, которое они оба получают от этого общения, не простирается дальше? Да оттого, что Марфа Игнатьевна, отнюдь не склонная к тому религиозному сентиментализму, от которого страдаёт её невестка, религиозна именно в высшем, подлинном смысле слова: она исполняет то, что предписано исполнять, и потому, стало быть, верует. Катерина же много говорит об ангелах, о поэтической любви к церковной службе, о страхе Божьего суда и, при таком-то глубоком мистическом сознании, закона Божьего не исполняет. И потому, стало быть, не верует — несмотря на всю свою религиозную фразеологию.
(продолжение следует)
:Кабаниха как луч света в тёмном царстве.
У «Грозы» Островского — при всей её триумфальности — несчастная судьба, судьба гиганта, существующего, вынужденного существовать, в тени карлика — добролюбовского эссе «Луч света в тёмном царстве». Статейка эта — при всей её тягостности — оказалась состряпанной так ловко, что именно по ней как по конспекту многочисленные поколения школьников-гимназистов писали свои сочинения, послушно представляя персонажей «Грозы», этого мистического действа, плоскими и анекдотическими «олицетворениями» реакционности или, наоборот, бессильного протеста против оной. Хотя если прочитать «Грозу» «просто так», абстрагировавшись от навязанной апологетами революционной демократии «идейности», то картина изменится... с точностью до наоборот и главной героиней «Грозы» окажется вовсе не заполошная Катерина, а вызывающая уважение и даже восхищение героическая женщина Марфа Игнатьевна Кабанова, которая невиданным усилием воли одерживает победу над собой и потому, стало быть, получает право судить менее стойких товарок по слабому полу. Впрочем, обо всём по порядку.
Перво-наперво хрестоматийные «изверги» «тёмного царства» — они отнюдь не старики и старухи, которые в силу своего почтенного возраста уже не могут предаваться плотским утехам и потому в злобном бессилье препятствуют тем, кто ещё свеж и молод. Отнюдь! Марфа Игнатьевна Кабанова — женщина в самом соку, поскольку её дочка Варвара едва-едва вышла из подросткового возраста, а сын Тихон — совсем ещё молоденький, недавно оперившийся и оженившийся паренёк. Учитывая, что девиц из купеческой среды выдавали замуж совсем рано, путём простейшего расчёта мы можем установить, что представляемая нам «старой каргой» Кабаниха находится в самом что ни на есть аппетитном возрасте — от тридцати пяти до сорока, да к тому же — в качестве вдовы — является женщиной свободной: хоть замуж выходи, хоть милого друга себе заводи; никто не осудит. Однако она не делает ни того, ни другого. Замуж она, надо полагать, не выходит из самоотверженной любви к сыну, потому что прекрасно понимает: заключи она повторный брак — и у недотёпы-Тихона, и без того не блещущего умом, почти не осталось бы капитала, унаследованного от покойного батюшки, потому что новый супруг Марфы Игнатьевны прибрал бы денежки к рукам и тогда Тихон оказался бы на другой, более низкой ступени общественно-имущественной иерархии.
Итак, вариант второй — друг сердечный. Да, но он же есть! Или, вернее, мог бы им стать, если бы Марфа Игнатьевна не была бы такой «железной леди» и не удерживала бы себя в приличных, то есть чисто платонических, рамках.
Но кто же он? Прямо диву даёшься: треугольник "Катерина–Тихон–Борис" рассмотрен критиками, режиссёрами и школьниками со всевозможных точек зрения, тогда как другая, но куда более значительная и трагическая любовная линия остаётся незамеченной. Что, впрочем, и понятно: пошлость Катерины–Бориса, пошлость адюльтера, криклива и лжепатетична, тогда как настоящее чувство молчаливо, сокровенно.
Ну и кто же он, несостоявшийся герой-любовник? Да это же тот, кто в списке действующих лиц числится под номером первым — Савёл Прокофьич Дикой, полнокровный мужчина и ровесник Марфы Игнатьевны, нашей главной героини: дочки Дикого — почти ровесницы Кабанихиной Варвары.
Между Савёлом Прокофьичем и Марфой Игнатьевной существует явное и весьма глубокое взаимопонимание. Взаимопонимание не столько социально-коммерческое, сколько романтически-сентиментальное: именно к ней как к даме своего сердца ходит не столько опохмеляться, сколько «оттягиваться» грозный для других Савёл Прокофьич; только здесь он и находит покой своей душе.
Но отчего же то удовольствие, которое они оба получают от этого общения, не простирается дальше? Да оттого, что Марфа Игнатьевна, отнюдь не склонная к тому религиозному сентиментализму, от которого страдаёт её невестка, религиозна именно в высшем, подлинном смысле слова: она исполняет то, что предписано исполнять, и потому, стало быть, верует. Катерина же много говорит об ангелах, о поэтической любви к церковной службе, о страхе Божьего суда и, при таком-то глубоком мистическом сознании, закона Божьего не исполняет. И потому, стало быть, не верует — несмотря на всю свою религиозную фразеологию.
(продолжение следует)
А
Алейда После-Вас
Кабаниха как луч света в тёмном царстве.
великолепно
никогда не читала такой хорошей рецензии на такую скверную вещь, ка "гроза".
согласна всеми руками
Н
Натуся
Продолжение.
Так вот именно в свете несостоявшегося романа Кабанихи с Диким и понятно то праведное негодование, которое стойкая свекровь обрушивает на нестойкую невестку, ибо перед каждой из них маячил одинаковый соблазн «загулять», которому религиозная молодка поддаётся, а другая, никогда не созерцавшая ангелов, — нет. Если, как нас уверял Грушницкий, под толстым солдатским сукном бьётся романтическое сердце, то почему бы не биться ему и под столь же толстым сукном старорежимного шушуна?
«Жизнь — достиганье совершенства, и нам победа над собой — едва ли не высшее блаженство в борьбе с ветхозаветной тьмой», — писал Аполлон Майков. Триумфальную (хотя и «невидимую миру», ибо таково свойство истинного подвижничества) «победу над собой» и над «ветхозаветной тьмой» одержала именно та, которую припечатали клеймом «тёмного царства», тогда как «луч света» оказался замаранным мраком сразу двух смертных грехов — прелюбодеяния и самоубийства. Катерина, хотя и не склонная к теоретизированию, оказалась, по сути, такой же нигилисткой, как и Вера Павловна Чернышевского: оттого только, что она ходит в русском (а не в «немецком») платье, не стрижёт волосы и не высказывает социалистических идей, суть дела нисколько не меняется.
Итак, «Гроза» — драма в высшей степени охранительная (что, кстати, и было подтверждено присуждением ей премии графа Уварова — известного ревнителя церковности, народности и государственности). Она охранительна в том же смысле, в каком охранительна и «Анна Каренина», где внимание читателя движется от сочувствия милой женщине, несчастной в замужестве, к сочувствию к тем, кого она так безжалостно раздавила (мужа, любовника и сына, которому придётся жить не только без мамы, но и с клеймом покойной мамы как прелюбодейки и самоубийцы. Катерине ещё повезло, что в мир иной она отошла бездетной).
«Полно! Об ней и плакать-то грех», — сказала Марфа Игнатьевна в финале «Грозы» по поводу своей самоубившейся невестки, всю свою жизнь патологически стремившейся к «могилушке». Истинная правда: для одних гроза оборачивается очищением воздуха, а для других — днём гнева".
(с)
Добавлю, что читала в каких-то исторических записках, что когда солдатам и матросам показали спектакль, то из зала то и дело доносились реплики типа: "Так ей, мамаша! Ишь, дрянь, как распустилась..." , "Сучка ты, Катя! При живом муже - да так себя вести!" ... и т.п.
Так вот именно в свете несостоявшегося романа Кабанихи с Диким и понятно то праведное негодование, которое стойкая свекровь обрушивает на нестойкую невестку, ибо перед каждой из них маячил одинаковый соблазн «загулять», которому религиозная молодка поддаётся, а другая, никогда не созерцавшая ангелов, — нет. Если, как нас уверял Грушницкий, под толстым солдатским сукном бьётся романтическое сердце, то почему бы не биться ему и под столь же толстым сукном старорежимного шушуна?
«Жизнь — достиганье совершенства, и нам победа над собой — едва ли не высшее блаженство в борьбе с ветхозаветной тьмой», — писал Аполлон Майков. Триумфальную (хотя и «невидимую миру», ибо таково свойство истинного подвижничества) «победу над собой» и над «ветхозаветной тьмой» одержала именно та, которую припечатали клеймом «тёмного царства», тогда как «луч света» оказался замаранным мраком сразу двух смертных грехов — прелюбодеяния и самоубийства. Катерина, хотя и не склонная к теоретизированию, оказалась, по сути, такой же нигилисткой, как и Вера Павловна Чернышевского: оттого только, что она ходит в русском (а не в «немецком») платье, не стрижёт волосы и не высказывает социалистических идей, суть дела нисколько не меняется.
Итак, «Гроза» — драма в высшей степени охранительная (что, кстати, и было подтверждено присуждением ей премии графа Уварова — известного ревнителя церковности, народности и государственности). Она охранительна в том же смысле, в каком охранительна и «Анна Каренина», где внимание читателя движется от сочувствия милой женщине, несчастной в замужестве, к сочувствию к тем, кого она так безжалостно раздавила (мужа, любовника и сына, которому придётся жить не только без мамы, но и с клеймом покойной мамы как прелюбодейки и самоубийцы. Катерине ещё повезло, что в мир иной она отошла бездетной).
«Полно! Об ней и плакать-то грех», — сказала Марфа Игнатьевна в финале «Грозы» по поводу своей самоубившейся невестки, всю свою жизнь патологически стремившейся к «могилушке». Истинная правда: для одних гроза оборачивается очищением воздуха, а для других — днём гнева".
(с)
Добавлю, что читала в каких-то исторических записках, что когда солдатам и матросам показали спектакль, то из зала то и дело доносились реплики типа: "Так ей, мамаша! Ишь, дрянь, как распустилась..." , "Сучка ты, Катя! При живом муже - да так себя вести!" ... и т.п.
Мне в этом смысле больше нравится "Леди Макбет Мценского уезда". Фактурнее. Да и оптимистичнее, пожалуй...
А
Алейда После-Вас
Добавлю, что читала в каких-то исторических записках, что когда солдатам и матросам показали спектакль, то из зала то и дело доносились реплики типа: "Так ей, мамаша! Ишь, дрянь, как распустилась..." , "Сучка ты, Катя! При живом муже - да так себя
вести!" ... и т.п.
и правильно
А
Алейда После-Вас
Командор в образе Чернова...
Г
Грешник
Есть такой фильм или был, назывался он "Коммунист". Фильм давнишний, его появление совпало с началом кубинской революции. Для поддержания революционного духа этот фильм отправили на Кубу. Нам воспроизвели запись как бы просмотра фильма кубинскими революционерами. На что уж мы были крутыми парнями, но слеза прошибала только так. Особенно в тот момент, когда зрители открыли стрельбу из автоматов по экрану в момент расстрела главного героя.
ОФФ конечно, я просто люблю этот фильм, люблю Урбанского
Н
Натуся
+1.
конечно, я просто люблю этот фильм, люблю Урбанского
Натусь , замечательный результат поиска ! Пожалуй ,соглашусь с автором столь неожиданной рецензии ... и перечитаю "Грозу"! Неплохо !Тем более , в списке произведений для летнего прочтения моему балбесу предписано...и чего можно в пятнадцать лет понять ?
Н
Натуся
Вот еще жж-шное о литературе, показавшееся интересным
"Вот вам две цитаты:
"Но мигом она вскочила с места и, вся раскрасневшись, вся в слезах, бросилась мне на шею. Щеки ее были влажны, губки вспухли, как вишенки,
локоны рассыпались в беспорядке. Она целовала меня как безумная, целовала мне лицо, глаза, губы, шею, руки; она рыдала как в истерике; я крепко
прижалась к ней, и мы сладко, радостно обнялись, как друзья, как любовники, которые свиделись после долгой разлуки. Сердце Кати билось так сильно, что я
слышала каждый удар."
----------------------
"Мы замерли минуты на две, сжимая друг друга и обливаясь слезами.
- Галочка, моя бедная! - шептала между поцелуями Нина. - Что я с тобой сделала!
И опять слезы, горячие, детские слезы потерянного и вновь обретенного счастья.
- Ах, милая, глупая! Зачем ты... - лепетала Нина. - За меня ведь ты наказана, за меня больна! Какая я злая, скверная! Боже мой! Простишь ли ты меня, Люда?
- Родная! - могла только выговорить я, потрясенная до глубины души..."
Одна принадлежит писателю, признанному великим и гениальным, другая - литератору, ошельмованному и высмеянному.
По-моему, один сироп с соплями... я не вижу категорической разницы в слезливом надрыве. Однако одно : ах, тонкие чувства, а другое - фу, пошлые истерики... "
КАК определить "гениальность" или "пошлость" , читая какие-либо произведения?! Отчего клеймо прилепляется навеки и далее некое произведение
становится образцом литературы и размышлений, а другое исчезает в лучшем случае - в архивах, в худших - и в памяти людей?
(по крайней мере, созвучным в определениях и пристрастиях) :"Вот вам две цитаты:
"Но мигом она вскочила с места и, вся раскрасневшись, вся в слезах, бросилась мне на шею. Щеки ее были влажны, губки вспухли, как вишенки,
локоны рассыпались в беспорядке. Она целовала меня как безумная, целовала мне лицо, глаза, губы, шею, руки; она рыдала как в истерике; я крепко
прижалась к ней, и мы сладко, радостно обнялись, как друзья, как любовники, которые свиделись после долгой разлуки. Сердце Кати билось так сильно, что я
слышала каждый удар."
----------------------
"Мы замерли минуты на две, сжимая друг друга и обливаясь слезами.
- Галочка, моя бедная! - шептала между поцелуями Нина. - Что я с тобой сделала!
И опять слезы, горячие, детские слезы потерянного и вновь обретенного счастья.
- Ах, милая, глупая! Зачем ты... - лепетала Нина. - За меня ведь ты наказана, за меня больна! Какая я злая, скверная! Боже мой! Простишь ли ты меня, Люда?
- Родная! - могла только выговорить я, потрясенная до глубины души..."
Одна принадлежит писателю, признанному великим и гениальным, другая - литератору, ошельмованному и высмеянному.
По-моему, один сироп с соплями... я не вижу категорической разницы в слезливом надрыве. Однако одно : ах, тонкие чувства, а другое - фу, пошлые истерики... "
КАК определить "гениальность" или "пошлость" , читая какие-либо произведения?! Отчего клеймо прилепляется навеки и далее некое произведение
становится образцом литературы и размышлений, а другое исчезает в лучшем случае - в архивах, в худших - и в памяти людей?
Д
Дон..
Фёдор Михайлович вообще не мастак по женской части.
Ю
Юрий <i>
Вы просто видите ее.
если вкус развит
Н
Натуся
Нет, я тащусь с этого инета
Нашла, бродя по литературе, сайт - классика в сжатом изложении Эдакое пособие тем, кому лень или некогда читать, а о чем речь в книге - надо знать по какой-то причине...
"Отца Сергия", блин, умудрились уложить в текст менее печатного листа, умельцы , впрочем, Онегину досталось чуть побольше места...
Для желающих : http://www.e-lingvo.net
Нашла, бродя по литературе, сайт - классика в сжатом изложении Эдакое пособие тем, кому лень или некогда читать, а о чем речь в книге - надо знать по какой-то причине...
"Отца Сергия", блин, умудрились уложить в текст менее печатного листа, умельцы , впрочем, Онегину досталось чуть побольше места...
Для желающих : http://www.e-lingvo.net
>Нет, я тащусь с этого инета
Нашла, бродя по литературе, сайт - классика в сжатом изложении
А в чем проблемы? Людям же сдавать!
Нашла, бродя по литературе, сайт - классика в сжатом изложении
А в чем проблемы? Людям же сдавать!
Н
Натуся
Проблема в том, АП, что, по моему мнению, литературу надо ЧИТАТЬ
Хотя, это, конечно, не проблема... только потом мы наблюдаем всюду повальное неумение владеть родным языком и грамотно излагать свои мысли - как устно, так и письменно (плакать порой хочется, видя сие!) , не находите?! А происходит это благодаря и таким вот "эрзацам", помимо неудовлетворительного преподавания (возможно, потому что преподают те, кто так же вот "сдавал" только, а не читал классику).
, а не пробегать изложенное кем-то - "для сдачи" . Хотя, это, конечно, не проблема... только потом мы наблюдаем всюду повальное неумение владеть родным языком и грамотно излагать свои мысли - как устно, так и письменно (плакать порой хочется, видя сие!) , не находите?! А происходит это благодаря и таким вот "эрзацам", помимо неудовлетворительного преподавания (возможно, потому что преподают те, кто так же вот "сдавал" только, а не читал классику).
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.