иностранцы о народе России

россиянин
Послов от держав, не состоящих с ними в дружеских отношениях, русские обыкновенно не допускали даже внутрь государства, а как можно скорее отпускали домой, покончив дело, ради которого они приезжали, через посредников на границе.

Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, ХVII в.

--------------------------------------------------------------------------------


Вот точное описание Москвы и ее стен, как мы их видели собственными глазами, бросая на них взоры украдкой, ибо стрельцы, стоящие у каждых ворот, как только заметят, что кто-нибудь пристально смотрит на стену или пушку, лишают его жизни, хотя бы он был из их же народа. На той неделе схватили одного из таких, заметив, что он ходит и рассматривает городские стены.

Павел Алеппский — сирийский священнослужитель, ХVII в.
0
россиянин
(Предмет их заботы)… всегдашняя охрана крепкими караулами пограничных местностей и крепостей. Делается это с той целью, чтобы как во время мира, так и во время войны могло существовать правильное правление и чтоб не подвергался превратностям судьбы, козням соседних народов и внутренним злоумышлениям граждан уверенный в своей безопасности Государь.

Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента

--------------------------------------------------------------------------------


Все эти рассказы я не мог напечатать без большой опасности, пока я жил в Москве, так как москвитяне не так-то легко поддаются тому, чтобы можно было публиковать тайны их страны.

Масса Исаак (1587—1635) — голландский купец и дипломат

--------------------------------------------------------------------------------


Какое сравнение между плохим управлением греков и ослеплением их очей и сердец и здешним умением управлять так, что иностранцу невозможно утаиться между ними, ни шпиону проникнуть в их страну!

Чужестранцу, хотя бы он был Патриарх, они не сообщают своих сокровенных тайн, и так делают не только вельможи, но и простолюдины и малые дети. Все это происходит оттого, что они знают о случившемся с греками и о потере ими царства.

Павел Алеппский — сирийский священнослужитель, ХVII
0
россиянин
В белой стене более пятнадцати ворот, кои называются по именам различных икон, на них стоящих. Все эти надворотные иконы имеют широкий навес из меди и жести для защиты от дождя и снега. Каждые ворота не прямые, как в Алеппо, а устроены с изгибами и поворотами, затворяются в этом длинном проходе четырьмя дверями и непременно имеют решетчатую железную дверь, которую опускают сверху башни и поднимают посредством ворота. Если бы даже все двери удалось отворить, эту нельзя сломать, а поднять можно только сверху.

Павел Алеппский — сирийский священнослужитель, ХVII в.
0
россиянин
(Великий Князь) почел неприличным открыть человеку неизвестному, и притом иноземцу, области, служащие путем к морю Каспийскому и в Персию.

Иовий (1483—1552) — итальянский историк

--------------------------------------------------------------------------------


К кораблю стеклось множество народа, предлагали даром съестные припасы и готовы были вступить в торг, но без ведома своего Князя не смели покупать иностранных товаров.

Адам Климент — английский писатель, ХVI в.

--------------------------------------------------------------------------------


Польские благородные юноши странствуют по свету и свое добро понапрасну расточают в чужих странах, откуда не привозят домой ничего иного, кроме нищеты, обид, насмешек, чужеземных пороков и позорных болезней.

А на Руси справедливо и по достоинству запрещены такие странствия, ибо они безмерно вредны.

Крижанич Юрий (ок. 1618—1683) — хорватский писатель, жил в России в 1661—1676 гг.

--------------------------------------------------------------------------------
0
garyh
Ясен перец, 2/3 бюджета пополняется ПРАКТИЧЕСКИ вне зависимости от деятельности народа - за счет экспорта природных ресурсов, и можно спокойно, сидя на такой игле, обложившись современными импортными продуктами и игрушками, в Кремле празднословить о наличии неких ВЫСШИХ КАБИНЕТНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ, КОСМИЧЕСКИ-РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЯХ РОССИИ (на манер жутко озабоченных пятнами на даксайде Солнца) (естественно в сугубо чувственной и поэтому недалекой, но еще некоторое время действенной для толпы патриотической упаковке). Собственно, народ в таких условиях нужен только потому, что он есть (увы или к счастью, его не может не быть), и главное для очередной властвующей элиты, естественно, занять народ временно, на очередной срок своего управления, хоть чем-нибудь, так сказать для проформы (отсюда отсутствие серьезной заинтересованности в улучшении условий жизнедеятельности народа - число дотационных регионов все растет и растет, что еще более укрепляет значение центра, по типу - мы, добрые дяди, вам поможем!!!!!!)... Но подобный подход исторически крайне затратный - недальновидный ПОЕЗД В РЕВОЛЮЦИЮ.

Если речь серьезно идет о человеческой, а не бараньей самоценности наших людей, и их самосохранении, а потом - чего греха таить - даже самого современного развития, то есть только один ход вперед, и все остальное – производное, а именно:

1. Задача перехода от (назовем ее так для удобства аргументации) ЭКОНОМИКИ ПРОМышленного
СОБИРАТЕЛЬСТВА (для начала, так сказать,сойти с показателя иглы 2\3 и по нисходящей; а то сейчас -образно говоря - все будничные потуги народа дают ему только завтрак, а обед и ужин - увы исключительно с неба, за счет продажи природных ресурсов, а ведь это – факт очень серьезной общенациональной системной деградации, в т.ч. научной, политической, мыслительной и т.д.) к ЭКОНОМИКЕ ПРОМвыживания (т.е. жизни за счет текущих результатов своей деятельности), а там уже и...

2. К ЭКОНОМИКЕ ПРОМразвития, которое, естественно, будет возможно при все усиливающемся системном вкраплении ЭКОНОМИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (основных показателей с 10-к наберется, ну, да пока они нам исторически недосуг в беседе... - иначе в другое празднословие вдаримся).

Николай Иванович Карданищев-Староверов, 2004.
0
HendeHog
Из немецкой инструкции 1942 года

При характеристике русских нельзя поддаваться первому впечатлению. Внешний вид русских, их образ жизни следует отнести за счет систематической пролетаризации масс, что типично для Советской России. 25 лет в Советском Союзе не производились наиболее необходимые предметы потребления, так как все хозяйственные силы страны были мобилизованы на вооружение. Поэтому вполне понятно, что внешность русских говорит о крайней бедности и обнищании...



«...Насколько чужда стала Европа России за 25 лет, ясно увидел немецкий солдат, но вместе с тем он увидел, что русский человек под немецким руководством способен «вернуться к Европе»...

При характеристике русских нельзя поддаваться первому впечатлению. Внешний вид русских, их образ жизни следует отнести за счет систематической пролетаризации масс, что типично для Советской России. 25 лет в Советском Союзе не производились наиболее необходимые предметы потребления, так как все хозяйственные силы страны были мобилизованы на вооружение. Поэтому вполне понятно, что внешность русских говорит о крайней бедности и обнищании...

Нельзя отрицать талантливость русского народа... Характерной чертой русских является богатство чувств и аффектов, иначе говоря, интенсивность внутренней жизни. Богатством внутренней жизни и объясняется удивительное сочетание противоположных черт русского характера. Честность, правдивость, доброта и верность сочетаются с замкнутостью, ложью, хитростью, насилием, жестокостью и фантастической ненавистью.

Русский живет не умом, а чувством, он следует своему сердцу. Этим и объясняется его большая религиозность. Русские веруют, они хотят веровать во что-нибудь или кого-нибудь: это надо понимать не только в религиозном смысле.

Если нам не удастся заставить русских поверить в нас, то вряд ли подействуют разумные аргументы. Поэтому основное — своим поведением завоевать неограниченное доверие русских. При этом они очень хорошо отличают естественное от фальшивого.

Далее, одной из характерных черт русских является выносливость, непонятная для немцев. Русский привык переносить страдания и обиду. Это не значит, что у него атрофировалось чувство обиды: причиненная несправедливость вызывает глубокие моральные переживания, хотя внешне это незаметно. В то время как европеец старается отомстить за обиду, русские научились переносить страдания с фанатическим терпением. Если же чаша переполнена, русский человек восстает и долгое терпение разражается с бешеной, безумной силой.

Характерно также и то, что русским необходимо крепкое руководство (сильная личность). Они радостно следуют за дерзким, энергичным и признанным ими вождем, который личным примером и теплым чувством сумеет завоевать их доверие. Они готовы на жертвы и являются храбрыми бойцами. Особенно русские благодарны за доверие и сердечную теплоту со стороны руководителя.

Если русский верит и чувствует справедливое отношение к себе, он готов перенести строгость, даже жестокость. Он обладает свойственным туземным народам чувством справедливости. Хорошее и справедливое обращение для него важнее, чем благоприятные условия жизни. Русский больше всего ценит, как они выражаются, «человеческое отношение». Это выражение популярно среди них и играет большую роль в характеристике людей. Под ним следует понимать не мягкое отношение, а признание личности. Даже простой русский человек в этом отношении очень чувствителен и обладает чувством личной и национальной чести. Пренебрежительное отношение, особенно со стороны наций, стоящих выше в культурном отношении, глубоко оскорбляет в них чувство национальной чести и вызывает враждебность. Особенная чувствительность русских в этом отношении заставляет предполагать, что они стоят ниже европейцев. Худшим оскорблением для русского является взгляд на него как на человека низшего класса — получеловека. Поэтому русский не переносит телесных наказаний, в особенности со стороны немцев, так как видит в этом оскорбление своего национального достоинства.

Русский восторженный. В своих действиях они всегда ищут идеи. Особенно популярны патриотические идеи, так как русские — патриоты. Простой человек в большинстве случаев подсознательно настроен патриотически, поэтому большевики с очевидным успехом апеллировали к национальному чувству русского народа.

...Каждому русскому свойственна глубокая любовь к Родине и «матушке России». Эта любовь к Родине меньше всего носит националистический характер, она относится главным образом к необъятным просторам и естественным богатствам страны. Русские гордятся широтой своей территории и характера. И в действительности отличаются этим во всех отношениях. С европейской точки зрения эта широта беспредельна.

Русские по природе не шовинисты, ненависть на национальной почве среди русских непопулярна. Их гигантское государство состоит из множества народов и рас, и общение с людьми других обычаев и культуры для них привычно. Русские также незнакомы с антисемитизмом и расовой точкой зрения, хотя проводят между собой и евреями известные границы. Они видят в евреях в первую очередь поддержку и пособников большевизма и поэтому своих врагов...

Каждое недозволенное изъятие имущества у русских рассматривается ими просто как воровство. Наша уверенность в том, что русский за период существования большевизма привык к подобным кражам, совершенно несправедлива. Русские ничего не имеют против военных налогов, если они упорядочены и обеспечивают их прожиточный минимум. Превышение отдельными немецкими солдатами их власти ставит русских в бесправное положение.

Также необходимо принимать во внимание личные и национальные привычки русских, дабы не задевать последних. Следует быть тактичным и вежливым в обращении с ними. В глазах русских вежливость является признаком культуры.

Немецкий солдат должен держать себя по отношению к русскому вежливо, но с надлежащим достоинством. Лишь только тогда он добьется доверия и внимания со стороны русского. Грубый и дерзкий тон может обеспечить лишь временный успех и вызывает у русского чувство страха. Он рассматривается русскими как пренебрежение к их личным и национальным привычкам и обычаям. Из истории русские хорошо знают о том, что культура и цивилизация пришли в Россию с Запада. Грубое и бестактное обращение, рассматриваемое в России как некультурность, начинает наводить русских на мысль, что так принято вести себя в Европе, и- подрывает веру у русских в немецкого солдата.

Уважение к немецкой армии, послушание по отношению к немецким властям достигаются путем строгих, но справедливых наказаний. Русский послушен и исполнителен, если он чувствует превосходство немецких властей. Русский народ нуждается в постоянном руководстве. Государственная власть в России очень авторитетна и стала для простого русского необходимостью.

Следует постоянно наблюдать за настроением русских, которое часто меняется в зависимости от отношения к ним. Тот же самый русский, от которого путем хорошего отношения можно добиться доверия, честности и преданности, при чересчур жестоком и несправедливом отношении к нему превращается в замкнутого, недоверчивого и фанатически ненавидящего нас врага».
0
россиянин
О себе московиты имеют самое высокое мнение, остальные же народы, по их мнению, достойны презрения. Они считают, что их страна и образ жизни самые счастливые из всех.

Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория ХII

--------------------------------------------------------------------------------


Московиты, особенно знатные люди, скорее бы дали своим детям умереть какой угодно смертью, чем добровольно отпустили бы их из своей земли в чужие земли, разве только их принудил бы к этому Царь. Они считают одну только свою страну христианской, а остальные страны под солнцем считают языческими, где, по их мнению, люди не крещены, Бога не имеют, не умеют как следует ни молиться, ни служить Богу, и поэтому они полагают, что их дети навеки погибнут, если умрут на чужой стороне. Если же они умрут на родной земле, то обязательно попадут на небо.

Буссов Конрад, (†1617) — немецкий военнослужащий, служил в войске Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, польского короля Сигизмунда
0
россиянин
Образ мыслей и общественные законы до настоящего времени препятствовали тому, чтобы нравы московитов стали одинаковыми с нравами чужеземцев. Поэтому их Государи не допускали даже для самих себя принятые в других странах развлечения. Из домашних забав они главным образом занимаются охотой, привыкнув весело ловить диких зверей в лесах посредством облавы или по усердному гону ученых псов.

Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, ХVII в.

--------------------------------------------------------------------------------


Началом и основанием политической мудрости являются две духовные заповеди: «Познай самого себя» и «Не верь чужестранцам».

Крижанич Юрий (ок. 1618—1683) — хорватский писатель, жил в России в 1661—1676 гг.
0
россиянин
Здесь (при дворе) две партии. Первая Царская, к которой принадлежат все те русские, кои главнейшее стремятся к тому, чтобы выгнать отсюда иностранцев.

Яков, дюк Лирийский — испанский посол в России в 1727—1730 гг.

--------------------------------------------------------------------------------


Простой народ в делах торговых хитер, оборотлив, презирает все иностранное, а все свое считает превосходным.

Лизек Адольф — австрийский дипломат, секретарь посольства ХVII в.
0
россиянин
Всех с Новым годом!




Над дверьми (церкви) был изображен Страшный Суд. Здесь монах, между прочим, показал нам человека в немецком одеянии и сказал: «И немцы, и другие народы могут спастись, если только души у них русские и они, не боясь людей, поступают благо для Бога».

Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник

--------------------------------------------------------------------------------


Если русских спросить об этом, они отвечают, что именно они-то и являются истинно крещеными и лучшими в мире христианами.

Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник

--------------------------------------------------------------------------------
0
ambull
От пользователя россиянин
Всех с Новым годом!

Вот именно! :-):-):-)
0
россиянин
Они считают себя самыми настоящими христианами и не терпят того, чтобы им предпочли какой-либо другой народ.

Какаш Стефан — австрийский дипломат, ХVII в.

--------------------------------------------------------------------------------


Мы пошли в трапезную, которую украсили всю облачениями армянских и польских священников из превосходной парчи и бархата. Царь прислал Патриарху более ста облачений и мантий, принадлежащих армянам и иезуитам, говоря ему: «Делай с ними, что хочешь», ибо считал их нечистыми — таково убеждение московитов. Удивительно, что они даже не сняли с них серебряные пуговицы и крючки! Но таких порядков держатся московиты. Разве мы своей стране не взяли бы парчовых одежд, даже если бы их носили евреи, и не переделали в священнические одежды? Разумеется, взяли бы, по их редкости и дороговизне.

Павел Алеппский — сирийский священнослужитель, ХVII в.
0
россиянин
Следует заметить, что как он (Петр I), так и вообще все русские не отрешаются ни от одного из тех старых русских обычаев, которые могут служить им к возвеличиванию, и в настоящее время только и делают, что изучают чужие обычаи, пригодные для такого поддержания и умножения их достоинства и чести.

Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг.

--------------------------------------------------------------------------------


Русские, как это подобает, занимают при дворе наиболее важные должности и имеют более свободный доступ к Царю.

Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, ХVII в.
0
россиянин
Иудеев не терпят в Московии иначе, как крещеных.

Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента

--------------------------------------------------------------------------------


От иудеев и их религии они до того отвращаются, что совершенно никому из них не позволяют жить в своих владениях; поэтому если Московский Князь (Иван IV) возьмет их в полон при завоевании города или какой-либо крепости, то приказывает всех таковых топить в воде.

Принц Даниил (1546—1608) — австрийский дипломат

--------------------------------------------------------------------------------
0
россиянин
Больше всего ненавидят они иудеев, так что содрогаются при одном их имени и не впускают их в свои пределы как людей презренных, вредных.

Иовий (1483—1552) — итальянский историк

--------------------------------------------------------------------------------


(Люди говорили, что) Царь, верно, обезумел, что выдает свою дочь за латина и оказывает такую честь тому, кто недостоин быть в святой земле — так они называют свою землю.

Масса Исаак (1587—1635) — голландский купец и дипломат
0
россиянин
Из различных иных особенностей, которыми Цари Московские отличаются от прочих государей Европы, особенно следует упомянуть о том, что они никоим образом не соглашаются искать себе жен у чужестранцев. И соблюдают они этот дедовский обычай и поныне весьма строго, главным образом из-за того, чтобы не возбуждать, сроднившись и смешавшись чрезмерно с иноземцами, у подданных желания поступать таким же образом.

Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, ХVII в.



Бояре и первые лица в царстве утверждают, будто от браков с иностранкой произойдет весьма губительная перемена и в их Отечество будут введены чужеземные и небывалые обычаи, древние заветы будут нарушены и чистота дедовской религии будет подлежать опасности; наконец, вся Московия подвергнется крайней гибели.

Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента
0
россиянин
Православных поздравляю с Рождеством Христовым!

Императрица как-то сказала мне, что Император (Николай I) и она твердо решили не отдавать своих дочерей замуж иначе, как посмотревши на женихов и убедившись, что по своему характеру они способны дать им семейное счастье.

Барант Амабль Проспер де (1782—1866) — французский дипломат, посол в России в 1835—1840 гг.

--------------------------------------------------------------------------------


Привыкнув диктовать мир, тотчас же по прибытии во дворец государя, столицу которого он завоевал, император был удивлен молчанием, которое хранил на сей раз его противник.

Коленкур Арман Огюстен де (1773—1827) — маркиз, французский дипломат, посол в России в 1807—1811 гг., сопровождал Наполеона I в походе 1812 г.
поздравляю с Рождеством Христовым!
0
россиянин
Весь вечер 14 сентября Наполеон провел в ожидании бояр. Он говорил: «Может быть, жители этого города даже не умеют сдаваться?»

Лависс Эрнест (1842—1922) и Рамбо Альфред (1842—1905) — французские историки

--------------------------------------------------------------------------------


Большинство этих несчастных отказываются даже от помощи, которую им предлагают. Я до сих пор вижу с одной стороны умирающего старика, простершегося во весь рост, с другой — хилых детей, прижавшихся к грудям матерей, у которых пропало уж все молоко! Особенно много женщин, они жмутся к своим мужьям и братьям, все смотрят на нас с недоверием, следят за малейшими нашими движениями, потом поворачиваются к алтарям, чтобы просить у Бога защиты от нас.

Ложье Цезарь — итальянский военнослужащий, офицер королевской гвардии, участник похода Наполеона I в 1812 г.
0
россиянин
(Здесь) важнейшие сановники то и дело повторяют следующее твердо установленное правило государственной мудрости: «Пускай весь мир говорит, что хочет, а мы все-таки будем поступать по-своему». Когда мне приходилось доказывать, что известная мера возбудит в другом каком-либо монархе неблагоприятные мысли и суждения о России, министры, если не находили другого возражения, пускали в ход вышеприведенную поговорку.

Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг.

--------------------------------------------------------------------------------


В Советском Союзе во многих случаях безразличны к тому, что говорится о них в мировой печати.

Болен Чарльз — американский дипломат, ХХ в.

--------------------------------------------------------------------------------


О таких наших речах нимало рассуждая, отвечали они (русские) нам, что мы уже у них находимся, потому должны их волю исполнять и поступать по их повелению, понеже во всяком государстве есть особливые обыкновения, которым последовать всяк должен.

Ульфельд
0
россиянин
Вот так или примерно так думали иностранцы о России и её народе.
Сейчас хочется услышать, что думают, о себе потомки тех русичей, которые создавали историю России и заставляли уважать себя и своё государство
.
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.