Как меняется мир за жизнь поколения
Вот, собс-но, об этом кто-ндь хочет поговорить?
Чуть раскрою. Аспект профекссиональный. Лет двести назад можно было, в юности выучившись, к старости стать специалистом по тому сАмому, чему в юности учился. Да даже и не 200, но все же - век 19й - это уже железные дороги, паровик, телеграф, дагерротип.. Так что уже не чисто.
В моем "позднем детстве" припоминаются дискуссии, что вот-де.. Надо бы человека раз в 5-10 лет переучивать-доучивать, иначе плохо. Как он, мол, к концу карьеры-то эффективность растеряет?
Санкта, панимаиш, симплицитас.
Что сейчас в сфере высоких технологий - не описываю, народ в курсе. Как же работает (должно работать) образование? Ну да.. учить основам. А подготовить на всю карьеру "специалиста по.." становится уже бессмысленной задачей.
Исчерпывается ли проблематика только сферой проф.образования? Нет. Мир меняется весь. Глобализм вот пришел, все перевернул. Это аспект социально-мировоззренческий.
Ну а аспект психологический таков. К старости (это может быть и 35, ха-ха!) человек приобретает ригидность, готов учить, не готов учиться. В ТОМ мире это было оправдано. Старички учили юнцов жизни. Хотят учить и сейчас. А чему научат?
А темпы растут. За время жизни уже меняется.. все? Нет, не все. Будет больше. Экспонента, милостивые государи.
Извиняйте, что тезисно. Кто что думает? Удержим темп? Экспонента.......
Чуть раскрою. Аспект профекссиональный. Лет двести назад можно было, в юности выучившись, к старости стать специалистом по тому сАмому, чему в юности учился. Да даже и не 200, но все же - век 19й - это уже железные дороги, паровик, телеграф, дагерротип.. Так что уже не чисто.
В моем "позднем детстве" припоминаются дискуссии, что вот-де.. Надо бы человека раз в 5-10 лет переучивать-доучивать, иначе плохо. Как он, мол, к концу карьеры-то эффективность растеряет?
Санкта, панимаиш, симплицитас.
Что сейчас в сфере высоких технологий - не описываю, народ в курсе. Как же работает (должно работать) образование? Ну да.. учить основам. А подготовить на всю карьеру "специалиста по.." становится уже бессмысленной задачей.
Исчерпывается ли проблематика только сферой проф.образования? Нет. Мир меняется весь. Глобализм вот пришел, все перевернул. Это аспект социально-мировоззренческий.
Ну а аспект психологический таков. К старости (это может быть и 35, ха-ха!) человек приобретает ригидность, готов учить, не готов учиться. В ТОМ мире это было оправдано. Старички учили юнцов жизни. Хотят учить и сейчас. А чему научат?
А темпы растут. За время жизни уже меняется.. все? Нет, не все. Будет больше. Экспонента, милостивые государи.
Извиняйте, что тезисно. Кто что думает? Удержим темп? Экспонента.......
На тот ли вопрос отвечу, не уверен.
Конечно, и раньше можно было охать (что успешно и осуществлялось ОХАлюбителями) - ой, что с этим миром, ой, как жить! Ой, время, вперед!
А я взял критерий: степень устаревания опыта за жизнь поколения. В сфере технического образования делать что-то надо именно сейчас, и уже почти поздно. О да, ура 20-летним сисадминам. Но..
Это точка качественая. Абсолютная. В той мере, в какой в этом относительном мире можно хоть что-то определить :-)
зы. Удивляет, что об этом (почти) не пишут.
Конечно, и раньше можно было охать (что успешно и осуществлялось ОХАлюбителями) - ой, что с этим миром, ой, как жить! Ой, время, вперед!
А я взял критерий: степень устаревания опыта за жизнь поколения. В сфере технического образования делать что-то надо именно сейчас, и уже почти поздно. О да, ура 20-летним сисадминам. Но..
Это точка качественая. Абсолютная. В той мере, в какой в этом относительном мире можно хоть что-то определить :-)
зы. Удивляет, что об этом (почти) не пишут.
АП, я имел в виду вот что: да, конечно, можно гнаться за прогрессом, стараясь быть образованным "адекватно"
НО! В этой ли гонке суть? Или профессиональные знания есть лишь инструмент, чтобы заниматься тем, что хочешь делать, и зарабатывать так, чтобы жить, как хочешь? А если так - то эта гонка вторична, а на первое место выходит цель жить жизнь так, как хочешь. И в таком случае внутреннее развитие (я как человек) становится несколько важнее, чем внешнее (я как профессионал), верно? Иначе легко поставить себе ложные цели и быть весьма разочарованным по их достижении.
Т.е. умение ставить профессиональные цели и достигать их оказывается при таком взгляде всего лишь частным случаем умения ставить жизненные цели и достигать их.
Вот поэтому я и спросил: внешние ли критерии? Какой темп нам действительно надо удерживать?
текущему положению дел, в цеху ли, в отрасли ли.НО! В этой ли гонке суть? Или профессиональные знания есть лишь инструмент, чтобы заниматься тем, что хочешь делать, и зарабатывать так, чтобы жить, как хочешь? А если так - то эта гонка вторична, а на первое место выходит цель жить жизнь так, как хочешь. И в таком случае внутреннее развитие (я как человек) становится несколько важнее, чем внешнее (я как профессионал), верно? Иначе легко поставить себе ложные цели и быть весьма разочарованным по их достижении.
Т.е. умение ставить профессиональные цели и достигать их оказывается при таком взгляде всего лишь частным случаем умения ставить жизненные цели и достигать их.
Вот поэтому я и спросил: внешние ли критерии? Какой темп нам действительно надо удерживать?
М-м-м... Вопрос хороший, но что ж с ним делать-то?
У отдельного человека (работника в 1ю очередь, социально активного элемента во 2ю) такого выбора, можно сказать, нет. Кто не успел, тот опоздал.
На уровне всго социума взять, да и спросить: к чему такая спешка? Мы гонимся за козленком?
Не лучше ли отказаться от фетиша прогресса (кстати, в чем он?), и хоть что-нибудь понять в этом мире? Хм. Если уж гонку вооружений остановить не можем, то на что замахиваемся?
>Какой темп нам действительно надо удерживать?
Ключевые слова - НАМ, затем - НАДО. Сидит в самолете старушка: Сынок, что ж мы так мчимся?! 800 верст! Давай потише, а? Ей не надо держать такую скорость, но она уже купила билет. А самолету - надо.
Расхожие клише типа "прогресс не остановить" имеют все же под собой почву. Структура социума настроена на прогресс, как ракета - на взлет, но не на висение. Регуляция многих важнейших процессов идет через установление иерархии, а это значит - кто чего достиг. Да, в 1ю очередь это о социуме западном. Но что-то руссоистские утопии пока никуда не вывели.
В общем, это вопрос боле широкий, нежели тот, на к-рый я замахнулся. Засим ставлю пока точку. Авантюристы есть, мысль развить?
У отдельного человека (работника в 1ю очередь, социально активного элемента во 2ю) такого выбора, можно сказать, нет. Кто не успел, тот опоздал.
На уровне всго социума взять, да и спросить: к чему такая спешка? Мы гонимся за козленком?
Не лучше ли отказаться от фетиша прогресса (кстати, в чем он?), и хоть что-нибудь понять в этом мире? Хм. Если уж гонку вооружений остановить не можем, то на что замахиваемся?
>Какой темп нам действительно надо удерживать?
Ключевые слова - НАМ, затем - НАДО. Сидит в самолете старушка: Сынок, что ж мы так мчимся?! 800 верст! Давай потише, а? Ей не надо держать такую скорость, но она уже купила билет. А самолету - надо.
Расхожие клише типа "прогресс не остановить" имеют все же под собой почву. Структура социума настроена на прогресс, как ракета - на взлет, но не на висение. Регуляция многих важнейших процессов идет через установление иерархии, а это значит - кто чего достиг. Да, в 1ю очередь это о социуме западном. Но что-то руссоистские утопии пока никуда не вывели.
В общем, это вопрос боле широкий, нежели тот, на к-рый я замахнулся. Засим ставлю пока точку. Авантюристы есть, мысль развить?
> У отдельного человека ... такого выбора, можно сказать, нет.
Да кто ж его лишил-то?
"Он же памятник! Кто ж его посадит?" (с)
> На уровне всго социума взять, да и спросить: к чему такая спешка? Мы гонимся за козленком?
> Не лучше ли отказаться от фетиша прогресса (кстати, в чем он?), и хоть что-нибудь понять в этом мире?
Нет-нет, я о другом. Я вовсе не выстраиваю противоречия между социумом, требование коего - постоянный прогресс, и индивидом, который за этим прогрессом может не поспевать. Я просто говорю о ДРУГОМ прогрессе - внутреннем.
И вопрос "Какой темп нам действительно надо удерживать?" ориентирован не на ответы "быстрый/медленный", а на другой вид прогресса.
Который совершенно не противоречит прогрессу внешнему, но, на мой взгляд, несколько важнее.
Конечно, слова "нам" и "надо" не вполне уместны. Это вопрос свободного личного неисключающего выбора.
Да кто ж его лишил-то?
"Он же памятник! Кто ж его посадит?" (с)
> На уровне всго социума взять, да и спросить: к чему такая спешка? Мы гонимся за козленком?
> Не лучше ли отказаться от фетиша прогресса (кстати, в чем он?), и хоть что-нибудь понять в этом мире?
Нет-нет, я о другом. Я вовсе не выстраиваю противоречия между социумом, требование коего - постоянный прогресс, и индивидом, который за этим прогрессом может не поспевать. Я просто говорю о ДРУГОМ прогрессе - внутреннем.
И вопрос "Какой темп нам действительно надо удерживать?" ориентирован не на ответы "быстрый/медленный", а на другой вид прогресса.
Который совершенно не противоречит прогрессу внешнему, но, на мой взгляд, несколько важнее.
Конечно, слова "нам" и "надо" не вполне уместны. Это вопрос свободного личного неисключающего выбора.
Капитан, ну так это еще один аспект :-)
Итого, у нас три темы.
1. Как индивиду в течение жизни удержаться за темпом смены представлений и моделей в мире (в первую очередь, не отстать как профессионалу, но не только это).
2. Какой темп прогресса (в смысле п.1) желателен для социума, и следует ли пытаться на него целенаправленно влиять?
3. "А изменились ли эти москвичи внутренне?" IOW, что можно сказать о прогрессе ином, нежели экстенсивно -накопительно -познавательный?
Если мы будем обсуждать все три (или больше), мб, нам разнести их?
А у профессионала выбор, конечно, есть, но.. это выбор - быть по-прежнему профессионалом, или свалиться вниз. Но это к пункту номер раз.
Итого, у нас три темы.
1. Как индивиду в течение жизни удержаться за темпом смены представлений и моделей в мире (в первую очередь, не отстать как профессионалу, но не только это).
2. Какой темп прогресса (в смысле п.1) желателен для социума, и следует ли пытаться на него целенаправленно влиять?
3. "А изменились ли эти москвичи внутренне?" IOW, что можно сказать о прогрессе ином, нежели экстенсивно -накопительно -познавательный?
Если мы будем обсуждать все три (или больше), мб, нам разнести их?
А у профессионала выбор, конечно, есть, но.. это выбор - быть по-прежнему профессионалом, или свалиться вниз. Но это к пункту номер раз.
А
Акмэ
Ой, кааак щас влезу во взрослый разговор...
про професинализм: сейчас в некоторых сферах процесс образования новых знаний и технологий идет быстрее, чем процесс их распространения и усвоения. Усвоить все это невозможно, да и незачем, все равно устарее через пол-года.
Поэтому качественный прогресс, "внутренний" мне кажеться более значимым. Актуальный человек - не тот кто знает, а тот, кто знает где можно узнать, и что со всем этим делать.
Умение оринтироваться во всем этом бесконечном разнообразии, достигать целей, что-то делать и создавать.
Сдаеться мне развитие личности важнее.
про професинализм: сейчас в некоторых сферах процесс образования новых знаний и технологий идет быстрее, чем процесс их распространения и усвоения. Усвоить все это невозможно, да и незачем, все равно устарее через пол-года.
Поэтому качественный прогресс, "внутренний" мне кажеться более значимым. Актуальный человек - не тот кто знает, а тот, кто знает где можно узнать, и что со всем этим делать.
Умение оринтироваться во всем этом бесконечном разнообразии, достигать целей, что-то делать и создавать.
Сдаеться мне развитие личности важнее.
a
ambull
Актуальный человек - не тот кто знает, а тот, кто знает где можно узнать, и что со всем этим делать.
+1
Умница! Вот тут-то и вся соль (образования как такового - его целей, смысла и т.п.). Когда-то по роду деятельности мне нужно было хорошо владеть многими математическими методами и теориями. Гораздо в большем объёме, чем это преподавалось в вузе нематематикам. Но уже много лет назад я занялся совершенно иной деятельностью, где вовсе и не нужна высшая математика, тем более в таком объёме. И вдруг как-то обнаружилось, что я уже не только забыл матричное исчисление и стал не способен обработать данные хотя бы методом наименьших квадратов, но... и вообще забыл, как находить корни квадратного уравнения (!). Но ведь Выгодского, а также Бронштейна с Семендяевым никто не отменял (!) - не грех и заглянуть в справочник, чтобы восполнить подзабытое...
Сейчас своим студентам я говорю: моя задача - не наполнить ваши головы "знаниями", моя задача - научить вас мыслить и "добывать" эти знания. Поэтому я никогда не даю им сразу готового решения или готовой формулы, если имеется возможность их "добыть" (вывести). Вот этот процесс (мыслительный) и есть, на мой взгляд, настоящее обучение. Даже если на вывод простейшей формулы у нас уходит целый урок или пара.
М
Мария_
Да, этот вопрос обучения передо мной тоже частенько всплывает - "емкость" мозга и скорость обработки ограничена, а технологии меняются с бешенной скоростью (ну, для меня по-крайней мере, с бешенной:-). Что делать лично самой, чтобы не слишком отстать, и что будет со средне-статистическим человеком
лет через 10 (а это уже просто интересно)? Как должен измениться процесс обучения, как общеобразовательный, так и профессиональный. И что делать тому, кто давно отучился?
Думается, систему профессионального обучения надо бы сделать многоступенчатой (например, каждые 5 лет - учебный цикл). А еще может быть и общеобразовательную школу сделать такой циклической? Через 5 лет. Ну, учить читать-писать не надо. А вот методикам усвоения знаний, новым подходам к самообучению, последним достижениям в физике, биологии, психологии - это не профессиональные знания, а общие, и не всякий может вечером себя заставить (или даже найти время) почти бесистемно(!) лазить по интернету для общего развития, расходуя мозговые и временные ресурсы на "пустую породу" множества сайтов.
Полностью согласна с тем, что надо учить добывать знания. Но хранение и доступ к информации быстро меняются. И кажется, классификация отраслей знаний - тоже. Хорошо бы поставить на поток информирования об этом.
Или вот еще к вопросу о профессии:
- надо иметь просто знания (набор "фактов", приемов)
- надо уметь быстро найти то, чего не знаешь (знания о ссылках на "факты")
- надо уметь быстро усвоить вновь найденные знания (техники обучения).
Чувствую, что должна меняться лишь доля (процент) ресурсов мозга и времени, потраченного на пополнение каждого из трех пунктов. Но для меня большой вопрос - какие это доли? Кто бы помог с ответом? Очевидно, что увеличение доли второго пункта за счет первого наблюдалось в "последнее" время. Но где-то же должен быть предел? Нельзя же совсем отказаться от "фактов и приемов"? Точнее, первый пункт сегодня является переменным - и все равно, как часто и как много нового надо замещать из фактического материала? Еще бы кто-то в этом помогал (опять же профессионально, как методист)... Лично мне этого не хватает, боюсь, что мои решения очень неоптимальны.
Думается, систему профессионального обучения надо бы сделать многоступенчатой (например, каждые 5 лет - учебный цикл). А еще может быть и общеобразовательную школу сделать такой циклической? Через 5 лет. Ну, учить читать-писать не надо. А вот методикам усвоения знаний, новым подходам к самообучению, последним достижениям в физике, биологии, психологии - это не профессиональные знания, а общие, и не всякий может вечером себя заставить (или даже найти время) почти бесистемно(!) лазить по интернету для общего развития, расходуя мозговые и временные ресурсы на "пустую породу" множества сайтов.
Полностью согласна с тем, что надо учить добывать знания. Но хранение и доступ к информации быстро меняются. И кажется, классификация отраслей знаний - тоже. Хорошо бы поставить на поток информирования об этом.
Или вот еще к вопросу о профессии:
- надо иметь просто знания (набор "фактов", приемов)
- надо уметь быстро найти то, чего не знаешь (знания о ссылках на "факты")
- надо уметь быстро усвоить вновь найденные знания (техники обучения).
Чувствую, что должна меняться лишь доля (процент) ресурсов мозга и времени, потраченного на пополнение каждого из трех пунктов. Но для меня большой вопрос - какие это доли? Кто бы помог с ответом? Очевидно, что увеличение доли второго пункта за счет первого наблюдалось в "последнее" время. Но где-то же должен быть предел? Нельзя же совсем отказаться от "фактов и приемов"? Точнее, первый пункт сегодня является переменным - и все равно, как часто и как много нового надо замещать из фактического материала? Еще бы кто-то в этом помогал (опять же профессионально, как методист)... Лично мне этого не хватает, боюсь, что мои решения очень неоптимальны.
К
Комкон
Думается, систему профессионального обучения надо бы сделать многоступенчатой (например, каждые 5 лет - учебный цикл). А еще может быть и общеобразовательную школу сделать такой циклической? Через 5 лет
Как Вы себе это представляете при реализации?
С одной стороны система профподготовки и так является многоступенчатой и периодической.
Начальная школа (1-4 классы, затем углубление с частичным повторением 4-7 классы), средняя школа (очередное углубление с повторением 7-10,11 классы, техникумы)-по старому, как было при мне (хе-хе), ВУЗ, далее периодическая обязательная переподготовка, если работаешь в приличной конторе+возможность, переходящая в обязанность, самообразования.
Но если этот процесс сделать обязательным как особенность профобразования, то когда же эти профи работать будут? И где взять средства для этого процесса?
Высшее профобразование, по крайней мере в старом "совковом" варианте, было достаточно универсальным и давало человеку методологию обучения, пригодную для дальнейшего самообразования, при наличии желания и необходимости.
Лично я начинал учиться когда ПЭВМ не было, а были только ЭВМ в некоторых ВУЗах и крупных предприятиях, сейчас практически везде ПЭВМ, даже в ЖЭКе. И для работы на них можно не знать даже физики и математики (работают же на компах журналисты и писатели, хе-хе) ;-)
Вузовское образование эту задачу решало, но с неблестящей эффективностью. Особенно если специальность называется "обслуживание и эксплуатация.." Ср.спец. - с еще более неблестящей. :-/
О да, если ты в элите, то найдешь ресурсы сам. А добротных середнячков оставлять на произвол? Не знаю, не очевидно..
В общем, видится система "доподготовки". Не привязанная к месту работы (народ оные быстро меняет, и это нормально). Периодическая. Ориентированная на самостоятельность (разумеется, иного образования вообще не бывает!). Но все же с толковой методической базой. Не конфликтующая с занятостью по месту работы, на основе компромиссов (всем выгодно!). Социально и формально одобряемая. Частично финансируемая (ой, че хочу..)
Мечты-мечты...
О да, если ты в элите, то найдешь ресурсы сам. А добротных середнячков оставлять на произвол? Не знаю, не очевидно..
В общем, видится система "доподготовки". Не привязанная к месту работы (народ оные быстро меняет, и это нормально). Периодическая. Ориентированная на самостоятельность (разумеется, иного образования вообще не бывает!). Но все же с толковой методической базой. Не конфликтующая с занятостью по месту работы, на основе компромиссов (всем выгодно!). Социально и формально одобряемая. Частично финансируемая (ой, че хочу..)
Мечты-мечты...
М
Мария_
С системой профпоготовки лично не сталкивалась, только слышала.
Как представляю реализацию периодического дообучения? Смутно. Но если подумать... Сначала надо решить чему обучать, а затем сколько времени отвести и с какой периодичностью.
Кто будет платить? Полагаю, как в ВУЗе: часть из бюджета, если сдашь экзамены (обществу имеет смысл раскошелиться на образование талантливых), а бОльшая часть - из своего кармана.
Обязательность курсов - по желанию.
Общеобразовательные знания:
интересуют СОВРЕМЕННОЕ состояние биологии, генетики, физики, психологии, экономики, литература - курсы можно посещать по выбору. Но главное, чтобы материал был подготовлен в рамках государственной программы ведущими СПЕЦИАЛИСТАМИ в каждой из этих областей. Т.е. чтобы это были признанные лидеры, не зависящие от коньюктуры, а не опытные манипуляторы от рекламы (Отличить халтуру можно, но обычно оплата - вперед).
Профподготовка:
Тоже интересует ОБЩЕЕ системное освещение новых перспективных методик и их соотношение, новости в сопряженных с твоей областях знаний - те, что на "границе". Удобнее такие курсы при ВУЗах же и реализовать. Например, читать общую систематизирующую часть как студентам, так и "переучивающимся". Затем обычным студентам читать предметы детально, а "переучивающимся" могут освоить их самостоятельно по выбору или пройти с лектором "сжатым" курсом по "верхушкам".
Как часто? Лично я бы раз в год ходила на 2-5 дневные курсы или семинары общего плана. "Расковырять" тонкости конкретной методики каждый может самостоятельно по книге. Труднее выбрать то, что надо изучать, увидеть область в общих чертах и не упустить важное.
Но это скорее относится к знаниям "первого и второго рода" - фактографическим и ссылкам. А как быть со знанием наших возможностей в обучении? Изучение человека идет быстрыми темпами - хорошо бы о "себе" вовремя узнавать новое, осваивать проверенные методики саморазвития (почему это не преподается в школе? или я ошибаюсь?).
Как представляю реализацию периодического дообучения? Смутно. Но если подумать... Сначала надо решить чему обучать, а затем сколько времени отвести и с какой периодичностью.
Кто будет платить? Полагаю, как в ВУЗе: часть из бюджета, если сдашь экзамены (обществу имеет смысл раскошелиться на образование талантливых), а бОльшая часть - из своего кармана.
Обязательность курсов - по желанию.
Общеобразовательные знания:
интересуют СОВРЕМЕННОЕ состояние биологии, генетики, физики, психологии, экономики, литература - курсы можно посещать по выбору. Но главное, чтобы материал был подготовлен в рамках государственной программы ведущими СПЕЦИАЛИСТАМИ в каждой из этих областей. Т.е. чтобы это были признанные лидеры, не зависящие от коньюктуры, а не опытные манипуляторы от рекламы (Отличить халтуру можно, но обычно оплата - вперед).
Профподготовка:
Тоже интересует ОБЩЕЕ системное освещение новых перспективных методик и их соотношение, новости в сопряженных с твоей областях знаний - те, что на "границе". Удобнее такие курсы при ВУЗах же и реализовать. Например, читать общую систематизирующую часть как студентам, так и "переучивающимся". Затем обычным студентам читать предметы детально, а "переучивающимся" могут освоить их самостоятельно по выбору или пройти с лектором "сжатым" курсом по "верхушкам".
Как часто? Лично я бы раз в год ходила на 2-5 дневные курсы или семинары общего плана. "Расковырять" тонкости конкретной методики каждый может самостоятельно по книге. Труднее выбрать то, что надо изучать, увидеть область в общих чертах и не упустить важное.
Но это скорее относится к знаниям "первого и второго рода" - фактографическим и ссылкам. А как быть со знанием наших возможностей в обучении? Изучение человека идет быстрыми темпами - хорошо бы о "себе" вовремя узнавать новое, осваивать проверенные методики саморазвития (почему это не преподается в школе? или я ошибаюсь?).
a
ambull
Полагать, что вузы выпускают готовых специалистов, которым можно поручить любое дело в соответствии с их квалификацией и при этом надеяться на успех и высокий результат - по меньшей мере наивно. И многие компании это понимают и сами занимаются "лепкой" своих специалистов, не жалея на это денег. В
США, например, компании ежегодно расходуют на обучение работников порядка $ 100 млрд. (что больше годового бюджета России). Только IBM тратит на обучение своих сотрудников более $ 750 млн. в год (что превышает бюджет Гарвардского университета!). С 2000 г. Motorola вчетверо увеличила количество
часов, отведённых на обязательное обучение сотрудников, и довела этот курс до 160 часов в год (то есть примерно месяц в году работники учатся!).
В России многие компании также осознали необходимость обучения. Не случайно столь популярны стали всевозможные тренинги как один из элементов системы обучения.
В России многие компании также осознали необходимость обучения. Не случайно столь популярны стали всевозможные тренинги как один из элементов системы обучения.
a
ambull
Если не путать образование со специальностью, а последнюю с профессией, то становится понятным, в чём всё-таки заключается важность именно образования...
У нас был довольно дружный курс и каждые 5 лет после окончания мы регулярно встречаемся и общаемся (иногда и в промежутках этого срока, если есть дополнительный повод). В прошлом году на последней из таких встреч собралось чуть ли не 2/3 выпуска. И вот выяснилось, что не более половины из нас остались до сих пор верны полученной специальности, но и та другая половина, сменившая в итоге профессию (некоторые и не одну), сумела "найти" себя в этой жизни. Кто-то (немногие, конечно) стали бизнесменами и при том известными и успешными, но... в отраслях, которые и близко не связаны с той специальностью, которой мы обучались, кто-то... ну и т.д., и т.п.
Так вот, образование (исходное) как раз и даёт человеку ту базу, которая и позволяет ему овладеть в дальнейшем любой суммой знаний, навыков и умений, которые необходимы для занятий конкретным делом.
У нас был довольно дружный курс и каждые 5 лет после окончания мы регулярно встречаемся и общаемся (иногда и в промежутках этого срока, если есть дополнительный повод). В прошлом году на последней из таких встреч собралось чуть ли не 2/3 выпуска. И вот выяснилось, что не более половины из нас остались до сих пор верны полученной специальности, но и та другая половина, сменившая в итоге профессию (некоторые и не одну), сумела "найти" себя в этой жизни. Кто-то (немногие, конечно) стали бизнесменами и при том известными и успешными, но... в отраслях, которые и близко не связаны с той специальностью, которой мы обучались, кто-то... ну и т.д., и т.п.
Так вот, образование (исходное) как раз и даёт человеку ту базу, которая и позволяет ему овладеть в дальнейшем любой суммой знаний, навыков и умений, которые необходимы для занятий конкретным делом.
М
Мария_
Суммы, вкладываемые IBM в образование своих специалистов, поражают. Да, потихоньку практика тренингов пускает и у нас корни. Но не маловато ли по объему? И заточенно ли по качеству? Не могу судить - не пользовалась.
Аmbull, выпускники Вашего курса оказались успешными, но только ли особенности образования именно на вашем факультете определяют их успешность? Не последнюю роль сыграло и то, что они прошли экзаменационный отсев еще при поступлении (до обучения), т.е. сами по себе одарены. И природная одаренность была развита в рамках существующего образования, что еще больше увеличило отрыв от тех, кто вообще не "возделывался". Каждодневный ителлектуальный труд (или хотя бы 1 месяц в сессию, но очень напряженный) формируют мозг, создают навыки работы головой. И это преимущества любого тренинга независимо от конкретных знаний, т.е. почти не зависит от сути образования как совокупности (базы) знаний. Или мы с Вами понимаем под образованием разное: для меня это сложившееся мировозрение, для Вас (если не ошибаюсь) - главным образом, это навыки мышления.
Насчет дополнительного периодического образования. Пожалуй, для себя определилась с потребностями. Это должны быть ежегодные ОБЗОРНЫЕ курсы. Общесистемные. Продожительностью до недели (5 дней). Платные. Базироваться (аудитории, профессура) при ВУЗах. Профессиональной ориентации - при соовествующих факультетах. А для общеобразовательных - лекторы приглашаются из разных ВУЗов на одну площадку, либо составляется расписание, по которому слушатели курса ездят по разным аудиториям.
Конечно, можно и без "живых" профессоров - дистанционное обучение, это даже чем-то удобнее, хотя катализатор непосредственного общения и возможность задавать вопросы трудно переоценить, по-моему.
Аmbull, выпускники Вашего курса оказались успешными, но только ли особенности образования именно на вашем факультете определяют их успешность? Не последнюю роль сыграло и то, что они прошли экзаменационный отсев еще при поступлении (до обучения), т.е. сами по себе одарены. И природная одаренность была развита в рамках существующего образования, что еще больше увеличило отрыв от тех, кто вообще не "возделывался". Каждодневный ителлектуальный труд (или хотя бы 1 месяц в сессию, но очень напряженный) формируют мозг, создают навыки работы головой. И это преимущества любого тренинга независимо от конкретных знаний, т.е. почти не зависит от сути образования как совокупности (базы) знаний. Или мы с Вами понимаем под образованием разное: для меня это сложившееся мировозрение, для Вас (если не ошибаюсь) - главным образом, это навыки мышления.
Насчет дополнительного периодического образования. Пожалуй, для себя определилась с потребностями. Это должны быть ежегодные ОБЗОРНЫЕ курсы. Общесистемные. Продожительностью до недели (5 дней). Платные. Базироваться (аудитории, профессура) при ВУЗах. Профессиональной ориентации - при соовествующих факультетах. А для общеобразовательных - лекторы приглашаются из разных ВУЗов на одну площадку, либо составляется расписание, по которому слушатели курса ездят по разным аудиториям.
Конечно, можно и без "живых" профессоров - дистанционное обучение, это даже чем-то удобнее, хотя катализатор непосредственного общения и возможность задавать вопросы трудно переоценить, по-моему.
А
Акмэ
ambull
может вы и меня учили?)))
может вы и меня учили?)))
А
Акмэ
А что случилось с самообразоваением?
Зачем организовывать какие-то новые общие системы?
Каждая унифицированная система значительно теряет эффективность, относительно отдельно взятой личности.
ОБЗОРНЫЕ курсы чего? Общих знаний?
Обзорные курсы общих знаний - это почти ничего. Поэтому и трудно определить кого и чему учить.
Человек должен учиться сам, и исключительно тому, что ему конкретно нужно.
Роль государства или системы образования, или еще кого, должна сводиться к тому, чтобы дать человеку эту возможность, и может бвть, сформировать соответствующую мотивацию.
А по поводу учить учиться в школе, это мысль!
У меня в школе был такой тренинг - очень помогло, до сих пор конспектами иногда пользуюсь.
Еще бы хорошо учить в школе методу взаимодействия с государством - то то было бы радости.
Зачем организовывать какие-то новые общие системы?
Каждая унифицированная система значительно теряет эффективность, относительно отдельно взятой личности.
ОБЗОРНЫЕ курсы чего? Общих знаний?
Обзорные курсы общих знаний - это почти ничего. Поэтому и трудно определить кого и чему учить.
Человек должен учиться сам, и исключительно тому, что ему конкретно нужно.
Роль государства или системы образования, или еще кого, должна сводиться к тому, чтобы дать человеку эту возможность, и может бвть, сформировать соответствующую мотивацию.
А по поводу учить учиться в школе, это мысль!
У меня в школе был такой тренинг - очень помогло, до сих пор конспектами иногда пользуюсь.
Еще бы хорошо учить в школе методу взаимодействия с государством - то то было бы радости.
Акмэ:
Не совсем согласен (не со всем согласен), к сожалению...
Человек, не знающий какой-нибудь достаточно большой области, и НЕ ЗНАЕТ, что она ему нужна. Особенно хорошо это чувствуется в математике.
Так что хорошие обзорные курсы очень нужны.
>Человек должен учиться сам, и исключительно тому, что ему конкретно нужно.
Вот это - подход ремесленника. (Извините, не в упрек!)
Не совсем согласен (не со всем согласен), к сожалению...
Человек, не знающий какой-нибудь достаточно большой области, и НЕ ЗНАЕТ, что она ему нужна. Особенно хорошо это чувствуется в математике.
Так что хорошие обзорные курсы очень нужны.
>Человек должен учиться сам, и исключительно тому, что ему конкретно нужно.
Вот это - подход ремесленника. (Извините, не в упрек!)
А
Акмэ
Это уже спор на другую тему: Кто такой человек будущего: всесторонне развитая личность, или узконаправленный специалист?
Возможно Вы и правы. Я вот математики не знаю, потребности в ней не истытываю, но и неудобств с этим связанных у меня тоже нет. По крайней мере не чувтвуется пока.
Мне кажеться, что у объемы информации в современном обществе настолько огромны, что пытаясь охватить все области, удаеться усвоить только "вершки", а в сути не понимаешь ничего. А что в них толку, в этих "вершках" - только возможность поддержать светскую беседу на данную тему.
Один профессор при мне жаловался как раз на эту проблему, как на основную черту нынешних молодых специалистов.
Возможно Вы и правы. Я вот математики не знаю, потребности в ней не истытываю, но и неудобств с этим связанных у меня тоже нет. По крайней мере не чувтвуется пока.
Мне кажеться, что у объемы информации в современном обществе настолько огромны, что пытаясь охватить все области, удаеться усвоить только "вершки", а в сути не понимаешь ничего. А что в них толку, в этих "вершках" - только возможность поддержать светскую беседу на данную тему.
Один профессор при мне жаловался как раз на эту проблему, как на основную черту нынешних молодых специалистов.
>Мне кажеться, что у объемы информации в современном обществе настолько огромны, что пытаясь охватить все области, удаеться усвоить только "вершки", а в сути не понимаешь ничего. А что в них толку, в этих "вершках" - только возможность поддержать светскую беседу на данную тему.
Именно! Значит, надо не запасаться тонким слоем вершков с объемов, а учиться работать сто СТРУКТУРОЙ знаний в самом широком смысле.
Подготовка "специалиста" этого не дает. Или дает, но лишь как побочный эффект.
Именно! Значит, надо не запасаться тонким слоем вершков с объемов, а учиться работать сто СТРУКТУРОЙ знаний в самом широком смысле.
Подготовка "специалиста" этого не дает. Или дает, но лишь как побочный эффект.
М
Мария_
Да, именно это под "вершками" обзорных лекций я и имела в виду - освещение СТРУКТУРЫ, классификацию знаний, НОВЫЕ разделы классификации. Уж до тонкостей самому можно дойти. Быстрее клад найдет не тот, кто быстро и правильно роет, а тот, кто роет там где клад зарыт. Места знать надо))
А что, скажите хорошего, когда за 3мя изученными до последнего листочка соснами не видишь леса? Оттачивать навыки в знакомой технологии, когда появились новые, более эффективные?
Кроме того, неужели не интересно знать, что значительного происходит во всех областях знания?
[Сообщение изменено пользователем 25.03.2004 16:16]
А что, скажите хорошего, когда за 3мя изученными до последнего листочка соснами не видишь леса? Оттачивать навыки в знакомой технологии, когда появились новые, более эффективные?
Кроме того, неужели не интересно знать, что значительного происходит во всех областях знания?
[Сообщение изменено пользователем 25.03.2004 16:16]
А
Акмэ
Именно! Значит, надо не запасаться тонким слоем вершков с объемов, а учиться работать сто СТРУКТУРОЙ знаний в самом широком смысле.
_______________
В высшем учебном заведении я убедилась только в том, что структура знания даже в пределах одной науки - вопрос крайне спорный, и вместо "работы со структурой знания в самом широком смысле" (с), приходиться зубрить бесконечное колличество подходов разных авторов...
То есть эта наука еще не выработала своей структуры знания. В каждой дисцеплине, лекция на тему:"структура ....(тут название науки) знания" начиналось с фразы: "этот вопрос необходимо рассматривать в полемике...." Возможно это не касаеться таких древних наук как матиматика и т.п.
Но это все равно склоняет меня к мысли, что современная наука в принципе не дошла еще до того уровня развития, когда возможно однозначное структурирование знания.
То есть по сути, не определились еще с формой и подходом, куда уж там до содержания...
_______________
В высшем учебном заведении я убедилась только в том, что структура знания даже в пределах одной науки - вопрос крайне спорный, и вместо "работы со структурой знания в самом широком смысле" (с), приходиться зубрить бесконечное колличество подходов разных авторов...
То есть эта наука еще не выработала своей структуры знания. В каждой дисцеплине, лекция на тему:"структура ....(тут название науки) знания" начиналось с фразы: "этот вопрос необходимо рассматривать в полемике...." Возможно это не касаеться таких древних наук как матиматика и т.п.
Но это все равно склоняет меня к мысли, что современная наука в принципе не дошла еще до того уровня развития, когда возможно однозначное структурирование знания.
То есть по сути, не определились еще с формой и подходом, куда уж там до содержания...
А
Акмэ
Кроме того, неужели не интересно знать, что значительного происходит во всех областях знания?
___________________
Интересно, но не во всех!
К тому же проблема "черной лихорадки" по прежнему актуальна.
Хотя конечно, такая проблема, как незнаие того, что можно знать - иногда дает о себе знать. Но засыпать человека всем, от ядерной физики, до кулинарии - это вид изощеренного садизма.
___________________
Интересно, но не во всех!
К тому же проблема "черной лихорадки" по прежнему актуальна.
Хотя конечно, такая проблема, как незнаие того, что можно знать - иногда дает о себе знать. Но засыпать человека всем, от ядерной физики, до кулинарии - это вид изощеренного садизма.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.