Ты жива еще моя старушка?... Жив и я...
Спасибо Ольге за то, что подняла острую и интересную тему о Сергее Есеине. Давайте поговорим как серьезные люди, отложив Библию (Коран, Бхагават Гиту и т.д.) в сторону.
Поставлю вопрос так: может ли наличие порока (пьянства, наркомании, суицидности и т.д.) быть основанием нелюбви к поэту? Можно ли поверять величие поэта религиозными догмами?..
Но для начала приведу две цитаты о Сергее Есенине (последнем периоде его жизни). Дабы не было монополии на истину...
«Мы с Есениным читаем в Ростове, в Таганроге. В Новочеркасске после громовой статьи местной газеты, за несколько часов до начала,— лекция запрещается.
На этот раз не спасает ни желтая гастевская кобура, ни карта местности на полевой сумке, ни цейсовский бинокль.
Газета сообщила неправдоподобнейшую историю имажинизма, «рокамболические» наши биографии и под конец ехидно намекнула о таинственном отдельном вагоне, в котором разъезжают молодые люди, и о боевом администраторе, украшенном ромбами и красной звездой.
Мы лежали в своем купе. Есенин, уткнувшись во флоберовскую «Мадам Бовари». Некоторые страницы, особенно его восторгавшие, читал вслух».
Из кн. А.Мариенгофа «Воспоминания о Есенине», М. 1926.
«Боязнь одиночества, мания преследования вконец измотали силы поэта. Его сознание подтачивало чувство того, что он теряет талант, былую метафоричность, блеск импровизации. Поэт Сергей Городецкий в своих воспоминаниях о Есенине согласился со словами Анатолия Мариенгофа: "Если Сергей решил уйти, значит, он как-то усомнился в своих творческих силах". Свидетельствует Вольф Эрлих: "Он смотрит на всех глазами, полными безысходного горя, ибо нет человека, который бы лучше его понимал, где кончается поэзия и где начинаются только стихи".
Револьд Банчуков (Германия) «Мифы о смерти Сергея Есенина»
Поставлю вопрос так: может ли наличие порока (пьянства, наркомании, суицидности и т.д.) быть основанием нелюбви к поэту? Можно ли поверять величие поэта религиозными догмами?..
Но для начала приведу две цитаты о Сергее Есенине (последнем периоде его жизни). Дабы не было монополии на истину...
«Мы с Есениным читаем в Ростове, в Таганроге. В Новочеркасске после громовой статьи местной газеты, за несколько часов до начала,— лекция запрещается.
На этот раз не спасает ни желтая гастевская кобура, ни карта местности на полевой сумке, ни цейсовский бинокль.
Газета сообщила неправдоподобнейшую историю имажинизма, «рокамболические» наши биографии и под конец ехидно намекнула о таинственном отдельном вагоне, в котором разъезжают молодые люди, и о боевом администраторе, украшенном ромбами и красной звездой.
Мы лежали в своем купе. Есенин, уткнувшись во флоберовскую «Мадам Бовари». Некоторые страницы, особенно его восторгавшие, читал вслух».
Из кн. А.Мариенгофа «Воспоминания о Есенине», М. 1926.
«Боязнь одиночества, мания преследования вконец измотали силы поэта. Его сознание подтачивало чувство того, что он теряет талант, былую метафоричность, блеск импровизации. Поэт Сергей Городецкий в своих воспоминаниях о Есенине согласился со словами Анатолия Мариенгофа: "Если Сергей решил уйти, значит, он как-то усомнился в своих творческих силах". Свидетельствует Вольф Эрлих: "Он смотрит на всех глазами, полными безысходного горя, ибо нет человека, который бы лучше его понимал, где кончается поэзия и где начинаются только стихи".
Револьд Банчуков (Германия) «Мифы о смерти Сергея Есенина»
Н
Ники
может ли наличие порока (пьянства, наркомании, суицидности и т.д.) быть основанием нелюбви к поэту?
нет, не может, как и ничто другое не является основанием любви / нелюбви. Любовь - нелюбовь "безосновательна".
Можно ли поверять величие поэта религиозными догмами?..
нет, нельзя.
Тут не о чем спорить. А вот интересно - правда ли, что муза его покинула и именно это сделало его жизнь невыносимой? В смысле, что сам для себя он действительно решил, что "пропил талант"? Похоже на то.
Как тут не приплести завязшего в зубах Мураками и его "овцу", которая, уходя из человека-носителя, становилась причиной невыносимых страданий и которую эти "покинутые" напрасно искали потом...
Ники, есть очень интересные воспоминания Ходасевича о Есенине. Почитайте, там много о его любви...
Если поэт в России больше, чем поэт, то это значит, что он гораздо больше арифметической суммы своих добродетелей и пороков...
Если поэт в России больше, чем поэт, то это значит, что он гораздо больше арифметической суммы своих добродетелей и пороков...
Мне можно высказывать свое скромное мнение, или Вы, по своему обыкновению, не сочтете нужным обращать на него свое царственное внимание?
Его сознание подтачивало чувство того, что он теряет талант, былую метафоричность, блеск импровизации.
Это, конечно, страшно тяжело осознавать и невозможно с этим смириться, но если ты уже создал гениальные произведения, умей вовремя остановиться.
Ведь это же ужасно, когда вконец исписавшийся гений пытается создать нечто, равное по силе ранее созданному.
Наверное, это возможно только мудрецам и людям сильным духом. Есенин, увы, таким не был.
Лучше выращивать помидоры, чем писать бездарные стихи, петь, потеряв голос, ходить по сцене, думая, что ты еще танцор...
Да, все-таки, ведь не однозначно сами ли или это дело чьих-то рук...
Да, все-таки, ведь не однозначно сами ли или это дело чьих-то рук...
СТК, согласен, можно. Был уже один такой, пытался алгеброй познать гармонию. Финал известен...
О
О.
Ведь это же ужасно, когда вконец исписавшийся гений пытается создать нечто...
Зося, а как определить, исписавшийся гений или нет? Скорее, уже испившийся... Может ли человек что-то написать и вообще думать о творчестве, если он "всего час в день бывает человеком"? Видели ли Вы когда-нибудь реальных алкоголиков? У них же уже белая горячка... "Черный человек"написан именно в таком состоянии...
Ответы Командору:
1. Мне вообще не нравится "жениховский подход" к великим людям - "любите ли Вы Есенина?" Тьфу! А как Вам такое : поэзия, записки, письма, странно-трагическая жизнь и такой же уход почему-то волнуют меня до глубины души, и я вновь и вновь перед сном открываю тома его сочинений и книги о нём... А?
2. Конечно, может. Более того, должно. И так будет! Но сейчас всё, конечно, зависит от того, насколько общество христианское или атеистическое. Отсюда и плясать будут.
ЗЫ: Зося, сам, конечно сам. Почитайте его современников. Лучше всего о нём пишет, конечно, Анатолий Мариенгоф в книге "Бессмертная трилогия" (туда же вошёл и "Роман без вранья")...
Перечитайте его "Чёрного человека"! И, как я уже сказала, в стихах Есенина более 400 раз говорится о смерти, о желании умереть. Более того, Мариенгоф пишет, что в течение последних лет Есенин много раз хотел убить себя: он ложился на рельсы, резал себе вены, прыгал в окно и т.д. В 16 лет он выпил уксусной кислоты, хотел умереть, но затем жутко испугался и "почему-то начал лечить себя молоком".
Ув. Командор, приведённые Вами примеры сознательны выбраны, чтобы "погрешить" на революцию:-)? Я могу здесь выложить Вам массу других воспоминаний, где Есенин был обласкан властью...
Ники,
> нет, не может, как и ничто другое не является основанием любви. Любовь "безосновательна".
Чудесная фраза. Истинная. Настоящая. Просто здорово!
Второе слово я убрал, поскольку оно мне не кажется в этом контексте антонимом.
[Сообщение изменено пользователем 02.02.2004 11:29]
> нет, не может, как и ничто другое не является основанием любви. Любовь "безосновательна".
Чудесная фраза. Истинная. Настоящая. Просто здорово!
Второе слово я убрал, поскольку оно мне не кажется в этом контексте антонимом.
[Сообщение изменено пользователем 02.02.2004 11:29]
Ольга, если не лень, поройтесь по инету. Там просто масса ссылок о том, что Есенин сделал это не сам...
Хотя я не буду утверждать, что это и есть истина...
Кстати, кто много и часто говорит о смерти, живет обычно долго.
А Мариенгоф писал то, что ему дозволили в то время. Подумайте сами, мог ли он написать о том, что с Есениным расправилась власть?
Об алкоголизме. Очень многие гении творили под влиянием алкоголя и наркотиков. От этого их произведения не становятся менее талантливыми.
Исписавшийся? Ну, если человек в течение длительного времени не может создать ничего, равного по силе предыдущему, если сам это понимаешь...
Хотя я не буду утверждать, что это и есть истина...
Кстати, кто много и часто говорит о смерти, живет обычно долго.
А Мариенгоф писал то, что ему дозволили в то время. Подумайте сами, мог ли он написать о том, что с Есениным расправилась власть?
Об алкоголизме. Очень многие гении творили под влиянием алкоголя и наркотиков. От этого их произведения не становятся менее талантливыми.
Исписавшийся? Ну, если человек в течение длительного времени не может создать ничего, равного по силе предыдущему, если сам это понимаешь...
О
О.
Дата: 02 Фев 2004 12:37
Ольга, если не лень, поройтесь по инету. Там просто масса ссылок о том, что Есенин сделал это не сам...
Хотя я не буду утверждать, что это и есть истина...
Зося, я прочитала, кажется, уже всё, что касается Есенина...
Правда? Здесь всё дело, видимо, в том, КАК говорят. Если старушка какая-то кудахтает о смерти, то это одно (Старое дерево и гнется, да не ломается), если об этом говорит пищущий человек - это совсем другое. Это предчувствие... Тем паче, что "поэт в России больше, чем поэт". Хотя мне ближе высказывание Окуджавы, когда он в ответ на вопрос "а правда ли, что поэт в России больше..." сердито кинул в зал: "Да бросьте вы чепуху всякую повторять".
А Мариенгоф писал то, что ему дозволили в то время. Подумайте сами, мог ли он написать о том, что с
Есениным расправилась власть?
Зосечка, Мариенгофа издали только пару лет назад. Это заслуга Мих. Казакова, который просто "уломал" уже очень старую вдову Мариенгофа, актрису Анну Никритину отдать ему рукописи "дяди Толи", которого он знал с детства. Про "пару" я - образно, то есть совсем-совсем недавно. Я не знаю, была ли у Анатолия М. напечатана книжка, которую Командор привёл в качестве примера (год, кажется, 1928), под названием "Воспоминания об Есенине" ???? Может и была, тщательно отредактированная и "выжатая", но я ничего про эту книжку не знаю. Командор может лучше рассказать, раз он вставил упоминание о ней в свой постинг.
Об алкоголизме. Очень многие гении творили под влиянием алкоголя и наркотиков. От этого их произведения не становятся менее талантливыми.
Гений и злодейство несовместимы. Да, какие-то произведения до сих пор, как жемчужины среди плевел, но кто знает, было ли это написано "под мухой".
Но део не столько в этом. Значит, для творчества, Вы полагаете, нужен допинг? А я утверждаю, что талант в карман не спрячешь, если он дан тебе Богом, он все равно вырвется наружу. Таланту допинги не нужны. А вот когда человек начинает губить ДАР, ниспосланный ему свыше ( как это делал Есенин, к примеру), то Вы и сами знаете, чем это обычно заканчивается. Человек становится РАЗ-ВА-ЛИ-НОЙ и какие бы красивые слова не говорились в адрес такого таланта, конец его - обычный, жалкий, трагический, как у любого пьянчужки...
Исписавшийся? Ну, если человек в течение длительного времени не может создать ничего, равного по силе предыдущему, если сам это понимаешь...
А почему мы об этом так долго говорим? Даже если бы Есенин написал только два письма ( к матери и к женщине), он бы "сделал своё". И что, вешаться от того, что что-то понимал? Исписался и надо повеситься? Разве поэты не знают, откуда бьёт "источник"? Завтра, через год, через десяток лет всё могло опять начать фонтанировать.
О
О.
Зося, мы мою тему "Почему он это сделал?" ведём в теме Командора. Он просил здесь о стихах... Поэтому, если возникнет желание поговорить об этом, пожалуйста, туда...:-)
Так я, вообще-то, продолжаю тему Командора.
При всей моей нелюбви ко всякого рода допингам, я не стану отрицать, что кто-то творил и как Вы выразились "под мухой", однако произведения эти ни в коей мере не станут менее талантливыми.
Дар это не только благо, но и величайшая ноша, не каждому под силу его снести. Вот, и ломаются люди - наркотики, алкоголь, кто-то в петлю...
А Вы все-таки почитайте. Знания не может быть много!
При всей моей нелюбви ко всякого рода допингам, я не стану отрицать, что кто-то творил и как Вы выразились "под мухой", однако произведения эти ни в коей мере не станут менее талантливыми.
Дар это не только благо, но и величайшая ноша, не каждому под силу его снести. Вот, и ломаются люди - наркотики, алкоголь, кто-то в петлю...
А Вы все-таки почитайте. Знания не может быть много!
А
Алейда После-Вас
Наличие пьянства может быть основанием нелюбви к поэту. Величие поэта может проверяться религиозными догмами.
Наличие идиотизма может быть основанием нелюбви к продавцу. Величие доярки может проверяться принципами диамата.
Наличие идиотизма может быть основанием нелюбви к продавцу. Величие доярки может проверяться принципами диамата.
Почему
нет?
Алейда, разумеется. Мы так долго поверяли величие доярки (и коровы-матери) диаматом, что опомнились тогда, когда не осталось ни коров, ни самих доярок...
То же и с поэзией, простите за приземленность...
То же и с поэзией, простите за приземленность...
О
О.
А Вы все-таки почитайте. Знания не может быть много!
Замечательная фраза!:-) Знаний, действительно, не может быть много. Но что конкретно Вы мне советуете почитать? Дайте адрес. Или надо ввести основное слово "самубийство Есенина"?
О
О.
[quote]
Я не совсем поняла этой фразы, но во всём остальном, Командор, Алейда права, на мой взгляд.
Кстати, давайте уже о стихах.
О ком Есенин думал, когда писал "Собаке Качалова"?
"Ты лизни ей нежно руку За всё, в чём был и не был виноват".
"Ей" - это кому? Как вы полагаете?
Величие доярки может проверяться принципами диамата.>Я не совсем поняла этой фразы, но во всём остальном, Командор, Алейда права, на мой взгляд.
Кстати, давайте уже о стихах.
О ком Есенин думал, когда писал "Собаке Качалова"?
"Ты лизни ей нежно руку За всё, в чём был и не был виноват".
"Ей" - это кому? Как вы полагаете?
Ольга, а я и не говорю, что религиозность поэта, и его идеологические установки не должны быть предметом тщательного анализа. Должны. Однако рассматривать эти аспекты нужно контекстуально. Иначе такой анализ будет сильно попахивать схоластикой...
В этом смысле вполне может быть рассмотрена тема "Есенин и его нравственно-религиозные убеждения". Но только в широком спектре личности самого Есенина, в которой, надо отдавать себе отчет, ни религия, ни уж тем более идеология не занимали сколь-нибудь серьезного места...
В этом смысле вполне может быть рассмотрена тема "Есенин и его нравственно-религиозные убеждения". Но только в широком спектре личности самого Есенина, в которой, надо отдавать себе отчет, ни религия, ни уж тем более идеология не занимали сколь-нибудь серьезного места...
Можно ввести - смерть Есенина, можно обстоятельства смерти Есенина, можно самоубийство...
Ссылок просто тьма, как серьезных авторов, так и желтых кликуш...
http://dmdrozd.narod.ru/Biblioteka/Esenin/bibliote...
просто чуток
[Сообщение изменено пользователем 03.02.2004 09:12]
Ссылок просто тьма, как серьезных авторов, так и желтых кликуш...
http://dmdrozd.narod.ru/Biblioteka/Esenin/bibliote...
просто чуток
[Сообщение изменено пользователем 03.02.2004 09:12]
О
О.
Спасибо, я пробегусь, но мне искренне жаль тратить время на домыслы ( кому-то гонорар захотелось, а я почему-то должна эту муру читать), потому что я уверена, что это было самоубийство. Для этого надо только знать жизнь Есенина (особенно в последний год), читать его стихи и читать современников.
После Мариенгофа Вам никакое другое авторитетное имя читать не захочется в связи с Серёжей.
В этом смысле вполне может быть рассмотрена тема "Есенин и его нравственно-религиозные убеждения". Но только в широком спектре личности самого Есенина, в которой, надо отдавать себе отчет, ни религия, ни уж тем более идеология не занимали сколь-нибудь серьезного места... Ольга, а я и не говорю, что религиозность поэта, и его идеологические установки не должны быть предметом тщательного анализа. Должны.
Однако рассматривать эти аспекты нужно контекстуально. Иначе такой анализ будет сильно попахивать схоластикой...
Командор,
а почему Вы решили, что я собираюсь рассматривать эти аспекты вне связи с контекстом?
Более того, Ваше предложение - устаревшее и не новое. А вот рассмотреть чьё-то творчество ( и жизнь) через призму христианской модели - это что-то! И пользы больше будет.
В этом смысле вполне может быть рассмотрена тема "Есенин и его нравственно-религиозные убеждения". Но только в широком спектре личности самого Есенина, в которой, надо отдавать себе отчет, ни религия, ни уж тем более идеология не занимали сколь-нибудь серьезного места...
Командор,
а почему Вы решили, что я собираюсь рассматривать эти аспекты вне связи с контекстом?
Более того, Ваше предложение - устаревшее и не новое. А вот рассмотреть чьё-то творчество ( и жизнь) через призму христианской модели - это что-то! И пользы больше будет.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.