Максимально Горький
П
ПоплавочникX
Здесь и возникают разногласия, споры, драки, кровавый террор
Да брось. Нет ничего нового, если говорить о лозунгах, только вывески меняются по мере дискредитации предыдущих. По другому ту же морковку называют и ничего более. Приближение всемирного дня всего хорошего, свежий воздух, построение коммунизма или торжество и превосходство арийской нации, несение идеалов свободы и демократии и т.д., и т.п. Выбирай что хочешь, если ты романтик со слабой головой, но в итоге всё-равно наверху окажутся более практичные и жёсткие, желающие только власти или денег или того и другого вместе.
Терзают меня, Есенин, смутные сомнения. Вот это вот про "пусть сильнее грянет буря" вкупе с зачислением тех, кто её не хочет и не понимает на кой чёрт она вообще нужна по большому счёту со всеми её возможными хайлилайкли атрибутами, в категорию жирных пИнгвинов в утёсах не есть ли разновидность какого-то психоза или проявлений сна разума? Вопрос, как говорится.
поорать то у нас народ всегда любил, что Ты можешь уж поделать
дело то в ДЕЛЕ, а не лозунгах
даже интересно, насколько ор народа слушают там на верху? без этого тоже никак)
Поплавочник, а ты давно делал ремонт в доме?, и вообще, - как к этому относишься? Вот как ответишь, так и можно будет судить о твоей революционности. Правда если ты против ремонта, то ...увы, не возьмем тя в революционеры)
Т
Так
Акунин насчёт того же самого сомневается и в отношении войн вообще...
не есть ли разновидность какого-то психоза или проявлений сна разума?
П
ПоплавочникX
поорать то у нас народ всегда любил
Это точно и не только у нас.)) Хорошо бы при этом ещё самому знать, что конкретно хочешь в реальности, а не толкать крылато-душевно какую-то отвлечённую от реальности хрень из области ненаучной фантастики или благоглупостей.
Поплавочник, а ты давно делал ремонт в доме?, и вообще, - как к этому относишься? Вот как ответишь, так и можно будет судить о твоей революционности. Правда если ты против ремонта, то ...увы, не возьмем тя
в революционеры)
Честно-откровенно?)) А он у меня на постоянной основе, но в разной степени интенсивности. Комнатами я в общем и целом пока доволен вроде, так за лоджию взялся. Не усидел. )) А вообще, правильно говорят, что ремонт нельзя доделать, его можно только прекратить или что-то в этом роде.
Что касается революционеров, то если я погибну, то прошу коммунистом меня не считать и революционером тоже.))
l
la_siluet
С какой скоростью ты читаешь ? сколько знаков в минуту? или как Ленин, - по диагонали?
Смотря что. Могу возвращаться, если текст хорош и прочитывать абзац дважды. Как правило, это художественный прозаический текст.
Могу - по диагонали, если нужно просто уловить мысль в не особо сложном тексте без подводных течений.
Могу еще тысячу вариантов)
Давай просто, по школьному, простой, не тех. , да хоть тех. текст, но вслух или нет?
Я себя тоже проверю вечером, не обещаю сегодня), то у меня вчера было одно из дней рождений, и потому тяжеловат)
Так вслух с проверяющим, или по честному?
Да рядом будет, если вслух, проговаривание не даст скорости)
П
ПоплавочникX
Акунин насчёт того же самого сомневается и в отношении войн вообще...
Это неплохо, если человек способен сомневаться, наверное. О войнах я ещё понять могу. Экономические интересы стан, стратегические, национальные тёрки и прочее. Всё вполне земное и реальное. Скажу более, я даже того же Фаранга с его плачем Ярославны по пармезану могу понять. Пёс с ним, если кто-то назовёт или сочтёт его хотелки низменными или примитивными, что, хайлилайкли, так и есть, но они хоть от реальности не оторваны напрочь. Послушайте, Так, вот Вы человек вроде внятный и рассудительный. Вот Вы мне можете пояснить, что это такое "великий праздник всемирной свободы, всечеловеческого равенства, братства", его буревестника мать, извиняюсь за крепкое выражение, с чем его едят, как он должен выглядеть в практической реальности и, самое главное, из какого, пардон, яйца может вообще вылупиться эдакое диво чудное и разве можно в это самое чудное диво всерьёз верить, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, а? Единственное условие, которое может привести к подобному вылуплению, на мой взгляд, это внезапное или довольно быстрое по историческим меркам превращение всех людей мира в неких ангелочков с крылышками и никак иначе. А может я и правда просто мещанин с мелким умишком, которому можно запросто или эдак мимоходом отказать в праве что-то трактовать по собственному усмотрению и исходя из собственных убеждений? Вот скажите, что это так и я глубоко задумаюсь на самом деле.
Кстати, невольно вспомнилось известное: "нет, осуждать я великих могу ли? Их почитает и любит народ, но если есть что-то страшнее Мигули, так только холера в страдальческий год".
П
ПоплавочникX
Да ты истинный революционер
Попрошу не обзываться.))
Всё, служба.
Т
Так
Мир в конце 19 - начале 20 веков быстро менялся (в отличие от "застоя" прежних веков). может вообще вылупиться эдакое диво чудное и разве можно в это самое чудное диво всерьёз верить, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, а?
Люди стали более наивными в плане будущего, более верящими в прогресс (почему-то и человеческой природы тоже...); "через четыре года здесь будет город-сад"... Иногда эти ожидания оправдывались, но обычно, - конечно, нет.
И добавьте иезуитскую идеологию "Цель оправдывает средства" вкупе с "Лес рубят - щепки летят". Вот и выросли бесы-фанатики, считавшие себя в здравом уме и всерьёз верившие в чудо преобразования человечества ценой Большой Крови...
Плюс к этим "кровавым романтикам" присоединились просто кровавые маньяки и кровавые циники, кому было по пути.
Ну, а при тоталитаризме народ с помощью информационных технологий уже массово успешно зомбировали, что видно даже по форуму...
От пользователя: ПоплавочникX
не есть ли разновидность какого-то психоза или проявлений сна разума?
Акунин насчёт того же самого сомневается и в отношении войн вообще...
Я б и ТАКА тоже про ремонт в квартире спросил, его отношение к этому, и тут же нет психоза, спокойно сел, покурил, подумал, надо, ненадо, рюмочку так, нетак, спать лег, и и вечный бой нам снится)))
А
Арkадий
что это такое "великий праздник всемирной свободы, всечеловеческого равенства, братства
Ну это что то типа музыкальной вечеринки на Ибице, или в нашем варианте - Казантип
Автор: Так (ЛС) (О пользователе)
Дата: 03 Апр 2018 10:03
Да этот клоун - просто ни о чём.
Его тексты я пропускаю, как и всё, написанное Ставром.
ТАК не ответил мне про ремонт, ну может занят, а мож игнор как и Ставра
взял вот его текст выше и думаю, ТАК любит рассматривать психофизу, ну вот, -
его этот текст можно довести до фашизма, извините уж, который пока по всеобщему осуждаем, не как Революция, и тут еще он Силуэте писал, что невозможное ноль, это математичке он писал)) ТАК, без обид, просто мне делать нефиг.
Ладно, уйду я
Дата: 03 Апр 2018 10:03
Да этот клоун - просто ни о чём.
Его тексты я пропускаю, как и всё, написанное Ставром.
ТАК не ответил мне про ремонт, ну может занят, а мож игнор как и Ставра
взял вот его текст выше и думаю, ТАК любит рассматривать психофизу, ну вот, -
его этот текст можно довести до фашизма, извините уж, который пока по всеобщему осуждаем, не как Революция, и тут еще он Силуэте писал, что невозможное ноль, это математичке он писал)) ТАК, без обид, просто мне делать нефиг.
Ладно, уйду я
А
Арkадий
Сравнил бы революцию с кап. ремонтом в доме, квартире.
Кап ремонт это что? Трубы поменять, полы перестелить и крышу перекрыть, что ли? Да Вы, Есене, не революционер, вы махровый филИстер, занятый исключительно обустройством собственного уютного гнездышка - ничегонезнаюмояхатаскраю.
l
la_siluet
Давай просто, по школьному, простой, не тех. , да хоть тех. текст, но вслух или нет?
Что-то я не уловила - зачем? Читать максимально быстро максимально горького?)
Что-то я не уловила - зачем? Читать максимально быстро максимально горького?)
Чего улавливать, это школьная программа, и 40 лет назад была, вы против методов образования?
Ну да, зачем я тоже думаю, главное ж - понимание
Ну тода и нафиг скороговорки?
S
SаNeK
Это моё официальное извинение,
Извиняюсь, что я в теме Силуэты, я подался на провокации и нелестно отзывался о великом Русском писателе Пешкове.
PS Прошу меня понять и простить.
Извиняюсь, что я в теме Силуэты, я подался на провокации и нелестно отзывался о великом Русском писателе Пешкове.
PS Прошу меня понять и простить.
S
SаNeK
Самолет и человек.
l
la_siluet
Горький -- М. РЕЙНГАРДТУ
(Рейнгардт М. - режиссёр, актёр и директор прогрессивного Малого театра в Берлине; поставил пьесы «Мещане», «На дне». - Ред.)
Декабрь 1904, Петербург или Рига.
Уважаемый г. Рейнгардт!
Через несколько дней Константин Петрович Пятницкий пришлёт Вам мою пьесу - «Дачники».
Не думаю, что она понравится Вам и заинтересует немецкую публику: это слишком наше, чисто русское «семейное дело», и меня не удивит, если пьеса покажется Вам скучной и пустой.
Но всё же для того, чтобы облегчить Вам понимание жизни, которую я пытался воспроизвести в пьесе, скажу несколько слов.
Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоёв и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом, родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него и - не нашла себе духовного родства в буржуазном и бюрократическом обществе, к которому она примыкает чисто механически, пока ещё не сливаясь с ним в одно целое, как с классом, имеющим свои задачи, свой взгляд на жизнь.
Литература воспитала в ней презрение к мещанству, и это презрение - чисто головное, теоретическое - пока мешает ей духовно сродниться с чиновником и купцом, для которых, как для волка - лес и для быка - пастбище, вся страна является только местом, где можно есть.
Эта интеллигенция стоит одиноко между народом и буржуазией, без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх пред жизнью; полная раздвоения, она хочет жить интересно, красиво и - спокойно, тихо, она ищет только возможности оправдать себя за позорное бездействие, за измену своему родному слою - демократии.
Быстро вырождающееся буржуазное общество бросается в мистику, в детерминизм - всюду, где можно спрятаться от суровой действительности, которая говорит людям: или вы должны перестроить жизнь, или я вас изуродую, раздавлю.
И многие из интеллигенции идут за мещанами в тёмные углы мистической или иной философии, всё равно - куда, лишь бы спрятаться.
Вот - драма, как я её понимаю. Ключом к ней является, на мой взгляд, монолог Марьи Львовны в IV акте.
Посылаю дуэт Рубинштейна (А. Г. (1829 - 1894) - композитор, пианист и дирижёр – Ред.), который поют в IV акте.
Мои знакомые, видевшие «На дне» в Вашем театре, - восторженно отзываются об игре артистов и тонком понимании, проявленном Вами в постановке этой пьесы.
Желаю Вам успеха и всего доброго!
М.Горький
PS Нет в Сети массы писем Горького. Вопрос - почему?
(Рейнгардт М. - режиссёр, актёр и директор прогрессивного Малого театра в Берлине; поставил пьесы «Мещане», «На дне». - Ред.)
Декабрь 1904, Петербург или Рига.
Уважаемый г. Рейнгардт!
Через несколько дней Константин Петрович Пятницкий пришлёт Вам мою пьесу - «Дачники».
Не думаю, что она понравится Вам и заинтересует немецкую публику: это слишком наше, чисто русское «семейное дело», и меня не удивит, если пьеса покажется Вам скучной и пустой.
Но всё же для того, чтобы облегчить Вам понимание жизни, которую я пытался воспроизвести в пьесе, скажу несколько слов.
Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоёв и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом, родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него и - не нашла себе духовного родства в буржуазном и бюрократическом обществе, к которому она примыкает чисто механически, пока ещё не сливаясь с ним в одно целое, как с классом, имеющим свои задачи, свой взгляд на жизнь.
Литература воспитала в ней презрение к мещанству, и это презрение - чисто головное, теоретическое - пока мешает ей духовно сродниться с чиновником и купцом, для которых, как для волка - лес и для быка - пастбище, вся страна является только местом, где можно есть.
Эта интеллигенция стоит одиноко между народом и буржуазией, без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх пред жизнью; полная раздвоения, она хочет жить интересно, красиво и - спокойно, тихо, она ищет только возможности оправдать себя за позорное бездействие, за измену своему родному слою - демократии.
Быстро вырождающееся буржуазное общество бросается в мистику, в детерминизм - всюду, где можно спрятаться от суровой действительности, которая говорит людям: или вы должны перестроить жизнь, или я вас изуродую, раздавлю.
И многие из интеллигенции идут за мещанами в тёмные углы мистической или иной философии, всё равно - куда, лишь бы спрятаться.
Вот - драма, как я её понимаю. Ключом к ней является, на мой взгляд, монолог Марьи Львовны в IV акте.
Посылаю дуэт Рубинштейна (А. Г. (1829 - 1894) - композитор, пианист и дирижёр – Ред.), который поют в IV акте.
Мои знакомые, видевшие «На дне» в Вашем театре, - восторженно отзываются об игре артистов и тонком понимании, проявленном Вами в постановке этой пьесы.
Желаю Вам успеха и всего доброго!
М.Горький
PS Нет в Сети массы писем Горького. Вопрос - почему?
l
la_siluet
8 января 1905 Горький - Пешковой
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Редакционные примечания к письму:
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
ЗЫвините за качество)
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Редакционные примечания к письму:
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
ЗЫвините за качество)
l
la_siluet
Горький -- Е. П. ПЕШКОВОЙ
9 [22] января 1905, Петербург
Ты прочитаешь удивительные вещи, но - верь им, это факты.
Сегодня с утра, одновременно с одиннадцати мест, рабочие Петербурга в количестве около 150 т. двинулись к Зимнему дворцу для представления государю своих требований общественных реформ.
С Путиловского завода члены основанного под Зубатова "0[бщест]ва русских рабочих" - (т.е. фальшивой рабочей организации, созданной под опёкой жандармов и полиции. О подобного рода организациях см. "История ВКП(б). Краткий курс" стр.29-30) – Ред.) шли с церковными хоругвями, с портретами царя и царицы, их вёл священник Гапон с крестом в руке. (Гапон (1870 - 1906) - священник; накануне революции 1905 года работал среди петербургского пролетариата; впоследствии разоблачён как провокатор, действовавший по указаниям царской охранки. См. "История ВКП(б). Краткий курс" стр.54-55 – Ред.)
У Нарвской заставы войска встретили их девятью залпами - в больнице раненых 93 ч., сколько убитых - неизвестно, сколько развезено по квартирам - тоже неизвестно. После первых залпов некоторые из рабочих крикнули было: "Не бойся, холостые!" - но люди, с десяток, уже валялись на земле. Тогда легли и передние ряды, а задние, дрогнув, начали расходиться. По ним и по лежащим, когда они пытались встать и уйти, - дали ещё шесть залпов.
Гапон каким-то чудом остался жив, лежит у меня и спит. Он теперь говорит, что царя больше нет, нет бога и церкви, в этом смысле он говорил только сейчас в одном собрании публично и - так же пишет. Это человек страшной власти среди путил[овских] рабочих, у него под рукой свыше 10 т[ысяч] людей, верующих в него, как в святого. Он и сам веровал до сего дня - но его веру расстреляли. Его будущее - у него в будущем несколько дней жизни только, ибо его ищут, - рисуется мне страшно интересным и значительным - он поворотит рабочих на настоящую дорогу.
С Петербургской стороны вели рабочих наши земляки - Ольга и Антон (большевики А.Ф.Войткевич и его жена О.П.Иваницкая – Ред.) - у Троицкого моста их расстреляли без предупреждения - два залпа, упало человек 60, лично я видел 14 раненых - 5 женщин в этом числе - и 3-х убитых.
Продолжаю описание: Зимний дворец и площадь пред ним были оцеплены войсками, их не хватало, вывели на улицу даже морской экипаж, выписали из Пскова полк. Вокруг войск и дворца собралось до 60 т. рабочих и публики, сначала всё шло мирно, затем кавалерия обнажила шашки и начала рубить. Стреляли даже на Невском. На моих глазах кто-то из толпы, разбегавшейся от конницы, упал, - конный солдат с седла выстрелил в него. Рубили на Полицейском мосту - вообще сражение было грандиознее многих маньчжурских и - гораздо удачнее. Сейчас по отделам насчитали до 600 ран[еных] и убит[ых] - это только вне Питера, на заставах. Преувеличение в этом едва ли есть, говорю как очевидец бойни.
Рабочие проявляли сегодня много героизма, но это пока ещё героизм жертв. Они становились под ружья, раскрывали груди и кричали: "Пали! Всё равно - жить нельзя!" В них палили. Бастует всё, кроме конок, булочных и электрической станции, которая охраняется войсками. Но вся Петербургская сторона во мраке - перерезаны провода. Настроение - растёт, престиж царя здесь убит - вот значение дня.
Ты поймёшь это и поверишь, когда узнаешь подробности, я, видишь ли, не могу писать связно, ибо очень утомился за день. В свисте пуль нет ничего грустного, но - трагичны и подавляют раненые женщины.
Избиение - предумышленное и затеяно в грандиозных размерах. Надо тебе сказать, что 8-го вечером мы - Арсеньев, Семевский, Анненский, я, Кедрин - гласный думы, Пешехонов, Мякотин и представитель от рабочих пытались добиться аудиенции у Святополка с целью требовать от него, чтоб он распорядился не выводить на улицы войска и свободно допустил рабочих на Дворцовую площадь. Нам сказали, что его нет дома, направили к его товарищу, Рыдзевскому. Это - деревянный идол и неуч - какой-то невменяемый человек. От него мы ездили к Витте, часа полтора - без толку, конечно - говорили с ним, убеждая влиять на Святополка, он говорил нам, что он, Витте, бессилен, ничего не может сделать, затем по телефону просил Святополка принять нас, тот отказался. Но мы считаем, что выполнили возложенную на нас задачу, - довели до сведения министров о мирном характере манифестации, о необходимости допустить их до царя и - убрать войска. Об этом за подписями мы объявим к сведению всей Европы и России. (см. обращение "Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств" – Ред.)
Итак - началась русская революция, мой друг, с чем тебя искренно и серьёзно поздравляю. Убитые - да не смущают - история перекрашивается в новые цвета только кровью. Завтра ждём событий более ярких и героизма борцов, хотя, конечно, с голыми руками - немного сделаешь.
Вот буквальная копия письма Гапона к рабочим:
"Родные товарищи рабочие!
Итак - царя нет! Между им и народом легла неповинная кровь наших друзей. Да здравствует же начало народной борьбы за свободу! Благословляю вас всех. Сегодня же буду у вас. Сейчас занят делом.
Отец Георгий."
Прилагаю его письмо к Святоп[олку].
Очень жалею, что не могу приложить письма к царю - с извещением, что вот рабочие и он идут к нему с просьбой принять их, - и программы требований Гапона, составленной под редакцией с[оциал]-д[емократов]. Требования те же, что у земцев, но, конечно, более демократические.
За меня - не беспокойся. Около 20-го увидимся. Береги себя и Максима, прошу тебя! И сделай из него смелого, честного человека.
Послезавтра, т.е. 11-го, я должен буду съездить в Ригу - опасно больна мой друг М[ария] Ф[ёдоровна] (Андреева – Ред.) - перитонит. Это грозит смертью, как телеграфируют доктор и Савва (Морозов – Ред.). Но теперь все личные горести и неудачи - не могут уже иметь значения, ибо - мы живём во дни пробуждения России.
Береги Максима, повторяю, и береги себя, прошу.
Ну — и будь здорова, пока. Крепко жму твою руку, друг мой.
Сообщи письмо В[асилию] А[лексеевичу] (Десницкому – Ред.) - скажи ему, что будущий историк наступившей революции начнёт свою работу, вероятно, такой фразой: "Первый день русской революции - был днём морального краха русской интеллигенции", - вот моё впечатление от её поступков и речей.
А.
9 [22] января 1905, Петербург
Ты прочитаешь удивительные вещи, но - верь им, это факты.
Сегодня с утра, одновременно с одиннадцати мест, рабочие Петербурга в количестве около 150 т. двинулись к Зимнему дворцу для представления государю своих требований общественных реформ.
С Путиловского завода члены основанного под Зубатова "0[бщест]ва русских рабочих" - (т.е. фальшивой рабочей организации, созданной под опёкой жандармов и полиции. О подобного рода организациях см. "История ВКП(б). Краткий курс" стр.29-30) – Ред.) шли с церковными хоругвями, с портретами царя и царицы, их вёл священник Гапон с крестом в руке. (Гапон (1870 - 1906) - священник; накануне революции 1905 года работал среди петербургского пролетариата; впоследствии разоблачён как провокатор, действовавший по указаниям царской охранки. См. "История ВКП(б). Краткий курс" стр.54-55 – Ред.)
У Нарвской заставы войска встретили их девятью залпами - в больнице раненых 93 ч., сколько убитых - неизвестно, сколько развезено по квартирам - тоже неизвестно. После первых залпов некоторые из рабочих крикнули было: "Не бойся, холостые!" - но люди, с десяток, уже валялись на земле. Тогда легли и передние ряды, а задние, дрогнув, начали расходиться. По ним и по лежащим, когда они пытались встать и уйти, - дали ещё шесть залпов.
Гапон каким-то чудом остался жив, лежит у меня и спит. Он теперь говорит, что царя больше нет, нет бога и церкви, в этом смысле он говорил только сейчас в одном собрании публично и - так же пишет. Это человек страшной власти среди путил[овских] рабочих, у него под рукой свыше 10 т[ысяч] людей, верующих в него, как в святого. Он и сам веровал до сего дня - но его веру расстреляли. Его будущее - у него в будущем несколько дней жизни только, ибо его ищут, - рисуется мне страшно интересным и значительным - он поворотит рабочих на настоящую дорогу.
С Петербургской стороны вели рабочих наши земляки - Ольга и Антон (большевики А.Ф.Войткевич и его жена О.П.Иваницкая – Ред.) - у Троицкого моста их расстреляли без предупреждения - два залпа, упало человек 60, лично я видел 14 раненых - 5 женщин в этом числе - и 3-х убитых.
Продолжаю описание: Зимний дворец и площадь пред ним были оцеплены войсками, их не хватало, вывели на улицу даже морской экипаж, выписали из Пскова полк. Вокруг войск и дворца собралось до 60 т. рабочих и публики, сначала всё шло мирно, затем кавалерия обнажила шашки и начала рубить. Стреляли даже на Невском. На моих глазах кто-то из толпы, разбегавшейся от конницы, упал, - конный солдат с седла выстрелил в него. Рубили на Полицейском мосту - вообще сражение было грандиознее многих маньчжурских и - гораздо удачнее. Сейчас по отделам насчитали до 600 ран[еных] и убит[ых] - это только вне Питера, на заставах. Преувеличение в этом едва ли есть, говорю как очевидец бойни.
Рабочие проявляли сегодня много героизма, но это пока ещё героизм жертв. Они становились под ружья, раскрывали груди и кричали: "Пали! Всё равно - жить нельзя!" В них палили. Бастует всё, кроме конок, булочных и электрической станции, которая охраняется войсками. Но вся Петербургская сторона во мраке - перерезаны провода. Настроение - растёт, престиж царя здесь убит - вот значение дня.
Ты поймёшь это и поверишь, когда узнаешь подробности, я, видишь ли, не могу писать связно, ибо очень утомился за день. В свисте пуль нет ничего грустного, но - трагичны и подавляют раненые женщины.
Избиение - предумышленное и затеяно в грандиозных размерах. Надо тебе сказать, что 8-го вечером мы - Арсеньев, Семевский, Анненский, я, Кедрин - гласный думы, Пешехонов, Мякотин и представитель от рабочих пытались добиться аудиенции у Святополка с целью требовать от него, чтоб он распорядился не выводить на улицы войска и свободно допустил рабочих на Дворцовую площадь. Нам сказали, что его нет дома, направили к его товарищу, Рыдзевскому. Это - деревянный идол и неуч - какой-то невменяемый человек. От него мы ездили к Витте, часа полтора - без толку, конечно - говорили с ним, убеждая влиять на Святополка, он говорил нам, что он, Витте, бессилен, ничего не может сделать, затем по телефону просил Святополка принять нас, тот отказался. Но мы считаем, что выполнили возложенную на нас задачу, - довели до сведения министров о мирном характере манифестации, о необходимости допустить их до царя и - убрать войска. Об этом за подписями мы объявим к сведению всей Европы и России. (см. обращение "Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств" – Ред.)
Итак - началась русская революция, мой друг, с чем тебя искренно и серьёзно поздравляю. Убитые - да не смущают - история перекрашивается в новые цвета только кровью. Завтра ждём событий более ярких и героизма борцов, хотя, конечно, с голыми руками - немного сделаешь.
Вот буквальная копия письма Гапона к рабочим:
"Родные товарищи рабочие!
Итак - царя нет! Между им и народом легла неповинная кровь наших друзей. Да здравствует же начало народной борьбы за свободу! Благословляю вас всех. Сегодня же буду у вас. Сейчас занят делом.
Отец Георгий."
Прилагаю его письмо к Святоп[олку].
Очень жалею, что не могу приложить письма к царю - с извещением, что вот рабочие и он идут к нему с просьбой принять их, - и программы требований Гапона, составленной под редакцией с[оциал]-д[емократов]. Требования те же, что у земцев, но, конечно, более демократические.
За меня - не беспокойся. Около 20-го увидимся. Береги себя и Максима, прошу тебя! И сделай из него смелого, честного человека.
Послезавтра, т.е. 11-го, я должен буду съездить в Ригу - опасно больна мой друг М[ария] Ф[ёдоровна] (Андреева – Ред.) - перитонит. Это грозит смертью, как телеграфируют доктор и Савва (Морозов – Ред.). Но теперь все личные горести и неудачи - не могут уже иметь значения, ибо - мы живём во дни пробуждения России.
Береги Максима, повторяю, и береги себя, прошу.
Ну — и будь здорова, пока. Крепко жму твою руку, друг мой.
Сообщи письмо В[асилию] А[лексеевичу] (Десницкому – Ред.) - скажи ему, что будущий историк наступившей революции начнёт свою работу, вероятно, такой фразой: "Первый день русской революции - был днём морального краха русской интеллигенции", - вот моё впечатление от её поступков и речей.
А.
l
la_siluet
1917
Горький-Пешковой
<Около 10(23) июля 1917, Петроград>
Извини, не писал тебе в эти тревожные дни, рука не доходила.
По газетам ты знаешь, какие ужасы разыгрались здесь12; могу сказать, что непосредственное впечатление от них неизмеримо тяжелее словесного.
Творилось — и творится — нечто отвратительное по глупости, трусости и хамству. Ошибочно думать, что во всем повинны именно «большевики» и немецкие агенты, участие которых несомненно в событиях, — нет, повинны в этой безумной путанице все: и кадеты, и обыватели, вообще, вся масса питерцев. Я не оправдываю «большевиков», — они сами знают, что у них нет оправданий13. Их водили за нос, как ребят малых. Их спровоцировали, но провокаторами были не одни немцы, а и «культурнейшие» кадеты14.
Эмоциональный большевизм, действовавший на темные инстинкты масс, нанес сам себе смертельный удар, от которого ему не оправиться. Это — хорошо. Но — демократия Англии, Франции, Германии поймет разгром большевизма как поражение ВСЕЙ революции, и это отчаянно плохо, ибо понизит революционное настроение на Западе и бесконечно затянет войну. Это — самое худшее, и этого нельзя было ожидать.
Настроение здесь такое, что каждый ищет возможности стащить ближнего своего в комиссариат, в участок или натравить на него озверевшую, сконфуженную и трусливую толпу. Это делается. «Большевиков» истребляют на улицах, точно крыс15, но теперь «большевик» — всякий, кто говорит о контрреволюции.
Гадина Бурцев допустил по отношению ко мне отвратительную выходку16, — чорт с ним, на меня это не действует, но должны быть имена, которые нельзя втоптать в грязь. Этого не понимает даже «Речь»17.
Боюсь, что Ленин влопался в мерзкую историю, сам он, конечно, ни при чем, но его ближайшие товарищи, кажется, действительно, — жулье и подлецы. Всех их арестовали. Теперь буржуазная пресса навалится на «Новую жизнь» и, вероятно, покончит с нею18. А затем начнет поход против вас, эсеров. Уже «Речь» начала открыто нападать на Чернова, а за «Речью» пойдет вся желтая пресса19.
Контрреволюция теперь — не предположение, а факт. Во главе ее встанут кадеты, люди, привычные политиканствовать и не стесняющиеся в средствах борьбы.
Бурцевы и прочая шваль в этом роде — ничуть не лучше черносотенцев. Можно ожидать, что скоро начнут требовать закрытия «Новой жизни».
Но самое главное и самое худшее — толпа, обыватель и тот «рабочий», тот солдат, который действовал 3-го — 4-го. Это — сволочь, трусливая, безмозглая, не имеющая ни капли, ни тени уважения к себе, не понимающая, зачем она вылезла на улицу, что ей надо, кто ее ведет и куда? Видела бы ты, как целые роты солдат при первом же выстреле бросали винтовки, знамена и били башками окна магазинов, двери, залезая во всякую щель! Это — революционная армия, революционный свободный народ!
Ясно, что сознания того, зачем вылезли на улицу, у массы совершенно не было. И вообще все это — кошмар. Мотивы мятежа никому не понятны, и даже вождям его. Да и были ли вожди? Сомневаюсь. Да, Троцкий, Луначарский и tutti qvanti что-то болтали, но они болтали, подчиняясь настроению массы, созданному целым рядом условий и воздействием каких-то темных сил20. Наличие работы таких сил невозможно отрицать, как это ни ужасно. Какие-то безумные подлецы расстреливали казаков и солдат — это факт. Кто они? Едва ли это узнают, ибо их убивали. Но ясно, что это были люди, обрекшие себя на гибель — чего ради? Не понимаю.
Но какие скоты все эти Алексинские и прочая больная, до безумия напуганная событиями шваль!21
Как ты живешь, как здоровье? Наверное, изволновалась? Ну что ж делать, голубчик! Такую махину, какова Русь, не сразу приведешь в порядок, и еще много сил, много бурь переживем мы все.
Хорошо, что сын вдали от этих событий, и они не отравляют душу ему.
Будь здорова!
Едва ли я поеду куда-нибудь, где тут поедешь!
Всего доброго!
А.
Горький-Пешковой
<Около 10(23) июля 1917, Петроград>
Извини, не писал тебе в эти тревожные дни, рука не доходила.
По газетам ты знаешь, какие ужасы разыгрались здесь12; могу сказать, что непосредственное впечатление от них неизмеримо тяжелее словесного.
Творилось — и творится — нечто отвратительное по глупости, трусости и хамству. Ошибочно думать, что во всем повинны именно «большевики» и немецкие агенты, участие которых несомненно в событиях, — нет, повинны в этой безумной путанице все: и кадеты, и обыватели, вообще, вся масса питерцев. Я не оправдываю «большевиков», — они сами знают, что у них нет оправданий13. Их водили за нос, как ребят малых. Их спровоцировали, но провокаторами были не одни немцы, а и «культурнейшие» кадеты14.
Эмоциональный большевизм, действовавший на темные инстинкты масс, нанес сам себе смертельный удар, от которого ему не оправиться. Это — хорошо. Но — демократия Англии, Франции, Германии поймет разгром большевизма как поражение ВСЕЙ революции, и это отчаянно плохо, ибо понизит революционное настроение на Западе и бесконечно затянет войну. Это — самое худшее, и этого нельзя было ожидать.
Настроение здесь такое, что каждый ищет возможности стащить ближнего своего в комиссариат, в участок или натравить на него озверевшую, сконфуженную и трусливую толпу. Это делается. «Большевиков» истребляют на улицах, точно крыс15, но теперь «большевик» — всякий, кто говорит о контрреволюции.
Гадина Бурцев допустил по отношению ко мне отвратительную выходку16, — чорт с ним, на меня это не действует, но должны быть имена, которые нельзя втоптать в грязь. Этого не понимает даже «Речь»17.
Боюсь, что Ленин влопался в мерзкую историю, сам он, конечно, ни при чем, но его ближайшие товарищи, кажется, действительно, — жулье и подлецы. Всех их арестовали. Теперь буржуазная пресса навалится на «Новую жизнь» и, вероятно, покончит с нею18. А затем начнет поход против вас, эсеров. Уже «Речь» начала открыто нападать на Чернова, а за «Речью» пойдет вся желтая пресса19.
Контрреволюция теперь — не предположение, а факт. Во главе ее встанут кадеты, люди, привычные политиканствовать и не стесняющиеся в средствах борьбы.
Бурцевы и прочая шваль в этом роде — ничуть не лучше черносотенцев. Можно ожидать, что скоро начнут требовать закрытия «Новой жизни».
Но самое главное и самое худшее — толпа, обыватель и тот «рабочий», тот солдат, который действовал 3-го — 4-го. Это — сволочь, трусливая, безмозглая, не имеющая ни капли, ни тени уважения к себе, не понимающая, зачем она вылезла на улицу, что ей надо, кто ее ведет и куда? Видела бы ты, как целые роты солдат при первом же выстреле бросали винтовки, знамена и били башками окна магазинов, двери, залезая во всякую щель! Это — революционная армия, революционный свободный народ!
Ясно, что сознания того, зачем вылезли на улицу, у массы совершенно не было. И вообще все это — кошмар. Мотивы мятежа никому не понятны, и даже вождям его. Да и были ли вожди? Сомневаюсь. Да, Троцкий, Луначарский и tutti qvanti что-то болтали, но они болтали, подчиняясь настроению массы, созданному целым рядом условий и воздействием каких-то темных сил20. Наличие работы таких сил невозможно отрицать, как это ни ужасно. Какие-то безумные подлецы расстреливали казаков и солдат — это факт. Кто они? Едва ли это узнают, ибо их убивали. Но ясно, что это были люди, обрекшие себя на гибель — чего ради? Не понимаю.
Но какие скоты все эти Алексинские и прочая больная, до безумия напуганная событиями шваль!21
Как ты живешь, как здоровье? Наверное, изволновалась? Ну что ж делать, голубчик! Такую махину, какова Русь, не сразу приведешь в порядок, и еще много сил, много бурь переживем мы все.
Хорошо, что сын вдали от этих событий, и они не отравляют душу ему.
Будь здорова!
Едва ли я поеду куда-нибудь, где тут поедешь!
Всего доброго!
А.
l
la_siluet
Горький-Пешковой
<26 января (13 февраля) 1918, Петроград>
Только сегодня — 26-го — получил ваше письмо, по штемпелю видно, что оно шло около 9 суток. Скоро мы будем ездить по железным дорогам на извозчиках.
Вы собираетесь на юг? Очень хорошо и одобряю, но — почти уверен, что вас заберут в плен либо казаки, либо крымцы, либо какие-нибудь иные племена, враждебные столицам. Наверное, заберут и уморят голодом.
Мы здесь живем в плену «большевиков», как называют французы достопочтенных сотрудников Ленина. Житьишко невеселое и весьма раздражает, но — что же делать? Делать — нечего. «Претерпевый до конца, тот спасен будет». Претерпели самодержавие Романова, авось и Ульянова претерпим.
Жизнь стала сплошным анекдотом — весьма мрачным. Не усмехнешься. А «Новая жизнь», вероятно, погибнет. Настроение у меня — гнусное, к тому же я и физически плохо чувствую себя. На днях освещался31.
Работать — не хочется. Да и вообще ничего не хочется, апатия какая-то, совершенно несвойственная мне. Все разрушается понемножку, а чинить — некому, партии? Партий нет, есть группы не очень умных, но весьма самолюбивых людей, которые не могут спеться между собою.
Говоря серьезно — я бы не советовал вам, дети мои, уезжать из Москвы, подождите, пока раздерутся и додерутся до чего-нибудь. Право. А то еще попадете в сражение и — так далее.
Будьте здоровы оба и берегите себя.
А. Н. Баху — привет.
Обнимаю.
А.
Письмо — кислое. Знаю, но ей-богу — на душе тоскливо и тяжко.
<26 января (13 февраля) 1918, Петроград>
Только сегодня — 26-го — получил ваше письмо, по штемпелю видно, что оно шло около 9 суток. Скоро мы будем ездить по железным дорогам на извозчиках.
Вы собираетесь на юг? Очень хорошо и одобряю, но — почти уверен, что вас заберут в плен либо казаки, либо крымцы, либо какие-нибудь иные племена, враждебные столицам. Наверное, заберут и уморят голодом.
Мы здесь живем в плену «большевиков», как называют французы достопочтенных сотрудников Ленина. Житьишко невеселое и весьма раздражает, но — что же делать? Делать — нечего. «Претерпевый до конца, тот спасен будет». Претерпели самодержавие Романова, авось и Ульянова претерпим.
Жизнь стала сплошным анекдотом — весьма мрачным. Не усмехнешься. А «Новая жизнь», вероятно, погибнет. Настроение у меня — гнусное, к тому же я и физически плохо чувствую себя. На днях освещался31.
Работать — не хочется. Да и вообще ничего не хочется, апатия какая-то, совершенно несвойственная мне. Все разрушается понемножку, а чинить — некому, партии? Партий нет, есть группы не очень умных, но весьма самолюбивых людей, которые не могут спеться между собою.
Говоря серьезно — я бы не советовал вам, дети мои, уезжать из Москвы, подождите, пока раздерутся и додерутся до чего-нибудь. Право. А то еще попадете в сражение и — так далее.
Будьте здоровы оба и берегите себя.
А. Н. Баху — привет.
Обнимаю.
А.
Письмо — кислое. Знаю, но ей-богу — на душе тоскливо и тяжко.
l
la_siluet
Горький-Пешковой
<Середина марта 1918, Петроград>
С разными людьми, военными и штатскими, я посылаю тебе письма, — получаешь ты их? Макс приехал в добром порядке, и я не нахожу, чтоб он особенно был увлечен большевизмом; нет, напротив, мне кажется, что он достаточно умело оценивает все факты pro и contra.
Конечно — он молод, а это немалый недостаток с нашей точки зрения, мы с тобой — люди солидные и уже чуждые увлечений, как это известно тебе и мне.
Ничего, друг мой, все обойдется, все перемелется. Сколько времени пробудет здесь М<акс> — не знаю, пусть живет, если нравится. Теперь вокруг меня атмосфера не политики, а искусства: все говорят о картинах, о старине и т. д.
Мы, Питер, будем «вольным городом», это значит, что нас принуждены будут освободить от «социализма», так я понимаю вольность. Вероятно, придут немцы и покажут всем нам, что есть «порядок». Публика ко всему, даже и к немцу, отнесется равнодушно. Все хотят есть.
Продают церкви, расхищают интендантские запасы, воруют, берут взятки, грабят. Между прочим, ограблены Гржебин и Ладыжников.
Ну, живи себе тихо, не занимайся политикой и будь здорова. Ешь больше. Все ешь.
Крепко жму руку.
А.
<Середина марта 1918, Петроград>
С разными людьми, военными и штатскими, я посылаю тебе письма, — получаешь ты их? Макс приехал в добром порядке, и я не нахожу, чтоб он особенно был увлечен большевизмом; нет, напротив, мне кажется, что он достаточно умело оценивает все факты pro и contra.
Конечно — он молод, а это немалый недостаток с нашей точки зрения, мы с тобой — люди солидные и уже чуждые увлечений, как это известно тебе и мне.
Ничего, друг мой, все обойдется, все перемелется. Сколько времени пробудет здесь М<акс> — не знаю, пусть живет, если нравится. Теперь вокруг меня атмосфера не политики, а искусства: все говорят о картинах, о старине и т. д.
Мы, Питер, будем «вольным городом», это значит, что нас принуждены будут освободить от «социализма», так я понимаю вольность. Вероятно, придут немцы и покажут всем нам, что есть «порядок». Публика ко всему, даже и к немцу, отнесется равнодушно. Все хотят есть.
Продают церкви, расхищают интендантские запасы, воруют, берут взятки, грабят. Между прочим, ограблены Гржебин и Ладыжников.
Ну, живи себе тихо, не занимайся политикой и будь здорова. Ешь больше. Все ешь.
Крепко жму руку.
А.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.