Умер поэт Константин Ваншенкин
А
Анатолий50
Умер поэт Константин Ваншенкин
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Отчего бодрый оптимизм Ваншенкина теперь старомоден до неприличия?
16.12.2012, 04:35 "Российская газета" - www.rg.ru
Текст: Игорь Вирабов
Опубликовать в блоге Версия для печати
Умер Константин Ваншенкин
Константин Ваншенкин, 86-летний поэт-фронтовик, ушел из жизни в субботу, 15 декабря. Нехорошо признаваться, но я, скажу честно, и не подозревал, что до этой печальной субботы он был жив. Строки сообщений о его смерти предельно скупы.
"Не то что рельсы в два ряда"
Всем напомнили, что Ваншенкин написал то самое, что любого из нас подними - споем без запинки.
"Кружится, кружится пестрый лесок, Кружится, кружится старый вальсок, Старый, забытый, Старый, забытый вальсок", - это "Вальс расставания".
"Уходят башенки вокзала и удаляется причал. Как важно все, что ты сказала, Все, что в ответ я прокричал", - это "Как провожают пароходы".
"Ах, как годы летят, Мы грустим, седину замечая, Жизнь, ты помнишь солдат, Что погибли, тебя защищая?" - это "Я люблю тебя, Жизнь!"
Ну да, песни его настолько въелись в подкорку, что кажутся чем-то ниспосланным, как явление природы. Хочешь не хочешь, а они есть, солнце, воздух и вода - есть и есть, потому что были всегда. И автор, имя которого было на слуху в 60-70-80-е годы, казалось, где-то там и остался, в том далеком "всегда".
Так, по крайней мере, не могло не казаться с тех пор, как жизнь многих, не только мою, разрезали пополам на ломоть постыдного прошлого - "то, чего не может быть", и ломоть оттюнингованного настоящего - "что есть, то и ешь". А Ваншенкин, оказывается, до последних лет - чуть ди не ежегодно выдавал по книжке. Признаюсь: он не самый близкий мне поэт. Непритязательность и естественность - главные достоинства его поэзии. Так уверяли критики, и с ними не поспоришь. Сарнов рассказывал, как Маршак путал поэтов Винокурова с Ваншенкиным, и как Ваншенкин обижался. Все это так, а вместе с тем?
Вместе с тем - куда денешься от его песен, если вырос на них? Жена Ваншенкина, к слову уж, Инна Гофф, - автор песни "Русское поле". Ни его, ни ее толком не вспомнят, - но песни-то? Отчего сейчас вдруг ловишь себя на мысли: жить-то без такой вот "непритязательности" и "естественности" тошно? Отчего вот так бесхитростно признаться - "Я люблю тебя, жизнь" - сейчас как-то совсем наивно, если не глупо. Поверьте, я не собираюсь ныть или читать морали - но что, у меня одного такие ощущения? Да вряд ли.
Вот сейчас вдруг - так уж, кстати, если речь о поэте-песеннике - случилось всеобщее помешательство на телепрограмме "Голос". Отчего? Там что-то сверхъестественное? Да нет, как раз - дело в том, что - естественное. Лица человеческие, пока еще не фабричный фарш и не попкорн, повылезали откуда-то. Дальше-то они перемелются, мука будет, - но сам факт, что они - есть. Лица из какой-то другой, непритязательной жизни. И потребность в них есть. Это же о чем-то говорит?
Мама Люба и прочие матери
Тут, кстати, вот что я вспомнил. Пару лет назад, кажется, математики из Университета американского Вермонта исследовали огромный массив песенных текстов. И пришли к выводу, за последние полвека популярная музыка помрачнела на 10%.
Как считали? Взяли тысячу слов с эмоциональной окраской по 9-балльной шкале счастья (от "несчастен" до "в экстазе") - и посмотрели, сколько чего было спето. Выяснилось, что в целом слово "любовь" все чаще вытесняется "ненавистю и болью".
Такая вот своеобразная оценка уровня счастья в сегодняшнем мире. Явно далекая от оптимистического ваншенкинского "Я люблю тебя, Жизнь!"
Любопытства ради - можно пойти дальше и прислушаться к хитам 2012 года. О чем пели, что слушали, чем упивались в уходящем году? От непроизвольного сравнения с песнями Ваншенкина - ну если уж так нахлынуло - уйти трудно, и первое, что совершенно явно бьет по ушам: слов в песнях нынешних чаще всего не хватает, их заменяют разнообразными охами и оп-пами. Ну или непременно вылезет какое-нибудь "твою мать". Послушайте.
Все хит-парады по всему миру, не исключая и нас, рвал кореец по имени PSY с песней про Gangnam Style. Это такая нервная, бумкающая попытка привлечь к себе внимание девушек: "Если сейчас хорошо, то будет еще лучше! Милая, милая, Я уж это точно знаю, наверняка, Ты знаешь, что я скажу: Опа, Гангнам стиль! Ээээ, Секси девушки, Опа, Гангнам стиль! Ээээ, Секси девушки, О-о-о-о?.
Глупо сравнивать, знаю, - но, согласитесь, поэта Ваншенкина тут рядом не стояло. С таким-то PSYхованным товарищем.
Высоко в рейтингах маячила Мадонна с Girl Gone Wild - Обезумевшей девчонкой: "Хэй, эй, эй, эй, Словно девчонка обезумела, Хорошая девочка обезумела! Я словно хэй, эй, эй, эй, Словно девчонка обезумела, Хорошая девочка обезумела, Хорошая девочка обезумела!?
Тихо отползаем от заграничной безумной - к отечественным. Тимати и Григорий Лепс засветились хитом "Лондон". Про то, как хочется уехать в Лондон. Возможно, у них в тексте и зарыта некая ирония, но глубоко. К тому же они в сомнениях, и хочется, и колется: "Нафига этот Лондон? Да кому я там нужен? Появлюсь дней на пять, погрущу и опять На Москву, твою мать".
Боюсь, в чем-то они правы: на фига Лондону такие песни - там и своих хватает. Но следом тут же - заводные девчонки из группы "Серебро": их "Мама Люба" тоже будоражила хит-парады: "Наша-наша кроватка делала шик-шик. Я твоё пианино, а ты мой настройщик. Мы так летали, что не заметили твою мать. И она сказала, что я просто? Мама Люба давай, давай, давай. Мама Люба давай, давай, давай".
Очевидно: в песнях нынешних нет слов, одни эмоции. Даже не эмоции, а "как бы эмоции" - такие "лампочки Павлова" для потребителей: на словах "опа-опа" должна потечь слюна. И словам тесно, да и мыслям еще тесней.
Завершу, пожалуй, этот внезапный обзорчик рейтинговой Нюшей с "Воспоминанием": "Теперь нас разделяют километры, И я опять ушла искать ответы? Так больно оставлять на сердце шрамы, Но не было у этих чувств обмана"? И так далее.
К слову уж: у Ваншенкина, тоже были стихи про "сердечные" обиды. Только у него как-то по-другому. Старомодные, наверное, строчки - и цепляют зачем-то: "? Но остается горестная метка, - Так на тропинке узенькой, в лесу, Товарищем оттянутая ветка Бывает, вдруг ударит по лицу".
Ну действительно, это совсем другое мироощущение, аж противно: и боль вдруг чувствуешь, как живую, будто ветка эта - тебе по лицу. А если серьезно: смерть Ваншенкина - светлая ему память - тут для меня лишь повод погрустить о том, что мы растратили и профукали в два счета. Мир чувств неправильных - но не силиконовых. Ощущений косых или кривеньких - но без подтяжки и ботокса. Мыслей худо-бедных - но хоть не всегда, и не так беспросветно купи-продажных.
А чего в этих словах больше - ностальгического брюзжания или констатации онлайн-убожества? Чего больше в песнях, вытеснивших отовсюду те же песни Ваншенкина, - деградации или актуальной продвинутости? Нет у меня ответа, сами решайте. Ну или хоть задумайтесь. Я люблю тебя, Жизнь?
... и напоследок
Просто стихотворение Константина Ваншенкина: "Студентки".
Среди цветущей мать-и-мачехи,
Среди пробившейся травы
Учебник высшей математики
И три девичьи головы.
А в небе облако качается,
И солнце льет свой ровный свет.
Никак ответ не получается,
Никак не сходится ответ.
И кто-то там, средь мать-и-мачехи,
Приподнимается с земли:
-Ау, ребята! Где вы, мальчики?
Пришли бы, что ли, помогли...
http://www.rg.ru/2012/12/16/vanshenkin-site.html
[Сообщение изменено пользователем 16.12.2012 18:25]
[Сообщение изменено пользователем 16.12.2012 18:34]
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Отчего бодрый оптимизм Ваншенкина теперь старомоден до неприличия?
16.12.2012, 04:35 "Российская газета" - www.rg.ru
Текст: Игорь Вирабов
Опубликовать в блоге Версия для печати
Умер Константин Ваншенкин
Константин Ваншенкин, 86-летний поэт-фронтовик, ушел из жизни в субботу, 15 декабря. Нехорошо признаваться, но я, скажу честно, и не подозревал, что до этой печальной субботы он был жив. Строки сообщений о его смерти предельно скупы.
"Не то что рельсы в два ряда"
Всем напомнили, что Ваншенкин написал то самое, что любого из нас подними - споем без запинки.
"Кружится, кружится пестрый лесок, Кружится, кружится старый вальсок, Старый, забытый, Старый, забытый вальсок", - это "Вальс расставания".
"Уходят башенки вокзала и удаляется причал. Как важно все, что ты сказала, Все, что в ответ я прокричал", - это "Как провожают пароходы".
"Ах, как годы летят, Мы грустим, седину замечая, Жизнь, ты помнишь солдат, Что погибли, тебя защищая?" - это "Я люблю тебя, Жизнь!"
Ну да, песни его настолько въелись в подкорку, что кажутся чем-то ниспосланным, как явление природы. Хочешь не хочешь, а они есть, солнце, воздух и вода - есть и есть, потому что были всегда. И автор, имя которого было на слуху в 60-70-80-е годы, казалось, где-то там и остался, в том далеком "всегда".
Так, по крайней мере, не могло не казаться с тех пор, как жизнь многих, не только мою, разрезали пополам на ломоть постыдного прошлого - "то, чего не может быть", и ломоть оттюнингованного настоящего - "что есть, то и ешь". А Ваншенкин, оказывается, до последних лет - чуть ди не ежегодно выдавал по книжке. Признаюсь: он не самый близкий мне поэт. Непритязательность и естественность - главные достоинства его поэзии. Так уверяли критики, и с ними не поспоришь. Сарнов рассказывал, как Маршак путал поэтов Винокурова с Ваншенкиным, и как Ваншенкин обижался. Все это так, а вместе с тем?
Вместе с тем - куда денешься от его песен, если вырос на них? Жена Ваншенкина, к слову уж, Инна Гофф, - автор песни "Русское поле". Ни его, ни ее толком не вспомнят, - но песни-то? Отчего сейчас вдруг ловишь себя на мысли: жить-то без такой вот "непритязательности" и "естественности" тошно? Отчего вот так бесхитростно признаться - "Я люблю тебя, жизнь" - сейчас как-то совсем наивно, если не глупо. Поверьте, я не собираюсь ныть или читать морали - но что, у меня одного такие ощущения? Да вряд ли.
Вот сейчас вдруг - так уж, кстати, если речь о поэте-песеннике - случилось всеобщее помешательство на телепрограмме "Голос". Отчего? Там что-то сверхъестественное? Да нет, как раз - дело в том, что - естественное. Лица человеческие, пока еще не фабричный фарш и не попкорн, повылезали откуда-то. Дальше-то они перемелются, мука будет, - но сам факт, что они - есть. Лица из какой-то другой, непритязательной жизни. И потребность в них есть. Это же о чем-то говорит?
Мама Люба и прочие матери
Тут, кстати, вот что я вспомнил. Пару лет назад, кажется, математики из Университета американского Вермонта исследовали огромный массив песенных текстов. И пришли к выводу, за последние полвека популярная музыка помрачнела на 10%.
Как считали? Взяли тысячу слов с эмоциональной окраской по 9-балльной шкале счастья (от "несчастен" до "в экстазе") - и посмотрели, сколько чего было спето. Выяснилось, что в целом слово "любовь" все чаще вытесняется "ненавистю и болью".
Такая вот своеобразная оценка уровня счастья в сегодняшнем мире. Явно далекая от оптимистического ваншенкинского "Я люблю тебя, Жизнь!"
Любопытства ради - можно пойти дальше и прислушаться к хитам 2012 года. О чем пели, что слушали, чем упивались в уходящем году? От непроизвольного сравнения с песнями Ваншенкина - ну если уж так нахлынуло - уйти трудно, и первое, что совершенно явно бьет по ушам: слов в песнях нынешних чаще всего не хватает, их заменяют разнообразными охами и оп-пами. Ну или непременно вылезет какое-нибудь "твою мать". Послушайте.
Все хит-парады по всему миру, не исключая и нас, рвал кореец по имени PSY с песней про Gangnam Style. Это такая нервная, бумкающая попытка привлечь к себе внимание девушек: "Если сейчас хорошо, то будет еще лучше! Милая, милая, Я уж это точно знаю, наверняка, Ты знаешь, что я скажу: Опа, Гангнам стиль! Ээээ, Секси девушки, Опа, Гангнам стиль! Ээээ, Секси девушки, О-о-о-о?.
Глупо сравнивать, знаю, - но, согласитесь, поэта Ваншенкина тут рядом не стояло. С таким-то PSYхованным товарищем.
Высоко в рейтингах маячила Мадонна с Girl Gone Wild - Обезумевшей девчонкой: "Хэй, эй, эй, эй, Словно девчонка обезумела, Хорошая девочка обезумела! Я словно хэй, эй, эй, эй, Словно девчонка обезумела, Хорошая девочка обезумела, Хорошая девочка обезумела!?
Тихо отползаем от заграничной безумной - к отечественным. Тимати и Григорий Лепс засветились хитом "Лондон". Про то, как хочется уехать в Лондон. Возможно, у них в тексте и зарыта некая ирония, но глубоко. К тому же они в сомнениях, и хочется, и колется: "Нафига этот Лондон? Да кому я там нужен? Появлюсь дней на пять, погрущу и опять На Москву, твою мать".
Боюсь, в чем-то они правы: на фига Лондону такие песни - там и своих хватает. Но следом тут же - заводные девчонки из группы "Серебро": их "Мама Люба" тоже будоражила хит-парады: "Наша-наша кроватка делала шик-шик. Я твоё пианино, а ты мой настройщик. Мы так летали, что не заметили твою мать. И она сказала, что я просто? Мама Люба давай, давай, давай. Мама Люба давай, давай, давай".
Очевидно: в песнях нынешних нет слов, одни эмоции. Даже не эмоции, а "как бы эмоции" - такие "лампочки Павлова" для потребителей: на словах "опа-опа" должна потечь слюна. И словам тесно, да и мыслям еще тесней.
Завершу, пожалуй, этот внезапный обзорчик рейтинговой Нюшей с "Воспоминанием": "Теперь нас разделяют километры, И я опять ушла искать ответы? Так больно оставлять на сердце шрамы, Но не было у этих чувств обмана"? И так далее.
К слову уж: у Ваншенкина, тоже были стихи про "сердечные" обиды. Только у него как-то по-другому. Старомодные, наверное, строчки - и цепляют зачем-то: "? Но остается горестная метка, - Так на тропинке узенькой, в лесу, Товарищем оттянутая ветка Бывает, вдруг ударит по лицу".
Ну действительно, это совсем другое мироощущение, аж противно: и боль вдруг чувствуешь, как живую, будто ветка эта - тебе по лицу. А если серьезно: смерть Ваншенкина - светлая ему память - тут для меня лишь повод погрустить о том, что мы растратили и профукали в два счета. Мир чувств неправильных - но не силиконовых. Ощущений косых или кривеньких - но без подтяжки и ботокса. Мыслей худо-бедных - но хоть не всегда, и не так беспросветно купи-продажных.
А чего в этих словах больше - ностальгического брюзжания или констатации онлайн-убожества? Чего больше в песнях, вытеснивших отовсюду те же песни Ваншенкина, - деградации или актуальной продвинутости? Нет у меня ответа, сами решайте. Ну или хоть задумайтесь. Я люблю тебя, Жизнь?
... и напоследок
Просто стихотворение Константина Ваншенкина: "Студентки".
Среди цветущей мать-и-мачехи,
Среди пробившейся травы
Учебник высшей математики
И три девичьи головы.
А в небе облако качается,
И солнце льет свой ровный свет.
Никак ответ не получается,
Никак не сходится ответ.
И кто-то там, средь мать-и-мачехи,
Приподнимается с земли:
-Ау, ребята! Где вы, мальчики?
Пришли бы, что ли, помогли...
http://www.rg.ru/2012/12/16/vanshenkin-site.html
[Сообщение изменено пользователем 16.12.2012 18:25]
[Сообщение изменено пользователем 16.12.2012 18:34]
Очевидно: в песнях нынешних нет слов, одни эмоции. Даже не эмоции, а "как бы эмоции" - такие "лампочки Павлова" для потребителей: на словах "опа-опа" должна потечь слюна. И словам тесно, да и мыслям еще тесней.
Это и неправда, и глупость.
Г
Горец из клана MC
все умирают, некоторых помнят и будут помнить...
меня больше опечалила смерть Эрцога - покорителя Аннапурны...
сильное обморожение при восхождении, лишился пальцев рук и ног, но дожил до 94 лет...
нет, раньше люди были не такими, как сейчас, просто другими...
меня больше опечалила смерть Эрцога - покорителя Аннапурны...
сильное обморожение при восхождении, лишился пальцев рук и ног, но дожил до 94 лет...
нет, раньше люди были не такими, как сейчас, просто другими...
s
sogdy
Не нужно, чтобы их хвалили,
Деревьям, травам и кустам.
Им важно, чтоб дожди полили
И все бы стало по местам.
Не жажду славящего крика,
И нет особенных обид.
Пусть только в чьих-то пальцах книга,
Как деревце, прошелестит.
(какбы, Константин Ваншенкин, 1977г.)
Деревьям, травам и кустам.
Им важно, чтоб дожди полили
И все бы стало по местам.
Не жажду славящего крика,
И нет особенных обид.
Пусть только в чьих-то пальцах книга,
Как деревце, прошелестит.
(какбы, Константин Ваншенкин, 1977г.)
П
Полосатая МатраЦа
нет, раньше люди были не такими, как сейчас, просто другими...
Чище, наивнее?
Потомку
Где ты, друг? За какою горою?
Что там - будни у вас? Торжество?
Чем ты занят той славной порою?
Что читаешь и любишь кого?
За далекой неведомой зоной,
В мягком зареве ламп голубых
Что ты думаешь ночью бессонной,
Например, о потомках своих?
Что ты видишь, по жизни шагая,
В ярком свете тогдашнего дня?
Я тебя совершенно не знаю,
Ты-то знаешь, ты помнишь меня?
Что тебе из минувшего ближе?
Что ты знаешь про наше житье?
Я тебя никогда не увижу...
Как мне дорого мненье твое!
1955 К.В.
В
Вanzay
Главное что Ханапи Эбеккуев еще жив.
Г
Горец из клана MC
Чище, наивнее?
возможно... возможно и примитивнее, но лучше..., хотя уродов и тогда хватало... но в целом все ж было лучше... (старческий маразм у меня в разгаре, а тут еще и НГ еще...)
Что ты знаешь про наше житье?
возможно... возможно и примитивнее, но лучше..., хотя уродов и тогда хватало... но в целом все ж было лучше...
И с этим не согласен, Горец...
Д
Дон.
Ваншенкин нарушил традицию поэтов, что не умерли, но живут вечно.
П
Полосатая МатраЦа
И с этим не согласен, Горец...
Так ить кто как жил.. Мне было лучше в шестидесятые- семидесятые, не возрастно, не материально, а ввиду отсутствия разгула преступности и наркомании.
Если о преступности, то да, конечно, тогда было намного спокойнее... А если о том, что тогда люди были лучше - не уверен...
П
Полосатая МатраЦа
Если о преступности, то да, конечно, тогда было намного спокойнее... А если о том, что тогда люди были лучше - не уверен...
Люди одинаковы всегда, разность в отношении к своим обязанностям властей, с тех давних пор они службу сильно затупили.
Г
Горец из клана MC
И с этим не согласен, Горец...
это ваше право, Командор... я не буду спорить, ибо это мое мнение и я его никому не навязываю...
Люди одинаковы всегда
на то они и люди, но они все разные, если их узнаешь поближе...
Если о преступности, то да, конечно, тогда было намного спокойнее... А если о том, что тогда люди были лучше - не уверен...
спокойнее - это как сказать, особенно после амнистии большой... если кто помнит...
посмотрите документальный сериал "Криминальная Россия"...
просто тогда информирование населения было не столь оперативное, да и цензура в прессе была четкая...
а если про "лучше", то это понятие очень субъективное... сволочей было гораздо меньше, значит в массе люди были все ж лучше...
Л
Лиса (тм)
Люди одинаковы всегда
смотря каким образом оценивать "одинаковость" если физиологически, то да, мы все особ одного вида.
...но ведь человек начинается где-то не просто с физиологии.., с сознания. именно оно определяет кто перед вами мать Тереза или Пол Пот
это ваше право, Командор... я не буду спорить, ибо это мое мнение и я его никому не навязываю...
Это понятно. Я ведь не о том, что Ваншенкин плох. Он хорош. Я о том, что не бывает исключительных эпох и исключительных талантов. Проходит время и выясняется, что таланты есть и сегодня. И людей приличных - сколько угодно.
Эта страна и держится-то за счет того, что большинство в ней - нормальные...
Г
Горец из клана MC
Эта страна и держится-то за счет того, что большинство в ней - нормальные...
с этим можно согласиться... но их количество уменьшается, ибо сейчас действует уже не пятая колонна, а колонны с двухзначными номерами...
таланты действительно есть всегда, но есть еще и фон, на котором им приходится существовать...
часть современных "талантов" регулярно подкармливает СМИ скандалами и прочим, чтобы оставаться на слуху, на гребне внимания... сознательно подбрасывая провокационные сведения о себе... ибо скандал-пиар-деньги...
Проходит время и выясняется, что таланты есть и сегодня. И людей приличных - сколько угодно.
но процент сволочей неуклонно растет...
ибо сейчас действует уже не пятая колонна, а колонны с двухзначными номерами...
Мне кажется, это правильная мысль. Но количество изменников не увеличивается. Просто они дробятся по колоннам...
но процент сволочей неуклонно растет...
Это обман пораженного инфотейтментом зрения
Г
Горец из клана MC
обман пораженного инфотейтментом
уели...
пришлось посмотреть в гугле...
уели, но не убедили... количество все ж растет... растет именно численно...
посмотрите хотя б на численность чиновников...
Г
Горец из клана MC
Не все они подлецы...
возможно...
но все ж в перспективе... ибо иных там не приветствуют...
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.