Души-нет!
U
®@
Индивидуальность каждого из нас определяется прежде всего нашим мозгом. Когда-то думали, что мыслительные способности прямо пропорциональны только весу мозга или отношению между весом мозга и тела, или количеству извилин, то есть поверхности мозга... Но среди людей с небольшим мозгом были
замечательные представители науки и искусства. Например, мозг Анатоля Франса весил 1017 граммов. Известны случаи очень крупного мозга у ненормальных людей. У нормального человека мозг весит в среднем 1375 граммов. Колебания веса по популяции довольно большие – от 900 до 2800 граммов.
Многие исследователи пытались вычислить для животных и человека отношения между поверхностями древней и новой коры, а особенно между ее самыми юными областями. Оказалось, что в коре высших обезьян, и прежде всего людей, самые молодые области коры занимают и наибольшую площадь. Молодыми эти зоны называют потому, что увеличение их размеров относительно других частей мозга началось сравнительно поздно в ходе эволюции животного мира. Доля этих зон в процессе эволюции постепенно увеличивалась. Самой молодой структурой мозга является лобная (фронтальная) кора, именно она, как показывают экспериментальные данные, причастна к организации сложных форм человеческого поведения.
Что будет, если ее разрушить? Существует ряд гипотез, объясняющих механизм поведения животных с поврежденной лобной корой. Гипотеза академика П.К. Анохина постулировала, что деятельность лобной коры не связана с отдельными функциями мозга – памятью, восприятием, мотивациями, эмоциями, а осуществляет лишь их интеграцию. Американский нейропсихолог К. Прибрам считал, что лобная кора сравнивает мотивации – голод, жажду, половую потребность – с внешними стимулами, и из этого сравнения она конструирует намерение или программу действий с учетом желаемых последствий. Польский исследователь Ю. Конорский предполагал, что разные участки фронтальной коры выполняют и разные функции – такие, как пространственная или временная память, следование за живым существом или неодушевленным предметом и т.д. Сегодня можно с уверенностью, основанной на последних исследованиях по термографии мозга, утверждать, что в лобной коре происходит сравнение предполагаемого человеком образа внешней среды с реальной ситуацией.
Если эта часть мозга поражена (опухоль, травма, нагноение), то реальное восприятие внешней среды и самооценка самого себя в этой ситуации нарушаются. Человек с поврежденной лобной корой превращается в раба ситуации, так как цикл взаимодействия личности с внешней средой разрушен. В этом смысле страшной является операция лейкотомии (лоботомии), то есть рассечение основных связей лобной коры от остальной части мозга или разрушение связей между правой и левой половинами лобной коры. Эта операция полностью уничтожает личность человека, уподобляя его растению.
Многие исследователи пытались вычислить для животных и человека отношения между поверхностями древней и новой коры, а особенно между ее самыми юными областями. Оказалось, что в коре высших обезьян, и прежде всего людей, самые молодые области коры занимают и наибольшую площадь. Молодыми эти зоны называют потому, что увеличение их размеров относительно других частей мозга началось сравнительно поздно в ходе эволюции животного мира. Доля этих зон в процессе эволюции постепенно увеличивалась. Самой молодой структурой мозга является лобная (фронтальная) кора, именно она, как показывают экспериментальные данные, причастна к организации сложных форм человеческого поведения.
Что будет, если ее разрушить? Существует ряд гипотез, объясняющих механизм поведения животных с поврежденной лобной корой. Гипотеза академика П.К. Анохина постулировала, что деятельность лобной коры не связана с отдельными функциями мозга – памятью, восприятием, мотивациями, эмоциями, а осуществляет лишь их интеграцию. Американский нейропсихолог К. Прибрам считал, что лобная кора сравнивает мотивации – голод, жажду, половую потребность – с внешними стимулами, и из этого сравнения она конструирует намерение или программу действий с учетом желаемых последствий. Польский исследователь Ю. Конорский предполагал, что разные участки фронтальной коры выполняют и разные функции – такие, как пространственная или временная память, следование за живым существом или неодушевленным предметом и т.д. Сегодня можно с уверенностью, основанной на последних исследованиях по термографии мозга, утверждать, что в лобной коре происходит сравнение предполагаемого человеком образа внешней среды с реальной ситуацией.
Если эта часть мозга поражена (опухоль, травма, нагноение), то реальное восприятие внешней среды и самооценка самого себя в этой ситуации нарушаются. Человек с поврежденной лобной корой превращается в раба ситуации, так как цикл взаимодействия личности с внешней средой разрушен. В этом смысле страшной является операция лейкотомии (лоботомии), то есть рассечение основных связей лобной коры от остальной части мозга или разрушение связей между правой и левой половинами лобной коры. Эта операция полностью уничтожает личность человека, уподобляя его растению.
d
dr.acid
У нас в больничке есть санитар, у него после травмы лобных долей нет ВООБЩЕ. Сам видел снимки. Он пытался застрелиться и стрельнул в лоб снизу вверх.
Так вот, у него личность уничтожена не полностью. Он и выглядит-то как нормальный человек, и работу свою выполняет нормально.
Так что не надо :-)
Так вот, у него личность уничтожена не полностью. Он и выглядит-то как нормальный человек, и работу свою выполняет нормально.
Так что не надо :-)
U
®@
"Эта операция полностью уничтожает личность человека, уподобляя его растению."-где остается душа?
U
®@
Согласно Эйнштейну, масса является формой существования энергии, то исть человек - её сгусток, опять же непонятно, что здесь душа?
d
dr.acid
Фокс, а что это Вы решили найти научное определение ненаучному понятию ? Не надорветесь ? ;-)
U
®@
"Если эта часть мозга поражена (опухоль, травма, нагноение), то реальное восприятие внешней среды и самооценка самого себя в этой ситуации нарушаются" - человек, по-видимому, полностью изменяется как личность
М
Меломанище
Фокс
Неужели вы и вправду верите в то, что здесь выложили?!..
Неужели вы и вправду верите в то, что здесь выложили?!..
U
®@
А может мне хочется развеять миф. ;-)
U
®@
2 Мел.
А почему я должен в это не верить?
А почему я должен в это не верить?
U
1234567891111111111111
лобная доля -
ну не зря же столько анегдотов про боксеров....
ну не зря же столько анегдотов про боксеров....
U
®@
Из книги "Дао физики" мне понравилась мысль, что вся материя не имеет собственной сущности, а определяется внешними факторами:
"Итак, современная физика снова (на этот раз на макроскопическом уровне) демонстрирует нам, что материальные тела не имеют собственной сущности, но являются неразрывно связанными со своим окружением; и их свойства могут восприниматься только в терминах их воздействий с окружающим миром. Согласно принципу Маха, взаимодействие тел распространяется на всю Вселенную в целом, включая наиболее удаленные звезды и галактики. Неразрывное единство мироздания проявляется не только в мире бесконечно малого, но и в мире сверхбольшого"
"Итак, современная физика снова (на этот раз на макроскопическом уровне) демонстрирует нам, что материальные тела не имеют собственной сущности, но являются неразрывно связанными со своим окружением; и их свойства могут восприниматься только в терминах их воздействий с окружающим миром. Согласно принципу Маха, взаимодействие тел распространяется на всю Вселенную в целом, включая наиболее удаленные звезды и галактики. Неразрывное единство мироздания проявляется не только в мире бесконечно малого, но и в мире сверхбольшого"
U
®@
То есть, человек-не является творцом, он всего лишь возмущение энергетического поля Вселенной. Нет у него ни свободы выбора, ни души бессмертной-только Дао.
U
®@
2 Капитан
Вы здесь известный специалист в вопросах буддизма и тп.
Ответьте на вопрос:
если всё в природе следует законам Дао "Дао - глубокая [основа] всех вещей", то как человек может ему не следовать?
Вы здесь известный специалист в вопросах буддизма и тп.
Ответьте на вопрос:
если всё в природе следует законам Дао "Дао - глубокая [основа] всех вещей", то как человек может ему не следовать?
С
Смерч
Фокс, цитаты принято приводить с авторами.
"Гипотеза академика П.К. Анохина постулировала, что деятельность лобной коры не связана с отдельными функциями мозга – памятью, восприятием, мотивациями, эмоциями, а осуществляет лишь их интеграцию."
Фраза составлена не грамотно. Анохин ничего подобного не постулировал. То, что у мозга имеются большие резервы по дублированию функций и распределенность таких, как память, восприятие это да. Но это следствие его организационной структуры, а не постулат.
Вообще текст корявый, интересно, кто сие написал?
Одна фраза: "реальное восприятие внешней среды и самооценка самого себя в этой ситуации нарушаются. " - чего стоит. Капитан бы за такую убил на месте. :-)
Нарушается в этом случае обычно образность мышления, возможность опрерировать "целостными состояниями" - мечтать, строить планы и пр. поведение приближается к животному. Дело в том, что нельзя понимать мозг, как простую сумму его частей. Т. е. тот же самый мозг, изначально развивающийся без лобной коры, и лишившийся ее это разные вещи.
"Гипотеза академика П.К. Анохина постулировала, что деятельность лобной коры не связана с отдельными функциями мозга – памятью, восприятием, мотивациями, эмоциями, а осуществляет лишь их интеграцию."
Фраза составлена не грамотно. Анохин ничего подобного не постулировал. То, что у мозга имеются большие резервы по дублированию функций и распределенность таких, как память, восприятие это да. Но это следствие его организационной структуры, а не постулат.
Вообще текст корявый, интересно, кто сие написал?
Одна фраза: "реальное восприятие внешней среды и самооценка самого себя в этой ситуации нарушаются. " - чего стоит. Капитан бы за такую убил на месте. :-)
Нарушается в этом случае обычно образность мышления, возможность опрерировать "целостными состояниями" - мечтать, строить планы и пр. поведение приближается к животному. Дело в том, что нельзя понимать мозг, как простую сумму его частей. Т. е. тот же самый мозг, изначально развивающийся без лобной коры, и лишившийся ее это разные вещи.
А
Аспид
Эх... Всё ж достаточно разнообразно.
Вообще, по этому поводу есть очень известная, но, вроде еще не переведенная на русский, книжка известного же невролога Антонио Дамасио "Ошибка Дарвина". Рекомендую.
Вообще, по этому поводу есть очень известная, но, вроде еще не переведенная на русский, книжка известного же невролога Антонио Дамасио "Ошибка Дарвина". Рекомендую.
H
HendeHog
Дао и буддизм это две большие разницы.
Привет!
Смерч, я с сожалением отношусь к убийствам людей. Но возразил бы по фразе, это да. Хотя ум автора темы озабочен не этим.
Фокс, действительно, даосизм и буддизм отличны друг от друга, хотя есть и сходства. Перед ответом на Ваш вопрос прошу Вас привести какой-нибудь пример "не следования".
Смерч, я с сожалением отношусь к убийствам людей. Но возразил бы по фразе, это да. Хотя ум автора темы озабочен не этим.
Фокс, действительно, даосизм и буддизм отличны друг от друга, хотя есть и сходства. Перед ответом на Ваш вопрос прошу Вас привести какой-нибудь пример "не следования".
С
Смерч
Привет, Капитан.
Не сомневаюсь. :-)
Я лишь хотел пояснить, что метод обычно основывается на представлении. Исключить кору и делать однозначный вывод, значит уже предполагать, что функции жестко привязаны к частям мозга. Очень грубая аналогия - человек рожденный слепым и ослепший в зрелом возрасте по разному воспринимают мир.
А относительно души, говорить, что ее нет неверно, хотя бы потому, что не зря придумали это слово и нечто под этим понимают. Другое дело разобраться и понять суть этого явления, его физиологические механизмы. Это может изменить к нему отношение и представления о свойствах (например переселение) но само явление от этого никуда не исчезает.
В сети я не видел оригиналов работ Анохина, а то что пишут о нем в большинстве, мягко говоря, сильные искажения. Особенно у психологов, взять того же Брушлинского. Читаешь критическую статью и понимаешь, до какой степени поверхностно, с грубыми ошибками все излагается. Человек просто не врубился и путает понятия.
dr.acid :
Но стреляться Ваш санитар больше не пробует?
Вообще интересно, попробуйте с ним в разговоре поставить задачу требующую фантазии и воображения в отношении чего-то нового, любопытно.
Не сомневаюсь. :-)
Я лишь хотел пояснить, что метод обычно основывается на представлении. Исключить кору и делать однозначный вывод, значит уже предполагать, что функции жестко привязаны к частям мозга. Очень грубая аналогия - человек рожденный слепым и ослепший в зрелом возрасте по разному воспринимают мир.
А относительно души, говорить, что ее нет неверно, хотя бы потому, что не зря придумали это слово и нечто под этим понимают. Другое дело разобраться и понять суть этого явления, его физиологические механизмы. Это может изменить к нему отношение и представления о свойствах (например переселение) но само явление от этого никуда не исчезает.
В сети я не видел оригиналов работ Анохина, а то что пишут о нем в большинстве, мягко говоря, сильные искажения. Особенно у психологов, взять того же Брушлинского. Читаешь критическую статью и понимаешь, до какой степени поверхностно, с грубыми ошибками все излагается. Человек просто не врубился и путает понятия.
dr.acid :
Но стреляться Ваш санитар больше не пробует?
Вообще интересно, попробуйте с ним в разговоре поставить задачу требующую фантазии и воображения в отношении чего-то нового, любопытно.
Смерч, угу. Кроме того, я по теме хотел добавить, что те ... э-э-э ... скажем, системы взглядов, которые оперируют понятием "душа", исходят из её бессмертности. В большинстве своём, хотя и не все. Поэтому травмы и смерть мозга, грубо говоря, не имеют к этому отношения.
А в буддизме души нет.
А в буддизме души нет.
U
®@
2 Смерч
Я могу привести множество слов, придуманных людьми, но обозначающих несуществующие вещи, но почему-то уверен, что многие из них вы знаете. :-)
2 Капитан
В принципе, данный вопрос я основывал на "Дао Дэ Цзин" не хочу цитировать, но во многих "стихах"(назову их так) встречаются фразы, типа "нужно следовать Дао".
А относительно души, говорить, что ее нет неверно, хотя бы потому, что не зря придумали это слово и нечто под этим понимают.
Я могу привести множество слов, придуманных людьми, но обозначающих несуществующие вещи, но почему-то уверен, что многие из них вы знаете. :-)
2 Капитан
В принципе, данный вопрос я основывал на "Дао Дэ Цзин" не хочу цитировать, но во многих "стихах"(назову их так) встречаются фразы, типа "нужно следовать Дао".
d
dr.acid
относительно души, говорить, что ее нет неверно, хотя бы потому, что не зря придумали это слово и нечто под этим понимают.
Хороший аргументик!
А слово "Бог" не зря придумали ? ;-)
попробуйте с ним в разговоре поставить задачу требующую фантазии и
воображения в отношении чего-то нового, любопытно.
Не канает ! Потому что тогда нужно бы спросить его о том же ДО повреждения лобных долей, и потом сравнить. А так иной с нормальными лобными долями не способен ничего вообразить, ну и что из этого ? :-)
Фокс, конечно, "Дао Дэ Цзин" - основополагающая книга даосизма. Я когда-то коллекционировал её переводы, сейчас, наверное, несколько осталось по разным компам.
Как это всё связано с душой?
Как это всё связано с душой?
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.