О свободе и одиночестве. ОООчень много букв.
З
Закон природы
В детстве устройство вещей видится единственно возможным, без вариаций и трактовок. Причем задумываешься об этом только тогда, когда сталкиваешься с вещами, сделанными по-другому, иначе, чем ты привык.
К примеру просыпаешься утром после новогодней ночи в гостях. Слышно, как в кухне мама и папа уже пьют чай с другими взрослыми. Тебе хорошо от того, что взрослые заняты сами собой, и значит, никто не будет к тебе приставать с традиционными утренними вопросами. И еще сладкое ощущение каникул. И вот ты лежишь в постели с открытыми глазами и оглядываешь комнату, которую вчера толком и не оглядел, потому что всё происходило как-то быстро, и слишком много было отвлекающих деталей, вроде хлопушек, масок, громогласных выпивших дядь и смеющихся тёть. А сейчас ты предоставлен сам себе и времени, чтобы оглядеться, у тебя полно. И вот ты оглядываешь эту чужую комнату и потихоньку замечаешь, что здесь явно что-то не так. Вот обои, они ведь не могут быть Так наклеены. Или, к примеру, выключатели ? они какие-то неправильные. Ну а гардина, с ней вообще всё плохо: зачем было делать такую гардину, если есть нормальные, человеческие, как у нас дома?
И хорошо, если понимание инаковости всего остального мира ? или инаковости тебя в отношении остального мира ? приходит плавно, постепенно. Но бывает так, что человек живет до тридцати лет с абсолютной уверенностью в том, что все вокруг думают также, как и он, называют вещи теми же именами, что и он, обижаются на то же самое, любят и ненавидят одно и то же. А потом вдруг как-то невзначай, без всякой предварительной подговтоки действительность ставит тебя перед фактом: все!люди!абсолютно!разные!
То есть АБСОЛЮТНО. Нельзя ничего ждать от другого. Твой отец, мать, твоя жена, твой ребенок ? это всё другие, и даже более того ? чужие люди.
И тогда ? когда ты ВДРУГ ? это поймешь, становится страшно. Страшно так, что хочется забиться под кровать, лежать там в позе эмбриона с закрытыми глазами, крепко зажмурившись и сжав зубы (кажется, что если сильно-сильно зажмуриться и сжать до боли зубы, то весь мир свернется в черное пятно, выключится, как телевизор) и не чувствовать ничего, кроме запаха старой пыли, которая настолько ничего не значит, что, пожалуй, она-то и есть самое близкое существо на свете.
В момент этого открытия собственной (или вселенской) инакости кажутся чудовищным обманом все достижения мировой культуры, идеи, образы и мысли которых ? как тебе казалось раньше ? объединяли тебя с человечеством. Ведь если самый близкий мне человек ? абсолютно другой и между нами общего только схожее строение физического тела, то как может быть таким же, как я некто вообще чужой, тот, кого я не только никогда не видел, но и кто говорил-то на другом языке.
Если предположить, что Бога нет, а все люди ? абсолютно разные и чужие, то образуется черная дыра в сознании. Ведь идея Бога ? идея объединения? Значит Бог ? не плод чьей-то фантазии. Значит, это Он нас создал? И ? среди прочего ? в частности для того, чтобы мы когда-то поняли, что все мы ? чужие? Возможно более политкорректным будет назвать это индивидуальностями, но политкорректность придумали чужие мне люди, поэтому пусть остается инакость. Так вот, если одна из задач нашего земного бытия понять свою уникальность ? читай ?абсолютное одиночество? - то что будет дальше? Даже не так. Что я должен понять дальше? И ведь не скажешь ?мы?, потому что я не знаю ? и никто не знает, - что понял или почувствовал каждый из нас?
Нам ? то есть, конечно, мне ? нужен собеседник. Но нет никакой гарантии, что собеседнику нужен я. А если и я, то кто кроме него знает, о чем и как он хочет со мной поговорить?
Когда идешь летом по лесу, тончайшие паутинки часто ложатся на лицо. Если представить, что их сплел мохнатый восьминогий паук и даже, возможно, сидящий как раз сейчас на этой паутине, то станет противно. А если не думать об этом, то касание паутиновой нити можно почувствовать как символ мифического, нереального единения с природой. Что представляет твой ?близкий?, касаясь тебя? Этого не узнать никогда по определению. Потому что если человек понял всё об одиночестве, то он понял и всю бессмысленность объяснений. А если он всё еще живет в мире наивных представлений о человеческой одинаковости, то он будет говорить с тобой на своем языке, вклыдывая в слова Свои мысли и чувства, Свои представления. Связь невозможна.
А вот паутинка, или пыль под кроватью, или ветер в горах, или шум ручья ? получается, что это и есть единственные Истины. Пусть их слышит хоть всё человечество ? но с каждым из людей природа говорит на языке каждого человека. Отсутствие души у одного из участников контакта ? залог близкого контакта с человеком. Отсюда поражающая легкость отношений в мире природы. Почему у нас не вызывает рвотный рефлекс кадр, на котором лев перегрызает глотку антилопе? Потому что мы по умолчанию не ассоциируем себя ни со львом, ни с антилопой. Они для нас изначально ? иные. Я бы даже сказал ? иные формы существования.
Почему человечество издавна занимает вопрос существования жизни на других планетах? Действительно ли это ? стремление найти себе подобных? Если и да, то это стремление связано с осознанным или бессознательным ощущением собственного одиночества в мире людей. А там, далеко, возможно и живет как раз тот, кто мыслит и чувствует так, как я.
Наиболее близкими бывают в мире людей отношения особей, максимально недалеко ушедших от природы, не изуродованных воспитанием, образованием, условностями социальных законов. Когда алкоголик в пьяном угаре бьет жену ?собутыльницу, он всё-таки остается для нее самым близким человеком. Их вектор существования напрвлен в одну сторону. И несмотря на то, что связь между ними тонка и призрачна, - а на первый взгляд вообще противоестественна ? именно эта связь самая прочная. Потому что она основана на бездушном, природном инстинкте. И пусть существует такая сердобольная трактовка их отношений, мол, бедная женщина и ушла бы от него, да некуда и не к кому, я всё-таки возражу. Она никуда не уйдет потому, что в глубине своего естества понимает, что тот, кто мнится ей порою в печальных снах осеннею порой, станет для нее чужим сразу же, моментально и навсегда.
Когда пытаешься избрать точкой отсчета Бога, всё становится еще хуже. Тут ведь нет никаких альтернатив ? либо ты в Боге, либо на земле. И одиночество начинает давить еще сильнее тогда, когда понимаешь, что в Боге ты быть не можешь (не отдавая себе отчета, почему), а на земле не хочешь, потому что всё давно чужое и всегда было чужим.
Если перестать думать, стать пылью, или паутиной, или рекой, то выбор сделать просто. Нет греха во льве, убившем антилопу. Но есть грех в человеке. И лев не видит греха и потому не задумывается о нем. А человек видит, не может не видеть своих грехов. Но как же это мучительно ? сознавать грешность своих поступков, мыслей и слов и сознавать одновременно, что так будет всегда, пока рядом будут чужие. Пьяный муж с женой алкоголичкой не видят греха. Они почти что ? пыль. И потому они ? ближе к тому самому идеалу близости, каковой человек ищет в Боге.
***
Осознание своего полного, абсолютного одиночества заставляет в корне пересмотреть собственные отношения с окружающим миром и ставит под сомнение существование таких категорий как любовь, дружба, верность, предательство и всего сонма заблуждений, в которых жил раньше.
На первый план выходит категория свободы. Потому что именно она-то и остается в чистом остатке. Не свобода ?от? и не свобода ?ради?, а свобода ?потому что иначе нельзя?. Свобода как бремя, которое дано тебе и каждому человеку от начала и до конца времен. Свобода, которую подменили честью, любовью, преданностью, - потому что честь, любовь и преданность создают ложное ощущение общности хоть с кем-то, а свобода ? знак чистого, метафизического одиночества.
[Сообщение изменено пользователем 15.09.2011 18:07]
К примеру просыпаешься утром после новогодней ночи в гостях. Слышно, как в кухне мама и папа уже пьют чай с другими взрослыми. Тебе хорошо от того, что взрослые заняты сами собой, и значит, никто не будет к тебе приставать с традиционными утренними вопросами. И еще сладкое ощущение каникул. И вот ты лежишь в постели с открытыми глазами и оглядываешь комнату, которую вчера толком и не оглядел, потому что всё происходило как-то быстро, и слишком много было отвлекающих деталей, вроде хлопушек, масок, громогласных выпивших дядь и смеющихся тёть. А сейчас ты предоставлен сам себе и времени, чтобы оглядеться, у тебя полно. И вот ты оглядываешь эту чужую комнату и потихоньку замечаешь, что здесь явно что-то не так. Вот обои, они ведь не могут быть Так наклеены. Или, к примеру, выключатели ? они какие-то неправильные. Ну а гардина, с ней вообще всё плохо: зачем было делать такую гардину, если есть нормальные, человеческие, как у нас дома?
И хорошо, если понимание инаковости всего остального мира ? или инаковости тебя в отношении остального мира ? приходит плавно, постепенно. Но бывает так, что человек живет до тридцати лет с абсолютной уверенностью в том, что все вокруг думают также, как и он, называют вещи теми же именами, что и он, обижаются на то же самое, любят и ненавидят одно и то же. А потом вдруг как-то невзначай, без всякой предварительной подговтоки действительность ставит тебя перед фактом: все!люди!абсолютно!разные!
То есть АБСОЛЮТНО. Нельзя ничего ждать от другого. Твой отец, мать, твоя жена, твой ребенок ? это всё другие, и даже более того ? чужие люди.
И тогда ? когда ты ВДРУГ ? это поймешь, становится страшно. Страшно так, что хочется забиться под кровать, лежать там в позе эмбриона с закрытыми глазами, крепко зажмурившись и сжав зубы (кажется, что если сильно-сильно зажмуриться и сжать до боли зубы, то весь мир свернется в черное пятно, выключится, как телевизор) и не чувствовать ничего, кроме запаха старой пыли, которая настолько ничего не значит, что, пожалуй, она-то и есть самое близкое существо на свете.
В момент этого открытия собственной (или вселенской) инакости кажутся чудовищным обманом все достижения мировой культуры, идеи, образы и мысли которых ? как тебе казалось раньше ? объединяли тебя с человечеством. Ведь если самый близкий мне человек ? абсолютно другой и между нами общего только схожее строение физического тела, то как может быть таким же, как я некто вообще чужой, тот, кого я не только никогда не видел, но и кто говорил-то на другом языке.
Если предположить, что Бога нет, а все люди ? абсолютно разные и чужие, то образуется черная дыра в сознании. Ведь идея Бога ? идея объединения? Значит Бог ? не плод чьей-то фантазии. Значит, это Он нас создал? И ? среди прочего ? в частности для того, чтобы мы когда-то поняли, что все мы ? чужие? Возможно более политкорректным будет назвать это индивидуальностями, но политкорректность придумали чужие мне люди, поэтому пусть остается инакость. Так вот, если одна из задач нашего земного бытия понять свою уникальность ? читай ?абсолютное одиночество? - то что будет дальше? Даже не так. Что я должен понять дальше? И ведь не скажешь ?мы?, потому что я не знаю ? и никто не знает, - что понял или почувствовал каждый из нас?
Нам ? то есть, конечно, мне ? нужен собеседник. Но нет никакой гарантии, что собеседнику нужен я. А если и я, то кто кроме него знает, о чем и как он хочет со мной поговорить?
Когда идешь летом по лесу, тончайшие паутинки часто ложатся на лицо. Если представить, что их сплел мохнатый восьминогий паук и даже, возможно, сидящий как раз сейчас на этой паутине, то станет противно. А если не думать об этом, то касание паутиновой нити можно почувствовать как символ мифического, нереального единения с природой. Что представляет твой ?близкий?, касаясь тебя? Этого не узнать никогда по определению. Потому что если человек понял всё об одиночестве, то он понял и всю бессмысленность объяснений. А если он всё еще живет в мире наивных представлений о человеческой одинаковости, то он будет говорить с тобой на своем языке, вклыдывая в слова Свои мысли и чувства, Свои представления. Связь невозможна.
А вот паутинка, или пыль под кроватью, или ветер в горах, или шум ручья ? получается, что это и есть единственные Истины. Пусть их слышит хоть всё человечество ? но с каждым из людей природа говорит на языке каждого человека. Отсутствие души у одного из участников контакта ? залог близкого контакта с человеком. Отсюда поражающая легкость отношений в мире природы. Почему у нас не вызывает рвотный рефлекс кадр, на котором лев перегрызает глотку антилопе? Потому что мы по умолчанию не ассоциируем себя ни со львом, ни с антилопой. Они для нас изначально ? иные. Я бы даже сказал ? иные формы существования.
Почему человечество издавна занимает вопрос существования жизни на других планетах? Действительно ли это ? стремление найти себе подобных? Если и да, то это стремление связано с осознанным или бессознательным ощущением собственного одиночества в мире людей. А там, далеко, возможно и живет как раз тот, кто мыслит и чувствует так, как я.
Наиболее близкими бывают в мире людей отношения особей, максимально недалеко ушедших от природы, не изуродованных воспитанием, образованием, условностями социальных законов. Когда алкоголик в пьяном угаре бьет жену ?собутыльницу, он всё-таки остается для нее самым близким человеком. Их вектор существования напрвлен в одну сторону. И несмотря на то, что связь между ними тонка и призрачна, - а на первый взгляд вообще противоестественна ? именно эта связь самая прочная. Потому что она основана на бездушном, природном инстинкте. И пусть существует такая сердобольная трактовка их отношений, мол, бедная женщина и ушла бы от него, да некуда и не к кому, я всё-таки возражу. Она никуда не уйдет потому, что в глубине своего естества понимает, что тот, кто мнится ей порою в печальных снах осеннею порой, станет для нее чужим сразу же, моментально и навсегда.
Когда пытаешься избрать точкой отсчета Бога, всё становится еще хуже. Тут ведь нет никаких альтернатив ? либо ты в Боге, либо на земле. И одиночество начинает давить еще сильнее тогда, когда понимаешь, что в Боге ты быть не можешь (не отдавая себе отчета, почему), а на земле не хочешь, потому что всё давно чужое и всегда было чужим.
Если перестать думать, стать пылью, или паутиной, или рекой, то выбор сделать просто. Нет греха во льве, убившем антилопу. Но есть грех в человеке. И лев не видит греха и потому не задумывается о нем. А человек видит, не может не видеть своих грехов. Но как же это мучительно ? сознавать грешность своих поступков, мыслей и слов и сознавать одновременно, что так будет всегда, пока рядом будут чужие. Пьяный муж с женой алкоголичкой не видят греха. Они почти что ? пыль. И потому они ? ближе к тому самому идеалу близости, каковой человек ищет в Боге.
***
Осознание своего полного, абсолютного одиночества заставляет в корне пересмотреть собственные отношения с окружающим миром и ставит под сомнение существование таких категорий как любовь, дружба, верность, предательство и всего сонма заблуждений, в которых жил раньше.
На первый план выходит категория свободы. Потому что именно она-то и остается в чистом остатке. Не свобода ?от? и не свобода ?ради?, а свобода ?потому что иначе нельзя?. Свобода как бремя, которое дано тебе и каждому человеку от начала и до конца времен. Свобода, которую подменили честью, любовью, преданностью, - потому что честь, любовь и преданность создают ложное ощущение общности хоть с кем-то, а свобода ? знак чистого, метафизического одиночества.
[Сообщение изменено пользователем 15.09.2011 18:07]
T
Tommy...
никогда... никогда мне не осилить такой текст...
Софистика, схоластика, демагогия. Можно работать адвокатом, присяжные потеряют бдительность и пойдут за сладкоголосой флейтой как крысы в сказке про Нильса.
Продолжаем познавать непознаваемое и подсчитывать бесконечное.
Продолжаем познавать непознаваемое и подсчитывать бесконечное.
Т
Тутта Карлссон
мегазочот
Осознание своего полного, абсолютного одиночества заставляет в корне пересмотреть собственные отношения с окружающим миром и ставит под сомнение существование таких категорий как любовь, дружба, верность, предательство и всего сонма заблуждений, в
которых жил раньше.
может осознание одиночества как раз способствует мотивации к отношениям - любви дружбе преданности и т. д. а не ставит под сомнение их существование?))
со свободой тоже чота как то все не так по мойму)
[Сообщение изменено пользователем 15.09.2011 19:50]
Если предположить, что Бога нет, а все люди ? абсолютно разные и чужие, то образуется черная дыра в сознании.
То все становится шоколадно. Не пропустил ни одной дырки, не заглянуть, "а чего там?" это себя не уважать...
Мир признается разнообразным и цветным и его познание может продолжаться бесконечно. А идея бога пытается привести к единому знаменателю всех. Когда все одинаковые даже в каком-то аспекте - это уже скучно.
Жан-Поль Сартр "Экзистенциализм - это гуманизм". Я прочитала в свои 19, была под впечатлением, да...
П
Полосатая_Матраца
Осознание своего полного, абсолютного одиночества заставляет в корне пересмотреть собственные отношения с окружающим миром и ставит под сомнение существование таких категорий как любовь, дружба, верность, предательство и всего сонма заблуждений, в
которых жил раньше.
Вот не далее, как сегодня с одной знакомой девахой как раз рассуждали на тему пользы одиночества для познания своей собственной сущности, додумались до того, что любовь, дружба и верность заблуждением быть не смогут, т.к. это чувства личности, ну- а предательства как такового тож нет- просто не надо ожидать от другого модели поведения, пририсованной ему, а лучше- вообще ничего не ожидать, просто жить так, как оно будет получаться.
Т
Тутта Карлссон
А идея бога пытается привести к единому знаменателю всех.
Примат, вы , конечно, дяденько авторитетный, речи нет.
Но...это.. Бог есть. и вне зависимости от нашего неандартальского представления о нем. Он просто есть, и все.
T
Tommy...
вот понял, Примат, да? :-)
есть и все!
есть и все!
П
Полосатая_Матраца
А идея бога пытается привести к единому знаменателю всех. Когда все одинаковые даже в каком-то аспекте - это уже скучно.
Неверно.
Наличие-отсутствие бога никоим образом не может помешать человеку познавать мир, тем паче- стремиться под общий знаменатель.
T
Tommy...
с неподдельным уважением в голосе Боговеды...
Т
Так
Насчёт заблуждений - хорошо. А вот то, что к ним отнесено, говорит о юношеской стадии психологического возраста. Романтизм прошёл, на его смену пришёл цинизм пока что лишь в философско-рациональной форме... Осознание своего полного, абсолютного одиночества заставляет в корне пересмотреть собственные отношения с окружающим миром и ставит под сомнение существование таких категорий как любовь, дружба, верность, предательство и всего сонма заблуждений, в которых
жил раньше.
Советую срочно почитать то же Франкла, чтобы не успеть закостенеть в новых заблуждениях. ;-)
говорит о юношеской стадии психологического возраста
А как вы думаете, что говорит о хронической безнадежной старости психологиеского возраста?
К
Квасъ
свобода ? знак чистого, метафизического одиночества.
Не пугай этой истиной местных жителей, из тех, что могут испугаться, но пока не испуганы....
Остальным - любви,счастья, благополучия, успеха и всего, что пожелается или очень хочется.
Т
Тутта Карлссон
Примат, я сама - агностик, и сочувствую КПРФ. Дело в том,что он-есть, мы просто еще этого не понимаем. ну как муравэл может понять , что есть слон? Только если слон наступит...
есть, короче. есть. Но познания это, конечно, не отменяетю
Зы: попов не люблю, к Матери-Церкви отношусь с подозрением))
[Сообщение изменено пользователем 15.09.2011 21:06]
есть, короче. есть. Но познания это, конечно, не отменяетю
Зы: попов не люблю, к Матери-Церкви отношусь с подозрением))
[Сообщение изменено пользователем 15.09.2011 21:06]
П
Полосатая_Матраца
Не пугай этой истиной местных жителей, из тех, что могут испугаться, но пока не испуганы....
Божимой- чего тут страшного-то, в чистом, метафизическом одиночестве?
Как раз познание его является счастьем, приводит к "неприлипанию", оставляет не свободе партнера, детей, друзей..
Г
Горец из клана MC
до конца не читал, но всеж одобряю...
хотя бога все равно нет, ибо я в него не верю...
свобода... матьего... свобода...
хотя бога все равно нет, ибо я в него не верю...
свобода... матьего... свобода...
Т
Тутта Карлссон
Пэм, да что вы понимаете в этом..
пойдемте, лучше, фотки смотреть))
пойдемте, лучше, фотки смотреть))
П
Полосатая_Матраца
пойдемте, лучше, фотки смотреть))
В этом я больше чем в фотках понимаю!
Т
Тристрам Шенди
все хвалят Франкла какого-то...тоже, что ли, почитать?
Т
Тутта Карлссон
Стесняюсь спросить... впрочем, после незнания что такое лобби-бар, думаю, мне простят... а что такое Франкл? Фамилия?
П
Полосатая_Матраца
а что такое Франкл? Фамилия?
Авторитетный среди душеведов аффтар..
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.