STK и Капитан или Почему в жизни всё не так, как на самом деле? :-)

STK
Я уезжал, вернулся, и уезжаю вновь. Но вернусь к началу августа.

"Производная сознания" и то, что может производить сознание - не совпадающие термины для меня, и предлагаю прекратить жевать эту мочалу. Будем-таки продуктивнее. :-)

Я бы поставил вопрос так. Если "я" - это граница, то "я" - это информация, записанная так или иначе. Где?
0
STK,

> Если "я" - это граница, то "я" - это информация, записанная так или иначе. Где?

Вывод для меня неочевидный. "Я" - даже не граница (говоря так, мы придаём ей реальность), а, скорее, её описание, представление о ней.

Эра компьютеров подтолкнула нас к тому, чтобы более детально исследовать сущность информации. Теперь мы уже не отождествляем её с носителем. Кстати, это приводит к любопытным коллизиям в сфере имущественных авторских прав. :-)

Так вот, в свете этого - какая разница, где пишется информация? Что-то я держу на винте, что-то на съёмном диске, что-то на сервере, что-то в Сети. От удобства зависит и от задачи.

Посему я бы переформулировал. "Я" - это вывод из информации, способ её интерпретации. Не более того.
0
P.S. Отправил личное письмо - есть дельце.
0
STK
Может быть, и способ интерпретации. Я собственно, об этом думал, когда писал "явно или _неявно_ записанная". Но стоит обдумать еще. Плюс, как-то это связано с памятью, о чем вы хотели поговорить?

P.S. Получил, отправил ответ, гляжу вот на окошко локального SMTP, а там опять DNS Timeout, will retry in 10 min. В общем, было бы интересно встретиться, только что завтра я уезжаю, а в городе буду 30-31 числа...
0
Да, собственно, "я" - это и есть память. Я имею в виду не свойство, а содержимое. Четыре человека в одной и той же ситуации (т.е. на один и тот же вызов среды) реагируют по-разному. Почему? Это четыре разных личности, четыре разных "я". А разобраться детальнее - это четыре разных опыта прошлого обуславливают действие в одинаковом (внешне) настоящем.

И весьма важно, что "я" - это именно содержание памяти, а не свойство, называемое "памятью". Свойством обладает сознание, поскольку оно уловлено базовой иллюзией разделения, оно воспринимает себя индивидуально, пока в ней находится. Здесь и происходит подмена. Это всё равно, как постоянно забивая гвозди и сосредотачиваясь на молотке как на инструменте для этого, придти к выводу, что являешься молотком.

Затем иллюзия разделения формирует некоторые базовые эмоции. На маленьких детях это хорошо видно именно в последовательности. Затем то, что мы решаем в 2-3-4 года, становится для нас определяющим жизнь - до тех пор пока мы вновь не соберёмся взглянуть на это повнимательней - в этот или другой раз.

Вот, вкратце, то, чем я бы мог закончить (прикончить? :-) ) тему "я", прежде чем двинуться дальше, коли у Вас есть на то желание.

P.S. Можно и после возвращения.
0
STK
Согласен с последним постингом. Можно дальше, я думаю...
0
Ок. Но в этом посте я ещё хотел бы сказать несколько завершающих слов по поводу "я" - и двинем дальше. Дело в том, что тему читаем не мы одни; проглядев её, я понял, что хотел бы отметить ещё один аспект.

Удивительно то, что "я" - это не только содержание внутри границы; разбираясь внимательно, обнаруживаешь, что "я" - это сама граница. "Я" порождено стремлением сознания создавать границы, отделять одни объекты от других. В теме комментариев Омеллы (т. 1) кто-то (простите, не помню) приводил ссылку на статью про границы "я". Поскольку "я" внутри не существует, как мы выяснили, остаётся обратить внимание на само это разделение, саму эту границу - и видно, что она столь же нереальна, как и её содержимое. Она является таким же продуктом сознания, такой же абстракцией.

Во-первых, она не стабильна. Мы можем двигать (и постоянно делаем это) в зависимости от условий. Когда я говорю как русский, я раздвигаю границы своего "я" до размеров национальности, когда говорю как журналист - до границ профессии, когда как мужчина - до границ пола. В предельном выражении можно раздвинуть границу своего "я" настолько, чтобы включить в неё всё. Это крайняя форма субъективного идеализма, солипсизм. Обратный путь - сжать эту границу настолько, чтобы превратить её в ничто. Мы вольны поступать с ней как угодно, поскольку она не имеет ничего общего с реальностью, но это не отнимает возможности использовать её как прикладной инструмент для решения тех или иных задач. Например, для выполнения функций, описанных Аспидом. Штука лишь в том, чтобы не абсолютизировать её.

Во-вторых, само разделяющее сознание, стремящееся вычленять, отделять одни объекты от других, выстраивать их в некоторые системы и последовательности - есть лишь один из способов познания, не более того. Притом, достаточно ограниченный - именно этой границей. Мы говорим - это дерево. Но дерево - это не только ствол, ветви, листья, корни. Это ещё и фотоны, пролетевшие миллионы километров от Солнца, чтобы попасть в конкретный лист и запустить в клетке микрореакцию фотосинтеза. Это молекулы воды, часть того самого природного круговорода, которые то входят внутрь дерева, то выходят наружу. Это молекулы кислорода и углекислого газа, которые участвуют и в дыхании дерева, и в его обратном процессе производства кислорода.

Словом, разбираясь внимательно, обнаруживаешь, что дерево - тоже не объект, а скорее, процесс, часть всеобщего взаимодействия. Особенно это видно на уровне "кирпичиков" - т.е. на субатомном уровне. Однако, мы строим модель, и вычленяем дерево как объект. Но это лишь модель, достаточно тонкая и достаточно грубая одновременно (зависит от задачи), и от её появления дерево не перестаёт быть тем, что оно есть.

Так и тут.

Ок. С "я" закончили, двигаем дальше. :-)
0
Теперь Абсолют, а заодно и (не)реальность наблюдаемого мира. Трудно отделить одно от другого, обсууждать будем вместе. Тема и для меня непростая, во-первых, незаконченная, во-вторых, не могущая быть законченной, в-третьих. Глядя на эту глыбу, не знаю, как и подступиться. :-)

Поэтому попробую пошагово. Для начала вновь процитирую STK в части, касающейся Абсолюта, вставив свои комментарии и критику и показав расхождения. Может быть, комментарии, как-то помогут уточнить мои представления для других читателей. То, что касается в цитате лично Капитана, думаю, совершенно несущественно. Иттак:

> Во-первых и главных, Абсолют. Существует нечто Всевключающее и Единоразумное, если я понял правильно. Проявляется по-разному во всем видимом

Тут всё хорошо, за исключением слова "нечто". Если мы придаём этому смысл, будто существует нечто ОТДЕЛЬНО от наблюдаемого мира и от нас как наблюдателей, с одной стороны, и части этого мира, с другой, - то это не то, о чём я.

> в том числе через озарения, которым невозможно научить - хотя, де-факто, им учат, и Капитан, в том числе (я еще вернусь к этому).

Не думаю, что моя миссия - учить и проповедовать. Это Путь индивидуальный, предельно индивидуальный до тех пор, пока не начнётся размывание границ индивидуальности. Почему оно с неизбежностью начнётся - мы разобрали выше. Изучая мир и себя, приходишь к выводу о несуществовании индивидуальности.

Думаю, мне просто интересно рассказывать свои мысли и выводы и показывать (в т.ч. и себе), всякий раз сталкиваясь с какими-то шаблонами, что - ЕСТЬ другой путь, иной способ, противоположный подход.

Кратко эта эволюция представляется мне такой. Нас долгое время учат, и рано или поздно мы оказываемся в жизни с какой-либо готовой концепцией наперевес - нашим представлением о жизни и о себе. Далее, мы просто проявляем это представление. Конечно, мы ограничены одной концепцией.

Затем, если мы не останавливаем сами себе свой процесс познания и обучения и продолжаем исследовать свою концепцию внимательно, мы обнаруживаем со временем в ней дыры, слабые и тонкие места, противоречия, несовпадения с реальностью и т.д. Это касается как материалистической концепции, так и любой другой. Тут у нас два пути на выбор - либо закрыть глаза на всё это и принести жизнь в жертву концепции ("если факты не согласуются с теорией, тем хуже для фактов" :-) ), либо наоборот - подвергнуть её сомнению, предпочтя реальную жизнь. Когда мы идём дальше по этому пути, у нас появляется следующая, другая концепция, новая система объяснений. Конечно, она может опираться на что-то в старом и отвергать что-то другое из старого, не в этом суть.

Этот процесс повторяется снова и снова. Из моноконцептуального представления о мире мы приходим к биконцептуальному, затем к поликонцептуальному. По мере движения, нарабатывая опыт и мастерство создания таких систем объяснений, мы всё больше начинаем видеть ограниченность ЛЮБЫХ концепций. Это первый шаг и повод к тому, что называется внеконцептуальным мышлением. Отказ от любых концепций - это восприятие мира as is, без всяких фильтров. Как видите, бывают фильтры, не только связанные с "я", с личностью наблюдающего, но и с концепциями, которые он избирает - т.е. с методами наблюдения и объяснения. Так вот, растворение всего этого - это и есть просветление. Частичные, разовые события таких отказов - есть озарения.

Теперь видно, почему этому нельзя научить и в чём заключается вред демонстраций. Можно обрисовывать СВОЁ представление о Пути, но никого невозможно провести по нему за руку.

Кстати, тут забавная параллель с книгой Брюса Ли, где он написал: "Постигнув принцип каждой школы, откажись от принципа вообще".

> Это та вещь, которая делит сторонников поиска истины и сторонников истины как таковой, беговой дорожки и ее финиша, процесса и результата.

Не жалко ли ослика, годами бегущего за морковкой, которая всё время рядом с ним - но на верёвочке? :-)

> Догма - это же и есть истина, если ее принять. Конец пути.

Это верно лишь с точки зрения, исповедующей статичную картину мира.

> Потребность в Абсолюте. Ощущаете ли вы ее? Необходима ли вам в жизни поддержка позитивной абсолютной истины?

Позитивность - лишь оценка.

> Абсолют не обещает тепла и любви - зато его адепты заявляют, что все это у вас уже в наличии.

Да, к чему обещать то, что и так уже есть? :-) Моя дочка на днях сидела в песочнице и рыдала по поводу утраченного совочка, на котором сама же и сидела. Очень похоже.

> Речь идет о людях, о психологии, не о топологии или сопротивлении материалов, а именно о психологии, и только о ней.

Это верно с оговоркой по поводу "я", из-за чего именно с "я" мы и начали дискуссию. Психология не выходит за пределы "я". А это столь же относится к внеличностному описанию мира, например, физике.

> Во-первых, есть такой известнейший критерий истинности - проверка опытом. Здесь суждения Капитана четко делятся на две части. Когда речь идет о физике повседневного (те самые облака кубиками), проверка проваливается.

Для меня это - непонятно на чём основывающийся вывод.

> Когда же речь идет о психологии, проверка весьма часто проходит.

Думаю, это должно быть лишь частью проверки, особенно с учётом оговорки насчёт "я".

> Такое положение дел означает, что теория груба, и дело вкуса, уже другого вкуса (см. ниже), как к этому отнестись.

Вывод строится на выводе. :-)

> Меж тем, раз речь идет о психологии людей, об абстрактных понятиях, таких как иллюзорность, находящихся лишь в нашем сознании, и более нигде, то следует быть в восемь раз осторожнее, потому что об этой области мы вообще знаем очень мало.

Мы? Или я?

> Капитана кажутся вам верными, хотя вы не понимаете, почему - будьте осторожны. Может, он тоже не понимает. Или понимает, но по-другому. Или вы одинаково ошибаетесь. Тоже бывает.

Что является причиной призыва к осторожности? Чего надо опасаться?

> Правдоподобность, знаете, не является ни необходимым, ни достаточным условием истины.

Это заинтересовавшая меня фраза. А что является?

Теперь пара слов для затравки об Абсолюте. :-)
- Абсолют вне концепций. Поэтому необъясним. Любые объяснения - фрагментарны. Это не значит, что плохо, важно лишь, объясняя, помнить об этом.
- Абсолют - это не дедушка на облаке, волюнтаристски установивший правила и следящий за их соблюдением. Это не Высшая Личность в понимании религий веры. К счастью, на данном отрезке дискуссии мы уже понимаем, что развитие личности с неизбежностью приводит к размыванию, растворению её границ.
- само слово Абсолют не очень хорошо, поскольку влечёт за собой целый шлейф оценок, шаблонов восприятия, эмоций и тому подобного. По этой же причине я почти не использую слова Бог, потому что в 99% случаев в наших широтах под ним сразу же понимается именно христианское представление о Боге.
- Абсолют не где-то там, не вне нас, не отдельно от мира. Поэтому это не то, чего следует достигать, поскольку сегодня мы отлучены. Абсолют не знает границ, поэтому ни от чего не отделён.

Пока хватит. :-)
0
STK
Первый постинг - без возражений.

Второй - что-то уж очень сумбурно и все в кучу. Предвижу массу работы с разгребанием завалов. :-)

Я бы спросил сначала так: почему вы оперируете этим понятием (Абсолют)? Почему оно у вас присутствует в картине мира? Можно ли обойтись без него?

И еще, немножко в сторону, по поводу "вне концепций". По-моему, это ровно то же самое, что и аквинатовское заявление о том, что позитивное богословие невозможно. Ну да ладно. "Позитивное", кстати - не оценка. Это просто значит - что-то сказано о предмете обсуждения. Не ничего совсем, а хоть что-то. Не молчание, а слово. Тем не менее, слово, и не одно, у вас присутствует, и именно о них пойдет речь - нужны ли они вообще?
0
STK,

> Второй - что-то уж очень сумбурно и все в кучу. Предвижу массу работы с разгребанием завалов.

На то и расчёт. :-)

> Я бы спросил сначала так: почему вы оперируете этим понятием (Абсолют)? Почему оно у вас присутствует в картине мира? Можно ли обойтись без него?

Хороший вопрос. Один из вариантов ответа - руководствуясь пресловутой Бритвой Оккама. :-)
Иначе говоря, достаточно одной причины там, где материалисты вынуждены изобретать тысячи их. То бишь излишних сущностей.

Конечно, чаще всего Бритвою оперируют с прямо противоположными целями, но я думаю, что и первый вариант её использования не менее равноправен. А то и более, особенно учитывая, кем был сам преподобный Уильям Оккам и зачем он это сказал.

> И еще, немножко в сторону, по поводу "вне концепций". По-моему, это ровно то же самое, что и аквинатовское заявление о том, что позитивное богословие невозможно.

Да, это близко.

>Тем не менее, слово, и не одно, у вас присутствует, и именно о них пойдет речь - нужны ли они вообще?

Сложно сказать. Конечно, мысль есть ложь, изречённая - дважды ложь. :-)

С другой стороны, руководствуясь только этим, придётся замолчать. Или показать собеседнику палец, как это делают мастера дзен. :-)

Боюсь, однако, что этот форум такого нам не позволит - он всё же заточен под вербальное общение. Таким образом, мы можем попробовать пользоваться инструментом, помня о его ограниченности и искажениях, связанных с этой ограниченностью.
0
STK
>> Я бы спросил сначала так: почему вы оперируете этим понятием (Абсолют)? Почему оно у вас присутствует в картине мира? Можно ли обойтись без него?
>Хороший вопрос.

Ну таки ответьте уже! :-)

> Боюсь, однако, что этот форум такого нам не позволит - он всё же заточен под вербальное общение. Таким образом, мы можем попробовать пользоваться инструментом, помня о его ограниченности и искажениях, связанных с этой ограниченностью.

Вот именно.
0
Я ведь уже дал один ответ. Исчерпаем его - будет другой.
0
STK
Простите, а что за ответ?
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.