В поисках сталкера
00:53, 05.07.2009
Самое неприятное, что могло случиться со словами "сталкер" и "сталкинг" - это обретение ими такого количества культурологических коннотаций, что проникновение в смысл любого из этих слов напоминает поиск мухомора в молодом частом ельнике. Вроде вот он, светится красно-белым огнем, подмигивает из
спутанной тьмы ветвей, однако как начнешь хватать руками - сразу все пальцы исколешь. Во-первых, есть два поистине титанических столпа, две священные коровы, которые заслоняют своими тенями упомянутые слова. Это великий мистификатор Карлос Кастанеда и великие моралисты братья Стругацкие. Во-вторых,
эти идолы имеют такое количество весьма разнообразных по своему качеству последователей, что впору говорить о неких замкнутых культах.
Нагваль
С патологически брехливым перуанцем все довольно просто. Выросший в глухой перуанской провинции, будущий нагваль (маг) Карлос Цезарь Сальвадор Арана Кастанеда по приезде в столицу Перу поступил в местную академию изящных искусств, зарабатывал на жизнь азартными играми, ухаживал за девушками (довольно удачно) и уже тогда имел склонность плодить вокруг себя мифы. В дальнейшем он настолько развил эту способность, что из тех фактов, которые Кастанеда сообщал о себе, очень немногие выдержали проверку на реальность. Хотя как минимум один нестандартный поступок будущий проповедник пейотной магии по приезде в Америку совершил: к двадцати пяти годам он решился на стерилизацию и биологическим отцом его ребенка с Маргаритой Руниан стал их общий знакомый.
Сильно? А то! Нагваль интересуется галлюциногенами, усиленно создает имидж серьезного антрополога, зачитывается Гуссерлем, безуспешно преследует в Мексике нарко-гуру Тимоти Лири, который поднимает юношу на смех, в конце концов, бросает учебу и работает то таксистом, то кассиром в магазине женской одежды. Но. Его роман «Учение Дона Хуана: путь знания индейцев племени яки», вышедший в июне 1968-го, попал прямо в точку - наступало Психоделическое Лето, одна из наиболее ярких эпох ХХ века. И несмотря на то, что грибы, про которые писал Кастанеда, попросту не растут в пустыне Сонора, где происходит действие романа, а описанный способ их употребления вызвал насмешки авторитетнейшего антрополога того времени Роберта Гордона Уоссона, продажи росли как на дрожжах. Потом были игры в конспирологию, построение собственной секты под брендом "Тенсегрити" и... Собственный гарем. Ибо по странной случайности почти все ближайшие ученики мага были женщинами, которых он систематически стравливал между собой, получая садистское удовольствие от их сложных психологических игр и вспышек дикой ревности.
Когда в 98-м врачи поставили Кастанеде диагноз "рак", великий маг, следуя законам павианьего стада, заговорил о том, что все члены группы нагваля должны спрыгнуть со скалы и раствориться в бесконечности. После того как Кастанеда умер, четыре его ближайшие ученицы - Флоринда Доннер, Тайша Абеляр, Талия Бей и Кили Ландал - перестали отвечать на звонки. Через пять лет в пустыне, где Антониони снимал эпохальный "Забриски пойнт", нашли четыре обглоданных зверями тела и французскую пятифранковую монету с вмонтированным в нее лезвием, принадлежавшую одной из ближайших "учениц" Кастанеды.
Прогрессоры
Секта Стругацких сильна преданностью адептов и их (адептов) страстной убежденностью в том, что они вовсе даже нормальные люди и кумиров себе не творили. Просто Стругацкие для них - это все, примерно как Ленин для большевиков. Правда, адепты этого не замечают. И немудрено. С технической точки зрения тексты Стругацких созданы практически безупречно. Диалоги, легкий привкус психоделии, еле заметный намек на цинизм, но именно только намек.
Проблема в одном: Стругацкие - это подростковая литература. Сплав стиля молодежной исповедальности в духе журнала "Юность" с демонстративным преклонением перед КГБ ("прогрессорский" цикл), шестидесятническая брезгливость по отношению к власти плюс верность большевистским идеалам, густой бэкграунд западной фантастики, которую братья читали в подлиннике и которая не переводилась в СССР, - так получился идол советских итээров. И этот идол в одночасье развалился после перестройки, которая отправила книги Стругацких с интеллигентского Олимпа туда, где им и место - на полку с надписью "для детей и юношества". Ибо дело настоящей литературы не давать ответы, а заставлять читателя ставить их себе самому и самостоятельно же находить на них ответ.
Сталкеры
Парадоксально, но между самцом-нагвалем и любимцами мэнээсов есть много общего. Эту общность рождает контекст, в котором они творили образы Сталкеров. Кастанеда - ангел предхипповского времени, времени "духовной беременности", человек, воспаривший в тот момент, когда хиппи взлетели в наивысшую точку своего существования. Поздние Стругацкие (как и еще один со-творец Сталкера - Тарковский) творили в схожую эпоху, во время интенсивных поисков духовности, когда по Союзу прокатилась целая волна крещений, когда интеллигенция толпами искала старые иконы по деревням и ломилась в бурятские монастыри в поисках Шамбалы, когда слово "экстрасенс" стало одним из самых частых в вокабуляре продвинутого совка (помните Гурченко в "Любви и голубях"?). Результатом тех лет стало множество самодельных религий с самодельными координатными сетками. Слишком мало было качественной информации о внутренних человеческих мирах.
А потом время сдвинулось. В Америке "революция цветов" трансформировалась в "нарко-революцию", затихла, затухла и уступила напору яппи с их четкими целями. Брезгливо-ругательное выражение "goddamn hippie!" стало нарицательным и нашло свое отражение даже в устах толстяка Эрика Картмена, одного из героев культового мультсериала South Park. В России же случилась перестройка, переопределившая ценности, за ней пришла героиновая революция 90-х, а потом и консьюмеристская эволюция поколения 80+, полностью отрицающего что-либо, находящееся за пределами кормушки.
Итог этих процессов похож: и идеализм хиппи, и романтическое бунтарство детей перестройки сошли на нет. Рок-н-ролл умер окончательно. Фокус восприятия сменился. Сегодня в моде очень четкое целеполагание в социальной жизни, культ успешности, пропаганда социал-дарвинизма. На этом фоне слегка юродивый Сталкер превратился в сытого поклонника "промышленного туризма", исследующего брошенные заводы, готичные каменные карьеры или опустевшие деревни. У нынешнего сталкера осталась лишь одна черта, роднящая его с тем, что был описан классиками: он не знает, чего хочет и чего ищет. Как мятущаяся девица он пытается компенсировать жесткость нынешнего мира построением мира грез. И редко, очень редко в его глазах отражается крик того самого Сталкера: "Счастья для всех даром! Пусть никто не уйдет обиженным!". Но он быстро гаснет. Потому что завтра, в девять утра сталкер придет в офис и начнет ударными темпами наращивать объемы продаж.
(с) Макс Бодягин
Нагваль
С патологически брехливым перуанцем все довольно просто. Выросший в глухой перуанской провинции, будущий нагваль (маг) Карлос Цезарь Сальвадор Арана Кастанеда по приезде в столицу Перу поступил в местную академию изящных искусств, зарабатывал на жизнь азартными играми, ухаживал за девушками (довольно удачно) и уже тогда имел склонность плодить вокруг себя мифы. В дальнейшем он настолько развил эту способность, что из тех фактов, которые Кастанеда сообщал о себе, очень немногие выдержали проверку на реальность. Хотя как минимум один нестандартный поступок будущий проповедник пейотной магии по приезде в Америку совершил: к двадцати пяти годам он решился на стерилизацию и биологическим отцом его ребенка с Маргаритой Руниан стал их общий знакомый.
Сильно? А то! Нагваль интересуется галлюциногенами, усиленно создает имидж серьезного антрополога, зачитывается Гуссерлем, безуспешно преследует в Мексике нарко-гуру Тимоти Лири, который поднимает юношу на смех, в конце концов, бросает учебу и работает то таксистом, то кассиром в магазине женской одежды. Но. Его роман «Учение Дона Хуана: путь знания индейцев племени яки», вышедший в июне 1968-го, попал прямо в точку - наступало Психоделическое Лето, одна из наиболее ярких эпох ХХ века. И несмотря на то, что грибы, про которые писал Кастанеда, попросту не растут в пустыне Сонора, где происходит действие романа, а описанный способ их употребления вызвал насмешки авторитетнейшего антрополога того времени Роберта Гордона Уоссона, продажи росли как на дрожжах. Потом были игры в конспирологию, построение собственной секты под брендом "Тенсегрити" и... Собственный гарем. Ибо по странной случайности почти все ближайшие ученики мага были женщинами, которых он систематически стравливал между собой, получая садистское удовольствие от их сложных психологических игр и вспышек дикой ревности.
Когда в 98-м врачи поставили Кастанеде диагноз "рак", великий маг, следуя законам павианьего стада, заговорил о том, что все члены группы нагваля должны спрыгнуть со скалы и раствориться в бесконечности. После того как Кастанеда умер, четыре его ближайшие ученицы - Флоринда Доннер, Тайша Абеляр, Талия Бей и Кили Ландал - перестали отвечать на звонки. Через пять лет в пустыне, где Антониони снимал эпохальный "Забриски пойнт", нашли четыре обглоданных зверями тела и французскую пятифранковую монету с вмонтированным в нее лезвием, принадлежавшую одной из ближайших "учениц" Кастанеды.
Прогрессоры
Секта Стругацких сильна преданностью адептов и их (адептов) страстной убежденностью в том, что они вовсе даже нормальные люди и кумиров себе не творили. Просто Стругацкие для них - это все, примерно как Ленин для большевиков. Правда, адепты этого не замечают. И немудрено. С технической точки зрения тексты Стругацких созданы практически безупречно. Диалоги, легкий привкус психоделии, еле заметный намек на цинизм, но именно только намек.
Проблема в одном: Стругацкие - это подростковая литература. Сплав стиля молодежной исповедальности в духе журнала "Юность" с демонстративным преклонением перед КГБ ("прогрессорский" цикл), шестидесятническая брезгливость по отношению к власти плюс верность большевистским идеалам, густой бэкграунд западной фантастики, которую братья читали в подлиннике и которая не переводилась в СССР, - так получился идол советских итээров. И этот идол в одночасье развалился после перестройки, которая отправила книги Стругацких с интеллигентского Олимпа туда, где им и место - на полку с надписью "для детей и юношества". Ибо дело настоящей литературы не давать ответы, а заставлять читателя ставить их себе самому и самостоятельно же находить на них ответ.
Сталкеры
Парадоксально, но между самцом-нагвалем и любимцами мэнээсов есть много общего. Эту общность рождает контекст, в котором они творили образы Сталкеров. Кастанеда - ангел предхипповского времени, времени "духовной беременности", человек, воспаривший в тот момент, когда хиппи взлетели в наивысшую точку своего существования. Поздние Стругацкие (как и еще один со-творец Сталкера - Тарковский) творили в схожую эпоху, во время интенсивных поисков духовности, когда по Союзу прокатилась целая волна крещений, когда интеллигенция толпами искала старые иконы по деревням и ломилась в бурятские монастыри в поисках Шамбалы, когда слово "экстрасенс" стало одним из самых частых в вокабуляре продвинутого совка (помните Гурченко в "Любви и голубях"?). Результатом тех лет стало множество самодельных религий с самодельными координатными сетками. Слишком мало было качественной информации о внутренних человеческих мирах.
А потом время сдвинулось. В Америке "революция цветов" трансформировалась в "нарко-революцию", затихла, затухла и уступила напору яппи с их четкими целями. Брезгливо-ругательное выражение "goddamn hippie!" стало нарицательным и нашло свое отражение даже в устах толстяка Эрика Картмена, одного из героев культового мультсериала South Park. В России же случилась перестройка, переопределившая ценности, за ней пришла героиновая революция 90-х, а потом и консьюмеристская эволюция поколения 80+, полностью отрицающего что-либо, находящееся за пределами кормушки.
Итог этих процессов похож: и идеализм хиппи, и романтическое бунтарство детей перестройки сошли на нет. Рок-н-ролл умер окончательно. Фокус восприятия сменился. Сегодня в моде очень четкое целеполагание в социальной жизни, культ успешности, пропаганда социал-дарвинизма. На этом фоне слегка юродивый Сталкер превратился в сытого поклонника "промышленного туризма", исследующего брошенные заводы, готичные каменные карьеры или опустевшие деревни. У нынешнего сталкера осталась лишь одна черта, роднящая его с тем, что был описан классиками: он не знает, чего хочет и чего ищет. Как мятущаяся девица он пытается компенсировать жесткость нынешнего мира построением мира грез. И редко, очень редко в его глазах отражается крик того самого Сталкера: "Счастья для всех даром! Пусть никто не уйдет обиженным!". Но он быстро гаснет. Потому что завтра, в девять утра сталкер придет в офис и начнет ударными темпами наращивать объемы продаж.
(с) Макс Бодягин
Т
Терапевтыч
01:38, 05.07.2009
И редко, очень редко в его глазах отражается крик того самого Сталкера: "Счастья для всех даром! Пусть никто не уйдет обиженным!". Но он быстро гаснет. Потому что завтра, в девять утра сталкер придет в офис и начнет ударными темпами наращивать объемы
продаж.
Есть в их глазах крик того Сталкера.
На самом деле сколько б бабла у него не было на счете ,подсознательно он жаждет этого серьмяжного ,"без фифок",реального сталкинга.
Каждый знает чего хочет,но никогда не скажет.
Г
Горец из клана MC
02:06, 05.07.2009
мда... даже спорить неохота...
08:42, 05.07.2009
Сегодня в моде очень четкое целеполагание в социальной жизни, культ успешности, пропаганда социал-дарвинизма.
Текст, я думаю, даже еще в прошлом году был актуален.
Но, вероятно, уже не в этом.
Думаю, что и выдернутая мною из Бодягина цитата уже устарела, что-то уже не так, что?
L
L*
11:38, 05.07.2009
Имхо первый пост - пустышка. А цитируемый автор весь измучился от "нестерпимой бесцельности бытия". Рок-н-рол у него умер - понятно огорчение :-)
А Капитан становится похож на плохого попа... с чего бы?
А Капитан становится похож на плохого попа... с чего бы?
Л
Ливси
12:34, 05.07.2009
макс жжет :-) Если честно ничего не понял. Капитан, дайте свой коммент, плз )
Г
Горец из клана MC
13:03, 05.07.2009
становится похож на плохого попа
с попыткой раскрутки очередного гламурного обсиральника окружающего мира, а зачем, какая глубокая мысль зарыта...?
O
O la Vie
13:37, 05.07.2009
Не знаю почему, но что-то сильно напомнило Абрама Терца и его "Прогулки с Пушкиным". Даже по стилю...
Вота каковы мы: как сладко мифы "развенчать", над ними смачно поглумиться... Да и по личностям пройтись с высокомерной иронией и язвительностью, наградив их уничижающими эпитетами.
А вообще: что хотел автор? Чтоб народ челки друг другу и ему подрал?
Вота каковы мы: как сладко мифы "развенчать", над ними смачно поглумиться... Да и по личностям пройтись с высокомерной иронией и язвительностью, наградив их уничижающими эпитетами.
А вообще: что хотел автор? Чтоб народ челки друг другу и ему подрал?
14:58, 05.07.2009
Терми, по-моему, кризис только усилил моду на социал-дарвинизм.
Типа не до духовностей и высот духа сейчас, типа выживать срочно тяжко надо.
Мораль-то? Мораль у Макса всегда проста: он иронично относится ко всяким псевдо-путям. К "типа духовным" псевдо-путям - в особенности.
Мне текст был интересен тем, что объединить по этому признаку Кастанеду и Стругацких - для меня вполне свежая мысль.
Типа не до духовностей и высот духа сейчас, типа выживать срочно тяжко надо.
Мораль-то? Мораль у Макса всегда проста: он иронично относится ко всяким псевдо-путям. К "типа духовным" псевдо-путям - в особенности.
Мне текст был интересен тем, что объединить по этому признаку Кастанеду и Стругацких - для меня вполне свежая мысль.
Л
Ливси
15:49, 05.07.2009
боюсь (картинно, жеманно и сморкаясь), что Макс не имеет понятия что такое ирония ) Стиль в котором написан текст и как, собственно, мыслит автор по жизни -- негармоничный, напоминает старческое карканье, вызываемое желудочной изжогой. Максу, видимо, с похмельного просонья, пришло в голову,что
накануне он был розовым романтиком, когда под махито втирал провинциальным абитуриенткам про Кастанеду и Стругацких. С приступом ли головной боли или желудочных позывов он решил, что впредь будет "чертовски сильным" (Гашек, ПБСШ), что и стало своеобразным "аминь" его воспоминаниям.
Л
Ливси
16:30, 05.07.2009
мне кажется, не понял не только Ливси :-)
Ибо, в одной статье критиковать философов-современников (чоуж), презирать себя за юношеский романтизм, и проповедовать естественный отбор можно лишь находясь в межсознательном состоянии
Ибо, в одной статье критиковать философов-современников (чоуж), презирать себя за юношеский романтизм, и проповедовать естественный отбор можно лишь находясь в межсознательном состоянии
16:35, 05.07.2009
критиковать философов-современников
Это кого?
проповедовать естественный отбор
Это где?
16:43, 05.07.2009
Не увидел в этом тексте ни в одном месте утверждения, что всё плохо. Тем более, вообще.
Может, в головах некоторых всё плохо?
Может, в головах некоторых всё плохо?
Э
Эрц
17:12, 05.07.2009
Стругацкие, Кастанеда... главного сталкера, выигравшего социал-дарвинистскую гонку, забыли.
Или Хаббард, за сталкера не сканает? Романьтизму не хватает?
Или Хаббард, за сталкера не сканает? Романьтизму не хватает?
Л
Ливси
17:12, 05.07.2009
Это кого?
Кастанеда, Стругацкие
Это где?
дарвинизм
что еще пояснить из тредстарта?
17:19, 05.07.2009
Или Хаббард, за сталкера не сканает? Романьтизму не хватает?
Да, Хаббард это сугубая коммерция без розового флёру.
Кастанеда, Стругацкие
Это философы-современники?????
дарвинизм
что еще пояснить из тредстарта?
что еще пояснить из тредстарта?
Где он проповедуется автором. Конкретные фразы.
Г
Грешник
17:29, 05.07.2009
Для меня Пикник на обочине-это хороший авантюрный роман, который сами же Стругацкие вместе с Тарковским превратили в занудно-пугающую философскую лабуду, для изображения которой хватило бы любого места действия, необязательно той же Зоны.
Не увидел в этом тексте ни в одном месте утверждения, что всё плохо. Тем более, вообще.
Если Вы найдете в моем тексте что то про утверждения, то может я прозрею. Если нет, то Вы уж...ну хотя б.... очки то протрите.
Раз не видите очевидного
(если не видите там брюзжание нарциссического зануды)
Может, в головах некоторых всё плохо?
Не всё плохо, но бывают огрехи. И я даже знаю, у кого
Г
Горец из клана MC
17:34, 05.07.2009
сами же Стругацкие вместе с Тарковским превратили в занудно-пугающую философскую лабуду
несколько наоборот, Стругацкие, поддавшись авторитету и обаянию величия гения, пошли на поводу этого гения, а он их аккуратно изнасиловал... несколько десятков переделок сценария и дали этот шедевр тарковской философии
АБС - не сценаристы, не их удел кино
[Сообщение изменено пользователем 05.07.2009 17:36]
17:40, 05.07.2009
Для меня Пикник на обочине-это хороший авантюрный роман, который сами же Стругацкие вместе с Тарковским превратили в занудно-пугающую философскую лабуду, для изображения которой хватило бы любого места действия, необязательно той же Зоны.
Ага, примерно так.
Портят всё моралистичностью, а герои превращаются в марионеток, дёргаемых идеями-нитями.
Если Вы найдете в моем тексте что то про утверждения, то может я прозрею
Всё плохо у Бодягина.
И он стремится ВСЕМ показать, что это так вообще.
И он стремится ВСЕМ показать, что это так вообще.
АБС - не сценаристы, не их удел кино
Экранизированы, по-моему, чуть ли не больше, чем любые иные советские фантасты.
Л
Ливси
17:42, 05.07.2009
Это философы-современники?????
вас коробит, что я их считаю философами или современниками?
Где он проповедуется автором. Конкретные фразы.
да вот же, автор итожит свой текст
Сегодня в моде очень четкое целеполагание в социальной жизни, культ успешности, пропаганда социал-дарвинизма.
c
crataegus
17:49, 05.07.2009
Проблема в одном: Стругацкие - это подростковая литература.
И этот идол в одночасье развалился после перестройки, которая отправила книги Стругацких с интеллигентского Олимпа
туда, где им и место - на полку с надписью "для детей и юношества".
вот оно, это определение Стругацким, которое я никак не могла сформулировать.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.