Snova p'yut zdes' , derutsya i plachut...
" Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть
Проклинают свои неудачи
Вспоминают московскую Русь...."
Под гармоники желтую грусть
Проклинают свои неудачи
Вспоминают московскую Русь...."
Кто этот дивный великан,
Одеян светлою бронею,
Чело покойно, стройный стан
И весь сияет красотою?
Одеян светлою бронею,
Чело покойно, стройный стан
И весь сияет красотою?
В час есенинский и синий -
я повешусь
на осине...
Не Иуда,
не предатель, -
на осине,
в Ленинграде,
под окном у Комитета...
Что мне сделают
за это?!
(с)
я повешусь
на осине...
Не Иуда,
не предатель, -
на осине,
в Ленинграде,
под окном у Комитета...
Что мне сделают
за это?!
(с)
Э
Эл Гордон
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
(с)
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
(с)
По углам заснули мухи,
Жадно жрут их пауки;
Чинят кислые старухи
Пропотевшие носки;
Головой тряся плешивой,
Одноглазая в очках
Поднимает спор крикливый
О тринадцати рублях.
Говорит, как ведьма злая:
"Всякий воровать горазд!"
Ей в ответ твердит другая,
Что ни чорта не отдаст
/Черный плат надет на стерве;
Весь в морщинах, рот обвис;
То ли сопли, то ли черви
По морщинам полились.../.
... Мальчик спит под образами;
Ничего не знает он,
И закрытыми глазами
Точно в книгу смотрит в сон.
... Одноглазые злодейки
Будто штопают носки,
А в углах - четыре змейки
Засыпают от тоски,
А снаружи - холод лютый,
И проходят стороной
Полулюди, полуспруты,
Все ломая за собой...
... Пожалели б хоть младенца,
Не кричите: он ведь спит! -
Так, сморкаясь в полотенце,
Пелагея говорит.
И, к перстам прижатым пальцем
Перекрещивает плоть...
"Всем нам, грешникам-страдальцам,
Двери в рай открой, Господь!"
... Полотер огромной ложкой
Набивает рот пшеном,
И компания с гармошкой
Веселится под окном,
И на души всем страдальцам
Горько капает уют,
И дрожит под одеяльцем
Полумальчик-полуспрут.
(с) Москва, 7/1-1941.
Однако ... Жизнерадостным человеком был Алекс Вольпин.
Жадно жрут их пауки;
Чинят кислые старухи
Пропотевшие носки;
Головой тряся плешивой,
Одноглазая в очках
Поднимает спор крикливый
О тринадцати рублях.
Говорит, как ведьма злая:
"Всякий воровать горазд!"
Ей в ответ твердит другая,
Что ни чорта не отдаст
/Черный плат надет на стерве;
Весь в морщинах, рот обвис;
То ли сопли, то ли черви
По морщинам полились.../.
... Мальчик спит под образами;
Ничего не знает он,
И закрытыми глазами
Точно в книгу смотрит в сон.
... Одноглазые злодейки
Будто штопают носки,
А в углах - четыре змейки
Засыпают от тоски,
А снаружи - холод лютый,
И проходят стороной
Полулюди, полуспруты,
Все ломая за собой...
... Пожалели б хоть младенца,
Не кричите: он ведь спит! -
Так, сморкаясь в полотенце,
Пелагея говорит.
И, к перстам прижатым пальцем
Перекрещивает плоть...
"Всем нам, грешникам-страдальцам,
Двери в рай открой, Господь!"
... Полотер огромной ложкой
Набивает рот пшеном,
И компания с гармошкой
Веселится под окном,
И на души всем страдальцам
Горько капает уют,
И дрожит под одеяльцем
Полумальчик-полуспрут.
(с) Москва, 7/1-1941.
Однако ... Жизнерадостным человеком был Алекс Вольпин.
К чему любить,
К чему страдать, Ведь все пути ведут в кровать,
Не лучше ль сразу,
Вашу мать,
С кровати все и начинать.
К чему страдать, Ведь все пути ведут в кровать,
Не лучше ль сразу,
Вашу мать,
С кровати все и начинать.
В целом люди прекрасны.
Одеты по моде.
Основная их масса живет на свободе.
Поработают
И отправляются к морю.
Только мы нарушаем гармонию.
Потому что содержимся в лагерях.
Одеянием напоминаем нерях.
Мысли спутаны, воспоминания смутны.
Смотрим в небо,
Когда появляется спутник.
Смотрим в даль,
Если в поле коровы на выпасе.
Твердо знаем одно:
Что в итоге
Нас выпустят.
Ведь никто, никогда, не издаст запрещения
Возвращаться на волю из мест заключения.
Лишь отпустят,
Мы сразу приступим к работе.
/Заключенные толк понимают в свободе/.
Лично я
Буду строить дороги железные.
Жизнь,
Свободен когда,
Иногда можно сделать полезной.
Владимир Уфлянд
(с) 1958
Одеты по моде.
Основная их масса живет на свободе.
Поработают
И отправляются к морю.
Только мы нарушаем гармонию.
Потому что содержимся в лагерях.
Одеянием напоминаем нерях.
Мысли спутаны, воспоминания смутны.
Смотрим в небо,
Когда появляется спутник.
Смотрим в даль,
Если в поле коровы на выпасе.
Твердо знаем одно:
Что в итоге
Нас выпустят.
Ведь никто, никогда, не издаст запрещения
Возвращаться на волю из мест заключения.
Лишь отпустят,
Мы сразу приступим к работе.
/Заключенные толк понимают в свободе/.
Лично я
Буду строить дороги железные.
Жизнь,
Свободен когда,
Иногда можно сделать полезной.
Владимир Уфлянд
(с) 1958
Квартира тиха как бумага-
Пустая, без всяких затей,-
И слышно как булькает влага
По трубам внутри батарей.
.......................................
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю,
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.
(с) 1935
Тоже достали Осипа Эмильевича...
Пустая, без всяких затей,-
И слышно как булькает влага
По трубам внутри батарей.
.......................................
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю,
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.
(с) 1935
Тоже достали Осипа Эмильевича...
- Почему у вас улыбки мумий,
А глаза как мёртвый водоём.
- Пепельные кондоры раздумий
Поселились в городе моем.
- Почему бы не скрипеть воротам.
- Некому их тронуть, выходя:
Золотые метлы пулемётов
Подмели народ на площадях.
(с) начало 50-х
Роальд Мандельштам
Нам было пресно - петь псалмы на воле
И лить елей, порядку не вредя, -
И стыдно жить, гнилой урок твердя
В наш гнусный век о прежнем произволе.
И мы смеялись, как мальчишки в школе, -
А славящим всемирного вождя
Мы вторили, забавным находя:
- Хвала, хвала великому Лойоле!
... И вот мы доигрались: мы в тюрьме...
Крепки ли мы? Что нам грозит? В уме
Мелькают безнадежные догадки...
... Мы запирались в солнечные дни
Для самой беспокойной болтовни...
... Какая глупость - фронда без рогатки!
Ленинград,
Тюрьма №2 /Псих. больница/.
7/ХI-1949
(с) Алекс Вольпин
Вот они благодатные сталинские времена глазами современников ...
А глаза как мёртвый водоём.
- Пепельные кондоры раздумий
Поселились в городе моем.
- Почему бы не скрипеть воротам.
- Некому их тронуть, выходя:
Золотые метлы пулемётов
Подмели народ на площадях.
(с) начало 50-х
Роальд Мандельштам
Нам было пресно - петь псалмы на воле
И лить елей, порядку не вредя, -
И стыдно жить, гнилой урок твердя
В наш гнусный век о прежнем произволе.
И мы смеялись, как мальчишки в школе, -
А славящим всемирного вождя
Мы вторили, забавным находя:
- Хвала, хвала великому Лойоле!
... И вот мы доигрались: мы в тюрьме...
Крепки ли мы? Что нам грозит? В уме
Мелькают безнадежные догадки...
... Мы запирались в солнечные дни
Для самой беспокойной болтовни...
... Какая глупость - фронда без рогатки!
Ленинград,
Тюрьма №2 /Псих. больница/.
7/ХI-1949
(с) Алекс Вольпин
Вот они благодатные сталинские времена глазами современников ...
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт
Э
Эл Гордон
Край любимый! Сердцу снится
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле,
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть
(с)
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле,
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть
(с)
Вот ещё одно жизнерадостное и жизнеутверждающее произведение Алекса Вольпина:
Лежит неубранный солдат
В канаве у дороги,
Как деревянные торчат
Его босые ноги.
Лежит, как вымокшая жердь,
Он в луже лиловатой...
... Во что вы превратили смерть,
Жестокие солдаты!
... Стремглав за тридевять земель
Толпой несутся кони;
Но и за тридцать верст отсель
Коней мутит от вони,
Гниет под мертвыми земля,
Сырые камни алы,
И всех не сложат в штабеля
Иных съедят шакалы...
... Я вспомнил светлый детский страх.
В тиши лампады меркли.
Лежала девочка в цветах
Среди высокой церкви...
И все стояли у крыльца
И ждали отпеванья, -
А я смотрел как у лица
Менялись очертанья,
Как будто сердце умерло,
А ткань еще боролась...
И терпеливо и тепло
Запел протяжный голос,
И тихо в ней светила смерть,
Как темный блеск агата...
... В гнилой воде лежит как жердь
Разутый труп солдата...
(с) 20/1-1945
Лежит неубранный солдат
В канаве у дороги,
Как деревянные торчат
Его босые ноги.
Лежит, как вымокшая жердь,
Он в луже лиловатой...
... Во что вы превратили смерть,
Жестокие солдаты!
... Стремглав за тридевять земель
Толпой несутся кони;
Но и за тридцать верст отсель
Коней мутит от вони,
Гниет под мертвыми земля,
Сырые камни алы,
И всех не сложат в штабеля
Иных съедят шакалы...
... Я вспомнил светлый детский страх.
В тиши лампады меркли.
Лежала девочка в цветах
Среди высокой церкви...
И все стояли у крыльца
И ждали отпеванья, -
А я смотрел как у лица
Менялись очертанья,
Как будто сердце умерло,
А ткань еще боролась...
И терпеливо и тепло
Запел протяжный голос,
И тихо в ней светила смерть,
Как темный блеск агата...
... В гнилой воде лежит как жердь
Разутый труп солдата...
(с) 20/1-1945
Переплавил не в золото - в никель
Рыжий алхимик снега.
На небе, как в Голубиной книге,
Еврейская грамота березняка.
Равнины черны как раввины,
Заполнены реки щепой от весла,
В совиных глазницах овинов
Как мышь зашуршала весна.
Михаил Ерёмин
(с) 1957
Рыжий алхимик снега.
На небе, как в Голубиной книге,
Еврейская грамота березняка.
Равнины черны как раввины,
Заполнены реки щепой от весла,
В совиных глазницах овинов
Как мышь зашуршала весна.
Михаил Ерёмин
(с) 1957
А Вольпин-то, оказывается, не "был", а "есть". Поторопился я с прошедшим временем.
"ВОЛЬПИН Александр Сергеевич
Родился 12 мая 1924 г. в Ленинграде. Сын Сергея Есенина и поэтессы и переводчицы Надежды Давыдовны Вольпин (1900—1998).
Известный правозащитник. Крупный ученый-математик.
В 1949 г. защитил кандидатскую диссертацию по математической логике. В том же году арестован за "антисоветские стихи" и направлен на принудительное психиатрическое лечение. С осени 1950 г. — ссылка в Караганде. В середине 50-х, после возвращения из ссылки, начинает правозащитную деятельность, прерываемую время от времени новыми арестами и отправками в тюремные психушки. А.Есенин-Вольпин — один из создателей (вместе с Чалидзе и Сахаровым) Комитета прав человека. Автор самиздатского руководства "Как вести себя на допросах" (САМ, с.242-246). В 1972 г. эмигрирует в США, где живет и по сей день, занимаясь математикой и философией.
Стихи публиковал только под фамилией Вольпин: "...как поэт, я существую только под этой фамилией" (письмо К.К.Кузьминскому от 27 марта 1979 г. — АГЛ-1, с.103-104)."
"ВОЛЬПИН Александр Сергеевич
Родился 12 мая 1924 г. в Ленинграде. Сын Сергея Есенина и поэтессы и переводчицы Надежды Давыдовны Вольпин (1900—1998).
Известный правозащитник. Крупный ученый-математик.
В 1949 г. защитил кандидатскую диссертацию по математической логике. В том же году арестован за "антисоветские стихи" и направлен на принудительное психиатрическое лечение. С осени 1950 г. — ссылка в Караганде. В середине 50-х, после возвращения из ссылки, начинает правозащитную деятельность, прерываемую время от времени новыми арестами и отправками в тюремные психушки. А.Есенин-Вольпин — один из создателей (вместе с Чалидзе и Сахаровым) Комитета прав человека. Автор самиздатского руководства "Как вести себя на допросах" (САМ, с.242-246). В 1972 г. эмигрирует в США, где живет и по сей день, занимаясь математикой и философией.
Стихи публиковал только под фамилией Вольпин: "...как поэт, я существую только под этой фамилией" (письмо К.К.Кузьминскому от 27 марта 1979 г. — АГЛ-1, с.103-104)."
ПОСЛЕ СИМФОНИЧЕСКОГО КОНЦЕРТА
Я вылеплен не из такого теста,
чтоб понимать мелодию без текста.
Почем узнаю без канвы словесной я:
враждебная она
или советская?
А песню я люблю.
Текст и мелодию.
Она ведь тоже элемент понятья "Родина",
как дом, дорога, солнца жар.
И в музыке она главнейший жанр.
Знай я хотя бы две хороших песни,
певцом бы сделался уже сегодня я.
Но это неосуществимо,
если
стараются писать одни симфонии.
Владимир Уфлянд
(с) 1959
Я вылеплен не из такого теста,
чтоб понимать мелодию без текста.
Почем узнаю без канвы словесной я:
враждебная она
или советская?
А песню я люблю.
Текст и мелодию.
Она ведь тоже элемент понятья "Родина",
как дом, дорога, солнца жар.
И в музыке она главнейший жанр.
Знай я хотя бы две хороших песни,
певцом бы сделался уже сегодня я.
Но это неосуществимо,
если
стараются писать одни симфонии.
Владимир Уфлянд
(с) 1959
Совсем какая-то невесёлая картина альтернативной российской поэзии складывается.
Все ждут смерти,
В ожиданье
Деют всякие деянья.
Этот в лавочке торгует,
Этот крадучись ворует,
Этот водку пьет в пивной,
Этот любит мордобой.
Словно маленькие дети
Голубей гоняют эти.
Вот контора - цифры, счеты,
Масса всяческой работы.
Смерть без дела скушно ждать,
Надо ж время коротать.
Евгений Кропивницкий
(с) ? - предположительно 40-е - 50-е гг
Все ждут смерти,
В ожиданье
Деют всякие деянья.
Этот в лавочке торгует,
Этот крадучись ворует,
Этот водку пьет в пивной,
Этот любит мордобой.
Словно маленькие дети
Голубей гоняют эти.
Вот контора - цифры, счеты,
Масса всяческой работы.
Смерть без дела скушно ждать,
Надо ж время коротать.
Евгений Кропивницкий
(с) ? - предположительно 40-е - 50-е гг
Вот придет война большая,
Заберемся мы в подвал.
Тишину с душой мешая
Ляжем на пол, наповал.
Мне, безрукому, остаться
С пацанами суждено,
И под бомбами шататься
Мне на хронику в кино.
Как чаинки вьются годы,
Смерть поднимется со дна,
Ты, как я, - дитя природы
И прекрасен как она,
Рослый тополь в чистом поле,
Что ты знаешь о войне?
Нашей общей кровью полит
Я порубан на земле.
И меня во чистом поле
Поцелует пуля в лоб,
Ветер грех ее замолит,
Отпоет воздушный поп.
Сева, Сева, милый Сева,
Сиволапая свинья...
Трупы справа, трупы слева
Сверху ворон, сбоку - я.
Алик Ривкин
(с) ? предположительно 1939-1941
Заберемся мы в подвал.
Тишину с душой мешая
Ляжем на пол, наповал.
Мне, безрукому, остаться
С пацанами суждено,
И под бомбами шататься
Мне на хронику в кино.
Как чаинки вьются годы,
Смерть поднимется со дна,
Ты, как я, - дитя природы
И прекрасен как она,
Рослый тополь в чистом поле,
Что ты знаешь о войне?
Нашей общей кровью полит
Я порубан на земле.
И меня во чистом поле
Поцелует пуля в лоб,
Ветер грех ее замолит,
Отпоет воздушный поп.
Сева, Сева, милый Сева,
Сиволапая свинья...
Трупы справа, трупы слева
Сверху ворон, сбоку - я.
Алик Ривкин
(с) ? предположительно 1939-1941
Для ув. Рэбе - продолжение подборки альтернативной поэзии советских времён.
Сколько водки выпито,
Сколько стекол выбито,
Сколько средств закошено,
Сколько женщин брошено!
Где-то финки звякали,
Где-то дети плакали...
Эх, сивуха сивая,
Жизнь была... красивая!
Николай Рубцов
(с) ?
Да ... Каждый второй хотел быть Есениным.
Сколько водки выпито,
Сколько стекол выбито,
Сколько средств закошено,
Сколько женщин брошено!
Где-то финки звякали,
Где-то дети плакали...
Эх, сивуха сивая,
Жизнь была... красивая!
Николай Рубцов
(с) ?
Да ... Каждый второй хотел быть Есениным.
Уважаемый Дон, спасибо за миниантологию.
Все это талантливо, но как-то грустно по-черному.
В стихах Есенина тоже много грусти, но это красивая и почти не политизированная грусть.
Всегда считал, что у Есенина был один сын, большой знаток футбольной статистики ....
Все это талантливо, но как-то грустно по-черному.
В стихах Есенина тоже много грусти, но это красивая и почти не политизированная грусть.
Всегда считал, что у Есенина был один сын, большой знаток футбольной статистики ....
Так и жизнь была невесёлой, ув. Рэбе. Беспросветной и давящей была - откуда же взяться другим стихам.
Что же касается подборки, то не удержусь и поделюсь радостью: мне наконец-то удалось достать монументальный труд Константина Кузьминского "Антология новейшей русской поэзии. У голубой лагуны". Пять толстенных томов уникального материала - альтернативная неофициальная поэзия 40-х - 70-х годов.
Что же касается подборки, то не удержусь и поделюсь радостью: мне наконец-то удалось достать монументальный труд Константина Кузьминского "Антология новейшей русской поэзии. У голубой лагуны". Пять толстенных томов уникального материала - альтернативная неофициальная поэзия 40-х - 70-х годов.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.