Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском

Нынешняя станция Таватуй до 1904 года называлась ст. Тарасково, до 1907 года - ст. Билимбай.

В Путеводителе по Уралу (см. http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=156&i=9347&... ) есть следующие моменты:

Шайтанский завод лежит в 44 в. от Екатеринбурга, на зап. склоне Урала, на небольшой р. Шайтанке, притоке Чусовой. Проехать в завод можно и со станции Билимбай Перм. ж.д. (2-я ст. от Екатеринбурга), которая соединена с Ш. заводом узкоколейной веткой в 23 в.


Билимбаевский завод находится в 10 в. от Шайтанска, в 55 в. от Екатеринбурга по тракту и в 27 в. от ст. Билимбай перм. ж.д., которая соединена с Шайтанским заводом узкоколейной веткой.


Кто-нибудь может прокомментировать это? Какова была трассировка этой ветки? У меня нет идей.
4 / 0
Теоретик
Если верить километровому атласу - там до сих пор идет прямая дорога. Вряд ли она появилась просто так.
1 / 0
Старый Б.З.Дун
Шайтанский завод в первой цитате => старотрубный в Первике на р.Шайтанка и 2 прудах по ней.
Билимбаевский завод (Строгановский) во 2-й цитате => он и есть Билимбаевский завод .
Т.к. ж/д проходит южнее Чусовой в Билимбурге, очевидно что первая часть УЖД шла от станции на Север через нынешний автомост или где-то рядом до Бил.завода. Оттуда она шла примерно вдоль старого Сиб.тракта, участок которого ныне соед Билимбай мимо Птичника с плотиной Нижнего пруда Первика.
Таватуй тут как бы не при чём. :-)

Фотография из Фотогалереи на E1.ru

Кстати на карте 1903 есть ст.Билимбай (там где Таватуй) но никакой УЖД там не отмечено:

Фотография из Фотогалереи на E1.ru


[Сообщение изменено пользователем 28.12.2009 18:44]
2 / 0
Теоретик
По книге:
От Шайтанского завода до Билимбаевского завода 10 верст (сходится).
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)

Хотя и в книге могли напутать запросто.

[Сообщение изменено пользователем 28.12.2009 19:45]
2 / 1
pbagdonas
От пользователя Теоретик
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)

Теперешняя ст.Билимбай и тогдашняя - это две разные станции, находящиеся на двух разных ветках: теперешняя - на ветке Пермь-Шаля-Е-бург, тогдашняя - на ветке Гороблагодатская -Н.Тагил - Е-бург (там, где теперь Таватуй, видимо). В те времена ветки через Шалю попросту не существовало.
3 / 0
В районе 70 годов от ст. Таватуй на ю/з шла заброшенная узкоколейка.Но это вроде как уже советских времён УЖД, хотя и очень старая...Через пару км на ней был заброшенный посёлочек Смородинка-подсобное хозяйство Золотопродснаба. Почта,магазин,детсад, улочка из 15 домиков в горку-всё целёхонькое,даже дрова во дворах, и всё открыто!,..Крохотный прудочек под обрывом.. а всё -про всё дед-сторож,очень гостеприимный мужичёк.. Мы там 1970 Новый год встречали всем турклубом КВАНТ Абсолютно все дома и даже бани заняты были-народ из Тагила и Свердловска и всех окрестностей был :-)
13 / 0
IAGSoft
От пользователя Теоретик
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)

От пользователя IAGSoft
Нынешняя станция Таватуй до 1904 года называлась ст. Тарасково, до 1907 года - ст. Билимбай.



От пользователя pbagdonas
В те времена ветки через Шалю попросту не существовало.

Да. Линия Пермь - Кунгур - Екатеринбург открыта в 1909 году.



От пользователя SVAGA
В районе 70 годов от ст. Таватуй на ю/з шла заброшенная узкоколейка.Но это вроде как уже советских времён УЖД, хотя и очень старая...Через пару км на ней был заброшенный посёлочек Смородинка-подсобное хозяйство Золотопродснаба.
На моих картах грунтовая дорога от Таватуя через ур.Смородиновый/Смородиновое (на разных картах по разному) идёт в Починок. Хотя какое-то ответвление на юг виднеется, но уж больно изгибистое и пунктирное. Нужно будет попробовать там летом пошукать. У меня надежда обнаружить остатки мостов - ручьёв там много...

Свага, а есть какая-то информация о предназначении этой (Таватуй - Смородиновое) узкоколейки? Чуть южнее, в Аяти, полно торфовозных, а здесь для чего?

[Сообщение изменено пользователем 28.12.2009 23:54]

[Сообщение изменено пользователем 29.12.2009 01:47]
0
IAGSoft
Смежная тема на форуме Безе:
http://forum.po-miry.ru/index.php?showtopic=100
0
Теоретик
От пользователя IAGSoft
Нужно будет попробовать там летом пошукать.


Будете шукать - отметьтесь и здесь, тоже интересно :-)
0
Старый Б.З.Дун
ОК, убедили, поправляюсь.
Согласен, что могла быть такая УЖД от Таватуя.
Её возможное предназначение - перевозка продукции железоделательных заводов для перегрузки на Горнозаводскую ЖД (т.к.в период межени Чусовая не годилась для сплава барок)
На 500-метровке чётко видна грунтовка через Смородиновый на Юг:

Фотография из Фотогалереи на E1.ru
0
Старый Б.З.Дун
Но если это дорога по линии бывшего полотна, тогда там должна сохраниться нехилая насыпь - такие горы как показаны на карте -это нетарированные подъемы, абсолютно непроходимые для паровозной техники. Если же это просто грунтовка а не УЖД, насыпи скорее всего нет - Уралы залезут в гору и без неё. :cool:
0
RavenJ (ворон-одиночка)
От пользователя SVAGA
Через пару км на ней был заброшенный посёлочек Смородинка

Примерно в том районе мне попались останки фундаментов. Теперь понятно, что это такое было. Ходил 2 года назад.
1 / 0
IAGSoft
От пользователя -OVM-
Её возможное предназначение - перевозка продукции железоделательных заводов для перегрузки на Горнозаводскую ЖД (т.к.в период межени Чусовая не годилась для сплава барок)

С этим вопросов нет, это очевидно.
Вот "советская" УЖД на Смородинку для чего была? (Кстати, она вполне могла проходить (частично?) по насыпям УЖД Билимбай (Таватуй) - Шайтанский завод.

От пользователя -OVM-
На 500-метровке чётко видна грунтовка
через Смородиновый на Юг:
На других картах она не такая чёткая. И рельеф пересекает довольно смело, хотя для узкоколейки нормы не такие жесткие.
1 / 0
От пользователя IAGSoft
И рельеф пересекает довольно смело, хотя для узкоколейки нормы не такие жесткие
На территори области в войну и после несколько лет действовали в леспромхозах несколько необычных узкоколеек -на конной откатке и даже на рабочей силе. Работало местное население,пленные и т. наз. Трудармия-ссыльнопереселенцы,в основном приволжские этничесие немцы. На примитивных тележках откатывались по несколько стволов-рельеф при этом особенно не принимался в расчёт.Как вершина технической мысли,иногда после войны в качестве локомотива использовался трактор-"сотка" без гусениц. (сам такое видел!) И уж совсем экзотическая УЖД-на деревянных рельсах и конной тяге существовала в районе нынешней ст. Крутиха. Такие забавные там сохранились дорожки в лесу -о три колеи... И кладбище там в лесу с католическими крестами с тех пор...
8 / 0
IAGSoft
Понятно, что в войну было очень тяжело и сложно.

Дорога же ст.Таватуй - Первоуральск скорее всего действовала до 1909 года, после пуска линии Пермь - Кунгур - Екатеринбург, которая прошла как рядом с Билимбаевским, так и с Шайтанским заводом, она должна была потерять своё значение. Т.е. дорога действовала во вполне мирное время.

Свага, из Смородинки, что возили, не подскажите? Золотишко?
0
Есть крупный специалист по истории Билимбая и Первоуральска - историк Нина Валентиновна Акифьева. Живёт в Первоуральске, работает на кафедре истории России УГТУУПИ.
Если с ней встретитесь - поделитесь информацией
1 / 0
От пользователя IAGSoft
из Смородинки, что возили, не подскажЕте? Золотишко?
Это было просто подсобное хозяйство золотодобывающей частной артели-временный посёлочек.Сама артель работала в районе д.Тарасково.Им выделяли землю под такие хозяйсва в стороне от населённых пунктов-чтоб не смущали местное население,ибо их доход в разы отличался от аборигенов....
3 / 0
Genesis
Лыжня на подходах к Таватую как раз по прямой такой насыпи идет. Возможно она и осталась от УЖД.
0
IAGSoft
От пользователя безе
Нина Валентиновна Акифьева
Спасибо! Попробую с ней связаться.

От пользователя SVAGA
подсобное хозяйство золотодобывающей частной артели-временный посёлочек
И к временному посёлочку - узкоколейка!? Вы правы, жирно жили. А до Починка колея доходила, не знаете?
0
От пользователя IAGSoft
до Починка колея доходила, не знаете?
Там узкоколейки со стороны Новой Трёки были-лесозаготвителей.
1 / 0
От пользователя Genesis

Это вроде водовод, а не насыпь для узкоколейки
0
ТАРАКАН
Между ст. Таватуй и речкой Большой Чёрной есть три велопроезжаемых дороги. Первая - классическая (северная), по которой мы со стороны НУ ездим к Кырманским и Кобыльей голове - проезжаема на авто. Чуть южнее - остатки узкоколлейки. Я там ездил, есть трек, местами остались шпалы. Вблизи реки насыпь уходит на северо-запад, пересекает первую дорогу, идёт вдоль реки.

Из достоверных источников знаю фрагменты истории Смородинового, и подтверждаю информацию, что в 70х годах было подсобное хозяйство. Ранее там был лесозаготовительный пункт. Еще раньше, до революции - был посёлок небольшой. Причём этот поселок был до того, как появилась ст. Таватуй.

Сейчас в Смородиновом пусто- поля и остатки фундаментов. Место красивейшее, чувствуется, что раньше была деревенька. Из Починка до Таватуя через Смородиновый ездили неоднократно, могу дать треки, как лучше проехать
1 / 0
ТАРАКАН
кста:

http://www.tavatuy.ru/geografiya/o-naselennykh-pun...

Ещё по теме - мостов на траектории узкоколлейки нет. В Починок она не шла - рельеф не тот, а насыпь обрывается на левом берегу Бол.Чёрной, в ур. Смородиновый не заходит.


Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Исходная картинка доступна в альбомах. Треки в окрестностях Смородинового. Средняя дорога от Смородинового до Таватуя, почти совпадающая с грунтовкой на карте - это и есть узкоколлейка. Хотя есть мнение, что это - деревянный водовод (акведук).

Да, если вернуться к исходному вопросу о узкоколлейке м/у Первоуральском и ст. Таватуй. Не знаю насчёт узкоколлейки, а дорожка такая есть (на карте выше в Смородиновом она ответвляется на юго-запад). Мы со Старокотом по ней ездили. Местами дорога подозрительно прямая, но уклон слишком сильный для узкоколлейки. Выходит она в совхозе №2 (на картах так обозначено).

[Сообщение изменено пользователем 30.12.2009 19:29]
0
IAGSoft
Спасибо. Интересно. И ссылочка интересная.
0
Танаис
А водовод откуда,простите... :-(
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.