Узкоколейка между ст. Таватуй и Первоуральском
I
IAGSoft
Нынешняя станция Таватуй до 1904 года называлась ст. Тарасково, до 1907 года - ст. Билимбай.
В Путеводителе по Уралу (см. http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=156&i=9347&... ) есть следующие моменты:
Кто-нибудь может прокомментировать это? Какова была трассировка этой ветки? У меня нет идей.
В Путеводителе по Уралу (см. http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=156&i=9347&... ) есть следующие моменты:
Шайтанский завод лежит в 44 в. от Екатеринбурга, на зап. склоне Урала, на небольшой р. Шайтанке, притоке
Чусовой. Проехать в завод можно и со станции Билимбай Перм. ж.д. (2-я ст. от Екатеринбурга), которая соединена с Ш. заводом узкоколейной веткой в 23 в.
Билимбаевский завод находится в 10 в. от Шайтанска, в 55 в. от Екатеринбурга по тракту и в 27 в. от ст. Билимбай перм.
ж.д., которая соединена с Шайтанским заводом узкоколейной веткой.
Кто-нибудь может прокомментировать это? Какова была трассировка этой ветки? У меня нет идей.
Т
Теоретик
Если верить километровому атласу - там до сих пор идет прямая дорога. Вряд ли она появилась просто так.
С
Старый Б.З.Дун
Шайтанский завод в первой цитате => старотрубный в Первике на р.Шайтанка и 2 прудах по ней.
Билимбаевский завод (Строгановский) во 2-й цитате => он и есть Билимбаевский завод .
Т.к. ж/д проходит южнее Чусовой в Билимбурге, очевидно что первая часть УЖД шла от станции на Север через нынешний автомост или где-то рядом до Бил.завода. Оттуда она шла примерно вдоль старого Сиб.тракта, участок которого ныне соед Билимбай мимо Птичника с плотиной Нижнего пруда Первика.
Таватуй тут как бы не при чём.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Кстати на карте 1903 есть ст.Билимбай (там где Таватуй) но никакой УЖД там не отмечено:
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
[Сообщение изменено пользователем 28.12.2009 18:44]
Билимбаевский завод (Строгановский) во 2-й цитате => он и есть Билимбаевский завод .
Т.к. ж/д проходит южнее Чусовой в Билимбурге, очевидно что первая часть УЖД шла от станции на Север через нынешний автомост или где-то рядом до Бил.завода. Оттуда она шла примерно вдоль старого Сиб.тракта, участок которого ныне соед Билимбай мимо Птичника с плотиной Нижнего пруда Первика.
Таватуй тут как бы не при чём.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Кстати на карте 1903 есть ст.Билимбай (там где Таватуй) но никакой УЖД там не отмечено:
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
[Сообщение изменено пользователем 28.12.2009 18:44]
Т
Теоретик
По книге:
От Шайтанского завода до Билимбаевского завода 10 верст (сходится).
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)
Хотя и в книге могли напутать запросто.
[Сообщение изменено пользователем 28.12.2009 19:45]
От Шайтанского завода до Билимбаевского завода 10 верст (сходится).
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)
Хотя и в книге могли напутать запросто.
[Сообщение изменено пользователем 28.12.2009 19:45]
p
pbagdonas
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)
Теперешняя ст.Билимбай и тогдашняя - это две разные станции, находящиеся на двух разных ветках: теперешняя - на ветке Пермь-Шаля-Е-бург, тогдашняя - на ветке Гороблагодатская -Н.Тагил - Е-бург (там, где теперь Таватуй, видимо). В те времена ветки через Шалю попросту не существовало.
В районе 70 годов от ст. Таватуй на ю/з шла заброшенная узкоколейка.Но это вроде как уже советских времён УЖД, хотя и очень старая...Через пару км на ней был заброшенный посёлочек Смородинка-подсобное хозяйство Золотопродснаба. Почта,магазин,детсад, улочка из 15 домиков в горку-всё целёхонькое,даже
дрова во дворах, и всё открыто!,..Крохотный прудочек под обрывом.. а всё -про всё дед-сторож,очень гостеприимный мужичёк.. Мы там 1970 Новый год встречали всем турклубом КВАНТ Абсолютно все дома и даже бани заняты были-народ из Тагила и Свердловска и всех окрестностей был
I
IAGSoft
Но от станции Билимбаевская до Билимбаевского завода 27 верст (не сходится, по прямой там 4 км)
Нынешняя станция Таватуй до 1904 года называлась ст. Тарасково, до 1907 года - ст.
Билимбай.
В те времена ветки через Шалю попросту не существовало.
Да. Линия Пермь - Кунгур - Екатеринбург открыта в 1909 году.
На моих
картах грунтовая дорога от Таватуя через ур.Смородиновый/Смородиновое (на разных картах по разному) идёт в Починок. Хотя какое-то ответвление на юг виднеется, но уж больно изгибистое и пунктирное. Нужно будет попробовать там летом пошукать. У меня надежда обнаружить остатки мостов - ручьёв там
много... В районе 70 годов от ст. Таватуй на ю/з шла заброшенная узкоколейка.Но это вроде как уже советских времён УЖД, хотя и очень старая...Через пару км на ней был заброшенный посёлочек Смородинка-подсобное хозяйство Золотопродснаба.
Свага, а есть какая-то информация о предназначении этой (Таватуй - Смородиновое) узкоколейки? Чуть южнее, в Аяти, полно торфовозных, а здесь для чего?
[Сообщение изменено пользователем 28.12.2009 23:54]
[Сообщение изменено пользователем 29.12.2009 01:47]
Т
Теоретик
Нужно будет попробовать там летом пошукать.
Будете шукать - отметьтесь и здесь, тоже интересно
С
Старый Б.З.Дун
ОК, убедили, поправляюсь.
Согласен, что могла быть такая УЖД от Таватуя.
Её возможное предназначение - перевозка продукции железоделательных заводов для перегрузки на Горнозаводскую ЖД (т.к.в период межени Чусовая не годилась для сплава барок)
На 500-метровке чётко видна грунтовка через Смородиновый на Юг:
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Согласен, что могла быть такая УЖД от Таватуя.
Её возможное предназначение - перевозка продукции железоделательных заводов для перегрузки на Горнозаводскую ЖД (т.к.в период межени Чусовая не годилась для сплава барок)
На 500-метровке чётко видна грунтовка через Смородиновый на Юг:
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
С
Старый Б.З.Дун
Но если это дорога по линии бывшего полотна, тогда там должна сохраниться нехилая насыпь - такие горы как показаны на карте -это нетарированные подъемы, абсолютно непроходимые для паровозной техники. Если же это просто грунтовка а не УЖД, насыпи скорее всего нет - Уралы залезут в гору и без
неё.
R
RavenJ (ворон-одиночка)
Через пару км на ней был заброшенный посёлочек Смородинка
Примерно в том районе мне попались останки фундаментов. Теперь понятно, что это такое было. Ходил 2 года назад.
I
IAGSoft
Её возможное предназначение - перевозка продукции железоделательных заводов для перегрузки на Горнозаводскую ЖД (т.к.в период межени Чусовая не годилась для сплава барок)
С этим вопросов нет, это очевидно.
Вот "советская" УЖД на Смородинку для чего была? (Кстати, она вполне могла проходить (частично?) по насыпям УЖД Билимбай (Таватуй) - Шайтанский завод.
через Смородиновый на Юг:
На территори области в войну и после несколько лет действовали в леспромхозах несколько необычных узкоколеек -на конной откатке и даже на рабочей силе. Работало
местное население,пленные и т. наз. Трудармия-ссыльнопереселенцы,в основном приволжские этничесие немцы. На примитивных тележках откатывались по несколько стволов-рельеф при этом особенно не принимался в расчёт.Как вершина технической мысли,иногда после войны в качестве локомотива использовался
трактор-"сотка" без гусениц. (сам такое видел!) И уж совсем экзотическая УЖД-на деревянных рельсах и конной тяге существовала в районе нынешней ст. Крутиха. Такие забавные там сохранились дорожки в лесу -о три колеи... И кладбище там в лесу с католическими крестами с тех пор...
И рельеф пересекает довольно смело, хотя для узкоколейки нормы не такие жесткие
I
IAGSoft
Понятно, что в войну было очень тяжело и сложно.
Дорога же ст.Таватуй - Первоуральск скорее всего действовала до 1909 года, после пуска линии Пермь - Кунгур - Екатеринбург, которая прошла как рядом с Билимбаевским, так и с Шайтанским заводом, она должна была потерять своё значение. Т.е. дорога действовала во вполне мирное время.
Свага, из Смородинки, что возили, не подскажите? Золотишко?
Дорога же ст.Таватуй - Первоуральск скорее всего действовала до 1909 года, после пуска линии Пермь - Кунгур - Екатеринбург, которая прошла как рядом с Билимбаевским, так и с Шайтанским заводом, она должна была потерять своё значение. Т.е. дорога действовала во вполне мирное время.
Свага, из Смородинки, что возили, не подскажите? Золотишко?
Есть крупный специалист по истории Билимбая и Первоуральска - историк Нина Валентиновна Акифьева. Живёт в Первоуральске, работает на кафедре истории России УГТУУПИ.
Если с ней встретитесь - поделитесь информацией
Если с ней встретитесь - поделитесь информацией
Это было просто подсобное хозяйство золотодобывающей частной артели-временный посёлочек.Сама артель работала в районе д.Тарасково.Им выделяли землю под такие хозяйсва в стороне от
населённых пунктов-чтоб не смущали местное население,ибо их доход в разы отличался от аборигенов....
из Смородинки, что возили, не подскажЕте? Золотишко?
G
Genesis
Лыжня на подходах к Таватую как раз по прямой такой насыпи идет. Возможно она и осталась от УЖД.
I
IAGSoft
Спасибо! Попробую с ней связаться. Нина Валентиновна Акифьева
И к временному посёлочку -
узкоколейка!? Вы правы, жирно жили. А до Починка колея доходила, не знаете?
подсобное хозяйство золотодобывающей частной артели-временный посёлочек
Т
ТАРАКАН
Между ст. Таватуй и речкой Большой Чёрной есть три велопроезжаемых дороги. Первая - классическая (северная), по которой мы со стороны НУ ездим к Кырманским и Кобыльей голове - проезжаема на авто. Чуть южнее - остатки узкоколлейки. Я там ездил, есть трек, местами остались шпалы. Вблизи реки насыпь
уходит на северо-запад, пересекает первую дорогу, идёт вдоль реки.
Из достоверных источников знаю фрагменты истории Смородинового, и подтверждаю информацию, что в 70х годах было подсобное хозяйство. Ранее там был лесозаготовительный пункт. Еще раньше, до революции - был посёлок небольшой. Причём этот поселок был до того, как появилась ст. Таватуй.
Сейчас в Смородиновом пусто- поля и остатки фундаментов. Место красивейшее, чувствуется, что раньше была деревенька. Из Починка до Таватуя через Смородиновый ездили неоднократно, могу дать треки, как лучше проехать
Из достоверных источников знаю фрагменты истории Смородинового, и подтверждаю информацию, что в 70х годах было подсобное хозяйство. Ранее там был лесозаготовительный пункт. Еще раньше, до революции - был посёлок небольшой. Причём этот поселок был до того, как появилась ст. Таватуй.
Сейчас в Смородиновом пусто- поля и остатки фундаментов. Место красивейшее, чувствуется, что раньше была деревенька. Из Починка до Таватуя через Смородиновый ездили неоднократно, могу дать треки, как лучше проехать
Т
ТАРАКАН
кста:
http://www.tavatuy.ru/geografiya/o-naselennykh-pun...
Ещё по теме - мостов на траектории узкоколлейки нет. В Починок она не шла - рельеф не тот, а насыпь обрывается на левом берегу Бол.Чёрной, в ур. Смородиновый не заходит.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Исходная картинка
доступна в альбомах. Треки в окрестностях Смородинового. Средняя дорога от Смородинового до Таватуя, почти совпадающая с грунтовкой на карте - это и есть узкоколлейка. Хотя есть мнение, что это - деревянный водовод (акведук).
Да, если вернуться к исходному вопросу о узкоколлейке м/у Первоуральском и ст. Таватуй. Не знаю насчёт узкоколлейки, а дорожка такая есть (на карте выше в Смородиновом она ответвляется на юго-запад). Мы со Старокотом по ней ездили. Местами дорога подозрительно прямая, но уклон слишком сильный для узкоколлейки. Выходит она в совхозе №2 (на картах так обозначено).
[Сообщение изменено пользователем 30.12.2009 19:29]
http://www.tavatuy.ru/geografiya/o-naselennykh-pun...
Ещё по теме - мостов на траектории узкоколлейки нет. В Починок она не шла - рельеф не тот, а насыпь обрывается на левом берегу Бол.Чёрной, в ур. Смородиновый не заходит.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Да, если вернуться к исходному вопросу о узкоколлейке м/у Первоуральском и ст. Таватуй. Не знаю насчёт узкоколлейки, а дорожка такая есть (на карте выше в Смородиновом она ответвляется на юго-запад). Мы со Старокотом по ней ездили. Местами дорога подозрительно прямая, но уклон слишком сильный для узкоколлейки. Выходит она в совхозе №2 (на картах так обозначено).
[Сообщение изменено пользователем 30.12.2009 19:29]
I
IAGSoft
Спасибо. Интересно. И ссылочка интересная.
Т
Танаис
А водовод откуда,простите...
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.