Меры безопасности в зимнем походе

Надеюсь, эта тема поможет многим избежать экстремальных ситуаций зимой, кому-то спасти жизнь и сохранить здоровье. Уверен, в этом форуме есть специалисты с базовыми знаниями и богатым практическим опытом зимних походов (в тч категорийных). Есть тема, в которой люди выразили соболезнования родным погибшей, и пожелания выздоровления спасенной девушке. Призываю тут писать и разбирать меры безопасности в зимнем походе (в этой ветке думаю позитивней будет настрой)
PS сам не претендую базовые знания, так хожу брожу, семью, друзей вожу. Живой, немного помороженный))) С удовольствием почерпну новые знания
4 / 5
Когда-то изложил свой опыт, как одеться и что иметь с собой в зимнем лесу: https://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=9...
(только там в начале много фотографий, не судите строго - тема с историей).

С перечисленными вещами, идя наверх, не расстаюсь.

Изложу текст тут, вот он:

Аспекты выживания в зимнем лесу: мокрые ноги и руки.

Причиной написания данного материала послужил случай, произошедший в окрестностях Екатеринбурга в начале 2009 года (материал на форуме – тут - http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=106&i=13611... Кратко: группа молодых людей отправилась ночью покататься довольно далеко от города (эвакуироваться из тех мест, если надо срочно, приходится на электричке, своим ходом слишком долго), в процессе разведки дороги один человек провалился в ручей, намочил левую ногу и левую руку полностью плюс часть правой руки. На улице – холоднее минус 20. Потом ребята побежали на станцию, ведя с собой велосипеды. Там, на их счастье, сразу же подошла отапливаемая электричка. На вокзале Екатеринбурга пострадавший товарищ обратился в медпункт вокзала. Тем не менее, дело дошло до гангрены, и несколько пальцев руки и ноги пришлось ампутировать. Вот такой печальный случай. Дебаты вокруг этой темы и побудили меня написать этот материал.

Надо сказать, что сам я неоднократно оказывался в подобной ситуации, и таких грустных последствий мне удавалось избежать. Попробую изложить тут свой опыт. Предлагаю разделить материал на две части – что нужно одеть, отправляясь в лес зимой, и что иметь с собой.

Что одеть.

В нашу жизнь уже давно вошли синтетические материалы, называемые «Polartec» и «Fleece» (в русской транскрипции – «полартек» и «флис»). Из них делают, в числе прочего, термобелье. Главное свойство этих материалов – они не удерживают в себе воду. Т.е. слой одежды к телу остается всегда сухим. Это очень удобно – можно ехать зимой на велосипеде с любой нагрузкой, оставаясь в сухой одежде – вся вода, испаряемая с тела, остается в точке росы, т.е. во внешней куртке. Если надо остановиться - не мерзнешь. Очень комфортно. Применительно к нашему случаю: если провалился под лед – достаточно такую одежду просто отжать. Потом почти незаметно, что она намокала. Одежда из полара имеет один серьезный минус - за счет того, что она не впитывает пот, кожа забивается выделениями сальных желез кожи, и на второй день, если не помыться вечером, жить становится уже очень сложно. Это я к тому, что многодневные зимние походы в поларе непосредственно к телу проблематичны, но на один день в лес нужно идти только в синтетике.

Обувь - предпочтительно иметь ботинки без толстого слоя утеплителя. Утеплителем должны быть сменные носки. Потому что если ботинок намок, слой утеплителя (например, меха) невозможно ни отжать, ни сменить - и он, мало того что не будет греть, но и будет насыщать водой сменные носки.

К одежде на руках требования гораздо менее жесткие, чем к обуви. Даже если перчатки или рукавицы намокли, а запасных нет, то можно спрятать в лесу все, что есть в руках, и убрать кисти рук под одежду. Ступни ног так убрать не получится. Если ноги остались сухими - можно надеть на руки запасные носки. Для велотуризма очень удобны горнолыжные перчатки - в сильные холода, и перчатки из виндблока - в межсезонье.

Итак, подведем маленький итог. Лично я одеваюсь зимой в лес так: к телу – термобелье, потом одежду из полартека, а сверху – дышащую куртку на синтепоне и тонкие дышащие штаны (обязательно дышащие, иначе оседающий изнутри на наружной ткани лед будет смерзаться с полартеком и обрывать его волокна при движении). В межсезонье можно использовать верхнюю куртку из виндблока, довольно комфортно, но в сильный холод теплоизоляции этого материала недостаточно. Обувь - хлопчатобумажные носки к ноге, потом - толстые шерстяные носки ручной вязки и сверху - ботинки без утеплителя. На руки - горнолыжные перчатки. Такой вот комплект одежды опробован сотнями покатушек по зимнему лесу на велосипеде (и ранее - на лыжах), показав себя с самой наилучшей стороны.

Что взять.

Вот список вещей, выжатый до сухого остатка, который, считаю, каждый человек должен иметь с собой, отправляясь зимой в лес. Неважно, планируется ли выход на лед или нет – намочить ноги можно порой «на ровном месте». Это типа маленькой велоаптечки (которую я ВСЕГДА имею с собой, даже выезжая на работу за пару кварталов), только применительно к человеку. Я разделил наборы вещей в порядке убывания важности.

Минимум (то, что спасло бы ноги и руки человека, даже если бы он оказался ночью в лесу один и провалился под лед):

1. Носки шерстяные (плотной ручной вязки).
2. Рукавицы либо перчатки, желательно тоже из полартека или виндблока.
3. Все это в 2-4 поленоэтиленовых мешках. Мешки сохраняют носки/перчатки сухими в случае намокания рюкзака, а потом - надеваются на ноги поверх носков в мокрые ботинки.


Это – совсем легкий и небольшой мешочек, аккуратный такой.

Максимум (то, что позволит в штатном режиме продолжать поход в случае попадания человека в воду), дополнительно к минимуму:

4. Зажигалка, минимум пару штук (отказы зажигалок бывают - чаще всего в них кончается газ). Зажигалка гораздо надежнее спичек: промокшую зажигалку можно очень быстро реанимировать, а промокшие спички - нет. Рекомендую зажигалки с кремнем и колесиком- они сохнут гораздо быстрее, чем пьезоэлектрические, и вообще там ломаться почти нечему. Вообще пару зажигалок надо иметь в зимней куртке ВСЕГДА. Масса - несколько граммов, а польза может быть просто огромна.
5. Какой-то компактный и легкий инструмент для быстрой заготовки дров. Лично я использую либо цепную пилу, либо складную ножовку Fiskars, либо самый маленький из топоров фирмы Fiskars. Наиболее надежен топор, его я и рекомендую. Толстый ствол им не свалить, однако в нашей ситуации - не нодью делать, а мелкие деревья обычно всегда есть там, где рядом вода. Пилы - немного легче и компактнее топора, но ненадежны. Цепную пилу может заклинить в толстом стволе, ее можно порвать; полотно ножовки тоже можно сломать. В данной ситуации неприятных сюрпризов не хотелось бы.
6. Если для заготовки дров взята все же пила, то неплохо иметь нож – для нарезания бересты. В зимнем лесу на Урале береста - основная растопка. Во избежание членовредительства настоятельно рекомендую ножи с фиксирующимися лезвиями. А вообще бересту можно нарезать и топором. Хорошо наточенный топор может выполнять все функции ножа, за счет этого можно сэкономить на весе.


Это еще один мешочек, немножко потяжелее первого. По сути, это один маленький топор, не считая зажигалок - повторяю, пару зажигалок надо всегда иметь в зимней одежде, не вынимая из карманов.

Ну и, если человек либо неправильно одет для одного дня, либо это многодневный поход - для выхода из такой ситуации вообще с комфортом:

7. Если к телу надето не термобелье из полара/флиса, а одежда из хлопка (при намокании - караул) – то тогда еще сухие футболку и штаны, непосредственно к телу.

Комментарии. Скорее – чем можно заменить вещи, если их нет. Зачем нужно то или иное – думаю, понятно.

1. Носки заменить можно, порвав на портянки любую сухую одежду. Портянки менять по мере намокания, если не используются поленоэтиленовые мешки между портянкой и мокрым ботинком. Мокрые носки или портянки несем на животе – хоть немного подсохнут.

2. Если сухих перчаток не оказалось – прячем велосипед (и все, что в руках) в лесу, руки под мышки. Ну или в крайнем случае – попеременно кисти рук под мышками (либо в промежности), другой рукой ведем велосипед за обрезиненную часть руля, только не за голый алюминий. А вообще между сохранностью имущества и сохранностью пальцев - без раздумий и колебаний надо выбирать пальцы.

3. Если нет поленоэтиленовых мешков, а ботинок с утеплителем намок до отжимания воды – это приведет к тому, что запасной сухой носок быстро станет мокрым. Мокрая шерсть – это лучше, чем ничего, и более-менее греет, но, ИМХО, недостаточно для сохранения пальцев в мороз. Выходом тут может быть – рвать мембрану куртки на гидроизоляцию. Люди советуют обмотать чем-то ботинок сверху – да, берестой, одеждой, чем угодно, это немного облегчит ситуацию, но теплоотдачи мокрого ботинка вполне хватит для обморожения пальцев. Однако, если мешков нет и нет мембраны в куртке – мотаем что-то сверху ботинка. Любая дополнительная теплоизоляция лучше, чем никакой.

4. Зажигалка, топор/пила – если получается развести нормальный большой костер, то можно вообще никуда не торопиться. За час, по опыту, одежду можно высушить и дальше двигаться по планам – все будет нормально. Ногу в ботинке в огонь совать нельзя – и он сгорит, и нога не нагреется, надо снять ботинок и сушить носки на ноге. Ботинки – лучше сушить в руках. А лучше вообще не сушить сам внешний ботинок - если, конечно, утеплитель вынимается из ботинка. Кожаные ботинки с натуральным мехом просушить у костра не получится.

Если пальцы ног уже поморожены – часто они опухают, их в ботинок уже не засунуть. Тогда, как советуют люди, видевшие такое (лично я не сталкивался), приходится обматывать ногу тряпками и сверху берестой. Заключенные сталинских времен, по рассказам, всю зиму ходили в такой обуви – портянки и кусок автомобильной покрышки снизу.

Мокрые штаны – ведут к общему переохлаждению организма. Может, например, по возвращении случится пневмония, лично у меня однажды такое было, после суточного пешего перехода в 50 км в неудачной (слишком легкой) одежде с холодной ночевкой накануне, но это лечится без последствий. Отрезанные пальцы – уже нет… Плюс штаны при движении рано или поздно подсохнут, а вот носки и ботинки не просохнут. Поэтому – конечностям особое внимание.


[Сообщение изменено пользователем 01.02.2019 10:58]
23 / 3
User Ural
От пользователя Алексей Маркс
мелкие деревья обычно всегда есть там, где рядом вода.

Ходили на Усьвинский водопад.
Ночевали на берегу реки. Ни на одном берегу ни просто мелких деревьев, ни тем более пригодных для костра не было. И таких мест полно.
Поэтому в зимний поход, чтоб не замёрзнуть, всегда берём большой топор и двуручную пилу.


Фотография из Фотогалереи на E1.ru


И лопата снеговая в зимнем походе вещь незаменимая.

На Колчимском камне пришлось больше чем на глубину человеческого роста закапываться для нормального костра.


Фотография из Фотогалереи на E1.ru
12 / 2
pbagdonas
Много и давно хожу на лыжах (зачастую на целый день). Не знаю, почему все так любят перчатки. Лично я всю жизнь хожу в варежках. При прочих равных в варежках теплее. Бывает даже, что в более тонких варежках теплее, чем в перчатках. В варежках пальцы друг об друга греются, чего не сказать о перчатках. Перчатки тоже беру, но их одеваю в теплую погоду, когда в варежках жарко. Но перчатки у меня не теплые, а обычные х/б строительные. На велосипеде тоже в холодную погоду в варежках езжу. Обычно все говорят, что в варежках неудобно переключать скорости. Так вот я никакого неудобства не замечаю.
15 / 0
От пользователя pbagdonas
Обычно все говорят, что в варежках неудобно переключать скорости. Так вот я никакого неудобства не замечаю.

Передачи переключать-то можно и в варежках, а как тормозить на расколбасе? Спортивный хват руля - 4 пальца на руле, один на тормозной ручке.
Сейчас появился гибрид перчаток и варежек - т.н. лобстеры

Существенно теплее перчаток, и позволяют нормально тормозить (хотя и с не совсем правильным хватом руля).
2 / 3
User Ural
От пользователя Алексей Маркс
а как тормозить на расколбасе?

Китайцы давно и очень просто решили эту проблему.
На ручки руля мотоцикла, байка и прочей двухколёсной техники одеваются, как правильнее назвать, даже затрудняюсь... Скажем чулки или валенки. Есть из разных материалов: из кожи с мехом внутри, стёганые, как телогрейка и как только ещё фантазия подскажет. Они защищают руки зимой от потока холодного воздуха. Руки, в перчатках или без, просовываются вовнутрь и там свободно делают всё что нужно для управления передвижным средством.
Выпускаются фабрично. Есть размеры начиная от запястья, типа морской раковины, до локтя.
Сам на мото не езжу, но уверен, что если надо, где-то на Али можно найти и заказать.
3 / 0
Vеles_
Самый лучший способ обезопасить себя и избежать ЧС в зимнем походе - это в него не ходить :ultra:
2 / 9
funnyk
Приглашаем Вас и ваших друзей к участию в Лекции - мастер-классе «Безопасность в зимних походах: экипировка, личное снаряжение, правила поведения» 10.02. под руководством инструктора Анна Соломина .

Разберем возможные нештатные ситуации, выработаем план действий в подобных ситуациях, поделимся опытом экстримальных ситуаций и содержимым своих нессесеров (аварийный зимний минимум, НЗ).
Поговорим о выживании в зимнем лесу и снаряжении для зимних прогулок.
А так же получим незабываемые эмоции и маленькие подарки от Декатлон.

Встречаемся в Декатлон Радуга 10.02 в 14:00.

Регистрация на мероприятие обязательна
https://goo.gl/forms/s6JbapyoI5SaGHvm2
5 / 4
pbagdonas
От пользователя Алексей Маркс
Спортивный хват руля - 4 пальца на руле, один на тормозной ручке.

Я не спортсмен, мне спортивный хват не нужен. Держусь обычным хватом. Меня устраивает. Оттормаживаюсь вовремя, в т.ч. и на расколбасе.
0
Шатун 61
От пользователя funnyk
Приглашаем Вас и ваших друзей к участию в Лекции - мастер-классе «Безопасность в зимних походах: экипировка, личное снаряжение, правила поведения»

Интересно. Скажите пару слов о лекторе, Анна Соломина, кто это?
4 / 0
Hasta_la_vista
От пользователя pbagdonas
Но перчатки у меня не теплые, а обычные х/б строительные.
Ходил и с х/б, чтобы руки не обдувало, а то шелушиться начинают. Они конечно предотвращают натирание мозолей и от веток, но у них есть большой минус - одноразовые они. Один раз в снег окунул - и уже сырые, а на ветру руки вымораживает влёт. В этом плане перчи из тонкого виндблока (мои от стаса Шефера) гораздо приятнее, не продуваются и мокнут далеко не сразу, надо в них не стряхивая снег лопатой помахать или палками. И у них есть минусы - гораздо дороже и теплее )
От пользователя Алексей Маркс
мелкие деревья обычно всегда есть там, где рядом вода

От пользователя User Ural
Поэтому в зимний поход, чтоб не замёрзнуть, всегда берём большой топор и двуручную пилу.
И лопата снеговая в зимнем походе вещь незаменимая.
На вашем фото прямо видно, что нет ни одной сухой веточки. Речь шла про экстренную сушку при ПВД, а не про снаряжение для многодневного похода. А то ведь нынче к шатру и печке бензопилу берут.
Лопата вещь конечно нужная, только для ночевки необязательна. На том же Колчимском поставили палатку на снег, на горелке еду сделали - и на боковую. В -20'С даже китайский газ горел в горелке с подогревом и шлангом. Да и сетки костровые давно уже изобретены
6 / 0
User Ural
От пользователя Hasta_la_vista
Речь шла про экстренную сушку при ПВД

Там речь шла о топориках, цепных пилах и складных ножовках. Не слишком большой набор для экстренной сушки в ПВД?
Чтоб экстренно просушить носки, мне этого ничего не надо. Веток, которые вы на фото увидели для такой сушки руками наломать быстрее, чем напилить складной ножовкой.
Так что, спорный вопрос о каком походе речь шла.

От пользователя Hasta_la_vista
Лопата вещь конечно нужная, только для ночевки необязательна

Так много чего необязательного. Для меня ЖПС вещь необязательная.
Но подобные вещи делают поход удобнее. Так же, как костёр удобнее и уютнее горелки на китайском газу.
Это кому что надо от похода. Одному отдохнуть, получить удовольствие от выбора места и установки лагеря, от приготовления еды и вечера, проведённого у костра.
А другой удовольствие получает от покрытых километров и категорийности пройденного маршрута "любой ценой". Поэтому, можно и сублематами с Дошираком обойтись, вместо пельменей и тушёнки. И горелку использовать, вместо костра.
3 / 1
Dimычь
От пользователя funnyk
под руководством инструктора Анна Соломина

что за странное имя у чувака - Анн Соломин... :beach:
4 / 1
ILРetr
От пользователя Алексей Маркс
Сейчас появился гибрид перчаток и варежек - т.н. лобстеры

Изображение уменьшено. Открыть оригинал в новом окне.


Абалдеть. Любой служивший в армии с трехпалыми рукавицами знаком.
2 / 0
DN_ipsum
От пользователя ILРetr
Абалдеть. Любой служивший в армии

Любой служивший в армии помнит, что у трехпалых перчаток отдельный указательный палец. Для спускового крючка.

У новых же появившихся варежек отделение для двух пальцев. С такой варежкой не постреляешь.
1 / 0
Scofflaw
От пользователя DN_ipsum
С такой варежкой не постреляешь.

и в носу ковырять неудобно. армейские практичней ;-)
1 / 0
Dimычь
От пользователя Scofflaw
и в носу ковырять неудобно. армейские практичней

фигассе у тебя ноздря... :beach: :-D
1 / 0
Scofflaw
От пользователя Dimычь

военная ноздря, под размер пальца на рукавице ;-)
2 / 0
Hlek
От пользователя User Ural
Китайцы давно и очень просто решили эту проблему.
На ручки руля мотоцикла, байка и прочей двухколёсной техники одеваются, как правильнее назвать, даже затрудняюсь...



В народе это называется "нахлобучки". :-)
А на Али - "зимние перчатки") есть и вело и мото.

Вот только на веле я их в реальности особо не встречала, да и смысл? Руки на веле мёрзнут не столько от потока холодного воздуха (скорость-то небольшая), а от того, что все металлические детали на руле (да и сам руль) быстро отмораживаются и холодят пальцы. По мне так на веле тёплые перчатки или лобстеры достаточны.


[Сообщение изменено пользователем 14.03.2019 11:36]
0
codavr
От пользователя SVX-
люди выразили соболезнования родным погибшей,


как я понял, если бы у них были бахилы (галоша с тряпичным верхом, надевается на ботинок. без данной амуниции в многодневные зимние походы не ходят), то они бы смогли выйти в цивилизацию самостоятельно. и даже если бы не смогли, то без потерь дождались бы спасателей.


[Сообщение изменено пользователем 17.03.2019 19:21]
0 / 1
codavr
От пользователя User Ural
пришлось больше чем на глубину человеческого роста закапываться для нормального костра.


да да

Фотография из Фотогалереи на E1.ru
3 / 0
От пользователя Алексей Маркс
Там, на их счастье, сразу же подошла отапливаемая электричка.

Скорее на их несчастье.
Если бы электричка была неотапливаемой, то возможно ничего не пришлось бы ампутировать.


Основное правило при замерзании и обморожениях - ни в коем случае не отогреваться теплом!
Если весь организм переохлажден, то отогревание теплом может привести к летальному исходу.
0
User Ural
От пользователя codavr
да да


Молодцы! Класс!
0
ТобышевПросто Тобышев
От пользователя Алексей Маркс
ередачи переключать-то можно и в варежках, а как тормозить на расколбасе?

Да не, леха, нормально в варежках ездить и тормозить и переключать. Не надо гнать на варежки :beach:
0 / 2
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.