Решил не переобуваться)
m
mastech (бывший радиолюбитель)
шатун отвалился. раскрутился болтик, собака . ладно от дома на 200 метров отъехать успел. (головку с воротом для болтика шатунов я даже летом с собой не возил). вернулся, закрутил. 2 часа покатался, только к дому подъехал- опять отпал. болтик раскручивается. люфта нет (квадрат, левый)... чё это с
ним?
подозреваю что холода в этом как-то замешаны. недавно видел веллера идущего под ручку с велом и шатуном в руке.
подозреваю что холода в этом как-то замешаны. недавно видел веллера идущего под ручку с велом и шатуном в руке.
M
Madmax1975
чё это с ним?
Это эпидемия
У меня тоже отвалился на днях. И тоже на выезде. Левый. При этом не квадрат, а этот, как его - окталинк (вроде не переврал).
J
J. Random Psycho
только к дому подъехал- опять отпал. болтик раскручивается. люфта нет (квадрат, левый)... чё это с ним?
трындец ему, похоже.
левый шатун передаёт крутящий момент на вал каретки, поэтому соединение левого шатуна с валом ответственная штука.
попробуй смазать посадочное место противозадирной пастой, в шатуне тоже, и резьбу болта, и под шляпкой, и затянуть от души. Чтобы глубже посадить. Если есть динамометрический ключ, делай 50-55 Нм (допуская, что резьба М8, шаг 1 мм).
если не поможет, то шаманство вроде красного фиксатора, фум-ленты..
если и оно не поможет, то менять шатун.
s
sUser-N
холода в этом как-то замешаны
Сумневаюсь. У меня ситуация была похуже - переодически отваливался то левый, то правый шатун (с системой). Правый даже чаще. Стандарт Ховитцер. Понять не мог: и затягивал нормально, и все собрано "вроде" правильно. Терпел пока... Однажды правый шатун отвалился в самый неподходящий момент на фрирайде с горки на приличной скорости. Фиг его знает как не убился - только куртка с защитой, панцирь поверх черепахи, брейс и фф спасли. Все болело - телом, точнее грудиной, пытался снести рулевую с выносом. (Оделся под моторный аппарат, но вспомнил что нет бензы и денех на нее - поленился снять экип...) После этого решил заняться сей проблемой... Достоверно так и не удалось установить причину, но после того как снял каретку, шатуны и систему, затем заново все поставил в той последовательности "чотко" по мануалу - ничего не отпадает, даже не затягиваю шатуны с такой силой как раньше... Проблема ушла. Возможно, каретка криво стояла, и это приводила к биениям в болтовых соединениях быстро их ослаблявших.
Рекомендую переустановить каретку и шатуны, проверить также на износ и биение каретку.
J
J. Random Psycho
что-то странное.
на ховитцере шатун должен доходить до фрезерованного упора на валу.
если есть проставки лишние под чашками, то шлицы не полностью заходят и шатуны постоянно отваливаются.
а на квадрате упора нет, есть только заданная сила растяжения материала шатуна вокруг конца вала. эта сила возникает под действием силы натяжения болта и зависит от трения между шатуном и валом, поэтому надо смазывать. ну и болт, как обычно, чтобы лучше переводил момент затяжки в натяжение, должен быть также смазан.
это значит, что квадрат отваливается тогда, когда сила растяжения шатуна не достигнута.
коэффициент теплового расширения алюминия в 2 раза выше, чем у углеродистой стали. это значит, что размеры дырки в шатуне при охлаждении растут быстрее, чем уменьшается толщина стального вала. Так что температура может влиять на уменьшение силы натяжения материала шатуна. Но габариты рассчитаны так, чтобы при правильной установке тепловым расширением можно было пренебречь. следовательно, установка была неправильная. Что неудивительно на комплите.
на ховитцере шатун должен доходить до фрезерованного упора на валу.
если есть проставки лишние под чашками, то шлицы не полностью заходят и шатуны постоянно отваливаются.
а на квадрате упора нет, есть только заданная сила растяжения материала шатуна вокруг конца вала. эта сила возникает под действием силы натяжения болта и зависит от трения между шатуном и валом, поэтому надо смазывать. ну и болт, как обычно, чтобы лучше переводил момент затяжки в натяжение, должен быть также смазан.
это значит, что квадрат отваливается тогда, когда сила растяжения шатуна не достигнута.
коэффициент теплового расширения алюминия в 2 раза выше, чем у углеродистой стали. это значит, что размеры дырки в шатуне при охлаждении растут быстрее, чем уменьшается толщина стального вала. Так что температура может влиять на уменьшение силы натяжения материала шатуна. Но габариты рассчитаны так, чтобы при правильной установке тепловым расширением можно было пренебречь. следовательно, установка была неправильная. Что неудивительно на комплите.
s
sUser-N
шатун должен доходить до фрезерованного упора на валу
И доходил. И даже зазор очень небольшой был.
если есть проставки лишние под чашками
Для кареточного стакана 68мм без успокоителя проставок лишних быть не может...
что-то странное
Еще где-то первые полгода явление тоже не проявляло себя...
коэффициент теплового расширения алюминия
в 2 раза выше, чем у углеродистой стали
Это так. Только у нас не тепловое расширение, я обратное явление след-но с обратным знаком. (Китайсы же не на полюсе холода собирали вел). И тут алю сжимается в два раза сильнее чем сталь... Согласно этому наоборот шатун на валу даже крепче должен сидеть. Факт, что некоторые вилкофирмы запрессовывают штоки из алю-сплавов путем охлаждения их (штоков) в жидком азоте? Правда про комбинацию "шатун-вал каретки" физика говорит что при изменении температуры на 30 градусов - разница изменения линейных размеров в месте стыка всего 4.5 микрометра. Причем чтобы шатуны отпали надо температуру только подымать... до скольки сотен градусов?
Мое предположение, что основное явление - это колебания вызванные биением в чем-то. Или... изменение знака сил в не совсем ортогональных векторах...
J
J. Random Psycho
И доходил. И даже зазор очень небольшой был.
зазор между чем и чем?
между ступенькой на валу и телом шатуна не должно быть зазора.
2 проставки по 2.5 мм.
А если каретка стояла криво, то переустановка её не могла выпрямить.
И тут алю сжимается в два раза сильнее
чем сталь... Согласно этому наоборот шатун на валу даже крепче должен сидеть
С чего бы ВНУТРЕННЕМУ отверстию уменьшаться в диаметре при охлаждении? Нет никаких сил, которые стягивали бы материал к центру отверстия. Участки материала стягиваются друг к другу. Поверхность при охлаждении СОКРАЩАЕТСЯ. Для внешних размеров это означает уменьшение, а для внутренних -- увеличение.
Факт, что некоторые вилкофирмы запрессовывают штоки из алю-сплавов путем охлаждения их (штоков) в жидком азоте?
Да, внешний диаметр охлаждённого штока уменьшается.
Толщина стенок тоже уменьшается.
А дырка в охлаждённой короне увеличивается.
При этом внешние размеры короны уменьшаются.
Как думаешь, почему при -30 С начинают скрипеть и трещать штоки в коронах таких вилок? Ведь, казалось бы, корона, охладившись, "даже крепче должна сидеть", так? )
[Сообщение изменено пользователем 20.11.2011 18:08]
М
Механик-вредитель
С чего бы ВНУТРЕННЕМУ отверстию уменьшаться в диаметре при охлаждении? Нет никаких сил, которые стягивали бы материал к центру отверстия. Участки материала стягиваются друг к другу. Поверхность при охлаждении СОКРАЩАЕТСЯ. Для внешних размеров это
означает уменьшение, а для внутренних -- увеличение.
Весьма странно, ибо подшипники (например) садят на вал на горячую, т.е. нагревая в масле. При этом внутренний размер внутреннего кольца увеличивается.
Совет, как разъединить заклинившие друг в друге стаканы:
надо налить в верхний холодной воды, а нижний поставить в емкость с горячей. И через несколько секунд - вынимать.
А не наоборот.
По теме:
У моего велосипеда 24" за три года, три зимы, так и не встречал ни разу
шипованных, а теперь уверен что и обойдусь!
Nokian Mount & Ground W144 Spikes wire bead tire 47-507 (24x1.9)
А оно надо, на длинный стелс то?
Воспользовался советом для экономных и ленивых и поставил китайские злые покрышки. Надо сказать ничотак, ездить можно. Если не гонять. Крейсерская 12-15 км/ч.
J
J. Random Psycho
Совет, как разъединить заклинившие друг в друге стаканы:
надо налить в верхний холодной воды, а нижний поставить в емкость с горячей. И через несколько секунд - вынимать.
А не наоборот.
Со стаканами понятно.. расширение материала горячего стакана приводит как к увеличению толщины его стенок, так и к росту диаметра. За счёт геометрии (большая окружность против тонких стенок) рост диаметра преобладает над увеличением толщины стенок. В итоге стенки отодвигаются.
Со штоком примерно то же самое, значит. Стенки становятся тоньше, но внутренний диаметр меньше. Хотя у штока отношение диаметра к толщине стенок меньше, чем у стакана.
У внутренней обоймы подшипника это отношение ещё меньше, чем у штока.. но всё ещё радиус пустого места в разы больше толщины обоймы.
А вот у шатуна (и в меньшей мере у короны) размеры отверстия сравнимы с толщиной окружающего материала, в случае квадрата отношение уже меньше 1. Вот тут и должно сказываться преобладание изменения толщины стенок над общим сжатием размеров.
Т. е. не на всех внутренних отверстиях, а на таких, которые окружены большим количеством материала.
[Сообщение изменено пользователем 20.11.2011 19:03]
s
sUser-N
зазор между чем и чем?
Между сальником каретки и шатуном - просто как факт что шатуну сесть на место ничего не мешало.
С чего бы
А дырка
А с этого я бы затер все что там понаписано... И посмотрел бы формулу из физики в любом справочнике - линейные размеры изменяются знакого равнонаправленно, причем по всем осям. Так
Нет никаких сил
противоречит
Участки материала
J
J. Random Psycho
Между сальником каретки и шатуном - просто как факт что шатуну сесть на место ничего не мешало.
ну он бы сальник сплющил, если бы в него упёрся.
линейные размеры изменяются
знакого равнонаправленно, причем по всем осям
Да. И ничего не противоречит, просто я слишком обобщил эффект на любые отверстия.
А с этого я бы затер все что там понаписано..
не мой метод.. раз уж облажался, так пусть все видят.
s
sUser-N
он бы сальник сплющил, если бы в него упёрся
Будет пробегать через вас Ховитцер - посмотрите внимательнее как устроен там сальник на каретке сего типа.
Как думаешь, почему при -30
С начинают скрипеть и трещать штоки в коронах таких вилок?
У меня руль в выносе тоже иногда начинает скрипеть и трещать даже без охлаждения до -30 С - так что технологическое исполнение может значить гораздо больше чем физические явления.
G
Ghash
я слишком обобщил эффект на любые отверстия
Такого эффекта нет вообще.
Вот тут и должно сказываться преобладание изменения толщины стенок над общим сжатием размеров.
Представь, что отверстие не было вырезано и это пространство занято материалом детали, что произойдёт с этим материалом и границами области, при нагревании? Он будет расширяться вместе со всей деталью, верно? И предполагаемая внутренняя поверхность этого невырезанного отверстия так же "раздвинется" в направлении от середины отверстия, верно? Ты ведь не будешь утверждать, что материал детали в данной точке ведёт себя по-разному в зависимости от того, вырезана часть материала в другой точке детали или нет. Или будешь?
М
Миньон
а для внутренних -- увеличение.
я тебя огорчу . по роду своей деятельности сталкиваюсь с этим.при охлаждении стали хотябы на 15 градусов размер может уменьшиться на 0,01-0,02 мм (если в пример брать отверстие диаметром 50...100мм)
J
J. Random Psycho
Будет пробегать через вас Ховитцер - посмотрите внимательнее как устроен там сальник на каретке сего типа.
Вот у меня рядом лежит каретка от Хаммершмидта. Левая чашка у него как у Howitzer. Она устроена так, что шатун вообще не может упереться в сальник. Шатун упирается без зазора в алюминиевую проставку, проставка без зазора во внутреннюю обойму подшипника, обойма без зазора в ступеньку на валу. Если бы сальник был на пути шатуна, напрессовываемого по валу, то его бы сплющило. Поэтому сальник утоплен. И если речь об этом зазоре, от тела шатуна до сальника, то его не может не быть.
если в пример брать отверстие диаметром 50...100мм
вот именно.
а если отверстие диаметром 10 мм, а вокруг стенки толщиной 10 мм?
[Сообщение изменено пользователем 20.11.2011 20:11]
J
J. Random Psycho
я не заметил ещё одного псто
Буду, что уж теперь.
Если отверстия нет, то материал на его месте при нагревании тоже расширяется, поэтому воображаемой границе отверстия ничего не остаётся, кроме как отодвигаться от его воображаемого центра.
Но если материал вырезан, то его поверхностному слою ничто не оказывает сопротивления, и он отодвигается в пустоту.
Представь, что мы взяли металлический стержень круглого сечения и нагрели его. Он стал длиннее и толще, так? И взяли другой такой же стержень, свернули его в бублик, соединили концы сваркой и тоже нагрели. Он ведь точно так же удлинится и утолщится, так? При этом то, как изменится диаметр дырки бублика, будет определяться соотношением длины и тощины стержня.
ЗЫ
Вот если бы расширение было анизотропным, только вдоль окружности бублика, тогда любое отверстие всегда увеличивалось бы при нагревании. В случае стержня это увеличение его длины, но не толщины.
Для тонких длинных стержней и при изотропном расширении можно пренебречь увеличением толщины. Это случай стаканов, штока, обойм подшипников.
[Сообщение изменено пользователем 20.11.2011 21:06]
Ты ведь не будешь утверждать, что материал детали в данной точке ведёт себя по-разному в зависимости от того, вырезана часть материала в другой точке детали или нет. Или будешь?
Буду, что уж теперь.
Если отверстия нет, то материал на его месте при нагревании тоже расширяется, поэтому воображаемой границе отверстия ничего не остаётся, кроме как отодвигаться от его воображаемого центра.
Но если материал вырезан, то его поверхностному слою ничто не оказывает сопротивления, и он отодвигается в пустоту.
Представь, что мы взяли металлический стержень круглого сечения и нагрели его. Он стал длиннее и толще, так? И взяли другой такой же стержень, свернули его в бублик, соединили концы сваркой и тоже нагрели. Он ведь точно так же удлинится и утолщится, так? При этом то, как изменится диаметр дырки бублика, будет определяться соотношением длины и тощины стержня.
ЗЫ
Вот если бы расширение было анизотропным, только вдоль окружности бублика, тогда любое отверстие всегда увеличивалось бы при нагревании. В случае стержня это увеличение его длины, но не толщины.
Для тонких длинных стержней и при изотропном расширении можно пренебречь увеличением толщины. Это случай стаканов, штока, обойм подшипников.
[Сообщение изменено пользователем 20.11.2011 21:06]
s
sUser-N
Левая чашка у него как у Howitzer
Значит не совсем "как у"...
Шатун упирается без зазора в алюминиевую проставку
У меня вместо этой проставки сальник каретки, а сама упомянутая проставка "вырождена" до размеров шайбы. И зазор там есть порядка 0.3-0.5мм. Похоже путаешь сальник каретки с сальником прома... Я-то говорю про сальник каретки.
При этом то, как изметинся диаметр дырки бублика, будет определяться
соотношением длины и тощины стержня.
Не занимайтесь фэнтези на тему физики, а посмотрите формулу в справочнике. "Математика" там точно такая же как масштабировании рисунков, только аргументом является не масштаб, а изменение температуры...
G
Ghash
Буду, что уж теперь.
Эта задача была в одной из домашних контрольных по физике, когда я в школе учился. Я об неё несколько дней мозг ломал
Зайдём с другой стороны - при термическом расширении увеличивается расстояние между частицами материала.
Возьмём одинарный слой частиц на внутренней поверхности отверстия. Когда диаметр отверстия уменьшается, что происходит с расстоянием между частицами в этом слое? Оно уменьшается, верно? Т.е. при термическом расширении детали с отверстием, диаметр отверстия никак не может уменьшаться, т.к. в этом случае будет уменьшаться расстояние между частицами материала вблизи внутренней поверхности этого отверстия.
Я не помню точно ход решения той задачи, но ответ въелся в память намертво - "Отверстие, вырезанное в детали, при термическом расширении/сжатии детали ведёт себя точно так же, как кусок материала детали, имеющий форму отверстия."
Представь, что мы взяли металлический стержень круглого сечения и нагрели его. Он стал длиннее и толще, так? И взяли другой такой же
стержень, свернули его в бублик, соединили концы сваркой и тоже нагрели. Он ведь точно так же удлинится и утолщится, так? При этом то, как изметинся диаметр дырки бублика, будет определяться соотношением длины и тощины стержня.
Линейный коэффициент термического расширения не зависит от формы детали (*). Возьмём проекцию этого тора на плоскость, перпендикулярную оси тора (две концентрические окружности). Через общий центр окружностей О проведём диаметр внутренней окружности АА'. Построим две касательные (а и а') к внутренней окружности через точки А и А' (понятно, что они будут параллельны друг другу). Рассмотрим два фрагмента детали, которые окажутся между этими касательными. Как будет изменяться расстояние между этими касательными при термическом расширении детали? В соответствии с утверждением, помеченным (*), это расстояние будет изменяться в соответствии с линейным КТР материала детали. Никакого сжатия. Для наглядности построим диаметр внешней окружности ВВ', перпендикулярный АА'. При нагревании тора расстояние ВВ' будет увеличиваться, верно? Совместно с уменьшением расстояния АА' это даст не очень понятную деформацию тех частей детали, что окажутся между а и а'.
J
J. Random Psycho
У меня вместо этой проставки сальник каретки, а сама упомянутая проставка "вырождена" до размеров шайбы
Ну вот эту шайбу и должно сжимать между шатуном и ступенькой на валу, через обойму прома. Сам-то сальник неметаллический и нельзя полагаться на его сжатие между ступенькой и телом шатуна.
Похоже путаешь сальник каретки с сальником прома... Я-то говорю про сальник каретки.
И я про него же. Внешний сальник прома не виден без снятия сальника каретки.
"Математика" там точно такая же как масштабировании рисунков
Это с ног на голову. При масштабировании рисунка поставлена задача изменить все размеры в одинаковой пропорции, а метод решения под неё подогнан.
J
J. Random Psycho
Эта задача была в одной из домашних контрольных по физике, когда я в школе учился.
Физичка (жуткая старушенция) ещё в шестом классе при всех пообещала "на мне выспаться" и выставила за дверь за неповиновение. С тех пор у меня отношения с физикой примерно как у КГБ с ЦРУ (враг, позиция которого неприемлема, но которого надо знать. А раз есть "надо", то хочется откосить).
Возьмём одинарный слой частиц на внутренней поверхности отверстия. Когда
диаметр отверстия уменьшается, что происходит с расстоянием между частицами в этом слое? Оно уменьшается, верно? Т.е. при термическом расширении детали с отверстием, диаметр отверстия никак не может уменьшаться, т.к. в этом случае будет уменьшаться расстояние между частицами материала вблизи
внутренней поверхности этого отверстия.
Очень логично. Но непонятно, что мешает частицам, отдаляющимся друг от друга при нагревании, точно так же воспользоваться этой соблазнительной пустотой за внутренней границей материала, как они заполняют пустоту за внешней границей (т. е. отодвигая границу).
[Сообщение изменено пользователем 20.11.2011 22:27]
s
sUser-N
Ну вот эту шайбу и должно сжимать между шатуном и ступенькой на валу, через обойму прома
У меня не "должно". Сальник крутится вместе с шатуном, но за счет смазки между ними.
изменить все размеры в одинаковой пропорции
Термин "линейно" знаком? Линейное расширение как бы не исключает "изменить все размеры в одинаковой пропорции"?
J
J. Random Psycho
У меня не "должно". Сальник крутится вместе с шатуном, но за счет смазки между ними.
Сальник прикреплён на шайбу, а шайба зажата между шатунои и валом. С внешнего периметра сальник скользит по чашке. Так? У меня так, только "шайба" в разы толще сальника. И между телом шатуна и сальником зазор в разы больше, чем 0.5 мм.
Линейное расширение как бы не исключает "изменить все размеры в одинаковой пропорции"?
На словах да, всё логично. Но почему на морозе скрипит шток в короне? Ведь если они оба алюминиевые, то давление между ними не должно зависеть от температуры, а если шток стальной, то корона ещё сильнее должна его сжать. А скрипы в нагружаемых преднагруженных узлах начинаются при недостатке давления между ними.
s
sUser-N
Сальник прикреплён на шайбу
Да нет никакой ложки, т.е. хотел сказать шайбы. Там сальник каретки который дока зовет "integrated crankstop/seal".
С внешнего периметра сальник
скользит по чашке.
Да, но можно его рукой покрутить и он будет скользить как по чашке, так и по шатуну.
Ну вот эту шайбу и должно сжимать между шатуном и ступенькой на валу, через обойму прома
Заглянул в доку - там нет нигде этого "должно". Нормируется только момент затяжки болта в шатуне, но это не связано со сжатием сальника. Но... с другой стороны слишком большая "щель" между шатуном и сальником каретки будет выбивать пром из чашки, как и сам сальник той самой ступенькой на валу...
s
sUser-N
А скрипы в нагружаемых преднагруженных узлах начинаются при недостатке давления между ними
На алюминии и его сплавах всегда есть пленка. Изменение свойств под действием температуры тоже возможно, того же трения даже при неизменности давления...
G
Ghash
Но непонятно, что мешает частицам, отдаляющимся друг от друга при нагревании, точно так же воспользоваться этой соблазнительной пустотой за внутренней границей материала, как они заполняют пустоту за внешней границей (т. е. отодвигая
границу).
Совсем на пальцах - шеренга людей, держащихся за руки, замыкается в кольцо. Шаг наружу - расстояние между людьми увеличивается, шаг внутрь - уменьшается. Выход из шеренги, который, видимо, подразумевается, - это пластическая деформация, при термическом расширении её не происходит.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.