=== "Бриллиантовый флуд - 4"-сколько угодно ===

glushak
От пользователя 4Четвертый
Ага, выдра.

вот мал-мало стала разводиться она у нас,и это хорошо!но как только где заметят,что она появилась,сразу пытаются её забрать себе любыми способами!
1 / 0
Андрей(Medved)
От пользователя glushak
вот мал-мало стала разводиться она у нас

А она местная, или аклиматизирована?
0
Выдра мигрирует за рыбой- и не удержишь ее на месте, если корма не хватает.
Район , где охотится выдра- до 18 км вдоль реки... соответственно все притоки- тоже обследует и они являются ее территорией .
6 / 2
Ralf945
От пользователя damaskar

Добрый час Татьяна,Приятно снова "видеть" вас здесь. :hi:
4 / 8
Ralf945
Форсаж"все поди смотрели ? вот такие новости:
0
Билл Клинтон 2020
От пользователя ralf945

Леха при всем уважении в курсе что Яковлев скончался? http://www.1tv.ru/news/culture/247338
1 / 0
Ralf945
От пользователя Билл Клинтон 2020

Так вчера ещё.Вся страна в курсе.
Яковлеву 85 вроде было ,а Уокер моложе меня,вот и резонанс.

[Сообщение изменено пользователем 03.12.2013 00:16]
0
Ralf945
[Сообщение удалено пользователем 03.12.2013 11:14]
2 / 0
4Четвертый
Камень (боец) Дождевой в 1,5км. от дома (в устье р.Кашка) и вот что там есть
Статья профессора археологии:
"Так, в 1988 г. археологом Ю. Б. Сериковым были найдены два неолитических погребения в гроте на Камне Дождевом. Грот расположен в затененной расселине на высоте 14 м над водой, и с реки его увидеть трудно. У входа в грот было обнаружено частично разрушенное захоронение женщины. Оно находилось в вытянутом положении на спине, было обильно посыпано охрой (красной краской природного происхождения). Сохранились не все кости: череп, тазовые, берцовые и длинные кости рук отсутствовали. В качестве погребального инвентаря в могилу были положены два отщепа, скребок и фрагмент керамики. Но зато одежда женщины была богато расшита зубами животных. Всего ее костюм украшали 73 просверленных клыка выдры, 2 просверленных зуба северного оленя, зуб медведя и 2 резца лося. Возраст женщины, как считают антропологи, 35-40 лет.

Но еще более удивительная находка таилась в глубине грота. Это было погребение мужчины 40-45 лет. Отличная сохранность погребения удивила археологов. Мужчина лежал на спине в скорченном положении. Его сопровождал богатый погребальный инвентарь. Более богатого погребения каменного века уральским археологам еще никогда не удавалось найти!
Вероятнее всего, на погребенном была надета шапка с меховой оторочкой с нашитым на нее клыком лисицы. Пояс был украшен 10 резцами бобра. На сапогах или штанинах брюк нашиты костяные подвески: с внешней стороны – 9 фигурок уточек, выполненных из таранных костей бобра, с внутренней – 6 каплевидных костяных подвесок. На поясе находился костяной гарпун, на груди – каменный шлифованный нож. На левом боку у мужчины была сумка с 15 отщепами и заготовками орудий. А также колчан, в котором сохранились костяные наконечники стрел. Кроме того, в погребении археологи нашли множество необходимых древнему охотнику предметов: обломок шлифованного орудия, скребок, расколотый надвое зуб лося и расколотые кости северного оленя. Тело погребенного россыпью покрывали 11 каменных наконечников стрел.

В погребении было найдено 7 фрагментов керамики от 2 сосудов, причем самые крупные из них залегали в районе колена. По-видимому, они были нашиты на брюки на уровне коленей и представляли собой своеобразные опознавательные знаки. На одном из этих фрагментов можно разглядеть серповидный знак, вырезанный по сухой глине. Но значение его нам не известно.

Погребенный мужчина был убит выстрелом в спину. Каменный наконечник стрелы, оборвавшей его жизнь, найден между шейными позвонками
Как считает автор раскопок — профессор Ю. Б. Сериков, в гроте Камня Дождевого был захоронен шаман со своей помощницей. Необычные детали погребального инвентаря и обряда подтверждают это предположение. Во-первых, захоронение совершено в потаенном и труднодоступном гроте. Во-вторых, обращают на себя внимание найденные в погребении кости животных. В частности, кости северного оленя, которые залегали вдоль плечевых и берцовых костей погребенного, и, вероятнее всего были нашиты на одежду. Если обратиться к этнографическим материалам, то мы увидим, что подобная деталь костюма является характерной для шаманов многих сибирских народов. Кости и зубы животных на костюме шамана помогали ему перевоплощаться в зверя или птицу для успешного путешествия в верхний или нижний миры.

Погребение женщины в Камне Дождевом также имеет ряд уникальных особенностей. Как уже говорилось, одежду женщины украшали 73 просверленных клыка выдры. По этнографическим данным, выдра – это представитель нижнего мира. Кроме того, в древности она считалась духом – помощником шамана. Очень интересно то, что для украшения одежды были взяты клыки выдры только из нижних челюстей, всего от 37 особей. А если учесть, что выдры обычно живут на расстоянии около 25 км друг от друга, то можно себе представить всю ценность и уникальность такого украшения. Аналогичный обряд встречен учеными в женском погребении в могильнике Карасук II (берег Енисея), где обувь женщины была расшита множеством зубов соболя. Причем использовались только правые третьи коренные зубы верхней челюсти. Всего для украшения обуви были взяты зубы 310 соболей. Этнографические материалы свидетельствуют, что челюсти животных использовались в качестве шаманских подвесок, которые являлись атрибутами духов-помощников.

Проанализировав все данные о погребениях, автор раскопок Ю. Б. Сериков попытался восстановить «криминально-культовую ситуацию», случившуюся на Чусовой более 6 тысяч лет назад. Группа охотников спускалась в середине лета на лодке по Чусовой в направлении пещерного святилища на Камне Дыроватом. Перед рекой Кашкой группа неожиданно попала в засаду. Шаман группы был убит (каменный наконечник стрелы застрял у него между шейными позвонками).

Из этнографических материалов известно, что для похорон шамана обязательно приглашался другой шаман. Но в дальнем путешествии второго шамана не было. Охотникам пришлось самим хоронить своего шамана. Возможно, именно это и объясняет своеобразие деталей обряда, который они вынуждены были совершить сами. Из страха перед душой убитого шамана его связали. Об этом говорит та скорченная поза, в которой он был найден археологами. Помощница шамана была удушена, т. к. соплеменникам нельзя было проливать кровь родича, и похоронена в обычной позе перед выходом из грота. "

Статью привел в сильном сокращении. По зубам выдры, территории и плотности в те времена, очень интересно. Выдры хватает и сейчас, на Чусовой и притоках, сказалось ее размещение в Красной книге, немодность натуральных мехов,
сложность добывания.
В полевой бинокль грот разглядеть никогда не мог, хотел осенью сверху по веревке залезть. Надо собраться и навестить соседа.
Вот такие наши удивительные Уральские края! Радоваться надо что не в подмосковии живем.

[Сообщение изменено пользователем 03.12.2013 11:44]
5 / 2
Иваныч Баский
А мне Олег, в Салехарде в музейно-выставочном комплексе, показывали мумию шамана предков ненцев. У него покрывало из меди. Во весь рост. С чеканкой. Тоже был убит стрелой. Только в грудь. Повреждения на рёбрах от наконечника стрелы. Больше всего поразила сохранности мумии и его рост. Не более 120-130 см. Легенды о гномах видимо, не на пустом месте. Поинтересовался у хранителя. Да, говорят, такими почти все были в то время. На основании раскопок захоронений.
1 / 0
glushak
8 / 0
Ralf945
Правильная жена,И мужику подарок и семейный бюджет не пострадал. :-D

[Сообщение изменено пользователем 03.12.2013 12:50]
5 / 0
От пользователя 4Четвертый

Есть такое произведение Алексея Иванова "Золото бунта". Про наши места, про сплав на Чусовой. Рекомендую.
0
4Четвертый
От пользователя Иваныч Баский
в Салехарде в музейно-выставочном комплексе, показывали мумию шамана предков ненцев

Очень интересно. Ведь люди жили в природе, в естественном отборе.

По некоторым вопросам этнографии, которые видел, нехочу писать в общ.доступе, напишу в ЛС.
1 / 3
мил человек
От пользователя 4Четвертый
нехочу писать в общ.доступе

а что так, я аж зачитался, коллеге текст по аське через стол закинул, тоже интересно, к стати понял где Вы живете.
2 / 0
4Четвертый
От пользователя мил человек
тоже интересно

Извините, там довольно определенная информация. А Михаила Ивановича я хоть один раз но в лицо видел, все же любой форум общественно доступный.

Хотел сказать, что живя на Урале мы иногда не задумываемся что рядом с нами есть очень интересные места, интереснее чем торговые центры/ кинозалы/ пивные ресторации.
1 / 4
мил человек
От пользователя 4Четвертый

кинули в меня тапком на ровном месте :weep: ну нет так нет
1 / 1
sagra
От пользователя Митяй :music:
Есть такое произведение Алексея Иванова "Золото бунта".

Я его почти всего перечитал....многое он подчерпнул у Советских археологов и краеведов земли Пермской. Но вот потом смутило меня .
Стал изучать историю Лысвенсккого района . Особенно времена гражданской войны. Пошли неточности а порой и откровенная чушь и просто бред..Исторические факты перекручены и с блеском поданы читателю.
Его "путь единорога " разбил простой учитель Кыновской СОШ № 65 Сергей ГРИНКЕВИЧ Это касаемо "войны бронепоездов" (которой, кстати , никогда не было)
Книга " Сердце Пармы" интересная и носит сугубо литературный жанр.
Исторические же факты -не терпят вольностей.
4 / 2
Arrows_
От пользователя sagra
разбил простой учитель Кыновской СОШ № 65 Сергей ГРИНКЕВИЧ

А где можно прочитать что пишет Гринкевич?
1 / 0
sagra
ВОЙНА БРОНЕПОЕЗДОВ ИСТОРИЯ ИЛИ МИФ?
28 октября 2011
В последние годы с легкой руки писателя Алексея Иванова в сознание наших современников внедрено броское клише: «война бронепоездов». Эта фраза претендует на то, чтобы объяснить смысл событий лета-­весны 1918 года на пермском направлении Восточного фронта Гражданской войны. Клише кочует из одного литературного произведения в другое, звучит с теле ­экрана, становится объектом театрализованной реконструкции.

Архивная папка



Удивляет то, что сами участники событий Гражданской войны и очевидцы не подозревали, что они являются действующими лицами грандиозной «войны бронепоездов». Не подозревали об этом и историки, неоднократно описывавшие «пермскую катастрофу», и лысьвенские краеведы, скрупулезно собиравшие воспоминания участников боев на Западно-­Уральской железной дороге. Но, может быть, они не правы? За мелочами не увидели главного?

МЫСЛЕННЫЙ ДИАЛОГ

В чем состоит схема писателя Иванова? Откроем книгу «Message: Чусовая» (а в скобках будем задавать себе ­ читателю и мысленно ему ­ писателю вопросы, если они возникнут). «На Чусовую война надвигалась по железным дорогам… Главной ударной силой того времени были бронепоезда. Эти железные чудища врывались на станции, сокрушали противника огнем орудий и пулеметов и высаживали десант. Затем подходили основные силы, которые рассредоточивались по округе. (Позвольте: кто, где, когда действовал подобным образом? Зачем атаковать неприятеля слабыми силами? Это же верное поражение. И зачем после победы рассредоточивать главные силы по уже захваченной округе? ­ С. Г.) В осенних уральских лесах, в узких лощинах меж гор и скал бронепоезда были страшным и непобедимым оружием…» (В узких лощинах, меж гор и скал, бронепоезда были в ловушке: закрыты сектора обстрела, их мощное вооружение бездействовало. ­ С.Г.) «Даже отступление под прикрытием бронепоездов выглядело как серия локальных атак с последующим отходом на все более дальние рубежи… (Отступление выглядело чаще всего как прорыв, и ­ дай бог ноги. ­ С. Г.) Особенно яростные схватки разгорелись на станциях Кормовище и Крутой Лог (эти станции каким­то чудом избежали участи попасть в сводки самых горячих боевых действий на Лысьвенском направлении. ­ С. Г.) На станции Кын красные сумели отбить белогвардейский бронепоезд «Адмирал Колчак». (Этот бронепоезд был брошен белыми при отступлении в 1919 году. Его не надо было «отбивать»: белые в это время спешили уйти Гороблагодатским трактом на Кушву, в Зауралье. Они не стали оборонять рокадную железную дорогу. ­ С. Г.)

«Здесь же совершила свой подвиг комсомолка Лиза Пылаева, выкравшая секретные документы из штаб­вагона белого бронепоезда». (Зачем комсомолке Лизе Пылаевой понадобилось красть секретные документы из штаб­вагона белого бронепоезда, захваченного красными? На самом деле Лизе Пылаевой современники вменяли другой подвиг: она вынесла секретные документы красных из штабного вагона, попавшего в руки белых при внезапном захвате станции Кын. Вероятно, это были списки коммунистов. Если бы они попали в контрразведку, под ударом оказались бы люди. Лиза Пылаева под видом местной жительницы проникла на станцию Кын и сумела поджечь вагон с документами. ­ С. Г.)

«…Особую память оставил о себе красный бронепоезд № 2… В начале декабря белые поймали бронепоезд № 2 в ловушку у разъезда Сухой Лог, разобрав рельсы впереди и позади бронепоезда. Три дня бронепоезд, неподвижный, сражался в окружении. Потом экипаж взорвал его вместе с собою. Уцелели только несколько человек…» Если отбросить лирику, в этом фрагменте описан единственный реальный эпизод боевого применения бронепоезда: его гибель. Не маловато ли для исторической концепции? Впрочем, в книге «Message: Чусовая» «война бронепоездов» ­ это еще не концепция, это красивая метафора. В приведенном фрагменте бросается в глаза отсутствие временных и бедность географических привязок.

А теперь заглянем в книгу «Дорога единорога» (Пермь, 2009). Исторические открытия ждут нас на каждой странице. Глава «Война бронепоездов». «…Чехословаки в эшелонах ехали во Владивосток, чтобы оттуда на пароходах переплыть через полмира во Францию и вместе с французами кинуться на немцев: немцы оккупировали их страну. А большевики заключили с Германией мир и в оплату его пообещали разоружить чехословаков…» (Немцы оккупировали Чехословакию? Автор путает Первую и Вторую мировые войны. Чехословакия в описываемое время была составной частью Австро­Венгрии. Да и с попыткой большевиков разоружить чехословаков не все так просто и ясно: с одной стороны, они подпадали под условие размена военнопленными, но с другой ­ не желали попадать в руки немцев. Там их ждал расстрел за измену, поскольку чехи не только сдались в плен русским, но и готовились сражаться на стороне Антанты. Большевики же лавировали между Германией и Антантой… С. Г.) «…А летом и осенью 1918 года от Челябинска по железным дорогам грозно мчались эшелон
ы белочехов: на Златоуст, на Тюмень, на Екатеринбург». (Так летом или осенью? Летом шла одна война, а осенью ­ совсем другая: другие формы борьбы, другое соотношение сил, другие лидеры. И с какой же скоростью они «мчались» ­ с лета до осени от Челябинска до… не доезжая до Лысьвы? ­ С. Г.)

Война превратилась в эшелонную. (Термин «эшелонная война» можно встретить в книге П.С. Михалева «Бронепоезд проходит Балезино» (Свердловск, 1969). Но там эшелонной войной названы действия красных отрядов против казаков атамана Дутова. То есть не чехо­словаки, как у Иванова, а первые красногвардейцы начали «эшелонную войну»). «Год 17­й на исходе. Сперва в Вологде и Вятке, чуть позднее в Перми и Екатеринбурге, а затем и в Челябинске на станционных путях один за другим останавливались эшелоны из красного Питера. Их хозяевами были солдаты 17­го Сибирского полка и моряки­балтийцы. Ехали солдаты и моряки на Урал по личному распоряжению Ленина, ехали на борьбу с бандами Дутова… Под Оренбургом один из отрядов В. А. Блюхера воевал, не покидая эшелонов». (Но это другая война с другим ­ деморализованным ­ противником. ­ С. Г.)

«Белые высаживали на станциях десанты, огнем пулеметов крошили красногвардейцев. Самым страшным оружием были бронепоезда. По Западно­Уральской дороге на Лысьву сквозь туннели и по мостам, окутанным дымом, грохоча орудиями, как линкор, двигался бронепоезд «Адмирал Колчак». В его мрачной тени силы красных словно рассыпались… Кровавая и огненная неразбериха смешала все вокруг Лысьвы. В этой метели взблескивали штыки белых, гремели пушки бронепоезда, сверкали сабли красных эскадронов Михаила Тухачевского (Новое открытие! Тухачевский ­ командир красного эскадрона! В образе конника ­ типа Павки Корчагина! Под Лысьвой! С. Г.) и Константина Рокоссовского (у него действительно был эскадрон, но ­ в единственном числе и на Кунгурском направлении. ­ С. Г.) … Красное командование бросило из Кунгура к Лысьве Кронштадтский матросский полк…

Против бронепоезда «Адмирал Колчак» на Чусовском заводе красные строят свой бронепоезд… (То есть красный бронепоезд построен после белого, в ответ на его появление? ­ С. Г.) Бронепоезд катается вокруг Лысьвы, как дракон на привязи. «Адмирал Колчак» отступает. (Вокруг Лысьвы до сих пор не проложена кольцевая железная дорога. Движение «вокруг» невозможно. Но можно: туда­сюда. Тогда окажется, что красный бронепоезд то удирал из обороняющегося города, то вновь возвращался. Как дракон на привязи. Но главное ­ «Адмирал Колчак» отступает! Значит, трусит, не принимает честного боя. ­ С. Г.) Но возле разъезда Сухой Лог красный бронепоезд попадает в ловушку… Белые выкатили орудия и в упор палили по бронепоезду. Матросы огрызались пулеметным огнем из амбразур. Белая артиллерия долбала панцирь окровавленного дракона. Матросы расстреляли все патроны и взорвали бронепоезд. (В этом описании появилась новая деталь: артиллерия белых на прямой наводке против неподвижного бронепоезда. И у читателя возникает несколько вопросов. Сколько времени надо батарее, чтобы прямой наводкой расстрелять неподвижный бронепоезд? Пять минут? Семь? И кто тогда уцелеет? И зачем матросам взрывать «окровавленную скорлупу» уже раздолбанного «дракона»? Как долго все­таки длился бой? Трое суток, как сказано в первой книге? Или с появлением белой артиллерии продолжительность боя сократилась до нескольких часов или минут? ­ С. Г.)

«Через полгода белые молча сформировали обозы и ушли из Лысьвы. На станции Кын, погасив топку паровоза и опустив стволы орудий, громоздился брошенный бронепоезд «Адмирал Колчак». (С фактом согласимся. Но где же заявленная война бронепоездов? ­ С. Г.)

Вывод: в приведенном фрагменте концепция «войны бронепоездов» опирается на факт гибели красного бронепоезда №2 и факт оставления белыми без боя бронепоезда «Адмирал Колчак». Других фактов у автора не обнаружено.

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

А был ли у белых бронепоезд «Адмирал Колчак»? В 1919 году он был: его на самом деле захватили наступающие красные на станции Кын. Но был ли он в 1918 году? Летом и осенью? Летом его не могло быть по причине отсутствия адмирала Колчака — что очевидно, и по причине отсутствия белых — что менее очевидно. Летом 1918 года А. В. Колчак находился в Японии и Маньчжурии. Следил за поставками оружия странами Антанты Сибирскому правительству. Направляясь в Добровольческую армию (на юг), задержался в Омске и 4 ноября 1918 года был назначен министром обороны новообразованного Всероссийского временного правительства, объединившего Комуч и Сибирское правительство (не белого, а либерально­социалистического, продолжавшего политическую традицию Временного правительства). 18 ноября 1918 года в результате военного переворота в Омске была установлена диктатура, Колчак был провозглашен Верховным правителем Российского государства.

И в январе 1918 года, и в июне, и в августе, и даже в первой половине ноября 1918­го белых как организованной силы в Сибири и на Урале не было. Красные воевали с розовыми: большевики­узурпаторы ­ с эсерами, победившими на выборах в легитимное Учредительное собрание. Шла война социалистов с социалистами. Меньшевики местами поддерживали красных, а местами (как в Ижевске и Воткинске) являлись сторонниками Учредительного собрания.

Розовые «побелели» с приходом к власти Колчака ­ не монархиста, а скорее октябриста по политическим симпатиям. Колчак был либеральным офицером. Он первым присягнул Временному правительству. Не случайно его поддерживала Антанта: союзники в нем видели либерала. Образ А. В. Колчака, созданный в массовом сознании фильмами последних лет, далек от исторического портрета: нам навязывают романтическо­монархический миф. Но идея реставрации отсутствовала на всем протяжении Гражданской войны ­ и во времени, и в пространстве. С одной стороны, воевали за идею диктатуры пролетариата и мировую революцию, а с другой ­ за демократическую республику и место России среди стран­победительниц в мировой войне. Зато идея реставрации монархии присутствовала в красной контрпропаганде, откуда перекочевала в советскую историю.

После колчаковского переворота розовые (эсеры) подняли в тылу Верховного правителя волну партизанских восстаний, пойдя на сотрудничество с большевиками (теперь «узурпатором» в их глазах стал Колчак), что нарушило устойчивость Сибирской армии и сгубило самого Колчака.

Таким образом, бронепоезд «Адмирал Колчак» не мог появиться раньше 18 ноября 1918 года, то есть раньше переворота, отдавшего ему власть. А вероятнее всего ­ значительно позже, уже после окончания боев за Пермь.

Попробуем разрешить еще одну загадку: откуда прискакали на лысьвенский фронт эскадроны Михаила Тухачевского? «В эти декабрьские дни в районе деревень Сая и Исады оказался в окружении эскадрон красных под командованием Михаила Тухачевского. С большими потерями конникам все­таки удалось пробиться к своим». (Н. М. Парфенов. Лысьва. Пермь, 2003, стр. 102). Вот так ошибка лысьвенского краеведа, вольно или невольно отождествившего Рокоссовского и Тухачевского, перекочевала в книгу А. Иванова. Маститый писатель, осведомленный об участии в событиях, связанных с гибелью Кронштадтского полка конников Рокоссовского, добавил к ним на подмогу вычитанных у Н. Парфенова конников Тухачевского.

Оттуда же в «Дорогу единорога» перекочевали белые пушки, долбавшие «скорлупу дракона»: «В войне стальных гигантов сообразительней оказались белые. Они скрытно развинтили железнодорожные пути на разъезде Паленый Лог. В результате бронепоезд № 2 сошел с рельсов и вынужден был принять неравный бой с сидевшими в засаде белыми артиллеристами. После нескольких часов боя, когда закончились снаряды и иссякла надежда на помощь, матросы …ночью взорвали бронепоезд и лесом ушли к своим». (Н. М. Парфенов. Лысьва. Пермь, 2003, стр. 96). О существовании «белой артиллерии» не было известно командованию 29­й дивизии (о ней нет упоминаний в приказе о гибели бронепоезда № 2), но известно Н. М. Парфенову. Из какого источника?

«Белые» пушки изображены на панораме героической гибели бронепоезда в Лысьвенском краеведческом музее. Они «долбают скорлупу дракона», в то время как цепи в серых шинелях, подобно крысиным полчищам, лезут под огонь пулеметов бронепоезда. Смысл панорамы: наглядно показать, что гибель красных героев не была напрасной, они дорого продали свои жизни. При первом же знакомстве с панорамой меня поразила тупость белых: зачем лезть под пулеметы, когда есть пушки? Или звери­офицеры гнали серую скотину на убой, а сами прятались за спины солдат? Панорама явилась элементом советского мифа о бронепоезде. Она прочно вошла в сознание, мистифицировав реальное событие и сыграв коварную шутку с несколькими лысьвенскими краеведами. Правда о Гражданской войне не нужна была Советской власти (она была опасна), но, похоже, не нужна она и сейчас. Миф удобней и эффектней.

Что касается воспоминаний, то у одних участников событий присутствуют «белые» пушки, у других о них не упоминается. Давайте зададим вопрос: каким образом белые могли доставить пушки в глубокий красный тыл? Кунгур ­ у красных, Чусовая и Кушва ­ у красных, на железной дороге от Лысьвы до Кумыша курсирует бронепоезд № 2, поддерживая отдельные отряды отступающих красных против отдельных отрядов наступающих белых, перемешанных, как в русской окрошке. Каким образом пушки попали к разъезду Сухой Лог? Почему через несколько дней при атаке на сильнейшую красную часть ­ Кронштадтский полк белые не применили эти пушки?

Читая книгу Н. Парфенова «Лысьва», можно заметить, что хотя она и не указана в числе источников «Дороги единорога», в последней встречаются не только смысловые, но и текстуальные параллели с трудом лысьвенского краеведа.

«Большевики, не успевшие по каким­либо причинам эвакуироваться, были арестованы той же ночью. Их немедленно казнили на льду Травянского пруда. По ночному времени стреляли не прицельно, поэтому многих ранили, и те из них, кто дожил до утра, пытались еще сесть на лед и уползти от страшного места. Таких добивал шашкой местный дурачок, блаженненький. Конечно, арестовывали и просто заподозренных в связях с большевиками и советами. Таких пороли шомполами и увозили в Чусовской завод». (Н. Парфенов. Лысьва, стр. 104). К сожалению, не указан источник, но по стилю видно, что это могут быть воспоминания очевидцев или семейное предание.

«Всех, кто хоть как­то был связан с красными, белые выгнали на лед пруда и расстреляли. Но не всех дострелили. Тогда саблю дали заводскому дурачку, и он порубил раненых». (А. Иванов. «Дорога единорога», стр. 210).

При сравнении двух фрагментов виден источник, но видна и рука мастера: текст сжат в три раза, лишние детали убраны, сцена вызывает шок ужаса и отвращения. Во­первых, по Иванову, белые расстреляли всех без разбора, чего уж там разбираться, а во­вторых, изощренно издевались над жертвами: специально не дострелили, а потом дали дорубить дурачку. По Н. Парфенову, действия происходили все­таки несколько иначе и логичней.

РЕЦЕПТ ФИРМЕННОГО БЛЮДА

Каков же творческий метод А. Иванова? Рецепт блюда прост: берется реальное историческое событие и гиперболизируется. Автор концепции считает, что он вправе «перетяжелить» этот объект, сделать его из периферийного центральным. Подобная схема потрафляет читателям, поверхностно знакомым с исторической канвой событий. Книги А. Иванова написаны живым языком, стиль легок, образы блестящи. Писатель нашел свою аудиторию и пробился к ней ­ замечу: в стране, стремительно теряющей вкус к чтению. Но пишет он, к сожалению, не историю, а вольную фантазию на историческую тему.

Когда талант берется за создание художественного сериала или приключенческого романа, вольное обращение с исторической канвой событий и даже с географией не считается чем­то предосудительным: Дюма­старший и Вальтер Скотт приучили нас смотреть сквозь пальцы на историческую и географическую точность талантливых книг. Но когда пишется путеводитель по знаменитой реке, краеведческий очерк, «история одного города», читатель вправе требовать от автора не только художественности, но и объективности. Слишком уж часто в ХХ веке переписывают историю и географию на одной шестой части планеты.

Термин «война бронепоездов» предполагает не только наличие этого оружия у обеих противоборствующих сторон и их столкновение на поле боя, он требует для своего утверждения и реальной войны бронепоездов. Были ли встречные бои бронепоездов на пермском фронте? П. С. Михалев описывает артиллерийскую дуэль между красным и белым бронепоездами в апреле 1919 года в районе станции Чепца. Других эпизодов мне обнаружить не удалось. Несомненно, они были, но только как редкие эпизоды, а не как основной тактический прием или основное содержание борьбы.

Самым страшным оружием против бронепоезда оказался не близнец­бронепоезд противника, как это может показаться современному телезрителю, привыкшему к танковым дуэлям в военных фильмах, и даже не килограмм динамита, заложенный под железнодорожное полотно, а разводной ключ ремонтника. Достаточно развинтить и сместить рельсы ­ и крушение обеспечено. Несколько минут работы. Ничтожными силами. В этих условиях стоило разведывательному разъезду противника показаться в тылу и открыть пальбу поблизости от железной дороги, как бронепоезд давал задний ход, опасаясь быть отрезанным.

Если моя критика покажется неубедительной, прошу читателей взять книгу Иванова (но не А. Иванова, а его менее известного в современных читательских кругах тезки Всеволода Иванова «Бронепоезд 14­69». Прочтите, если вас действительно интересует вопрос «непобедимости» бронепоездов в Гражданской войне).

ЭПИЛОГ

Всякий писатель должен быть готов к тому, что услышит голос взыскательного читателя. Впрочем, критикующий читатель сам невольно становится писателем. И по законам жанра подпадает под ответную критику.

Сергей ГРИНКЕВИЧ, учитель Кыновской СОШ № 65

Р. S. Не удивлюсь, если вскоре в лысьвенских школах возникнут факультативы по изучению истории родного города по «Пути единорога», будут проводиться интеллектуальные игры... Поживем ­ увидим.

PS: sagra-Вот уже второй год копаюсь в Пермских архивах-очень много интересного, очень....

[Сообщение изменено пользователем 03.12.2013 20:50]
4 / 2
От пользователя sagra

Ни в коем случае не говорю о стопроцентном следовании фактам у Иванова. Тем не менее, его произведения, на мой взгляд, очень хорошо показывают саму суть исторического периода, который описывается.
Речь идет о "Сердце Пармы" и "Золоте бунта".
1 / 0
sagra
От пользователя Митяй :music:
Речь идет о "Сердце Пармы" и "Золоте бунта".

Хорошие литературные повести на историческую тему.Более того, американцы выкупили права на экранизацию фильма по одноимённой повести.Правда 3 года не слуху- не духу .Но мне всё же интересно, казнил ли
Асыка священников(миссионеров) или это сделал кто то другой?И вообще как это было на самом деле...и где именно.И что за старые вогульские скопища находятся в урочище Ломовка?И какое отношение к ним имеет Асыка и имеет ли вообще?Да много чего...
3 / 1
glushak
[Сообщение удалено пользователем 04.12.2013 12:23]
2 / 1
4Четвертый
От пользователя glushak

Какой то поганый у Вас анекдот.

От пользователя sagra
Хорошие литературные повести на историческую тему

Сергей, в "Золото бунта" конечно очень много художественного вымысла замешаного на мистике, но Иванов все таки бывший научный работник, историк. Мне понравилось что он очень точно показал, отношение человека (неважно старовера беспоповца или никонианца) к своей душе, что боялись нательные крестики оставить, считали залог за душу. Еще понравилось конечно описание реки и сплава. Но вот "Сердце Пармы" читать не смог, чего то он сразу закрутил сильно мансийскую тему да смешал туда описание душевных мук чуть не каждого персонажа. Че то незахотелось продираться ч-з худ.вымысел писателя.

А "Географ глобус пропил" я б посмотрел с Хабенским, тоже по Иванову.
1 / 5
glushak
От пользователя 4Четвертый
Какой то поганый у Вас анекдот.

Раз поганый,значит удалю
1 / 1
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.