E1
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-5°

пасмурно, небольшой снег

ощущается как -9

3 м/c,

сев.

727мм 91%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Образование Иннопром-2019 репортаж Почему студенту нельзя работать и как учиться онлайн: в Екатеринбурге поспорили о высшем образовании

Почему студенту нельзя работать и как учиться онлайн: в Екатеринбурге поспорили о высшем образовании

Будущее выпускников вузов обсудили на «Иннопроме»

Скоро ходить на лекции будет необязательно — их можно будет изучать в интернете. А общение с преподавателями останется для дискуссий, уверены в некоторых вузах

Учиться нужно всю жизнь, а начинать образование — прямо в яслях. Такие мысли прозвучали сегодня на «Иннопроме» в дискуссии про образование в цифровую эпоху. О том, какими станут университеты в скором будущем, сколько нужно айтишников, чтобы утолить кадровый голод, и можно ли чему-то научиться онлайн — об этом говорили эксперты. Цитируем самые яркие моменты этой дискуссии. А о том, что было в первый день выставки, вы можете узнать из нашей онлайн-трансляции.

Сергей Кадочников, директор Высшей школы экономики, Санкт-Петербург:

— Есть исследования о том, какие качества и навыки специалистов востребованы сегодня в глобальных мировых компаниях, — рассказал Сергей Кадочников, директор Высшей школы экономики (Санкт-Петербург). — Навыки работы с компьютерами и программами — 62%. Способность общаться в бизнес-среде — 53%. На третьем месте, 51% — это адаптивность, гибкость. Раньше казалось, что айтишники сидят в комнатах по одному и боятся увидеть свет. А сейчас нужны те, кто умеет работать в команде и коммуницировать.

Сергей Кадочников (слева) из Высшей школы экономики уверен, что во время обучения студенты не должны работать

По словам эксперта, Россия занимает четвертое место в мире по накопленному человеческому капиталу, то есть по доле людей, которые имеют третичное (высшее) образование. Но мы занимаем очень низкие позиции по реальной востребованности этого образования — 40-е место.

— К 2024 году набор на IT-специальности планируется на уровне 120 тысяч человек, — рассказал эксперт, апеллируя к нацпроекту «Цифровая экономика». — Сейчас это 45 тысяч студентов — сравните. Весь бюджетный прием в российских вузах — 300 тысяч студентов, 120 тысяч — это будут специальности, связанные с IT. Мы поменяем долю людей, которые имеют подготовку в этой отрасли, сейчас это 2% трудоспособного населения в России. В США — 3,9, в Европе — 3,7.

Сейчас многие крупные компании испытывают дефицит в таких кадрах.

— Нам нужны разработчики, цифровые технологии захватывают мир, — сказал гендиректор «СКБ-Контур» Евгений Филатов. — Если раньше эта отрасль IT имела четкие границы, теперь только ленивый не называется IT-компанией, и конкуренция увеличивается. При этом новые технологии появляются каждый год, но студенты поступают учиться, и до момента, когда они начинают приносить прибыль, проходит от 4 до 6 лет. Получается, что образование не успевает. Сама система образования должна быстрее менять курсы, добавлять новые.

По словам Ильи Обабкова, директора ИРИТ-РтФ УрФУ, если взять УрФУ в целом, есть две основные модели подготовки в области IT: Институт естественных наук и математики — это 100–120 человек такой элитной подготовки. И второй — это радиофак, на базе радиофака учится 1200 человек. В университете эти модели друг друга дополняют.

— Вы как-то отслеживаете, какой процент ваших выпускников бизнес взял на работу? — поинтересовались у радиофаковца.

— Я бы сказал, какой процент бизнес взял на работу на 3-м курсе, а какой — на 4-м, — парировал директор института. — После окончания университета это, конечно, 100 процентов. Но если в группе 3-го курса не работает хотя бы половина студентов, я сильно удивлюсь. На 4-м курсе занятия мы вынуждены ставить ближе к вечеру, все работают.

Участники дискуссии на «Иннопроме» согласились, что в стране не хватает квалифицированных специалистов в сфере IT

— У нас такая установка: не допустить, чтобы дети работали во время учебы, — высказался директор ВШЭ Сергей Кадочников. — Нужно, чтобы ребята пахали в аудитории, пахали в проектах. Но они не должны работать вне курирования университетского профессора. Это непростая задача, мы должны обеспечить стипендиальной поддержкой студентов. Есть партнеры, которые обеспечивают стипендию 25–30 тысяч рублей студенту-бакалавру.

— На тысячу человек идея со стипендией не полетит, — возразил директор РтФ. — Но есть модели, когда выделяется часть студентов, которые учатся лучше, в отдельные треки, это такая инженерная элита.

— Я бы с этого уровня опустился бы до школы и детского сада, — внес неожиданную тему в дискуссию про образование вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов. — Именно в детском саду закладываются интересы у ребенка. Сегодня дети сами быстрее родителей и точно быстрее бабушек ориентируются в интернете. Если брать университетское образование, нужно фундаментальное образование для IT-специалистов, это понятно, но не должно быть ни одного образовательного цикла, ни одного диплома, в котором бы не было дисциплин, связанных с владением технологиями и ПО на уровне пользователя. Сейчас приходят специалисты с низким качеством владения IT-инструментами, в вузах недостаточно дают знаний и навыков.

По его словам, сейчас сильно не хватает специалистов, которые выступали бы посредниками между программистами и людьми других профессий.

— Что такое ПО в здравоохранении? — пояснил он. — Сесть рядом с доктором, понять задачу и переписать на язык, понятный для программиста.

В ответ на реплику представителей «Русской медной компании» о том, что не хватает филиалов вузов в маленьких городах, возник спор о дистанционном обучении. Директор ВШЭ Сергей Кадочников убежден, что онлайн очень скоро вообще изменит всю систему высшего образования.

— Есть дискуссия — онлайн замещает университет или не замещает? — высказался он. — Мы не видим такого, чтобы университетское образование умирало. Университеты — провайдеры онлайн-курсов. Мы идем по пути смешанного обучения. Это снижает издержки с точки зрения регулярных курсов — они не будут читаться в прежних объемах очно. Они читаются в формате онлайн, а встречи со студентами офлайн — для дискуссий и семинаров.

По мнению эксперта, будет выделяться группа университетов, которые в основном будут провайдерами таких курсов, разработчиками дисциплин станут преподаватели ведущих университетов. И будут вузы — получатели таких дисциплин.

— Мы движемся по пути соединения онлайна и очного формата. Ответа на вопрос, чем это закончится, не существует, — заключил он. — И если три года назад мы думали, что онлайн — это про массовку, то сейчас понимаем, что формат персонализации в образовании. Появились технологии по адаптивному обучению — сталкиваясь с непонятным, ты можешь возвращаться, обращаться к источнику, к текстовой расшифровке, и у тебя есть своя траектория прохождения курса.

Все новости по «Иннопрому — 2019» вы можете почитать по ссылке.

Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления