Администрация надеется, что отмененные во время реформы маршруты будут подхвачены другими перевозчиками и не получится такой же проблемы, как в случае с отменой популярных автобусов № 024

В Екатеринбурге на 1 июля запланирована транспортная реформа: по мнению властей, старая схема движения муниципального транспорта устарела и ее нужно менять. Во вторник, 29 января, мэр Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что остановит транспортную реформу, если вырастет цена на проезд. Но, по его мнению, без этой реформы муниципальный транспорт будет обречен. 


Мнением о грядущей транспортной реформе и вопросами, которые она вызывает, на своей странице в Facebook поделился известный общественник и бывший главный квартальный Уралмаша и Эльмаша Алексей Беззуб. Приводим текст его колонки целиком.


Сразу скажу, что я сторонник транспортной реформы. Существующая схема движения общественного транспорта устарела со времён распада СССР и требует переработки, это подтверждается количеством автомобилей на душу населения. Реформу все равно придётся проводить.


1. За два года отсрочки реформы мэрия не провела особо никакой работы. Все закончилось закупками новых автобусов, пяти трамваев и созданием нескольких выделенных полос. Хотя ещё два года назад говорилось о том, что, если власти хотят больше пересадок, нужно модернизировать остановки и закупать низкопольный транспорт.


2. На этапе внедрения повременной оплаты проезда предполагалось время в 45 и 90 минут, но зачем-то его сократили до 30 и 60 минут. А потом мэрия удивляется, почему люди не ездят по повременному тарифу. Я считаю, что на два-три года, пока проводится реформа общественного транспорта, нужно сделать повременной льготный тариф на час — 28 рублей, или 30 рублей, с учетом повышения стоимости проезда. Возможно, мэрия потеряет сейчас в деньгах, но может выиграть в будущем, если привлечёт пассажиров. Я вообще не понимаю, почему только жители должны терять в результате реформы. Мэрия тоже должна идти на определенные риски, например, влезая в долги на покупку нового транспорта и модернизацию инфраструктуры.


3. Закупку новых трамваев и автобусов мэрия не может вести за счёт увеличения стоимости проезда. Несколько лет назад это не позволял закон. Возможно, схема следующая: область не компенсирует убытки транспортным компаниям за перевозку льготников, ее оплачивают пассажиры за счёт увеличения стоимости проезда, но зато область тратит эти деньги на покупку транспорта. По математике все то же самое выходит, но я боюсь, что надзорные органы могут вмешаться и зарубить эту идею, как было с зарплатой или справками от кори.


4. Мне непонятно желание мэрии полностью отодвинуть частников от маршрутов с крупными автобусами. Почему убыточные для мэрии маршруты нельзя разыгрывать на аукционе?


Убыточным для мэрии оказался популярный маршрут № 024, и его решили отменить. Но горожане были против, и власти создали дублирующие его маршруты


5. Метро так и не подключили к повременному тарифу. Куча правильных разговоров была про каннибализм маршрутов: что по 8 Марта ходит метро, трамвай, автобус, а по Космонавтов ещё и троллейбус, которые дублируют друг друга и отбирают друг у друга пассажиров. Ну и? Что было сделано за два года, чтобы на метро распространялся повременной тариф? Как метро стало областным, я вообще не понял. Строили на деньги города, директор метрополитена ходил на совещание к Липовичу, а не Старкову, а оказалось, что «метро не наше».


И таких вопросов очень много. Что сделано для информирования людей? Как пожилые относятся к реформе, с ними вообще кто-то разговаривает?


Надо серьёзно садиться, проводить мозговой штурм, делать матрицы и составлять диаграмму Гантта (тип диаграмм, который используют для иллюстрации плана, графика работ. — Прим. ред.). И, главное, информировать людей заранее, сильно заранее.


Реформа не подразумевает только изменения маршрутов. Нужно смотреть дальше: покупать автобусы, трамваи, ремонтировать остановки, делать пересадочные узлы, выделенные полосы, объединять движение автобусов и трамваев. Например, по Ленина почему автобус не может двигаться по выделенным трамвайным путям? А ещё нужно делать монолитные рельсы и решать вопрос с закупкой полностью низкопольных трамваев.


В ноябре мы пытались выяснить, кто в Екатеринбурге хоть что-то знает об эффективности метро, и Алексей Беззуб нам в этом помогал. Кстати, совсем скоро на Е1.RU выйдет интервью с главой екатеринбургского метрополитена Андреем Панаиотиди. Следите за новостями.