Июль 1925 года, строятся первые жилые дома для работников электростанции на Конном полуострове

Мы продолжаем наши исторические фотопрогулки. Большой Конный полуостров — это одно из самых удивительных мест Екатеринбурга. Дело в том, что эта часть города словно застряла в далеком прошлом: на небольшом клочке земли у юго-восточного берега Верх-Исетского пруда сегодня можно найти горстку обветшавших домишек, развалины старой школы и электростанции. Пока столица Урала в течение десятилетий прирастала новыми высотными домами, зеркальными офисниками и даже небоскребами, пейзаж Конного полуострова почти не менялся.


Но так было не всегда. В 20-е годы прошлого столетия именно Конный полуостров дал городу шанс на бурное развитие, обеспечив электроэнергией его ключевые промышленные предприятия и жилые дома. Но обо всем по порядку.


Собственно, почему он Конный, спросите вы? По одной версии, такое название закрепилось из-за того, что в дореволюционное время жители Екатеринбурга часто пасли там своих коней, ведь полуостров утопал в зелени и был отдаленным глухим местом. По другой — полуостров и возникший на нем поселок назвали в честь конки, с помощью которой возили торф с Широкой Речки.


Строительство высоковольтной линии, ведущей с Большого Конного в Свердловск, который остро нуждался в электроэнергии


Цивилизация пришла на Большой Конный после 1917 года. Когда отгремела Октябрьская революция, советская власть постепенно занялась восстановлением экономики страны. Владимир Ленин считал, что восстановить хозяйство можно только с помощью электрификации. Чтобы выполнить эту задачу, в феврале 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). По плану электрификации Урал, как один из ключевых регионов, планировалось превратить в крупный индустриальный центр страны.


Цивилизация пришла на Большой Конный в 20-е годы XX века


По одной из версий, название Большой Конный (или Большеконный) появилось из-за того, что работники Верх-Исетского завода любили выгуливать на его территории своих лошадей


Однако к началу 20-х годов в столице Урала с электричеством было совсем плохо: центральная электростанция находилась в разбитом состоянии, ее оборудование изношено, город испытывал острый недостаток электроэнергии. Свердловск сидел в темноте (к примеру, для освещения улиц нужно было 800 кВт, а станция с трудом давала 400). 


Тогда и было принято решение, что на Конном полуострове нужно построить новую электростанцию. На ее возведение требовалось 2 миллиона рублей. Примерно 30% от этой стоимости оплатил Горисполком, остальную сумму собрали различные промышленные предприятия, объединившиеся в Акционерное общество «Свердловская ГЭС». 


Станция в стиле модерн


Стройка на Большом Конном закипела в 1924 году и началась с закладки крепкого фундамента. Здание с немалыми усилиями возводили около 50 рабочих. В марте 1927 года ГЭС была готова. Турбины для нее заказали на Ленинградском металлическом заводе.


Постройка ГЭС была глобальным событием для Свердловска. В газетах писали:


«Сама станция красива и чиста, как только что выпущенная из мастерской игрушка… Ровно в половине первого товарищ Пылаев разрезал красную ленту, которая связывала паропуск и турбогенератор, и сердце новой красавицы забилось. На распределительном щите зажглись контрольные лампочки, и поплыл в новеньком зале мягкий, характерный гул. Директор завода «Красная Кровля» повертывает рычаг всего на три сантиметра влево, и новый цех его завода за четыре километра от станции получает жизнь. Зампред Горсовета товарищ Кушнерук поворачивает другой рычаг, и за пять километров зажглись лампочки в Свердловске…»


Проект станции


Закладка первого камня


Турбины для станции привезли с Ленинградского металлического завода. Оборудование доставляли на дрезинах с помощью конной тяги, а затем по водной глади, на лодках и понтонах 


Монтаж турбин станции. Для инженеров было принципиально важно, чтобы все оборудование новой уральской электростанции было советского производства 


В машинном зале новой станции. На втором этаже виден щит управления, выполненный из мрамора. Внутреннее убранство здания построенного в стиле модерн, напоминало дом культуры


На этом снимке — энергетики, благодаря которым была возведена станция. Директор-распорядитель АО «Свердловская ГЭС» Исаак Абрамович Канторович (крайний справа) и главный инженер электростанции Лев Фольварков (в черном пальто и фуражке)


«Там, где несколько лет тому назад паслись несколько десятков лошадей работников Верх-Исетского завода, там сейчас вот в этих машинах закована в стальную упряжь сила 3400 лошадей, подчиненная воле человека и готовая заработать при одном повороте рычага…» — писали в газетах


Расцвет Большого Конного


Вместе со станцией на полуострове началось и строительство домов: ведь энергетикам и их семьям нужно было где-то жить. По меркам того времени на Большом Конном вырос просто роскошный поселок. Для представителей промышленной элиты возводили солидные двухэтажные дома на каменных фундаментах и с деревянной резьбой. Но главным шиком был водопровод.


«Все сделано прочно и хозяйственно с расчетом на долголетнее существование и расширение. Дом для рабочих в 10 квартир имеет и 10 погребов. Кухня на 2 семьи. Есть своя баня, клуб, театр, кооператив», — писала газета «Уральский рабочий» в марте 1927-го.


А в тридцатые годы в поселке начали обустраивать инфраструктуру городского Водоканала. Население стремительно росло. Еще одной большой стройкой стал каменный дом с библиотекой и столовой. Он предназначался для высшего звена инженерно-технических работников, которые трудились на электростанции. Примерно тогда же возвели школу и клуб. 


Инфраструктура Большого Конного полуострова постепенно разрасталась. Так происходило до 50-х годов XX века.


Закладка фундаментов домов


В поселке строили комфортабельные дома с уборными и кухнями


На заднем плане виден так называемый дом ИТР (высшего звена инженерно-технических работников). Он был самым большим и комфортабельным на полуострове. В нем жило руководство Свердловской ГЭС


Здание клуба


Летний театр на Большом Конном


Медицинский блок на Свердловской ГЭС в пятидесятые годы XX века


Умывальник в электроцехе


Кабинет технической учебы на станции


Первые жилые дома на полуострове


Общий вид строящегося поселка энергетиков на Большом Конном


Не район, а капсула времени


В 1965 году в жизни полуострова энергетиков произошло знаковое событие: станция утратила свое значение. Ее функции взяла на себя Среднеуральская ГРЭС, заработавшая на полную мощность. А ГЭС на Большом Конном стала подстанцией районного значения. Со временем на ней осталась в работе только небольшая часть оборудования. 


Познакомиться с историей Большого Конного и его ГЭС можно узнать в музее энергетики Урала


Эти перемены привели к тому, что развитие полуострова фактически остановилось. Даже во времена строительного бума при Хрущеве застройка обходила Большой Конный стороной. Население не спешило искать жилье в отдаленном уголке города. В результате он дошел до наших дней практически в том же виде, в каком пребывал 50–60 лет назад. Построенная на века, но устаревшая станция так и осталась стоять по соседству с жилыми массивами. Домики на Конном покосились от времени, а от местной школы остались только заросшие мхом руины. 


В наши дни Большой Конный полуостров притягивает к себе любителей урбанистики и художников. Пока в городе стремительно идет застройка, это тихое место сохраняет дух прошлого.


Так станция выглядит в наши дни


Идут годы, а панорамы Большого Конного остаются неизменными. Снимок лета 2017 года


Руины старой школы


Современная застройка пока не дошла до Большеконного, но когда-нибудь это обязательно произойдет


Благодарим за помощь в подготовке материала Музей энергетики Урала энергетической компании ОАО «МРСК Урала».


Напоминаем, что мы будем и дальше выпускать ностальгические подборки фотографий различных районов нашего города. Если в ваших семейных архивах есть старые снимки Уралмаша, Эльмаша, Вторчермета, ВИЗа, Сортировки и вы готовы ими поделиться с другими горожанами, присылайте ваши фото нам на почту news@corp.e1.ru, не забудьте указать фамилию и имя автора.


Не забывайте смотреть другие публикации, посвященные истории Екатеринбурга.