Ян Кожан изначально планировал сделать «Огонь» сетевым, но отказался от этой идеи

В 2015 году на E1.RU вышел большой текст о том, что в Екатеринбурге стали модны бургеры. Одним из первых и заметных игроков на этом рынке был бургер-бар «Огонь». Но в конце января он прекратит своё существование.


Собственник «Огня» Ян Кожан в интервью E1.RU объяснил, почему он решил закрыть заведение, а также рассказал, чем теперь займётся. 


— Как думаете, почему Marins Park Hotel решил расторгнуть договор аренды?


— Возможно, что отелю предложили более высокую стоимость аренды. У нас были нарушения по срокам оплаты, но обычно не больше трёх — пяти дней. Просто было не очень приятно узнать о закрытии от третьих лиц. Собственник помещения практически всегда имеет возможность довольно легко расстаться с арендатором. И наш случай ровно такой же.


— Помню, что были планы сделать «Огонь» сетевым проектом. По какой причине не реализовали эти задумки?


— Возможно, не хватило какого-то желания с нашей стороны. Не захотели строить сеть в формате фастфуда. Года полтора назад мы решили для себя, что это не наш вариант.


Первый «Огонь» открыли в 2015 году


— Можно сказать, что закрытие ресторана на Ленина привело затем и к сворачиванию бизнеса в целом?


— Нет, не думаю. Так получилось, что точка на Ленина была совсем другого формата в сравнении с той, что на Челюскинцев. И это не совсем правильно. Именно поэтому мы ее продали.


— Вы говорили, что «Огонь» всегда был прибыльным. 


— Да, были у нас какие-то спады и подъёмы, но откровенных провалов у «Огня» никогда не было. Заведение всегда приносило прибыль. Я предприниматель, а потому не рассматриваю такие варианты, чтобы субсидировать бургер-бар за счёт доходов от других проектов.


— Когда мы с вами общались в 2015 году, то мода на бургеры в Екатеринбурге только зарождалась. Но за это время таких заведений стало значительно больше.


— Четыре года назад рынка бургерных не существовало. Сейчас он есть, и его можно разделить на три сегмента: фастфуд, запечатанный в красивую упаковку (большой поток, усилители вкуса, низкая себестоимость), сегмент качественных бургерных, в которых готовят из натуральных продуктов, а также рестораны, в чьих меню есть это блюдо.


Бургеры теперь продаются практически во всех заведениях


В этом бизнесе тоже есть мода. Одна и та же тусовка кочует из одного открывшегося заведения в другое, а класс тех, кто должен составлять основу, то есть должен быть постоянным гостем, в Екатеринбурге слишком узкий и почти не растет. Уровень же доходов у населения в целом также не увеличивается.


Именно поэтому новые заведения нередко достаточно быстро закрываются. На мой взгляд, ресторанный рынок в нашем городе переоценён с точки зрения перспектив. Внимание же проектам в сфере общепита нужно столько же, сколько, например, производству.


— Но бургерных становится всё больше. К примеру, недавно появилось заведение Тимати, и народу там всегда много.


— Да, народу много, потому что привлекает имя Тимати. Но вообще, на мой взгляд, мода на бургеры в Екатеринбурге прошла. 


— Что будете делать с оборудованием?


— На часть оборудования мы уже нашли покупателей. 


— Правильно понимаю, что прошедшим летом вы уже не работали на пляже «Огонь»?


— Да, там работали другие партнёры.


— Почему не стали переносить бургерную «Огонь» в другое место?


— Я не говорю, что этого не случится. Но сейчас есть другие проекты и начинания, которые мне интересны.


Сейчас я решил взять паузу в ресторанном бизнесе и направить свое внимание на другой проект — развитие территории Сысертского городского округа. Для этого мы создали некоммерческую организацию «Агентство развития Сысерти». В ней я соучредитель и директор.


— Если просто объяснить, чем будет заниматься эта структура?


— Сысерть является частью большого Екатеринбурга. Именно поэтому мы думаем о том, чем Сысерть может быть интересна Екатеринбургу, чтобы выстроить взаимовыгодное сотрудничество.


Цель агентства — создать систему устойчивого развития, нарисовать общее видение, постоянно формировать общую стратегию. Приведу пример. В бизнесе так часто бывает: приходит новый менеджер или собственник — и перечеркивает все мысли старого руководства. С территорией же совсем иная ситуация. Не может новый чиновник или новый бизнес перетряхивать всю систему по своему мнению. Так как от этого зависит судьба тысяч людей и сотен бизнесов.


— Можете привести примеры? 


— Сысерть может стать местом для комфортного проживания. Мой хороший друг, детский кардиохирург, очень долго искал место для дома. Он изучал направления, розы ветров, соседство с промышленными предприятиями, состав лесов и прочее. И в итоге выбрал Сысерть.


Ян Кожан решил, что не будет открывать «Огонь» в другом месте 


Также екатеринбуржцам нужно место для отдыха. И у нас уже есть самый большой загородный комплекс области — «Белая лошадь», единственный на Урале гольф-клуб, питомник хищных птиц «Холзан», базы и турбазы. И всё это находится недалеко от Екатеринбурга.


Именно в Сысертском округе находится единственный природный парк в агломерации — «Бажовские места». Совсем скоро мы будем отмечать 140-летие со дня рождения Павла Петровича Бажова. И это отличный повод запустить проекты, связанные с ним. Например, есть идея создать велопешеходные тропы. Такие, чтобы и для туризма выходного дня подходили, и для жителей территории выступали альтернативной транспортной инфраструктурой. Этот проект в перспективе должен выйти за пределы Сысерти, соединив тропами Екатеринбург, Полевской, Арамиль, города Челябинской области. Да, это «длинные» перспективы.


— Это будущие проекты. А есть то, что ваша структура уже реализовала?


— Мы собрали команду из студентов и опытных айтишников. За несколько месяцев она сделала новый портал для Сысерти Sysert.life, где собрана вся информация о том, где можно жить, отдыхать, работать. С точки зрения редакционной политики проектом занимается талантливый коллектив журналистов из Сысерти. Это в Екатеринбурге много порталов, один Е1.RU чего стоит. А у малых городов почти не бывает качественных городских сайтов. 



Второй проект связан с вовлечением общества в процесс принятия решений. В Москве, например, сделали «Активного гражданина» — хороший проект. Но мы посмотрели на эту задачу по-другому, подумали, а почему в «Веселую ферму» люди играют? Как сделать так, чтобы судьба своего города увлекла человека так же, как виртуальный мир. И, кстати, уже с администрацией Екатеринбурга обсуждали сотрудничество в этом проекте. Почему бы не расширить опыт на мегаполис в случае успеха в Сысерти?


— За счёт чего ваша компания будет жить?


— Мы искренне считаем, что качественно иной уровень развития (по сравнению с подходом «пусть все идет, как идет») можно получить, если сформулировать основные стратегические направления работы и относиться к ним как к проектам. Наша задача — делать коммерчески успешные проекты. Если дело хорошее, но не прибыльное, то обязательно проиграет плохому.