Устоит ли известный бренд после слияния, пока никто не знает

Владельцы крупного продовольственного ретейлера «Дикси», сетей алкомаркетов «Бристоль» и «Красное & Белое» 21 января объявили о слиянии компаний в единый бизнес. В результате в России появится третий по обороту розничный ретейлер. Что стоит за громким событием? Связано ли это с предновогодними маски-шоу в «К&Б», отжали бизнес у Сергея Студенникова или наш земляк всё-таки выкрутился? И как новая реальность скажется на ценах в магазинах? Наши коллеги с портала 74.RU собрали версии экспертов.


Кто вышел на сделку


В объединённом бизнесе основатель компании «Красное & Белое», челябинец Сергей Студенников получит 49%, собственники «Дикси» и «Бристоля» Игорь Кесаев и Сергей Кациев — 51%.


— В процессе паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уровнять активы при объединении, — говорится в совместном заявлении бизнесменов.


74.ru направил запросы всем участникам громкой сделки. Но о подробностях слияния и дальнейших планах новой компании они пока не сообщают.


Между тем новая структура претендует на звание третьего по обороту российского ретейлера — после X5 Retail Group и «Магнита». Под управлением «К&Б» находится свыше 5500 магазинов. Сеть «Дикси» насчитывает свыше 2700 торговых точек, «Бристоль» — 2875. По данным экспертов, объединенная компания сможет оперировать цифрой в 13 тысяч магазинов.

Сергей Студенников открыл первый алкомаркет в 2006 году в Челябинской области


В 2018 году владелец сети «Красное&Белое» Сергей Студенников стал новым российским долларовым миллиардером по версии Bloomberg Billionaires Index. За прошлый год его компания заработала 3,3 миллиарда долларов, а в этом году увеличила выручку ещё на 40 процентов. По итогам 2017 года «К&Б» попала в топ-500 крупнейших компаний России по версии РБК, опередив энергетиков и многих металлургов. Также «К&Б» вошла в десятку крупнейших розничных сетей страны.


Одним из старейших ретейлеров в России считается «Дикси». Создатель этой сети Олег Королёв в 2008 году продал контрольный пакет акций владельцу торгового дома «Меркурий» (торговля табаком. — Прим. ред.) Игорю Кесаеву. Сейчас в группу компаний «Дикси» входят сети «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт». По итогам 2017 года она была на пятом месте среди российских розничных компаний. В 2003 году Игорь Кесаев основал некоммерческий благотворительный фонд «Монолит», который, по данным Forbes.ru, поддерживает сотрудников ФСБ. Издание пишет, что он был создан «для поддержки экономических, медицинских, социальных и культурных потребностей остронуждающихся сотрудников ФСБ России, уволенных в запас, и членов их семей».


Продуктовая сеть попытается усилить свои позиции, объединившись с алкомаркетами


Собственниками сети алкомаркетов «Бристоль», созданной в Нижегородской области в 2012 году, стали Сергей Кациев и Игорь Кесаев. Также они являются совладельцами компании «Мегаполис» — крупнейшего дистрибьютора сигарет в России. 


В феврале 2017 года 74.RU сообщал о планах захода созданной в Нижнем Новгороде сети «Бристоль» на челябинский рынок. Весной 2018-го представители ООО «АЛЬБИОН-2002», работающего под брендом «Бристоль», жаловались на «К&Б» в Челябинское УФАС. Речь шла о нарушениях торговли сигаретами. Это можно было расценить как то, что сеть «Бристоль» видела в «К&Б» своего конкурента.


Слияние или поглощение?


Грядущее слияние компаний вызвало не менее бурное обсуждение среди потребителей продукции и экспертов, чем декабрьские события. Сразу несколько аналитиков назвали новость неожиданной для рынка. Хотя ещё год назад, когда «Бристоль» и «К&Б» вошли в десятку самых быстрорастущих ретейлеров, все обратили внимание на то, что алкомаркеты растут быстрее традиционной розницы.


«К&Б» вёл масштабную региональную экспансию 


— На мой взгляд, сети объединяются по двум причинам. Первая — пока это не нарушает антимонопольное законодательство, вторая — для синергии на дистрибуции и логистике, — указывает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — Объём рынка превышает два триллиона рублей, и в прошлом году он начал расти довольно значительными темпами — около 11%. Объединение крупных игроков возможно станет сигналом для других участников рынка к активизации расширения бизнеса.


Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз отмечает, что быстрорастущая сеть «Красное&Белое» мешала всем, кроме потребителя.


— «К&Б» стала крупнейшим продавцом алкоголя, причём по демпинговым ценам. Чувствовалось, что должно что-то произойти, — говорит эксперт. — В последнее время начала формироваться государственная алкогольная розница, а её главным конкурентом оказалась демпингующая компания «Красное&Белое». Похоже, что предновогодняя кампания по «принуждению к миру и слиянию» оказалась успешной.


При этом, по мнению Вадима Дробиза, продолжению силового воздействия на «К&Б» помешал широкий общественный резонанс.


Вывески пока остались прежними 


Выгоды от таких операций не всегда лежат на поверхности и видны со стороны, указывает директор аналитического агентства So invest Анастасия Кузьминова.


— Крупные холдинги — это разветвлённая структура компаний, и нужно чётко смотреть, что именно сливается. Я встречала в своей практике ситуацию, когда, продав бизнес, даже с формальными обязательствами о неконкуренции, люди воссоздавали свой излюбленный формат под другим названием, образно говоря, «в соседних подъездах» с прежним, — отмечает Анастасия Кузьминова. — Так что не стоит делать какие-то выводы на основании только новостей. Конечно, со стороны неясно, почему Студенников пошел на такой шаг. Но утверждать, что у него что-то там отжали, нет достаточных данных.


Низкие цены останутся в прошлом?


Эксперты сходятся во мнении, что объединившиеся компании пока продолжат работать под отдельными брендами. Прежде всего, им нужно согласовать слияние с Федеральной антимонопольной службой. Официальных данных о том, что участники сделки обращались за разрешением в ФАС, пока нет.


Выручка объединённого игрока, по данным «Фридом Финанс», составит около 600 миллиардов рублей в год.


— Две из трёх компаний являются крупными игроками на рынке спиртосодержащей продукции. Темпы роста в этом сегменте превысили 10%, — добавляет Георгий Ващенко. — Кроме того, в 2019 году может быть легализована розничная продажа напитков через интернет, что станет драйвером роста.


Обычных покупателей больше всего интересует, как поменяется ценовая политика слившихся сетей. До сих пор считалось, что самые низкие цены держала компания «Красное&Белое».


— Прежней ценовой политики уже не будет, — прогнозирует Вадим Дробиз. — Скорее всего, цены подтянут до «бристольских». (Беглый анализ по интернет-каталогам «К&Б» и «Бристоль» показывает, что на сегодня одна и та же бутылка водки стоит у них в среднем соответственно 299,89 и 329,90 рубля, вина одной марки — одинаково 289,90 рубля, банка пива зарубежного бренда — 89,19 и 129,90, семилетний российский коньяк 0,5 л — 582,21 и 999,90 рубля. — Прим. ред.).


Также, по его мнению, «К&Б» притормозит с агрессивной региональной экспансией. Теперь компании нет смысла захватывать новые области и города, нужно дать заработать всем.


Как ФСБ поздравила «K&Б» с Новым годом


В разные годы работа «К&Б» привлекала внимание Росалкогольрегулирования (невыполнение приказа о минимальной стоимости водки), УФАС (нарушение закона «О рекламе», закона «О торговле»), указывают эксперты. Но проблемы удавалось гасить в зародыше. Поэтому главный вопрос декабря, когда по всей стране прошли масштабные обыски в офисах и на складах «К&Б», звучал не «почему обыски», а «почему сейчас», говорят аналитики.


В канун Нового года силовики парализовали работу компании сразу в нескольких городах


26 декабря минувшего года в головном офисе компании «Красное & Белое» и на складах компании в Челябинске, Подмосковье, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Уфе и Воронеже одновременно ФСБ провела масштабные обыски. Вместе с силовиками в проверке участвовали сотрудники Федеральной налоговой службы и Росалкогольрегулирования. На следующий день компания вернулась к привычному режиму работы.


Везде изымали документацию, связанную с закупками алкоголя, весь день не выпускали сотрудников. E1.RU удалось выяснить, как силовики проводили операцию в Екатеринбурге. Туда, по словам одного из сотрудников склада, залетели сотрудники СОБРа и ФСБ, положили всех на землю. Более 300 человек держали в одном помещении весь день. В Челябинске силовики заблокировали десятки грузовиков компании, водители вынуждены были в 30-градусный мороз ночевать в кабинах, их не отпускали домой.



29 декабря в госреестре Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка появилась запись о приостановке лицензии на закупку, хранение и поставку спиртного для «К&Б», но очень быстро она исчезла.


«К&Б»: как льются большие деньги


Основатель «SPS-Холдинга», куда входит «К&Б», челябинский бизнесмен Сергей Студенников начал заниматься оптовыми поставками алкоголя в 1980-х годах. Первый розничный алкомаркет открыл в 2006-м. Сейчас более чем в 50 регионах страны работают, по разным данным, от 5,5 до 7 тысяч магазинов. По данным агентства INFOLine, ежемесячно открываются более 150 новых алкомаркетов.


За 2017-й «К&Б» заработала 3,3 миллиарда долларов, а в следующем году увеличила выручку ещё на 40 процентов.


В прошлом году у компании возникли серьезные проблемы с налоговой службой. Поэтому маски-шоу силовиков могут быть одним из аргументов в споре, предполагают эксперты.


Поставщику алкоголя в магазины «Красное&Белое» (тоже входит в холдинг) летом доначислили налогов на 1,9 миллиарда рублей. Дело касается ООО «Абсолют» — одной из основных компаний холдинга Сергея Студенникова. Представители «К&Б» подали иск в арбитражный суд Челябинской области. Очередное заседание назначено на 25 января 2019 года.