Отмененный маршрут № 024 существовал с 2007 года

До реализации транспортной реформы, которую городские власти анонсировали на лето 2019-го, осталось около полугода. Но первые попытки (по заверениям мэра, очень осторожные) оптимизировать городские маршруты стали предприниматься уже сейчас. Реакция на них последовала незамедлительно. Негативная.


Об отмене маршрута № 024, который 11 лет возил пассажиров от Хладокомбината № 3 на Старой Сортировке до улицы 2-й Новосибирской на Вторчермете, в мэрии сообщили еще перед Новым годом. На коротком брифинге рассказали, что популярные автобусы решили снять с линии, поскольку их рейсы повторяют другие маршруты и к тому же они слишком дороги для городского бюджета. 


1 января маршрут № 024 исчез, но слезы по нему никто не лил: пока шли каникулы, было затишье. И только 8 января, когда наступили будни, некоторые горожане поняли, что их привычный путь: до работы, садика, школы стал продолжительнее и дороже. Мы публиковали рассказы возмущенных екатеринбуржцев, а также присутствовали, когда они дружно собирали подписи с требованиями вернуть маршрутки обратно на линию.


Генеральный директор транспортной компании ООО «Пегас», которая обслуживала маршрут, Алексей Свешников рассказал E1.RU о том, почему чиновники лукавят, когда говорят, что бюджет тратит деньги на частные маршруты.


— В мэрии сказали, что ваши автобусы не нужны, потому что параллельно с ними ездят и другие. Что вы думаете по этому поводу?


— Любой из городских маршрутов дублируется в той или иной степени. Почему они решили, что именно № 024 повторяет другие, а не они его? Вот этого мы не понимаем. По логике нужно было оценивать пассажиропоток. Мы обслуживали 9 тысяч пассажиров в день! Но кто-то решил, что другие маршруты важнее. Что мы их дублируем, а не они нас.


После отмены рейсов люди массово стали собирать подписи за их возвращение


— С администрацией Екатеринбурга был какой-то диалог до или после отмены маршрута?


— 28 декабря нас вызвали и поставили перед фактом: маршрут отменен, срок действия договора закончен. Он попал под сокращение в связи с организацией новой маршрутной сети. Уведомление о его сокращении было еще в 2017 году. Но несколько раз нас вызывали и продлевали договор.


— В мэрии говорят, что существующая транспортная схема слишком дорога для города.


— Все чиновники любят заявлять в СМИ, что им дорого содержать коммерческие перевозки! Но на самом деле мы не получали от бюджета ни копейки. Частные предприятия всегда все покупают и обслуживают сами: они берут технику в лизинг и в кредиты, вынуждены соблюдать дорогостоящие требования по соблюдению транспортной безопасности.


Субсидии по льготникам нам перестали платить еще с октября 2015 года. В администрации Екатеринбурга издали постановление, что перевозчики должны доказывать свои убытки. С 2016 года ни одному коммерческому перевозчику в досудебном порядке не были предоставлены субсидии, всем было отказано по разным мотивам. Перевозчики вынуждены были пойти в суд и защищать свое право на получение субсидий. Никто из нас с вами не видит реальных цифр, выплаченных муниципальным перевозчикам и частным, эти данные закрыты, думаю, доля частников будет ничтожно мала в соотношении цифр выплаченных субсидий всем перевозчикам.


Коммерческие перевозчики считают, что их решили подвинуть в интересах муниципальных транспортных предприятий


И кстати, о ценах. Это неправда, что перевозчики получают 28 рублей за провоз пассажиров. Это только от тех, кто платит наличкой. От других, со всеми льготами и повременными тарифами, выходит максимум 17 рублей. Такая сумма получается, когда в конце месяца поступают деньги от АО «И-Сеть» и мы делим эту сумму на количество транзакций.


— Мэр говорил, что при существующей схеме город ежегодно теряет миллиард, а в будущем будет терять и все два.


— В моем понимании он имел в виду проблемы МОАП и ТТУ. Их-то администрация субсидирует. Тот же МОАП в прошлом году после торгов на аукционе получил 470 миллионов. Поддерживая муниципального перевозчика и отменяя маршруты коммерческих перевозчиков, администрация не задумывается над вопросами: а будет ли это удобно людям? будет ли у них 2 или 3 пересадки?


Оставшись без маршруток № 024, жители Вторчермета написали в мэрию коллективную жалобу 


— Как упразднение маршрута отразилось на работе вашего предприятия?


— № 024 был единственным маршрутом, на котором мы работали. На линию выходили 30 автобусов. Сейчас вся техника стоит на базе. Десятки водителей остались без работы. А кроме них — кондукторы, механики, медики. Люди пока еще держатся: некоторым мы предлагаем временную работу. Но многие увольняются. Они же не могут долго оставаться без заработка.


— Что говорят среди коллег по цеху? Будут ли дальше упразднять рейсы?


— Слышал, что еще 4–6 маршрутов пойдут под сокращение. Конечно, в Екатеринбурге коммерческие перевозчики с рынка не уйдут: МОАП в одиночку не справится, потому что у них не хватит ни сил, ни техники. Вопрос в том, насколько это будет выгодно предпринимателям. Спрогнозировать что-либо очень тяжело. Я не отрицаю, что маршрутную сеть надо менять и улучшать. Но делать это нужно безболезненно для пассажиров, а не устраивать игры в одни ворота, как это делается сейчас.


Автобусы № 024 сейчас стоят в парке без дела, а их водители остались без работы


— Как собираетесь спасать предприятие?


— Пока просто распродаем парк, и трудно сказать, что будет дальше. Вариантом могли бы стать другие маршруты. Их должны выставить на аукцион. Но когда он будет проведен — совершенно непонятно. Очень много поступало звонков от пассажиров после отмены рейсов № 024. Люди спрашивали, куда лучше обратиться, чтобы вернули маршрутки. Но народ в мэрии, похоже, не очень-то слышат.