Доходные маршруты, которые разыгрывались на торгах, связывают отдаленные районы города и идут через центр

В Свердловском арбитраже стартовал любопытный судебный процесс: работники коммерческой транспортной компании «УралТрансГрупп» подали в суд на мэрию. Они обвинили чиновников в проведении нечестного конкурса на право обслуживать в городе несколько популярных пассажирских маршрутов.


Вся эта история началась осенью, когда мэрия Екатеринбурга объявила о поиске транспортной компании, которая будет возить горожан по маршрутам: № 014 «Академический — ДМБ № 9», № 016 «Академический — Южная Подстанция», № 021 «7 ключей — станция Шарташ» и № 083 «Монтажников — ЖК "Светлый"». 


Такой лакомый кусок пожелали заполучить сразу семь фирм. Кроме «УралТрансГрупп» на конкурс заявились также «Авто-плюс», «Пегас», «Ю-ВИ-ЭЙ-Транс» и другие. Победителем объявили фирму-перевозчика «ЛЕКС АВТО». Но был один нюанс: она выиграла не потому, что предоставила городу самые выгодные условия перевозок, а потому, что участвовала в конкурсе в гордом одиночестве.


Дело в том, что всех конкурентов «ЛЕКС АВТО» вычеркнули из списка из-за неправильно поданных заявок. В администрации заявили, что фирмы не заверили нотариально выписки из ЕГРЮЛ. В «ЛЕКС АВТО» бумаги подготовили правильно и выиграли, хотя не располагали самым многочисленным и новым парком автобусов.


Но самым странным в этой истории было то, что по условиям конкурса «ЛЕКС АВТО» из муниципального бюджета доставались 27 миллионов рублей за платные перевозки (именно во столько фирма оценила свои услуги). В то же время остальные 6 предприятий за ту же самую работу были готовы взяться... бесплатно. Или за символический рубль. А один из перевозчиков даже предлагал чиновникам доплатить 10 тысяч рублей в случае своей победы в торгах.


Тот самый конкурс на портале госзакупок


Но фактически «ЛЕКС АВТО» свой транспорт на линию так и не выпустил, поскольку сразу после завершения торгов со стороны проигравших посыпались жалобы. Транспортники один за другим стали обращаться в региональную УФАС с просьбами проверить честность торгов.


Когда в антимонопольной службе встали на сторону «УралТрансГрупп», юристы компании поспешили в арбитраж, где потребовали аннулировать победу «ЛЕКС АВТО» и провести конкурс заново. По словам представителя «УралТрансГрупп» Альбины Шаровой, их фирму вычеркнули из списка участников из-за того, что выписку из ЕГРЮЛ банально распечатали на принтере. При этом документ был подкреплен электронной подписью, а достоверность данных члены комиссии легко могли проверить сами.


— В составе заявки «УралТрансГрупп» был приложен оригинал выписки из реестра юридических лиц, — объяснила Шарова. — Вдобавок зарегистрированный за определенным номером и подписанный усиленной цифровой подписью с номером сертификата и указанием владельца. Мы считаем, что действия комиссии были незаконными. Наша заявка была отклонена по совершенно формальным признакам, поскольку нет доказательств, что мы предоставляли недостоверные сведения.



В судебном заседании представители «УралТрансГрупп» упирали не только на излишнюю бюрократию, которую, по их мнению, развели члены комиссии, но и на экономию муниципальных денег. Они ссылались на федеральный закон № 44, в основе которого — честная конкуренция и экономия средств. Самое забавное, что в администрации Екатеринбурга сложившуюся ситуацию также объяснили тем, что скрупулезно следовали пунктам закона. Но в итоге получился какой-то юридический гордиев узел с кучей недовольных коммерсантов и жалоб по инстанциям.


— Решение комиссии департамента экономики (о том, чтобы исключить из конкурса все фирмы, кроме одной. — Прим. ред.) было вынесено в соответствии с нормами закона, — сказал юрист, защищающий интересы мэрии. — Для ФЗ № 44 без разницы, 27 миллионов будет контракт или 10 тысяч рублей. Дело в том, что если участник не соответствует требованиям, то он должен быть отклонен. И никакие соображения, быть может удобные для бюджета в рамках экономии денег, здесь не могут быть приняты во внимание, потому что нужно соблюдать принцип сохранения конкуренции. 


Юрист, представлявший администрацию города, заявил в суде, что самый накладный для бюджета перевозчик выиграл конкурс из-за строгого следования законам


После выступлений участников процесс прервали. На следующем заседании судья будет заслушивать членов комиссии департамента экономики администрации города, которые и принимали решение аннулировать заявки шести фирм и оставить одну — просившую 27 миллионов.


— Сейчас надо разобраться в этом деле. Думаю, суд примет правильную позицию, — осторожно прокомментировал ситуацию генеральный директор «УралТрансГрупп» Александр Мохов. — Маршрутная сеть у нас должна меняться в июле месяце (речь о транспортной реформе. — Прим. ред.), поэтому все контракты, которые сейчас проводятся, заключаются до 31 июля, а потом в мэрии планируют все масштабно изменить. Но как они собираются все менять, если те немногочисленные лоты, которые сейчас проводятся, проходят с такими проблемами? 


К сожалению, нам не удалось узнать, что по поводу этой ситуации думают в компании «ЛЕКС АВТО». Телефонов организации в интернете указано не было, только адрес, который совпал с жилым домом на улице Амундсена. Мы готовы выслушать точку зрения руководителей фирмы, если они обратятся к нам в редакцию.


На снимке — маршрут № 04, который недавно отменили в Екатеринбурге. В последнее время городские власти только и говорят о том, что транспортную схему в городе нужно менять из-за ее дороговизны. Но конкурсы почему-то выигрывают перевозчики, которым нужно платить миллионы рублей 


По словам чиновников, существующая система пассажирских перевозок в столице Среднего Урала затратная и неэффективная. Речь идет о так называемом «каннибализме» маршрутов, которые дублируют друг друга. Под этим предлогом недавно упразднили автобусы № 04 и № 024. На их исчезновение мгновенно отреагировали жители Старой Сортировки и Вторчермета, которые остались без удобных рейсов и стали тратить кучу времени, чтобы выбраться в центральную часть города. 


Сбор подписей на Вторчермете с просьбой вернуть на линию маршрут № 024


Люди начали писать коллективные жалобы, а в мэрии дежурно заявили, что неудобств горожане не испытали. А может, все-таки спросили не у всех?