Борис Можаев пишет не только сочинения, но и выпускает книги с собственными сказками

Совсем недавно мы публиковали колонки преподавателей УрФУ — о том, что школьная система убивает весь интерес к новому, а школьники почти перестали писать сочинения, поэтому студенты едва умеют связывать слова. Наш герой напрочь опровергает такие мнения. Екатеринбургский пятиклассник Борис Можаев стал одним из пяти абсолютных победителей всероссийского конкурса сочинений.


В нём участвовало 800 тысяч ребят, работа Бориса в жанре сказки была признана лучшей. Почему 12-летний Борис сочиняет увлекательные философские сказки, о чём он мечтает и как его таланты поддерживают дома, рассказали мама подростка Маргарита Можаева и сам школьник.


Философские сказки из жизни воробьёв


— Тема называлась «Как слово наше отзовётся», — рассказал о своём конкурсном сочинении Борис Можаев. — Я рассуждал от имени воробья по имени Мишка, как по-разному отзываются слова. Например, попугай Каспер, друг Мишки, когда слышал слово тропики, вспоминал большие цветы, зелень, а Мишке это слово напоминало крапиву, одуванчики и полосатых пёстрых бабочек.


На встречу с нами Боря принёс с собой книги. Конкурсное сочинение — конечно, не единственная его работа, воробей Мишка — один из главных героев сказок и рассказов, которые пишет мальчик. В них Мишка ищет смысл жизни, учится дружить, мечтает, сочувствует. Семья относится к творчеству серьёзно, рассказы объединяют в сборники и заказывают в типографии книжки, которые с удовольствием читают родные и друзья. Автор иллюстраций — тоже Борис.


— В этих сюжетах много того, что я на улице видел, — объясняет автор. — Вот видел, например, как на подоконнике сидела птица, а кошка её караулила из окна. И потом написал рассказ про кошку Мурку, характер у нее очень «влиятельный», она строит из себя королеву. На меня вдохновение находит, когда я иду по улице. Возвращаюсь домой, записываю рассказ. Бывает, по неделе пишу и редактирую. А бывает, несколько часов — и рассказ готов.


Воробей Мишка — один из главных героев сказок Бориса


Очень занятой мальчик


Борис Можаев учится в 9-й гимназии, и круг интересов у него такой широкий, что удивительно, как это всё вмещается в его жизнь.


— Спортивные бальные танцы, саксофон, хор, авиакружок, — перечисляет мама. — Конкурсы, олимпиады, на каникулах — математический лагерь. Математические способности тоже есть.


— Он что-нибудь делает из того, что делают обычные дети? Игры, телевизор, телефон?


— Да, конечно, и телевизор, и игры в телефоне, собирает модели из картона. Да как обычный ребёнок, даже не отличник. Но книжки читает больше научные.


— Научные книжки? О чём?


— По биологии, — отвечает Борис. — Либо биологом хочу стать, либо писателем, натуралистом, Натуралист — ученый, который одновременно пишет и издает книги о своих путешествиях, это научно-популярная литература.


— Достаточно серьезные книги читает по биологии, — подтверждает мама. — Он разговаривает с врачом — и врач притаскивает целую методичку по цитологии. Джеральд Даррелл (английский натуралист и писатель) — его кумир. Мы ему даже специально художественные книги подсовываем, чтобы не только научное читал.


Девятая гимназия, где учится Борис, собирает талантливых ребят со всего города


Литература и творчество


— Скажите, вот почему так, — спрашиваем у мамы, — сегодня многие родители грешат на школьную систему, на то, что форма стала важнее содержания, аккуратность тетрадей важнее знаний, а интерес к новому гасят уже в первом классе. А у вас будто всё наоборот. Почему?


— Нам повезло со школой, с учителями. Борис приходит из школы и рассказывает, что он нового узнал, — с восторгом, глаза горят, эйфория. Пересказывает мне: а ты знаешь то, это? А ты знаешь, что в славянской мифологии яйцо — это было самое главное?


— Девятая гимназия — всё-таки ресурсный центр, туда попадают и дети талантливые, и педагоги. А в начальной школе?


— Он учился в 69-й, и там поддерживали интерес к литературе, учили детей раскрываться, высказывать свои мысли, чтобы они не боялись думать, экспериментировать, в том числе в письменной форме. Дети писали эссе на философские темы, причём это была не обязаловка, выставляли свои работы в классе, чтобы все читали. Я только недавно узнала, что в школах сейчас не пишут сочинений, а в 69-й пишут, причём дети знают все формы сочинений — рассуждение, эссе, рассказ… Я считаю, что Боря счастливчик — ему учиться интересно. Я иногда говорю — давай от чего-то откажемся, и так перегружен, но не хочет, везде хочет участвовать, всё интересно.


Раньше Борис писал стихи, а потом перешёл к прозе


Как вырастить талантливого сына


Мы попросили Маргариту Александровну дать несколько советов о том, как поддерживать таланты детей.


Нужно любить то, что делает ребёнок. Если он что-то рассказывает, нужно слушать, отвечать. Хвалить — не просто так, мол, ты молодец, а хвалить за дело — мне понравилась вот эта идея, такая фраза, как интересно ты ее построил, так о многом она говорит. Ждать продолжения его рассказов, его работ. Искренний интерес — это хорошая мотивация.


Не нужно заставлять продолжать заниматься тем, к чему ребёнок теряет интерес. Писал стихи — и перестали писаться. Мы не заставляем писать стихи или рассказы по заявке, мы знаем, что Борис может, но ему это не нравится.


Помогать ли делать домашние задания? Есть задания, где без помощи не обойтись, особенно в проектах. Например, Боре как-то надо было включить в проект опрос четырехлетних детей. Конечно, я помогла: позвонила нашей бывшей воспитательнице, попросила, чтобы разрешили Боре поговорить с малышами. Сам же ребёнок этого не может сделать. Но с четвертого класса вмешиваться нужно всё меньше и меньше.


Сегодня мы многое не можем объяснить детям, но нужно научить их искать информацию самим. Уже со второго класса у них задания по математике такие, что мы не можем их решить. Не потому, что они сложнее, просто всё поменялось, те же уравнения совсем по-другому составляются.


Мальчикам особенно нужна помощь мамы в бытовых вопросах: подготовить одежду, вещи, напомнить, что пора выходить, что надо делать домашнее задание. Девочки, наверное, более самостоятельные в этих вопросах, а мальчики — они где-то там, они решают стратегические задачи, они смотрят в будущее. Может быть, изобретут лекарство, которое всё человечество спасёт. Мальчики для такого созданы. Поэтому мамы нужны.