Постановку Сергея Урсуляка восприняли неоднозначно: кто-то назвал его 90-е неубедительными, другие, наоборот, посчитали персонажей реалистичными

Накануне на телеканале «Россия» состоялась премьера сериала «Ненастье», снятого по одноимённой повести уральского писателя Алексея Иванова. В основе сюжета — реальные события, произошедшие в Екатеринбурге в 1992 году. Афганцы тогда захватили почти 400 квартир в девятиэтажках на Таганской, 55 и 57. Администрация обещала передать квартиры в этих домах воинам-интернационалистам. Но у ветеранов появилась информация, что квартиры выставлены на продажу. Тогда они решили в них заселиться. 


12 ноября по «России» показали сразу три серии «Ненастья». Многие известные екатеринбуржцы начали активно обсуждать новое творение режиссера Сергея Урсуляка в соцсетях. Мнения разделились. 


Екатеринбургский писатель и бывший пресс-секретарь ОПС «Уралмаш» Дмитрий Карасюк посчитал, что создатели ленты испугались показывать в кино времена правления Путина.


— В романе действие начинается и заканчивается в ноябре 2008 года. На канале «Россия» решили в путинские времена не соваться и ограничить все декабрём 1999-го. Из-за этой сдвижки сбилась вся настройка, вся резкость. В романе за 18 лет развиваются судьбы героев, растёт, крепнет и рушится «Коминтерн», переплетаются человеческие отношения. В фильме всё как-то сжато в восемь лет и получаются сапоги всмятку, диафильм, состоящий из видеосюжетов. Главного мерзавца постеснялись сделать эфэсбэшником, получился какой-то непонятно моложавый персонаж, — считает Карасюк.


Журналиста Максима Путинцева не убедили лихие 90-е Сергея Урсуляка.


— Специально посмотрел первые три серии «Ненастья». Не уверен, что буду продолжать. 90-е в исполнении Урсуляка как-то не убедили. Ненастоящие они какие-то. Плоские, без объема. И персонажи такие же. Из отличного текста Иванова как будто улетучилось все самое основное. Ну, и отдельное разочарование — город Батуев. В кино он совсем не похож на Екатеринбург. И даже машины с 66-м регионом не спасают, — считает Путинцев. 


Но не все так категоричны. Уральский бизнесмен Михаил Бабин, наоборот, считает, что образы афганцев переданы достоверно. 


— Я как раз в это время был в этой среде. В частности, среди афганцев. Некоторые персонажи и события до боли узнаваемы. В прямом смысле до боли, — уточнил бизнесмен. 


В романе действие развивается в вымышленном городе Батуеве. Но многие события «Ненастья» происходят в Екатеринбурге в 90-годы, а за образами героев угадываются реальные люди, например, прототипом Сергея Лихолетова — одного из главных героев фильма — стал Владимир Лебедев, первый председатель свердловского отделения Союза ветеранов Афганистана. 


В честь Владимира Лебедева на Таганской, 57 установлена памятная табличка, а дом назван его именем


Некоторые восторгаются актерским составом, например, фотограф Алекс Гробовский отметил игру Александра Яценко, исполняющего главную роль.


Многих сериал заставил задуматься о знакомых афганцах. Член Свердловской областной гильдии адвокатов Ольга Чантурия вспомнила своего одногруппника, который участвовал в этих событиях. Вернувшись с войны, он умер. Как заметила Чантурия, многие афганцы умирали от болезней, связанных с поражением печени. Посетители страницы адвоката считают, что это было связано с плохой дезинфекцией еды и воды, от которой многие солдаты советского контингента подхватывали различные инфекции.


Сам писатель Алексей Иванов остался доволен сериалом, снятым по его произведению. Он похвалил создателей картины. 


— Создан образ страны — брутальной, индустриальной и практически бесчеловечной, — и абсолютно гармонична реакция социума на такую среду: а чего ждать иного? Хотя, признаться, всё так вкусно снято, что хочется жить в квартире, где из окна видны дымящие трубы завода, — процитировала писателя его продюсер Юлия Зайцева. — Мне кажется, что получилась яркая и пронзительная история.


Сериал начали снимать в 2017 году, в Нижнем Тагиле ради съемок даже перекрывали улицы. Роман «Ненастье» в 2016 году стал финалистом премии «Большая книга», а также был назван «Книгой года». Кроме того, Алексей Иванов получил премию правительства Российской Федерации в области культуры за это произведение.