В ближайшие годы ОСАГО ждут коренные изменения, которые позволят сделать цены на полисы более справедливыми 

С 2019 года ОСАГО ждут серьезные реформы, которые планировались на протяжении нескольких лет. Расчет стоимости автогражданки в перспективе будет строиться на оценке индивидуальных рисков каждого отдельно взятого водителя. Это сделает страхование более справедливым. Об этом рассказал заместитель председателя Центробанка РФ Владимир Чистюхин, посетивший Екатеринбург.


Что изменится? 


По словам Чистюхина, аккуратные водители сейчас переплачивают за страховку. Фактически они спонсируют тех, кто попадает в аварии. Причина этого — действующая система тарификации в ОСАГО. Сейчас в стоимость полиса заложен базовый тариф плюс коэффициенты (стаж водителя, его возраст, регион, мощность машины, аварии).


Центробанк предлагает более точно разделять водителей по стажу и возрасту. В перспективе вместо коэффициентов появятся полсотни категорий. Цена полисов для молодых и начинающих увеличится, а для более взрослых и опытных, наоборот, снизится. 


Одна из целей реформы — повысить цены для тех, кто ездит небрежно и попадает в аварии. По статистике, 80% водителей в России водят аккуратно, но при действующей системе начислений фактически доплачивают из своего кошелька за лихачей 


В формуле расчета наконец-то перестанут использовать мощность двигателя (взаимосвязи между мощными автомобилями и аварийностью статистика не подтверждает), а также исчезнет территориальный коэффициент (в некоторых регионах водители платят больше просто потому, что там чаще происходят аварии). Зато добавится множество других параметров: например, будет учитываться количество серьезных нарушений ПДД и манера вождения (ее планируется устанавливать с помощью телематики).


Одним из необычных нововведений может стать принцип повышения цен для тех, кто в аварии не виноват.


— Сейчас если водитель в аварии не виновен, то малус у него не формируется. Но, на мой взгляд, это несправедливая система. Важен не только факт виновности в ДТП, ведь можно провоцировать ДТП, телематика это показывает, например, постоянные перестроения. Или водитель все время резко тормозит, из-за него другой вынужден резко тормозить, что приводит к столкновению. Такие вещи тоже должны учитываться, — объяснил Чистюхин.


Владимир Чистюхин уверен, что коэффициент ОСАГО должен расти и для невиновных участников ДТП, поскольку аварию можно спровоцировать и таких примеров немало на улицах любого города


В какие сроки произойдут изменения?


Реформа ОСАГО подразумевает несколько этапов. Первые изменения появятся уже ближе к концу этого года. Страховщикам расширят тарифный коридор на 20%. А коэффициент КВС (возраст — стаж) будет расширен дополнительными слотами. Остальные изменения в автогражданке (отмена территориальных привязок, коэффициента мощности двигателя и т. д.) потребуют внесения поправок в закон об ОСАГО, поэтому заниматься этими вопросами будут в Госдуме, на что уйдет два-три года.