В некоторых сферах роботы скоро смогут заменить человека 

Робот не обедает и не ходит на больничный, не строит козни против начальства, не опаздывает, в общем — идеальный работник, в отличии от нас — людей. 


Несмотря на пенсионную реформу, то есть на повышение трудоспособного возраста населения, российский бизнес активно вводит в производство и в обслуживание машины и заменяет людей на роботов. И хотя в компаниях не признаются, что это ведёт к сокращению персонала, очевидно, что времена, когда некоторые профессии будут полностью автоматизированы (считайте, исчезнут с рынка) не за горами. Кстати говоря, некоторые вакансии, где трудились студенты и пенсионеры, первыми попадают под раздачу — достаются роботам.


Уже сейчас можно заметить, что в некоторых компаниях Екатеринбурга, как пел Сыроежкин из «Приключений Электроника», «вкалывают роботы, а не человек».


Мы поговорили с представителями екатеринбургского бизнеса и федеральных компаний, чьи филиалы открыты у нас в городе, и узнали, насколько эффективны машины и как скоро нас заменят роботами. 


Автомат, отдай еду!


В ресторанах фаст-фуда уже давно можно купить еду не у кассира, а у автомата. Там видно и что ты берёшь, и сколько это стоит, и как это выглядит. В этом году на «Огонь пляже» тоже появились киоски самообслуживания. Владелец пляжа Андрей Фролов рассказал, что будущее, в котором роботы смогут заменить людей, совсем близко.


— В этом сезоне у нас на «Огонь пляже» было два киоска самообслуживания, возникли некоторые проблемы с настройками, это технология сыроватая, но к концу сезона они работали нормально, — рассказал Андрей Фролов. — Одного человека они заменяют точно. Если бы мы поставили себе задачу полностью отказаться от людей, то запросто могли бы это сделать с помощью киосков. Я убеждён, что в течение двух, трёх лет это станет намного дешевле, чем оплата работы официантов или кассиров, поэтому в большинстве заведений они людей заменят. Машины не болеют, их не надо обучать — один раз запрограммировал, и всё. Они всегда делают то, что тебе скажут — например, в Макдональдс, если ты покупаешь гамбургер, то тебе предлагают картошку, если берёшь кофе, то тебе предлагают десерт. Люди могут устать и забыть предложить это покупателю, могут нагрубить клиенту, а у автоматов таких проблем нет.


По словам бизнесмена киоски окупятся за 2–3 года


Билетик в кино


Забронировать билет из дома, а потом прийти и обменять его на настоящий у кассира — процедура уже привычная. А вот прийти и купить билет у терминала пока можно не во всех кинотеатрах. Такие терминалы есть, например, в «Гринвиче» и «Пассаже», но, как объяснили маркетологи кинотеатров, люди всё-таки предпочитают покупать билеты «по старинке». 


За год в «Гринвич Синема» через терминал билеты купили 12,85% зрителей, а вот в «Пассаж Синема» чуть больше — 16,3%. Все остальные предпочитают приобретать билеты у кассиров. 


Выбираем место и оплачиваем



Мелочь есть? Пакетик надо?


В супермаркетах, хотя далеко не во всех, появились кассы самообслуживания. Они не просят мелочи, чтобы сдать сдачу, но, как и настоящие кассиры, предлагают пакет. В «Карусели» такие кассы уже стоят несколько лет, но, по словам сотрудников X5 Retail Group, куда входит «Карусель», кассы самообслуживания не смогут заменить людей. 


— Они призваны в первую очередь повысить скорость и улучшить качество обслуживания покупателей, — рассказали в пресс-службе X5 Retail Group. — Благодаря им значительно увеличивается пропускная способность магазина в «пиковые» часы. При этом наличие касс самообслуживания в гипермаркетах «Карусель» не влияет на численность штата магазина. Среднее количество сотрудников гипермаркета с торговым залом около 4000 квадратных метров — более 150 человек.


Над автоматом размещена пошаговая инструкция



Хозяйственный робот, который моет торговые центры


Когда вы отправляетесь в торговый центр за покупками, часто вы обращаете внимание на уборщиков? Их не видно, зато огромный пылесос, который больше похож на машину для гольфа, вы точно замечали. Неторопливо разъезжая между магазинами, такой пылесос подметает и моет пол. В одном из самых больших торговых центров Екатеринбурга рассказали, что роботы действительно упрощают работу. Но сколько именно рабочих сократили, в торговом центре сказать не смогли.


— Такие машины ускоряют процесс и увеличивают площадь уборки, — рассказал специалист торгового центра. — Машина, конечно, оптимизирует процесс: там, где будут три человека убирать три часа, один человек с машиной сможет убрать за час. Понятно, что роботы и время экономят, и улучшают качество. Вообще процесс оптимизации комплексный — мы пересматриваем и схему уборки, и моющие средства. Есть вещи, которые может только человек сделать. Мы тестировали машину, которая работает полностью без человека, но однозначного мнения у нас на этот счёт ещё не сложилось. Количество работников сократилось, но совсем немного.


Дорогу пылесосу! 


В один клик


Мобильные приложения значительно упростили нам жизнь, особенно интровертам — разговаривать с людьми не надо, нажал две кнопки на телефоне, и курьер уже везёт тебе еду из ресторана. Кстати, совсем недавно «Яндекс» запустил в Екатеринбурге службу доставки еды. Такси тоже можно вызвать через приложение, но в службе заказа «Максим» говорят, что на штат сотрудников это не повлияло. 


— Запуск приложения для заказа такси позволил снизить нагрузку на операторов. Люди используют его в стандартной ситуации, а по номеру телефона заказывают такси, когда нужно что-либо уточнить, задать вопросы или если нет интернета, смартфона, — рассказали в отделе по связям с общественностью сервиса «Максим». — Штат операторов не уменьшается, а продолжает расти вслед за ростом количества городов, в которых работает сервис. Не стоит рассматривать приложение как скорую замену контакт-центра, эти каналы дополняют друг друга, дают пользователю возможность выбирать удобный способ заказа в зависимости от ситуации. 


В такси автоматизация и стандартизация работы помогают сократить холостые пробеги и простои, удешевить поездки. Если раньше водители ездили за пассажирами из одного конца города в другой, то теперь система автоматически предлагает водителям те заказы, что ближе всего к их местоположению. 


Разговаривать с оператором необязательно


Банковские электронные работники


Как только вы заходите в банк — обменять деньги перед отпуском или получить новую карточку, — первым делом вы подходите к терминалу, который выдаёт вам талончик, где написано, какой вы в очереди. 


— Главная задача таких роботов — оптимизировать банковские процессы и повысить качество сервиса, оказываемого клиентам, — рассказали в пресс-центре Уральского банка Сбербанка России. — В Уральском банке внедрена технология программного робота в процессе открытия расчетного счета, что позволило минимизировать ожидание обслуживания клиента в офисе и высвободить время менеджера на осуществление кросс-продаж банковских продуктов. В управлении кассовой работы роботизированные машины выполняют функции, связанные с погрузкой и сортировкой денег. В Сбербанке эти роботы «трудятся» с 2012 года. Это позволило существенно увеличить скорость и качество кассово-инкассаторской работы, но не заменило сотрудников, потому что управление техникой все равно осуществляет человек.


Роботы всё чаще появляются в нашей жизни


В банке применяются и человекоподобные роботы, в основном — в качестве «умных» консультантов на выставках и форумах. Например, на выставке «Иннопром» в 2017 году на стенде Сбербанка работали «Сбертроник» и «Кибернетик». Первый поддерживал беседу, а второй рассказывал, как обезопасить себя от интернет-мошенников и отвечал на вопросы по этой теме. Оба робота могли распознавать лица с помощью биометрических технологий и были оснащены встроенным модулем машинного интеллекта. Недавно мы вам рассказывали, что такое биометрия, зачем она нужна и как с её помощью можно взять кредит.


Магазин будущего


Маркет, в котором нет ни консультантов, ни кассиров — кажется, это сюжет какого-то фильма про будущее, но нет. В двух банках Екатеринбурга — Сбербанке и «Точке» — такие уже работают. Конечно, обычным людям туда не попасть, ими могут пользоваться только сотрудники, но директор минимаркета говорит, что к концу следующего года «магазины будущего» появятся в открытом доступе. 


Главный вопрос, который возникает, — воруют ли в таких магазинах? Соблазн велик — людей нет, за руку тебя никто не схватит, а значит, можно взять шоколадку просто так. И такие случаи бывают. 


— Это происходит, но очень редко — 1–2% случаев. Подозреваю, что в торговой рознице процент примерно такой же, — рассказала Е1.RU заместитель генерального директора группы компаний «Кофемат» Анастасия Вольпова. — Причём в нашем случае часто это не воровство, а забывчивость, безалаберность. Или у нас есть такой момент: за неделю до зарплаты повышенный процент неоплат, а после зарплаты люди приходят и оплачивают.


По словам Анастасии, компания изначально выбирает офисы, где работают люди определённой культуры и образования.


— Они точно не будут рисковать своей репутацией из-за салата или сэндвича. Есть такая история: в офисе телекомпании «Рен ТВ» на камерах заметили, что ведущий прогноза погоды набирает себе еду и не оплачивает. У него спросили, в чём дело, и он ответил, что каждый день всё фотографирует, а в конце недели всё оплачивает. Подняли всю статистику и увидели, что так всё и происходит, — пояснила Анастасия Вольпова. 



— Наверное, поставить такой магазин выгоднее, чем каждый месяц платить зарплату продавцу, но ведь этот терминал тоже стоит денег и его надо обслуживать. Через сколько он окупается? 


— В Сбербанке можно говорить об окупаемости в течение 12–14 месяцев. Но дело даже не в окупаемости. Что такое человеческий фактор? Думаю, что все, кто работает с торговлей, знают. Сегодня у торговых организаций стоит одна проблема — кадры. Трудно найти людей, которые гарантированно будут ответственными, честными, а если говорить про продукты питания, то ещё и здоровыми, проходящими все обследования. Я вчера час простояла в очереди в магазине, потому что было открыто две кассы. Как мне объяснили, все остальные продавцы у них болеют — вирус. 


В банке работает такой маркет, а ещё буфет с настоящим кассиром


Выбираешь любой продукт и оплачиваешь — либо через штрих-код, либо просто ищешь по перечню товаров


Робот для бурёнок


На Уктсусском заводе, в селе Никольское (недалеко от Сысерти), где делают йогурт «Варечка», тоже трудится робот — он доит коров. 


На ферме коровы живут в двух корпусах. В одном коровы стоят в стойлах, их доят с помощью молокопровода, в другом — гуляют свободно, их доит специальный робот, к нему животные заходят сами, так сказать в порядке живой очереди.


— Робот делает всё качественно. Он промывает вымя, массирует, сдаивает первые струйки отдельно — потому что там может быть небольшая грязевая пробочка, — рассказал директор завода Олег Бергер. — И потом начинает дойку, во время работы он меняет уровень вакуума. Сначала стимулирует молокоотдачу, потом, когда молокоотдача уменьшится, уменьшает уровень вакуума. Затем робот должен удачно завершить дойку — он обрабатывает вымя специальными средствами, обрабатывает доильные стаканы паром, и после этого корова выходит. 


Коровы встают в очередь к роботу, который их доит


Машина работает круглосуточно и останавливается только на час, многие коровы, по словам директора, предпочитают доиться ночью, здесь всё зависит от их желания. 


Как живут бурёнки и как создают легендарный йогурт, можно прочитать здесь


На днях генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин написал в своём Тwitter, что комбайнёры в России скоро потеряют работу.


— НПО автоматики (город Екатеринбург, разработчик систем управления ракеты «Союз-2») успешно провело испытания беспилотного комбайна со своей системой технического зрения и высокоточной навигации ГЛОНАСС, — написал Рогозин. — Внедрение робототехники, искусственного интеллекта, автоматизация производств рано или поздно изменят структуру рынка труда. Роботизация и укрупнение хозяйств — ключ к вовлечению заброшенных земель в сельскохозяйственный оборот.



Кто сейчас нужен на рынке? 


Специалисты, которые работают в сфере страхования, сейчас не пользуются популярностью — такие данные предоставил сайт по поиску работы Зарплата.ру. А возросли по популярности (в сравнении с 2016 годом) вакансии, связанные с транспортом и автобизнесом, — на 75%.


— Неудивительно, что самое большое увеличение вакансий за два года произошло в сфере «Транспорт и автобизнес». Это связано с популярностью сервисов по вызову такси через мобильные приложения — таких как Яндекс-Такси, Gett и так далее, — рассказал Е1.RU руководитель отдела брендинга и PR портала Зарплата.ру Иван Чирков. — Любой, у кого есть автомобиль, может зарегистрироваться в этих сервисах как водитель и подрабатывать в свободное время, когда удобно. Тенденция показывает, что популярность профессии водителя будет только расти.


Посмотрите на сколько процентов выросли по популярности одни профессии и на сколько упали другие


— Если говорить о медицине и фармации, то это можно связать с тем, что в последние годы стало модно заботиться о здоровье. Люди стали приходить к тому, что важно не только лечение болезни по факту, но и профилактика. Остальные сферы, где произошел рост, показывают, что рынок продолжает выходить из кризиса, который случился в 2014–2015 годах, когда рубль начал резко падать. Возвращаются в прежний темп строительство, логистика, работа различных предприятий, открытие новых точек общепита. Этим и объясняется необходимость в специалистах сферы «Бухгалтерия и финансы». Сейчас один из основных трендов российского рынка — увеличение количества индивидуальных предпринимателей. А всем им нужны бухгалтеры.


По словам Ивана Чиркова, вакансии бухгалтеров популярны ещё и потому, что эта сфера крепко привязана к человеческому фактору. 


— В то же время резко упало количество вакансий на рынке страхования, — добавил Чирков. — В первую очередь это связано с тем, что количество страховых компаний на рынке каждый год уменьшается. Рынком заправляют компании-гиганты, и мелкие игроки просто не выдерживают конкуренции. Такая тенденция будет работать и дальше.


Уменьшение количества предложений для топ-менеджеров можно объяснить также современными тенденциями — крупные компании стали стремиться к тому, чтобы обычные сотрудники сами управляли рабочими процессами, взаимодействовали друг с другом при работе над проектами. Во многих сферах естественным образом уменьшилась потребность в большом количестве топ-менеджеров.


Если вы попали под сокращение, ваше место занял робот и вы хотите про это рассказать, то пишите нам на почту m.ignatova@corp.e1.ru. Напишите, кем вы работали и где трудитесь сейчас. 


Роботов «из будущего» часто показывают на выставке «Иннопром». В 2016 году их было особенно много, посмотрите.