Проверяйте статус дилера через официальный сайт марки

Lada Granta на сто тысяч дешевле заводской цены, которая в итоге обходится клиенту в целый миллион? «Невозможно», — первая мысль от подобных историй. Но сеть «чёрных автосалонов» работает по всей России. Мы разобрались, как отличить настоящий автосалон от липового.


Крючок — низкая цена


Клиентов заманивают ценами, значительно ниже дилерских. Для сравнения, новая Lada Vesta у официалов стоит от 585 тысяч рублей, чёрные дилеры обещают прайс от 472 тысяч. KIA Rio предлагается ими за 532 тысячи, хотя в реальности его цена — от 625 тысяч рублей.


Для продвижения не используется наружная реклама и официальные СМИ, которые подпадают под действие ряда законов. Чёрные дилеры предпочитают доски объявлений и контекстную рекламу. Кроме того, они «инвестируют» деньги в заказные отзывы, поэтому в интернете вы найдёте в их адрес преимущественно хвалебные отзывы.


Что будет, если позвонить


Вам подтвердят, что автомобили есть в наличии, а низкая цена объясняется, например, отсутствием дилерских наценок или оптовым характером закупок.


Но учтите — средняя дилерская маржа на ходовые марки составляет 6–10%, то есть дисконт в 20–30% не получить даже при оптовых закупках.


Первый тревожный звонок


Клиента встречают радушно, предлагают чай, кофе и полный спектр услуг: страховку, установку допоборудования и автокредит. Но сразу выясняются две вещи. Первая — посмотреть автомобиль прямо сейчас нельзя: его обещают привезти позже с другого склада. Вторая — цена несколько выше ожидаемой. На возмущения клиента обычно отвечают, что по телефону сотрудник ошибся или нужный автомобиль уже продали, но есть другой и даже лучше.


Скрытые VIN


Даже если подходящий автомобиль стоит в автосалоне, вас должно насторожить нежелание сотрудников светить его VIN (идентификационный номер). Открыть капот не разрешат, а дубликат VIN на стекле или кузове будет заклеен. Почему? Потому что по VIN можно узнать предысторию автомобиля, что для аферистов нежелательно: не в их интересах раскрывать, у какого дилера куплен автомобиль, потому что дистрибьюторы стремятся прикрыть все лазейки.


Есть прецеденты продажи битых машин под видом новых


Таким же образом продают криминальные автомобили, например угнанные или находящиеся в залоге. VIN не будет фигурировать и в предварительных документах, которые вам предложат подписать, что позволяет подменить машину в процессе сделки. Подобная секретность — практически стопроцентный признак аферистов.


Страшное слово «задаток»


Основная ловушка — это подписание соглашения о задатке либо предварительного договора, который предусматривает неустойку в 30% за отказ от сделки. К этому вас будут склонять с использованием ряда уловок, дескать, пока автомобиль едет с другого склада, давайте начнём оформление...


Точка невозврата — это внесение клиентом суммы. Если новый автомобиль покупается по схеме трейд-ин, в качестве задатка может выступить старая машина.


Задаток является невозвратной суммой, о чем догадываются не все. Иногда документы маскируют под обычный договор, но уже в кассе пробивают чеки, на которых фигурирует именно слово «задаток».


Для клиента нет никакого смысла «бронировать» автомобиль, который якобы с минуты на минуту приедет в автосалон. Но после его внесения тон продавцов резко меняется.


И начинаются сюрпризы


Цена автомобиля вдруг абсурдно вырастает, и причин может быть масса: дешёвый автомобиль уже продан или в нём обнаруживается допоборудование. В зависимости от податливости клиента, наценка может составлять сотни тысяч рублей.


Наталья Колегова планировала купить Lada Granta за 303 тысячи рублей в екатеринбургском салоне. От «дилера» она уехала на Datsun on-Do (перелицованная Lada Granta) за 602 тысячи, взяв потребительский кредит под 18,9% годовых. Общая сумма расходов с учётом процентов банку — более миллиона рублей. Хуже того, Datsun оказался в минимальной комплектации без магнитолы, стеклоподъёмников и прочего оборудования — у официальных дилеров такой стоит 461 тысячу рублей. Наталья переплатила 700 тысяч рублей — в три раза!


Datsun on-Do почти идентичен Lada Granta и 603 тысячи в базовой версии не стоит


Кредит играет важное значение в афере: задача продавцов не просто забрать привезённую клиентом сумму, но вынудить его заплатить сверх того. Например, за ненужное допоборудование по чудовищным ценам.


Заставить нервничать


Почти всегда клиента заставляют ждать несколько часов. Волокита приправляется вежливостью сотрудников, которые объясняют её уважительными причинами. Маринуют обычно часов шесть, и особенно эффективно тактика работает с иногородними, которые не могут покинуть автосалон без колёс.


Когда клиент дошёл до кондиции, его склоняют на фискальные подвиги, вроде взятия быстрого кредита или покупки дорогой комплектации автомобиля. Измотанный клиент не придаёт значения, что в кипе подписываемых им документов обозначена совсем не та комплектация или процентная ставка. Он оставляет десятки подписей и тем самым легализует договор.


Отрезвление приходит наутро после радостного события.


Можно ли вернуть автомобиль и забрать деньги?


Это сложнее, чем кажется. Клиент подписывает документы добровольно, а машина соответствует спецификации, указанной в договоре. То, что спецификация отличается от обещанной, значения не имеет: в конце концов, автосалон заявит, что объяснил клиенту изменение цены и оснащённости, и тот заверил согласие подписями.


Теоретически можно оспорить сделку в суде, например, признав её кабальной. Но всё выльется в длительную тяжбу и потерю денег хотя бы на оплату процентов по кредиту, которым клиент пользуется в любом случае.


Подписывая документы, вы соглашаетесь на условия, даже если они абсурдны


Как бороться с аферистами


Больше всего подобные автосалоны боятся огласки и решительного настроя клиентов. В Екатеринбурге ситуация обострилась, и обманутые автовладельцы и правозащитники обратились к уже бывшему мэру города Евгению Ройзману. Один из участников процесса, координатор общественной организации «Движение» Дмитрий Золотов, прокомментировал события в Екатеринбурге:


— Аферисты такого рода предпочитают работать тихо, поэтому когда ситуация попала в СМИ и подключились мы, салоны урегулировали конфликт с большинством клиентов — речь идёт примерно о 15 пострадавших. Всего, по нашим оценкам, было обмануто более 50 человек, но не все обращаются за помощью.


«Дойка» клиентов не заканчивается после приобретения машины.


— Фактически мы имеем четыре заинтересованные стороны: автосалоны, банки, третьи лица, которые якобы обеспечивают сопровождение сделки, и, наконец, юристы, которые за 50–70 тысяч рублей предлагают обманутым клиентам урегулировать вопрос, — объясняет Дмитрий.


Впечатляет и масштаб проблемы: если в городах-миллионниках работает по два–три подобных автосалона, которые регулярно меняют вывески и юрлица, то в Москве счёт идет на тысячи. Схема отработана давно: например, пять лет назад житель Челябинска купил Lada Largus с двукратной переплатой.


Дмитрий Золотов советует не глотать обиду молча, а предпринимать вполне конкретные действия:


— Например, если вас вынудили внести задаток, а после изменения условий сделки угрожают оставить деньги себе — не спорьте, а вызывайте полицию. Автосалоны не хотят лишней шумихи, поэтому им проще уладить всё тихо. Фактически сделка считается состоявшейся, когда подписан акт приёма-передачи автомобиля, но даже после этого клиентам следует обратиться к нам или в СМИ. С большой вероятностью рано или поздно удастся вернуть деньги: в Екатеринбурге так и получилось.


Один из представителей челябинского автобизнеса добавил следующее:


— Неверно думать, что подобные автосалоны пытаются развести на полмиллиона каждого клиента: они могут в девяти случаях из десяти сработать с небольшой прибылью. Это всё равно означает переплату за автомобиль относительно дилерского прайса, но некритичную — скажем, 30–50 тысяч рублей. Такие автосалоны ждут наивного клиента, на котором смогут заработать сотни тысяч и окупить всё остальное.


Десять признаков подозрительного автосалона 


  1. Рекламируемая цена на 10–30% ниже, чем у официального дилера. 
  2. Отсутствие адреса компании на сайте дистрибьютора марки.
  3. Мультибрендовый салон, где бок о бок стоят популярные модели разных марок.
  4. Невозможность посмотреть выбранный автомобиль по прибытии в автосалон.
  5. Сокрытие VIN выставленных машин.
  6. Попытки склонить вас к подписанию «предварительных договоров».
  7. Необоснованное затягивание оформления.
  8. Принуждение к покупке более дорогой или оснащённой машины.
  9. Принуждение к покупке в кредит.
  10. Угроза потерять деньги в случае отказа от сделки.