Мэрии Екатеринбурга потребовалось четыре года, чтобы сделать парковку в центре действительно платной

На прошлой неделе парковки в центре Екатеринбурга наконец стали платными. С этого дня мэрия получила право запрашивать в полиции, кому именно принадлежит автомобиль нарушителя. Там пообещали, что уже на этой неделе появятся первые реально оштрафованные водители. До этого более четырёх лет оплата парковки была, по сути, делом добровольным.


Мы решили сравнить организацию парковочного пространства в Екатеринбурге и соседней Перми. Там стоянка платной стала два года назад — мэрия столицы Прикамья оказалась более проворной и смогла быстро наладить выписывание штрафов. Да и вообще есть ощущение, что там как-то изначально сделали все по уму.


Во сколько обошлись парковки и когда начали работать?


Екатеринбург


В это сложно поверить, но платные парковки в Екатеринбурге работают уже четыре года. В конце мая 2014 года по городу стали курсировать машины, которые должны были фиксировать нарушителей. Кстати, изначально планировали, что парковки запустят в декабре 2013 года. На первом этапе установили 20 паркоматов, на которые потратили из бюджета 18,5 миллиона рублей. На данный момент инвестиции составили 55,7 миллиона.


В Перми смогли ещё два года назад наладить систему наказания для любителей стоять бесплатно


Пермь


В Перми запуском платных парковок занимается «Ростелеком». Схема возврата инвестиций там довольно интересная: оператор полностью берет на себя установку паркоматов, их обслуживание и работу приложения, а инвестиции возвращает за счёт денег, которые платят водители за стоянку. В городской администрации говорили, что в парковочное пространство вложили около 40 миллионов рублей. Окупить проект планируют за пять с половиной лет.


Платные парковки в Перми заработали 15 августа 2016 года, с 1 октября стали штрафовать. На момент запуска системы в Перми было установлено 45 паркоматов на 2400 мест. В сентябре этого года добавились ещё 2700.


Когда работает и сколько стоит парковка?


Екатеринбург


Тут всё просто — парковка платная круглосуточно, да и тариф только один — 30 рублей в час. Говорят, что 15 минут можно стоять бесплатно. По сути же, речь идёт о времени, которое требуется машине с камерой, чтобы сделать круг и дважды зафиксировать машину на стоянке. В правилах есть только одно упоминание о времени: «Пользователь дает согласие на заключение с исполнителем договора путём размещения транспортного средства на парковке продолжительностью более 10 минут». Иначе говоря, формально разрешено стоять бесплатно менее 10 минут, а после этого договор парковки начинает действовать. Водитель должен заранее продумать, сколько будет стоять.


В отличие от Екатеринбурга, в Перми стоянка платная только днём в рабочие дни


В мэрии все эти годы обещали сделать бесплатными выходные, вечерние часы, а также внедрить карты для резидентов (людей, которые живут в центре). Но пока ничего из этого так и не сделали. Кстати, после введения штрафов вновь сообщили, что «работа ведётся». Остаётся только ждать.


Пермь


В отличие от Екатеринбурга, в Перми сразу вполне разумно ограничили время работы платной парковки — только в будние дни с 8:00 до 19:00. Изначально час стоил 15 рублей, но затем повысили до 20 рублей. Кстати, есть тариф и для мопедов с мотоциклами — 10 рублей в час.


В выходные можно стоять бесплатно. Оплатить же можно в течение 20 минут. Плюс к тому есть постоплата: «В случае наличия особых обстоятельств вы можете оплатить парковку до конца текущих суток в личном кабинете, воспользовавшись функцией постоплаты». Удобно.


Есть и абонементы — парковка на 10 рабочих дней стоит 1600 рублей, а на 20 рабочих дней — 3200 рублей. По сути, его стоимость рассчитана исходя из того, что машина будет стоять по 8 часов каждый из дней.


Как можно оплатить парковку?


Екатеринбург


Есть несколько способов оплатить стоянку, но у каждого свои особенности и недочёты.


При помощи SMS, которое надо отправить на номер 3116 с текстом: p66*номер_зоны*номер_автомобиля*кол-во_часов (пример: p66*201*А123АА96*3). Но если у вас корпоративный или кредитный тарифный план, то для вас такой способ оплаты недоступен. Также обделены абоненты «Мотива». А ещё придётся платить немаленькую комиссию в 8% (у МТС ещё 10 рублей сверху). Плюс этого способа только один — переплату можно вернуть: надо отправить сообщение с текстом p66*c.


В паркомате банковской картой или Екартой с тарифом «электронный кошелёк». Наличными оплатить не получится, а также нет опции вернуть переплату.


В мобильном приложении. Пожалуй, самый удобный способ. Приложение «Парковки Екатеринбурга» есть для всех платформ. Надо выбрать на карте интересующую вас парковку (либо воспользоваться строкой поиска и найти парковку по адресу или по номеру зоны) и нажать кнопку «Оплатить». Если вы задержались, то можно доплатить, а если вернулись раньше времени, то можно вернуть переплату. Ссылка на приложения есть на сайте парковочного пространства.


В Екатеринбурге, как и в Перми, паркоматы не принимают наличку


На сайте парковочного пространства. Там перейти во вкладку «Парковки», где выбрать зону, вписать номер машины и указать время.


Через личный кабинет. Можно заранее пополнить парковочный счёт в личном кабинете, а затем через него оплачивать парковку.

Наличными через терминалы Qiwi (комиссии нет) и «Фрисби» (комиссия 5%). Получается, что вы должны поставить машину, быстро добежать до терминала и заплатить. Неудобно.


Пермь


Способы оплаты те же самые. Отличие только в том, что есть возможность купить абонемент.


Самым популярным способом оплаты стоянки в центре города, как рассказали в пресс-службе уральского «Ростелекома», у пермских автолюбителей по итогам двух лет стала оплата с использованием мобильных ресурсов (SMS-сообщение, мобильное приложение, сайт) — ими воспользовалось 58% пользователей парковок. 35% водителей предпочитает оплачивать банковской картой через портал или в мобильном приложении. Еще 6% выбирают паркоматы, 1% водителей оплачивает с помощью Яндекс.Кошелька, менее 1% пользуются платежными терминалами.


Какой штраф?


Екатеринбург


Мэрия продолжает утверждать, что штраф за парковку составляет от 1000 до 3000 рублей. Но представитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов указывает, что размер санкции не может быть больше 1000 рублей.


— Согласно КоАП, если правонарушение выявляется в автоматическом режиме, то можно выписать штраф только на минимальную сумму. Совершенно непонятно, зачем вводили дифференцированную шкалу, если нарушителей правил парковки фиксируют только автоматически, — отметил автоправозащитник.


В Перми есть водители, которые снимают номера, когда уходят. По сути, это законный способ избежать штрафа за неоплату парковки


Пермь


Никакой вариативности — всем нарушителям полагается штраф в 1000 рублей.


Сколько заработали на парковке?


Екатеринбург


В 2017 году, как говорил глава транспортного комитета мэрии Игорь Федотов, городской бюджет получил с паркоматов 8 миллионов рублей. Затраты же составили 28 миллионов. Администрация планирует, что после появления штрафов получится собирать в бюджет около 15 миллионов каждый месяц.


Пермь


С момента создания Единого парковочного пространства на центральных улицах Перми система внесения платежей обработала около 3,5 миллиона операций: из них 2,8 миллиона — это оплата за парковку, остальные — прекращение и продление парковки, пополнение счета в личном кабинете. Доходы от платных парковок составляют 28–30 миллионов в год (их до 2021 года будет получать «Ростелеком», но не больше 155,4 миллиона рублей). Плюс к тому бюджет получает деньги от штрафов — только за 11 месяцев 2017 года их выписали на 65 миллионов рублей.


Итог


Очевидно, что в соседней Перми изначально смогли вполне разумно организовать работу платных парковок. В Екатеринбурге же пока только обещают внести изменения в правила стоянки в центре города. Новая дата улучшений — с 2019 года, но пока никакой конкретики нет.


В Екатеринбурге выписывать штрафы будет административная комиссия, и это значительно усложнит процесс


Плюс к тому, как отмечает постоянный автоэксперт E1.RU Дмитрий Ларионов, штрафы в Екатеринбурге будут выписывать в полуавтоматическом режиме, а потому оформлять протоколы станет административная комиссия. И ей придётся доказывать, что за рулём в момент нарушения сидел именно тот водитель, на которого они завели дело, а не кто-то другой. Если они не смогут этого сделать, то наказать нарушителя не получится. Так что далеко не факт, что система платных парковок наконец заработает в полную силу.